В сей день Творец неба и земли/во плоти приходит на Иордан,/прося крещения, Безгрешный,/чтобы очистить мир от заблуждения вражьего./И крестится рукою раба Владыка всего,/и через воду очищение роду человеческому дарует./Ему воззовем:/“Явившийся Боже, помилуй нас!” Слава, и ныне, глас 6. Феофаново: Слава, и ныне, глас 6, преп. Феофана Начертанного, епископа Никейского Еже от Девы Солнце,/видя иже от неплодове светильник светлый,/во Иордане просяща Крещения,/ужасом и радостию вопияше к Нему:/Ты мя освяти, Владыко,/Божественным явлением Твоим. Сияющий светильник, зажегшийся от бесплодной,/видя воссиявшее от Девы Солнце,/просящее крещения во Иордане,/со страхом и радостью взывал к Нему:/“Ты освяти меня, Владыка,/Божественным явлением Своим!” Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое. И по Отче наш: Тропарь праздника, глас 1: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Тройческое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже/и мир просвещей, слава Тебе. (3) Тропарь, глас 1 При крещении Твоем во Иордане, Господи,/открылось поклонение Троице:/ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/возлюбленным Тебя Сыном именуя,/и Дух в виде голубицы/подтверждал Его слова непреложность./Явившийся Христе Боже/и мир просветивший, слава Тебе! (3) И благословение хлебов по обычаю. Таже, Буди Имя Господне: трижды. И псалом: Благословлю Господа на всякое время: до: не лишатся всякаго блага. И чтение праздника. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НА УТРЕНИ По шестопсалмии, на Бог Господь: НА УТРЕНИ На Бог Господь: Тропарь праздника, глас 1: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Тройческое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже/и мир просвещей, слава Тебе. (3) Тропарь, глас 1 При крещении Твоем во Иордане, Господи,/открылось поклонение Троице:/ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/возлюбленным Тебя Сыном именуя,/и Дух в виде голубицы/подтверждал Его слова непреложность./Явившийся Христе Боже/и мир просветивший, слава Тебе! (3)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Следующие два века гонения на христиан не прекращались; их было 8, а с первыми двумя 10. Подозреваемых в христианстве требовали в суды и заставляли отрекаться от Христа; непослушных предавали пыткам и смерти. Казни и пытки были бесчеловечны до крайности. Христиан морили голодом, бросали зверям, раздирали железными когтями, пекли на раскаленных решетках, варили в котлах, распинали на крестах, обливали расплавленными металлами, жгли на медленном огне. Многие не выносили этих жестоких испытаний и покорялись; другие выдерживали муки до конца и умирали с хвалой Господу на устах и со словом прощения мучителям. Много погибло в это время праведников. Сродник Христов по плоти, иерусалимский епископ 120-летний Симеон, распят (праздн. 27 апр.); епископ антиохийский Игнатий Богоносец (праздн. 29 янв. и 20 дек.) брошен на съедение диким зверям; рабыня Потамия опущена в кипящий котел, обратив наперед на путь истинной веры своего стража; ученый пресвитер Ипполит (праздн. 13 авг.) привязан к хвостам бешеных коней; диакон Лаврентий (праздн. 10 авг.) испустил дух на раскаленной решетке, указав сам палачу, когда, испекшись одним боком, следовало ему повернуться на другой. Особенно сильно было последнее, десятое гонение (от 303 до 313 г. по Р. Хр.). В это гонение пострадал великомученик Георгий (праздн. 23 апр., 26 мая, 3 и 26 нояб.), занимавший высокое место в царской дружине. Он ниспроверг кумир, пред которым заставляли его воскурить фимиам, и после многих пыток умерщвлен. Св. Варвара (праздн. 4 дек.) за твердость ее в истинной вере была убита родным отцом. Св. Екатерина (праздн. 