1) «Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче гряди, крести Мене тебе создавшаго и просвещающаго благодатию, и неусумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую» (Стих. на 6 часе). Господь Иисус Христос, облекшись в человеческое естество, «по виду став как человек», во всем подобный нам грешным, кроме греха, прирожденного нам еще с утробы матерней, и потому Он не имел нужды омывать сей грех в водах крещения, но Господу, как Основателю нашей веры, нужно было исполнить всякую правду на земле, и Он, приемля крещение от Иоанна, в водах иорданских, Своим примером установляет святое Таинство Крещения и освящает им всех, вступающих в общество верующих; потом, в беседе с Никодимом заповедывает: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение есть дверь, которой мы входим в Церковь Божию, созданную Иисусом Христом на земле. 1) Просвещенные светом Крещения, яко чада света ходите, «испытывайте, что благоугодно Богу» – учит апостол Павел( Еф.5:10 ). Крещаемые, погружаясь в водах, погребают в них своего ветхого человека и выходят из воды для новой духовной жизни. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:3–4,11–12 ). Необходимо нам отложить ветхого человека с прежним образом жизни, а обновиться духом ума «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:23–24 ). 3 . «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ), т. е. Крещения. После Крещения верующие получали дары Святого Духа через возложение на них рук апостольских. Возложение рук заменило ныне Св. Таинство Миропомазания, которым мы запечатлеваемся непосредственно после Крещения и получаем дары Святого Духа, Которого не надобно оскорблять порочными мыслями и делами. Беседа 2. О богослужении в праздник Богоявления Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кондак предпразднства, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Кондак, глас 4 Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Иный кондак предпразднства, глас 2: Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/милости ради безмерныя,/Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/одеждею мя одевая,/славы древния обнаженна люте. Иной кондак, глас 2 Всех от множества согрешений освобождая,/Христе, Благосердный, по безмерной милости,/в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек,/чтобы облечь в одежду древней славы/меня, обнаженного бедственно. 6 ЯНВАРЯ. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА, БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Тропарь, глас 1: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Тройческое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине/извествоваше словесе утверждение./Явлейся, Христе Боже,/и мир просвещей, слава Тебе. Тропарь, глас 1 При крещении Твоем во Иордане, Господи,/открылось поклонение Троице:/ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/возлюбленным Тебя Сыном именуя,/и Дух в виде голубицы/подтверждал Его слова непреложность./Явившийся Христе Боже/и мир просветивший, слава Тебе! Кондак, глас 4: Явился еси днесь вселенней,/и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/в разуме поющих Тя:/пришел еси и явился еси,/Свет Неприступный. Кондак, глас 4 Явился Ты в сей день вселенной,/и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,/в полноте знания воспевающих Тебя:/“Пришел, явился Ты,/Свет неприступный!” 7 ЯНВАРЯ. СОБОР ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Тропарь, глас 2: Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже, за истину пострадав, радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира/и подающаго нам велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

3 . Поучение на святое воскресение. Нач. Должьни есмы, браня, праздникы божия чьстити въздьржащеся... Эти три поучения читаются в Троицком Лаврском сборнике XII в., и по нему напечатаны Срезневским в Древних памятниках Русского письма и языка, стр. 199 sqq. 4 . Поучение на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Нач. Послушайте, братие... 5 . Похвала на преставление Пресвятой Владычицы Богородицы. Нач. Се ныне светло праздньство... 6 . Слово похвально на память блаженного пророка Захарии и о родстве Иоанна Крестителя. Нач. Свет въсия праведнику... 7 . Во утро Богоявлениих слово похвальное Иоанна Крестителя. Нач. Прииде Иисус от Галилеа... 8 . Слово похвальное о четверодневном Лазаре. Нач. Се предтечет светозарное торжьство... 9 . Похвала святому... мученику... Димитрию мироточцу. Нач. Наста братие светлое празднество... 