Кто возвестит вселенней днесь, яко по пучине ходит Господь? Возвеселюся от Вышняго, яко херувимов святейши бых Божиим пришествием и серафимскую постелю приях, яко убо седащаго на крилу ветренюю зде имам ходяща, прикасающася версех моих. Аз имам храняща превышша всея твари, Сего во своих недрех имам вмещена и пеша ходяща. Ныне же убо к тому не нарекуся море, но купель небесная. Себо уже бых светлее свещи, лучы испущая небесныя, ныне уводобихся солнцу, лучы пущающу. Ныне бых небо, Творца имея». И яко вся тварь веселящися вкупе, земля и море и небесная, и вси светяхуся благодатию. Заблуждшии возвращахуся и грешнии помиловахуся и нечестивии благочестивии бываху, болящии во здравие прихождаху, мертвии возстаяху, беси отгоними бываху, и недузи отбегаху, и смерть ужасашеся, и держимии от врага, видевше славу Господа пришедша, изрешитися от уз моляху. И вся тварь Христовы пришествием на земли освящашеся и от скорби в веселие прелагашеся крещением Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава ныне и присно и во веки веков. 6. Сказание Иоанна Златоустого о приходе Христове от моря на землю и ко Иордану грядуща (4 янв.) Днесь спасение сбывается пророчеством Исаии глаголюща: да возвеселится пустыня, да процветает яко крин, да вельми ублажится пустыня Иорданова ( Ис. 35:2 ), видящи Христа, грядуща ко Иордану, да водное освятит естество. Иордан исполняшеся вод, и множество народа схождаше к нему. Иоанн велегласно глаголаше, обличая жидовское злодейство: «исчадия ехиднова сотворите плоды покаяния ( Лк. 3:7 ), да егда приближится крестяй огнем и духом, послушествуемый сый от Отца с небесе и Духом Святым показуем Сын Божий, тому веруйте и со мной прославите Его и яко Богу поклонитеся». Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. 7. Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 янв.) Святое Богоявление празднуем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Церкви, еже по градех во святых церквах, всенощное бдение от вечера дне совершающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря (справа). Фото начала ХХ века Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря. Фото 1962 года Лазаревский храм Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы читают Неусыпаемую Псалтирь. С гостями у Лазаревского храма. 17 сентября 2009 года Чтец Неусыпаемой Псалтири схимонах Корнилий (Калинин). Картина М. В. Вишняк. 1988 год Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бурение скважины для колодца в часовне Россинской. Фото начала ХХ века Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото первой половины ХХ века Святой колодец Вода святого колодца имеет целебные свойства. Здесь совершается несколько раз в году водосвятный молебен. Святую воду увозят с собой паломники. Олимпийский чемпион Михаил Иванов свидетельствует о том, что принимал Крещенскую воду во время гонки на 50 км и выиграл золотую олимпийскую медаль в 2002 году в Солт-Лейк Сити (США). Знаменитый научный фильм о структуре воды подтверждает положительное действие на жизнь и здоровье человека святой воды… Божия Матерь не случайно именуется «Живоносный источник»… Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Олимпийский чемпион Михаил Иванов у святого колодца Псково-Печерского монастыря. 29 сентября 2009 года Колокольня и библиотека Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Фото начала ХХ века На Успенской площади Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

А потом в Минее делается ссылка на святого Иоанна Златоуста, что еще при нем эта вода хранилась и два, и три года «не растлевающейся, целой и поной», как будто она только «ныне от источников почерпана». Купанье — в крещенской речной воде. Вместо своих рассуждений выпишу часть письма ко мне. «Когда-то делали проруби на реках; и бывало немало людей, которые, после освящения воды, окунались в них. Я девочкой еще была, лет 15 — 16, когда впервые это увидела; и меня поразило: бросился окунуться один большой кутила, он вел нехорошую жизнь. Все кругом заговорили: «и этот полез загрязнить собою воду». А я подумала: нет, он не загрязнил се, святое нельзя загрязнить; но он, окунувшись, вновь крестился и смыл с себя все! И я с уважением посмотрела на него. Но только боялась, чтобы он вновь не стал грязниться». Читайте также: О святой воде. Ответы священника Для чего освящают воду? Как пользоваться святой водой? Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской? Очищает ли от грехов купание в поруби? Всю ли неделю вода Крещенская? Почему святая вода может испортиться или не помочь? Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни»… Что нужно знать о Святой воде Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело…

http://pravmir.ru/zachem-osvyashhenie-vo...

