Далее выступил священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, доктор теологии, кандидат исторических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Отец Александр подготовил доклад «Церковная дипломатия и межправославные отношения в эпоху гонений: опыт святого Патриарха Тихона». Пленарное заседание завершилось докладом «Сборник проповедей XVII века " Статир " : исследовательские проблемы и пути их решения», который представила Л.С. Соболева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета. Научно-богословский форума продлится до 11 февраля, его работа будет проходить на четырех площадках: Екатеринбургская духовная семинария (ул. Розы Люксембург, д. 57), Миссионерский институт (ул. Карла Маркса, д. 12), Уральский гуманитарный институт УрФУ (ул. Тургенева, д. 4) и Уральский государственный горный университет, кафедра теологии (ул. Куйбышева, д. 39). На конференции выступят участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Астрахани, Биробиджана, Вологды, Воронежа, Ишима, Казани, Костромы, Кыштыма, Нижнего Новгорода, Нефтеюганска, Новосибирска, Омска, Орла, Оренбурга, Перми, Петропавловска-Камчатского, Саратова, Сергиева Посада, Смоленска, Сыктывкара, Томска, Челябинска, Шадринска. Ближнее зарубежье представлено учеными из Минска, Алма-Аты, Петропавловска, Бишкека. С полной программой конференции можно ознакомиться по ссылке . Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Оригинальное название представленного доклада: Sacramental Theology in the Armenian Tradition. Фокин Алексей Русланович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской Академии наук, доцент Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Избранные публикации: http://iph.ras.ru/fokin.htm Хеллер Дагмар ( Dagmar Heller ) – Ph. D., профессор Экуменического института в Боссэ (Швейцария). Пастор Евангелической Церкви Германии. Оригинальное название представленного доклада: Sacramentology in Hermeneutical Perspective. Холодный Андрей ( Andrei Holodny ) – M. D., профессор Корнелльского университета (Итака, штат Нью-Йорк, США). Оригинальное название представленного доклада: The Healing of the Body and the Soul in the Sacraments of the Church: Can theology accommodate the scientific world view? Хулап Владимир, священник – кандидат богословия, Ph. D., и. о. проректора по учебной работе и заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Цыпин Владислав , протоиерей – доктор церковной истории, магистр богословия, профессор и заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Шишков Александр Михайлович – кандидат философских наук, доцент Философского факультета Московского государственного университета. Список публикаций: Шмаина-Великанова Анна Ильинична доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Юревич Дмитрий, священник (ныне протоиерей) – кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе и заведующий кафедрой Библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся сегодня в славном граде Смоленске под покровом Божией Матери Одигитрии. Всемерно поддерживаю ваши усилия, направленные на осмысление путей развития русской духовной школы. У духовной школы всегда была и остается неизменной важная миссия – способствовать формированию служителей Церкви Христовой. От того, с каким духовным и интеллектуальным багажом выходит сегодня будущий священник на поприще своего служения во многом зависит успешность созидания церковной жизни в каждой общине верующих. Поэтому духовная школа должна быть в хорошем смысле консервативной и сохранять все то лучшее, что было накоплено в ней за предшествующие столетия. С другой стороны она должна интегрировать лучшие педагогические наработки, возникающие в процессе развития системы общего образования. Кроме того, ее важной задачей должно стать творческое накопление опыта по передаче церковной традиции в формах, учитывающих состояние современного человека и общества. Желаю вам, предстательством Царицы Небесной, помощи Божией в ваших трудах по обсуждению столь актуальных проблем для нашей Церкви. Благословение Божие да пребудет со всеми вами». В ходе конференции был зачитан ряд докладов, вызвавших оживленное обсуждение. Преподаватель Смоленской Духовной семинарии Д.В. Валуев представил доклад об истории духовного образования на смоленской земле и Смоленской Духовной семинарии. Острые проблемы, касающиеся преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных школах, были затронуты в докладах протоиерея Георгия Митрофанова (Санкт-Петербургская Духовная академия) и С.Л. Фирсова (Санкт-Петербургский государственный университет). О месте академического образования в общей структуре церковных школ доклад представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Александр Ранне. Ректор Санкт-Петербургской Русской Христианской гуманитарной академии Д.К. Бурлака рассмотрел богословие как методологию гуманитарного образования, а директор Санкт-Петербургского православного института миссиологии протоиерей Владимир Феодоров предложил свои рассуждения о богословском и религиозном образовании как миссионерской задаче Церкви в XXI веке. Опытом государственного лицензирования и аккредитации своих учебных заведений поделились первый проректор института теологии Белорусского Государственного университета Белоруссии иеромонах Серафим (Белоножко) и проректор по внешним связям Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Шамаро.

