20. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 21. иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 22. священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии 23. Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 24. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры 25. Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии 26. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» 27. Малер Аркадий Маркович, председатель «Интеллектуального клуба " Катехон " » при Институте философии РАН 28. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии 29. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии Комиссия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни 1. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий — председатель 2. протоиерей Кирилл Шевцов, клирик Московской (городской) епархии, — секретарь 3. митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления 4. митрополит Липецкий и Задонский Арсений 5. митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион 6. митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн 7. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 8. митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии 9. митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 10. митрополит Владивостокский и Приморский Владимир 11. архиепископ Рузский Тихон

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

Мой опыт, который лег в основу этой книги, конечно, не полон и односторонен. Наверное, каждый больничный священник может рассказать о своем служении по-своему. В тексте иногда звучит назидательная интонация — потому только, что эти требования я отношу к себе. То, что я написал, не нужно считать обязательной инструкцией для начинающего священника. Бывают схожие ситуации, но каждый больной, к которому ты приходишь, уникален, а условия, в которых совершается больничное служение, все время меняются. Писать книгу мне было трудно, но и нельзя было не писать: для меня очень дорого все, что связано в моей жизни с больницей. Я обращался за помощью и советом ко многим людям, и благодаря им, на мой взгляд, книга стала намного лучше. Она получилась настоящим соборным трудом. Меня очень поддержал прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Без него я бы не решился на этот труд, несоразмерный моим силам и талантам. Я очень благодарен ему и за то, что он нашел время внимательно познакомиться с рукописью, помог важными советами и замечаниями. Много ценных поправок предложил прот. Николай Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), и его помощницы Дарья Орешина и Татьяна Крихтова, сотрудники научной лаборатории социологии религии ПСТГУ. Вошло в текст книги и то, что я узнал от о. Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, от о. Феликса Стацевича и других добрых пастырей. Благодарю священников, интервью с которыми помещены в конце книги: прот. Иоанна Емельянова, старшего священника больничного храма св. блгв. царевича Димитрия, прот. Романа Бацмана, настоятеля больничных храмов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, прот. Андрея Близнюка, руководителя группы церковной помощи в чрезвычайных ситуациях, преподавателя ПСТГУ, прот. Владимира Новицкого, в прошлом — врача-психиатра, много лет окормляющего психиатрическую больницу. Мы много работали над текстом этой книги с Инной Карповой, редактором издания. Без нее этой книги не было бы.

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

В 1991 г. при храме выстроен крестильный храм во имя равноапостольного князя Владимира, в котором находится баптистерий для крещения взрослых. На церковной территории расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского богословского института. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни Здание трапезной является частью комплекса храма святителя Николая в Кузнецах. Оно было построено в 1847 году – на 200 лет позже каменной версии храма. К счастью, его не постигла судьба большинства культовых сооружений. Храм оставался во владении церкви весь советский период, поэтому строения комплекса сохранили свой исторический архитектурный облик. Сегодня храмовый комплекс – не только место богослужений. Здесь работают православная воскресная школа, гимназия и богословский университет. Туристическая привлекательность комплекса в целом и трапезной в частности обусловлена возможностью хорошо осмотреть его изнутри и снаружи. Административный корпус Православного Свято-Тихоновского университета. Адрес: Москва, улица Бахрушина, дом 2 дробь 5, строение 1 Дом 2/5 по улице Бахрушева был построен в 1907 году, но на сегодня от него остался только фасад. Ранее дом предназначался для проживания причта храма святителя Николая. Другой стороной здание выходит в переулок Вишняковский, 13. Сейчас в нём расположен административный корпус православного университета, который является частью храмового комплекса. Здание построено в классическом стиле своего времени, который был полностью сохранён при его реконструкции. К счастью, дом не пошёл под снос и вносит свою лепту в застройку старой Москвы. Это можно сказать и о нескольких других старых зданиях на улице Бахрушина. Известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер приехал в Москву в 1950 г. из Болгарии. Патриарх Алексий (Симанский) назначил его настоятелем Николо-Кузнецкой церкви, но жильём в Москве, естественно, обеспечить не мог. Голь на выдумки хитра: в колокольне церкви настоятель оборудовал " четырехэтажную квартиру " . В ней семья и получила прописку ( " Вишняковский пер., 15 - служебное помещение " ). На первом этаже находилась кухня, на втором - кабинет-столовая, на третьем - спальня. Мебель, привезенная из Болгарии, осталась нераспакованной и хранилась в сарае на церковном дворе. В соседнем сарайчике-избушке поместился рояль - там проходили занятия музыкой сына о. Всеволода Ивана - будущего народного артиста РСФСР.

