Идеологическое давление в России начало ослабевать в семидесятые годы, поскольку высшие партийные круги занялись более понятным делом — стяжательством. Перелом наступил   в восьмидесятые годы. После периода борьбы за власть в партии и государстве, утвердилась позиция на празднование тысячелетия Крещения Руси. Когда святейшему патриарху Пимену председатель Совета по делам религии Харчев предложил передать 1000 полуразрушенных храмов Церкви, то патриарх Пимен отказался, потому что Синод не видел ни средств, ни кадров для их восстановления и служения. Само празднование 1000-летия происходило в переданном Церкви и быстро восстановленном Даниловом Монастыре. Торжественная Литургия совершалась на помосте под открытым небом, десятки тысяч молящихся заполнили всю территорию монастыря и окрестные улицы. Запрет на открытие храмов и монастырей был снят. И в том же 1988г. к имевшимся 7000 храмам по всему «Советскому Союзу» народ сам открыл тысячу храмов . В следующие годы ежегодно открывалось не менее тысячи храмов. В настоящее время в России более 130 епархий, около 170 архиеерев, 700 монастырей, количество приходов – более 27000, воскресных школ – около 10000. Более половины епархий имеют духовные училища или семинарию. В Москве храмов и часовен -720, священников и диаконов более 1500. 1. Подготовка духовенства и миссионеров. Главной нашей заботой и бедой была и остается проблема спасения, образования и воспитания детей и юношества. Дух стяжательства и разврата захватил подавляющее число детей и молодежи первых лет перестройки. Во всех 52 детских домах Москвы дети несли продавать вещи из детского дома. На сегодняшний день количество бездомных, бродячих, одичавших детей оценивается в два миллиона человек. Все усилия Церкви в первые года перестройки были направлены прежде всего на спасение детей и молодежи, которые уже стали ходить в Церковь. Это воскресные школы, паломнические и другие экскурсии, летние лагеря и т.д. Для налаживания работы воскресных школ в 1991г. был создан Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации (иеромон. Иоанн (Экономцев), о. Глеб Каледа и другие), была создана, в основном о. Глебом Каледой, концепция развития миссионерско-катехизаторских работ Церкви. Он же был первым организатором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ) в Москве (сегодня Православный Свято- Тихоновский Гуманитарный Университет, ПСТГУ).

http://pravmir.ru/propovedovat-veru-xris...

19. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии 20. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " 21. Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба " Катехон " при Институте философии Российской академии наук 22. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ 1. Председатель: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии 2. Секретарь: архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии Члены комиссии: 3. митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир 4. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 5. митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси 6. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 7. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 8. архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 9. епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 10.епископ Нарвский и Причудский Лазарь 11. епископ Читинский и Краснокаменский Владимир 12. протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества 13. архимандрит Антоний (Севрюк), секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии 14. протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища 15. протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви 16. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА 1. Председатель: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

http://religare.ru/2_105371.html

21 февраля 2024 5 февраля 2024 9 января 2024 Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Им также были сделаны попытки внесения изменений в сферу церковного устройства. Однако деятельность по внутренней реорганизации страны не принесла желаемых результатов. Что явилось причиной провала: ошибки или стечение обстоятельств? Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексея Александровича Федотова. 12 декабря 2023 4 декабря 2023 Что такое церковное первенство и каким оно бывает? Чем отличаются восточый и западный подходы к проблеме первенства? Где источник власти в Церкви? Можно ли сегодня жить по канонам, если многие из них устарели? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил ведущий научный сотрудник секции Общих проблем экклезиологии Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Сектора источниковедения истории Древней Руси Института российской истории РАН Кирилл Александрович Максимович. Беседа состоялась в кулуарах Всероссийской Покровской научно-богословской конференции в Московской духовной академии. 1 декабря 2023 21 ноября 2023 16 ноября 2023 8 ноября 2023 31 октября 2023 Публикуем доклад доктора богословия, почетного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, прочитанный на Всероссийской Покровской конференции МДА в 2023 году. Систему наказаний в древнерусском праве нельзя считать детально разработанной. Исследователи выделяют виды наказаний, которые не встречаются в памятниках права, однако, очевидно, применялись на практике. Наказания можно с некоторой долей условности разделить на судебные и внесудебные. Однако наказать может и Бог, причем как в этой жизни, так и на Страшном суде. Статья кандидата исторических наук, кандидата богословия, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина посвящена проблеме «соперничества» земного и небесного суда в представлениях людей домонгольской Руси. В ней решен вопрос о применимости принципа non bis in idem в рамках поставленной проблемы, а также рассмотрены ключевые сюжеты из Повести временных лет и Киево-Печерского патерика, анализ которых позволяет выделить вопросы, решавшиеся земным судом, и те, наказание за которые современники видели в бедствиях, постигавших общество и отдельных людей.

