Тело Д. Г. принесли в ц. св. Леонтия, где после отпевания оно находилось 7 дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Д. Г. положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 окт. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, «мняще толико кости обрести», но увидели Д. Г. «всего цела суща, ничим же вредима», также и погребальные ризы, «яко же прежеположени на него», «лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты» (ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262). Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сент. 1507 г., во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Д. Г. и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу («того ради, что разсыпашася»). Гробница Д. Г. находится в Архангельском соборе, у зап. стены. Кончине Д. Г. посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Смерть Димитрия Красного». Имя Д. Г. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII в. Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (праздн. установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (праздн. установлено в 1981, имя Д. Г. включено в Собор в 2004). Ист.: Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.); АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.); Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152; Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 353; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556; Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский//Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. 9-15; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89; Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

http://pravenc.ru/text/178195.html

Итак недостаточно знать, что существует икона Знамения; а надобно веровать, что это есть действительно знамение Божией благости ( Пс.85:17 ), воздвигнутое среди нас для ободрения нашей надежды, для руководствования нашего ко спасению. В таком духовном устроении, «честного Твоего образа знамение празднующе, Богородительнице, верою Тебе взываем: Радуйся, Дево, христиан похвало» (Конд. праздн.)! Аминь. Слово на день Казанские иконы Пресвятой Богородицы (22 октября) «Возсияет вам, боящимся имене Моего, солнце правды и исцеление в крилех его» ( Мал.4:2 ). День явления Казанской иконы Божией Матери, как известно, празднуется в июле месяце. Нынешний же праздник в честь сей иконы установлен по особенному случаю. Во времена самозванцев и несколько после, Россия страдала от внутренних безпорядков и раздоров. Враги отечества, пользуясь смутами, хотели подчинить его Польше. Уже в Москве своевольно распоряжались иноземцы. Но любовь к отечеству возбудила верных сынов его ополчиться за него. Дружины разных городов соединились под предводительством князя Пожарскаго. Этот вождь всегда имел при себе икону Божией Матери Казанскую. Веруя в Ея помощь, он победил врагов, и в самый нынешний день очистил царствующий град Москву от нашествия иноземцев и крамольников. Все сие было два с половиною века назад. Не своею силою и искусством защитники отечества получили тогда успех: воинство было малое и вооружение малонадежное. Но предки наши были богобоязненны, и упованием на помощь Божию сильны. Движимые все одним чувством благочестия, они прежде всяких приготовлений к брани, наложили на себя пост и обратились с молитвою к Господу и к Пречистой Его Матери. И совершилось с ними то, что чрез пророка предрек некогда Господь народу своему, скорбевшему в бедствиях, но веры и надежды не оставлявшему и в покаянии о помощи свыше воздыхавшему: «возсияет вам боящимся имене Моего, солнце правды, ...и поперете беззаконники, и будут пепел под ногами вашими» ( Мал.4:2–3 ). В воспоминание и веры наших предков и чудной помощи свыше, какой сподобились они, в одном песнопении нынешняго праздника возвещается: «Источает неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помошь, и избавляет от всяких бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя» (Кондак праздн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