24 нояб.), девица царского рода, отвергла предложение кесаря Максимина, искавшего ее руки, и после страшных пыток умерщвлена. Целый легион из христианских воинов под начальством св. Маврикия был истреблен до последнего человека. В городе Никомидии, в ночь на Рождество Христово, был сожжен храм с тысячами молившихся в нем христиан. Во Фригии целый христианский городок сожжен со всеми своими жителями. В одной области, Египте, погибло до 150 тысяч христиан. Константин Великий (праздн. 21 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Монастыри явились на Руси вскоре после введения в нее христианства. Первый известный по имени русский пустынножитель был препод. Антоний (праздн. 10 июля), начавший подвижническую жизнь в первой половине 11-го века. Он жил в пещере, близ Киева, около 40 лет; ел один сухой хлеб и то через день, пил только воду и скоро прославился чудесами. В общежительной иноческой жизни наиболее знаменит преподобный Феодосий, с 1062 г. игумен Печерского монастыря, близ Киева (праздн. 3 мая, 14 и 28 августа). Он вел весьма строгую жизнь, был первым работником в своем монастыре и отдавал неимущим последнее. Князья и бояре приходили к нему исповедовать свои грехи и выслушивать наставления. Из столпников более известен преп. Никита (праздн. 24 мая). Он вел сначала беззаконную жизнь, но, покаявшись, затворился в столпе. Открытый морозу и зною, несколько лет молился он о своих грехах; благодать Божия посетила его – и подвижник получил дар исцелений, который явил над Михаилом, князем Черниговским. Раздоры князей Владимир разделил землю русскую между своими сыновьями. Тотчас после его смерти начались между ними раздоры. Святополк, желая сделаться единодержавным, убил трех братьев своих и за это прозван окаянным. Из числа убитых, Борис и Глеб, отличавшиеся особенным благочестием и святостью жизни, причислены Церковью к лику святых (праздн. 2 мая и 24 июля). Мир и спокойствие в русской земле становились все реже и реже; все зло происходило от несчастного обычая князей, – делить свои области между детьми, а не передавать их одному наследнику. Чем больше дробилась земля русская на уделы, тем сильнее разгорались в ней раздоры и междоусобные войны. Народ страдал, кровь христианская лилась, города и села нищали. Ко всему этому присоединилась новая беда – нашествие татар. Татарское иго Татары (монголы) пришли из степей Азии и в 1236 г. вторглись в Россию под начальством Батыя. Они жгли города и села, мучили и резали людей, оскверняли храмы. Киев, Переяславль, Чернигов, Рязань и множество других городов разграблены и выжжены; Новгород спасся только тем, что Батый испугался его дремучих лесов и непроходимых болот. Опустошив русскую землю и истребив многие тысячи людей, Батый основал на берегах Волги свое царство, которое назвал Золотой Ордой. С этих пор татары стали получать с России большую дань. Ханы (цари) Золотой Орды не изменяли в России законов и обычаев, не трогали и веры христианской. Они много наделали зла русской земле, грабили, разоряли и жгли храмы Божии, города и села, убивали жителей, но не для преследования веры, а из кровожадности, корысти или в отмщение за непокорность. Несмотря на это, во время татарского ига, продолжавшегося почти 250 лет, были примеры мученичества за веру. Такими мучениками были: Михаил князь Черниговский с боярином Феодором (праздн. 20 сентября) и Роман князь Рязанский (праздн. 19 июля). Бедствия народные. Александр Невский

