К сожалению, должен сообщить и о печальном событии. Один из соискателей Макариевской премии известный ученый, профессор Московского государственного академического художественного института им. Сурикова Н Н. Третьяков скоропостижно скончался 2 февраля этого года на 81 году жизни. В соответствии с Положением о Макариевских премиях решением Экспертного совета его работа была исключена из числа сочинений, участвующих в Макариевском конкурсе. Экспертный Совет был сформирован Комитетом и утвержден учредителями Фонда в составе: декан исторического факультета МГУ, член-корреспондент РАН С.П. Карпов (председатель), А.Л. Савельев (секретарь), доцент Московской Духовной Академии магистр богословия архимандрит Макарий (Веретенников), преподаватель МДА и Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Валентин Асмус, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, доктор искусствоведения А.В. Рындина, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Ю.Н. Емельянов, заведующий кафедрой Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук В.Ф. Козлов, директор Государственного исторического музея А.И. Шкурко, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Н.В. Синицына, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук С.А. Беляев, доцент исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, кандидат физико-математических наук А.Ю. Андреев. Для объективной оценки поступивших работ Экспертным советом были подготовлены специальные анкеты-тесты с четкими критериями оценок научного уровня представленного сочинения по пятибалльной шкале и определены рецензенты. Каждая работа читалась двумя рецензентами, при получении полярных оценок назначался третий рецензент. Такие работы обсуждалась на заседании Экспертного совета, и по каждой следовало особое заключение Экспертного совета. В рецензировании и оценке конкурсных сочинений принимали участие ведущие специалисты в данной области. Среди них – 2 действительных члена РАН, 3 – члена-корреспондента РАН, 31 доктор наук, 37 кандидатов наук, 3 кандидата и 1 доктор богословия. В экспертной работе приняли участие 14 лауреатов Макариевской премии. По ведомственной принадлежности среди рецензентов было 26 сотрудников МГУ, 14 – Института российской истории РАН, 11 – других институтов РАН, 1 – Российской Академии образования, 4 – РГГУ, 6 – ПСТБИ, 2 – МДА, двое сотрудников Государственной Третьяковской галереи, 4 – ГИМа, 2 – Московской Государственной консерватории, 1 – Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, 1 – Государственного архива РФ, 1 – Российского государственного архива древних актов, 1 – Дипломатической академии МИДа.

http://sedmitza.ru/text/397830.html

SVSQ – Saint Vladimir’s Seminary Quarterly: [New Series]. Vol. 1–12. Crestwood, NY, 1957–1968. SVTQ – Saint Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 13-. Crestwood, NY, 1969. TM – Travaux et Mémoires/Centre de recherche d’histoire et civilisation byzantines. T. 1–4. P, 1965–1970; Travaux et Mémoires Centre de recherche d’histoire et civilisation de Byzance. T. 5-. R, 1973-. TRE – Theologische Realenzyklopàdie hrsg. G. Krause, G. Müller. Bd. 1–36. B.; NY, 1977–2004. TU – Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Vol. 1–138. Leipzig; B., 1882–1989. АО – Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. Μ., 1994-. БС – Богословский сборник [Православного Свято-Тихоновского богословского института]. Μ., 1997-. БТ – Богословские труды: сборник: [Издание Московской Патриархии]. М., I960-. ВВ – Византийский временник. Т. 1–25. СПб., 1894–1928; Т. 1(26) – . М., 1947-. ВР(С)ХД – Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1925-. ВЭ – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1952-. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935; 1943-. ЗРВИ – Зборник Радова Византолошког Института. Београд, 1952-. ПМ – Православная мысль: Труды Православного Богословского института в Париже. Париж, 1928-. CK – Seminarium Kondakovianum: сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием институтом имени Н. П. Кондакова . Прага, 1927-. ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Л.; СПб., 1934-. ХЧ – Христианское чтение: Журнал, издаваемый при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1821–1917. 3. Отдельные издания источников Anna Comnena. Alexias – Anne Comnène. Alexiadë (Règne de l’empereur Alexis I Comnène, 1081–1118)/ed. B. Leib. T. 1. P., 1937; T. 2. P., 1943; T. 3. P., 1945. Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes – Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes intr., texte crit., tr., notes J. Meyendorff. Louvain, 1959. T. 1–2 (Spicilegium Sacrum Lovaniensë Études et documents, 30–31); Ibid. Ed. 2. Louvain, 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-bepcuя. 21 ноября 2023 г. 14:00 пастырство Призываемый Богом (Евр. 5, 4) «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-bepcuя. 30 января 2024 г. 13:00 Жить с Богом в сердце своем Людям свойственно развиваться, совершенствовать свои профессиональные умения, вносить в свое дело элемент творчества. А как развиваться священнику? Изо дня в день он совершает примерно одни и те же действия, произносит одни и те же слова, прочно закрепленные многовековой традицией. Есть ли в его служении пространство для творчества и роста? PDF-bepcuя. 19 декабря 2023 г. 17:00 Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения.

http://e-vestnik.ru/culture/sergiy_meche...