2. Введение трехлетней пресв. Девы во храм есть еще ближайшее предвозвещение о Спасителе мира. «Днесь благоволения Божия предображение и человеком спасения проповедание» так взывает Церковь (в Троп. праздника), и именует св. Деву саму пречистым храмом, и священным сокровищем славы Божией, вводящим с собою в дом Господень благодать божественную (Конд. праздн.). Основание сего праздника есть также благочестивое предание, которое говорит, что благодатная Отроковица, в младенчестве, введена была родителями во храм Иерусалимский, там воспитывалась, и уготовлялась благодатию Божиею быть святейшим селением Бога – Слова. Таким образом праздник Введения научает и нас с ранних лет посвящать себя Богу, и также любить храм Божий, как любила его пресв. Дева, если хотим и мы быть духовными храмами Божиими. 3. Благовещение есть уже время самого воплощения Сына Божия, – это, по выражению Церкви «главизна нашего спасения, и еже от века таинства явление» (Троп. праздника), время, в которое Сын Божий стал сыном Девы. По такой важности сего праздника богослужение его уподобляется богослужению Рождества Христова, – также начинается великим повечерием на утрени, украшается многими радостными песнями, и не теряет своей торжественности, в какой бы день ни случился сей праздник 25 . И в воспоминание страданий Господних (т. е. если Благовещение случается на страстной седмице), и на самый день Пасхи Церковь почитает приличным повторять нам высокое благовестие Архангельское; потому что и в состоянии крайнего уничижения, как и в состоянии прославления Сына Божия, видит она то величие Его, о котором поведал Архангел: сей будет велий, и Сын Вышнего наречется, – и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Еванг. праздн.); и верует, что Господь с тем и приобщился нашей плоти и крови, да смертию упразднит имущего державу смерти сиречь диавола ( Евр. 2:14 ). 46. Следующие три двунадесятые праздника – Сретение (февр. 15 ), Крещение Господне (янв. 19) и Преображение (авг. 19) посвящены воспоминанию тех великих событий, в которых Господь, явившийся на земле, и в состоянии уничижения, весьма ясно явлен был людям, как Спаситель мира и Единородный Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Преображением на Фаворе Господь открыл божественную славу свою избраннейшим Апостолам, не задолго до времени своих страданий, – для того, как изъясняет Церковь , «да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Он есть воистину Отчее сияние» (Конд. праздн.). Церковь , прославляя тогда божественное величие превечного Сына Божия, молится «да воссияет и нам грешным свет Его присносущный» (Троп: праздн.), в котором источник жизни и блаженства. К особенностям сего праздника относится то, что в нем освящает Церковь новые древесные плоды, свидетельствуя тем благодарность тому, кто есть свет мира, подающий не только духовное просвещение душам нашим, но и свет чувственный, силою коего созревают питающие нас плоды земные. 47. К числу неподвижных, двунадесятых праздников относятся два такие, которые открывают нам славу Господа уже после вознесения Его на небо, – Успение Божией Матери (авг. 28) и Воздвижение честного Креста (сент. 27). В первом слава сия видима в лице Богоматери, а во втором она отражается на св. животворящем кресте Господнем. Успение, или кончина земной жизни Божией Матери, есть событие славнейшее в царстве благодати; ибо Пресв. Дева, как гласит свящ. предание, на время только телом покорилась смерти, а потом, с телом же, взята на небо и прославлена:«гроб и умерщвление Ее не удержаста; яко же бо живота Матерь к животу престави во утробу вселивыйся приснодевстненную»(Конд. праздника). Церковь именует смерть и каждого верующего сном, или успением, но преимущественно усвояет это наименование кончине Богоматери, так как смерть Ея была столь кратка, что и на третий день по кончине уже не было обретено тело Ея во гробе. Познав же из многих опытов небесную славу и высочайшее могущество богоблагодатной Девы, Церковь славит особенным торжеством блаженное успение честнейшей Херувимов, и тем утверждает нас как в уповании на благодатную Ея помощь, так и в вере в блаженство жизни вечной, которое уже вполне открыто не только в Искупителе нашем, но и в пресвятой Его Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Апостолы ревностно принялись проповедовать слово Божие и, творя чудеса, приобретали все более и более последователей Христовой веры. Первосвященники и старейшины иудейские, обеспокоенные успехами Апостолов, воздвигли на верующих в Иерусалиме гонение. Первым мучеником был диакон Стефан, побитый каменьями (память его празднуется янв. 