диакон Александр Черепенин 18 мая 2023 г. 14:00 В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-bepcuя . Елена Алексеева 16 мая 2023 г. 10:30 Господь сказал Своим ученикам: Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Эту радость ученики Христа получили после Его Воскресения. Это же ликование чувствуют все верующие, которые славят Христа воскресшего. И никакие внешние обстоятельства жизни не могут поколебать этой удивительной пасхальной радости. Особо ярко Воскресение Христово сияет в житиях новомучеников и исповедников Церкви Русской. Неслучайно их память всегда совершается в воскресный день, а праздник, например, Собора новомучеников Бутовских отмечается в пасхальный период. Своей жизнью эти святые многократно подтвердили жизнеутверждающую истину: Христос воскресе! Поэтому особенно ценны свидетельства того, как совершали праздник Пасхи новомученики Церкви Русской. Подобных сведений не так уж и много, но тем драгоценнее они для нас.  PDF-bepcuя.     иеромонах Афанасий (Дерюгин) 12 мая 2023 г. 16:00 Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые начались в  1990 -х годах, стала Нарьян-Марская епархия Архангельской митрополии. Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко . PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/5/

    диакон Александр Черепенин 24 июля 2023 г. 16:00 Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-bepcuя .     диакон Александр Черепенин 21 июля 2023 г. 15:00 «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви , чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя .     19 июля 2023 г. 15:15 История переменчива, но крепкой десницей ведет Господь Своих верных, вслед за псалмопевцем обращающихся к Нему со словами:  Ты — надежда моя  (Пс. 70, 5). 17 июля 2023 г. 13:00 Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/7/

Александр Ткаченко: Лекции, которые читались на курсах, конечно, уникальны, но надо понимать, что то была устная речь: тексты необходимо обрабатывать, чтобы в печатном виде они были понятны читателю. Чтобы человек, который не видел преподавателя воочию, не слышал его, смог в тексте последовательно разобраться и найти нужный для себя материал. Процесс обработки устной речи идет активно, кое-что уже на подходе. Вообще наша идея изначально заключалась в том, чтобы создать некую сетку, где, как в таблице Менделеева, имеются заранее предсказуемые пустые клеточки. В нашем распоряжении очень много интересного материала, но поскольку нельзя объять необъятное, охватить все сразу, мы стараемся заполнять эти «клеточки» постепенно, разбив двухтысячелетнюю историю монашества на разделы, учитывая при этом хронологию. Создатели новой рубрики на монастырском сайте по своему образованию и направлению ученой деятельности больше ориентированы на традиции древнего монашества, византийского, но тем не менее как только начнет развиваться часть, связанная с русским монашеством, количество материала возрастет, потому что у нас много сведений, касающихся русских монастырей. Также мы собираемся подключить к дальнейшей работе целый ряд ученых, занимающихся исследованиями истории русского монашества. И нам уже обещают дать материалы, прежде нигде не публиковавшиеся.   — Что сейчас может найти в новом разделе монастырского сайта человек, интересующийся историей монашества? — Его внимание могут привлечь исследования и переводы, выполненные известным историком, исследователем Византии и раннего христианства, специалистом по агиографии, археологом и переводчиком Андреем Виноградовым. Андрей Юрьевич тоже преподавал на курсах в Иоанно-Предтеченском монастыре. Другой наш преподаватель — Олег Родионов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , предложил перевод житийной литературы.

http://patriarchia.ru/db/text/4554146.ht...

