" Вопросы, касающиеся введения в общеобразовательной школе курса " Основы православной культуры " (ОПК), обсудили участники XIII Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) " , - сообщает сайт " Благовест-инфо " . Все, выступавшие на конференции, " были едины во мнении о необходимости введения курса " Основы православной культуры " . " Доклад декана ПСТБИ о. Киприана (Ященко) был посвящен анализу тех мифов, которые " искусственно насаждаются " многими СМИ вокруг проблемы ОПК. " Отсутствие социального заказа " о. Киприан опроверг результатами различных социологических исследований, согласно которым от 70% до 90% населения поддерживают введение " Основ православной культуры " . На сайте " Государство и религия " опубликовано " Заявление иеромонаха, доктора медицинских наук Анатолия (Берестова) от 22 января 2003 г. Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову по возбуждению религиозной вражды Л.А.Пономаревым и Е.В.Ихловым " . В заявлении содержится просьба " незамедлительно возбудить в отношении исполнительного директора общероссийского общественного движения " За права человека " Л.А. Пономарева и " аналитика " указанного объединения Е.В. Ихлова уголовное дело по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Образующие состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, действия Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова выразились в их многократных и публичных клеветнических и глубоко оскорбительных для православных верующих нападках на учебник А.В. Бородиной " Основы православной культуры " и на православную культуру в целом " . Однако любые намеки на возможное сотрудничество государства и Церкви вызывают резкое неприятие со стороны… " Института свободы совести " . Столь туманное название учреждения может ввести в заблуждение людей, знающих смысл слова " совесть " . Однако заявление упомянутого института вносит предельную ясность в семантику этого слова и говорит о том, что сегодня понятие " совесть " стало весьма растяжимым.

http://pravoslavie.ru/press/obzor28.htm

В связи с этим возникает вопрос, как мы воспользовались этими благоприятными условиями? Ответ на этот вопрос труден, потому что существовало множество привходящих факторов. Во-первых, активная прозелитическая миссионерская деятельность протестантов и католиков, опиравшихся на мощную финансовую поддержку Запада. Во-вторых, необходимость воссоздания материальной инфраструктуры Русской Православной Церкви, прежде всего, храмов. В-третьих, собственно образовательная, литургическая, издательская деятельность в Русской Православной Церкви, которая, конечно, расцвела за эти годы. И всё-таки за этими заботами миссионерская деятельность страдала. Сейчас наступает новый этап миссионерского дела в России. Нельзя сказать, чтобы за последние 20 лет в этой области было сделано мало. При почившем Патриархе Алексии осуществлялся целый ряд важных миссионерских проектов, в том числе, например, ежегодные миссии Свято-Тихоновского богословского университета, которые давали реальный результат и значительный эффект. Сейчас десятки, если не тысячи священнослужителей и мирян вносят свой посильный вклад в дело миссии на своём рабочем месте: в институтах, в школах, на предприятиях, зачастую не получая никакой поддержки со стороны официальных церковных структур. Пришло время, когда стало жизненно важным определиться с миссионерской стратегией и научиться отличать истинную миссию от ложной, учитывая, с одной стороны, современную информационную ситуацию, а, с другой стороны, вековые традиции и ментальность русского народа. Мы должны четко понимать, что то, что пригодно на Западе, не годится у нас. Кстати, именно на этом во многом, к счастью, и погорели протестантские миссионеры. Когда они приходили и говорили: «Приходите, будут американские миссионеры и силы небесные» или «Приходите и Вы получите «хлеб жизни» и пакет с гуманитарной помощью», то наших людей от этих призывов воротило. Мы должны понимать, что в миссии далеко не все средства хороши. Опять-таки на этом тоже во многом погорел Запад, когда шел миссионерствовать к некрещеным народам Африки, Азии и Америки, а те часто в ужасе отшатывались от них, потому что видели, что миссионеры нередко несут им не Христа, а западный образ жизни со всеми его пороками, уничтожающий их культуру, цивилизацию и нравственность. Хорошо об этом сказал святитель Николай (Велимирович) в своём произведении «Из окна темницы»: «Некрещеные, но совестливые нехристианские народы, столкнувшись с западным миссионерством, в ужасе окрестили Европу «белой демонией». Потому что Европа умна для себя. Она умна убивать, но не может животворить, она умна отбирать, но не давать». Во многом эти горькие слова справедливы. И вот тут возникает вопрос о содержании нашей проповеди.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/19/o_...

