С 2007 года под руководством отца Александра проводятся ежегодные научно-практические конференции «Русская Православная Церковь и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и сотрудников правоохранительных учреждений», в которых участвуют священнослужители Санкт-Петербургской епархии, занимающиеся духовным окормлением военнослужащих, а также военнослужащие Ленинградского военного округа и Ленинградской военно-морской базы. Усилиями отца Александра при возглавляемом им Отделе создан координационный совет военно-патриотических и спортивных клубов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Главная задача совета - помощь клубам в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день в совет входит более 20 молодежных объединений. Представители Отдела регулярно участвуют в конференциях по военно-патриотическому воспитанию молодежи, различных военно-патриотических мероприятиях. Отец Александр лично духовно окормляет деятельность военно-патриотического спортивного клуба «Радогор», где занимается около 200 подростков. Работа клуба направлена на возрождение духовных традиций воинов Российской Армии. Награждение протоиерея Александра будет способствовать росту авторитета Православной Церкви среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных организаций. Собор православной интеллигенции от всей души поздравляет отца Александра с высокой правительственной наградой и Пятидесятилетним Юбилеем, который батюшка отметил в день перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского и желает ему многая и благая лета! Александр Беляков, председатель Совета Собора православной интеллигенции, капитан 1 ранга, специально для «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/16/ote...

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом//ЖМП. 1975. 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве//Там же. 1977. 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения//StdO. 1979. 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению//Там же. 1980. 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека//Там же. 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших//Там же. 1981. 4. С. 58-64; 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека//Там же. 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род)//Церковный вестн. Варшава, 1989. 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества//Там же. 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека//Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси//ЖМП. 1994. 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Хорошо, конечно, и необходимо читать книги святых отцов и запоминать прочитанное. Плохо только, когда эти книги становятся для нас чем-то вроде картин в музее: подошел, полюбовался, пережил «катарсис», запомнил автора и отошел с веселым сердцем. Рассказал другому о богатстве внутреннего мира живописца, о фактуре красок на полотне, о символике сюжета и уникальности композиции. Потом, глядишь, сходит в этот музей друг, и вы уже будете вдвоем такие духовно богатые. Книги святых отцов – это не картины, а скорее схемы. Или карты. Или планы эвакуации. Зашел в незнакомое здание причудливой архитектуры получить справку, а тут на беду – пожар. Куда бежать? Глянул на пожарную схему – и спасся из огня. Так и в жизни. Родились мы в причудливое время, когда не понятно, каким путем можно спастись, прочитали книгу – и стало ясно из нее кое-что. Из другой – еще немного. Так, глядишь, и путь спасения обрящешь. Книги отцов – это карта, которая указывает, как и куда нужно идти, чтобы попасть в Царство Небесное. Они созданы не для интеллектуального наслаждения, а с конкретной практической целью руководства. Они намечают и своеобразные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. Скажем, ходишь в церковь, ходишь, а как ругался с утра до вечера с женой, так и ругаешься. Значит, батенька, не туда или не так идешь. Поэтому книги отцов, как и карту местности, нужно не читать, а изучать. Обнаружил способ действия, приносящий пользу, дающий конкретный эффект против определенной страсти, опробовал его, значит, можно и с другим поделиться, страждущим тем же духовным недугом, что и ты, – глядишь, и ему поможет. Так точно и на бытовом уровне: в больнице, например, лежат в палате все язвенники и обмениваются опытом, что кому лучше помогает от болезни. Так вот пастырь поставлен в такое положение, когда должен знать лекарства от всех болезней. Не только как доктор, теоретически, а еще и опытно, как переболевший всем. Если бы все советы, которые я даю людям, я бы мог давать из личного опыта! Пускай бы даже не как победитель страстей, а хотя бы как борец с ними. Тогда бы я истинно заслужил звание «духовник». А так… Приходится иногда делать назначение наугад. Ну, попробуйте вот эту таблетку. Не помогает? Тогда вот эту мазь. И эта не идет? Тогда физиопроцедуры. А больной тем временем теряет в весе и бледнеет, и уже нет у него сил на духовные эксперименты.

