III) В нравственном отношении церковные каноны требуют избирать в священство людей, издавна известных своим добрым и безукоризненным поведением (лаод. 12; ср. 1 всел. 9; Вас. Вел. 82). В частности, нравственные качества, требуемые священным саном, указаны апостолом Павлом в его посланиях к Тимофею и Титу и выяснены св. отцами Церкви. (См. 1-й вып. «Учебника», стр. 70–72 и 75–86). Апостол все свои наставления сводит к тому, чтобы священнослужители были для христиан образцом «в слове, в житии, и в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12 ). По учению же св. Златоуста, «священник должен вести себя так, чтобы самая наглая клевета не могла уличить его в каком-нибудь нравственном преступлении, – чтобы самый недоброжелательный язык не мог не засвидетельствовать всем известных добрых качеств и поступков, делающих его достойным пастырства». «Священник, – говорит он, – должен быть так (нравственно) чист, как бы стоял на небе посреди ангельских сил». Строгость нравственных требований в отношении к желающим принять священный сан непременно предполагает в кандидате священства внутреннее призвание его к пастырскому служению, понимаемое в смысле непреодолимого влечения к этому званию, исходящего из сердечного благоговения пред его высотою, чуждого всяких корыстных целей ( 1Тим.3:1 ), и сопровождаемого искренним желанием с полным самоотвержением и братскою любовью к ближним послужить Церкви Божией. И апостол Петр учит надзирать за паствою не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия ( 1Пет.5:2 ). Только истинное призвание к пастырству способно воспитать постоянную готовность ко всякого рода лишениям и жертвам, неизбежным в жизни священника. Для того, чтобы устоять пред напором материальных нужд, с твердостью переносить все, часто незаслуженные нравственные страдания, а также, вращаясь в мирском кругу, равнодушно относиться ко многим общественным удовольствиям, составляющим запрещенный плод для священника, нужно обладать поистине великою силою духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

А. Учение Церкви об освящении Святых Даров. Б. История вопроса. В. Эпиклеза на Востоке и вопрос о её древности вообще. Г. Эпиклеза на Западе. Д. Изменения, происшедшие в моменте эпиклезы. 1. Изменения в тексте самой молитвы эпиклезы. 2. Изменения в рубриках. 3. Интерполяция тропаря третьего часа. Ходатайственные молитвы (Intercessio). Ектения после освящения Даров. Возношение Святого Агнца. Раздробление Святого Агнца. «Теплота». Причащение священнослужителей. Причащение мирян. Киноник. Перенесение Святых Даров на жертвенник. Заамвонная молитва. Потребление Святых Даров. Окончание Литургии. Заключение. Наставникам, хранившим юность нашу. От автора. B основу настоящей книги легли лекции студентам Православного Богословского Института (Свято-Сергиевской Духовной Академии) в Париже и чтения на повторных курсах для священников там же. Предлагаемый труд представляет собою историческое, богословское и практическое толкование Божественной Литургии. Co времени вышедшей еще в начале 19 столетия книги И. Дмитревского православная богословская литература не имела такого руководства для объяснения Литургии, которое могло бы быть полезным, как для пастыря, так и для рядового верующего. На Западе и у католиков, и у англикан, и у протестантов имеется немало таких исследований и толкований, и они постоянно продолжают совершенствовать подобные издания и применять их к требованиям читателей. Потребность толкования Литургии ощущается уже давно у нас. С одной стороны, богатая символизмом наша Литургия не во всем понятна верующему; с другой, очень большое количество специальных вопросов требует своего исторического и богословского обоснования и объяснения. На удовлетворение обеих задач и было направлено наше намерение при составлении настоящего курса. В основу богословских и символических объяснений легли толкования святого Максима Исповедника, святого Германа Константинопольского, Николая Кавасилы и Симеона Солунского, равно как и вся вообще патристическая литература. Что же касается разрешения спорных научных вопросов, мы старались искать ответа у всех литургических и исторических авторитетов, без различия их конфессиональной принадлежности. Литература вопроса безгранична, и, разумеется, нельзя исчерпать всего океана библиографии, но то, что было нам доступно в библиотеках Парижа и других центров, было нами использовано.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Между тем, как известно из его биографии, преподавание богословских наук занимало далеко не последнее место в жизни отца Иоанна. Так, вскоре после окончания академии со степенью кандидата богословия он оставляется профессорским стипендиатом Московских духовных школ и начинает свою преподавательскую деятельность. За все время своей деятельности в качестве преподавателя отец Иоанн преподавал различные дисциплины, среди которых — пастырское богословие, практическое руководство для пастырей и литургика, преподавание которой было начато им в 1974 году. Им опубликовано более 100 исследований в различных изданиях. Преподавание схиархим. Иоанна особенно ценилось студентами. По воспоминаниям, преподавал он увлекательно, так что на его лекции приходили студенты из других классов. На основании курса, читанного отцом Иоанном для 3 класса семинарии в 1984 г., и был создан тот конспект, рассмотреть который мы здесь намереваемся. Изучение его прольет свет на уставные особенности и богослужебную практику, которая существовала в данный период и которая преподавалась будущим пастырям. Для каждого студента духовной школы богослужение и храм — это главная аудитория, в которой происходит формирование облика церковно-священнослужителя. В начале конспекта, как и полагается для всякого подобного учебного пособия, приводится краткий экскурс в понятие литургики как науки. В учебном пособии подобного рода невозможно было полностью избежать определения предмета изучения. Рассмотрим, как свой предмет определяет здесь автор. Во введении, озаглавленном «Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики», воспроизводится стандартное определение литургики как науки о богослужении Православной Церкви . Далее следует объяснение названия предмета, как происходящего от греч. «λειτουργεα». Впрочем, в тексте конспекта греческий термин дается в русской транскрипции. Далее определяется предмет изучения литургики как «содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает Православная Церковь» .

