Также опасным для пастыря и его служения является стремление создать свой авторитет показной ученостью. Нет сомнения в том, что в жизни отвлеченная катехизация совершенно бесполезна. Этим не отрицается зна­чение катехизических бесед с верующими, но они должны быть доступными и обязательно иметь нравственно-практический вывод. Пастырь должен избрать для паствы доступный способ беседы. Катехизическая беседа или проповедь должна изменять человеческие сердца, а не удивлять пасомых ученостью. Горе пастырю, если он, когда паства не может понять его от­влеченные катехизические беседы и проповеди, возмущается невежеством прихожан и, наконец, начинает их ненавидеть. Пастырь для устроения Царства Божия на земле должен привлекать души пасомых, но этого он достигает только тогда, когда, как врач, будет прислушиваться к биению сердец пасомых, подавая вовремя нужное лекарство. Ярким примером такого врачевания является учение Самого Спасителя. Ему следовали свв.апостолы и все выдающиеся пастыри Церкви. В ежедневной борьбе с ис­кушением – производить впечатление ученостью, современные пастыри должны учиться у Христа Спасителя, Который имел только одну цель – спасение словесных овец. Бывает, что пастырь, желая достичь доброй цели, в конце концов, все свое пастырское служение сводит к роли «культуртрегера» (культурное руководство). Он таким образом хочет завоевать себе авторитет у верующих и окружающего общества. Однако, не избегая возможности культурного влияния на пасомых, пастырь не должен забывать, что главной его заботой является проповедь Евангелия. Пастырю не следует оставлять проповедь Евангелия ради светской деятельности. Так как место пастыря только в Церкви Христовой, то и все его служение должно быть устремлено к созиданию Царства Божия на земле. Поэтому для пастырского дела может стать вредным его увлечение идеалами, не совпадающими с христиан­ским мировоззрением, в основе которого лежит любовь к Богу и человеку. Чтобы пастырю преодолеть это искушение, он должен помнить слова Господа, Который сказал: «Царство Мое несть от мира сего ..» ( Ин.18,36 ). Поэтому пастырь в деле созидания Царства Божия на земле может употреблять только духовное влияние на паству, что он может достигнуть посредством молитвы и внутреннего подвига. «Будь ангелом по жизни, – говорит св. Димитрий Ростовский , – и все будут с удовольствием сладостно слушать слова твои и творить, что ты повелеваешь ... и ты не можешь упасти вверенное тебе стадо и наставить их на путь спасения, если сам первый не будешь идти по пути спасения 92 . Устраивая Царство Хри­стово посредством культурно-просветительной деятельности, пастырь должен не забывать, что если он употребит только эти средства, то никогда не достигнет своей цели. Поэтому-то «жизнь наша должна бьггь сокрыта со Христом в Боге, т.е. Христу мы должны следовать, подражать Ему, Его учение проповедовать», – пишет митрополит Варфоломей 93 . И действительно, любой другой путь является неприемлемым для пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Аскеза (σκησις), или подвиг, есть метод, к-рым осуществляется практика А. Аскеза - «героическое усилие воли, которое необходимо для приобретения нравственной энергии, сила и крепость нрава» (Wörterbuch der philosophischen Begriffe/Ed. R. Eisler. B., 19274. Bd. 1. S. 101); «покаяние, умерщвление плоти, умерщвление чувств, желаний, отказ от занятий в целях приобретательства, подавление страданий, скорбей - для того чтобы укрепить внутреннюю свободу души или отчистить ее» (Ibidem); «собрание упражнений, которые поддерживают крепость физическую, питают силу интеллектуальную и моральную» (Grandmaison L. de. La religion personnelle. P., 1927. P. 90). Аскетика - наука, предметом к-рой является А. (Феодор, архиеп. С. 49), «выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности» (Там же. С. 50). С аскетикой тесно связано пастырское богословие : для установления норм и принципов пастырствования, являющегося задачей пастырского богословия, необходимо изучение пути духовно-нравственного совершенствования; пастырю, чтобы быть водителем, отцом пасомых, необходим подвиг, аскеза. «...Наука пастырского богословия без аскетики безжизненна и мертва и обращается во что-то среднее между литургикой, гомилетикой и практическим руководством», также и наука нравственного богословия «без входящего в нее морально-аскетического элемента обратилась бы в сухую схоластику» (Там же). По учению святых отцов, А. сам по себе, взятый в совокупности его проявлений, еще не составляет совершенства, но посредством него и достигается цель (Ioan. Cassian. Collat. I 7). Обоснование христ. аскетизма, его сущность Христианство с истоков своего исторического бытия, в учении Господа и Его апостолов, сразу же и недвусмысленно провозгласило себя религией аскетической. Иисус Христос говорит Своим ученикам: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 24-25); «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12. 25); «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15. 18-19). Аскетический идеал