4, авг. 2, сент. 15 и дек. 27); ученики Христовы рассеялись. Самым усердным их противником был некто Савл. Не довольствуясь гонением в Иерусалиме, он поехал в Дамаск, но на дороге его внезапно осветило исходящее с неба яркое сияние. Савл упал с коня и услышал голос с небес: «Савл, Савл, что ты меня гонишь?» – Кто ты, Господи? – спросил Савл. «Я Иисус, которого ты гонишь», отвечал голос. После этого чуда Савл сделался Апостолом, Христовым и самым ревностным проповедником слова Божия между язычниками. Гонение, на время приутихнувшее, вскоре было возобновлено. Апостол Петр, приговоренный к смерти, спасен из темницы Ангелом Господним; Иаков Заведей, брат Апостола Иоанна, умерщвлен мечем. (Память его празднуется 30 апреля и 30 июля). Распространение Церкви «Несмотря на преследования от иудеев, число верных росло с каждым днем; между новокрещаемыми были не одни иудеи, но и язычники. Для распространения Христовой веры между язычниками, Промысл воздвиг Апостола Павла, бывшего Савла; он для проповеди слова Божия предпринимал отдаленные странствования, творил именем Христовым чудеса, основал христианские церкви во многих языческих городах, писал к ним послания и, подвергая свою жизнь беспрерывным опасностям, был наконец отправлен под стражей в Рим. Прочие Апостолы тоже рассеялись по разным странам и, творя чудеса, проповедовали Христово учение. Первое всеобщее гонение Между тем, в 64 году после Рождества Христова, возникло на христиан первое всеобщее гонение. Христиане, как чтители истинного Бога, не признавали римского кесаря Богом и не клялись его именем, как это делали язычники, и число верующих умножалось так быстро, что вера Христова грозила ниспровергнуть язычество. Это побудило римское правительство преследовать христиан, тем более что и простой народ, веря клеветам иудеев и наущаемый жрецами, также ненавидел христиан. Император Нерон, зверь сердцем, зажег для своей потехи город Рим и потом всю вину сложил на христиан. Он зашивал их в звериные шкуры и бросал на растерзание собакам, обмазывал живых людей горючими веществами и зажигал их. В это гонение прияли мученическую смерть Апостолы Петр и Павел (память их праздн. 29 июня); прочие Апостолы также в разное время все мученически скончались; остался в живых один Иоанн. Прожив в Иерусалиме вместе с Пречистой Божией Материй до 48 года по Рожд. Христ., он, после успения в этом году Богородицы (праздн. 15 августа), переселился в Малую Азию. Разрушение Иерусалима

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Многие 71 не хотят различать Иакова праведного или меньшего, предстоятеля Иерусалимской церкви, от Ап. Иакова Алфеева. Но против сего с решительностью и убедительностью говорит церковное предание. Об Иакове Алфееве (праздн. 9 Октября) предание таково: он был сын Алфея, брат Левия или Матфея Алфеева мытаря и потом Апостола и Евангелиста. Как и Матфей, Иаков, брат его, был призван самим Господом в число 12 Апостолов ( Луки 6, 15 . Марк. 3:18 ) и вместе с прочими послан был на проповедь ( Мф. 10:3 ). После вознесения Господа Иаков Алфеев сперва оставался в Иерусалиме ( Деян. 1, 13, 6:2 ), потом сопутствовал Св. Андрею первозванному в Едес, проповедывал учение Христово в Газе, Елевферополе и в сопредельных им местах, отсюда отправился в Египет, и здесь в городе Острацыне запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте. Таков же меньший или праведный (праздн. 23 Октября), по преданию, был сын Иосифа обручника от первой его жены, почему и называется братом Господним ( Гал. 1:19 ). Он был родной брат упоминаемых в Евангелии Иосии, Иуды и Симона ( Мф. 13, 55 . Марк. 6:3 ). По вознесении Господа он жил и действовал в Иерусалиме, где и скончался мученически (см. выше). Мнимое же тожество его с Иаковом Алфеевым основывается на неправильном понимании указаний Нового Завета и перетолковании некоторых из древних свидетельств, особенно Егезиппа. § 5. Апостольская церковь среди язычников Общество верующих в Иерусалиме, держась по наружности иудейского закона – только в новом духе – сначала пользовалось расположением народа ( Деян. 2:47 ). Но чем громче в слове и деле раздавалась торжественная и обличительная проповедь Апостолов о Воскресшем ( Деян. 3:4 ), тем глубже чувствовали себя оскорбленными фарисейское высокомерие и саддукейское неверие. Скоро ( Деян. 4, 3. 5:40 ) открыто вспыхнула ненависть и ярость. Отказ Апостолов молчать о Христе ( Деян. 3, 29, 4:19 ) по людскому приказанию, уже вызывал кровавые намерения, но на этот раз они сдержаны были мудрым советом Гамалиила ( Деян. 5:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

