Задача епитимии — разжечь в сердце кающегося ослабевший из-за греха огонек веры, но никак не в том, чтобы погасить его окончательно, подбросив несоразмерно много поленьев, приводит аналогию настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. «Конечно, мы не можем давать семилетние, как следует по канонам, епитимии, особенно если наш собеседник никогда не ходил в Церковь. Представьте, он в первый раз пришел, а ему говорят: семь лет не причащайся. Он ответит: вау! еще семь лет можно не ходить, не очень-то и хотелось». Быть рядом с кающимся Понимание епитимии как лекарства ставит еще одно важное требование к священнику. Как врач контролирует состояние пациента в больнице, так и пастырь должен следить, какой результат приносит исполнение благословленной им епитимии. Именно об этом говорит 102-е правило Трулльского Собора: налагать трудноисполнимые епитимии (отлучать от Причастия, назначать большое число поклонов и т. п.) можно только при условии, что священник имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за исполнением этих епитимий, их духовной пользой для кающегося, чтобы по мере необходимости корректировать их срок и строгость, наставляет ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев . Если вести такого верующего священник не может или не желает, то наложенная им епитимия недействительна, категоричен отец Владимир. «Как врач узнаёт, чтó его лекарство принесло — пользу или вред? Надо вести пациента, а не бросать его на полпути», — рассуждает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Вести человека — это значит в том числе заранее соразмерить епитимию с его возможностями.  Владыка Феодор вспоминает жалобу одной прихожанки, которая «поехала к какому-то “просветленному старцу”, и тот дал ей задание делать по сто поклонов в день. “А я физически не могу их делать — у меня артрит, давление. Как быть?”». Поэтому вместе с епитимией священник обязательно должен дать мучающемуся угрызениями совести понятный алгоритм действий, продолжает архипастырь: «Если вдруг у тебя что-то случится, ты не сможешь это выполнять — обязательно приди ко мне. Меня не будет — к другому батюшке». Важно, чтобы впавший в грех не оказался пленником ситуации.

http://e-vestnik.ru/church/kraynee_sreds...

Компактный, очень гармоничный объем храма представляет собой куб, перекрытый высоким световым барабаном и куполом. Южный и северный фасады украшены ионическими портиками. После 1826 г. вместо старой колокольни выстроили новую по проекту архитекторов Ф.М. Шестакова и Н.И. Козловского. Высокая четырехъярусная звонница, стоящая на переломе улицы, акцентирует на себе городскую панораму. Ее архитектура по-ампирному монументальна и величественна. Каждый ярус разнообразен по архитектурной композиции и наполнен нарядным, прекрасно прорисованным лепным декором. Единство классического ансамбля проявилось в архитектуре скромных домов причта, церковной ограды с аркой ворот, сохранившей лепной орнамент, и миниатюрного углового павильона, умело замыкавшего пространство участка. Их строительство велось в 1830-е гг. В 1922 г. храм закрыли. В дальнейшем церковный ансамбль лишился ампирного павильона на углу Пятницкой улицы и части ограды. Правда, внешне храм несколько раз ремонтировали, поскольку его выразительный объем очень выделялся в уличной застройке. Архитектура фасадов сохранилась достаточно хорошо, в интерьере на стенах и сводах под побелкой уцелела живопись второй половины XIX века, но иконостасы, церковная утварь и иконы были утрачены. В 1990 г. храм возвратили общине верующих, и начались восстановительные работы. 8 июня 1994 г. освятили главный престол Святой Троицы, а 18 ноября 1997 г. – приделы Благовещения Пресвятой Богородицы (южный), святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и новомучеников российских (северный). Чтимые иконы храма: святителя Тихона и мученика Уара. В настоящее время в приделах трапезной возобновлена часть росписи стен и иконостасы. В центральной подкупольной части установлен беломраморный иконостас и продолжаются работы по восстановлению живописи. На территории, примыкающей к храму, с 1992 г. располагается часть Свято-Тихоновского православного богословского института, и Троицкий храм стал главным институтским храмом. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .

http://sobory.ru/article/?object=02236

Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент “НС” Владимир Тоцкий. “Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников” Протоиерей Сергий Правдолюбов — магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал “Киприановский источник”, книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам — иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб. Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них. — Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе? — То, что неверующая среда нас окружает — это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину — и такое было, — надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше. — Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели? — Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: “Я православный, верующий человек”. Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: “Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи”. И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет — он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка Аркадий (Остальский) занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле.