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери. Назаретская пуст., в 16 в. от Костромы, приписана к Богоявленскому Анастасиину мон. Основана в 1864 г. При ней одноклассная школа (см. выше, о Богоявлен. мон). Покровская пуст., приписанная к Богоявленскому Анастасиину мон., в 60 в. От Костромы. Основана в 1886 г. При ней начальное училище для девочек (см. выше, о Богоявлен. мон.). Староторжский Николаевский , 3 кл., общ., в г. Галиче. Основан в XV в., по преданию, пр. Иаковом Железноборовским (см. 11 апр.); сначала был мужским; с 1668 г. стал женским. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. Св.-Троицкий , общ., при с. Новом Телякове, в 40 в. от г. Галича. Учрежден в 1893 г. из женской общин, существовавшей с 1874 г. При нем богадельня. Успенский , общ., в г. Кинешме. Учрежден в 1896 г. из женской общины, существовавшей с 1869 г. Ново-Казанская община, в Варнавинском y., учрежденная в 1908 г. Курская епархия Мужские: Белогорская Николаевская пуст., общ., в 4 ½ в от зашт. г. Мирополья, в 15 в. от г. Суджи, на высокой горе прав. бер. р. Псла. Основана в 1670 г. В 1788 г. упразднена и обращена в приходскую церковь ; в 1868 г. восстановлена. Здесь находится икона Божией Матери, древнегреческой живописи, с Предвечным Младенцем на левой руке, именуемая Пряжевской, по названию села Пряжева (близ г. Житомира) – месту явления (в конце XVII или начале XVIII в.) подлинной св. иконы (празднуемой 29 июня и в 10-ю пятницу после Пасхи), доныне хранящейся (в серебряной ризе с драгоценными камнями, пожертвованной в 1864 г. имп. Марией Александровной) в том же селе и ежегодно переносимой с торжественным крестным ходом в г. Житомир для пребывания там с июня по август. Хранящаяся в Белогорском мон. св. икона в день Вознесения переносится с крестным ходом в зашт. г. Мирополье, где остается до второго дня праздника Св. Троицы; крестный ход сей установлен в память спасения Государя Императора Александра Николаевича от злодейского покушения на его жизнь 4-го апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Симсон подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); VI, 80 (архим. Амвросий был на коронации ц. Феодора Алекс. 1676 г.); 1789 г., 281 (название церквей в м-ре), 331 (в 1686 г. в м-ре погребена жена бояр. Петра Мих. Салтыкова, Елена), 333 (в 1687 г. в м-ре погребен Успен. протопоп Михаил); 1790 г, XIV, 193 (челобитн. преп. игум. Иосифа Волоколам. о притеснениях; упомин. Богоявлен. игум. Нил Грек); 1791 г., XVII, 223 (здесь погребена княжна Настастья Борисов. Голицына, скончав. в 1743 г.). 259 (в 1764 г., в м-ре погребен кн. Мих. Мих. Голицын меньшой; при этом сказано, что в м-ре вся фамилия Голицыных почивает, но это несправедливо), 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына); XIX, 304 (надписи, находящиеся в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Богоявленью каменному 10 руб); 1789 г., V, 100 (запись 1506 г. по кн. Конст. Ив. Острожском; игум. Нил); 1790 г., VI, 158 (запись 1565 г. по бояр. Ив. Петр. Яковлеве; игум. Феодосий); 1791 г., VII, 3 (тот же игум. Феодосий в 1566 г. подписал приговорн. грам. о исходе войною на Польшу), 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; агум. Феодосий), 160 (приговорн. грам. 1584 г. о монаст. вотчинах; игум. Сильвестр); “Переписн. книги Москвы”, I, 13 (опись м-ря в 1626 г.); IV, 44 (опись 1739–45 г. дворов. места в приходе ц. Всемилостив. Спаса, что в Спасской, Богоявленского м-ря, что за Иконным рядом); 1638 г., 17 (в Богоявл. ул. м-рь Богоявление Хр., что у ветошного ряду, а на м-ре конюшенный двор и проч.); “Русск. ист. Библиот.”, III, 978 (в 1631 г. с печатного двора Богоявлен. игум. Илья подал патриар. Филарету нового выходу 3 книги часовника); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 107 (в писцов. кн. 1624 г. Звенигор. уезда значится: «Богоявленского м-ря, что на Москве за Торгом, вотчина деревня, что было село Рыбаловли на р. Москве»). 77. Богоявленский – Тороканский , мужской, ныне село Торокани, Гродненской губ., Кобринского у., в 39 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наконец, он должен непрерывно бодрствовать над собой и своим поведением. Жених придет внезапно, Господин, имеющий потребовать у него отчета, придет в день, в который он не думал, и в час, в который он не ожидал. И тогда будет поздно, перед ним затворятся двери царства Божьего, и он услышит голос: не знаю тебя. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 14ю Неделю по Троице Арсения, митроп. Киевского. Собр. слов, бесед и реч., чacmь I. Григория, архиеп. Казанского. Слова и беседы на все воскр. и праздн. дни, т. I, стр. 191. Евсевия, архиеп. Могилевского. Беседы на воскр. и праздн. чтения из Апост. и Евангелия, часть I, стр. 348. Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 86. Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочинений, т. II, стр.473:478. Белоцветова прот. Круг поучений, стр. 102. Шумова, свящ. Сборн. общепон. поучений, стр. 187. Лядского Α., свящ. Поуч. на дни воскресные, стр. 191. Кудрицкий В., свящ. Внебогослужебные беседы. Киев 1867 г., стр. 48. Новгородский. Многоплодное семя. Сборник поучений на все воскресн. праздн. дни, стр. 203. Дьяченко Г., свящ. Ежеднев. поучения, стр. 235–245. Спаситель указывает здесь на восточный обычай, по которому царь, приглашая на брачное торжество, заготовляет каждому из гостей торжественные одежды, в которые они должны одеться, прежде, чем приступат к самому торжеству. Таким образом, если человек в тексте не был одет в брачное одеяние, то это зависело: не от недостатка, ибо и для него, как принадлежавшего к числу званных, царь велел заготовить одежды, — не от неведения, ибо при самом входе к брачному пиршеству он был предуведомлен слугой царя о царской щедрости и в этом отношении, — но от упрямства со стороны приглашенного: он, или не хотел подвергнуться омовению, которое должно было предшествовать облачению в брачные одежды, или считал свое собственное одеяние приличным и достойным, и потому считал за унижение одеться в царские одежды, хотя бы они были еще драгоценнее и лучше. Виновность такого человека и нравственный смысл отсюда понятны сами собой.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но с сентября месяца 412 мартовского года начался 412 сентябрьский год . Таким образом, хотя bissextus dies и прибавлялся к 411 году, за 6 дней до окончания его, но результатами своими сказывался в 412 мартовском и сентябрьском году. Отсюда Пасхальным высокосным годом был не 411, а 412 мартовский или сентябрьский год . Таким образом кажущаяся разность происходит оттого, что Хавский отмечает год прибавки лишнего дня к Февралю месяцу; Горбачевский же показывает самый высокосный церковный год. Но и при таком соотношении высокосов мартовского и сентябрьского года все таки чем же мы можем удостовериться, что высокосными годами были именно 412, 416 и так далее? Драгоценнейшее указание на это мы находим в письме Кирилла к папе Льву Великому (под номер. 86, pag. 377). В данном месте св. Кирилл говорит: Simul Pascha selebremus Kal. IX Maii propter rationem embolisti anni... Так как IX Kal. Maii­23 апреля, то, следовательно, Пасха в этом высокосном году приходилась 23 апреля. Но 23 апреля Пасха была только в 444 году за все время святительства Кирилла. Если же так, то 414 год был именно, по свидетельству самого Кирилла, высокосным, так как он сам выражается: propter rationem embolisti anni, т. е. высокосного или вставочного года (простой год обозначался: communis annus). Но зная точно один высокосный год, мы уже легко можем определить и прочие годы простые и высокосные за все время святительства Кирилла. Именно мы и видим это самое распределфние простых и высокосных годов в таблицах Горбачевскаго. Отсюда время Пасхи за годы епископства Кирилла можно представить в следующем виде, где знак † означает высокосный год: Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. 14 Апреля 15 Апреля 15 Апреля 6 Апреля 6 Апреля 31 Марта 22 Марта 19 Апреля 19 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 2 Апреля 3 Апреля 27 Марта 22 Апреля 22 Апреля 16 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 30 Марта 30 Марта 23 Марта 18 Апреля 19 Апреля 12 Апреля 3 Апреля 3 Апреля 4 Апреля 26 Марта 26 Марта 23 Апреля Между пасхальными проповедями есть одна, которая содержанием своим и выражениями ясно показывает, что была первою пасхальною проповедью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