http://pravoslavie.ru/91854.html

Церковь есть преимущественно нравственный союз, a потому закон церковный более, чем всякий другой, имеет ближайшую связь с законом нравственным, составляющим собою такое богодарованное основание, по которому человек различает добро от зла. Сходясь с последним в своем божественном происхождении и своей цели – духовном усовершенствовании и спасении людей, чрез направление их мыслей и воли к добру и приведение их к согласию с требованиями христианской нравственности, закон церковный в то же время отличается от него, как часть от своего целого. 1) Закон нравственный гораздо шире закона церковного, который проникается и оживляется первым. Закон нравственный содержит в себе идею христианской добродетели и основу нравственного совершенства; закон церковный раскрывает эту идею и основу в частных положительных правилах, применительно к разным обстоятельствам и условиям жизни общественной. Например, закон нравственный внушает нам вообще веровать в Бога и почитать его, a закон церковный определяет, в частности, самую форму исповедания и устанавливает определенный порядок христианского богослужения. Или: закон нравственный учит вообще о нравственной чистоте супружества, a закон церковный излагает и самые условия бракосочетания, порядок его совершения и т. п. Закон нравственный внушает воздержание, закон же церковный предписывает особое время поста и определяет самый род пищи. II) Нравственный закон имеет в виду человека как христианина вообще; церковный же закон рассматривает его как члена видимого религиозного общества, определяет его положение в нем, его права, обязанности и отношения общественные. Не все религиозно-нравственные обязанности, возлагаемые на человека христианством, носят характер правовых обязанностей и могут быть предметом правовых определений, но только те, которые неразрывно связаны с внешним положением христианина в известном церковном обществе и которые необходимы для существования внешнего церковного порядка. III) Закон нравственный относится преимущественно к внутренней жизни человека, a закон церковный, сходясь с ним по духу, имеет по своей форме более внешний или юридический характер; первый предает поступки христианина суду его личной совести, a последний, кроме того, предает его суду внешнему, формальному, по установленному порядку, и требует внешнего наказания за проступки, в смысле внешнего ограничения церковных прав. Вот почему законы христианской нравственности всегда и для всех одни и те же; между тем законы церковные в разные времена и в разных церковных обществах различны 2 . § 4 . Законодательная власть и органы Церкви вселенской и поместной

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

10 окт. 1914 г. пострижен ректором академии Ямбургским еп. Анастасием (Александровым) в монашество с именем в честь свт. Николая Мирликийского. 11 окт. рукоположен еп. Анастасием во диакона, 12 окт.- во иерея с причислением к академическому храму Двунадесяти апостолов. 26 окт. определением Синода командирован на театр военных действий духовником-проповедником санитарно-питательного поезда. 27 нояб. того же года переведен исполняющим должность полкового священника в лейб-гвардии Финляндский пехотный полк, действовавший в составе войск Юго-Западного фронта. 17 дек. 1914 г. из-за заболевания ревматизмом с осложнением на сердце эвакуирован в Петроград на излечение. Определением Синода от 18-19 авг. 1915 г. назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Петроградской ДС (до сент. 1918). Также с 12 дек. 1916 г. служил настоятелем новопостроенного храма свт. Николая Чудотворца при Николаевской детской больнице на Каменноостровском проспекте (до 26 февр. 1917). 3 дек. 1918 г. назначен исполняющим должность настоятеля Петропавловского собора г. Петергофа Петроградской губ. (ныне в составе С.-Петербурга). Организовал приход вокруг бывш. дворцового храма, чтобы не допустить его закрытия. В зимний период из-за невозможности отапливать собор службы переносились в соседнюю Крестовоздвиженскую ц. При Крестовоздвиженском храме с янв. 1919 г. стараниями Н. было возобновлено преподавание Закона Божия. 15 авг. 1919 г. принят в число братии Александро-Невской лавры с назначением правителем дел Духовного Собора, но ввиду возвращения к обязанностям настоятеля петергофского Петропавловского собора в должность не вступил. 27 дек. 1919 г. был назначен исполняющим должность наместника Александро-Невской лавры. 28 дек. того же года возведен в сан архимандрита. Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона и Синода от 5 марта 1920 г. утвержден наместником Александро-Невской лавры. 23 янв. 1920 г. избран ректором создаваемого Петроградского богословского ин-та, но через неделю отказался от должности.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

