Отношение практического руководства для пастырей к другим богословским наукам. Практическое руководство для пастырей принадлежит к группе практических богословских наук, которые раскрывают жизнь и деятельность Церкви, или практику церковную. Сюда же причисляются гомилетика 7 и литургика. 8 Вследствие тесной связи между собой разных сторон деятельности церковной, все практические богословские науки, касающиеся этих разных сторон деятельности Церкви, находятся между собою в самых близких отношениях, так что некоторые ученые 9 все эти науки объединяют между собою под одним общим названием «Пастырского богословия.» Но затем, так как деятельность церковная имеет свое основание в учении Церкви догматическом и нравственном, то понятно, что практическое руководство для пастырей должно стоять в ближайшем отношении к догматическому и нравственному богословию. Что касается до предмета «Священного писания» и «Церковной истории», то первое входит отчасти в тот отдел практического руководства для пастырей, где изображается идеал пастыря на основании Слова Божия, а церковная история своими отделами о церковном управлении в тот или другой период затрагивает чисто церковно–практический вопрос, хотя и рассматривает его не так, как в практическом руководстве для пастырей, а с своей, церковно-исторической точки зрения. Часть первая. О нравственных достоинствах и обязанностях пастыря Церкви Общее понятие о нравственных достоинствах и обязанностях Пастыря – Идеал христианской нравственности для всех христиан один: будьте совершены, как совершен Отец ваш небесный ( Мф.5:4–8 ). Но в Церкви Христовой, как живом теле, имеющем своею главою Христа, при всей общности нравственного идеала, существуют различные служения для отдельных членов её: «Дары, говорит Ап. Павел, различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор.12:4–5 ). Каждое служение, имея свой особый предмет деятельности, предполагает и особых лиц, способных к отправлению известного служения. Эта способность известных лиц преимущественно к известного только рода деятельности основывается на тех душевных качествах, которые у различных людей бывают разнообразны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Старший дежурный заранее составляет график дежурства, который может быть скорректирован, в зависимости от обстоятельств. В среднем на одного дежурного приходится 1–2 дежурства в месяц. Если дежурный по каким-либо причинам не может выйти на дежурство в соответствии с графиком, он обязан об этом предупредить диспетчера и своего напарника и, по возможности, найти себе замену. Руководство группой приходского консультирования. Регулярные занятия, семинары, повышение уровня знаний, выявление сложных ситуаций, пастырская помощь. Руководство службой приходского консультирования обязательно должно осуществляться священником или диаконом. Руководитель службы подбирает дежурных, готовит их к работе консультантов, наблюдает за их работой, помогает разобраться в сложных ситуациях, регулирует взаимоотношения с другими работниками храма. Особенно важно пастырское сопровождение на первом этапе организации консультативной службы. В дальнейшем с дежурными полезно проводить регулярные занятия и практические семинары, с целью повышения уровня знаний консультантов и совершенствования качества работы службы. Дежурным полезно общаться между собой, выносить на общее обсуждение сложные ситуации общения, искать ответы на трудные вопросы, делиться опытом. Можно завести журнал для записи вопросов, которые были заданы во время дежурства и кратких ответов на них. В него также записывать вопросы, на которые дежурные не смогли ответить. Благодаря такому журналу, который вели дежурные Ильинского храма, удалось собрать такие вопросы и классифицировать их по разделам (3 глава пособия). Организация рабочего места. Рабочее место можно оборудовать небольшим столиком с табличкой «Приходская консультативная служба» (Приложение 1, рис. 2), который может находиться при входе в храм (в притворе) или внутри храма. Около этого стола обычно и стоит консультирующий со значком «Дежурный консультант», можно без указания фамилии, имени и отчества. (Приложение 1, рис. 3). Перечень духовной и справочной литературы Брошюрки по азам православной веры.