Б. Споров рассказал о встрече маленького Ивана (мирское имя отца Иова) с безымянным монахом (по нашему мнению, это был иеромонах Амфилохий (Кеминь). По словам автора, Кундре тогда было 8 лет, а через шесть лет он принял монашество. Таким образом, из статьи следует, что уже в 14 лет отец Иов был монахом. Эта версия требует уточнения. Встреча с отцом Амфилохием действительно имела место, но позже, не в 1910-м, а в 1914 году. Тогда братья Кундри, Василий и Иван, могли дать обет стать монахами. Свое обещание они осуществили: Василий – в 1921 году принял монашество с именем Пантелеимон и Иван – в 1938 году с именем Иов. Не четко говорит Б. Споров также и о переходе границы с СССР, и о жизни в лагерях. Но об этом ниже. Можно предположить, что Б. Споров и другие российские исследователи жизни отца Иова в своих трудах опирались на собственные наблюдения и воспоминания монахинь. Последние некоторое время жили в Малой Угольке при отце Иове. В частности, на разных сайтах в интернете и в других статьях находим ссылки на монахинь Надежду (Н.А. Соболеву), Марию (О.М. Вишеславцеву) и Феофану. В информационной базе Свято-Тихоновского богословского института «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» также повторяется ошибка о принятии отцом Иовом монашества в детском возрасте. Затем на сайте читаем, что «в 1939 году, после оккупации Венгрии немцами, отец Иов был арестован и сидел год в тюрьме г. Станислава (ныне Ивано-Франковск) Львовской области. После освобождения из тюрьмы г. Станислава отец Иов перешел границу СССР и сразу же был арестован и осужден. Приговор – десять лет заключения в исправительно-трудовом лагере» . Однако эти сведения содержат ряд существенных ошибок. В марте 1939 года Закарпатье было действительно оккупировано, но Венгрией, а не Германией. Относительно Станиславщины, то тогда это была территория СССР. Согласно уголовному делу, которое было обнаружено нами в областном архиве, отец Иов перешел границу в 1939 году и был осужден на пять лет лагерей.

http://pravoslavie.ru/32318.html

Богослужебные песнопения исполнили хор факультета церковного пения ПСТГУ (регент — Т.И. Королева) и мужской хор ПСТГУ под управлением иерея Алексия Зайцева. Среди молившихся были преподаватели, сотрудники, выпускники и студенты ПСТГУ, представители духовных школ Русской Православной Церкви. На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. В сугубую ектению были включены прошения о начальствующих, учащих и учащихся ПСТГУ. На сугубой ектении были вознесены особые прошения:  «Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил клирика храма Троицы Живоначальной при б. Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского), старшего наставника тьюторской службы Православного Свято-Тихоновского богословского института диакона Алексия Захарова в сан пресвитера. Также Предстоятель рукоположил в сан диакона студента 4-го курса ПСТБИ Дионисия Семенова.  Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Мазырин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, главный научный сотрудник и заместитель заведующего Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у ковчега с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

Воздвигся храм В 1818 году на имя епископа Августина поступило прошение, в котором указывалось, что церковь «ныне исправлена», благоукрашена, «утварию довольна» и вполне готова к самостоятельному богослужению. Она была восстановлена на средства именитых московских купцов Лепешкиных, которые с той поры на 80 с лишним лет, до 1902 года, стали ее потомственными старостами. Родом Лепешкины были из каширских купцов. Дело свое начали сразу после Отечественной войны 1812 года, когда Москва отстраивалась после пожара: основатель династии Лонгин Кузьмич поступил в московское купечество с двумя сыновьями – Василием и Семеном в 1813 году. Старший, Василий Лонгинович, стал купцом I гильдии, мануфактур-советником и потомственным почетным гражданином, построил в Москве химический завод на Мытной улице. Семен Лонгинович стал известным текстильным королем, храмоздателем замосквореченской церкви Живоначальной Троицы в Вишняках (ныне храм Православного Свято-Тихоновского богословского института). Он переписывался со святителем Филаретом, митрополитом Московским, и старцем Зосимой (Верховским), основателем женской Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. Кстати, внук Семена Лонгиновича, Семен Васильевич, в начале ХХ века возглавлял «Варваринское общество домовладельцев», которое построило знаменитый доходный дом на Солянке и гостиницу «Националь». А чуть раньше, в 1887 году, он же устроил на свои средства первое в Москве общежитие для студентов Московского университета в Филипповском переулке. С первых же шагов в Москве Лонгин Кузьмич Лепешкин и его сын Василий укрепились на поприще благотворительности. Став прихожанами Мароновского храма, так как им принадлежали несколько домов на Якиманке, они довольно быстро вернули его к жизни. Первым его старостой из рода Лепешкиных стал сам Лонгин Кузьмич, а в 1828 году эту должность принял его сын Василий. Он купил соседний с храмом двухэтажный дом, и на первом этаже устроил женскую богадельню, а второй этаж сдавал внаем: вырученный доход шел на нужды духовенства и на содержание храма.

