«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня» — праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения: родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), а также двум Его ближайшим родственникам — «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Этот праздник приходится на первое воскресенье после Рождества. Если же Рождество приходится на воскресенье — то на следующий день, вместе с Собором Богородицы. «Память Святых младенец (младенцев) четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря/11 января) — вспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба — символ всегда гонимого миром Христианства. «По плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января) — праздник основан на благовестии евангелиста Луки (см. 2: 21). Он продолжает тему Рождества и воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Св. Епифаний Кипрский († 403) указывал, что «Христос Бог, сошедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, был обрезан в восьмой день». «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января) — смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Отсюда и его второе название. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух. Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды. Он совершается дважды: накануне праздника БогоявленияКрещенский сочельник) и в самый день праздника после литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившейся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2014

Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется причащением; конечно, не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же божественную силу, как самое Причащение Тела и Крови Иисуса Христа, – но в том, что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от святого Причащения, она назначалась вместо самого Причащения Святых Христовых Таин. А в местах, отдаленных от храма, эта вода, называемая по-гречески «агиасмою», то есть святыней, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть ему преподаваема вместе с пасхальным артосом (или отдельно), как напоминание о святом Причащении. Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех других случаях можно заменять святое Причащение Тела и Крови Христовой этой водой, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при своем самовольном отступлении от Святой Церкви, причащаться Святых Христовых Таин. Важна и свята богоявленская вода, но она никогда не может заменить вполне святое приобщение великих, принебесных, Святых Божественных Христовых Таин. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит «к избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную и к отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов», – как и говорит нам это Святая Церковь , освящающая эту воду благодатию Святаго Духа. Некоторые в самую полночь почерпают воду из рек или источников и, смешивая ее вместе с освященной накануне или в самый день Крещения водой, также хранят ее благоговейно для священного употребления. Обычай почерпать воду в полночь накануне Богоявления имеет то основание, что Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, а это такое для нас знаменательное время, когда совершились и многие другие события Ветхого и Нового Завета. На основании этого предания и доселе иерусалимские христиане из местных жителей и путешественников-богомольцев, приходящих на поклонение Святым местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордан, близ того места, где, по преданию, крестился Иисус Христос , собираются в огромном множестве с зажженными свечами и со священными песнопениями. И дожидаются, пока в самую полночь не начнется Великое водоосвящение с троекратным погружением Креста, после чего все спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в священные струи священной реки. На основании этого предания, еще во времена святого Иоанна Златоуста у христиан был обычай и в прочих реках и источниках почерпывать воду в полночь на Богоявление и сохранять ее как святыню, для употребления в течение целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

25 декабря (7 января) – Сын Божий ради нашего Спасения, не переставая быть Богом, стал Человеком (родился как Человек); Бог явился людям во плоти. – родившийся Младенец был обыкновенным человеком, с Которым, посредством духовно-благодатной связи, соединился Сын Божий (в этом состоит заблуждение несториан). – родившийся Младенец не был в строгом значении слова ни Богом, ни Человеком, так как Божественная природа Сына Божьего, соединившись с человеческим естеством, преложилась в некое новое естество (в этом состоит заблуждение монофизитов); – факт рождения Богородицей Сына противоречит учению о Её приснодевстве (в этом состоит заблуждение представителей некоторых протестантских общин).   5. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Развернуть таблицу Дата Духовное содержание празднуемого события Искаженные представления о содержании Праздника 6 (19) января – В этот день Бог явил Себя миру в троичности Лиц; – крестясь в Иордане, Христос:Христос воспринял на Себя грехи людей, крестившихся в Иордане Иоанновым крещением.Христос крестился потому, что будучи Человеком, нуждался в Крещении ради очищения от скверны первородного греха   6. Сретение Господне Развернуть таблицу Дата Духовное содержание празднуемого события Искаженные представления о содержании Праздника 2 (15) февраля – во Встрече (Сретении) Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем символично усматривается встреча двух эпох – ветхозаветной и новозаветной; – во время встречи праведный Симеон подтвердил, что Богомладенец есть Истинный Христос;празднованием Сретения Господня исповедуется, что как Христос во исполнение закона был «посвящен» Богу, как первенец (по человеческому естеству), так и все мы, искупленные через Его Страдания и смерть, должны посвящать себя Богу, помня, что «мы уже не свои» ( 1Кор.6:19-20 ); – во время встречи с Мессией праведный Симеон подтвердил, что Он есть Истинный Христос.   7. Благовещение Пресвятой Богородицы Развернуть таблицу Дата Духовное содержание празднуемого события Искаженные представления о содержании Праздника

http://azbyka.ru/shemy/tablitsa-prazdnik...

