«Палитра тем, которые будут затронуты и прозвучат на конференции, по-хорошему, радует и поражает — от Царственных страстотерпцев до евхаристического объединения общин, от русской литературы до актуальных проблем современности. Это именно то взаимодействие богословия, церковной истории, гуманитарного знания, которые так хочется видеть в стенах наших церковных школ и вокруг церковно-образовательного пространства», — отметил отец Максим, пожелав всем благословенных успехов и выразив сугубую благодарность митрополиту Евгению за архипастырское окормление и поддержку этого начинания. Участников конференции также приветствовали: председатель Общественной палаты г. Екатеринбурга, ректор Уральского государственного экономического университета Я.П. Силин; ректор Уральского государственного горного университета А.В. Душин; декан факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ О.В. Боброва; заместитель директора Уральского юридического института МВД России подполковник полиции А.В. Гусев. В ходе заседания прозвучало выступление архиепископа Якутского и Ленского Романа «Современная миссионерская работа в Якутской епархии: наследники святителя Иннокентия (Вениаминова)». С докладом «Учреждение ежегодного принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Галич: события 1858-1860 годов» выступил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , кандидат богословия, заведующий кафедрой богословских дисциплин Костромской духовной семинарии. Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, представила доклад «Неземной мир, с которым все легко! Духовный облик графини Гендриковой — вдохновляющий пример для современного человека». Д.К. Богатырев, доктор философских наук, профессор, ректор Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, выступил с сообщением «Философия образования: в чем смысл либеральных реформ?». Доклад «Поиски академическим монашеством конца XIX — начала XX в. своего особого места в высшей духовной школе и в богословской науке» представила Н.Ю. Сухова, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, научный руководитель Центра истории богословия и богословского образования богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Мы начали читать просветительские лекции, отвечать на вопросы людей. Внутренняя логика развития требовала все новых и новых шагов. Пришлось осваивать непростую науку образовательной деятельности, убеждать недавних атеистов в том, что религиозное мировоззрение имеет не меньше прав на жизнь, чем атеистическое. Господь по молитвам наших святых указывал нам путь. Упорный труд принес свои плоды. Православный Свято-Тихоновский богословский институт превратился в университет. Создан и утвержден Министерством образования РФ образовательный стандарт по теологии. Открыто около 40 факультетов, отделений и кафедр теологии по всей России, причем больше половины — в государственных университетах. Выпущены 2725 специалистов, бакалавров и магистров, получивших богословское образование или гуманитарное на базе православного мировоззрения, имеющих дипломы государственного образца. Более трехсот — служат в священном сане. Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении закон об аккредитации духовных школ, которого мы добивались много лет. Стала развиваться богословская и церковно-историческая наука. Серьезные диссертации, большое количество новых книг, огромные базы данных, множество новых архивных документов, расписанные храмы, новые иконописцы, регенты и певчие, дипломированные пастыри — за все мы должны усердно благодарить Господа, так как без явной помощи Божией все это было бы невозможно…   Поздравительное послание ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву, профессорам, преподавателям и учащимся Ваше Высокопреподобие! Юбилейные торжества всегда являются большим праздником, но вместе с тем мы пересматриваем пройденный путь, подводим итоги и составляем план дальнейшего развития. 15 лет — сравнительно небольшой отрезок времени, и он был Вами достойно пройден. Ваш университет показал высокий академический и духовный уровень и достиг такого состояния, когда, как говорил великий грузинский подвижник святой Гавриил, епископ Имеретинский, вера становится научной, а наука — духовной. Те богословские и научные программы, которые преподаются в Вашем университете, весьма своевременны и отвечают запросам современного общества, особенно молодежи.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

15 июня 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем возрождающегося Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря (Холмогорский район Архангельской области). В том же году в июле месяце указом Святейшего Патриарха Алексия II удостоен сана игумена. С конца 1994 г. по 2010 г. – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации С сентября 1995 г. по 2008 г. руководил образованным по благословению Святейшего Патриарха Архангельским филиалом (Центр дистанционного обучения) Православного Свято-Тихоновского Богословского института. С 1999 г. – председатель епархиальной церковно-археологической комиссии. К Пасхе 2000 г. указом Его Святейшества возведен в сан архимандрита. В 2007 г. закончил Московскую Духовную академию. Диплом на тему «История формирования архитектурного ансамбля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря» защитил «на отлично» 30 ноября 2015 г. С марта 2000 г. – главный редактор газеты «Духовный сеятель», приложения к ней «Педагогический семинар» и с ноября 2001 г. – церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф». В феврале 2001 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в июле 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского III степени, в январе 2003 г. почетным знаком УИН МЮ РФ, в 2006 г. – почетным знаком «100 лет Подводного флота России». С 26 октября 2009 г. по 16 июня 2011 г. прошел профессиональную переподготовку в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 г. С 2007 г. – член Союза журналистов России. В 2010 г. принят в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию. 1 сентября 2013 г. Высокопреосвященным митрополитом Екатеринодарским и Кубанским назначен на должность настоятеля прихода храма Всех Святых г. Краснодара. 20 апреля 2014 г. к празднику Святой Пасхи указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по представлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора награжден «Правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами до Отче наш…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/sk...