http://pravoslavie.ru/4042.html

Волнение у него вызвала новость, что «Литературка» ждет к себе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который пообещал приехать и ответить на вопросы журналистов и писателей. На тот момент в представлении светских журналистов это была настоящая сенсация. Патриарх действительно приехал. Он действительно ответил на все вопросы – от самых простых до самых острых. А мне тогда особенно запомнились его слова про «золотую клетку». Предстоятель Церкви доверительно рассказал аудитории, что власти цепко держали его предшественников в так называемой золотой клетке, старались не выпускать из нее. Но он, молитвенно обращаясь к Господу, приложит максимум сил, чтобы появилась возможность совершать богослужения и открыто общаться с православной паствой не только в Москве, но и в епархиях, входящих в область пастырского окормления Русской Православной Церкви. (Думается, сегодня по маршрутам Первосвятительских визитов Патриарха можно географию изучать.) Устами своего пятнадцатого Патриарха Церковь заговорила во весь голос, который был настолько отчетливым, что его услышали в разных уголках Отечества, в разных странах мира, куда Предстоятель ездил как участник крупных церковных событий. И, конечно, при нем все больше и больше набирал силу процесс прославления угодивших Богу подвижников. На местах, в епархиях были образованы комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов подвигов тех, кто испил чашу страданий до дна и ушел в вечность с живым духом, не предав Христа. Из когорты новомучеников новейшего периода в 90-е годы к лику святых были причислены митрополит Киевский и Галицкий Владимир, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, Великая княгиня Елисавета, митрополит Крутицкий Петр, митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Тверской Фаддей, протоиерей Иоанн Кочуров, протопресвитер Александр Хотовицкий. Это предварило деяние Юбилейного Архиерейского Собора в 2000 году, когда в сонме новомучеников было поименно прославлено 1097 человек. И жизнь становится житием, а честные останки – мощами По благословению митрополита Ювеналия к Юбилейному Архиерейскому Собору группа иконописцев мастерской Православного Свято-Тихоновского богословского института написала икону Собора Новомучеников и исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/133316.html