возобладала Божья благодать и восстановилось первоначальное совершенство первозданного бытия. Ведь воскресение Христово в своем окончательном значении было именно началом восстановления той истинной жизни, которая была испорчена грехом, и поэтому-то Христос торжественно заявил о Себе: “Аз есмь воскресение и жизнь! Верующий в Меня имеет жизнь вечную .” Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Святых Жен Мироносиц Арсений, митроп. Киевский. Сочинения, т. I, стр. 158–173. Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. проповедей (90 г.), т. III, 20–41. Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочинений (90 г.), т. II, 396–407. Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения (72 г.), т. I, 495–501. Евсевий, арх. Могилевский. Бес. на воскр. и праздн. еванг. (63 г.),т. I,128–141. Его же. Беседы на воскр. и праздн. чтения из апостола (67 г.), ч. I, 80–87. Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 13–16. Серафим, арх. Воронежский. Слова и речи (76 г.), т. I, 195. Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. II, 41. Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I, 47–52. Евлампий, арх. Тобольский. Святая Пятидесятница (58 г.), 198–241. Путятин P., прот. Полн. собр. поучений (93 г.), 88–92. Сергиев И., прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 188–207. Бажанов В., протопр. Слова и речи (58 г.), 101–112. Мегорский Е., прот. Слова, поучения и речи (94 г.), 152–156. Белоцветов А. Круг поучений (94 г.), 39. Романов И., прот. Полн. собр. поучений (88 г.), 404–413. Долинский И ., свящ. Краткие поучения (95 г.), 176–180. Красовский П . Поучения для простого народа (70 г.), 86–91. Дьяченко Г. Ежедневние поучения (97 г.), 30–39. Лядский Α., свящ. Поучения на дни воскресные (70 г.), ч. I–II, 106–113. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? Блаженный Августин de beat. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Святой Климент Александрийский .

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Да, велика тайна благочестия! Превечное Слово, от Которого все получило свое бытие и в ладони Которого содержатся все мириады миров, вместилось в бренное человеческое тело и подверглось всем ужасам земной бедственности, чтобы искупить падшее человечество и возвести его опять на высоту потерянного им достоинства. И вот теперь наша прославленная плоть в лице Вознесшегося Христа сидит одесную Отца — на престоле Божества. Человек, этот червь земли, увенчан славой превыше ангелов. Вот до какой неизреченной высоты может подняться человеческое естество, когда оно становится свободным от греха и восстановляется в своем первозданном состоянии. Вот тот бесконечный предел совершенства, которого заповедано достигать нам и который достижим для нас. A ты, земля, ничтожная песчинка в необъятном круге вселенной, неумолкая воздавай хвалу своему Творцу, который возлюбил тебя паче всех мириад величественных солнц и звезд! Он снизошел до вочеловечивания, чтобы всех горечей вкусить всех горечей твоего бытия, возлежал в убогих яслях мрачной пещеры, терпел голод и жажду, проливал слезы от терзаний душевной тоски, испытал все ужасы страшной и позорной казни, испил горькую чашу смерти, — и все это для того, чтобы изъять эту песчинку из-под ига греха и проклятия и сделать ее престолом для Божьего царства. Готовься же принять вновь имеющего придти Спасителя мира и будь чертогом, достойным божественного Жениха! Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Святых Отцов Арсений, митроп. Киевский. Сочинения (73 г.), т. I, стр. 226–234. Евсевий, арх. Могилевский. Бес. на воскр. и праздн. еванг. (63 г.), т. I, 202–218. Его же. Бес. на воскр. и праздн. чтения из апостола (67 г.), ч. I, 125–140. Димитрий, арх. Херсонский. Полное собр. проповедей (90 г.). т. III, 78–91. Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I, 85. Палладий, арх. Рязанский. Слова и речи (81 г.), 96. Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 27–30. Феофан, еп. Слова к Тамбовской пастве (61 г.), 174178.