Александр 8 января 2019, 23:16 Я раньше тоже нырял , но теперь переосмыслил и отношусь отрицательно.Во первых- не подготовленному сисиематическим закаливанием человеку такое погружение огромная нагрузка на сердце в первую очередь.Ощущение тепла-обманчиво,незаметно можно застудить что нибудь из орагнов (особо актуально для женщин).Сомнительно,чтобы основная масса купальщиков была из прихожан и таковой обряд для большинства представляет больше модное веяние,обрядоверие.А если ещё под шашлычок с коньяком- " все грехи смоются " . Плюс можно услышать маты, крики, стоны... Впечатление кабака на водоеме а не святого праздника.Если бы так на литургию ишли, было бы гораздо больше пользы для души и тела! Dragan Petrovic Ierei srbskoi pravoslavnoi cerkvi 23 января 2018, 00:31 Ispolaeti despota! U nas net takih obicaya pogrzenia na praznik Bogoiavlenia. Nu k sazaleniu sueverstva bolsoe i u serbskoi pravoslavnoi cerkvi. Ot nasih prihozan mi prosim 2-3 dnja strogago posta i vozderzania cto bi upotebljali-kusali svjatoju vodu-bogojavlenia. Alexander 19 января 2018, 14:44 Поздравляю всех православных с праздником Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Елена 19 января 2018, 14:42 Я бы хотела высказать своё мнение. Конечно, лучше окунаться на Крещение с благословения священника и с Верой, которая творит чудеса. Больным людям с осторожностью, чтобы не усилить свои болячки. У меня было исцеление после купания, поэтому у меня большая вера в силу Крещенской воды. Евгения Яшкина 19 января 2018, 00:51 У меня знакомая окуналась. Итог: выкидыш-не знала, что беременна. Так что поаккуратнее надо с холодной водой, Владыка всё верно говорит. Людмила 17 января 2018, 16:11 Ну, наконец-то, стали открываться глаза на происходящее вокруг,напоминающее бедлам, если даже священнослужители выступают против крещенских погружений. Благодарю за истинное слово! Михаил Лутцев 16 января 2018, 01:52 Искренне согласен с владыкой.Это некое традиционное развлечение.А усваивает народ не веру а вот эту околоцерковную обрядность. " Грехи снимают " ,придумывают всякие небылицы.По сути таким образом многие люди отвлекаются от сути праздника посему важно напомнить о том что главное а что совершенно необязательно.

http://pravoslavie.ru/44207.html

Праздник в 6-й день января называется праздником Крещения Господня и Богоявления. Ибо при крещении Христа Спасителя было явление Пресвятой Троицы и особенно торжественное явление Божества Спасителя, всенародно вступившего в Своё открытое служение для искупления мира. Бог Отец явился, из отверстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Дух Святой явился из отверстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий, или, как говорит Церковь , «извествоваше словесе утверждение». Таким образом явление Бога Отца и Св. Духа свидетельствовало о явлении Сына Божия человекам в лице Крещаемого, как говорит Предтеча о Спасителе: да явится Израилеви, сего ради приидох аз, водою крестя ( Ин.1:31 ); а св. Златоуст пишет: целью сошествия Св. Духа было указать Христа. И действительно, Божество Спасителя явлено было при крещении Его и народу и Крестителю. Креститель свидетельствовал о Христе: аз не видех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть Крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий ( Ин.1:33–34 ). На другой день по крещении Спасителя, узревши Его, Креститель и сам торжественно исповедал Его Сыном Божьим и другим указал на Него, яко на Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира ( Ин.1:32–37 ). Согласно со словами Евангелия объясняется наименование Богоявления в Постановлениях Апостольских и у Отцов церкви. В Постановлениях сказано: «да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил вам Божество, да будет они в 6 день месяца». По словам св. Амвросия Медиоланского , день крещения Господня назван Богоявлением преимущественно потому, что в этот день Господь явился не столько взору, сколько спасению людей. Св. Златоуст говорит: «не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Чрез рождение Своё Он не всем сделался известен, но чрез крещение; до дня крещения Он был не известен народу. Почему Богоявлением называется не тот день, в который (Христос) родился, а тот, в который крестился. А что народ познал Его и не понимал, кто Он, послушай, что говорит Иоанн Креститель: отвеща Иоанн глаголя: аз крещаю водою: посреди же вас стоит, егоже вы не весте ( Ин.1:26 ). И что удивительного, если другие не знали, когда и сам Креститель не знал Его до того дня» ( Ин.1:33 ). Блаженный Иероним говорит: «в рождении Своём Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно». Согласно с Писанием и преданием Прав. Церковь объясняет наименование Богоявления, возглашая в день крещения Спасителя: «явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас: пришел еси и явился еси свет неприступный». Итак, крещение Господне было событием явления Бога Триединого, для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этимже путим ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам, расположившийся неподалеку, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: “да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”. В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому соверщаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия – Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