По мнению националистов, возведение православного храма у парка Победы будто бы оскорбляет ветеранов войны и труда, среди которых есть мусульмане и атеисты " . По словам протоирея Олега Богданова, " сами ветераны войны заявили, что не имеют никакого отношения к ТОЦ и тем людям, которые действовали якобы от их лица. Мы и сами не верим, что ветераны, которые прошли войну, смогли бы поднять руку на святыню. А потом ворочать каменные глыбы по полторы тонны весом и таскать тяжелые бревна старики вряд ли смогли бы. Это дело молодежи из ТОЦ " . Отец Олег также пояснил, что планируется построить храмовый комплекс, который помимо церковных построек включал бы в себя и здание для местного филиала Православного Свято-Тихоновского богословского института и другие православные учебные заведения - гимназию, начальную школу: " Мы уже заложили этот комплекс на отведенном нам участке, но националисты подняли страшный шум. Часовню, которую мы построили на этом участке, несколько раз поджигали и оскверняли… Но православный комплекс в Набережных Челнах все равно будет " . Там же, на сайте " Седмица.ру " приводится интересный документ , подтверждающий причастность к разрушению храма татарского общественного центра: постановление расширенного заседания правления Набережночелнинского ТОЦ " О нецелесообразности строительства церковного комплекса в 21 комплексе вопреки генплану застройки города " В постановлении заявляется, что " строительство комплекса церквей вместо культурного центра, предусмотренного генпланом, не вызвано заботой об удовлетворении духовных потребностей верующих " . В целях " сохранения межнационального согласия, предотвращения религиозной вражды между мусульманами и православными жителями города расширенное заседание правления ТОЦ " постановляет, во-первых, обратиться в Прокуратуру г. Набережные Челны с просьбой предпринять правовые действия, чтобы отменить постановление, разрешающее строительство часовни, во-вторых, информацию об этом " довести до широкой общественности через СМИ " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor14.htm

Продолжим цитировать сведения из информационной базы Свято-Тихоновского богословского института «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»: «В заключении в лагерях был повторно осужден и приговорен к расстрелу. Приговор не успели привести в исполнение» . Считаем, что данные сведения также являются ошибочными. Несколько статей об архимандрите Иове появились в 2005 году – к очередной годовщине смерти праведника . Особые замечания вызывает статья Г. Пыльневой в журнале «Духовный собеседник». Она тоже говорит об аресте отца Иова фашистами в 1939 году и разрушении немцами в 1945 году скита в Городилове . Автору, как видно из текста, вовсе не известно, что Закарпатье в октябре 1944 года было освобождено Красной армией. Несколько слов следует сказать и о книге В. Лялина «По святым местам» . Писатель заставляет подвижника говорить на «зэковском» жаргоне, что совсем не было присуще отцу Иову. В. Лялин, якобы цитируя отца Иова, делает много неточностей и грубых ошибок. Описывая переход границы СССР, он пишет: «Где шел пешком, где ехал на попутных, удачно перешел границу с Польшей. Прошел Польшу, Господь все охранял меня. Наконец вышел на границу с Советской Россией. Был 1939 год, помолился я крепко и перешел границу СССР… Судила меня тройка НКВД. Суд продолжался семь минут. Приговор: 15 лет – за шпионаж, 5 лет – довесок за религиозность и еще 5 лет ссылки. Итого: 25 лет» . Эту цитату мы прокомментируем далее, но именно она ввела в заблуждение многих исследователей и перекочевала в житие преподобного . Божиим соизволением исследованием жизни и благословенных трудов архимандрита Иова (Кундри) мы занимаемся около десяти лет. За это время были обработаны документы личного архива архимандрита в с. Малая Уголька, архивов Мукачевской и Хустской епархий Украинской Православной Церкви, Государственного архива Закарпатской области. Первый очерк о жизни отца Иова был помещен в нашей книге «Православные монастыри Хустского района» . В 2005 году на страницах газеты «Старый замок Паланок» была опубликована вторая статья под заглавием Йов (Кундря): життя Богу та людям» Большой резонанс имела статья «Архимандрит Иов (Кундря): мифы и реалии», где мы подняли вопрос об искажении фактов в биографии отца Иова. Эта публикация и ее русскоязычный вариант (с другим названием) была размещена на страницах более десяти печатных и электронных изданий . Наши публикации были также использованы для написания «Краткого жизнеописания архимандрита Иова (Кундри)» и полного жития святого .

