Аминь. 10. Крещение господне Поздравляю всех с праздником! Крещение Господне – великий праздник, в котором Христос явил Себя всем людям как Сын Божий. И не человек свидетельствовал об этом, даже не такой великий и богодухновенный пророк, как Иоанн Предтеча, а Сам Отец Небесный гласом с небес указал на Господа Иисуса Христа как на возлюбленного Сына Своего. В то время когда Он, погрузившись в иорданские воды, восстал от воды, отверзлись небеса, и глас Божий прогремел: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволи» ( Лк.3:22 ). И третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса. Поэтому еще именуется этот праздник и Богоявление, ибо Господь в трех Лицах Своих явился нам в этот день. В этот день даровано нам было великое таинство, рождающее нас в жизнь вечную. Конечно же, не для очищения от грехов и не для покаяния явился на Иордан безгрешный Господь и принял крещение от Иоанна Крестителя, а для того чтобы освятить воды и даровать нам через освященные воды рождение в жизнь вечную водою и Духом, которое все мы принимаем через Святое Крещение. А «кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие» ( Ин.3:5 ). Вы знаете, что таковых людей, как бы ни казались они нам добродетельными, достойными, мы даже не поминаем в церквах Божиих, потому что эти люди не рождены для вечной жизни. А грешников, убийц, разбойников, но очистившихся Святым Крещением, принимает Господь в Царствие Свое. Вот какое великое таинство нам было даровано. В воспоминание об этих святых событиях каждый год дается нам благодать великого освящения воды специальным чином, специальными молитвами, которые вы только что слышали. Призыванием Святого Духа освящается вода и получает ту же благодать, ту же силу, что и вода в реке Иордане после того, как погрузился и восстал из нее Господь. И эта святыня преподается нам сегодня, и вы знаете великое знамение: эта вода не подвержена тлению. И каждый раз во всех храмах на Крещение Господне священники обращаются к верующим с одним и тем же призывом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В. Какие важнейшие праздники? О. Праздники, установленные в память важнейших событий, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества, а по них установленные в честь Пресвятой Богородицы, как послужившей тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку событий, следующие праздники: 1. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящения Ее Богу (21 ноября/4 декабря). 3. День Благовещения Пресвятой Богородицы, то есть Ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее (25 марта/7 апреля). 4. Рождество Христово (25 декабря/7 января). 5. Крещение Господне и одновременно Святое Богоявление (6/19 января). 6. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (2/15 февраля). 7. Преображение Господне (6/19 августа). 8. Вход Господень в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье). 9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства. 10. Вознесение Господне на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг). 11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на апостолов, во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье). 12. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного царицей Еленой (14/27 сентября). 13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). В. Какой важнейший пост? О. Великий пост , или святая Четыредесятница. В. Почему пост называется еще Четыредесятницей ? О. Потому что продолжается сорок дней, кроме недели Страдания Христова. В. Почему положено Великому посту продолжаться сорок дней? О. По примеру Самого Иисуса Христа, Который постился сорок дней ( Мф.4:2 ). В. Почему положено поститься в среду и пятницу ? О. В среду – в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу – в память самого страдания и смерти Его. В. Для чего учреждены посты: Рождественский, Успенский и Святых апостолов? О. Первые два – для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний – также и для подражания апостолам, которые постились, уготовляя себя на дело проповеди евангельской ( Деян.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В соответствии с этой внешней картиной события раскрывается и внутренняя сторона, внутреннее значение праздника. Именно: говорится, что Господь хотел открыть особенное благоволение Свое к Пресвятой Деве через такое торжественное принятие Ее во Св. храм. Господь показал этим, что вводимая есть не обыкновенная Дева, посвящаемая на благочестивые занятия в храме, но предизбранная в жилище самого Бога Отроковица и полагавшая тогда начало больших Божиих благословений на людей всего мира. Кроме канона на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, с этого дня начинается еще пение радостного канона на Рождество Христа Спасителя: «Христос раждается, славите»… Прокимен тот же, что и на праздник Рождества Богородицы. В Апостоле ( Евр. 9:1–7 ) содержится мысль, что Матерь Божия была прообразована в Ветхом Завете скиниею. В Евангелии (то же, что и на праздник Рождества Богородицы) содержится похвала материнству Божией Матери. Задостойник: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая Святых. Ангелы, видя вход (во храм) Пречистой Девы, удивились: как Дева вошла во Святое Святых. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных: устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно выше всех еси, Дево Чистая. Рука непосвященных отнюдь да не коснется одушевленного кивота Божия; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: истинно выше всех Ты, Дева Чистая. Причастен: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». 125. Богослужение Рождества Христова Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. Начало празднования относится к первому веку, но до конца IV века оно праздновалось 6 января вместе с Крещением и называлось Богоявлением. Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который называется Рождественским или Филипповым, потому что начинается с 14 ноября, памяти Апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3/16 января. Указ патриарха Тихона об увольнении от управления Северо – Американской епархии митрополита Платона. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в Донском монастыре и служил всенощную в храме Богоявления Господня в Дорогомилове. 6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове и всенощную в Донском монастыре. 7/20 января. Служил литургию в храме Екатерины мученицы на Ордынке. 13/26 января. Служил всенощную в храме Воздвижения Креста Господня на Плющихе. 14/27 января. Служил литургию в храме Воздвижения Креста Господня на Плющихе. 21 января/3 февраля. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. 24 января/6 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 25 января/7 февраля. День памяти святителя Григория Богослова . Служил литургию в храме Григория Богослова в Богословском переулке. 28 января/10 февраля. Служил литургию в храме Троицы на Пятницком кладбище. 1/14 февраля. День памяти мученика Трифона. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной и всенощную в Донском монастыре. 2/15 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Служил литургию в Донском монастыре и всенощную в храме Николая Чудотворца на Щепах («Никола Щепа»). 3/16 февраля. Служил литургию в храме Всех Святых в селе Всехсвятском. 4/17 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 5/18 февраля. Празднование иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 9/22 февраля. День памяти священномученика Панкратия Тавроменийского. Служил литургию в храме Панкратия близ Сухаревой башни. 10/23 февраля. Патриарх Тихон заболел, с ним случился обморок. 14/27 февраля. Секретный доклад начальника 6 – го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о проделанной в 1923 году работе по созданию обновленческих церковных групп, проведении съезда «Живой Церкви» и обновленческого собора и попытках внести раскол среди духовенства Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По прибытии греческих уполномоченных в Хромклу, на другой же день было приступлено к рассуждению о спорных пунктах. Требования греков были выражены в следующих 9-ти пунктах: 1) Армяне должны анафематствовать Евтихия, Диоскора, Севера в Тимофея Элура и всех их единомышленников, говорящих, что Иисус Христос – едино естество. 2) Должны исповедывать Господа нашего Иисуса Христа Единым Сыном, Единым Господом, Единым Лицем, Единой Ипостасью из двух совершенных естеств, соединенных во едину Ипостась неразлучно, нераздельно, неизменно, неслитно, не так, чтобы один был Сын Божий, а другой сын человеческий, (а так, что) два естества, но Един Бог и человек: и в двух естествах исповедывать Единого и Того же Христа, имеющего два естественных хотения – божеское и человеческое, не противодействующие одно другому, а напротив, человеческое хотение последующее божественному хотению. 3) Должны произносить трисвятое без слов: распятый за нас и без союза и. 4) Должны праздновать праздники вместе с греками, – именно: Благовещение 25 марта, Рождество 25 декабря, Обрезание на восьмой день после Рождества, т. е. 1-го января, Крещение 6 января, Сретение 2 февраля и вообще все господские праздники, равно как и праздники Пресвятой Богородицы и Предтечи и св. Апостолов. 5) Божественное приобщение должны совершать с квасным хлебом, равно как с вином и водой. 6) Святое миро должны совершать с оливковым маслом. 7) Все христиане должны стоять внутри церкви, когда совершается божественная литургия, кроме тех, которым это запрещено божественными канонами, равно как и в другие службы церковные. 8) Должны признавать семь вселенских соборов. 9) Должны принимать католикосов по назначению греческого императора 212 . Так как некоторые обвинения против армян не имели большой важности, а некоторые были прямо объявлены Нерсесом ложными, то Феориан обратил внимание лишь на то, что представлялось ему более важным и что требовало исправления, – именно: 1) учение о естестве, воле и действиях в Иисусе Христе, 2) празднование Рождества Христова и Богоявления в один день, 3) прибавление к трисвятой песни слов: «распятый за нас» и 4) употребление в таинстве миропомазания сесамского масла. «Не бойся числа двух, – говорил католикосу Феориан о естествах во Христе, – как признавая в Божестве три ипостаси, мы не допускаем разделения божеского существа, так и утверждая бытие во Христе двух естеств, не допускаем разделения ипостаси. Мы говорим то же, что сказал и Григорий Богослов : «во св. Троице одно существо, но не одна ипостась; во Христе одна ипостась, но не одно естество».