10 . Похвала архистратигам Михаилу и Гавриилу. Нач. Наста празднолюбци... 11 . Похвала святому Клименту, патриарху Римскому. Нач. Небо радостно веселиться... 12 . Похвала святому Кириллу, учителю Словеньску языку. Нач. Се победа нам, христолюбцы... О словах Климента см. Ундольского Письмо к Бодянскому, в Чтениях Общества Истории и Древностей 1848г. Палаузова: Век Болгарского царя Симеона, стр. 86, и статью: „Климент епископ словенский, труд В. М. Ундольского, с предисловием И. А. Лаврова”, напечатанную в I кн. Чтений Общества Истории и Древностей за 1895 год. Покойный А. Н. Попов напечатал в III кн. тех же Чтений за 1880г. древнее слово на Рождество Христово и чтение на крещение Господне, считая вероятным усвоять их Клименту Словенскому, Библиографические материалы, V1, 155. Чтение под именем поучения перепечатано архимандритом Леонидом в Памятниках древней письменности). [Из «Дополнения и поправки» «Статья г. П. Лаврова. «Новое похвальное слово Климента Словенского» (40-ка мученикам), с приложением к ней самого слова, – в 4 кн. Известий отделения русского языка и словесности Академии Наук, стр. 1086 и 1335.«]. [Из «Дополнения и поправки» «Ещё о Клименте Словенском и о Константине – пресвитере епископе у г. Петухова в статье «Болгарские литературные деятели древнейшей эпохи на русской почве», напечатанной в 286 части (в Апрельской книжке 1893г.) Журнала Министерства Народного Просвещения»].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

3 . Предпразднство Просвещения. Святаго пророка Малахии. Святаго мученика Гордия. 4 . Предпразднство Просвещения. Собор святых седмидесяти апостолов. Преподобнаго Феоктиста, игумена, иже в Кукуме Сикелийстем. 5 . Предпразднство Просвещения. Навечерие Богоявления . Святых мученик Феопемпта и Феоны. Преподобныя Синклитикии. 6. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7. Собор святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 . Преподобных Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. Преподобныя Домники. Преподобнаго Григория Печерскаго. 9 . Святаго мученика Полиевкта. Иже во святых отца нашего Филиппа, Московскаго и всея России чудотворца . 10 . Иже во святых отца нашего Григория, епископа Нисскаго. Преподобнаго Дометиана, епископа Мелитинскаго. Преподобнаго Маркиана, пресвитера и иконома Великия церкве. Преподобнаго Павла Комельскаго, иже на Обноре реце. 11. Преподобнаго Феодосия Великаго, общих житий начальника . Преподобнаго Михаила Клопскаго. 12 . Святыя мученицы Татианы. Иже во святых отца нашего Саввы, архиепископа Сербскаго . 13 . Святых мучеников Ермила и Стратоника. 14 . Преподобных отец, в Синаи и Раифе избиенных. Преставление святыя равноапостольныя Нины, просветительницы Грузии (Иверии). Отдание праздника Святых Богоявлений . 15 . Преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника. 16 . Поклонение честным веригам святаго всехвальнаго апостола Петра. 17 . Преподобнаго Антония Великаго . 18. Иже во святых отец наших Афанасия Великаго и Кирилла, архиепископов Александрийских. 19. Преподобнаго Макария Великаго , Египтянина . Преподобнаго Макария Печерскаго. Обретение честных мощей преподобнаго Саввы Сторожевскаго. 20. Преподобнаго Евфимия Великаго. 21 . Преподобнаго Максима Исповедника . Святаго мученика Неофита. Святых мучснико» Евгения, Кандида, Уалериана (Валериана) и Акилы. Преподобнаго Максима Грека . 22 . Святаго апостола Тимофея. Святаго преподобномученика Анастасия Персскаго. 23 . Святаго священномученика Климента, епископа Анкирскаго. Святаго мученика Агафангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ангелы в золотисто–красном – отблеск величия Божия – предстают на иконе в своем двойном служении: ангелы слева устремлены ввысь, к Источнику Света, здесь – неумолкающее славословие, небесная литургия, правый же ангел склонился к пастуху, он служит человеку, возвещает ему Воплощение. В его позе сквозит нежность ангельского покровительства, неусыпность ангела–хранителя. В тихий час молчания мы можем ощутить его присутствие, услышать его голос, тот голос, который в Царстве Небесном покажется нам самым близким, самым родным, почти нашим собственным… Завершающий взгляд на икону дает ощущение чистой радости, даруемой Параклитом – Духом–Утешителем: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» 304 . Глава 4. Икона Крещения Господня (Богоявления) Вплоть до IV века Рождество и Крещение праздновались в один день 305 . Взаимосвязанность этих праздников видна в сходной структуре богослужения. Это указывает на то, что Рождество, в определенном