http://pravoslavie.ru/32318.html

16:00 – 18:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Ирина Константиновна Языкова (кандидат культурологии, директор Библейско-богословского института святого апостола Андрея). Тема: «Литургический и богословский смысл внутреннего убранства храма». 16:00 – 20:00 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущая: Кузнецова Елена Александровна (художник-монументалист, член Московского союза художников, член-корреспондент Российской академии художеств, преподаватель курса «Мозаика» Некоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования " Русская Академия Ремесел»). Программа: мастер покажет процесс создания мозаики. возможность участникам создать свой фрагмент. 19:00 – 20:30 – Концерт ансамбля древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон» (Большой зал). (за 30 минут до начала концерта транслируется проморолик с анонсом выступления хора). 29 октября, воскресенье 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 13:00 – 15:00 – Мастерская для детей и взрослых «Мозаика» (Большой зал) Ведущий: Иванников Денис Иванович (руководитель мастерской «Московский Мозаичный Цех»). Тема: «Частицы пространства и времени» (мозаика)». Возраст участников 4+ 13:00 – 15:00 – Творческая встреча (Малый зал) Нина Валериевна Квливидзе. Презентация книги «Искусство средневековой Руси. Иконопись». (искусствовед, историк искусства, кандидат искусствоведения, специалист в области Византии и древнерусского искусства, преподаватель, доцент кафедры всеобщей истории искусств РГГУ, профессор, заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии). 16:00 – 18:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Елена Александровна Виноградова (кандидат искусствоведения, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Тема: «Византийская алтарная преграда и её убранство в контексте монументальной декорации храма: от раннехристианских базилик к русскому средневековому храму».

http://pravoslavie.ru/156565.html

2626. Жолондзь А. Г. Игорь Михайлович Гусев. 1957–1997: (Некролог)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 261. И. М. Гусев – преподаватель кафедры реставрации ПСТБИ. 2627. Клокова Г. С. Зачем мы готовим реставраторов?//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 148–149. 2628. Клокова Г. С. Первый выпуск реставраторов Православного Свято-Тихоновского богословского института//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 371–387. Церковное образование и воспитание См. также: Общая история Церкви 505–572); Вселенское Православие и Поместные Православные Церкви 573– 649); История РПЦ 650–1209); Духовные основы общественной жизни 1575–1612); Социальное служение Церкви 1646–1655); Миссионерство. Миссиология 1656–1672); Нравственное богословие 2011–2052); Пастырское богословие 2053–2090); Монашество 2135–2151); Психология 3096–3099); Дополнения 3134–3171). Религиозное образование в современном мире 2629. Арнольд В. И. О состоянии образования в различных странах мира//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 333–337. 2630. Афанасьев Э. В., Филипп (Симонов), иером. Православное экономическое образование: проблемы, поиски, перспективы//РЧ, 4-е. 1996. С. 293–315. 2631. Кинелев В. Г. Образование в меняющемся мире//РЧ, 6-е. 1998. С. 15–23. 2632. Минней Р. Столкновение с проблемой: Заметки о религиозном образовании/Пер. с англ.: И. Кукота//Страницы. 1996. 1. С. 129–136. 2633. Минней Р. [Рец. на кн.:] Завтра – другая страна: образование в постмодернистском мире=Tomorrow is Another Country: Education in a Post-Modern World. London, 1996. Board of Education of the Church of England//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 475–476. 2634. Минней Р. Участие мирян в религиозном образовании в России: [Докл. на науч.-методическом семинаре ББИ и Междунар. конф. «Миряне на Востоке и на Западе». Лидс (Великобритания), 30 июня – 3 июля 1998 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 105–117. 2635. Никандров Н. Д. Духовность и религия в светском образовании//РЧ, 6-е. 1998. С. 37–51. 2636. Рубан Ю. И. Высшее образование в контексте русской культуры XXI века: Христианская перспектива//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 314–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В продолжение доклада владыка обратился к примерам из западного теологического образования, которые затрагивают актуальные тенденции в области становления и развития теологии в России. Затем прозвучали доклады гостей из Швейцарии, Словакии, Румынии, Армении, Турции, Болгарии, Ирана, которые в своих выступлениях рассмотрели различные проблемы теологического образования. Собравшиеся на симпозиум обсудили мировой опыт становления теологии как отрасли знания, развитие направления теологии в университетах других стран, ее значение для устойчивого развития России, сохранения, упрочения и трансляции традиционных культурных и религиозно-нравственных ценностей, международного сотрудничества, межнационального и межрелигиозного диалога в условиях глобальных вызовов, актуальность исторического и современного зарубежного опыта теологического (религиозного) образования и место теологии в структуре научного знания. В числе участников мероприятия были ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 48.00.00 «Теология» протоиерей Владимир Воробьев , проректор по научной работе ПСТГУ протоиерей Константин Польсков, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе протоиерей Александр Задорнов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ протоиерей Лев Семенов, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН доктор исторических наук М.А. Симонова, заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН доктор политических наук М.М. Мчедлова. Выступая на заседании, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, ученый секретарь Объединенного диссертационного совета по теологии священник Димитрий Сафонов приветствовал присутствовавших от имени Межрелигиозного совета России и рассказал о деятельности Совета по направлению развития теологического образования и науки. По мнению священнослужителя, во многом именно благодаря консолидированной позиции религиозных лидеров, выраженной ими в рамках Межрелигиозного совета России, удалось добиться того, что теология признана научной специальностью и был создан Диссертационный совет по теологии. Священник Димитрий Сафонов рассказал о состоявшейся накануне первой защите диссертации по теологии, которой стала работа К.В. Неклюдова на тему «Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные библеистикои XIX-XX вв., и их решения в свете современной археологии». Соискателю была присуждена ученая степень кандидата теологии по специальности 26.00.01 — «Теология».

http://patriarchia.ru/db/text/5295361.ht...