http://bogoslov.ru/article/5834094

Не полагая в возникновении гомилетических руководств особенно благоприятного признака для общего хода проповеднической литературы на западе, мы не можем без уважения относится к тем лицам, которые писали практические замечания для пастырей-проповедников, и тем засвидетельствовали свою заботливость о возможном улучшении проповеднического дела в том кругу, в котором они обращались. Для запада, небогатого в литературно-проповедническом отношении в первые века христианства, эта заботливость была нужна и могла производить благотворное действие. В истории христианской гомилетики, как теории или науки, имя св. Григория Двоеслова следует тотчас же за именем блаж. Августина, и его Пастырское правило, содержащее в себе так много полезных указаний для проповедника, должно стоять рядом с Христианскою наукою Августина. Пастырское правило писано Григорием на самых первых порах его епископского служения и писано в ответ на дружеские упреки, с какими относился к нему Иоанн, епископ Равеннский, по поводу его усильных отказов от епископского служения 442 . Чтобы оправдать себя от этих упреков друзей, св. Григорий пишет сочинение, в котором показывает высоту и трудность пастырского служения, устрашающую всякого приближающегося к ней. С внешним поводом соединялась внутренняя потребность: вступив на кафедру епископа, св. Григорий естественно должен был подумать, где он и что он. И вот внутренние думы его пастырского самосознания вылились на бумагу и представили идеальные требования, какие предъявляет каждому должность пастырская. Эти думы отчасти выражены и в окружном послании его к епископам, 443 и в некоторых беседах. Пастырское правило св. Григория Великого не посвящено исключительно проповедничеству, как не посвящена этому предмету исключительно и Христианская наука блаж. Августина, которая в первых трех частях говорит о способах толкования св. Писания, и только в четвертой части рассуждает о том, как найденный в Писании смысл излагать народу. Пастырское правило говорит о пастырском служении вообще, и прежде (в первой части) определяет, какие свойства должен иметь тот, кто хочет посвятить себя пастырскому служению, потом (во второй) показывает, каково должно быть поведение принявшего на себя пастырское звание, и наконец только третья часть посвящена исключительному рассуждению о том, как должен учить других пастырь церкви. В заключение присоединена четвертая, очень краткая, часть, которая внушает пастырю и мудро учащему постоянную бдительность над собой, чтобы исцеляющий немощи и болезни других при успехе не увлекся к гордости и самообольщению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