http://azbyka.ru/rabota

Многие положения этой книги формулировались и раскрывались в ходе тех лекций по православному богословию, которые диакон Андрей Кураев с 1992 г. читает на философском факультете МГУ. Поэтому эта книга написана вполне светским языком и рассчитана не только на людей верующих, но и на тех, кто еще не обрел достаточных оснований для того, чтобы сделать собственный религиозный выбор. Она также адресована религиоведам, культурологам, философам, студентам и педагогам. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за синтез христианства и буддизма), и столь же активно оспаривается православной мыслью. Причины, по которым экуменическая идея объединения разных религий вызывает возражения у Православной Церкви, анализируются в этой книге. Особое внимание уделяется парадоксальным отношениям, сложившимся между Православием и Католичеством. С одной стороны – в книге анализируются основные расхождения между ними (приводится полный текст догмата о непогрешимости римского папы; поясняется, в чем состоит проблема «филиокве», католическая мистика сопоставляется с опытом восточных Отцов Церкви). С другой стороны – обращается внимание на осторожность, с которой документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года трактуют связи и разрывы в православно-католических отношениях. Многие положения этой книги формулировались и раскрывались в ходе тех лекций по православному богословию, которые диакон Андрей Кураев с 1992 г. читает на философском факультете МГУ. Поэтому эта книга написана вполне светским языком и рассчитана не только на людей верующих, но и на тех, кто еще не обрел достаточных оснований для того, чтобы сделать собственный религиозный выбор. Она также адресована религиоведам, культурологам, философам, студентам и педагогам. ПРЕДИСЛОВИЕ Плагиат – вещь довольно обычная. Мне приходилось видеть свои статьи переопубликованными в немосковской прессе, но под другими именами. Гораздо реже бывает “плагиат наоборот”, когда человеку приписываются тексты, к которым он не имеет ни малейшего отношения. И вот недавно мне попался на глаза один такой апокриф. В екатеринбургской “Православной газете” была опубликована статья “Долина смертной тени” (69)). Статья сопровождалась моей подписью и даже моей фотографией. На деле же я не имею к ней ни малейшего отношения. Это статья прот. Георгия Флоровского, перевод которой на русский язык был опубликован в журнале “Альфа и Омега” 2(5), 1995).

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

На протяжении уже нескольких лет мы принимаем миссионеров из Свято-Тихоновского Богословского института, из Дмитриевского училища сестер милосердия и из других учреждений миссионерского отдела. По глубинке нашей области путешествуют православные миссионеры по нескольку раз в летний период, а бывает, что и зимой. В частности, по таким обширным районам, как Мезенский и Лешуконский, Шенкурский, Плесецкий, Каргопольский. В помощь настоятелям приходов приезжает группа миссионеров, которая посещает самые дальние уголки этих районов и достигает таких мест, откуда людям трудно выехать. Совершают Таинства, которые люди испрашивают: крещение, венчание, совершают даже литургии в приспособленных помещениях. - Поднимались ли вопросы, связанные с падением нравственности в нашем обществе? - Выражалась обеспокоенность, что творится в нашем обществе на сегодняшний день. Это общеизвестные пороки наркомании, алкоголизма, потребленческого настроения, за которым не стоит ничего, обмирщение общества, когда забывается главное - духовность, и дальше материального ничего больше не просматривается. Собор поднимал эти вопросы, потому что они волнуют людей, членов нашей Церкви. Священноначалие Церкви постоянно взаимодействует с правительством России, с Госдумой, госучреждениями по этим проблемам. Сейчас уже принято решение о том, что вписывание личных кодов в паспорта не обязательно, и в новом документе эту строку решено изъять. - Что говорилось об отношениях со Старообрядческой Церковью? - На Архиерейском соборе был поднят вопрос о взаимоотношениях со Старообрядческой Церковью. Старообрядцы - это жители России, наши люди, члены нашего общества. Собор рассматривал вопросы взаимодействия и диалога со старообрядцами как конструктивной частью нашего общества, как правило, настроенной патриотически, любящую свою землю, старающуюся для нее. Поэтому нет смысла разобщаться, наоборот, все здоровое должно сейчас концентрироваться в противовес нездоровому. Поэтому сближение уже началось. На Межконфессиональном совете, который недавно собирался у Президента, присутствовал и представитель Старообрядческой Церкви. Кстати, первый шаг был сделан еще в 1971 году, когда на Поместном Соборе были сняты клятвы со старообрядцев и старые обряды были признаны равнозначными с новыми обрядами. То есть и здесь причины для разделения нет. Остается вопрос об иерархии. Поэтому мы не можем вместе совершать Таинство Евхаристии, но в качестве сближения Собором признана организация единоверческих приходов. То есть богослужения будут совершаться по старым обрядам, но канонически правильно рукоположенным священником. Иными словами,священнослужитель Русской Православной Церкви, а прихожане - старообрядцы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

