Церковь Все рубрики Протоиерей Владимир Воробьев Зачем мы приходим в Церковь? У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. Митрополит Антоний Сурожский Крещение Господне Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Редакция " Правмира " Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Рассказ о Празднике.Проповедь Митрополита Антония Сурожского: " Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни " ... Зачем мы приходим в Церковь? У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. Протоиерей Владимир Воробьев

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Проповедь Нет судьбы более величественной и более трагичной — усекновение главы Иоанна Крестителя Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Радость разлуки. Вознесение Господне Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Неделя о Фоме Как же объяснить то, что когда Христос воскрес и явился десяти ученикам - кроме Фомы и, конечно, Иуды, которого уже в живых не было - он не захотел принять этой вести: если я не вложу пальца моего в Его раны, руку мою в Его прободенное ребро - не поверю!.. Что же случилось тогда с ним? Учение Св. Григоря Паламы Церковь сегодня, среди других святых, вспоминает святого ГригорияПаламу. Святой Григорий жил в 14-м веке, и из поздних святых он - одиниз самых великих по тому откровению о человеке и о Боге, котороесодержит его учение. Выражая опыт Православной Церкви и особенноподвижников Афона всех первых 14-ти веков, он провозгласил учение овеличии человека и о непостижимой близости Божией. О блудном сыне Разве мы не таковы все? Разве мы не берем постоянно то, что Божие и свято, с тем, чтобы это использовать для своего удовольствия, для своей жизни? То, что люди нам дают, та любовь, которая нам дается - разве мы ее бережем, как святыню?.. Мы все уходим на страну далече, в далекую страну, где мы можем без Бога и без суда человеческого всё расточить. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Рассказ о Празднике.Проповедь Митрополита Антония Сурожского: " Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни " ...

http://pravmir.ru/tag/propoved/page/41/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Богоявление. Фреска XVIb. Хилендарский монастырь. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ) См. также: Церковный год > > Богоявление (Крещение) Сегодня Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.  О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7). 

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

6-го числа Святое Богоявление Господа Бога и Спаса Иисуса Христа Богоявление Господне До тридцатилетнего Своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча, в 15-е лето владычества Тиверия, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской ( Лк.3:1–3 ), что приблизилось Царство Небесное и грядёт чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Его, и исповедующих грехи свои крестит в Иордане ( Мф.3:2 ). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым ещё таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить таинство крещения, долженствовавшее служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос перед вступлением Своим в открытое, всенародное служение спасению мира, пришёл также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия; тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду ( Мф.3:14–15 ). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его; по выражению церковных песнопений Господь, взявший на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды: над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.3:17 ). Таким образом, Иисус Христос, в день крещения, сошествием на Него св. Духа помазан по Своему человечеству паче причастник своих ( Евр.1:9 ; Деян.10:37–38 ), и с этого времени Спасителю, как человеку, принадлежит имя Христос, предсказанное пророками. В воспоминание события на Иордане установлен Церковью праздник в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также – и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос, в день Своего крещения бе яко лет тридесять ( Лк.3:23 ); следовательно, крестился около дня Своего рождества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции. 1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня). Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа. Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.