И вот, когда Иоанн уже открыл народу, кто есть Христос, вместе с другими людьми, спешившими к Иоанну, чтобы покаяться ему в своих грехах и креститься от него, приходит к нему и Сам Иисус Христос из Назарета, как обыкновенный смертный древодел. Какая кротость! Какое удивительное смирение! Сын Божий становится Сыном Человеческим, «зрак раба приим» ( Флп.2:7 ). Тот, Кто не имел за Собой ни единого греха, Сам спрашивает: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ); и все молчат, никто не может уличить Его в грехе, – этот Праведник, взявший на Себя грехи всего мира, приходит креститься от Иоанна, Владыка хочет креститься от раба, Творец от твари! Зачем же нужно было Спасителю мира креститься от Иоанна? Ведь безгрешному не было никакой нужды в покаянии. На этот вопрос Сам Иисус Христос дает ответ. Иоанн удерживает Христа и говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? – Оставь теперь, – отвечает ему Христос, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:14–15 ). Какую же правду надлежало исполнить Христу? Правду ветхозаветного закона. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, – говорит Он Сам о Себе, – не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). Сын Божий приходит с неба на землю, чтобы принести Себя в жертву за грехи мира, а закон Моисеев требовал, чтобы и жертва, и приносящий жертву освящались водой. По тому же закону это освящение нужно было принять от постороннего лица. Вот почему в исполнении правды законной Христос и приходит к Иоанну, чтобы креститься от него. Однако Крещение Христа не было Крещением в покаяние, в котором Он не нуждается. Приняв Крещение от Иоанна, Он в то же время крестится Духом Святым в благоволение Отца Присносущего. Когда он после Крещения выходит из воды, то Иоанн видит Духа Божия, сходящего на Христа в виде голубя, и слышит голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Своим Крещением в водах Иордана Иисус Христос, исполнив правду законную, в то же время устанавливает Таинство Святого Крещения, в котором человек избавляется от первородного греха и Духом Святым возрождается к новой духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

2 (15) января. Преставление (1833 г.), второе обретение мощей (1991 г.) преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 4 (17) января. Собор семидесяти апостолов. 5 (18) января. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). 6 (19) января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) января. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 9 (22) января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569 г.). 10 (23) января. Святителя Григория Нисского (около 395 г.). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894 г.). 11 (24) января. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529 г.). 12 (25) января. Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237 г.). 14 (27) января. Равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Грузии (335 г.). 17 (30) января. Преподобного Антония Великого (356 г.). 18 (31) января. Святителей Афанасия (373 г.) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии(около 1377 г.), родителей преподобного Сергия Радонежского. 19 января (1 февраля). Преподобного Макария Великого , Египетского (около 391 г.). 21 января (3 февраля). Преподобного Максима Исповедника (662 г.). Преподобного Максима Грека (1556 г.). 22 января (4 февраля). Апостола от семидесяти Тимофея (около 96 г.). 24 января (6 февраля). Блаженной Ксении Петербургской. 25 января (7 февраля). Святителя Григория Богослова , архиепископа Константинопольского (389 г.). Священномученика Владимира, митрополита Киевского (1918 г.). 27 января (9 февраля). Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438 г.). 29 января (11 февраля). Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107 г.). 30 января (12 февраля). Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о. Февраль 2 (15) февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 (16) февраля. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912 г.). Пророка Азарии (X в. до Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Что это за песнопение Эту прекрасную стихиру Стихира – общее название для ряда песнопений, исполняемых хором на Всенощном бдении. можно услышать в храме в день накануне Рождества, который называется Навечерием, или Сочельником . Хор поет ее за утренним чтением так называемых Царских часов (особенная служба, на которой еще во времена Византии традиционно присутствовали император и члены его семьи). А еще точнее – на Девятом часе, посвященном воспоминанию страданий и смерти Господа Иисуса Христа на Кресте. Чем эта стихира интересна Во-первых, это еще одна попытка осмыслить с богословской точки зрения поразительное и не вмещающееся в сознание событие, произошедшее примерно две тысячи лет назад . Вечный и всемогущий Бог, Творец всей вселенной и Вершитель человеческих судеб, явился в мир как беззащитный Ребенок, Сам во всем зависящий от людей и нуждающийся в их заботе! Во-вторых, в этой стихире отчетливо прослеживается связь двух праздников – Рождества Христова и Богоявления (или Крещения Господня; празднуется 19 января), которые в древней Церкви были единым праздником. Слова «Покажи нам и Божественное Твое Богоявление», с одной стороны, напоминают нам об этой исторической связи, а, с другой, декларируют нашу веру в неразрывную связь двух событий: земного рождения Младенца Иисуса – и рационально непостижимого вхождения в ограниченный земной мир его ничем не ограниченного и всемогущего Творца. И, в-третьих, эта стихира имеет поразительную и глубоко значимую параллель с песнопением, которое мы слышим за два дня до Пасхи, в Великую Пятницу: «Покланяемся страстем Твоим, Христе… Покажи нам и святое Твое Воскресение». Службы Навечерия Рождества и Богоявления (которое, еще раз повторим, во многом является «двойником» Рождества) вообще во многом построены по образцу богослужения Великой Пятницы: так же читаются Царские часы, а Божественная литургия так же (за отдельными исключениями) заменяется службой Изобразительных . Такое поразительное переплетение двух этих богослужебных дней – Рождества Христова и Его крестной смерти – напоминает о том, что и сами эти два события неразрывно связаны друг с другом. Бессмертный Сын Божий приходит в мир прежде всего для того, чтобы умереть как Человек и искупить грех людей. «Что Тебе принесем, Христе?»