смысле, получает свое завершение в Богоявлении: «В Рождестве, – говорит святой Иероним, – Сын Божий является в мире скрытно, в Богоявлении – явно». Подобную мысль высказывал святой Иоанн Златоуст : «Богоявлениепраздник не Рождества, а Крещения. Прежде Господь был неведом народу, в Крещении Он всем являет Себя» 306 . Дух Святой извечно почивает на Сыне. «Сила извествования», Он являет Сына Отцу и Отца Сыну, осуществляя тем самым божественное родство. Он «есть вечная радость… в которой Три Лица имеют взаимное блаженство» 307 . Воплощение коренится в этом родстве, которое постепенно охватывает человеческую природу Христа. В Рождестве Святой Дух нисходит на Деву и действительно, реально превращает Ее в Богородицу, Теотокос: «Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). «Младенец же возрастал… и благодать Божия была на Нем» ( Лк.2:40 ). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви…» ( Лк.2:52 ). Чтобы Христос был истинным Человеком, Его человеческая природа последовательно развивается в естественном порядке. Благодать Духа при этом осеняет Его, но Ипостась Духа еще не почивает на Нем так же, как Она вечно почивает на Его Божественной Природе. Говоря о Крещении, святые Кирилл Иерусалимский и Иоанн Дамаскин 308 ссылаются на Деян.10:38 : «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета», и подчеркивают в этом событии кульминационный момент созревания, проявление в Господе Его до конца обоженного человечества. Он – Христос, Помазанник. Дух являет Его человеческую природу Отцу, и Отец принимает Его как Своего Сына: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

В древности был обычай крестить христиан в канун Крещения. К сожалению, сейчас он не действует (хотя не отменен), может быть, по нерадению нашему — и мирян, и, в особенности, священнослужителей. На завтрашнем богослужении — вечерне, соединенной с литургией, — будут читаться тринадцать пророчеств из Ветхого Завета, так называемых паремий. Неспешное и внимательное чтение паремий занимает около часа. В это время люди, готовящиеся к Крещению, выходили из храма, шли в крещальню, принимали святое Крещение и возвращались уже омытыми «банею пакибытия», то есть, по-русски, омовением будущей жизни. Таким образом, воспоминание о Крещении Господнем соединялось с принятием Таинства Крещения. Именно во время Крещения Господа Иисуса Христа явилась тайна Пресвятой Троицы, этот праздник потому и называется Богоявлением. Когда Господь Иисус Христос, Сын Божий, погрузился в воду Иордана, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и голос Небесного Бога Отца произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Тайна Пресвятой Троицы в наибольшей степени была открыта величайшему из пророков, святому Иоанну Крестителю, который таким образом достиг высшей степени богопознания. Еще до проповеди апостольской, откровенно учившей о Божественных тайнах, о тайне бытия Божия, Иоанн Креститель познал эту истину. Это было для него величайшим утешением и исполнением его упования, и потому он без страха, с еще большим мужеством обличал всех заблуждающихся людей. Не потому, что он их ненавидел и презирал, даже самого царя Ирода, но потому, что он пламенел необыкновенной любовью к ближним, настолько сильной, что он не боялся людских обид и негодования. Зная, что ждет людей в будущей жизни, если они не покаются, он дерзал говорить им в глаза об их грехах — ради того, чтобы они устрашились, чтобы опомнились и покаялись прежде отшествия из этого мира. Поэтому пусть Иоанн Креститель не кажется нам жестоким человеком, который как будто бы грубо относился к людям. Не будем противопоставлять его как жестокого обличителя любвеобильному Господу Иисусу Христу. Любовь выражается по-разному. Иногда в виде снисхождения, а иногда — в виде обличения. Истинная любовь думает не о том, чтобы завоевать хорошее отношение, но о том, чтобы принести пользу любимому. Иоанн любил весь израильский народ и всех людей, которые к нему притекали. Вот каков смысл обличительной проповеди Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Когда пение или чтение посвящены святому, то в названии молитвословий имя святого ставится в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию; если празднику, то название праздника ставится в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы. Названия всех семи таинств пишутся с прописной буквы: таинство Евхаристии, таинство Священства, таинство Брака, Святая Евхаристия, Святое Крещение и т. д. В слове «Тайны», обозначающем Тело и Кровь Христовы, буква «й» в родительном падеже обычно заменяется на «и»: причаститься Святых Христовых Таин. О служении двух и более епископов: «Литургию совершали митрополит... и архиепископ... и епископ...», «сослужить» архиерею может клирик, Предстоятелю Церкви может сослужить и архиерей. 