http://pravoslavie.ru/14844.html

В 1990—91 годах — настоятель Каунасского Благовещенского кафедрального собора. В 1991 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1991 по 1993 преподавал гомилетику, догматическое богословие в Московских духовных школах, Новый Завет в Свято–Тихоновском православном богословском институте и патрологию в Российском православном университете имени святого апостола Иоанна Богослова. В 1993—95 годах учился в Оксфордском университете, который окончил со степенью доктора философии. По возвращении в Россию в году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен клириком храма святой великомученицы Екатерины на Всполье. С 1997 года — секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским связям, член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1999 году Свято–Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия. Игумен Иларион — автор более десяти книг, в том числе монографий, посвященных Отцам Церкви, переводов святоотеческих текстов с греческого и сирийского языков. Книги отца Илариона пользуются заслуженным признанием читателей. Они высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви. Издатели выражают надежду на то, что настоящий сборник послужит духовной пользе читателей, укрепит в них любовь к Святой Православной Церкви, служению которой отдает все свои силы отец Иларион. О встрече со Христом. Рождество Христово «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!» Этими словами начал свою рождественскую проповедь святитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы: в чем значение Рождества Христова для каждого из нас; как мы можем встретить Христа, приходящего с небес; как можем мы вознестись от земли на небо; как можем прославить Христа своей жизнью? Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

В декабре 2006 Священный Синод  Русской Православной Церкви постановил «Отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского Патриархата». На вопрос одного из студентов, что теперь, спустя некоторое время, думает епископ Василий (Осборн) о своем решении, отец Стефан передал слова владыки, сказанные им самим в ответ на такой же вопрос: «Время покажет, был я прав или нет». В настоящее время в Оксфорде, где служит отец Стефан Платт, три прихода: Благовещенский, перешедший под юрисдикцию Вселенского Патриарха вместе с владыкой Василием; приход Элладской Церкви ; Свято-Никольский приход Московского Патриархата, в котором служит отец Стефан. Ситуация в Оксфорде отражает общую ситуацию в Сурожской епархии. В заключение отец Стефан рассказал, какие задачи и цели стоят перед Православными Церквями в Англии на сегодняшний день. «Мы должны изгнать из Православной Церкви национализм и ксенофобию — эти понятия в корне не соответствуют христианской жизни, — заметил отец Стефан Платт. — Нам следует стремиться к подлинному и ясному Православию, той вере, которая пришла в Великобританию 2 тыс. лет назад». Отец Стефан указал также пути, которыми, по его мнению, следует идти к православному единству. Во-первых, необходимо организовать регулярные встречи всех православных иерархов Великобритании, как это принято в США и Франции. Во-вторых, целесообразно сотрудничество всех юрисдикций, существующих на территории Англии, в обеспечении православного богословского образования для будущих пастырей. Американский опыт убеждает, что обучение в вузе другой юрисдикции, способствует укреплению православного единства. Начало этому уже положено в Кембридже, где существует Институт православных исследований. Но этого явно недостаточно. Сообщение священника Стефана Платта вызвало большой интерес у студентов и преподавателей. Отец Стефан сумел достаточно тонко и дипломатично изложить непростую ситуацию в Сурожской епархии, представив взгляд изнутри. Как человек, знакомый с проблемами епархии на личном опыте, ему удалось достигнуть объективности в своем рассказе. А призыв к православному единству вместо церковно-политических конфликтов оказался понятен и близок для всех.

http://patriarchia.ru/db/text/188170.htm...