Воспоминание о страдании или о каком-либо ином деянии во славу Божию, вводимое в структуру иконного образа, пребывает в нем только как обозначение подвига. Именно сам подвиг и является предметом изображения, но лишь как вторичный и не имеющий самостоятельного бытия элемент отображения в иконе славы Божией и вечной жизни. Соответственно перед иконописцем стоит сложная задача создать непротиворечивое отображение вечного в сочетании с преходящим. Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии Небесном. Ввиду сложности содержания, икона должна была быть выполнена по типу икон “с деянием”, для которых характерно сочетание центрального, основного изображения – средника – с небольшими боковыми сценами, так называемыми “клеймами”, в которых должна раскрываться суть подвига. В окончательно сложившемся виде икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов. Если средник и деисусный чин выполнены, в целом, в соответствии с традиционными каноническими образцами, то клейма являются практически новыми композициями. Они впервые созданы для отображения подвигов новых мучеников в процессе работы над данной иконой. Ввиду отсутствия готовых образцов, необходимости введения новых исторических реалий, огромного количества новых, иконографически еще не разработанных образов святых (написано около двухсот ликов), возникали значительные творческие трудности, которые, быть может, не во всем удалось до конца преодолеть. Стилистика иконы приближена к памятникам начала XVI века – эпохи становления Московского царства. Икона создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Она написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры иконы 167х135 см; средник – 101х80 см; отдельное клеймо приблизительно 25х19 см.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Всего в процессе исследования найдено 11 достоверных упоминаний о старице Досифее, из них 10 писем и одна архивная запись. И.П. Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750 – 1760-е гг. Холст, масло. 86,0x71,0. Московский музей-усадьба Останкино В докладе монахини Феониллы (Харченко) были обобщены исследования о старице Досифее, которая по устойчивому церковному преданию и, по мнению многих исследователей старины, является княжной Таракановой, дочерью императрицы Елизаветы Федоровны и графа Алексея Разумовского. Очень часто княжну Тараканову ошибочно отождествляют с самозванкой, которая скончалась от скоротечной чахотки в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга в 1775 году и которая вдохновила художника К. Д. Флавицкого на создание живописного полотна «Княжна Тараканова» (1864), хранящегося в Третьяковской галерее. Статья кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, старшего преподавателя кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Граф Алексей Григорьевич Разумовский. Портрет из семейного собрания рода Разумовских. г. Вена. Эл. изображение передано Иоанно-Предтеченскому монастырю владелицей графиней Марией Андреевной Разумовской 26 апреля 2009 г. О. А. Родионова «Монахиня Досифея, русское старчество и духовная традиция преподобного Паисия (Величковского)» вводит ивановскую старицу в круг русского старчества рубежа вв., продолжающего духовные традиции прп. Паисия (Величковского). В круг близкого духовного общения старицы входили новоспасские старцы Александр (Погорченков) и Филарет (Пуляшкин), которые черпали «ведение о духовных предметах» через «живое общение с наследниками “школы старца Паисия” и книги, по преимуществу первоначально созданные и переписанные в недрах той же школы» сохранившие наставления самой старицы и высокий образ ее подвижнической жизни. По мнению исследователя, в монашестве старица получила имя в честь преподобного Досифея, ученика преподобного Дорофея Газского, известного по духовным поучениям Аввы Дорофея. Небесный покровитель старицы был образцом нерассуждающего послушания. Согласно учению преподобного Паисия, «истинным старцем-наставником монахов может стать лишь тот, кто от начала до конца прошел все поприще беспрекословного послушания, сам научился терпеть немощи других в киновии, на опыте изучил подвижнические уставы, проникся духом “Писания” (что может указывать как на Священное Писание, так и на святоотеческие творения), живет одной жизнью с братией; иные же окажутся инородным телом и разрушат с таким трудом созидавшееся предшественниками» Образец подобного наставничества был воспринят и старицей Ивановского монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/26/staric...

Вспоминаем доклад Ивана Евгеньевича Кожевникова на III Научно-практической конференции «Уржум Православный», посвященной 425-летию православия на Уржумской земле и 90-летию открытия в Уржуме викарной архиерейской кафедры. 19 февраля 2024 Вспоминаем статью доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, в которой сравниваются церковно-политические позиции двух высших иерархов Русской Церкви 1920–1930-х гг. – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и его заместителя митрополита Нижегородского (затем Московского) Сергия (Страгородского). Автор стремится проследить, как близость взглядов обоих архиереев, выражавшаяся в приверженности аполитичности Церкви, в дальнейшем преобразилась до полного расхождения во мнениях. В публикации подчеркивается, как позиция каждого из митрополитов повлияла на их судьбы и на жизнь Русской Церкви в целом. Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Вспоминаем доклад священника Александра Мазырина, представленный на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского государственного университета, где анализируются причины неприятия этой политики в церковных кругах. 5 февраля 2024 Вспоминаем доклад священника Александра Мазырина на конференции «Единство Святой Руси: прошлое, настоящее, будущее» (город Бердянск Запорожской области, 30 августа 2010 г.) посвящен важным эпизодам новейшей церковной истории, в которых выявилось единство православной иерархии России и Украины в борьбе с инспирированными богоборческой властью расколами — лубенским и григорианским. 25 января 2024 В статье Вячеслава Александровича Долина (Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина) сопоставляется эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии. На основе рассмотрения этапов и магистрального направления развития отношений двух государств с Православной Церковью прогнозируются пути дальнейшего сосуществования. Формулируется вывод о сохранении в среднесрочной перспективе актуальной модели отношений государства и православия в Беларуси и Грузии.

http://bogoslov.ru/topic/20766

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010