http://bogoslov.ru/topic/20275

Другой, также важной темой прошлой недели, стал I Всеукраинский Миссионерский съезд, проходивший с 27 по 29 мая в Киеве. " Работу съезда по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира была организована Синодальным отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, возглавляемого епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом. Девизом съезда стали слова преподобного Сергия Радонежского: " Любовью и единением спасемся " , - сообщает " Седмица.Ru " . Приветственное послание делегатам Миссионерского съезда Предстоятеля Русской Православной Церви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также можно прочитать на этом сайте. На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован комментарий архиепископа Сумского и Ахтырского Иова , который отметил важность прошедшего съезда, " особенно в наше время, когда Православие возрождается после жестоких гонений, которые обрушились на Церковь в годы безбожного режима " . Также там можно прочитать мнение профессора Александра Дворкина: " хорошо, что люди со всех регионов Украины, России и Белоруссии, желающие заниматься миссионерством, встретились, и, познакомившись, пообщались между собой. На съезде были выявлены сильные и слабые стороны миссионерства в Украине, а также намечены пути дальнейшей деятельности на ниве проповеди христианства... сегодня, как никогда, очень важно уметь говорить с невоцерковленными людьми на их языке. Кроме того, всегда находились и по сей день находятся недоброжелатели, старающиеся найти в миссионере какие-то изъяны для того, чтобы его так сказать " пригвоздить " или " расстрелять " . Поэтому миссионерская деятельность требует терпения и выдержки " . Близкие к вопросам миссионерским - вопросы богословского образования поднимал и заместитель председателя Синодального Учебного комитета протоиерей, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института Владимир Воробьев на своей пресс-конференции, прошедшей 29 мая в библиотеке кафедрального соборного храма Христа Спасителя.

http://pravoslavie.ru/4837.html

Евгения Неганова , культуролог. Фото Льва Честнова. – С.18-19; Александр Стриженов, ведущий телепрограммы «Доброе утро», Первый канал. Фото Ярослава Цакула. – С.20-21. Священник Николай Емельянов , заместитель декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института. Грех – это то, что мешает любить. Послесловие к дискуссии. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2003. – С.22-25. – (рубрика « Тема: Любовь без брака »). См. также отклики : Иерей Александр Лаврин , клирик храма Божией Матери «Живоносный Источник»: Отклик на дискуссию «Любовь без брака»//Фома. - – 2004. – С.100. – (рубрика « Отклики »). Далия Трускиновская , писатель, г. Рига. Таинство, отложенное навсегда//Фома. - – 2004. – С.102-103. – (рубрика « Отклики »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (раздел). – С.26-43. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Хронос: Громкое молчание . Христос и евангельские события в документах истории. Илл.: Ф. Кварелли: Стена плача, ок. 1875 г., фото с сайта журнала израильской культуры «Ариэль»; Римские легионеры. Рельеф на колонне Траяна в Риме/Автор статьи - Роман Маханьков //Фома. - – 2004. – С.28-30. – (рубрика « Хронос »). Имеется историческая справка к теме « Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х.)…» (С.28). Лики и лица: Священник Александр Ельчанинов (1881 – 1934). Историк, богослов, один из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), воспитавшего в православной вере множество русских эмигрантов. Приводятся краткие выдержки из «Записей» отца Александра //Фома. - – 2004. – С.31. – (рубрика « Лики и лица »). Ортодоксия: Духовный отец – кто это? Беседа с протоиереем Владиславом Свешниковым , настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках/Беседовала Мария Свешникова . Фото Владимира Хизова//Фома. - – 2004. – С.32-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Владислав Свешников …» (С.33). Разговор начистоту: О Боге, вере и Церкви . Беседа о режиме он-лайн /Переписка (по электронной почте) Владимира Легойды с читателем, предложившим пообщаться «на философские темы». Фотостудия Сергея Мартьяхина//Фома. - – 2004. –С.38-40. – (рубрика « Разговор начистоту »). (Продолжение следует).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-18-y...