7 Словущее – от глагола слыть; Воскресение словущее (т.е. так называемое) – праздник, посвященный не собственно Воскресению Христову, но храму Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, который был «обновлен», то есть возрожден, святой равноапостольной Еленой в 335 году, включив в себя Голгофу и Гроб Господень. 8 Двойные названия монастырей образуются от названий соответствующих престольных праздников и имен основателей обители (Авраамиев Богоявленский. Спасский Андроников) или содержат топонимическое указание (Соловецкий Преображенский, Александров Свирский , Димитриев Прилуцкий, Варлаамов Хутынский, Кирилов Белозерский, Кассианов Учемский); прибавления: Девичий или Отрочь подчеркивает, кто именно подвизается в данной обители. То же можно сказать и о двойных названиях храмов, включающих в себя названия престольных праздников и имена святых, в честь которых освящены престолы храмов; с ростом числа храмов подобные именования получили широкое распространение, т. к. позволяют отличать друг от друга те из них, которые посвящены соименным святым. С XIX века названия храмов и обителей, составленные из двух слов, стало разделять дефисом. Читать далее Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Матерь всех праздников, – говорит святой Златоуст, – есть Рождество как день Христова рождения по плоти. От него получили свое начало и основание и Богоявление, и святое Воскресение, и Вознесение, и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то Он бы и не крестился, а Крещение – это и есть Богоявление; то не был бы Он и распят, а распятие – и есть Воскресение; не ниспосылал бы Он и Святого Духа, а Сошествие Святого Духа – и есть Пятидесятница. Так, из Рождества Христова, как разные потоки из одного источника, проистекли все эти праздники. Да и не только по этой причине сей день мог иметь первенство, но еще и оттого, что событие сего дня чудеснее всех прочих. То, что Христос, соделавшись человеком, умер, было в природе вещей, ибо, хотя и не сделал Он греха, однако же воспринял смертную плоть. Разумеется, и сие достойно удивления; но то, что Он, Бог, благоволил стать человеком и уничижить Себя так, что этого и умом нельзя постигнуть, – вот дело, более всего поражающее и изумляющее». Спаситель родился от Девы и Духа Святого, – это евангельский факт; но как, – это осталось сокровенным в глубинах Божественного молчания. Если кто-то спросит: «Каким образом?» – святой Златоуст отвечает: «Я прежде других исповедую свое неведение: я говорю, что я не знаю. Не исследуй неиспытуемого, сокрытого. Я утверждаю, что Он принял плоть от Девы, и исповедую, что это была истинная плоть. А как Он воспринял ее от Нее, этого ведать не могу. Я не мудрее пророков и не разумнее Святого Духа, глаголавшего устами пророка. Дух, ведающий «яже суть Божия», как и дух человека, знающий «яже в человеце» (ср. 1Кор.2:11 ), не изрек ничего более, как только: «Род же Его кто исповесть?» А я и ты – кто такие, чтобы исследовать непостижимое и вопрошать о неизреченном?» «То, что Спаситель родился от Девы, это знаю, но образ рождения не разумею. Рождение Сына Божия от Девы объяснить невозможно. Это Бог сокрыл, и никто не может открыть. Это принимается только верой». «Господь воспринял на Себя всецелое человеческое естество, посему и наименован Он Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым, Сыном Человеческим, человеком, Адамом , Иаковом, Израилем. Ибо как совершенный Бог и совершенный человек Он даровал людям совершенное спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Славянским ее текстом он занимался и книжно, сличая и исправляя его. С любовью он отнесся к мысли о переводе Псалтири на татарский язык, как к одному из полезнейших изданий Переводческой Комиссии. Он неустанно следил за ходом перевода, весь его перечитал, поправил и в последние дни своей жизни порадован был полным изданием Псалтири на татарском языке. За тем, согласно желанию и по воле Николая Ивановича, приступлено было в декабре 1891 года к составлению перевода Евангелия. Первые два листа Евангелия от Матфея он успел, лежа на смертном одре, в последние минуты своей жизни, просмотреть и одобрить. А за тем перевод сего Евангелиста, согласно сделанным им указаниям, с Божиею помощью, был доведен до конца. Перевод Евангелия сделан с церковного, грекославянского текста, в духе и при постоянном пособии святоотеческого понимания и толкования его. Чувашские издания Вторыми, по важности, являются издания чувашские. Еще в начале текущего столетия, по Высочайшему повелению, чувашские переводы были сделаны одновременно в Казани и Оренбурге, но они оказались неудовлетворительными. Под влиянием переводов на татарский язык первые чувашские переводы стали появляться в 1867 году; здесь, как и в татарских переводах, главным вдохновителем и двигателем был Николай Иванович , привлекший к этому делу Н.