http://pravenc.ru/text/76618.html

Я бы вспомнил и такой штрих его деятельности на этом посту, как издание им фактически за счет его приходов газеты «Победа, победившая мир», с которой долгое время сотрудничал, и которая была ориентирована на читателя в погонах, неся в солдатские и офицерские массы свет Христовой истины. Благодаря ему состоялось и рукоположение и старших офицеров - моих однокурсников по Центру Духовного образования военнослужащих  при Свято-Тихоновском Православном Богословском Институте (ныне ПСТГУ). Это только небольшая часть из сделанного им для повышения боеспособности наших Вооруженных Сил и эффективности работы правоохранительных структур.  Отец Дмитрий, не имея до этого прямого отношения к Армии, ревностно, с присущим ему темпераментом взялся за новое для него дело, в котором, несмотря на многочисленные козни скрытых и явных богоборцев, весьма преуспевал. Его полюбили не только в штабах и высоких кабинетах, но и непосредственно в войсках и военных учебных заведениях. Он, благодаря своей харизме, был любим, узнаваем и уважаем о чем свидетельствуют и сегодня многие военнослужащие, увы, чаще всего, запаса. Тем более было странным и обидным практически полное отсутствие на отпевании пастыря в Храме Христа Спасителя и на похоронах каких либо начальственных чинов, представлявших силовые структуры и прежде всего МО, руководство которого открыто позиционирует свою приверженность традиционным религиям и прежде всего Православию. Не было и венков от силовых структур, ни хотя бы дежурных спикеров в погонах, представлявших недавно воссозданное Главное политуправление ВС, призванное отвечать в т.ч. за высокий боевой дух и духовно-нравственное состояние военнослужащих. Неужели все их немалые силы без остатка ушли на Главный воинский храм в парке Патриот? Но ведь сам начальник Главпура генерал Андрей Картополов не раз подчёркивал важность религиозного фактора в «битве за ясли Господни» в Сирии и почему же он не почтил память одного из главных проводников этой идеи в лице почившего Пастыря? Мне с двумя товарищами - офицерами запаса, пришедшими проститься с о. Дмитрием, было очень горько наблюдать эту картину то ли отстранения, то ли забвения памяти человека, так много сделавшего для Армии! Чего уж говорить о куда более толерантном в отношении веры МВД и самоизолировавшейся Росгвардии! Пожалуй, единственными официальными представителями силовых структур на панихиде были даже не казаки, а офицеры ФСО, которые оказались здесь по долгу службы. Стыдно, господа и товарищи офицеры!

http://radonezh.ru/2020/10/26/neblagodar...

Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других ко благочестию». Можно ли достичь исполнения этой присяги, если повседневная жизнь современного пастыря сопряжена с постоянно возрастающим числом послушаний, к которым ни наставничество, ни отцовство, ни учительство не имеют никакого отношения? Социальное служение — окормление домов престарелых, тюрем, интернатов для инвалидов — хоть и отвлекает непосредственно от прихода, но несет в себе пастырские функции. Нужен священник и в образовательных учреждениях, но только не в качестве регулярного преподавателя с ежедневными уроками или лекциями. Совершенно же непонятны обязанности священника в строительстве храма, в хозяйственной работе, в организации мастерских или предприятий, даже если они востребованы и надобны для церковных нужд. Священник не должен быть прорабом или коммерческим директором. Это сочетание исключает возможность и богословского, и духовного совершенствования. К сожалению, нынче критерии «успехов» пастыря очень часто имеют именно хозяйственный вектор. «Возрождение духовности», как это ни прискорбно, определяется лишь по количеству построенных и реставрированных храмов, степенью их благолепия. Умение священника находить спонсоров, решать проблемы финансирования строящихся церковных объектов стали определяющим фактором его служебного роста. Именно такие священники получают церковные благодарности и награды, становятся «лидерами» в епархиальной структурах, возглавляют благочиния и различные комитеты. Результат печален. Инициативный, образованный и харизматичный священник практически служит лишь по воскресным и праздничным дням, отдав остальные пастырские обязанности менее активным и знающим клирикам, или возлагает все свои учительские заботы на мирян. Неудивительно, что после такого «учительства» под золотыми куполами храмов с красивой росписью и дорогой утварью царят откровенно языческие обычаи и далеко не православное мировоззрение.

http://e-vestnik.ru/church/zachem_nuzhen...

Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются: — координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества; — оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей; — забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане; — участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств; — представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы; — информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви. Отдел имеет разветвленную структуру, работая по пяти направлениям, которые условно можно обозначить так: " Армия " , " Милиция " , " Тюрьма " , " Остальные структуры " и " Издательско-миссионерское направление " . Каждое направление имеет свои секторы работы, соответствующие силовым структурам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429559/

  Какова история возникновения церковного права?   Понятно, что церковное право это не только научная дисциплина и учебный курс, но, прежде всего, нормативно-регулирующая система, действующая в Церкви. И в этом своем первом значении оно восходит к началу Церкви. Уже в апостольский век христианские общины имели свое устройство, и в них сложился пусть и в самой предварительной форме определенный порядок управления. Клирики и миряне имели свой статус. И все это уже составляло право, действующее в Церкви, хотя по большой части оно держалось на авторитете Предания и не было зафиксировано в правовых актах. В Русской Православной Церкви право начинается со времен святого Владимира с момента Крещения Руси. Если же речь идет о науке и предмете, преподаваемом в духовных школах, то церковное право в этом смысле возникает, конечно же, позднее. В Византии элементы богословско-научного исследования канонов присутствуют в многочисленных толкованиях, которые стали классическими: Аристина, Зонара и Вальсамона. И это уже XII век. Однако некоторые суждения патриарха Фотия, который жил, как известно, в IX столетии, также можно считать научно-каноническими.   Как происходило размежевание церковной каноники и светского права?   Эта тема обширная. Обращаясь к России, нужно сказать, что светское право преподавали в России с XVIII века. Юриспруденции стали учить в Московском университете с момента его основания. Параллельно университетскому преподаванию развивалась и юридическая наука. Само же отечественное государственное право как система законов появляется в IX-X столетиях, то есть тогда, когда складывается Киевская Русь. Установить начало канонической, церковно-правовой науки также не представляет никакого труда: митрополит Платон в конце XVIII века ввел преподавание толкования Кормчей книги в МДА. Это стало первым опытом теоретико-практического изучения в высшей церковной школе основополагающего канонического сборника. И уже в 30-е годы XIX столетия преподавание церковного права вводится во всех духовных академиях. Юриспруденции обучали также на юридических факультетах университетов, а также в училище правоведения в Петербурге, в Демидовском лицее в Ярославле. Преподавалось церковное право и в семинариях: в синодальную эпоху сведения о нем можно было почерпнуть из курса практического руководства для пастырей, который состоял из двух частей: первая это пастырское богословие в его прикладном применении, а вторая непосредственно каноника.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210252...