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОНЦЕРТЫ В ИЕРУСАЛИМЕ После успешных выступлений перед участниками юбилейных рождественских праздников в Иерусалиме и Вифлееме 8 января в Москву вернулись ведущие мастера искусств России. Они показали программу, названную " Свет Вифлеема-2000 " , в которую вошли духовные произведения и русские народные песни. Перед Предстоятелями православных церквей, в том числе Патриархом Московским и всея Руси Алексием П, паломниками из десятков стран выступили академический хор имени Свешникова, Национальный академический оркестр народных инструментов имени Осипова, ансамбли " Сирин " и Реликт " , известные солисты. Православие 2000 КОНФЕРЕНЦИЯ " ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ " ПРОЙДЕТ В МОСКВЕ С 7 ПО 9 ФЕВРАЛЯ Место проведения конференции - гостиничный комплекс " Даниловский " , начало в 10 часов. Конференция откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С докладами на пленарных заседаниях выступит председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев),, епископ Верейский Евгений (Решетников). Теме " Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь " будут посвящены выступления прот. Валентина Асмуса и иеромонаха Илариона (Алфеева), " Основы духовной жизни в православии " - выступления проф. А.И.Осипова и прот. Бориса Пивоварова, вопросам литургического богословия будет посвящен доклад прот. Василия Стойкова. На конференции предполагается также работа секций " Патрология и богословие " , Библеистика, библейское богословие " , " Литургическое богословие и духовная жизнь " , " Церковная история и каноны " , " Отношения и инославием, миссия " , " Церковь и мир, актуальные проблемы современности " , " Проблемы богословского образования " . Православие 2000 БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА СОСТОИТСЯ В МОСКВЕ С 20 ПО 22 ЯНВАРЯ Перед открытием конференции будет отслужена Литургия в храме Живоначальной Троицы. Открытие конференции намечено на 10.30, место проведения - Актовый зал 1-го Гуманитарного корпуса МГУ. На конференции планируется работа следующих секций - Богословской, Литургики, Истории, Церковного пения, Церковных художеств, Филологии, Педагогики, Истории Русской Православной Церкви ХХ в., Истории миссий.