Для поддержки, развития и координации научной богословской деятельности в Русской Православной Церкви действует специальное учреждение Синодальная библейско-богословская комиссия , председателем которой я являюсь. Под ее эгидой действует регулярная международная конференция, на которой русские богословы выступают с докладами о своих исследованиях наряду с ведущими учеными со всего мира. Традиционно в Московской и Санкт-Петербургской академиях присутствуют отделения для иностранных студентов. Там преимущественно обучаются представители братских Поместных Православных Церквей, многие выпускники этих отделений благодаря полученному образованию становятся в дальнейшем иерархами в своих родных Церквах. Иностранные студенты обучаются и в Общецерковной аспирантуре. Динамично развиваются семинарии в различных регионах России, Украины и других стран «постсоветского пространства». Так высокий профессиональный уровень организации учебного процесса позволил Смоленской семинарии первой из всех других семинарий получить государственную аккредитацию. Во многих семинариях присутствует специализация. В Хабаровской семинарии углубленно изучают языки, историю и культуру Китая. В Казанской семинарии традиционно уделяют особое внимание диалогу с исламом. Белгородская семинария специализируется на подготовке миссионеров. Киевская духовная академия активно развивает международные контакты, прежде всего с учебными заведениями Поместных Православных Церквей, находящихся в Восточной Европе. В Белоруссии помимо традиционных академии и семинарий был открыт Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла как образовательное подразделение Белорусского государственного университета. Организация учебного процесса по европейским образцам позволила сочетать фундаментальную гуманитарную подготовку и профессиональную богословскую специализацию различных профилей. Кстати, проректором этого Института является выпускник вашего университета. Новым направлением в развитии системы богословского образования стало открытие на постсоветском пространстве православных университетов, а также кафедр и факультетов теологии в светских высших учебных заведениях. В 1992 году открылся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Он стал первым в истории России учебным заведением, где мирянин может получить высшее богословское образование на базе мощной гуманитарной подготовки. В настоящее время университет имеет государственную аккредитацию, выпускникам выдают дипломы государственного образца. На базе Свято-Тихоновского университета был разработан, а затем модифицирован с учетом требований Болонского процесса, специальный стандарт, который лег в основу государственной аккредитации духовных учебных заведений. В 2007 году был принят и вступил в силу соответствующий закон. В настоящее время благодаря этому закону все ведущие духовные учебные заведения проходят процесс государственной аккредитации, что позволит им в скором времени выдавать дипломы государственного образца.

http://patriarchia.ru/db/text/2902037.ht...

И я вспомнил, что именно так происходило у древних церковных авторов — они одновременно «слышали» мелодию и слова песнопений. Я кинулся к столу и стал записывать. Помню: это произошло в ночь на 11 февраля 1992 года, то была особенная ночь, ночь необычайного творческого озарения. Надеюсь, что мои «Соловецкие мученики» обязательно прозвучат. Хотелось бы, чтобы это произошло в нынешнем году во время торжественного акта в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, где я читаю лекции. Мне хотелось бы самому управлять хором, я умею это делать. — Одни из пастырей Правдолюбовых служат в сельской местности, другие в городе, в том числе двое в столице. Скажите, как живется сегодня пастырям? Нуждаются они или благоденствуют, если говорить о материальной стороне дела? — Приход приходу — рознь, как на селе, так и в большом городе. В столице, скажем, больше народу бывает в тех храмах, что находятся вблизи метро или многолюдных перекрестков. Такие храмы — побогаче. Но я хочу сказать о другом. Да, есть священники, которые имеют приход в селе, а большую часть времени проводят в городе, занимаясь «улучшением» личного благосостояния, но это, скорее, исключение из правила (как Иуда был исключением среди апостолов), и таких сребролюбов-стяжателей сурово обличает наш Святейший Патриарх Алексий II. Правило же таково, что в абсолютном своем большинстве священники Бога боятся и несут свое служение достойно — и в хороших условиях, и в крайне скудных. Потому что самое главное для пастыря — это его храм и престол Божий, стоящий в храме. И пусть вокруг будет лес, степь, пустыня — для священника это безразлично, потому что основное для него — ежедневное общение с Богом и с людьми. В известном смысле священнику в большом городе даже тяжелее, беспокойнее, чем сельскому батюшке. Я вот уже сколько лет в Москве, а все не могу привыкнуть. Дважды просился направить в провинцию, но безуспешно. — Вы преподаете в духовных высших учебных заведениях. Поделитесь своим мнением о современном православном студенчестве. Вы с оптимизмом оцениваете церковную молодежь?

http://pravmir.ru/krest-pravdolyubovyx-e...