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Можно ли сказать, что все это по-своему упреждало Великие реформы, готовило профессионалов, способных обеспечить им духовную поддержку? Формально это был шаг именно в этом направлении, фактически же он носил бессистемный характер. Следует отметить, что в это время возникают и женские духовные училища, нацеленные на поддержку осиротевших девиц духовного звания и подготовку священнослужителям «достойных супруг и матерей». К середине XIX в. при епархиальных управлениях и монастырях Российской империи функционировали 22 подобных заведения 196 . Как видно, не забывали и об «умиротворяющей» стороне веры. К середине XIX в. перед духовными школами была поставлена задача «подготовлять достойных священнослужителей» преимущественно для сельских приходов, что нашло свое отражение в Уставе 1867 г., согласно которому в семинариях вводился новый курс – «Практическое руководство для пастырей церкви». Появление этого документа по-своему символично. В нем соединились два начала: учение о нравственных качествах и обязанностях пастыря православной церкви и свод литургическо-канонических наставлений. Любопытно, что первоначально этот предмет строился и преподавался по схеме аналогичного курса Западных семинарий (Theologia pastoralis) – лишь со временем появились базовые труды отечественных авторов: наиболее популярным учебником стало «Практическое руководство для священнослужителей» П.И. Нечаева , выдержавшее 11 изданий. Многозначительно смотрится и положение Устава о назначении на начальственные должности в духовных учебных заведениях выборных от белого духовенства 197 . Казалось бы, ректорам-протоиереям были ближе и понятнее нужды и потребности будущих клириков. Но беда в том, что реализоваться в качестве наставника будущих наставников удавалось немногим из них. Возможно, принятие такого решения обусловили и другие факторы: невысокие моральные качества поповичей, необходимость упорядочить получаемую сумму знаний духом аскезы и т.п. – существовало множество разнородных причин, способных подтолкнуть на этот шаг. Как бы то ни было, уже в начале 70-х гт. XIX в. стали просматриваться контуры будущих противоречий между белым и черным духовенством. Представителям последнего пришлось основательно заняться подковерной борьбой за вытеснение своих монашествующих собратьев из сферы, в которой определялись основы приходской политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо от указанного неудачного распределения предметов богословского курса, самое преподавание некоторых богословских наук ведётся по устаревшим, сухо и отвлечённо составленным руководствам и потому не оказывает того животворного влияния на воспитанников, какое могло бы иметь при ином методе преподавания. Науки церковно-практического характера (литургика, гомилетика, практическое руководство для пастырей Церкви) преподаются в большинстве семинарий преподавателями, не имеющими пастырского сана, а потому не могущими и воспитанников своих увлечь на путь пастырского делания. Притом же и место, занимаемое этими науками в общем составе богословских наук семинарского курса, далеко не соответствует важному значению их для пастырей Церкви. Как на выдающийся пример в этом отношении, можно указать на так называемую гомилетику, науку о проповедничестве. По важности своей в деле приготовления к пастырскому служению эта наука должна бы занимать одно из первых мест в курсе богословского образования; она должна бы научить воспитанников применять к пастырскому делу весь запас своих богословских познаний, выяснить им величие и важность пастырского учительства и великую нужду народа православного в пастырском назидании, воспитать в них любовь к проповедничеству, увлечь их на этот путь высокими образцами и примерами, научить и приучить их говорить просто, ясно, искренно, не увлекаясь сочинительством и книжными фразами. Для достижения этих целей требовались бы, конечно, как со стороны учителя, так и от учеников немало времени, усердия, труда, упражнения. На деле же, как известно, преподавание гомилетики в семинарии так поставлено, что о достижении указанных целей не может быть и речи. Начинается преподавание гомилетики в 4-м классе ученикам, отдающим почти всё учебное время изучению философских наук