На состоявшемся в Троицком подворье заседании Комиссии были утверждены Регламент и план работы Комиссии. Согласно Положению о Межсоборном Присутствии, его члены избираются сроком на четыре года: соответственно было необходимо определить приоритетные темы для рассмотрения в 2010 году.  После активной дискуссии было принято решение в первую очередь рассмотреть положение о монастырях и монашестве (с включением вопроса критериев открытия монастырей); далее – внутренний устав монастырей, а также чрезвычайно актуальные вопросы поступления в монастырь и случаев оставления монастыря и монашества. По каждому из вопросов были назначены ответственные исполнители, которым необходимо к следующему заседанию Комиссии уже предоставить на рассмотрение материалы предварительного изучения вопроса. Второе заседание Комиссии по организации жизни монастырей и монашества планируется провести в Киево-Печерской Лавре. На следующий день, 24 февраля, в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание другой комиссии — богословской, работу которой возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии. Перед комиссией также стояли вопросы как организационного, так и содержательного характера. В составе комиссии — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, другие архипастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ, а также известные своей научно-исследовательской деятельностью миряне. В результате продолжительного обсуждения членами комиссии было принято решение рассмотреть в 2010 году все четыре темы, предложенные Президиумом Межсоборного присутствия, а именно: богословское осмысление творения мира и человека; соотношение науки и веры; отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг; издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении. Очевидно, что каждая из тем требует основательного изучения с участием самого широкого круга специалистов как в области собственно богословия, так и смежных наук. Для реализации такой задачи было предложено провести семинары на базе Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Института философии РАН.

http://pravmir.ru/pervye-zasedaniya-komi...

О чем послать соответствующие Указы. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об упорядочении практики открытия святых мощей подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Напомнить правящим Преосвященным архиереям, что приступать к открытию святых мощей подвижников веры и благочестия в епархиях возможно только после определения об этом Священного Синода, Архиерейского или Поместного Собора. Это разрешение может исходить и от Святейшего Патриарха, когда он преподает благословение для местночтимой канонизации подвижников веры и благочестия или при подготовке общецерковного прославления святого. 2. По обретении святых мощей подвижника, произведенном с благословения Высшей Церковной Власти, следует представлять Святейшему Патриарху акт их освидетельствования, в котором должны принимать участие помимо представителей епархии и ученые-специалисты в этой области. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о составе Комиссии. ПОСТАНОВИЛИ: В связи с кончиной архимандрита Георгия (Тертышникова), члена Синодальной Комиссии по канонизации святых, назначить протоиерея Владимира Воробьева, ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института, членом Комиссии. СЛУШАЛИ: Информацию Святейшего Патриарха о поступившем из Министерства культуры РФ приглашении принять участие Преосвященным митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию и епископу Верейскому Евгению, ректору Московских духовных академии и семинарии, в Подготовительном комитете по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры в 1999 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить участие Преосвященных митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и епископа Верейского Евгения, ректора Московских духовных академии и семинарии, в работе Подготовительного комитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971334...

Область научных интересов автора включает патрологию, раннехристианскую и средневековую философию, догматическое богословие, философскую теологию. Имеет две монографии и 60 публикаций, посвященных различным вопросам раннехристианской и средневековой мысли. Особый интерес А.Р. Фокина латинская патристика II-VIII вв. Библиография работ автора: I. Монографии: 1. Латинская патрология. Том I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 - 325 гг.). Греко-латинский Кабинет; Наука. М., 2005. 368 стр. 21 а.л. 2. Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований, Империум Пресс. М., 2007. 255 стр. 12.6 а.л.   II. Статьи: 1. Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста//Сборник: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2001. С. 342-359. 2. Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега, 23, 2000. 18 стр. 3. Августин Иппонский//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 14 стр. 4. Святитель Лев Великий//Альфа и Омега, 25, 2000. С. 378-388. 5. Абеляр//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 3 стр. 6. Учение Оригена о Логосе и логосах//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8, 2001. 30 стр. 7. Альберт Великий//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 4 стр. 8.  Свт. Амвросий Медиоланский. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 6 стр. 9. Ансельм Кентерберийский//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 3 стр. 10. Текстологическое сопоставление Синодального перевода Нового Завета и издания Nestle-Alanda " a//Альфа и Омега, 28, 2001. 18 стр. 11. Семитизмы в Новом Завете//Альфа и Омега, 30 (2001); 32 (2002). 26 стр. 12. Фульгенций Руспийский//Альфа и Омега, 32, 2002. 8 стр. 13. Ареопагитики. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 8 стр. 14. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 3 стр. 15. Афанасий Великий. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 10 стр.