Библиография работ о персоне: Память преподобного Романа Сладкопевца//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 2. – Месяц октябрь. Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.426–428. Аверинцев С.С. Литература// Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 318–327. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.346–347. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. – М.: Школа " Языки русской культуры " , 1997. С.244–251. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.240–241. Асмус М.В. Творчество Романа Сладкопевца//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2000. – 3. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.103. Брок С. От Ефрема к Роману//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – Вып. 8. Василик В.В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М.,  –  2000. Василик В.В. Отражение жизни византийского общества 20–50–х годов VI в. в творчестве св. Романа Сладкопевца//Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 2, История. – 2006. – N 2. – С. 76–83. 

http://bogoslov.ru/person/3089054

Глава Церкви подчеркнул заслуги университета перед всей Русской Церковью в том, что благодаря ПСТГУ было принято, вот уже несколько поколений государственных стандартов по теологии, в связи с чем духовные учебные заведения могут получать государственную аккредитацию, а светские вузы, впервые в истории России, могут открывать теологические факультеты. Патриарх упомянул вклад православного вуза в развитие богословской науки. В конце слова он поблагодарил преподавателей, студентов и лично прот. Владимира Воробьева, пожелав, чтобы университет «стал местом благожелательного диалога», призвал Божие благословение на всех учащих и учащихся. Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов, выступавший следом, произнес официальные слова о том, что ПСТГУ «важный миссионерский проект, на котором лежит задача диалога между церковью и обществом». Министр юстиции РФ Александр Коновалов  назвал своей «Альма-матер»,  одним из лучших вузов в мире по качеству образования: «Могу со всей ответственностью утверждать, что по организации, сбалансированности, а, главное, качеству образовательного процесса, ПСТГУ находится на уровне лучших вузов в России и мира». Александр Владимирович также поделился глубоко личными впечатлениями от времени его учебы в Свято-Тихоновском университете: «Была одна категория людей, которая выиграла от моего обучения в ПСТГУ — это студенты юридического факультета Петербургского Университета, которым я преподавал гражданское и римское право. Всякий раз, сдав сессию в ПСТГУ, и возвращаясь на свое рабочее место, я был значительно более милосердным к студентам, которые приходили ко мне сдавать экзамены. К летней сессии милосердие ослабевало, но в зимней сессии они могли моим милосердием успешно пользоваться». Чтобы решить вопрос с теологией, нам надо менять культуру.  Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал читателям Правмира свое видение истории создания ПСТГУ: «Создание Свято-Тихоновского института Московский Университет замышлял вместе с Патриархией. Если бы вуз был образован Церковью совместно с государством, то это было бы очень правильно, потому что были бы легко решены многие юридические вопросы. К сожалению, министерство Образования сказало, что это невозможно, и мы создали ПСТБИ в структурных рамках только Патриархии, но все остальное осталось таким, как мы задумали – обучение проводилось на базе МГУ, МГУ предоставляло свое общежитие, мы оказывали посильную материальную помощь, многие преподаватели из МГУ преподавали в ПСТГУ.

http://pravmir.ru/20-let-svyato-tixonovs...

Игнатия монахиня. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. – 1984. – Сб. 25. Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 116 – 167. Кедров Н. Канон великий. Творение св. Андрея Критского Иерусалимского. Славянский текст с русским переводом. – М., 1915. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78. Кириллин В.М. " Великий покаянный канон " св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV в.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Кротов Я. Предисловие//Великий канон святого Андрея Критского. – М.: Вера и мысль, 1993. Мирри А., Балаховская А. Андрей Критский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.55–56. Пакостский Г. Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником Гавриилом Пакостским. – СПб., 1829. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   2065. Сергей Правдолюбов, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В., Луковникова Е.А. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 252 – 253, 429 – 430. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–372. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.195–200.

http://bogoslov.ru/person/2597470

20. Диакон Андрей Кураев, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института; 21. Кравец Сергей Леонидович, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»; 22. Буевский Алексей Сергеевич, научный консультант ОВЦС МП; 23. Лосский Николай Владимирович, профессор Свято-Сергиевского богословского института (Париж); 24. Осипов Алексей Ильич, профессор Московской духовной академии; 25. Полищук Евгений Семенович, заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии; 26. Журинская Марина Андреевна, редактор журнала «Альфа и Омега»; 27. Кырлежев Александр Иванович, научный консультант Синодальной богословской комиссии; 28. Пентковский Алексей Мстиславович, доцент Московской Духовной академии; 29. Хоружий Сергей Сергеевич, Институт Человека РАН; 30. Шичалин Юрий Анатольевич, преподаватель Московской духовной академии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Ивановской епархии: священника Владимира Введенского (1869- 3 апреля 1931); от Московской епархии: протоиерея Илии Четверухина (1886 — 18 декабря 1932), протоиерея Василия Агафоникова (1885 — 9 декабря 1937), протоиерея Николая Розова (1877 — 5 марта 1938),