и физики и не помышляющим ещё о пастырском служении; в этом классе, при двух уроках в неделю, изучается теория гомилетики по учебнику протоиерея Фаворова, составленному в половине прошлого века и представляющему собой образец схоластического учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разнообразие же душевных качеств зависит частью от воспитания, но, главным образом, от природных дарований и талантов, получаемых каждым человеком от своего Творца при самом рождении и от успехов в нравственной жизни. «Одному, говорит апостол, дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:8–11 ). Отсюда видно, что как ко всякому служению в Церкви, так и в, особенности к пастырскому служению должен приступать только тот, кто в своих природных дарованиях и способностях и в своем воспитании и нравственных качествах не находит ничего несообразного с теми нравственными достоинствами и обязанностями, какие необходимы для прохождения этого высокого служения, имеющего своею целью руководить верующих на пути спасения. Единственно верным указателем для нас в этом случае может служить только глас Божий, слышимый нами в Священном Писании . При сиянии лишь светильника слова Божия мы можем избавиться от заблуждений в темноте своих человеческих, плотских суждений и расчетов. В священном писании главным качеством того лица, которое принимает на себя пастырское звание, признается высоконравственный дух и характер его. объясняя причину, почему от пастырей требуется особенная нравственная высота, Св. И. Златоуст в своих словах «О священстве» замечает: «Они получили право совершать дело небесное, такое полномочие, какого Бог не дал ни ангелам, ни архангелам. Ибо не этим сказано: «что свяжите на земле, будет связано на небе; и что разрешите, то будет разрешено». Конечно, и владыки земные имеют право вязать, но только тела; а сказанное выше вязание касается самых душ и достигает до неба, и то, что священники здесь делают на земле, Господь совершает на небе, и приговор слуги подтверждает Господь. Ибо что иное Он дал им, как не полную небесную власть?» «Кому, говорит Он, отпустите грехи, отпустятся ему, и кому удержите, удержатся».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Процесс перевода училища практически завершён. Через год следует провести повторную инспекционную проверку» . В Рязанском духовном училище инспекция Учебного Комитета отмечала следующие недостатки: отсутствие лицензии, отсутствие в учебном плане некоторых предметов, предусмотренных стандартом, низкие требования при оценке знаний учащихся, отсутствие у 4-х учащихся полного среднего образования, применение в дисциплинарной практике таких экстравагантных наказаний, как устранение от занятий на 1-2 месяца.  Следующая инспекция, проводившаяся через несколько лет, выявила что квалифицированных педагогов не хватает, преподавание на первых двух курсах не вполне соответствует уровню духовного училища, в библиотеке не хватает учебных пособий и книг, в учебном плане продолжает отсутствовать ряд важных дисциплин .  Все это привело к тому, что Рязанское духовное училище не было преобразовано в семинарию даже в 2003 году. Положительную оценку Учебного Комитета получило Тульское духовное училище, впоследствии получившее статус семинарии, Калужская и Коломенская Духовные семинарии . Тульская духовная семинария была преобразована из духовного училища в 2001 году. По Смоленской семинарии было отмечено, что при наличии материальной базы и квалифицированных кадров, а также общей налаженности учебного процесса, учебный план не соответствует утвержденному Священным Синодом. Вместе с тем обнаружилось стремление руководства семинарии приблизить учебный план к государственному стандарту по теологии . В Ивановской епархии собственное учреждение профессионального образования — Ивановские епархиальные пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а также кандидатов в священный сан, появились только в 1996 году . На курсах изучались лишь 6 дисциплин, срок обучения был весьма краток — всего 3 месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали 5 выпусков учащихся, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии.  При курсах имелась библиотека с фондом около 1200 книг по различным отраслям богословских знаний.