I.7. Подчеркнуть важность переосмысления форм и методов пастырской, миссионерской, молодежной, образовательной и благотворительной работы, осуществляемой в епархиях и приходах. Выражая благодарность Синодальным учреждениям и их руководителям за понесенные до сего дня труды на этих направлениях, считать необходимым усилить координационную и методологическую поддержку с их стороны соответствующих епархиальных отделов и ответственных лиц. I.8. Учесть и принять к руководству в епархиях и приходах Русской Православной Церкви решения, вынесенные по предложениям Святейшего Патриарха в постановлениях Епархиального собрания г. Москвы от 23 декабря 2009 года «О состоянии и развитии церковной жизни в Первопрестольном граде». I.8. Отметить необходимость усовершенствования административной, судебной и финансовой деятельности епархий в русле преобразований, осуществляемых на общецерковном уровне. Обратить особое внимание на необходимость достаточного финансирования деятельности центральных церковных учреждений со стороны епархий, а также поддержки ХПП Русской Православной Церкви «Софрино» путем закупки его продукции, причем епархиям следует поддерживать диалог с предприятием по вопросам качества продукции и ценообразования. I.9. Продолжить работу над корректировкой реформы духовного образования. Указать на важность направления выпускников высших духовных школ на такие послушания, где они смогут полноценно реализовать те знания и навыки, которые вложила в них Святая Церковь за годы обучения.   II. Взаимодействие Церкви, государства и общества II.1. Выразить удовлетворение деятельностью новоучрежденного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. II.2. Усилить взаимодействие Русской Православной Церкви с органами государственной власти стран ее канонического пространства и диаспоры, особенно с целью скорейшего принятия законодательных и подзаконных актов, регулирующих передачу Церкви несправедливо отнятого у нее имущества. II.3. Считать целесообразным для практической реализации означенной инициативы повсеместное создание епархиальных отделов по взаимоотношениям Церкви и общества или назначение епархиальных ответственных за такие взаимоотношения. Указанные отделы и лица должны координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1061582.ht...

     В декабре 1955 года произошла радостная встреча с вернувшимся из ссылки архиепископом Мануилом, которого назначили на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 года о.Иоанн в свободное от стипендиатской работы время помогал своему архипастырю составлять " Чин архиерейского отпевания " , а осенью он был определен преподавателем Минской духовной семинарии и пострижен в мантию. Иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой.      В сентябре 1957 года, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, о.Иоанна освободили от преподавательской деятельности, и он вернулся к старцу-святителю в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над капитальными трудами: " Каталогом русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 годы " , " Топографией архиерейских кафедр и викариатств " того же периода и " Фотоальбомом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года " . За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 года был награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями.      В сентябре 1959 года о.Иоанн был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской Духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священное Писание Ветхого Завета. Трудился иеромонах в семинарии всего год и в сентябре 1960 года снова был направлен в распоряжение Высокопреосвященного Мануила, в то время бывшего уже архиепископом Куйбышевским и Сызранским. Владыка определил ему быть священником и ключарем Покровского кафедрального собора г.Куйбышева (Самары).      Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн в то же время помогал своему старцу в его литературных трудах и готовил магистерскую диссертацию. Трудясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, ученик унаследовал от наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории.      В апреле 1961 года иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 года - в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 года владыка Иоанн защитил в Московской духовной академии диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 году он утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 года ему поручается временное управление Чебоксарской епархией.

http://zavet.ru/book/ioanns.htm

  — Приходилось слышать, что определение «церковно-практические дисциплины» слишком общее и не дает ясного представления о том, какая же именно специализация у бакалавра и особенно у магистра. Поясните.  — В нашей академии сейчас четыре отделения: библейское, богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Такая же схема реализуется и в западных вузах, например в Германии, где в рамках каждого из этих четырех направлений есть несколько самостоятельных кафедр. На церковно-практическом отделении самое большое количество предметов, сгруппированных в основные блоки: литургика, каноническое право, пастырское богословие, педагогика и психология, социальное служение и раздел, который условно можно назвать «Церковь и общество». Мы могли бы создать новые кафедры, которые будут узкоспециализированными, однако в настоящее время это вряд ли оправдано, поскольку и имеющиеся структуры только начинают работать в полную силу. Конечно, в будущем такое деление обязательно произойдет, но процесс должен быть естественным, его не нужно искусственно форсировать, ведь если мы, желая скорее получить плод, будем тащить молодой побег вверх, результат будет прямо противоположным.   Специализация студентов бакалавриата начинается со второго курса, когда они пишут первую курсовую работу под руководством преподавателя кафедры, а в конце обучения защищают бакалаврскую. Магистратура предполагает более углубленную специализацию — учебные планы всех четырех отделений совершенно независимы друг от друга, студенты могут выбрать интересующую их область при написании магистерской диссертации. Одновременно им предлагается широкий спектр дисциплин, в том числе тех, которые прежде не преподавались в духовных учебных заведениях, но очень важны для сегодняшних пастырей. Например, в этом году наши магистранты церковно-практического отделения будут слушать такие курсы, как «Социология религии», «Государственное законодательство о религии», «Основы менеджмента», «Коммуникативная культура», «Религия и геополитика», «Социально-экономические проблемы в свете христианского богословия», «Церковь и СМИ», «Аддиктивное поведение», «Пастырское тюремное служение», «Биоэтика», «Возрастная психология», «Христианская экология», «Этнорелигиозные конфликты». Из этих различных спецкурсов мы стремимся создать своего рода мозаику того, с чем столкнутся будущие пастыри в своем служении. В числе преподавателей кафедры как те, кто много лет трудится на ниве духовного и светского образования (заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, профессор архимандрит Александр Федоров, профессора Р.В. Светлов, Л.Ф. Шеховцова и др.), так и молодые преподаватели. 