Авторитет Вашего университета вышел за пределы Русской Православной Церкви, поэтому представители разных Православных Церквей являются Вашими выпускниками. Мы с большой радостью и благодарностью отмечаем, что в этом университете получают образование священнослужители и миряне из Грузии, что способствует укреплению отношений между нашими Церквами. Ваше Высокопреподобие, желаем Вам дальнейших успехов в Вашем богоугодном служении на благо Православия. Да благословит Вас Господь,   Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии   Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В 1992 году, когда возник вопрос об образовании богословского института, были сомнения, найдется ли достаточно кадров для того, чтобы создать богословский вуз широкого профиля. По милости Божией такие кадры нашлись. Сегодня, оглядываясь на 15 лет, прошедшие с момента образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мы должны благодарить Господа за то, что задача эта была с успехом выполнена. Сейчас университет уже имеет 10 факультетов, готовит пастырей, регентов и певчих, иконописцев и реставраторов, миссионеров; богословов, филологов, историков, педагогов, экономистов, социологов. В первые годы после основания у нас были трудности с аудиториями и общежитием. И мы благодарны ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему, ибо под крышей Московского государственного университета, с доброго согласия и помощи ректора, трудности наши были преодолены. Главная цель университета была разрушить созданное за 70 лет богоборчества средостение между Церковью и обществом, Церковью и школой, между Церковью и наукой, и начать готовить специалистов, которые смогут работать на благо Церкви, нашего народа и нашей страны в самых разных областях, имея в сердце веру в Бога и в Отечество, любовь ко Христу, любовь к ближним. И цель эта достигается: среди выпускников университета более 250 священнослужителей, в том числе епископы; регенты и певчие, возрождающие традиционное церковное пение во многих храмах Москвы и в других епархиях; иконописцы, которые уже расписали многие храмы, изготовили и воссоздали многие иконостасы. Возрождение за очень короткий срок церковной иконописи — это огромное достижение. Многие люди увидели в иконописи свое призвание, и могут вложить свои таланты и знания, полученные на факультете церковных художеств ПСТГУ, в дело служения Богу и людям.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.279–294. Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. С. 271–273. Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв.//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.43–44. Аверинцев С.С. Фотий//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.292–293. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.– Т. 2. Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997.   Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.173–179. Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 410–417. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.   Бычков В.В. Эстетика//  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. .   442. 443.446.   Василик В. В. Optikoi aktines или представле­ ния о зрении в контексте иконоборческой полемики: (XVII гомилия патриарха Фотия)// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Гаврилов А.К. Языкознание византийцев//  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.138–140. Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о патриархе Фотии. – СПб., 1874. Готлиб А.Г. Фотий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Дворкин А. Из истории Вселенских соборов (Материалы к учебному курсу " История Церкви "http://Альфа и Омега. – М.,  1998. – 1.

http://bogoslov.ru/person/3177038

Будем надеяться, что пройдет немного времени и в церковь придут подготовленные специалисты-профессионалы: ризничие, хранители, реставраторы. Это будущее вполне реально, так как специалистов именно такого профиля и целенаправленно для работы в действующих храмах готовит Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. А пока - читайте эту книгу, в ней вы найдете много полезного и, может быть, кто-то подумает, прежде чем брать в руки мокрую тряпку для мытья иконы или кисть для придания ей " благолепия " . Г.С.Клокова, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой реставрации икон, зам. декана факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института, зав. реставрационным отделением Московского Государственного Академического художественного училища памяти 1905 года. ПОЧЕМУ В НАШИ ДНИ ГИБНУТ ИКОНЫ? Об иконопочитании в Православной Церкви. Причины повреждения икон. Икона есть живой организм. Почему нельзя ничем натирать и протирать иконы? Кому доверять реставрацию икон? Примеры недопустимого обращения с иконами. Как сохранить иконы из музейных фондов? Примеры должного отношения к реставрации икон и церковных памятников. Эта небольшая книга (вероятно, первая в своем роде) целиком посвящена православной иконе. И насколько вещественно выражает икона основу основ Православия - Воплощения Сына Божия, настолько и нам хочется привлечь внимание к самой " плоти " иконы. По милости Божией, мы имеем сейчас возможность узнавать о Церкви, об истинах веры - есть много самой разнообразной литературы, как для начинающих, так и специальной богословской. Однако некоторые темы не были до сих пор подробно освещены в силу своей специфичности, но, тем не менее, они чрезвычайно важны. Нам хотелось бы коснуться одной серьезной и наболевшей проблемы: почему музеи не спешат отдавать храмам иконы? Неужели только из " жадности " и " вредности " ? А может, люди, там работающие, не в состоянии проникнуться тем молитвенным почитанием, с каким к ним относятся верующие, и они просто не понимают, что значат для нас иконы, которые изначально создавались именно для богослужебных целей?