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

РЕКТОР ПСТГУ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: " ВОСПИТЫВАЕМ КАДРЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ, РАБОТАЕМ НА ВСЮ СТРАНУ " PDF-bepcuя От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно. Прежде всего напомню: ПСТБИ в 1992 году был учрежден Патриархом Алексием II как религиозная организация. Тогда это представлялось логичным и единственно верным шагом. Ведь основным факультетом сообразно всей выстра­ивавшейся у нас учебной программе считался богословско-пастырский, куда принимались исключительно лица мужского пола, не имеющие канонических препятствий к рукоположению. Но уже тогда как священноначалию, так и всем специалистам и ответственным лицам системы духовных школ было очевидно: женщинам тоже пришло время получать богословское образование. Да и среди мужчин, желавших получить полноценный вузовский диплом по теологии, было множество таких, которые не связывали свое будущее с принятием священного сана. Поэтому тогда же мы открыли историко-филологический факультет (впоследствии он разделился на три — исторический, филологический и педагогический), миссионерско-катехизаторский факультет и факультеты церковного пения и церковных художеств.

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

Братья и сестры! Вы можете подключиться к работе любого направления деятельности Центра. Мы будем вам очень рады. Еще больше будут рады те, кто нуждается в нашем попечении. Радость же Господа Иисуса Христа будет безгранична, так как по молитвам страждущих в узах Он и вдохновляет нас на это служение и помогает нам.  Мы будем также признательны за любую спонсорскую помощь. Наш адрес: 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23 Б, группа духовной поддержки. ПСТБИ, Центр поддержки православных общин в заключении. 1. Доклад о деятельности группы духовной поддержки православных общин в заключении при методическом кабинете катехизаторского факультета богословского Свято-Тихоновского института. Переписка с заключенными Необходимость такого служения возникла давно. В адрес Института также как в Братство во имя Всемилостивого Спаса и в Храм Святителя Николая в Кузнецах приходило большое количество писем из мест заключения. В каждом из них содержался порой прямо-таки крик о помощи и поддержке, причем чаще всего духовной. «цитата» Оставлять такие письма без ответа просто невозможно. Здесь стоит вспомнить слова о.Глеба Коледы, который первым начал служить на этой ниве. Это он сказал: «Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить». В местах лишения свободы находится много христиан, наших братьев и сестер по вере. Скорбями они пришли к Богу, многие уже в зоне приняли крещение. Они нуждаются в христианском общении: поддержке, помощи в постижении основ православной веры. Очень часто они этого естественного церковного общения лишены. Не во всех зонах есть храмы и даже православные молитвенные комнаты. Многие зоны священники не имеют возможности посещать или посещают редко, мало успевают сделать, порой могут только крестить желающих. Христиане остаются без поддержки Таинств Покаяния и Причастия. По сути дела, особенно те, кто осужден на заключение в камере, бывают лишены вообще связи с Церковью. . Христианская переписка с заключенными – способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину. Он не требует больших временных затрат (если вы переписываетесь с одним заключенным, то пишете примерно одно письмо в полтора месяца). Зато что это значит для человека, который ищет общения в Боге!

http://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavn...

В различные годы читал курсы также в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, училище сестёр милосердия при 1-й Градской больнице. Преподавание и стажировки за границей В январе-апреле 1996 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия находился в командировке в США, где прочитал курс «Богословие и история Русской православной церкви в 20 столетии» в семинарии епископальной церкви в Нью-Йорке. В феврале-марте 1999 года проходил научно-богословскую стажировку в институте восточнохристианских исследований в Университете города Неймегена (Нидерланды). Церковное служение 25 февраля 1992 года был рукоположён в сан диакона ректором Московских духовных школ архиепископом Александром Дмитровским. 21 июля 1992 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположён в сан священника и назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы в Раменках. 4 января 1994 года указом Святейшего патриарха Алексия II назначен и. о. настоятеля, а затем и настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ. До января 1995 года, пока шел процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов, проходил приходское служение в Казанском соборе на Красной площади. Возглавлял университетское движение за возвращение Татианинского храма Церкви. К Пасхе 2000 года по благословению патриарха Алексия был возведен в сан протоиерея епископом Верейским Евгением, ректором Московской духовной академии и семинарии. В 2006 году присвоено звание профессора Московской духовной В сентябре 2012 года назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной (Москва-Сити). Публикации Является автором нескольких книг, из которых наиболее известны: Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники (кандидатская диссертация), Православие и Западное христианство, " Детский катехизис " , «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни», «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни»,

http://radonezh.ru/authors/Кozlov

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010