http://sobory.ru/article/?object=02235

«Христос Сам говорит, каким должен быть пастырь, — замечает ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . — Он должен знать своих овец и должен с ними общаться: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его... (Ин. 10, 3–4). Священник — это пастырь, который должен жить одной жизнью со своей паствой и поэтому обязан хорошо ее знать. Часто постоянные прихожане нуждаются в серьезном, глубоком контакте со священником, они хотят о себе рассказать что-то важное, попросить совета». Поэтому задача священника — сделать все, чтобы выслушать и найти нужное слово для каждого: на исповеди, если мало народа, или выделив особое время для разговора. Быть свидетелем покаяния, а не собеседником Длительных бесед во время исповеди лучше избегать, в противном случае священник забывает свою роль и пытается занять не свойственное ему место, объясняет митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин . По его словам, духовник должен твердо помнить, что смысловой стержень исповеди — таинство Покаяния человека перед Богом, а священник при совершении таинства — «всего лишь свидетель, запечатлевающий это покаяние, свидетельствующий о нем пред Богом. Беседа — это все же нечто другое». Но отмалчиваться на исповеди, по словам митрополита, тоже неправильно. «Действительно, люди нуждаются в утешении, в наставлении и вразумлении, — добавляет архипастырь. — Собственно говоря, для этого и существует Церковь, Господь для того ее и создал. Научиться утешать можно только опытом, если выработать в себе привычку жалеть людей, не отмахиваться от них, как бы ты ни был занят. Это очень важное качество для священника — держать свое сердце открытым навстречу людям, их горю, проблемам и радостям». Как же почувствовать эту меру: подобрать нужные слова, не превращая таинство в беседу? Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов († 2020) предлагал простой принцип: не становиться человекоугодником. «Пришедшего нужно направить в сторону Христа — вот главная пастырская задача, которую священник должен иметь в виду», — считал он. Заботиться нужно не о том, чтобы ответить на все запросы и ожидания, которые предъявляет к священнику человек, а о том, чтобы плавно и гармонично ввести его в церковную жизнь. И тут многое зависит от личностных особенностей исповедника, замечал отец Димитрий: «Один хотел бы побеседовать подольше — его надо удержать от многословия на исповеди; другой говорит " во всем грешен " и хочет, чтобы его оставили в покое, — вот у такого как раз можно что-то спросить».

http://e-vestnik.ru/church/zolotaya_sere...

В этом храме служили замечательные священнослужители — это и его настоятель блаженно почивший архиепископ Серафим (Соболев), и протопресвитер Георгий Шавельский, который некоторое время был клириком этого храма, и протоиерей Андрей Ливен. В течение некоторого времени в тридцатые, сороковые годы сюда регулярно приходил на молитву и совершал богослужения замечательный священник протоиерей Всеволод Шпиллер, которого позже прозвали «московским златоустом». Эти люди смогли сплотить русскую православную общину и создать здесь живой православный русский приход. Мы много говорим о парижской эмиграции, о парижском богословии. Действительно, прекрасные священники и богословы трудились, жили во Франции и заложили основу парижской богословской школы, но есть маленькая ниточка, которая тянется от нашего храма к современному богословию: отец Всеволод Шпиллер, который после войны возвратился в пределы России, был духовным чадом владыки Серафима (Соболева). В свое время он стал духовным отцом основателей Свято-Тихоновского богословского института (ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ); таким образом, духовно-интеллектуальная традиция, которая зародилась здесь, связана с современной жизнью Русской Православной Церкви. Времена изменились, и сегодня храм — не только средоточие русской эмигрантской общины, не только посольская церковь. Можно сказать, что это одновременно дом и для многих посольских людей, которые приходят сюда молиться, и для соотечественников стран канонической территории Русской Православной Церкви. Представители организаций соотечественников во множестве представлены в нашем храме, и это не случайно, ведь Русская Православная Церковь во всех странах ее канонической ответственности является духовной силой, которая способна объединить многих людей». На память о посещении храма игумен Филипп преподнес Святейшему Владыке образ святителя Николая. В свою очередь Его Святейшество приветствовал собравшихся: «Досточтимый отец Филипп! Дорогие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/2192694.ht...

Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем выступлении рассказал о своем личном знакомстве с протоиереем Всеволодом Шпиллером, с которым он однажды беседовал об истоках экуменизма. По словам митрополита Кирилла, для него это было очень важно, потому что он, будучи тогда совсем молодым человеком, нуждался в интеллектуальной поддержке тех людей, которые лучше знали и понимали, что происходило и происходит с современным христианством. Далее митрополит Кирилл говорил о протоиерее Иоанне Мейендорфе и об отце Александре Шмемане. «Обмен мнениями с такими людьми, в том числе и с отцом Георгием Флоровским, которого я тоже хорошо знал с 1968 года, помогал мне формировать трезвенное и православное отношение к инославию», — сказал митрополит Кирилл, особо подчеркнув, что через общение и знакомство с известными пастырями и богословами он связан с истоками Свято-Тихоновского университета. Говоря о протоиерее Всеволоде Шпиллере, архипастырь обратил внимание на то, что в нем сочетались различные и очень важные грани человеческой личности: «С одной стороны, он был очень талантливым, хорошо образованным человеком — русским интеллигентом. И при этом он был человеком глубоко православным и церковным. Сочетание образованности, интеллигентности, современности, глубокой веры и традиционной церковности является неким паролем для многих современных православных людей. К сожалению, в советское время отец Всеволод не мог в полной мере раскрыть свой талант, хотя вокруг него всегда была талантливая, интересующаяся вопросами веры молодежь». Существование Свято-Тихоновского университета рядом с храмом Святителя Николая в Кузнецах, где служил протоиерей Всеволод Шпиллер, свидетельствует о том, что часть нереализованных тогда возможностей отца Всеволода воплотилась в создании по инициативе его ученика, протоиерея Владимира Воробьева, первого православного богословского института. Это светское учебное заведение открывает возможность людям вне зависимости от их положения в обществе и пола получить богословское образование и стать полезными Церкви, подчеркнул Патриарший Местоблюститель.

http://e-vestnik.ru/reports/sobr_bogoslo...