http://bogoslov.ru/article/5724335

Семинария 5 мая 1995 года в жизни Смоленской епархии произошло знаменательное событие: решением Священного Синода Русской Православной Церкви Смоленское межъепархиальное духовное училище было преобразовано в духовную семинарию. Главной задачей Смоленской духовной семинарии по-прежнему была подготовка всесторонне образованных пастырей. Семинария успешно справлялась со своей миссией. К середине 1990-х годов уже половину клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли либо выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 году выпускники семинарии заполнили практически все священнические вакансии в епархии. В 1996 году выпуск Смоленской духовной семинарии проходил уже в обновленном актовом зале отремонтированного после пожара учебного корпуса. 29 декабря 1998 года Священный Синод Русской Православной Церкви выделил регентское отделение из состава Смоленской духовной семинарии. На его основе в последующие два года было создано Смоленское межъепархиальное духовное училище. Помимо регентского в нем были открыты иконописное и катехизаторское отделения, а также отделение медицинских сестер милосердия. Это первое в Русской Православной Церкви среднеспециальное учебное заведение, получившее не только государственную лицензию на образовательную деятельность, но и государственную аккредитацию по основным профессиональным образовательным программам. В 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла духовная семинария получила лицензию на реализацию государственного стандарта «Теология», а два года спустя — государственную аккредитацию по направлению «Теология». 24 июня 2012 года впервые в истории российского духовного образования выпускникам семинарии, и именно Смоленской, были выданы дипломы государственного образца с присвоением квалификации «Бакалавр теологии». Всю свою новейшую историю Смоленская духовная семинария находилась под непосредственным руководством управляющего епархией митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Он всегда ставил перед семинарией важную задачу — готовить образованных пастырей. Для этого владыка не только направлял лучших выпускников за дополнительным образованием в европейские богословские вузы, но и часто приглашал лучших библеистов, патрологов и историков. Он организовывал в самой семинарии международные конференции и семинары даже по узким темам, благословлял преподавателей и студентов участвовать в научных богословских форумах не только в России, но и за рубежом. Недаром до сих пор Смоленская семинария считается ведущим богословским учебным заведением Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4682248.ht...

Нужно ли читать молитву родильнице при наречении имени младенцу-подкидышу? Нет никакого основания лишать мать чтения молитвы «по внегда родити отроча», если она осталась неизвестною, подкинув своего младенца; а потому, при чтении молитв на наречение имени младенцу-подкидышу, следует прочитать при этом молитвы «по внегда родити отроча», исключая те случаи, когда младенец своим возрастом ясно показывает, что мать его уже пережила период послеродовых очищений (Ворон. Епар. Под. 17, 1870 г.). Следует ли читать молитву на наречение имени в отсутствии самого младенца? Так как, по смыслу церковного устава, чтение молитвы на наречение имени должно читаться в присутствии младенца, которому дается имя, то в последнем случае, когда бабка является без младенца в дом священника, как делается во многих местах, за наречением имени, – молитвы на наречение имени читать не следует (Христианск. чтен. Март. Апр. 1876 г.). В этом случае правильнее будет прочитать молитву на наречение имени младенца одновременно с его крещением. Как поступать в тех случаях, когда нужно переменить имя, прежде данное? Если бы по какому-либо случаю необходимо было переменить имя младенцу, данное ему прежде, то, если младенец еще не крещен, следует только снова прочитать молитву на наречение имени, вставляя при чтении молитвы новое имя (Ворон. Епарх. вед 17, 1870 г.). Если же после крещения настояла бы такая необходимость, например, в том случае, когда мальчику по ошибке дано женское имя или наоборот; то можно указать при этом в руководство на резолюцию митрополита Филарета Московского , коею предписано было – приготовить имевшего несвойственное его полу имя к принятию Святых Таин, и на исповеди и причащении называть его новым именем, а об изменении сделать отметку в метрических книгах (Указ. по вопр. пастырс. практ. при Ц.О.В. 1876 г. и Рук. для сельск. паст. 1867 г., т. III, стр. 666) . Если же подлинная книга к тому времени была отослана уже в консисторию, то, по исправлении в копии, должно донести о том в консисторию для исправления и в подлинной книге (Руков. для сел. паст. 1887 г.). Молитва жене, егда извержет младенца

