Предыстория К моменту первой миссионерской поездки Университет (в то время он носил статус Института), несмотря на лишь четырехлетнюю историю, уже имел за спиной миссионерский опыт. 90-е годы принесли, помимо политической нестабильности, экономических неурядиц, социальных потрясений, ощущение внутренней свободы, которое нередко было сродни внутреннему вакууму, и люди стремились его заполнить. ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование, и этой возможностью поспешили воспользоваться многие: как москвичи, так и приезжие со всей России, которые порой были вынуждены ночевать на вокзалах и питаться лапшой быстрого приготовления из западной гуманитарной помощи. Стали открываться новые храмы, народ потянулся в Церковь. В епархиях, в том числе тех, что создавались или открывались вновь, нужны были люди, способные рассказать пришедшим о вере, поэтому особым спросом пользовалась система заочного образования ПСТБИ. Для новоначальных христиан была необходима просветительская литература, поэтому в издательстве Университета стал выпускаться широкий круг как серьезных пособий, по которым преподавали в новооткрытых духовных семинариях, так и популярных брошюр. Таким образом, к 1996 году Университет уже был в силах сделать следующий шаг в сфере миссионерской деятельности. Первый опыт миссионерских поездок «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28.19-20). Господь посылает апостолов на проповедь этими словами, и каждый христианин должен следовать этим словам, проповедовать имя Христово. В 1993 году на недавно созданную Якутскую кафедру был поставлен владыка Герман (Моралин), ныне архиепископ Курский и Рыльский. На тот момент на территории огромной республики,  которую лишь 7 независимых государств, включая Россию, превосходят по площади, был только один священник – на юге, в городе Нерюнгри. Вторым священнослужителем стал епископ Герман. Трое монахов и диакон, которые были посланы ему на помощь, через два-три месяца вернулись домой, и архиерею самому пришлось в одиночку служить, ходить по требам, убираться в алтаре. В 1996 году владыка в очередной раз посетил Москву, где безуспешно пытался найти священников и монахов, которые поехали бы с ним в Якутию хотя бы на какое-то время. В столице он зашел в книжный магазин Университета, чтобы купить просветительскую литературу, где ему посоветовали встретиться с ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым. Итогом этой случайной встречи стала первая миссионерская поездка Университета летом 1996 года.

http://bogoslov.ru/article/2288063

При составлении биографического именного указателя использовались следующие источники: Боиович М. М. Члены Гос. Думы (портреты и биографии). Созыв 1–4 , М, 1906–1916. Общий список членов Государственной Думы I, II, III, IV созывов/Новый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 14. Б. г., с. I–LXXII 368 . Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. М., 1994–2000. Т. 1–3 . Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. Бородин А. П. Государственный Совет России (1906–1917). Киров, 1999. Старообрядческие иерархи/Сост. А. Ю. Писаревский. М., 2002. Политические партии России. Конец XIX–nepbaя треть XX века. Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕЭН), 1996. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 1–3 . М., 1999–2001. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 4–6 . Рукопись Отдела русского зарубежья РГБ. Материалы базы данных по новомученикам и исповедникам Российским кафедры информатики (http/www.pstbi.ccas.ru) и Отдела Новейшей церковной истории Православного Свято-Тихоновского богословского института. Условные сокращения: к.-д. – конституционно-демократическая или фракция народной свободы мирн. об. – партия мирного обновления (в I Гос. Думе) нац. – национальная группа в III Гос. Думе, с третьей сессии объединенная с фракцией умеренно-правых, – русская национальная фракция; в IV Гос. Думе – фракция русских националистов и умеренно-правых окт. – фракция «Союза 17 октября» (во II Думе была объединена с группой умеренных) прав. – группа правых и монархистов во II Гос. Думе, фракция правых в III и IV Гос. Думах прогр. – прогрессивная фракция или группа с.-д. – социал-демократическая фракция с.-р. – группа социал-революционеров (во II Гос. Думе) труд. – трудовая группа умер. – группа умеренных центр. – партия центра Абаза Александр Агеевич (24.07.1821–25.01.1895) – русский государственный деятель, предприниматель, гофмейстер Императорского Двора, почетный член Петербургской АН, член Гос. Совета, в 1874–1892 г. – член Комитета Министров, министр финансов с 1880 по 1881 гг. Окончил Санкт-Петербургский университет. Один из разработчиков программ социально-экономических преобразований. Ушел в отставку в знак протеста против манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». – 117

