Актуальность темы и цель работы Собираясь писать свою работу, мы старались выбрать тему, актуальную для нашего времени. Сейчас в России происходит оживление православной жизни: открываются множество храмов и монастырей, возрождается жизнь приходов, создаются церковные школы и больницы, растет интерес к православному искусству – архитектуре, иконописи, музыке. В общем движении по возрождению нравственности и культуры основным является, на наш взгляд, возрождение храма. Это – центр, без которого останутся мертвыми все прочие благие начинания. Но спросим: «Что важнее всего в храме?». Конечно, престол с лежащим на нем Антиминсом, без которого храм перестает быть храмом. «А для чего храм?» Для совершения богослужения, причем весь дневной круг служб, освящающий каждый час суток, подготавливает нас к самому главному священнодействию – Святой Евхаристии. В храме во время Литургии происходит великая тайна: хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы. Без этой духовной пищи, по словам Самого Христа Спасителя, невозможна истинная жизнь христианина ( Ин.6:53 ). Но православный храм немыслим без священника – совершителя богослужения, главы церковной общины, наставника прихожан. Множество молодых людей приходят сейчас в духовные школы. Они приходят из мира, чтобы вернуться опять в мир, но вернуться уже обновленными, способными, с помощью Божией, устоять на пути спасения и помочь на этом пути другим. Этим людям, вышедшим на трудную стезю пастырского служения, нужен пример, вдохновляющий образец, по которому можно было бы сверять свою жизнь и научиться истинному Православию. История Православной Церкви знает многих добрых пастырей. Но особенно действенным бывает пример человека, жившего недавно, почти нашего современника. И, вспоминая православных подвижников, которые, приняв подвиг пастырства как дар как талант – приумножили его и сторицей возвратили Пастыреначальнику Христу, невозможно обойти стороной святого праведного Иоанна Кронштадтского , того, кого знала и знает вся Россия. Примером отца Иоанна «всероссийского пастыря» вдохновлялись современники еще при жизни. А 15 января 1909 года Священный Синод записал в Определении по поводу кончины протоиерея Иоанна Ильича Сергиева: «Поручить Учебному комитету при Святейшем Синоде внести в программы духовных семинарий по Гомилетике и Практическому руководству для пастырей ознакомление воспитанников с биографией и пастырско-просветительской деятельностью почившего отца Иоанна» (439, с.754).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Антоний, иером. Практическое руководство для пастырей. Саратов, 1956. Машинопись. Арсений, архим. О священстве. (Посвящается современным пастырям).Голос Церкви, 1914, 5. Архангельский A. C., проф. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Их литературные труды и идеи в Древней Руси. СПб., 1882, ч. 1. Афанасий (Малинин), иером. Основной принцип православного пастырства учению преподобного Иоанна Лествичника , изложенному в его «Слове к пастырю, научающем, каков должен быть наставник словесных овец». Казань, 1910. Бакунин Б. С. Богословская проблематика Православия. Б. м., 1983. Машинопись. Баранич М. Образ пастыря по учению Христа Спасителя. Загорск, 1982. Машинопись. Богословский С. Взгляд с практической стороны на жизнь священника. СПб. 1860. Бондарь M., свящ. Пастырское служение по Посланиям святого апостола Павла к Тимофею и Титу. Загорск, 1969. Машинопись. Бондеко H., свящ. Основы личной жизни православного пастыря. Загорск, 1974. Машинопись. Борис (Плотников) , архим. В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия? Киев, 1889. Он же. Записки по Пастырскому богословию. Киев. 1892, вып. 1–4. Борис, иером. Путь пастырской жизни: (По Иоанну Златоусту ). Б. м., б. г. Бощановский В., протопресв. Уроки по Пастырскому богословию для лиц, желающих принять священство. Джорданвиль, 1961. Бронзов A. A., проф. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901. Брояковский C., свящ. Спутник пастыря: Сборник статей и заметок по вопросам пастырского служения. Киев. 1903, вып. 1. Булгаков C., протоиер. Свет невечерний. M., 1917. Он же. К вопросу о дисциплине покаяния и причащения. – Путь. Париж, 1929, 19, нояб. Он же. Православие: Очерки учения Православной Церкви. Париж, б. г. Буткевич Т. И. , проф., протоиер. Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом. – Православное обозрение. 1883, авг. Вартагов Η. П. Истинный пастырь: (Святоотеческий идеал христианского пастыря). Симферополь, 1906. Святой Василий Великий . Творения. M., 1844, ч. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечное и временное в пастырском служении. Наше «особое» время налагает на пастырей особые обязанности. Нужны пастыри подвижники и сплоченность пастырей. Материальное и духовное в жизни пастыря. Необходим VIII вселенский собор Приложения Приложение I. Архипастырское слово – обращение к рукополагаемому пред его посвящением в священный сан Приложение II. Поучение пред общей исповедью Епископ Иоанн. Отец Георгий Послесловие От издателя. Православное пастырство и христианское единство     Труд последнего протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского представляет собой курс пастырского богословия, в котором автор подытожил опыт отечественных и зарубежных ученых-богословов в этой области, дополняя его примерами из собственной богатейшей пастырской практики. Книга предназначается для священнослужителей и учащихся духовных школ Русской Православной Церкви, а также всех интересующихся православным богословием и историей Русской Церкви. Предисловие Предлагаемая книга содержит круг лекций, читанных студентам Богословского факультета Софийского Державного Университета в 1927–1928 гг. по предмету Пастырского Богословия. Лекции эти не представляют собою всеобъемлющего и всеисчерпывающего курса по Пастырскому Богословию, не затрагивают и тем более не разрешают всех вопросов разнообразной, как сама жизнь, многосложной пастырской деятельности. Они лишь дают посильный ответ на вопросы: в чем сущность и где основы пастырского служения; что требуется для формирования личности доброго пастыря; в чем его задача, долг и секрет его влияния на пасомых и т. д.? По содержанию этих вопросов книге дается заглавие: «Православное пастырство» (основы, задачи и дух православного пастырского служения). Таким образом, предлагаемая книга охватывает общую, основную часть науки – Пастырского Богословия. Частностей же она касается лишь постольку, поскольку эти частности могут служить иллюстрацией для трактуемых общих положений. И совершенно она не претендует на то, чтобы дать читателям исчерпывающее практическое руководство по пастырствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Лит. наследие К. весьма разнородно. По замечанию протопр. Александра Шмемана , «своей темы, которой он был бы одержим всю жизнь, своих вопросов, ответу на которые он посвятил бы всего себя, у него не было». Он писал на разные темы, но все они были для него очень «личными»: «Он скорее описывал то, что ему понравилось, что его увлекло, чем анализировал или искал решения проблемы» ( Шмеман. 1960. С. 49). Наиболее значительный труд К.- «Антропология св. Григория Паламы» (1950), за к-рый он был удостоен ученой степени доктора церковных наук. Исследование К. явилось первой в рус. богословской науке монографией, посвященной свт. Григорию Паламе. Более половины объема текста составляет последовательный обзор антропологических воззрений христ. авторов с I по XIV в., что делает этот труд своего рода справочником по святоотеческой антропологии. Учение свт. Григория Паламы рассматривается в контексте всей святоотеческой традиции, с широким использованием античных и неоплатонических источников, прежде всего Платона и Плотина . Др. фундаментальным сочинением К. является «Евхаристия» (1947). В основу книги положен курс лекций, прочитанный К. в Свято-Сергиевском ин-те. Книга состоит из 2 разделов. В 1-м речь идет об истории евхаристического богослужения с I по VIII в.: об установлении Евхаристии Господом Спасителем, о раннехрист. евхаристиях и агапах , о различных типах литургий , сложившихся на христ. Востоке и Западе. 2-й раздел содержит последовательное и подробное историческое и богословское толкование отдельных элементов Божественной литургии, сопровождающееся многочисленными практическими указаниями для пастырей. Хотя труд К., по его же признанию, носит компилятивный характер (Евхаристия. 1947. С. 21), он свидетельствует не только о глубоком знании автором научной лит-ры и первоисточников, но и о «евхаристическом мировоззрении», «евхаристической настроенности» (Там же. С. 28), к-рые характеризовали самого К. как священнослужителя. Книга К. «Православное пастырское служение» (1957) является одним из лучших руководств для пастырей, написанных на рус. языке. К. пишет, исходя из собственного опыта пастырского служения. В книге речь идет о духовно-нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел посвящен «душепопечению» - духовному руководству и исповеди.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

Но истинным призванием Михаила Николаевича, с детства сердцем и разумом познавшего и радостно впитавшего духовную красоту церковноуставной службы, было православное богослужение: сюда были устремлены его помыслы и научные интересы. Проф. В. Иваницкий, хорошо знавший Михаила Николаевича по академии, пишет в своих воспоминаниях: «Я не встречал в своей жизни человека, который так глубоко, так самозабвенно любил бы церковное богослужение». Поэтому М. Н. Скабалланович более всего известен как выдающийся знаток и ревнитель церковноуставной службы, о чем свидетельствуют его многочисленные труды по литургике, хотя прямого отношения в академии к кафедре литургики и церковной археологии, где в те времена безраздельно царил А. А. Дмитриевский , он не имел. В 1905–4918 годах М. Н. Скабалланович опубликовал обширный цикл статей и монографий по литургике. Центральное место в этом цикле занимает первый выпуск (том) «Толкового Типикона», вышедший в свет в 1910 году. «Толковый Типикон» был задуман как практическое пособие для священнослужителей. Но, захваченный широтой темы, её громадной научной и утилитарной значимостью, М. Н. Скабалланович создал книгу, которая стала событием в богословии и в