http://bogoslov.ru/person/263212

Отец Филарет посоветовал, не откладывая, съездить на Даниловское кладбище на могилку Блаженной старицы Матроны и привезти оттуда немного освященной еды, питья и горсть земли, этой пищей покормить отца, а горсть земли приложить к больным местам. Когда мы все сделали, то на наших глазах дед почувствовал прилив сил и захотел самостоятельно встать с постели. Мы придвинули ему два стула, и он, держась за них, попытался встать на свои ноги. Приняв вертикальное положение, он попросил убрать стулья. После этого старый человек остался стоять на своих ногах, и мы были поражены, видя на его лице слезы и радостную улыбку. С этого момента началось выздоровление и через некоторое время тесть уже колол дрова на своем приусадебном участке. Такой исход дела подвигнул нас к посещению богослужений в храме. Я записался в воскресную школу при храме и начал жадно впитывать любую информацию.   Как можно оценить то первое личное впечатление о встрече с Богом, которое дошло до сознания, ни с чем не сравнимое ощущение прикосновения к Истине. Богообщение было всегда, всю сознательную жизнь, но откровение о том, что это Бог, пришло только тогда. До этого было что-то смутное, неизвестное, нечто ускользающее и невыразимое. Потом Господь открыл свое имя, обозначил свой образ,  преподнес свои бесценные Дары, привел в Церковь свою.  Когда я стал ходить в Церковь, систематически исповедоваться и причащаться, я понял что Православие это просто мир совсем другой, как небо на земле, и этим небом надо жить, и если им живешь, то все другое каким-то образом меняется.   Жажда духовных знаний привела меня в центр духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском Богословском институте. В течение 5 лет я изучил 18 предметов, но самое интересное было общение с батюшками. Нас было около 30 офицеров из различных родов войск, и мы удивительным образом сдружились. В 2001 г я защитил диплом, и началось мое служение уже церковное. Год я алтарничал,  в 2002 году был рукоположен в сан диакона, а три года назад стал священником.

http://pravmir.ru/polkovnik-vo-svyashhen...

Помня о своей малой родине, протоиерей Александр тяжело переживал происходящее на Украине , часто аргументированно и толково комментировал происходящие там трагические события, разъясняя их подлинную сущность. Господь наделил отца Александра чутким и добрым характером, украшенным легким и светлым юмором. Эти его качества, помноженные на богатый пастырский опыт, благотворно отразились и в его писательских трудах. Многочисленные его книги и публикации в СМИ пользовались неизменным успехом у почитателей батюшки. Отошедший в Вечность раб Божий протоиерей Александр Шестак за свою долгую жизнь снискал любовь и уважение и у сотрудников Отдела, и руководства МВД России, да и всех тех, с кем ему приходилось встречаться, работать, кого он окормлял, как опытный пастырь. Молимся, чтобы Господь упокоил душу Своего искреннего служителя в селениях праведных». Протоиерей Александр Дмитриевич Шестак родился 18 мая 1949 г. в городе Горловке ( Донецка я область, Украинская ССР) в семье рабочего. По окончании восьмилетки в 1964 г. работал токарем на машиностроительный завод имени С.М. Кирова и одновременно продолжал обучение в вечерней школе рабочей молодежи 2, которую окончил в 1967 г. В 1968-70 гг. служил в рядах Вооруженных сил СССР . В 1970-2002 гг. служил на различных должностях в МВД СССР, а затем в МВД России. В 1973-79 гг. обучался на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1982-84 гг. — в Академии МВД СССР, в 1984-87 гг. — в адъюнктуре Академии МВД СССР. В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию. Службу в МВД России завершил в должности заместителя начальника Научного центра ВНИИ МВД России. В 1995 г. присвоено специальное звание полковник милиции. В 1997-2001 гг. обучался в Центре духовного образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского богословского института. С 1 декабря 2002 г. — сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Занимал должности заместителя заведующего сектором ФСИН, заведующего сектором учебных заведений, заведующего сектором МВД.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/10/ot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010