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Священник разделяет Агнец на четыре части по крестообразному надрезу, сделанному на проскомидии. Затем, взяв частицу, именуемую «Иисус» (на ней сокращенно написано имя Божие – IC), он творит ею крестное знамение над Чашей и опускает ее в Чашу с Кровью Христовой. Диакон вливает в Чашу теплоту – горячую воду – со словами «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Священник берет вторую из четырех частей Агнца, «Христос» (печать «ХС»), и раздробляет ее на частицы по числу причащающихся в алтаре священнослужителей. Наступает минута их Причащения. Они молятся, покланяются Святым Дарам, испрашивают прощения друг у друга и у народа. Диакон произносит слова «Се, прихожду к Бессмертному Царю и Богу моему», затем – «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело…» и принимает от священника частицу Тела Христова в ладонь правой руки. Священник повторяет те же слова «Се, прихожду…», целует антиминс и произносит: «Честное и Пресвятое Тело … преподается мне (имя) священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную». Прочитав молитвы «Верую, Господи, и исповедую…», «Вечери Твоея Тайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…» (мы услышим эти молитвы чуть позже, перед Причащением мирян), священнослужители причащаются Сначала Телом Христовым, а затем Кровью, испивая по три глотка из Чаши – Потира. Священник предваряет Причащение Кровью словами «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя)…», а затем – «Причащается раб Божий диакон (имя) Честныя и Святыя Крове…». Вскоре и мы, миряне, слышим долгожданное «Со страхом Божиим и верою приступите…». Глава 3. Праздники Эта глава книги познакомит читателя с теми православными праздниками, богослужение которых имеет яркие отли- чительные особенности. Праздники эти непосредственно связаны с великими со- бытиями Священной истории: рождением Богомладенца, Крещением Иисуса в Иор- дане (Богоявлением), Его Искупительной Жертвой и Воскресением из мертвых; со- шествием Святаго Духа на апостолов. Песнопения и чтения Рождества, Крещения, Пасхи и Троицы – это подлинное, глубокое богословие и вместе с тем духовная поэзия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Войдя в алтарь, архиерей целует напрестольное Евангелие и отходит на Горнее место. На пути к Горнему месту он произносит «Благословен Грядый во имя Господне», осеняет Горнее место дикирием и отдает его диакону. Затем, подходя к Горнему месту, произносит: «Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего…». И, взойдя на Горнее место, осеняет на три стороны трикирием, после чего отдает трикирий диакону. Символический смысл священнодействий, совершаемых архиереем после каждения, так разъясняется Симеоном Солунским : Затем архиерей дикирием осеняет священное Евангелие, указывая на два естества во Христе, Который по Ипостаси есть един и неразделен. Потом, во время пения Трисвятого, опять при словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», совершает осенение трикирием, потому что Троица тройственна по Лицам и едина по естеству. А также потому, что Евангелие озарило ведением о Троице, как светом, весь мир, равно как познанием о двух естествах единого от Троицы – воплотившегося Христа. Потом архиерей молится о возрастании сего, как винограда живого и животворного, и веселящего, и свыше насаждённого. Потом совершается восхождение на священное сопрестолие и кафедру, что представляет собой образ восшедшего на Небеса Иисуса Христа, воссевшего одесную Отца 683 . Действия архиерея здесь изложены несколько в ином порядке, чем они совершаются в современной практике. В дни, посвященные Кресту Христову (Воздвижение, Происхождение древ, Неделя крестопоклонная), Трисвятое заменяется на слова «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». В праздники Рождества Христова и Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, на Пасху и на Пятидесятницу вместо Трисвятого на Литургии поются слова апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся во Христе облекостеся» ( Гал.3:27 ). Пение этого стиха на Литургии сохранилось с тех пор, когда великие праздники, такие как Пасха и Богоявление, были днями массового крещения оглашенных. Крещение совершалось в специальном отделении храма (баптистерии), откуда новокрещеные в белых одеждах торжественной процессией, с пением «Елицы», следовали в храм для участия в Литургии. Современный малый вход напоминает также об этом шествии, с которого для ранних христиан начиналось вступление в Церковь . 3. Литургия слова