жизни Русской Православной Церкви. За этот труд Совет Киевской духовной академии присудил в апреле 1912 года Михаилу Николаевичу Скабаллановичу ученую степень доктора церковной истории и денежную премию. Публикация первого выпуска «Толкового Типикона» (автор назвал этот том вступительной главой к истории богослужебного устава) реализовала лишь первую, предварительную часть замысла Михаила Николаевича: в следующих выпусках он намеревался обстоятельно прокомментировать дальнейшие главы Типикона. В 1913 и 1915 годах в качестве приложения к журналу Киевской духовной семинарии «Руководство для сельских пастырей» вышли в свет второй и третий выпуски «Толкового Типикона». Внимательное и уважительное отношение к «Толковому Типикону» широкого круга читателей, и прежде всего духовенства, было обусловлено авторитетом его автора, а паче того – стремлением пастырей приблизиться к истокам духовных богатств и церковной красоты, наиболее выразительно являющих себя в богослужении, отчетливее видеть архитектонику богослужений, тоньше чувствовать церковную музыку и поэзию, что предполагает осмысленное знание первоисточника – Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Прошло уже 15 лет. Милосердный Господь сподобил меня в эти годы благодати священства и монашества. Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, совершив монашеский постриг, удостоил меня чести носить имя святого праведного Иоанна Кронштадтского . Могу свидетельствовать, что всегда ощущал и ощущаю благодатную помощь своего небесного покровителя. Его духовный облик и образец пастырского служения оставили глубокий след в моем сердце. Думаю, что такой же след останется в сердце каждого, кто будет читать и изучать творения этого праведника. Не ради славы человеческой принимаю решение издать свой скромный труд, написанный в годы студенчества, а исключительно только ради духовной пользы народу Божьему, и особенно молодым пастырям. Примеру пастырского служения всероссийского пастыря вдохновлялись современники, потому Священный Синод после блаженной его кончины определил: «Поручить Учебному комитету при Священном Синоде внести в программы духовных семинарий по Гомилетике и Практическому руководству для пастырей ознакомление воспитанников с биографией и пастырско-просветительской деятельностью почившего отца Иоанна». Как преподаватель курса «Практическое руководство для пастырей» в Московской Духовной семинарии рекомендую свой труд студентам. Думаю, он может быть полезным каждому православному христианину, поскольку содержит живые слова праведника о Божественной Литургии. Игумен Иоанн (Самойлов) Тропарь, глас 1: Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людях молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и Церкви нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша. Кондак, глас 3: Днесь пастырь Кронштадтский, предстоит Престолу Божию и усердно молит о верных Христа Пастыреначальника, обетование давшего, созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ей. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Третий, трагический, случай также был в Москве. Священник по некомпетентности запретил обратившемуся к нему за помощью юноше принимать лекарства, хотя тот несколько лет назад перенес шизофренический приступ. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством. Распространенность психических заболеваний и расстройств в нашем обществе довольно высока. Так, около 15,5% населения страдает психическими расстройствами, при этом около 7,5% нуждаются в психиатрической помощи. В немалой степени на эту статистику влияют алкоголизм и наркомания. По самоубийствам наша страна занимает второе место в мире (23,5 случая на 100 000 населения). По официальным данным, с 1980 по 2010 год покончили с собой около миллиона российских граждан, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе нашего общества 1 . Неудивительно, что люди, страдающие психическими расстройствами, обращаются за помощью в Церковь чаще, чем куда-либо еще. С одной стороны, большинство из них только в храме обретает духовную поддержку, смысл и цель в жизни. А с другой, что не менее важно, многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску. Кроме того, как отмечает доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов, " сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников " 2 . Новый предмет в подготовке священнослужителей Сегодня во многих епархиях наработан серьезный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников, которое началось в начале 90-х годов. Тогда по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в Московской духовной семинарии начались занятия по пастырской психиатрии под руководством наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский). Отец Феогност преподает пастырское богословие, в структуру которого был включен цикл по пастырской психиатрии. В дальнейшем курс " Пастырская психиатрия " на кафедре пастырского богословия (с 2010 года — кафедра практического богословия) появился в ПСТГУ по инициативе протоиерея Владимира Воробьева и в Сретенской духовной семинарии по инициативе архимандрита Тихона (Шевкунова).