От души желаю Вам, дорогой Владыко, здоровья и долгих лет. Прошу архипастырских молитв. С любовью во Христе прот. А. Мень 26 июля 1979 г. Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыко! Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова. Всегда с любовью думаю о Вас, о Ваших трудах и удивительном жизненном пути. Дай Бог Вам и дальше оставаться светильником Церкви, чтобы Ваш голос был свидетелем ее высшей Правды. Ваше руководство по пастырству, хотя и давно написано, но продолжает играть роль для многих, кто начал и кто проходит путь служения. Прошу молитв. Ваш прот. А. Мень 27 дек. 1979 г. [Из письма архиеп. Иоанна к Н. А. Струве. Конфид. посылаю Вам строки о. А. Меня. Очевидно, он тут говорит о входе в Самиздат моей книги (времен архимандритства моего европейского) «Философии Православного Пастырства». Большая часть этой книги вошла в Сборник «Надежда», кн. 1–я, Зои Крахмальниковой, что переиздан «Посевом». Сей труд «вернулся в зарубежье», как советский Самиздат… 12 янв. 1980 ] Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Еще раз воспользовался случаем написать Вам не по почте, а с оказией, чтобы можно было говорить, не оглядываясь на бдительную цензуру. Рискнул Вас побеспокоить вот по какому поводу: больше 15 лет назад я написал для новоначальных две книги, одну о Христе, другую о православном богослужении. Они разошлись по России в сотнях списков, ввиду явной нехватки у нас книг такого содержания. В 1968 и 69 гг. брюссельское издательство «Жизнь с Богом», которое и сейчас занимается апостольской и экуменической деятельностью, издало их (каждая книга имела два тиража за это время). Сейчас назрела потребность написать эти книги в новом ключе, для более подготовленного читателя. Об этом мне настойчиво говорили многие (как епископы и священники, так и миряне). Я последовал их совету. И вот теперь, по милости Божией, обе книги готовы (о Христе, кажется, уже в печати). Поскольку мне, православному автору, приходится, в силу ряда причин, публиковаться в католическом издательстве, мне очень было бы ценно иметь небольшое предисловие православного иерарха или богослова. Издатели снабдили первое издание книги о богослужении краткой преамбулой православного епископа, имени которого не назвали. Так вот: сейчас я осмеливаюсь обратиться к Вам с этим вопросом. Не могли бы Вы написать хотя бы несколько строк от своего имени? Александра Николаевна Чиликина писала мне и передавала благосклонный отзыв Ваш о моих опусах. Это–то и ободрило меня и побудило написать Вам. Если Вы сможете – я буду Вам бесконечно признателен. Ваше имя для многих имеет значение авторитетное. Практически у меня нет возможности списаться с издательством. Остается только просить Ваше Высокопреосвященство написать им в Брюссель. Они смогут прислать Вам копию рукописи или гранки. Если книга о Христе уже издана, то – хотя бы – несколько слов к книге о богослужении. Я ее отправлю им вскоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Предварительные результаты этой работы обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви " Православное богословие на пороге третьего тысячелетия " (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме " Церковь и общество — 2000 " , который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня 2000 года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта Концепции. В положениях социальной концепции нашла отражение также богатейшая история церковно-общественных отношений, в которой запечатлен двухтысячелетний опыт свидетельства Церковью Христовой евангельских истин перед лицом мира. В " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " не следует искать пусть важных, но сиюминутных, краткосрочно-актуальных вопросов, а также проблем отдельных епархий. Нам необходимо было дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. Концепция — это базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. Это долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия. Но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков — большей части второго тысячелетия. На основе концептуального подхода, представленного в этом документе, Священноначалие на всех уровнях сможет принимать определения по более частным вопросам. Кроме того, Концепция устанавливает ряд конкретных норм и принципов, она должна стать авторитетным практическим руководством для архиереев, священников и мирян. Это позволит членам Церкви занимать действительно общую позицию в диалоге с властью и обществом, это будет способствовать объединению наших сил. А " внешним " , то есть светскому обществу, документ Собора даст отчетливое представление о том, каково же мнение Церкви по насущным проблемам современности. По мере изменения государственной и общественной жизни, по мере появления в этой области новых проблем, требующих церковной оценки, социальное учение Церкви будет, несомненно, развиваться и совершенствоваться, почему принятый Собором документ и именуется Основами.