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Через ветхозаветные чтения, а особенно через Святое Евангелие, мы слышим благую весть о завете Бога с человеком. Но мы должны ответить на призыв Господа, открыть перед Ним свое сердце, чтобы Он написал в нем Свой закон. Годичный круг богослужения условно можно разделить на три части: первая часть – от Рождества Пресвятой Богородицы, точнее от Новолетия, до Рождества Христова – охватывает время до пришествия в мир Спасителя – Иисуса Христа, то есть события Ветхого Завета; вторая часть – от Рождества Христова до отдания Вознесения – раскрывает перед нами земную жизнь Христа Спасителя; третья часть – от дня Пятидесятницы до отдания Успения Пресвятой Богородицы – посвящена жизни Церкви на земле после вознесения Спасителя на небо. В последовательности великих праздников есть особенности. Так, праздник Сретения Господня в чреде событий земной жизни Спасителя должен был предшествовать празднику Крещения Господня. Но в порядке богослужебного круга Сретение следует за Крещением; праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к первой части богослужебного круга, но празднуется 25 марта, то есть следует за праздником Сретения и предшествует празднику Пасхи. Преображение Господне относится ко второй части богослужебного круга, но празднуется 6 августа, то есть за 9 дней до праздника Успения. Для такого расположения великих праздников имеются исторические основания. Сретение празднуется на сороковой день после Рождества Христова, а Богоявление непосредственно за Рождеством Христовым, так как в древности эти праздники совершались в один день. День Благовещения Пресвятой Богородицы, в который совершилось непорочное зачатие Христа Спасителя, естественно, отделен от Рождества промежутком в девять месяцев. Рождество Пресвятой Богородицы Кроме праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) и Введения Ее во храм (21 ноября), которые непосредственно подготовляют нас к празднику Рождества Христова, за этот период времени празднуется память многих ветхозаветных праведников и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

538. Важнейшие праздники - это праздники, установленные в память о важнейших событиях, относящихся к спасительному для нас Воплощению Сына Божия и к явлениям Божества, а также установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку событий, следующие праздники: 1. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящеиия Ее Богу (21 ноября/4 декабря). 3. День Благовещения Пресвятой Богородицы, т.е. ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении Сына Божия от Нее (25 марта/7 апреля). 4. Рождество Христово (25 декабря/7 января). 5. Крещение Господне и одновременно Святое Богоявление (6/19 января). 6. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (2/15 февраля). 7. Преображение Господне (6/19 августа). 8. Вход Господень в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресение). 9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства. 10. Вознесение Господне на Небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг). 11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на Апостолов, во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресение). 12. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного (найденного) царицей Еленой (14/24 сентября). 13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 539. Важнейший пост - Великий пост, или Святая Четыредесятница. 540. Он называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней, кроме недели Страданий Христовых (т.е. Страстной седмицы). 541. Великий пост продолжается сорок дней, ибо Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (Мф.4,2). 542. Поститься положено в среду и пятницу. В среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу - в память самого страдания и смерти Его. 543. Посты - Рождественский, Успенский и в память святых Апостолов Петра и Павла - учреждены по следующей причине. Первые два - для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний - в подражание Апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян.13,3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

На трапезе бывает утешение братии велие. И ядим рыбу, и сыр и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду или пяток. И чтется слово Златоустаго, емуже начало: Вси вы, во благодушии: Святое Богоявление Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – великий двунадесятый праздник в воспоминание Крещения Спасителя. Господь Иисус Христос , достигнув, по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось). Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя, – и принял от Иоанна крещение в водах Иордана ( Мф. 3, 13–17 ; Мк. 1, 9–11 ; Лк. 3, 21–22 ). Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца ( Мф. 3, 17 ), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем. Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения, – изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин . По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас ( Мф. 3, 16 ). По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010