10. Мучц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Св. царицы Пульхериии. Апост. Аполлоса и Лукия. 11. Пр. Феодоры Александрийской. Апостол. Евангелие. Преп. Евфросина. Муч. Диодора и Дидима. Мчц. Ии. 12. С.мч. Автонома, и отдание праздника Рожд. пр. Богор. (Ап. и Ев. дне и праздн.). 13 Память Обновления храма Воскресения Христ. (Парем. особ.). –. Предпр. Воздвиж. честн. Креста и С. мч. Корнилия Сотника. 14 Воздвижение честнаго Креста. Апостол. Евангелие. День поста Преставление св. Иоанна Злат. (праздн. 13 Ноября). 15 В мч. Никиты. Апостол. Евангелие. Преп. Филофея пресвитера. 16 B. мчц. Евфимии всехвальной. Апостол. Евангелие. Мучц. Севастианы, Мелитины, Людмилы. Преп. Дорофея пуст. 17. Мучц. Софии и 3-х ее дщерей: Веры, Надежды и Любве. Мучц. Агафоклии и Феодотии. С.мч. Пелия, Нила, еписк. и др. 18. Пр. Евмения, еп. Гортинск. чуд. Мчц. Ариадны. Мч. Кастора. 19. Муч. Трофима, Савватия и Доримедонта, и св. Зосимы пустынник. – Благов., вел. кн. Феодора, и чад его Давида и Константина, Смоленск. и Ярославск. чудотворц. Апостол. Евангелие. 20 В.мч. Евстафия Плакиды и иже с ними. (Феопистии, Агапия и Феописта). Апостол. Евангелие. – Муч. и испов., вел.кн. Михаила т боляр. Его Феодора, Чернигов. чудотв. Сл. Исповедпика. 21 Ап. Кодрата, иже в Магнисии. C. муч. Ипатия и Андрея, и Муч. Евсевия и Приска, исповедников –+ Св. Димитрия, митр. Ростовского чуд. Сл. Святит. – . Отдание праздн. Воздвиж. ч. Кр. 22. С.мч. Фоки, еп. Синопийского Апостол. Евангелие. Муч. Фоки вертоградаря и Преп. Петра, иже бе мытарь. Прор. Ионы и преп. Ионы пресвит. 23 Зачатие св. Иоанна Предтечи. Апостол. Евангелие. Мчц. Ираиды. Преп. Ксанфиппы и Поликсении. 24. Первомчц. и равноап. Феклы. Апостол. Евангелие. – Пр. Никандра пустынножителя Псковского чуд. Сл. Препод. 25. Преп. Евфросинии, и – –+ Пр. Сергия, игум. Радонежск. чудотв. Сл. Препод. 26 Прест. Ап. и Ев. Иоанна Богослова. Апостол. Евангелие. (Парем. общия Ап. единого) 27. Мч. Каллистрата и дружины его. – Пр. Савватия, Солов чуд. Сл. Пр. +28+ Пр. и исповедника Харитона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

18. Муч. Флора и Лавра. Апостол. Евангелие. С. мч. Емилиана, еписк. х 19. Мч. Андрея стратилата, и с ним 2503. Сл. см. Июня 17. Муч. Тимофея, Агапия и Феклы. Праздн. пресв. Богородице, ради милосердия от иконы Ее Донской. (Сл. Богор.) 20. Прор. Самуила. 21. Ап. Фаддея, ед. от 70-ти. Мчц. Вассы и чад ее. – Пр. Аврамия, архим., Смоленск чудотв. Сл. Препод. х Муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия и др. Сл. Мучен. Мучц. Евлалии дев. и Анфусы. Праздн. ради иконы пресв. Богор. Иверской, или Грузинской. 23. Мч. Луппа, и отдание праздника Успения пресв. Богородицы. Ап. и Ев. дне и праздн. С.мч. Иринея, еп. Лугдунского. Преп. Евтихия и Флорентия. 24. С.мч. Евтихия, ученика св. Иоанна Богослова. – Пренес. мощей св. Петра митрополита. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) Мчц. Сиры, дев. Персидской. 25 Возвращение мощей Ап. Варфоломея, и память Ап. Тита. Апостол. Евангелие. Св. испов., Варсиса и Евлогия, еписк. Едесск., и Протогена, еп. Каррийск. Св. Мины, патр. Констант. 26. Муч. Адриана и Наталии. – Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской. Сл. Богор. 27. Преп. Пимена великого . Апостол. Евангелие. Св. Осии испов., еп. Кордубек. Преп. Кукши С.мч. и Пимена постника, Печерских. 28. Пр. Моисея Мурина. 