В 1990 г. экстерном закончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую Духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия. В 1991 г. ему присвоено ученое звание доцента Московской Духовной академии. С 1994 по 2000 г. преподавал также в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова и в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, читая там курсы патрологии. В 1997 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в ученом звании профессора; соответственно стал профессором Московской Духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 г. защищал магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках» в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, но решением Специализированного Ученого Совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого Совета утвердил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сфера научной деятельности А.И. Сидорова преимущественно охватывает область патрологии и истории древней Церкви. Ему принадлежат более 100 научных работ (из них 10 книг). Значительная часть этих работ — переводы творений святых отцов Церкви и древнецерковных писателей, снабженные обширными вступительными статьями и массивными комментариями. Именно в подобном классическом жанре комментированного перевода изданы следующие его книги, посвященные творениям преподобного Максима Исповедника, аввы Евагрия, блаженного Феодорита Кирского, преподобного Анастасия Синаита, святителя Григория Паламы, древним памятникам аскетической и монашеской письменности. Кроме того, перу А.И. Сидорова принадлежит серьезное учебное пособие, предназначенное для Духовных Академий и Богословских Институтов: Курс патрологии. Возникновение церковной письменности , а также книга, рассчитанная на широкий круг читателей: Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества .

http://bogoslov.ru/person/30475

С 1993 по 2008 год А. И. Сидоров работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.С 1994 по 2005 год преподавал также в Российском православном университете святого Иоанна Богослова и Православном Свято-Тихоновском богословском институте , а с 2008 года — в Сретенской духовной семинарии, читая там курсы патрологии и церковной истории. В 1991 году ему было присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии , а в 1997 году он стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 году А. И. Сидоров защитил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках». Но решением Специализированного Ученого совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого совета утвердил Пат­риарх Московский и всея Руси Алексий II. За свою долгую научно-церковную деятельность А. И. Сидоров стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженных его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница». В последние годы Алексей Иванович трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», в которой вышло уже девять объемных томов и готовится к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том этой серии, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов в издательстве «Сибирская Благозвонница». Это «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М.: Сибирская Благозвонница, 2011–2017). Добавим, что к изданию готовится еще два тома в этой серии.

http://e-vestnik.ru/obituaries/stremleni...

В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 гг. преподавал Новый Завет вПравославном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете. В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководствомепископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям. В 1995-1997 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США). С января 1996 г. состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке). В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1997-1999 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания). На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии. 7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита. Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

http://radonezh.ru/authors/alfeev

Отец Георгий призвал слушателей задуматься над вопросами и привел свои размышления на этот счет. Затем кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии В.В. Бурега зачитал сообщение «Киевское христианство в имперском интерьере. XVIII век». Он рассказал о постепенной унификации Киевской митрополии с остальной территорией империи в течение 1686-1796 годов, в результате которой многие исторически сложившиеся особенности жизни Киевской митрополии были упразднены. Однако автор отметил, что значительный процент иерархов на территории Великороссии в этот период были выходцами из Украины, поэтому именно они во многом определили характер церковной жизни в России. С докладом «Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Святейшего Синода в XIX веке» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН И.Ю. Смирнова. На примере деятельности Русских духовных миссий она рассмотрела межведомственное взаимодействие Министерства иностранных дел и Всероссийского Святейшего Синода при организации церковно-дипломатической работы за рубежом. Кандидат богословия, доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г.В. Бежанидзе и кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, философия, политология и социология» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I А.Г. Фирсов представили сообщение «Становление ведомства православного исповедания в первой трети XIX века». Авторы рассказали слушателям об истории появления первой правительственной структуры по делам Православной Церкви — отделения духовных дел греко-российского исповедания, создание которого следует рассматривать в контексте формирования министерской системы в царствование Александра I. С заключительным докладом «Правда Христова в общественной жизни: из опыта Православной Российской Церкви начала ХХ века» выступила доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Ю.В. Балакшина. В своем сообщении она рассмотрела попытки членов Русской Православной Церкви отреагировать на события революции 1905 года. Один из путей общественно-церковного взаимодействия был предложен группой «32-х» петербургских священников, Христианским братством борьбы и создателем Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюевым. Автор отметила, что одним из ключевых понятий риторики той эпохи стало выражение «правда Христова».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5809953...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010