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» – «Нет, я православный!». Но, конечно, уходить от вызовов протестантов, от объяснений с ними полезно не всегда и не всем. Так что, несмотря на то, что эта книга названа «Протестантам о православии», она предназначена не только для протестантов. Она и для тех православных, которые намерены не уклоняться от приглашений и вызовов протестантских проповедников, но, вступая с ними в дискуссию, защищать свою Церковь. Кроме того, она может оказаться полезной и для тех православных людей, которые просто хотят знать свою духовную традицию. Еще несколько лет назад людям Церкви казалось, что вот кончится ледниково-атеистический период, души людей начнут отмерзать от пошлости материализма и неверия, и постепенно народ вернется к своей духовной истории, к своим традициям, к Православию. Без шумных акций, без пропагандистской навязчивости, но путем постепенного отогревания сердец в России начнут возрождаться и каменные соборы, и храмы человеческих душ. За годы неслыханных в истории гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более 200 000 священнослужителей. Более полумиллиона священнослужителей были репрессированы . В России никогда не было такого числа служителей Церкви одновременно. Огромность этой цифры означает, что было выбито несколько поколений священников, – не «естественных» поколений, а скорее воинских «призывов», когда на место арестованного служителя алтаря тотчас же становился другой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Таким образом кочетковские догматические разномыслия с Церковью для Церкви совершенно бесполезны, а для души самого лжеучителя и его последователей смертельно опасны. Но сам о. Георгий так не думает. Он уверен, что его «мнения более согласуются со Священным Божественным Преданием Церкви, чем получившие в данное время и в данном месте широкое церковное распространение» (c. 131). Откуда у отца Кочеткова такая уверенность? Разве Сам Христос лично послал о. Георгия на проповедь ко всем народам? У этих «народов» и своих лжеучителей хватает. Вряд ли этим «народам» нужен еще один. А вот некоторых не утвержденных в вере православных христиан московский лжеучитель может соблазнить своими ложными мнениями. Тем более, что о. Кочетков даже после основательного разбора его еретических учений преподавателями Православного Свято-Тихоновского богословского института («Суд им давно готов». М., 2000) не только не отказался от богохульных учений, изложенных в его «Катехизисе», но и заявил: «Да, я могу все это подтвердить и подписать. Но мои обвинители ищут не милости, а жертвы, вряд ли хотят что-либо понимать и слушать. И если так, то будет продолжаться беснование, пока не придет тот примиритель, который скажет со властью всякому бесноватому: " Замолчи! " и произнесет анафему всякому духу лжи и тьмы, изгнав его вон и освободив ныне страждущих от него» («НГ-религии», 2000, 12 (58), а также: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Комментарий к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000). Обратите внимание, православные читатели, кого в свои заступники призывает учитель катехизаторов! Ведь «тот примиритель» (с маленькой буквы!) есть не кто иной, как враг рода человеческого — Антихрист. Лжеучение о. Кочеткова о Боге Воображение о. Кочеткова рисует Бога в виде худого ремесленника, который, приступив к изготовлению какого-либо изделия, не знает, что у него из этого получится. По ложному мнению лжеучителя-модерниста, Бог начинает познание результатов Своего творческого дела уже после сотворения. «Что значит для Бога " и увидел " ? — толкует о. Кочетков 4-й стих книги Бытия. — Проницательно " увидеть " — то же, что познать, и поэтому " и увидел Бог свет " , — значит, ясно отличил его во " тьме " и из " тьмы " , по-новому его оценив» (с. 40).