http://foma.ru/7-samyh-zapominajushhihsj...

А кто – сей Лев от колена Иудина, этому научил нас древле патриарх Иаков, говоря: Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков ( Быт. 49:9–10 ), т. е. ныне раскрывший и один прочитавший все небесные слова Промысла, сокровенные в лоне Отца сокровища премудрости, неисследимые глубины и тайны Духа. И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса. Видите: святое крещение есть дверь небес, вводящая туда крещающихся, поскольку не просто сказано: отверзошася, а: отверзошася Ему небеса. Но все, что было для Него – Христа, совершалось ради нас: поэтому небеса чрез Него отверзлись для нас и с отверзтыми вратами ожидают нашего входа. Об этом ранее других свидетельствовал первомученик Стефан: преклонив колена, он молился и взглянув увидел то, чего прежде крещения Христова никто не видал: узрел небеса отверзтые и Иисуса во славе Отца ( Деян. 7:55 ). Он узрел не только неизреченную славу и пренебесное пространство, но и Самого Вожделенного во славе Отчей, чрез которую он первый среди всех после Христа блаженно узрел все то, чего никто до Него не зрел, и на что даже чины ангельские взирать устрашаются: ибо вожделенный Иисус соделал его первым служителем Своим на небесах, во многом предпочтительными пред служебными духами, так как Он был первый мученик, совершивший подвиг. Таким образом, чрез Христа отверзлись небеса для нас, а Он очистил нас чрез Себя; поскольку сам не нуждался в очищении или разверзтии небес. И виде Иоанн, дабы потом он мог ответить вопрошающим: и аз видех, и свидетельствовах, яко Сей есть Христос Сын Божий ( Ин. 1:34 ). И виде Иоанн Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. Образ голубя свидетельствует о чистоте Того, на Кого ниспускался: ибо эта птица не прилетает к местам нечистым и зловонным. И се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Тот, Которого указывает ныне Мой Дух, и есть Мой совечный Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Илия пророк первый начинает готовить путь возвращения в исходную точку — на восточную сторону Иордана, против Иерихона, из Земли Обетованной в пустыню. По его молитве наступает наказание: очищение огнем — засухой. Он восстанавливает на горе Кармил разрушенный жертвенник Господень из двенадцати камней. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова (3 Цар 18:31). В этом восстановлении прообразовательный смысл: “отвергнутые” камни, положенные знамением у перехода сынов Израилевых, станут “во главу угла” нового жертвенника в новой вселенской Скинии. Господь посылает Илию как предтечу пройти путь возвращения в Вифанию. Он идет к месту перехода — Вифавары Израиля, рассекает милотью Иордан и по суху переходит на пустынный восточный берег. За твою дерзость против Меня возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел (Ис 37:29). Несомненно, что эти слова, сказанные Господом через пророка Исайю, были предупреждением не только царю Ассирийскому. Отвергнувшие дар Божий — землю, текущую молоком и медом, превратившие ее (в духовном смысле) в пустыню, сыны Израилевы и сыны Иудины в пустыню же и возвращаются. Вознесение Илии пророка на огненной колеснице в вихре на небо (4 Цар 2:11) на том же месте, где стоял станом Израиль, где могила Моисея, предобразует новую Вифавару, новый “пере­ход”, новую Пасху — от земли на Небо. Именно здесь воздвигнет Господь святилище и скинию истинную (см. Евр 8:2), новую, совершенную и нерукотворенную, Святое Святых. В этом вселенском Алтаре совершится великое дело — предстоящее Крещение — “колесница на небо, райское наслаждение, предуготовление Царствия, дарование усыновления” (святитель Кирилл Иерусалимский) 17 ; сюда войдут народы жертвою благоугодною (Ис 60:7) на новый праздник в пустыне, в совершенной радости, на новую