http://e-vestnik.ru/science/protoierey_v...

В XX веке казематы Бутырской тюрьмы освящены пребыванием в них святых новомучеников и исповедников российских. Как и в древнем Риме, христианские мученики терпели гонения, унижения и истреблялись за то, что не отрекались от Христа и Его Церкви. Лишение гражданских прав, непосильные денежные поборы, аресты, ссылки и лагеря, изъятие имущества: всевозможные формы притеснений претерпели практически все мученики и исповедники, но эти обстоятельства не заставили их изменить вере православной. Укрепляемые Господом, они посрамляли своих мучителей стойкостью и крепостью духа. Ныне более 200 из них причислены к лику святых. Среди них величайшие подвижники: священномученики митрополиты Пётр (Полянский) и Анатолий (Грисюк), архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого почивают ныне в Сретенском монастыре. Исповедники святители Николай (Могилёвский), митрополит Казахстанский, Афанасий (Сахаров), создатель Службы русским святым и Лука (Войно-Ясеневский), знаменитый хирург, преподобный Георгий Даниловский и многие другие. Для одной трети святых новомучеников и исповедников, находившихся в заключении в Бутырской тюрьме, уже написаны иконы, которые можно видеть в Покровском храме, а на волнах радиостанции " Радонеж " в программе " Благовещение " услышать их жития... Репродукции новых икон Покровского Бутырского храма можно приобрести на регулярно проводимых на ВВЦ Православных выставках, где храм имеет свой стенд. В 1992 году было положено начало постсоветской истории Покровского храма: здесь начинал свое пастырское служение окормления заключенных приснопамятный протоиерей Глеб Каледа (+1994). Его книга " Остановитесь на путях ваших " и сегодня пользуется большим спросом, является наиболее глубоким руководством по Православному тюремному служению в современных условиях. Отец Глеб стоял у истоков движения милосердия ко всем, кто находится в местах лишения свободы. По его словам, " наши тюрьмы, наши заключенные остаются с нами как наши кровоточащие раны и нам их лечить " . После упокоения отца Глеба служение в тюрьме продолжали его соратники и последователи - протоиереи Николай Матвиенко, Михаил Михайлов, Владимир Жаворонков, Иоанн Разиньков и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/11/...

В июне 1955 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.». Был оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. Подготовил доклад «Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода». В нач. 1956 г., во время рождественского отпуска, помогал освобожденному из заключения архиеп. Мануилу (Лемешевскому; с февр. 1956 правящий архиерей Чебоксарской и Чувашской епархии) с переездом из Чкалова в Чебоксары, а также в составлении «Чина архиерейского отпевания». 8 окт. 1956 г. пострижен в мантию с прежним именем и по истечении срока стипендиатства определен преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую ДС, размещавшуюся в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . С окт. 1957 г. по указу Патриарха Алексия I переведен в распоряжение архиеп. Мануила, стал его личным секретарем, был назначен на должность штатного священника Введенского кафедрального собора в Чебоксарах. Помогал архиеп. Мануилу в составлении «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)», «Топографии архиерейских кафедр РПЦ периода 1897-1959 гг.» и «Фотоальбома православных архиереев от начала Крещения Руси до 1958 г.». За участие в научной работе в марте 1959 г. Патриарх Алексий I наградил И. крестом с украшениями. С 1 сент. 1959 г. помощник инспектора и преподаватель гомилетики, сравнительного богословия и ВЗ Саратовской ДС (до ее закрытия в мае 1960). 15 сент. 1960 г. Куйбышевский архиеп. Мануил (Лемешевский; с февр. 1962 митрополит) назначил И. ключарем Покровского кафедрального собора в Куйбышеве (ныне Самара), 2 апр. 1961 г. И. возведен в сан игумена, 25 апр. 1964 г.- в сан архимандрита. И. продолжал обработку собранных митр. Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ в., систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр.

http://pravenc.ru/text/469546.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010