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Такого оборота я совсем не ожидал! Конечно, я понимал, что мы крестили младенца в нецерковной семье, но я так надеялся, что, помогая мальчику, мы вместе с родителями будем " возрастать в вере " . Тем более, что они меня так слушали всегда, с таким интересом неподдельным. И вдруг: Церковь для них в лучшем случае - лакировка старины, этакий музей-заповедник, а в худшем - не более, чем ненужный институт для обмана народа. Не помню, как мы тогда сгладили острые углы. Расставание было не очень приятным... Меня же этот разговор совершенно выбил из колеи. Как, - думал я, - как же я буду крестным, если они (родители) и не собираются воспитывать сына в православии? Что же мне делать? Как я ни пытался найти окончательный ответ, ничего не получалось. Все разговоры о трудностях креста крестного и советах молиться о родителях стали казаться мне отговорками тех, кто не хочет всерьез заниматься этой проблемой. И только совсем недавно один очень уважаемый мною священник несколько прояснил для меня ситуацию. В ответ на мои излияния он довольно жестко сказал: " Я вообще считаю, что нужно очень осторожно подходить к крещению младенцев. А то мы крестим всех, а в вере их никто не воспитывает. Это ты вот мучаешься, а большинство крестных и лба-то перекрестить не могут, не то что крестнику чего рассказать. Вот и получается профанация. Между прочим, в ранней Церкви не крестили детей язычников, а только детей в христианских семьях, способных дать младенцу основные понятия о вере. Но что делать, сегодня время другое " . Да, это действительно так. И я теперь не всегда убеждаю своих знакомых непременно крестить их маленьких детей, если сами родители - далеко не церковные люди. Но все чаще я задаю себе один и тот же вопрос: А может быть, зря я стал крестным? Сергей Лисицкий, 31 год, г. Москва " МОЙ ЛЮБИМЫЙ " О проблеме крестных наш корреспондент беседует с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (г. Москва). Корр.: Отец Владимир, как бы Вы прокомментировали письмо, что бы посоветовали его автору?

http://foma.ru/byit-ili-ne-byit-krestnyi...

Тема номера: Конец света: правда и ложь: (На заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Вместо вступления . Дмитрий Манихин , учитель истории. Письмо в редакцию//Фома. - – 2004. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Апокалипсис сегодня . Автор - Роман Маханьков. На ил.: кадры и афиша фильмов «Армагеддон», «Омен», «Апокалипсис сегодня». Фото священника Сергия Новожилова//Фома. - – 2004. – С.17-21. – (рубрика « Тема номера. Конец света: правда и ложь »). Информационные врезки к теме: Железная саранча . Ил.: Фрагмент картины Брейгеля «Битва при Гелвуде»//Фома. - – 2004. – С.20. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Число имени Зверя . Ил: Римский император Нерон (скульптурный портрет)//Фома. - – 2004. – С.21. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Комментарии: Час «икс» нам неподвластен . Автор Антон Небольсин , старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института, автор и ведущий спецкурса по теме «Апокалипсис». Фото Николая Федорова, Романа Лисицкого//Фома. - – 2004. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). « Предсказательная» эпидемия и Библия . Автор - Александр Дворкин , доктор философии, кандидат богословия, руководитель информационно-консультативного центра имени Иринея Лионского. Фото диакона Игоря Палкина, Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.24. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Это может случиться в любую минуту . Автор - Владимир Гурболиков , заместитель главного редактора журнала «Фома». Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.25. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Конец света как отмена материи . Автор - Виктор Тростников , кандидат философских наук. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Вячеслав Клыков , скульптор, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры. Пора измениться . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – 2004. – С.27. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