В германской богословской литературе гомилетика входит в состав практического богословия, которое, со времени Шлейермахера, получило там широкое развитие, и в богословской энциклопедии занимает почетное место, служа венцом широко разросшегося ствола богословской науки. В состав этого практического богословия входят гомилетика, каноника, литургика и пименика или пастырское богословие, и в иных руководствах по практическому богословию, как например у Шлейермахера, гомилетике отводится более широкое место, чем другим составным частям его, что служит свидетельством признания относительной важности её, в сравнении с другими дисциплинами. Проповедь мы назвали именем церковного красноречия, и это могут признать не соответствующим существу дела те, которые смотрят на проповедь, как на дело простого учительства, чуждое всякой искусственности. Но слово „красноречие“ имеет в науке значение технического термина, который прилагается ко всякому публичному слову, предлагаемому перед народом. Такое название публичного слова употреблялось еще в древности, и оно перешло и в христианство , как скоро здесь научным образом стали разрабатывать вопросы, касающиеся проповеди. Во Франции христианское красноречие обычное название для церковного проповедного слова. Употребляется оно в таком значении и в Германии (у Шотта, Теремина, Юнгманна – лучших гомилетов прошлого столетия). С техническими терминами, принятыми в науке, часто соединяется условное значение, которое не всегда отвечает строго этимологическому смыслу слова. Так это имеет место и здесь. Слово „красноречие“ прямым своим смыслом указывает на искусственную, прикрашенную речь. Но прилагая это слово к проповеди, мы отнюдь не соединяем с ним требования от проповеди такой искусственной, красной речи, а разумеем под словом „церковное красноречие“ всякую речь, которая говорится в церкви перед народом, и посвящена разъяснению предметов христианского ведения и христианского нравоучения. Более подробное разъяснение того, какое значение мы соединяем с этим термином, читатель найдет в предлагаемой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

- представление Русской Православной Церкви в ее сношениях с руководством и различными структурами Вооруженных Сил и других ведомств, располагающих законными воинскими формированиями, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание лиц в местах лишения свободы; - координация взаимодействия священноначалия, духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-военного сотрудничества; - оказание практической и методической помощи командованию и воспитательным отделам войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей; - забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Боснии, Косово, Абхазии и на Северном Кавказе; - забота о пастырском окормлении лиц, находящихся в местах заключения; - православная миссия среди военнослужащих, в первую очередь среди лиц православного происхождения и культуры. - участие в проведении совместных мероприятий по реализации соглашений, планов и программ двухстороннего сотрудничества и оказание практической помощи командованию и воспитательным структурам в реформировании Вооруженных Сил; - участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов Вооруженных Сил и силовых ведомств; - информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви. За крайне редкими исключениями, Отдел в своей деятельности получает постоянную помощь и поддержку со стороны командования Вооруженных Сил и офицеров — ответственных за воспитательную работу. Руководство силовых министерств убедилось в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существовавшие и существующие, к сожалению, до сих пор негативные моменты, как-то: неуставные взаимоотношения в армии, нарушения режима в исправительных учреждениях.