29 Усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи (Пост). Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 30 х Празднов. заключения мира со Шведами. х – Пренес. мощей св. благов. вел. кн. Александра Невского. Апостол. Евангелие. (Парем. рбщие Препод.) –. Св. патр. Константиноп., Александра, Иоанна и Павла. – Пр. Александра Свирского . Сл. Препод. Пр. Христофора. 31 Положение честнаго пояса пресв. Богородицы. Сл. Июля 2. С.мч. Киприана, еп. Карфагенск. Св. Геннадия, патр. Констант. Примечание. Службой называется вообще все Богослужение в тот или другой день, – К которому в особенности, принадлежать положен пые па известные дни чтения: Паремии, Апостолы и Евангелия. В.) Апостолы и Евангелия на молебнах во дни царские, торжественные и высокоторжественные, а также во дни викториальные, т.е. в воспоминание отечественных побед

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

м-ря), 101 (указ 1660 г. о выдаче подвод архим. Игнатию до Москвы), 102 (грам. 1660 г. еписк. Каллиста архим. Игнатию Иевлевичу о бытии архим. Борисоглеб. и игуменом Богоявлен. м-ря), 106 (поздравит. речь в Москве архим. Игнатия окольнич. Ртищеву), 108 (речь 1660 г. архим. Игнатия архим. Чудова м-ря Павлу), 110 (ответная речь архим. Павла), 113 (поздравит. речь архим. Игнатия Ртищеву с праздником пасхи), 116 (мнение архим. Игнатия по делу патр. Никона), 127 (указ о даче архим. Игнатию подвод из Москвы до Полоцка), 149 (цар. грам. 1660 г., чтобы архим. Игнатий ведал Борисогл. и Богоявл. м-рями), 133 (цар. грам. на вотчины), 142 (поздравит. речь архим. Игнатия кн. Даниилу Стефан. Великому-Гагину с праздн. пасхи в 1661 г.). 82. Борисоглебский – Коложанский – Городенский , мужской, 2-го класса, в губерн. гор. Гродно, на Мостовой улице, в зданиях бывшего католич. монастыря Бернардинок, основанного в 1621 г. кн. Казимиром Сапегою. На настоящем месте существует с 1854 г., а до этого года находился за городом, у кирпичных заводов, на правом высоком берегу р. Немана, при впадении рч. Городенки, там, где ныне стоит древняя полуразвалившаяся церковь св. Бориса и Глеба, построенная, как полагают, в XII стол. Когда основан самый м-рь неизвестно, но несомненно существовал в XV стол. В XVII ст. он был разорен и в 1680 г. церковь его стояла в запустении. В последствии в м-ре поселились базилиане и учреждена униатская архимандрия. В 1839 г. воссоединен в православие и в 1842 г. возведен на степень 2-го класса. В 1845 г., весною, от сильного напора воды край горы со стороны церкви до того обрушился, что в стенах ее образовались трещины, почему богослужение в ней прекращено и переведено во временную церковь, устроенную при кельях. В 1854 г. совершился переход иноков в город и в 1871 г. на развалинах сооружена часовня, в которой совершается богослужение вечером под праздники. В 1874 г. к м-рю приписаны здания, угодья и земли упраздненного Тороканского м-ря. Ратшин, 95; Бобровский, “Гроднен. губ.”, I, 678; II, 777, 778; “Извлеч. из отч. Об. Прок. св. Синода”, 1839 г., 9 (воссоединение); 1872 г., 60 (сооруж. часовни); 1874 г. 81 (приписка Торокан. м-ря); “Акты к ист. Ю. и З. России”, I, 91 (духовная 1529 г. старосты Слоним. Мих. Богуша Боговитиновича); “Акты зап. России”, IV, 48 (соборн. грам. 1594 г. о церковн. братствах; архим. Городенский Климецкий-Окгинский); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (королев. грам. 1650 г. о возвращении православным церквей и м-рей; упоминается м-рь под Гродном), на 1884 г., Отд. II, 20 (кратк. история); “Гроднен. губ. вед.”, 1846 г., 22, 23 (истор. опис.); 1847 г., 36 (духовн. завещ. 1529 г. Богуша Боговитыновича); 1848 г., 19 (о Борисоглеб. церкви на Коложе); 1865 г., 51 (Коложан. церковь ); “Виленский Вестн.”, 1864 г.,      17–19 (историч. опис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010