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Новый Завет установлен чрез Иисуса Христа, а ветхий завет чрез Моисея. О ветхом завете и говорит Павел: «Первый завет имел постановления о богослужении», по-славянски: имеяше оправдание службы. Славянское слово оправдание (δικαωμα) значит закон, заповедь, правило, постановление. Оправдания службы, – постановления, относящиеся к общественному богослужению. «И святилище земное» (святое людское). Так называет Апостол ветхозаветную скинию, о которой далее говорит. Святый Златоустый учит: «святое же людское. Людским или мирским называет потому, что всем дозволялось входить в него: в одном и том же здании назначено было место, где стоять священникам, где иудеям, прозелитам, язычникам, назореям; так как оно было доступно и язычникам 10 . Святитель Златоустый по-видимому, относит это название преимущественно ко внешней части скинии, которое называлось двором, и было доступно для всех. В это святилище призывались все племена и народы ( Ис.54:1–3 ), и оно предзнаменовало всеобщность Церкви Христовой, где несть иудей, ни, еллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский: еси бо едино о Христе Иисусе ( Гал.3:28 ). Но не исключает он и святое, потому что и светильник и трапезу и предложение хлебов называет мирскими знаками 11 . Блаженный Феодорит пишет: »Святое же людское: так назвал скинию, представляющую образ всего мира; ибо среднею завесою разделялась она на две части, и одна часть называлась святое, а другая – святое святых. И святое уподоблялось житию на земли, а святое святых пребыванию на небесех. Самая же завеса заменяла собою твердь». Он обращает внимание на две части скинии, называемые: святое и святое святых, о которых далее говорит Апостол 12 . 2. Скиния бо сооружена бысть первая, в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется, святая. «Ибо устроена была скиния первая, в которой светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое». Эта скиния, называемая здесь первою, находилась внутри двора; с этою нераздельно соединялась другая часть к востоку, и отделялась от первой только завесою, имунуемая святое святых, о которой говорится далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Родионцев. О Великороссийской церкви вам нет нужды заводить речь; эта церковь в отношении крещения для нас достоверна, и не сейчас мы начали принимать от нее священников, а более 200 лет, да и не о наших попах должна теперь идти речь. Вы вот, Герасим Алексеевич, потрудитесь привести ясные доказательства о том, что в Греческой церкви не существовало и сейчас не существует поливательного крещения и что Амвросий был крещен в три погружения. Гусев поднялся и заговорил: много можно найти таких доказательств ... и стал перебирать из привезенных книг, и отыскал книжку заграничной печати, в которой изложено Павлом Белокриницким описание об м. Амвросии, и прочитал в ней свидетельство Павла Белокриницкого о том, что Амвросий был крещен в три погружения. Но Родионцев такому свидетельству не доверил. Гусев берет какую-то писанную книгу и читает из нее повесть Павла Белокриницкого о том, что Амвросий сам о себе пред св. иконами засвидетельствовал, что он крещен в три погружения. Родионцев опять не доверяет такому свидетельству Павла Белокриницкого и просит Гусева: потрудитесь, Герасим Алексеевич, достоверные свидетельства привести, а Павлу Белокриницкому мы не поверим. Мельников Василий: Вы, Василий Андреевич, не знакомы с писанием; нам сейчас Герасим Алексеевич прочитал свидетельство Павла Белокриницкого, что м. Амвросий клялся пред иконами и целовал крест в том, что он крещен в три погружения; а в Соборном Уложении п. Филарета свидетельствуется, что если кто скажет про себя, что он крещен в греческую веру в три погружения, – аще будет и свидетелей несть, а сам про себя скажет, яко крещен в три погружения, и тех крестити не подобает (Соборн. Улож. 430 лист.) Согласно этого Соборного Уложения мы и приняли м. Амвросия. Эту ссылку Мельников читал не по соборному изложению, а по письменной книжке. Гусев рад был и этому свидетельству и громко заявил: какого еще более нужно доказательства! м. Амвросий с клятвою пред иконами засвидетельствовал о своем крещении и такое свидетельство согласуется с соборным определение п. Филарета, и т. д. В подобном роде ораторствовал Гусев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010