Ferguson E. Eary Christians Speak. Faith and Life in the First Three Centuries. Austin, Tex.: Sweet, 1971. van Eijk T.H.C. La Résurrection des morts chez les Pères apostoliques. Paris, 1974. Young (Frances Margaret). The use of sacrificial ideas in Greek Christian writers from the New Testament to John Chrysostom. Cambridge [Mass.]: Philadelphia Patristic Foundation, 1979 (Patristic monograph 5). iv, 317 p. Rordorf W., Schneider A. Die Entwicklung des Traditionsbegriff in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1983 (TrCh 5). 208 S. (Франц. вариант: L’évolumion du concept de tradition dans l’Église ancienne). Lindeskog G. Schöpfer und Schöpfung in den Schriften der Apostolischen Väter. – ANRW 11.27.1, 588–648. Σκουτρης K.B. στορα δογμτων. Т. 1. ρθδοξη δογματικ παρδοση κα α παραχαρξεις της κατ τος τρες πρτους ανας. θνα, 1998 (Κεφ. Β· θεολογα τν ποστολικν πατρων, σ. 161–214). Ангело-и демонология Спасский А.А. Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними. – БВ 1907, т. 2, 6, 357–391. Daniélou J. Les anges et leurs mission d’après les Pères de l’Eglise. Chevetogne, 1952 (Paris, 19902). Рассел Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции/Пер. с англ. СПб., 2001. 320 с. (Апост. отцы: 29–46; апологеты и гностики: 47–74). Carrell P.R. Jesus and the Angels: Angelology and the Christology of the Apocalypse of John. Cambridge; New York; Oakleigh: Cambridge University Press, 1997. XXII, 270 p. Giesc Ch.A. Angelomorphic Christology: Antecedents and Early Evidence. Leiden: Brill, 1998 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 42). XVI, 403 S. Пневматология Martin J.P. El Espiritu Santo en los origenes del Cristianismo. Estudio sobre I Clemente, Ignacio, II Clemente у Justino Martir. Zürich, 1971. Георгий Завершинский, диакон. Пневматология мужей апостольских. – Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 7, 2001, 162–183 (без учета обширной иностранной лит-ры).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

 Студенческий международный обмен недавно стал открыт и для семинаристов, ведь очень важно, чтобы в России было как можно больше хорошо образованных православных священников. Некоторые клирики нашей епархии уже получили высшее образование в Риме…  Да, это было очень полезно для них. Единственное, что я заметил, православные студенты, которые учились в Риме, хорошо учились, и были очень хорошо воспитаны, но мало пользовались нашей библиотекой. Наша библиотека, бывшая моя библиотека,  это самое большое сокровище, которое существует, я сказал бы, в Риме для восточных христиан. И жалко, что они не использовали эту возможность.  А женское богословское образование возможно в Риме? Да, без проблем. Вход открыт для всех. В Риме женщины посещают все институты, но трудно найти жилье, поскольку семинарии исключительно мужские.  И все-таки, на ваш взгляд, существует ли принципиальная разница католического и православного пути? Ведь целью и того и другого является Христос. Вы сменили «дорогу», что вы надеетесь обрести на православной стезе?  Мне кажется, что православие это Истина . А потом, я хотел всю свою жизнь посвятить России. Потому что я считаю, что русский народ это богоносный народ, который больше всех народов страдал в XX веке и был оклеветан после этого. А еще… Есть две вещи, связанные с православием, которые мне давно не давали покоя. Первая: мы как-то путешествовали с одним словаком, католиком, по Украине, посещали православные, униатские и католические храмы. И этот словак мне сказал: «Странно, в католических и униатских храмах холодно, а в православных тепло». А почему там тепло? потому что там всё время молятся, там горит огонь веры. Мне это запало в сердце. Второе, что у меня тоже в сердце всё время «сидело»: я читал доклады в Свято-Тихоновском университете. Мне всегда предлагали католические темы. Я старался излагать логично ведь католики много трудились в России,  но на меня постоянно нападали. И я оказывался в очень странном положении: имея всю жизнь симпатию к православным, я должен был защищать католиков. Мне было очень неловко. У меня было странное ощущение, что я не на той стороне, где у меня корни, где у меня духовность, где у меня сердце. И поэтому я решил, что я должен быть честным и верным себе, что я должен стать официальным членом Православной Церкви, что я не могу дальше идти по этому пути. И сейчас я очень счастлив! Я осуществил свою мечту, мечту всей моей жизни. Russia: дома?

http://azbyka.ru/way/iz-katolicizma-v-pr...

Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной. В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты — угроза XXI века”. Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий — все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге. Конечно же, мы будем и в дальнейшем улучшать и совершенствовать этот труд и по этому мы по прежнему просим наших читателей сообщать нам о необходимых, по их мнению, исправлениях, высказывать уточнения и пожелания. Но в первую очередь мы просим всех православных христиан о молитвенной помощи и поддержке. Александр Дворкин Предисловие автора ко второму изданию Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом “Сектоведение”, который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г. Первое издание, под названием “Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу “Сектоведение”, в основе которого лежала распечатка произнесенных устно лекций, вышло десятитысячным тиражом в 1998 г. и было полностью распродано за три месяца. Должен отметить, что в рукописи имелся ряд недостатков и недочетов; дать согласие на издание книги в ее тогдашнем “сыром” виде автора побудила острая нехватка сколько-нибудь квалифицированных и достоверных изложений особенностей учения и деятельности различных тоталитарных сект, весьма напористо действующих на территории нашей страны и при помощи весьма недостойных методов вербующих все новых и новых адептов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В настоящее время получает некоторое развитие издательско-книготорговая библиография. Так, издательство Православного Свято-Тихоновского богословского университета на сайте университета выкладывает библиографические описания своих изданий. Издательский совет РПЦ на основе опубликованных в «Православном книжном обозрении» сведений о публикациях различных православных издательств, выпустил кумулятивный каталог «Православная книга». Однако такой востребованный читателями вид библиографии, как рекомендательная, совершенно не развит. В ряде популярных православных журналов существует типовая рубрика «Рекомендуем прочитать», но настоящих библиографических рекомендательных пособий не приходилось встречать, С текущей православной библиографической информацией специалисты могут познакомиться в государственных библиографических указателях, издаваемых Российской книжной палатой, в виде различных «Летописей». Остальные виды перечисленных здесь библиографических материалов, раскрывающих православную тематику, требуют своего развития. Хотя, возможно, существуют региональные издания, о которых нам неизвестно. Ведь Московский государственный институт культуры имел множество филиалов по стране, которые в дальнейшем стали самостоятельными институтами или университетами культуры и искусств. Эти институты не только подготовили множество высококлассных специалистов в области библиотечного дела и библиографии, но и создали прекрасную научную базу, дав библиотечно-библиографической науке замечательные имена учёных и исследователей. В системе региональных православных библиотек работают многие выпускники этих вузов, поэтому есть надежда, что там ведётся профессиональная библиографическая работа. Может быть, библиотечные специалисты, библиографы Перми, Тамбова, Новосибирска и других городов России поделятся своим опытом работы и расскажут о тех библиографических пособиях, которые были ими подготовлены. Пока же в последующих материалах мы остановимся на вопросах методики подготовки списков, указателей и других библиографических пособий для читателей приходских библиотек.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Готовясь к следующей конференции — о церковных Таинствах, мы ставили перед собой две задачи: вовлечь в работу максимальное число участников из духовно-образовательных учреждений нашей Церкви и в то же время повысить научно-академический уровень докладов и дискуссии. Выполняя первую задачу, мы провели в течение 2007 года в различных учебных заведениях семь тематических семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Этот подготовительный этап стал как бы «первой частью» самой конференции. В общей сложности в нем приняли участие три духовные академии, девять семинарий и два богословских института нашей Церкви. В работу семинаров были вовлечены преподаватели и студенты духовных школ. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить ректоров Московской, Санкт-Петербургской и Минской Академий, Нижегородской и Тобольской семинарий, а также Свято-Тихоновского православного университета за обеспечение работы подготовительных семинаров. Избранные материалы семинаров в региональных духовных школах были изданы к началу конференции в Москве. Что касается второй задачи, то ее удалось выполнить благодаря тому отклику, который мы получили со стороны ведущих ученых — специалистов в тех областях науки, которые имеют прямое отношение к теме церковных Таинств. 39 участников из 15 стран представляли на конференции в Москве крупнейшие научные центры мира. Участвовали и отечественные ученые — представители светской академической науки. Таинства Церкви были рассмотрены в различных аспектах: догматическом, библейском, святоотеческом, литургическом и каноническом. Многие участники отмечали, что на конференции царила атмосфера серьезной, заинтересованной академической дискуссии. Отрадно было видеть среди докладчиков немалое число наших молодых богословов и исследователей, которые сформировались как специалисты буквально в последние годы. Это надежда нашего церковного богословия! И нам необходимо всячески поддерживать их научный рост, добиваться соответствия нашего богословия высоким стандартам, что было характерно для старой русской церковной науки. При сохранении, конечно, верности церковной Истине, содержащейся в Православном Предании.

http://patriarchia.ru/db/text/427304.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010