http://e-vestnik.ru/church/pastyrskaya_p...

2. Вопрос об автономии я бы советовал теперь не ставить. Он только осложнит наше дело, а чего-либо практического, осязательно полезного, в частности для Вашей Церкви, не принесет. Прежде всего, теперь и оправдать такую для Вас привилегию довольно мудрено. Автономия понятна для Церкви, находящейся на территории независимого государства, но теперь мы вас принимаем как граждан нашего же Союза, во всем с нами равноправных. По какому же признаку мы выделим вас в особую группу? Национальный признак опять-таки не годится, потому что в Эстонии проживают, хотя и в меньшинстве, и русские православные, да и немало соседних национальностей. Главное же, отдельная да еще автономная Церковь (не епархия) потребует для себя довольно громоздкой и сложной организации (и периодические Соборы, и постоянный Синод, и Высший церковный совет, и Архиерейский Собор, и по епархиям съезды и советы и пр.), и все это будет стоить недешево. При союзе с государством финансовый вопрос разрешался для Церкви почти безболезненно. Теперь же совсем другое дело. К тому же и оправдать необходимость столь сложной и дорогой организации будет не так легко. В силу того же отделения Церкви от государства добрых 9 / 10 дел, проходивших через наши церковные учреждения, теперь изъяты государством и переданы в свои государственные учреждения. У нас остается почти только область так называвшегося непосредственного архипастырского окормления, дела чисто канонические и пастырские. Теперь даже наши прежние учреждения епархиального масштаба кажутся излишне громоздкими и неудержимо стремятся к сокращению: архиерей, при нем два-три помощника духовных, из которых один заведует канцелярией, и слава Богу! Несомненно, и у Вас будет то же самое. Поэтому лучше и не задаваться многим, а возвратиться к более скромному: Эстонская епархия. Архиепископ (или митрополит) Эстонский и Таллиннский имеет в своем попечении всю православную паству, проживающую на территории Эстонской ССР. Под своим общим руководством он выделяет участки остальным архиереям, если такие епархии есть, для их непосредственного архипастырского делания на общих основаниях. В Вашем письме упомянут епископ Павел, а слышно было и об архиепископе Николае. Необходимо, чтобы они сами обратились ко мне со своими декларациями, представив при этом и послужные свои списки. Так как мы с Вами уговариваемся о мире, то прошу Вас с миром принять в свою систему и все, что сделано по Вашей епархии нами отсюда (мной и Владыкой митрополитом Елевферием). Считаться с управлением церковным, которое для нас было незаконным и как бы несуществующим, мы не могли, но и откладывать прошений паствы на неопределенное время, не зная, какую линию поведет Ваше управление, мы тоже не считали себя вправе. В частности, мы признали Преосвященного Иоанна (Булина) в звании епископа Печерского. Надеемся, Вы найдете ему архиерейское занятие где-нибудь около Печерска, пока не откроется возможность устроить его иначе (может быть, и вне Эстонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, богослужебные книги заключают в себе громадное догматическое и каноническое содержание. В них заключено Предание Церкви Христовой, и потому они должны читаться и изучаться по тем же побуждениям и с тем же усердием и вниманием, что и книги Священного Писания. Такое изучение богослужения вместе с благоговейным, внимательным и осмысленным его совершением окажет благодатное влияние на настроение священнослужителя и на всю его священную, пастырскую и благовестническую деятельность. Каждая, даже самая будничная, служба, каждая, даже самая малая, треба, будучи в свое время подготовлены, продуманы, пережиты и в данный момент благоговейно им совершаемы, будут приносить ему новые чувства, новые переживания. Каждое священнодействие будет новым, ценным приобретением для его духовной жизни. И священнослужение никогда не будет для него привычным, приевшимся делом, но всегда благодатно – новым, всегда содержательным и радостным. Не будем распространяться о том, что такое отношение к богослужению и его Уставу даст священнослужителю знание Устава и умение разбираться в богослужебных книгах. К сожалению, такое умение в настоящее время есть доля немногих. Каждый, однако, священнослужитель путем постепенного чтения богослужебных книг должен стяжать себе знание Устава и умение применить его в своей деятельности. Прилагаемые богослужебные заметки общего характера и богослужебные указания на 1922-й год суть только: 1) напоминания для знающих уже Устав; 2) руководственные замечания для недостаточно ознакомленных и 3) дополнительные примечания, которые необходимо сделать к Уставу в силу особых условий и обычаев общерусской, а также местной петроградской церковной жизни. Заменить собою Устав и устранить для священнослужителя необходимость изучения его наши «Заметки» и «Указания» ни в коем случае не могут. Желающим изучать богослужение рекомендуем прочесть кроме Типикона в связи с ним Следованную Псалтирь, Триодь постную и цветную (Пентикостарион), Октоих (по крайней мере воскресную службу) и Ирмологий. Как пособия назовем: К.Т. Никольский , прот. «Руководство к изучению устава богослужения»; А. Неаполитанский. «Церковный устав в таблицах»; Розанов, Н. «Богослужебный устав Православной Церкви»; М. Н. Скабалланович , проф. «Толковый Типикон» (1–3) и «Христианские Праздники» (1–6). Кроме того (кому это доступно), было бы очень полезно для практического знакомства понаблюдать службу в каком-либо образцовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1 .Вятское братство св. чудотворца Николая поставило себе целью: мирную борьбу с расколом, сближение и соединение с православной Церковью отделившихся от нее некогда православных чад ее, именующих себя старообрядцами, чрез разъяснение путем школьного учения и мирных бесед тех недоразумений и неправильных мнений, которые послужили причиной отделения их от церковного общения. Приняв на первое время в свое заведывание и на свое содержание открытую в 1875 году в г. Вятке школу для приготовления взрослых крестьян к ведению собеседований со старообрядцами, братство в дальнейшее время учреждало в зараженных расколом приходах школы для детей; количество таковых школ достигло ныне числа 32. В Вятской противораскольнической школе взрослые крестьяне изучают историю раскола и источники для обличения раскольнических заблуждений, при чем практически знакомятся с старопечатными книгами, в которых раскольники усматривают основания для своих лжеучений; вместе с тем ученикам сообщались понятия о главнейших событиях земной жизни Иисуса Христа, воспоминаемых и изображаемых в Божественной литургии, о главнейших событиях из Священной истории, в частности о семи вселенских соборах, и основания православного катехизиса. По окончании курса лучшие ученики братской школы посылаются преподавать в открытые братством в селах противораскольнические школы, где ученики обучаются чтению, письму, счислению, молитвам, Священной истории ветхого и нового завета, объяснению литургии, и, по «краткому руководству к собеседованию с старообрядцами», знакомятся с способами опровержения заблуждений, глаголемых старообрядцев. Во всех 33 школах братства обучалось в 1890 году 666 лиц обоего пола. С 1891 года при Вятской школе открыто «женское отделение» (12 учениц). Учителя братских школ, под наблюдением и руководством приходских священников, ведут открытые беседы с раскольниками и раздают безмездно противораскольнические брошюры. Принадлежа по своему состоянию к той народной среде, в которой, по преимуществу, гнездится раскол, учителя братских школ в селах и деревнях оказались полезными помощниками для сельских пастырей в их миссионерских трудах; без затруднения они сближаются с старообрядцами, легко располагают их к собеседованию о вере и Церкви и не без успеха исполняют принятое на себя трудное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010