В продолжение доклада владыка обратился к примерам из западного теологического образования, которые затрагивают актуальные тенденции в области становления и развития теологии в России. Затем прозвучали доклады гостей из Швейцарии, Словакии, Румынии, Армении, Турции, Болгарии, Ирана, которые в своих выступлениях рассмотрели различные проблемы теологического образования. Собравшиеся на симпозиум обсудили мировой опыт становления теологии как отрасли знания, развитие направления теологии в университетах других стран, ее значение для устойчивого развития России, сохранения, упрочения и трансляции традиционных культурных и религиозно-нравственных ценностей, международного сотрудничества, межнационального и межрелигиозного диалога в условиях глобальных вызовов, актуальность исторического и современного зарубежного опыта теологического (религиозного) образования и место теологии в структуре научного знания. В числе участников мероприятия были ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по  УГСН 48.00.00 «Теология»  протоиерей Владимир Воробьев , проректор по научной работе  ПСТГУ протоиерей Константин  Польсков, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе протоиерей Александр Задорнов, руководитель Духовно-просветительского центра  ПСТГУ протоиерей Лев Семенов, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики  РУДН доктор исторических наук М.А. Симонова, заведующая кафедрой сравнительной политологии  РУДН доктор политических наук М.М.  Мчедлова. Выступая на заседании, секретарь  ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, ученый секретарь Объединенного диссертационного совета по теологии священник Димитрий Сафонов приветствовал присутствовавших от имени Межрелигиозного совета России и рассказал о деятельности Совета по направлению развития теологического образования и науки. По мнению священнослужителя, во многом именно благодаря консолидированной позиции религиозных лидеров, выраженной ими в рамках Межрелигиозного совета России, удалось добиться того, что теология признана научной специальностью и был создан Диссертационный совет по теологии. Священник Димитрий Сафонов рассказал о состоявшейся накануне первой защите диссертации по теологии, которой стала работа К.В. Неклюдова на тему «Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные  бuблeucmukou XIX-XX  вв., и их решения в свете современной археологии». Соискателю была присуждена ученая степень кандидата теологии по специальности 26.00.01 — «Теология».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5295489...

Второй раздел «Теория и методика воспитания» раскрывает концептуальный взгляд автора на проблемы воспитания: рассматривается соотношение понятий свободы, воспитания и развития; определяются цель, задачи, сущность и структура воспитательного процесса; излагаются принципы его организации; анализируются методы, приемы и средства воспитания; выявляется содержание воспитательного процесса по различным направлениям. В данном разделе описываются методические основы организации воспитательного процесса, принципы его планирования, раскрывается роль семьи, классного руководителя в решении воспитательных задач. Третий раздел «Теория обучения» рассматривает вопросы, связанные с выявлением структуры и содержания процесса обучения. Здесь излагаются известные принципы и правила обучения, его виды, формы, методы и средства. Раскрывается концептуальный взгляд православной педагогической мысли на сущность процессов обучения, учения, преподавания и образования. Четвертый раздел «Управление образовательными системами» посвящен выявлению сущности, основных принципов, функций и технологии управления педагогическими системами. В первую часть пособия вошли разделы «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания». Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги. ВВЕДЕНИЕ Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания . Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики , чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2258...

Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о III коллоквиуме Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам–Православие» (Тегеран, 24–25 января 2001 года; тема: «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить итоги III коллоквиума Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам–Православие» и позицию делегации Русской Православной Церкви. 2. Считать полезным продолжение диалога с мусульманской общиной Исламской Республики Иран по религиозно-общественным вопросам, представляющим интерес для православных христиан, мусульман и современного общества в целом. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о результатах заседания Координационного комитета Смешанной комиссии по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами, состоявшегося в Москве 20–21 марта 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты заседания Координационного комитета Смешанной комиссии по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами (20–21 марта 2001 года). 2. Провести заседания Смешанной комиссии по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами 4–6 сентября 2001 года в Москве и 3–8 декабря 2001 года в Каире. 3. Назначить в Смешанную комиссию по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами делегацию от Русской Православной Церкви в следующем составе: 1. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман; 2. Игумен Иларион (Алфеев), секретарь ОВЦС по межхристианским связям (сопредседатель Координационного комитета); 3. Протоиерей Валентин Асмус, преподаватель Московских Духовных академии и семинарии; 4. Священник Олег Давыденков, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского института; 5. Священник Владимир Шмалий, преподаватель Московских Духовных академии и семинарии;

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010