Фильм сейчас идет по России, и, хотя отношение к нему неоднозначное, он все-таки затрагивает религиозные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Очень важно, чтобы Церковь не самоустранялась от их решения, потому что часть людей, которые приходят посмотреть фильм – это наши прихожане, это те люди, которых живо затрагивают вопросы религии, Веры. Очень важно, кто станет их собеседником после просмотра этого фильма – сектанты или мы? Мы договорились с управлением культуры, которое занималось показом «Страстей Христовых», о том, что мы будем перед каждым показом распространять православные брошюры, книги, иконы. Всем желающим раздавали комментарий к фильму известного специалиста по церковной археологии, преподавателя Свято-Тихоновского Богословского института Олега Ульянова. Кроме того, перед сеансом я говорил краткое вступительное слово. За неделю кинотеатр посетило около 10 тысяч зрителей. Я думаю, что наше присутствие принесло огромную пользу сахалинцам, пришедшим посмотреть фильм. Храм святителя Иннокентия Вениаминова города Южно-Сахалинска – На Сахалине действует много сект. Как вы противодействуете им? Основная наша цель – это не борьба с сектами, а распространение православного мировоззрения. Как в музыке, человеку необходимо привить правильный вкус, и тогда он сможет отличить плохую музыку от хорошей. Секты – это, если так можно выразиться, всегда «попса», всегда то, что просто, примитивно. Очень важно показать людям глубину и красоту Православия. Это – наша основная задача. У нас зарегистрировано 43 православных прихода. На территории Сахалинской области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций – 135. Первое место среди них по численности прихожан занимают именно православные, на втором месте идут секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения. Мы занимаемся также тем, что просто доводим до сведения населения ту информацию, которую секты сами о себе скрывают. Например, мы знаем, что в Москве запрещена такая опасная тоталитарная организация, как свидетели Иеговы, а в городе Южно-Сахалинске они построили молельный дом.

http://pravoslavie.ru/4581.html

Хочу поблагодарить заведующего кафедрой филологии профессора Владимира Михайловича Кириллина, руководителя магистерского профиля " Русская духовная словесность " иерея Димитрия Барицкого и всех, кто потрудился в деле организации этой конференции. Свое слово закончу почти молитвой: Бог Слово да будет сегодня и всегда Помощником всем труженикам и служителям слова! Помогай вам Бог!» Участников также приветствовал организационный комитет конференции в лице В.М. Кириллина и кандидата богословия доцента кафедры филологии диакона Сергия Пантелеева. На пленарном заседании с докладами выступили кандидат богословия, профессор кафедры филологии МДА игумен Дионисий (Шленов), д.ф.н., профессор Института русского языка имени А.С. Пушкина В.И. Аннушкин, кандидат богословия, доцент кафедры филологии и заведующий профилем «Русская духовная словесность» магистратуры МДА иерей Димитрий Барицкий. После краткого перерыва начали работу отдельные тематические секции первого дня конференции. Первая секция была посвящена истории языка церковнославянской письменности. В начале доклад представил кандидат богословия, ректор Омской духовной семинарии митрополит Омский и Таврический Владимир . Тематика второй секции — славяно-русская церковная литература XI-XX вв. В рамках работы третьей секции участники представили доклады по теме религиозной проблематики русской литературы XVIII-XIX вв. Доклады четвертой секции были посвящены религиозной проблематике русской литературы XX в. В рамках пятой секции мероприятия докладчики рассматривали вопросы изучения греческой христианской литературы. На ней было представлено 11 докладов преподавателей и студентов МДА и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета : В первый день конференции в обсуждении актуальных филологических и смежных богословских проблем приняли участие более 100 человек. 19 ноября состоялся второй день конференции «Таинство слова и образа». На первой секции участники представили доклады на тему истории языка церковнославянской письменности. Докладчики рассказали о духовном аспекте языкового знака, о текстологии цикла седмичных молитв святителя Кирилла Туровского, о роли этимологического анализа в работе с богословской терминологией.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5723861...