http://zavet.ru/rchten2.htm

При этом отец Леонтий не увлекался красноречием и многословием, фразы строил ясные, четкие, причем старался основные мысли повторять по несколько раз, как бы вколачивая их в наши головы, видимо понимая, что нам, бывшим советским школьникам, лексикон семинарских наук непривычен. До сих пор у меня в памяти держится фраза с первого урока по Ветхому Завету, когда отец Леонтий излагал нам начала исагогики. Она звучала так: «ученый монах IV века Адриан написал труд «исагоги ис тас фиас графас». Надо отметить, что Владыка Митрополит был ревностным почитателем аввы Сергия и ежегодно в дни памяти Преподобного посещал его Лавру. И вот, много лет спустя, встречаясь с Владыкой Леонтием у Троицы, я иногда вместо приветствия произносил эту фразу, от чего он всегда приходил в веселое настроение и начинал расспрашивать о судьбах выпускников МинДС. При этом обнаруживалась его великолепная память: спустя годы, он помнил не только фамилии учащихся, но многих величал по имени–отчеству. В свое время Владыка Леонтий окончил теологию ВУ со степенью магистра богословия, владел немецким и древнееврейским языками, но так и остался в советское время невостребованным для большого богословия, определенный на периферийную кафедру. Более десяти лет преподавал в МинДС протоиерей Борис Шишко, выпускник теологии ВУ, магистр богословия (защитил диссертацию на тему: «Профессор А.И.Дмитриевский и его литургическая деятельность»). В Жировичи отец Борис прибыл с прихода в 1950 году. В Семинарии в разные годы преподавал разные предметы, в том числе Библейскую историю, Практическое руководство для пастырей, Литургику, Нравственное богословие. По всем этим предметам он составил пособия для всех классов Семинарии. Много сделал о. Борис для семинарской библиотеки, которой заведовал почти десять лет. Кроме того, отец Борис–талантливый регент и несколько лет управлял смешанным соборным хором, состоявшим из семинаристов и местных жителей, потомственных певчих при монастыре. К тому же, сам отец Борис обладал прекрасным тенором мягкого лирического звучания и при возможности исполнял сольные партии или же пел в дуэтах и трио, доставляя молящимся духовную радость и утешение.

http://pravoslavie.ru/30027.html

Собственно, уже на этапе формулировки такой угрозы проявляется характер учения обмирщенных священников: в их представлениях не только ложные субъективные взгляды, но зачастую даже ложные субъективные учения (ереси) якобы не являются препятствием для спасения душ. Достаточно в «общих чертах верить» в Христа, в «единого Бога» или даже «просто быть хорошим человеком». Кроме того, суждения пастырей охватывают весьма широкий круг предметов, – от церковно-богословских до бытовых – и священники-обмирщенцы как раз и склонны считать, что если за церковно-богословскую сферу они еще несут ответственность, то в вопросах общественной, лично-бытовой сферы, культуры в целом они вольны иметь и проповедовать, «просто выражать» свои личные предпочтения и даже пристрастия. В то время как, очевидно, для большинства верующих и даже нецерковных лиц слово священника так или иначе воспринимается как голос Церкви – тем более что между собой у священников-обмирщенцев личные взгляды и предпочтения по «внешним» вопросам склонны совпадать. Разумеется, серьезность угрозы со стороны обмирщения мировоззрения священства и близко не осознается со стороны светских властей, светской интеллигенции. Напротив, зачастую от них исходит запрос и импульсы на такое обмирщение, секуляризацию, «подтягивание» умонастроения служителей Церкви (не говоря уже о простых прихожанах) к «своему»: Церковь здесь «не должна мешать жить» – будоражить совесть, вносить «слишком» высокие нравственные критерии в общественные отношения, в целом «проявлять чрезмерную заметную активность». При этом совсем не осознается, что отталкивание, даже частичное отворачивание от слова Церкви, в конечном счете, приводит к большим бедам и для самих отворачивающихся (как и для несчастных обмирщенных клириков), – тех же властей, – которые этим утрачивают не только истинные ориентиры, но и благословение от Бога. Нужно, однако, признать, что проблема обмирщения мировоззрения и учения священства не находит и должного осознания, провозглашения, осмысления и практических выводов и на уровне самого церковного руководства, хотя по значимости она такова, что вполне заслуживает ведущей позиции на Поместных или Архиерейских Соборах. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из общедоступных заключений, постановлений, резолюций. Помимо прочего, священники с обмирщающимся мировоззрением склонны тяготеть к себе подобным, группироваться, выступать «единым фронтом» (вплоть до создания латентных «внутрицерковных» сект), создавая у мирян и самих себя обманчивое впечатление «соборности» и правоты.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/21/mirovo...