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Предметом предклассных занятий учеников, или уроков, должны быть всякого рода работы над образцами по указаниям главным образом метода Любена и Эккардта, с некоторыми, разумеется, ограничениями и специальными приспособлениями, обусловливаемыми отличительными свойствами предмета, а также возрастом и степенью умственного развития изучающих гомилетику в семинариях, относительно большими, чем возраст и степень развития учеников тех классов, в которых проходится словесность, для которой назначают свои пособия Любен и Эккардт – начиная от простого заучивания наизусть образцовых проповедей и упражнений в осмысленном произношении заученного с кафедры, продолжая логическим разбором или извлечением из проповеди ее схемы, по заранее составленному преподавателем и общему для подобных работ плану, и оканчивая указанием, с точки зрения гомилетической теории, отличительных свойств рассматриваемой проповеди. Нам кажется, что отрицать законность и основательность такого изменения в постановке занятий по гомилетике в семинариях едва ли справедливо. Необходимость замены или, по крайней мере, дополнения науки о проповедничестве обучением проповедничеству, практическими занятиями по проповедничеству доказывается не только долговременным опытом наших семинарий, но и примером тех стран, где на проповедничество обращается больше, чем у нас внимания, где оно составляет более существенную, чем у нас составную часть Богослужения, где поэтому оно служит главным предметом заботливости при образовании пастырей церковных – у протестантов, а также и в католичестве. На богословских факультетах, а также в специальных проповеднических семинариях (например, в лейпцигской и тюбингенской, о которых см. в «Путевых заметках» И. Т. Осинина, Христ. Чтение за 1864 и 1865 годы) практическим упражнениям в проповедничестве, изучению образцов проповеди придается едва ли не больше значения, чем теоретическому и историческому изучению предмета. Изложение всей техники этого дела, всех подробностей плана занятий по проповедничеству в наших семинариях, распределение как учебного материала, так и учебного времени между занятиями внеклассными, подлежащими лишь общему руководству и надзору преподавателя (таково, например, ознакомление учеников с литературой проповедничества путем чтения в свободное время относящихся к этому предмету сочинений, которые должны быть собраны в особой ученической библиотеке и быть у учеников всегда под руками), занятиями предклассными или уроками, подлежащими ближайшему руководству преподавателя и отметкам баллами, и наконец занятиями в классе – не входит в настоящем случае в нашу задачу и завлекло бы нас слишком далеко от предмета, по поводу которого мы начали свою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Предметом предклассных занятий учеников, или уроков, должны быть всякого рода работы над образцами по указаниям главным образом метода Любена и Эккардта, с некоторыми, разумеется, ограничениями и специальными приспособлениями, обусловливаемыми отличительными свойствами предмета, а также возрастом и степенью умственного развития изучающих гомилетику в семинариях, относительно большими, чем возраст и степень развития учеников тех классов, в которых проходится словесность, для которой назначают свои пособия Любен и Эккардт – начиная от простого заучиванья наизусть образцовых проповедей и упражнений в осмысленном произношении заученного с кафедры, продолжая логическим разбором или извлечением из проповеди ее схемы, по заранее составленному преподавателем и общему для подобных работ плану, н оканчивая указанием, с точки зрения гомилетической теории, отличительных свойств рассматриваемой проповеди. Нам кажется, что отрицать законность и основательность такого изменения в постановке занятий по гомилетике в семинариях едва ли справедливо. Необходимость замены или по крайней мере дополнения науки о проповедничестве обучением проповедничеству, практическими занятиями по проповедничеству, доказывается не только долговременным опытом наших семинарий, но и примером тех стран, где на проповедничество обращается больше, чем у нас внимания, где оно составляет более существенную, чем у нас составную часть Богослужения, где по этому оно служит главным предметом заботливости при образовании пастырей церковных – у протестантов, а также и в католичестве. На богословских факультетах, а также в специальных проповеднических семинариях (например, в лейпцигской и тюбингенской, о которых, см. в «Путевых заметках» И. Т. Осинина, Христ. Чтение за 1864 и 1865 годы) практическим упражнениям в проповедничестве, изучению образцов проповеди придается едва ли не больше значения, чем теоретическому и историческому изучению предмета. Изложение всей техники этого дела, всех подробностей плана занятий по проповедничеству в наших семинариях, распределение как учебного материала, так и учебного времени между занятиями внеклассными, подлежащими лишь общему руководству и надзору преподавателя (таково, например, ознакомление учеников с литературой проповедничества чрез чтение в свободное время относящихся к этому предмету сочинений, которые должны быть собраны в особой ученической библиотеке и быть у учеников всегда под руками), занятиями предклассными или уроками, подлежащими ближайшему руководству преподавателя и отметкам баллами, и наконец занятиями в классе – не входит в настоящем случае в нашу задачу и завлекло бы нас слишком далеко от предмета, по поводу которого мы начали свою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010