http://zavet.ru/a/rss_1299740506.html

В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)». Об этих мемуарах и их выдающемся авторе рассказывает редактор книги священник Александр Занемонец. Предлагаем читателям интервью с монахом Иринархом (Митасом), настоятелем монастыря Двенадцати Апостолов в Израиле. Отец Иринарх расскажет о своем детстве в маленькой деревне, о том, как устроена жизнь в его монастыре и почему он пока отказывается принять священный сан, а также о том, как недавно пережил клиническую смерть. О переводе литургии на иврит, романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик», израильских ученых, занимающихся ранним христианством, в беседе с Сергеем Рузером, профессором кафедры религиоведения и Центра по исследованию христианства Иерусалимского университета. Иерусалим – священное место для христиан, иудеев и мусульман. О том, как происходит взаимодействие между представителями разных религий, кратко рассказывает Пьербаттиста Пиццабалла, являющийся с октября 2020 года Латинским патриархом Иерусалима. 29 октября исполнилось 97 лет матушке Ольге (Слезкиной), игуменье Покровского монастыря в Бюсси (Франция), старейшей русской игуменье на сегодняшний день. Вниманию читателей предлагается интервью с матушкой Ольгой, данное ею в монастыре в Бюсси в 2008 году, к 35-летию со дня кончины епископа Мефодия (Кульмана). Ο πατρ Κυπριανς (Kern) (1899-1960) εναι γνωστς στο ρσο αναγνστη ως νας απ τους μεγαλτερους θεολγους της ρωσικς διασπορς, μαθητς του Μητροπολτου Αντωνου (Χραποβτσκι) και καθηγητς του Θεολογικο Ινστιτοτου του Αγου Σεργου στο Παρσι. Τα 1928-1930, ακμα σχετικ νεαρς νδρας, ο π. Κυπριανς πρασε δο χρνια στην Ιερουσαλμ, ως επικεφαλς της Ρωσικς πνευματικς αποστολς. Архимандрит Киприан (Керн) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митрополита Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. Недавно были обнаружены его дневники, которые велись в течение 1928–1930 гг. Эти страницы являются одним из интереснейших свидетельств как о жизни самого отца Киприана, так и о Палестине тех лет. Вниманию читателей предлагаются отрывки из дневников, относящиеся к сентябрю-октябрю 1929 г.

http://bogoslov.ru/person/448262

Далее работа продолжится по секциям. На секции «Догматическое богословие» заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД, заведующий кафедрой литургико-канонических дисциплин Казанской духовной семинарии доцент МДА, доцент ОЦАД иерей Михаил Желтов прочтет лекцию «Богословие таинства миропомазания», научный сотрудник лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Михаил Бернацкий предоставит вниманию собравшихся доклад на тему «Догматические основания русской практики служения Литургии Преждеосвященных Даров», декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский — лекцию «Проблема языков богословия и единство Предания». На секции «Сравнительное богословие» будут заслушаны доклады доцента кафедры богословия МДА иерея Антония Борисова «Сравнительное богословие за пределами Русской Церкви», старшего преподавателя кафедры богословия НДС иерея Иоанна Евдокимова «Метод преподавания сравнительного богословия в Нижегородской духовной семинарии», профессора кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД, проректора по научной работе ОЦАД Евгения Пилипенко «Герменевтика понятий в методе сравнительного богословия» и заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, первого проректора ОЦАД доцента ПСТГУ протоиерея Валентина Васечко «Современное осмысление традиционной проблематики сравнительного богословия». Затем для участники курсов будет организована автобусно-пешеходная экскурсия «Нижегородский кремль — история и легенды». Работа обеих секций продолжится 11 октября, а на следующий день для всех участников будет организовано паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь . Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных семинарий и светских вузов России проводятся Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с епархиями на базе духовных учебных заведений. Их целью является предоставление возможности преподавателям обменяться мнениями и опытом, а также выработать единые позиции в отношении вопросов, связанных с изучением в духовных школах определенных предметов. В программу курсов повышения квалификации преподавателей входят открытые лекции, практические занятия, а также обсуждение методического сопровождения освоения студентами новых тематических разделов .

http://patriarchia.ru/db/text/6066086.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010