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (раздел). – С.28-41. (На заставке – фото диакона Игоря Палкина) Хронос: [Роман Маханьков ]. Путь из ада: История празднования Пасхи . Автор - Алексей Щукин. Ил.: Джотто де Бондоне. Омовение ног. Ок. 1304-1306 г.; Иерусалим. Гроб Господень; Фото из альбома «Святая Земля»//Фома. - – 2004. – С.30-33. – (рубрика « Хронос »). Щукин – псевдоним. В новой публикации//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.30-31. - (рубрика «Тема номера. Пасха») автором значится Роман Маханьков . См. также: Александр Дворкин, профессор, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института вносит уточнения в информацию, содержащуюся в статье «Путь из ада»//Фома. - – 2004. – С.100-101. – (рубрика « Отклики »). Ортодоксия: « Антирелигиозная религия». Размышления богослова . Своими размышлениями делится профессор Московской духовной семинарии и академии Алексей Ильич Осипов. Записала Екатерина Литовченко . Ил.: Блаженный Алексий Стефанович (XVIII век). Фото Вячеслава Лагуткина, диакона Игоря Палкина//Фома. - – 2004. – С.34-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Имеются: биографическая справка « Алексей Ильич Осипов …» (С.34) и хронологическая справка « От редакции » (С.33). Разговор начистоту: О Боге, Вере и Церкви. Продолжение публикации переписки главного редактора «Фомы» Владимира Легойды и Павла Арзамасцева (начало см.: Фома, 2004). Графика Ивана Соловьева//Фома. - – 2004. – С.38-40. – (рубрика « Разговор начистоту »). Лики и лица: Священномученик Сергий Кедров (1880 – 1937), Бронницкий уезд Московской губернии//Фома. - – 2004. – С.41. – (рубрика « Лики и лица»). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.42-53. (На заставке – фото Алексея Кулакова) Современники: В театре нет понятия «звезда». Владимир Андреев: ни слова про «себя в искусстве» . Беседовала Алла Митрофанова . Ил.: Кадры из кинофильмов «Сказка о царе Салтане», «Доброе утро» и др. Фото Сергея Короткова//Фома. - – 2004. – С.46-51. – (рубрика « Современники»). Имеются: « Биографическая справка » (« Народный артист СССР Владимир Андреев …») (С.46) и врезка к статье (С.50), в которой Наталья Селезнева, супруга Владимира Андреева, рассказывает о муже и сыне, о хороших дружеских отношениях в семье. Фото из семейного архива.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

- Как создавался учебник? Как учитывались особенности каждой религии, когда писались соответствующие разделы? - Когда создавался раздел об исламе - столь важном для нашей страны - мы пригласили ученого из Татарстана. Это их раздел - и он был выдержан очень хорошо. Для работы по иудаизму мы пригласили двух специалистов из Института востоковедения - двух интеллигентов-евреев и раздел получился очень интересный. Для работы над разделом " Буддизм " мы также привлекли ученого из Института востоковедения. Раздел по католичеству и протестантизму написали ученые из Свято-Тихоновского богословского университета. Мы исходили из того, что нужно писать из уважения к друг другу, доброжелательно. И это удалось. И это, конечно, поможет тому, чтобы лучше узнать друг друга. Это поможет укреплению того, что раньше называлось " дружба народов " через знание. Потому что за каждой конфессией стоит великая культура и великая история. - Сейчас очень много говорится о реальных проблемах введения предмета " Основы православной культуры " в наших школах, из-за чего сам курс ОПК претерпевает немало атак как " справа " , так и " слева " . Поэтому возникает такой вопрос: не противопоставлен ли новый учебник " История религий " курсу " Основ православной культуры " в качестве некоей заменяющей " альтернативы " ? - Нет, конечно. В концепцию учебника " История религий " вошло понимание, что, прежде всего это - светский учебник. Но при этом он не противопоставлен ОПК. " Основы православной культуры " - это религиозный учебник, наш учебник - светский. Мы исходили из того, что он должен быть не открыто религиозным, но и не открыто атеистическим. Нам нужно было пройти по очень трудной грани. И в целом это удалось, хотя нужно признать, что предисловие к " Истории религий " - материалистическое. - Интересно, почему? - Потому что ответственный редактор учебника - директор института российской истории Андрей Николаевич Сахаров является материалистом. Но из четырех авторов основного раздела по православию три автора - православные верующие, в том числе ваш покорный слуга и два моих ученика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010