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

При этом в течение уже нескольких лет создаются искусственные препятствия на пути преподавания детям " Основ православной культуры " или дисциплин по выбору в рамках духовно-нравственного комплекса. Однако, при всем этом уже сегодня проводятся в школах нашей страны уроки толерантности по образцу школ в США и в Европе. В учебниках школьников США данные о роли гомосексуалистов в истории и современном обществе показаны наравне с афроамериканцами и аборигенами. Под благовидным предлогом борьбы со СПИДом во внеклассные часы проводятся кем попало занятия по так называемому " сексуальному просвещению подростков " . Повсеместно в учреждениях культуры Российской Федерации и прежде всего в библиотеках создаются " Центры толерантности " . Не случайно в период с 16 по 20 марта 2009 года в Пермской государственной краевой универсальной библиотеке им. А. М. Горького по инициативе благотворительного фонда " Институт толерантности " будет проводиться Всероссийская научно-практическая конференция " Библиотеки и толерантность в информационном обществе " , план проведения которой дошел до нас на английском языке. Это представляется весьма странным, ибо в качестве организаторов конференции кроме прочих указаны Министерство культуры Российской Федерации, Администрация губернатора Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края. Так что же наше руководство хочет превратить учреждения культуры, включая библиотеки, в " Центры терпимости " , отрывающие нашу культуру от ее исторических корней? При этом заявление Пермской епархии Русской Православной Церкви об участии в текущем году в Прикамском Народном Соборе имени святых Мефодия и Кирилла, учителей славянских, не просто весьма смутило Департамент культуры города Перми, но и вызвало его неприятие. По всей видимости, в качестве репетиции 10 февраля сего года в той же государственной библиотеке проводится научно-практическая конференция " Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем " . В соответствии с законодательством России в основе взаимодействия всех субъектов права в нашем обществе, включая и религиозные конфессии, лежит не толерантность (терпимость), а свобода совести. А тем более религиозные деятели в решении социальных проблем, по крайней мере, христианские пастыри должны говорить не о толерантности, а о любви к ближнему. Вместо приложения усилий религиозными конфессиями в соработничестве с каждым человеком в его стремлении к освобождению от греха и обретению подобия Божия, некоторые религиозные деятели призывают к терпению безнравственности, бездуховности, подрыву традиционных нравственных устоев народа и народной культуры.

http://religare.ru/2_62254.html

В-третьих, обратим более пристальное внимание на приведенное выше высказывание апостола Павла: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Так как апостол имеет в виду книги Ветхого Завета, то в его словах содержится мысль об их непреходящей актуальности для духовной жизни и учительной деятельности. Следовательно, человек, читающий и изучающий Ветхий Завет , имеет возможность стать обладателем драгоценной сокровищницы знаний, которые помогут ему со страхом и трепетом совершать свое спасение ( Флп.2:12 ). Также эти знания необходимы трудящимся на ниве Христовой пастырям, да и вообще всем учителям, психологам и педагогам, желающим сделать свое служение более эффективным и плодотворным. Особенно следует отметить в связи этим содержащиеся в книгах Ветхого Завета (особенно в Пятикнижии, Псалтири и Притчах, а также в неканонической книге Иисуса, сына Сирахова) многочисленные фразы и поучения, многие из которых можно квалифицировать как афоризмы, например, Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою ( Притч.21:23 ) или Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь ( Сир.7:39 ). Среди этих простых для понимания и в то же время актуальных для современного христианина выражений встречаются как правила, регулирующие поведение человека в социуме, его отношения с ближними, так и различные нормы «житейской» мудрости, относящиеся к повседневному быту человека. В Новом Завете больше внимания уделяется принципиальным богословским истинам, говорится об абсолютных ценностях, тогда как практических замечаний сравнительно мало. Однако никто не станет отрицать, что и для устроения бытовой стороны своей жизни люди нуждаются в нравственных ориентирах, руководствуясь которыми, они могли бы исполнить призыв апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших ( 1Кор.6:20 ). В-четвертых, вспомним известную фразу, автором которой называют блаженного Августина и которую многие цитируют: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается». Мысль очень точная и замечательная! В Новом Завете мы обнаруживаем большое количество прямых цитат из Ветхого Завета, а еще больше косвенных аллюзий и общих образов. Потому смысл новозаветных писаний становится по-настоящему понятным только в том случае, если читатель знает и часто обращается к параллельным местам из Ветхого Завета. Напротив, если христианин попытается ограничиться только Новым Заветом, то он многие фрагменты или не поймет вовсе, или истолкует превратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010