Пасху. Путь возвращения в “исходную точку”, который прообразовательно указал Илия пророк — путь возвращения к Богу. Начатое им великое дело приуготовления продолжает и совершает Иоанн Предтеча. Там же, откуда Господь восхотел вознести Илию (4 Цар 2:1), является человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн (Ин 1:6). Он, по слову Ангела, многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:16–17). Там же, где возглашал Моисей: Слушай, Израиль! Слушай постановления и законы, звучит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Господь посылает Иоанна крестить в воде и засвидетельствовать миру крестящего Духом Святым Сына Божия во славе Святой Троицы — Богоявления.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Сразу после Крещения крещеный принимает еще два святых Таинства. То есть Миропомазание, когда младенец помазуется по всем частям тела с произнесением священником слов: «Печать дара Духа Святаго», и затем Святое Причастие. Через помазание новокрещный получает печать дара Духа Святого, становится членом Церкви, а Святым Причастием соединяется с Телом и Кровью Христовой. Таким образом, мы мертвы для греха и живем для Бога (Рим. 6: 3–11). Крещальная купель и крещальная вода являются для нас могилой и матерью духовной, рождающей нас для Христа, как из пречистого чрева Девы родился Господь . Возлюбленные верующие! Я сказал вам несколько слов о Крещении Христовом и Таинстве Святого Крещения, в котором мы становимся чадами Церкви и сынами Божиими по благодати. Воистину велик нынешний праздник. Ведь сегодня на Иордане нам впервые являются три Лица Пресвятой Троицы. То есть Сын, смиряясь, крещается во Иордане от Иоанна; Отец глаголет с небес, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», – а Дух Святой сходит, как голубь, на Иисуса Христа (Мф. 3: 16–17). Таким образом, сегодня нам яснее открылась тайна Пресвятой Троицы. Сегодня отверзлись небеса на Иордане и Дух Божий опочил на Сыне. Сегодня Владыка смиряется и просит крещения от слуги. Сегодня Безгрешный принимает крещение покаяния от Иоанна, чтобы научить нас таинству покаяния, исповеди и омовения грехов покаянием и слезами. Сегодня освящается вода Иордана и все воды и источники земные. Сегодня освящается великая агиасма знамением Креста и сошествием благодати Святого Духа. Возблагодарим же Бога за то, что с радостью достигли этого великого праздника Богоявления, и благоговейно понесем великую агиасму в свои дома. Ею освящаемся все мы, освящаются наши дома и колодцы и изгоняются злые духи силою Духа Святого. Сегодня Христос, Спаситель наш, выходит на публичную проповедь в возрасте 30 лет. Является миру, готовится благовествовать на земле Евангелие спасения и приходит взыскать и спасти наши души. Сойдем же и мы сегодня на Иордан, то есть придем в храм. Храм – это дом Божий. Здесь Иордан и живая вода, которая омывает, напояет, оживляет и обновляет мир. Здесь Отец, и Сын, и Дух Святой вместе со всеми святыми. Выйдем же навстречу Христу.

http://pravoslavie.ru/158250.html

Скачать epub pdf Начало рождения водой и Духом Содержание Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды     Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства. В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды. Событие Крещения О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре Евангелиста: Матфей Мф.3:1–17 , Марк Мк.1:1–11 , Лука Лк.3:1–22 и Иоанн Ин.1:15–33 . Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь Иисус Христос еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев. Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,” говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы (Захария был священником, а Елизавета происходила из рода царя Давида), рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010