Как и всё в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, имеет символическое значение. Он представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи – во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Своей благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше и также, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, а круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери как чистейшего сосуда Божией благодати. Теми же символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная чаша, и на высокой подставке. О чине великого водоосвящения Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды – через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектении: Исполним вечернюю молитву нашу… Оно совершается на литургии в праздник Богоявления Господня, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан». Как в навечерие Богоявления, так и в сам праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, иконы, клир и народ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря (справа). Фото начала ХХ века Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря. Фото 1962 года Лазаревский храм Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы читают Неусыпаемую Псалтирь. С гостями у Лазаревского храма. 17 сентября 2009 года Чтец Неусыпаемой Псалтири схимонах Корнилий (Калинин). Картина М. В. Вишняк. 1988 год Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бурение скважины для колодца в часовне Россинской. Фото начала ХХ века Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото первой половины ХХ века Святой колодец Вода святого колодца имеет целебные свойства. Здесь совершается несколько раз в году водосвятный молебен. Святую воду увозят с собой паломники. Олимпийский чемпион Михаил Иванов свидетельствует о том, что принимал Крещенскую воду во время гонки на 50 км и выиграл золотую олимпийскую медаль в 2002 году в Солт-Лейк Сити (США). Знаменитый научный фильм о структуре воды подтверждает положительное действие на жизнь и здоровье человека святой воды… Божия Матерь не случайно именуется «Живоносный источник»… Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Олимпийский чемпион Михаил Иванов у святого колодца Псково-Печерского монастыря. 29 сентября 2009 года Колокольня и библиотека Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Фото начала ХХ века На Успенской площади Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

А потом в Минее делается ссылка на святого Иоанна Златоуста, что еще при нем эта вода хранилась и два, и три года «не растлевающейся, целой и поной», как будто она только «ныне от источников почерпана». Купанье — в крещенской речной воде. Вместо своих рассуждений выпишу часть письма ко мне. «Когда-то делали проруби на реках; и бывало немало людей, которые, после освящения воды, окунались в них. Я девочкой еще была, лет 15 — 16, когда впервые это увидела; и меня поразило: бросился окунуться один большой кутила, он вел нехорошую жизнь. Все кругом заговорили: «и этот полез загрязнить собою воду». А я подумала: нет, он не загрязнил се, святое нельзя загрязнить; но он, окунувшись, вновь крестился и смыл с себя все! И я с уважением посмотрела на него. Но только боялась, чтобы он вновь не стал грязниться». Читайте также: О святой воде. Ответы священника Для чего освящают воду? Как пользоваться святой водой? Чем отличается вода Крещенская от Богоявленской? Очищает ли от грехов купание в поруби? Всю ли неделю вода Крещенская? Почему святая вода может испортиться или не помочь? Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни»… Что нужно знать о Святой воде Об использовании святой воды. Как было впервые совершено освящение воды? Зачем Церковь освящает воду? Почему вода освящается в особых сосудах? Как происходит чин великого водоосвящения? Почему Церковь молится о водных источниках? Молитва на принятие просфоры и святой воды. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело…

http://pravmir.ru/zachem-osvyashhenie-vo...

2 (15) января. Преставление (1833 г.), второе обретение мощей (1991 г.) преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 4 (17) января. Собор семидесяти апостолов. 5 (18) января. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). 6 (19) января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) января. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 9 (22) января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569 г.). 10 (23) января. Святителя Григория Нисского (около 395 г.). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894 г.). 11 (24) января. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529 г.). 12 (25) января. Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237 г.). 14 (27) января. Равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Грузии (335 г.). 17 (30) января. Преподобного Антония Великого (356 г.). 18 (31) января. Святителей Афанасия (373 г.) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии(около 1377 г.), родителей преподобного Сергия Радонежского. 19 января (1 февраля). Преподобного Макария Великого , Египетского (около 391 г.). 21 января (3 февраля). Преподобного Максима Исповедника (662 г.). Преподобного Максима Грека (1556 г.). 22 января (4 февраля). Апостола от семидесяти Тимофея (около 96 г.). 24 января (6 февраля). Блаженной Ксении Петербургской. 25 января (7 февраля). Святителя Григория Богослова , архиепископа Константинопольского (389 г.). Священномученика Владимира, митрополита Киевского (1918 г.). 27 января (9 февраля). Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438 г.). 29 января (11 февраля). Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107 г.). 30 января (12 февраля). Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о. Февраль 2 (15) февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 (16) февраля. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912 г.). Пророка Азарии (X в. до Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010