http://pravoslavie.ru/67662.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздника Крещения Господа нашего Иисуса Христа 17.01.2015 558 Святое Богоявление (Крещение Господа нашего Иисуса Христа) Учебный перевод тропаря Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось [нам] поклонение Святой Троице, ибо Родителев глас свидетельствовал о Тебе, Возлюбленным Тебя именуя Сыном, и Дух в виде голубине подтверждал достоверность слова. Явившийся, Христе Боже, и м i р просветивший, - слава Тебе! Задостойник Богоявления Господня - ирмос 9-й песни первого канона Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Первый канон - творение прп. Косьмы Маюмского. Толкование прп. Никодима Святогорца Этот тропарь посвящает гимнотворец Пресвятой Богородице. И посему, обративщись к Ней, глаголет: «О, Богородице, всяк язык, - и ангельский и человеческий, - недоумевает, и смущается, и не может восхвалить Тебя по достоинству, - Твое Богоматернее величие. И не только язык, но и самый ум, из которого исходит всякое понятие и всякое слово, - ум не только наш, человеческий, связанный плотью и кровью, но даже и haдмiphый, горний, простой, присущий серафимам и херувимам, и тот изумевает, ошеломляется и помрачается, когда нужно Тебя воспеть и Тебя восхвалить, и испытывает то же, что тот, кто взирает на какое-нибудь величественное и беспредельное море, и, будучи не в силах проникнуть в самую его глубину, помрачается рассудком. Однако Ты, Богородице, не презри на недостоинство нас, воспевающих Тебя, и не отвращайся от наших песнопений, но всеблагая и человеколюбивая Матерь всеблагого и и человеколюбного Бога, приими нашу веру, с которой мы приносим Тебе настоящие гимны. Знаешь ведь Ты, Владычице, знаешь боговдохновенную и горячую любовь к Богоматернему Твоему величию, питающую наши души. Благодаря ей, хотя и недостойны, дерзаем Тебя возвеличить, ибо Ты - Предстательница христиан во всяком обстоянии, - и в настоящей жизни и в будущей. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздника Крещения Господа нашего Иисуса Христа Святое Богоявление (Крещение Господа нашего Иисуса Христа) 18.01.2017 594 Учебный перевод тропаря Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось [нам] поклонение Святой Троице, ибо Родителев глас свидетельствовал о Тебе, Возлюбленным Тебя именуя Сыном, и Дух в виде голубине подтверждал достоверность слова. Явившийся, Христе Боже, и м i р просветивший, - слава Тебе! Задостойник Богоявления Господня - ирмос 9-й песни первого канона Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Первый канон - творение прп. Косьмы Маюмского. Толкование прп. Никодима Святогорца Этот тропарь посвящает гимнотворец Пресвятой Богородице. И посему, обративщись к Ней, глаголет: «О, Богородице, всяк язык, - и ангельский и человеческий, - недоумевает, и смущается, и не может восхвалить Тебя по достоинству, - Твое Богоматернее величие. И не только язык, но и самый ум, из которого исходит всякое понятие и всякое слово, - ум не только наш, человеческий, связанный плотью и кровью, но даже и haдмiphый, горний, простой, присущий серафимам и херувимам, и тот изумевает, ошеломляется и помрачается, когда нужно Тебя воспеть и Тебя восхвалить, и испытывает то же, что тот, кто взирает на какое-нибудь величественное и беспредельное море, и, будучи не в силах проникнуть в самую его глубину, помрачается рассудком. Однако Ты, Богородице, не презри на недостоинство нас, воспевающих Тебя, и не отвращайся от наших песнопений, но всеблагая и человеколюбивая Матерь всеблагого и и человеколюбного Бога, приими нашу веру, с которой мы приносим Тебе настоящие гимны. Знаешь ведь Ты, Владычице, знаешь боговдохновенную и горячую любовь к Богоматернему Твоему величию, питающую наши души. Благодаря ей, хотя и недостойны, дерзаем Тебя возвеличить, ибо Ты - Предстательница христиан во всяком обстоянии, - и в настоящей жизни и в будущей. Код баннера Учебника церковнославянского языка ( http://www.blagogon.ru/biblio/232 / ) для вставки на сайты и в блоги:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Церковь Все рубрики Лидия Каледа Моли Бога о нас... Воспоминания дочери о священномученике Владимире Амбарцумове Я не могу, как многие, посидеть тихо подле отцовской могилы. Потому что в привычном смысле могилы у папы нет. Но есть огромный, продуваемый ветрами полигон, где - еще в бытность НКВД - власти, огородясь глухим забором, расстреливали неугодных. Я прихожу сюда и долго стою над останками загубленных здесь людей. Где-то совсем рядом покоятся и неявленные останки моего папы; покоятся, нераздельные от праха двадцати тысяч невинно потерпевших его современников. Митрополит Антоний Сурожский Крещение Господне Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Редакция " Правмира " Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Рассказ о Празднике.Проповедь Митрополита Антония Сурожского: " Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни " ... Крещение Господне Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Митрополит Антоний Сурожский

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Календарь Материалы 18 января 2010 г. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Епископ Афанасий (Евтич) В самые тяжелые дни войны патриарх Сербский Павел неустанно свидетельствовал и ходатайствовал о мире и правде, осуждая всякое злодеяние и преступление, особенно разрушение и осквернение религиозных святынь. Всем всегда говорил и подчеркивал: «Будем людьми!» – и эти слова как бы слились с его именем, поэтому дети часто так произносили его имя: «Патриарх Павел – Будем людьми!». [Встреча с Православием/Апологетика] От Вифлееме на Иордан прейдем, — зовет нас Святая Церковь в своих песнопениях, — тамо бо Свет сущим во тме озаряти уже начинает. Ведый Господне пришествие, из пустыни приходит Божественный Предтеча, вопия светло: приближися, явися избавление: покайтеся и водою очиститеся. Яко ластовица пречестная (как чистая ласточка), провозвещающая весну мысленную (духовную), предста Креститель, сущим в зиме прегрешений. [Встреча с Православием/Православная библиотека] 6/19 января. Вторник 33-й Седмицы по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Божественная литургия, Великое освящение воды. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 99:00 мин. Размер 64.4 Mb) [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Любой православный гимн, как отправной и конечный пункт богообщения, должен быть не только прочувствован, пережит, но и непротиворечиво осмыслен. Следует помнить о том, что в словах гимнов и молитв прикровенно присутствует богомыслие: глубокое, чистое и самое главное – кристально понятное. Чтобы прикоснуться к этому живительному источнику, и нужно прилежно изучать церковнославянский язык. [Встреча с Православием/Апологетика] Георгий Битбунов Святитель Прокл Константинопольский проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплевт в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников (Рождества Христова и Его Крещения), если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов».

http://pravoslavie.ru/archive/100118

Проповедь Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 17в. 17 1. «Идите и научите» Проповеди на двунадесятые праздники Святое богоявление (19 января нов. ст. – 6 января ст. ст.) 1 . Божий глас. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. ( Мф.3:17 ) Сегодня Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости Он возрастал и укреплялся духом ( Лк.2:40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ), скоро придёт Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: Он будет крестить вас Духом Святым ( Мф.3:11 ). Люди один за другим входили в воду, и святой Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идёт к нему Сам Господь и просит Его крестить. Святой Иоанн пытается удержать Его и говорит: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне? Но Господь ответил: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пророку Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пророк Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр.3:3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010