10 декабря 1992 г. назначен благочинным церквей вновь образованного Китай-городского округа г. Москвы, в которое вошли все православные храмы города, находящиеся в границах бывших стен Китай-города. 1 февраля 1992 г. освобожден от преподавания в Московской духовной семинарии и Регентской школе при МДА. 1 сентября 1992 г. восстановлен в должности преподавателя Практического руководства для пастырей в 3-м классе Московской духовной семинарии и Основ православной нравственности в Регентской школе при МДА. 12 сентября 1993 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 20-летием священнослужения награжден орденом блгв. кн. Даниила Московского III ст. 29 декабря 1993 г., в дополнение к несомому послушанию, назначен и.о. настоятеля Патриаршего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая Мирликийского — «Красный Звон» и святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех, с поручением «озаботиться о скорейшем возвращении Церкви вышеуказанных храмов, а также принадлежащих им строений и земельных участков». 22 декабря 1994 г., в дополнение к несомому послушанию, назначен настоятелем вновь учрежденного Патриаршего подворья при воссоздаваемой часовне в честь Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских Ворот, что у Красной площади г. Москвы, «с поручением забот о каноническом соответствии данной часовни и об оборудовании ее всем необходимым для возобновления в ней богослужений». 11 апреля 1995 г. включен в состав вновь созданной Экзаменационной группы при Епархиальном совете г. Москвы под председательством протопресвитера Матфея Стаднюка для собеседования с лицами, поступающими в духовные учебные заведения. В связи с происшедшими изменениями в административно-территориальном делении г. Москвы и в связи с образованием новых благочиннических округов, 1 апреля 1996 г. назначен благочинным церквей Покровского округа г. Москвы, включающего в себя храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях «Китайгородское» (исключая Казанский собор на Красной площади) и «Таганское» Центрального административного округа г. Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245720...

17 марта 1988 года «за плодотворные труды на пользу Церкви» удостоен награждения митрой. 17 октября 1990 года назначен настоятелем переданного Церкви храма Богоявления бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе — храм находился в аварийном состоянии, свод храма разрушен, барабан и купол отсутствовали. 10 декабря 1992 года назначен благочинным церквей вновь образованного Китай-городского округа города Москвы, в которое вошли «все православные храмы города, находящиеся в границах бывших стен Китай-города». 1 февраля 1992 года освобожден от преподавания в Московской Духовной семинарии и Регентской школе при МДА. 1 сентября 1992 года восстановлен в должности преподавателя Практического руководства для пастырей в 3 классе Московской Духовной семинарии и Основ православной нравственности в Регентской школе при МДА. 12 сентября 1993 года «во внимание к усердным трудам и в связи с 20-летием священнослужения» награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. 29 декабря 1993 года в дополнение к несомому послушанию назначается исполняющим обязанности настоятеля Патриаршего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая Мирликийского — «Красный Звон» и святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Старых Панех, с поручением «озаботиться о скорейшем возвращении Церкви вышеуказанных храмов, а также принадлежащих им строений и земельных участков». 22 декабря 1994 года, в дополнение к несомому послушанию, назначен настоятелем вновь учрежденного Патриаршего подворья при воссоздаваемой часовне в честь Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, что у Красной площади города Москвы, «с поручением забот о каноническом соответствии данной часовни и об оборудовании ее всем необходимым для возобновления в ней богослужений». 11 апреля 1995 года включен в состав вновь созданной Экзаменационной группы при Епархиальном Совете города Москвы под председательством протопресвитера Матфея Стаднюка для собеседования с лицами, поступающими в духовные учебные заведения.

http://lib.cerkov.ru/authors/1380

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010