И. Золотницкого, а затем И.Я Яковлева; чувашские издания до 1877 года большею частью печатались за счет Министерства Народного Просвещения И.Я. Яковлева С 1867 по 1877 г религиозно-вероучительных книг на чувашском языке напечатано: 15 названий в 19 изданиях, а именно: 1 . Календарь на чувашском языке. 2 издания 1867 и 1874 гг. 2 . Букварь для чувашских детей. 3 издания 1867, 1870 и 1875 гг. 3 . Молитвенник. 2 изд. 1870 и 1871 г. 4 . Поучение о поклонении Богу. 1 изд. 1876 г. 5 . Два поучения – в день Вознесения и Сошествия Святого Духа. 1 изд. 1870 г. 6 . Поучения в день Богоявления Господня. 1 изд. 1871 г. 7 . Христос воскресе! Объяснение праздника Пасхи, – в вид стенной таблицы, – 1 изд. 1871 г. 8 . Жития Святителей Христовых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев, с прибавлением сведений об Авраамие, Мученике Булгарском. 1 издание 1874 г. 9 . Учение пред Св. Крещением. 1 изд. 1876 г. 10 . Начальное учение о Православной Христианской Вере. 1 изд. 1873 г. 11 . Главные Церковные Праздники Господни и Богородичны. 1 изд. 1877 г. 12 . Священная история В. и Н. Завета. 1 издание 1876 г. 13 . Пасхальная служба. 1 изд. 1873 г. 14 . Евангелие от Матфея. 1 изд. 1873 г. 15 . Евангелие от Марка и Луки. 1 изд. 1875 г. С открытия Комиссии по май 1891 года напечатано 21 название, в 40 изданиях, всего в количестве 155,140 экземпляров, а именно: 1 . Евангелие от Матфея. 1 изд. 1879 г. – 5.000 экз. 2 . Евангелие от Иоанна. 1 изд. 1880 г. – 1,200 экз. 3 . Господа Нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 1 изд. 1890 г. – 41,000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Так совмещаются и «дерзновение» (ст. 19), и «внимательность» (ст. 24) со «страхом» (ст. 31) – из учения о благодатном, о «даровом», незаслуженном спасении… Поэтому старец Оптинский, батюшка отец Нектарий, и учил меня однажды (а он прозорливый и святой старец): – Просите у Господа БЛАГОДАТИ. – Как это? – спросил я, не разумея еще сего опытом… Слова его для меня казались точно пустыми… Не к чему им было закрепиться в душе моей неопытной… – Да так просто и просите: «Господи! даруй мне благодать Твою!» И вот, – продолжил он, – на вас грядет беда… Вы же просите благодать у Бога. И Господь, как грозовую тучу, отведет от вас ту беду, пронесет мимо! – И батюшка даже показал правою ручкою и повел ею кругом себя слева направо! – Господи! Даруй же нам благодать Твою! – Господи! пошли благодать Твою в помощь мне – да прославлю Имя Твое Святое (вечерняя молитва Златоуста). Поэтому Церковь так постоянно в ектениях и взывает в конце всяческих прошений: – Заступи, спаси, помилуй и сохрани (и покрый) нас, Боже, Твоею благодатию! «Заступи» – обступи, стань впереди меня! Человек! Защищайся непрестанно Христовою Благодатию! Так мы вплотную подошли к празднику Святой Троицы, к ниспосланию Святого Духа… Так к этому довел праздник Вознесения с отданием его. Это всё не надуманно, а естественно переживалось душою и последовательно упражнялось и раскрывалось… И для этого потребовалось десять дней промежутка между праздниками, чтобы «вжиться» в «обетование» Христово; чтобы постепенно «оторваться» от несовершенного воззрения на Спасителя Бога; чтобы «войти в себя» самого и почувствовать действительную нужду в благодати Духа; чтобы в страхе и благоговении, посте и молитвах более достойно приготовиться к сему Огненному Крещению. И мы чувствуем теперь, что Господь Иисус Христос как бы уходит… А нас подвел к «Своему» Духу Утешителю, вместо Себя: «иному Утешителю» ( Ин. 14:16, 15:26 ). По этому поводу мне хочется припомнить предание, только на днях слышанное мною. – По верованию народа, – говорил мне некто, – Господь Иисус Христос все эти 40 дней ходит по земле. А в Вознесение оставляет нас… Но когда я вспоминаю при этом его слова: «Я – с вами во все дни», то это меня утешает. Легче делается. Он, значит, всегда с нами!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010