http://pravoslavie.ru/news/index03.htm

Когда после революции начались гонения на Церковь, богословское образование было запрещено, все духовные семинарии и академии закрыты. В послевоенный период было разрешено открыть несколько духовных школ, но в 1960-е годы часть из них снова была закрыта. Лишь после 1988 года, когда Русская Церковь широко отметила 1000-летие Крещения Руси, началось стремительное возрождение церковной науки. Сейчас система духовного образования в Русской Православной Церкви достаточно развита и разветвлена. В настоящее время только в России функционируют одна Общецерковная аспирантура и докторантура, две духовных академии, четыре православных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища. Ряд духовных академий, институтов, семинарий, училищ Русской Православной Церкви функционирует в Украине, в Белоруссии, в Молдове, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, Японии и США. Вся система духовного образования в нашей Церкви на настоящий момент выстроена в соответствии с болонской системой. Выпускники семинарий получают степень бакалавра. В Московской духовной академии , Санкт-Петербургской духовной академии , Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , а также в ряде семинарий дипломированные бакалавры имеют возможность продолжить образование в рамках магистерских программ. В 2009 по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сразу после восшествия его на Патриарший престол, была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Мне было поручено Святейшим Патриархом возглавить ее в качестве ректора. Главная цель Общецерковной аспирантуры и докторантуры — подготовка научных, педагогических, административных и дипломатических кадров высшей квалификации для исследовательских, образовательных и управляющих структур Русской Православной Церкви. Фактически Общецерковная аспирантура и докторантура венчает всю современную систему богословского образования Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю важным рассказать о ней несколько подробнее.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210024...

1. Данный документ является совершенным и не требует никаких доработок. Такова позиция его разработчиков и руководства Константинопольского Патриархата. 2. Данный документ требует доработок. Такова позиция священноначалия Болгарской, Грузинской Церквей, а также РПЦЗ. Склонность принять подобную позицию обозначилась и на совещании 19 апреля в Свято-Тихоновском институте. 3. Данный документ негоден и требует кардинальной переработки. Ввиду близости Всеправославного собора, необходимо определяться между этими тремя позициями. С этой целью проведем анализ документа с точки зрения его богословской и исторической точности и верности Священному Писанию и Священному Преданию и, прежде всего, святым Догматам. Текст дается по электронному изданию и выделен курсивом. Комментарии даны обычным шрифтом. В целом следует отметить, что текст написан на т. н. конвенциональном языке, может быть, и пригодном для экуменических диалогов, но, как показала практика, совершенно неуместном для внутрицерковных документов, для выражения догматических и вероучительных истин. Проблемы начинаются с первого же пункта. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. Здесь сразу мы входим в область богословского тумана, противоречий и неопределенности. Как говорится, «каждая вещь – или есть, или нет». С чисто богословской точки зрения либо Православная Церковь является Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью по определению, но тогда и речи не может идти о движении к единству христиан, а только о воссоединении инославных с Православной Церковью, либо необходимо движение к единству, но тогда его нет в Православной Церкви, и она не может именоваться Единой, Святой и Апостольской. Далее, с чисто богословской точки зрения христианин – это тот, кто пребывает в Церкви: «Кто вне Церкви, тот не христианин» (свят. Киприан Карфагенский). Если же (с богословской точки зрения) есть некие христиане вне Церкви, то либо Ее нет, либо Она – невидима, что является протестантской точкой зрения.

http://bogoslov.ru/article/4929788

Затем перед собравшимися выступили вице-консул РФ в Милане П.Н. Рацкевич, настоятель болгарского православного прихода в Милане протоиерей Стефан Поликаров и другие. В ходе конференции были рассмотрены различные направления монашеского служения как в древности, так и в современном мире. В частности, с докладом на тему «Монашеское служение в Древней Церкви и современное монашество» выступил доктор канонического права, профессор, настоятель прихода Амвросия Медиоланского г. Милана архимандрит Амвросий (Макар). О малоизвестных страницах истории Афона и его связях с отечественным монашеством рассказал директор Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ) Сергей Шумило. Тема становления и развития православного монашества в Грузии была отражена в докладе доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирины Багратион-Мухранели. О проповедническом и переводческом наследии преподобного Паисия Величковского рассказал секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии архимандрит Филарет (Егоров). Редактор литературно-богословского альманаха «Христианос» Наталья Большакова из Риги выступила с докладом о монашеском опыте канонизированной Константинопольским Патриархатом преподобномученицы Марии (Скобцовой). Тему «Почитание монашества в народной традиции» раскрыл в своем докладе кандидат физико-математических наук протоиерей Богдан Огульчанский. Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, выступая перед присутствующими, поделился свидетельствами об обретении в Нямецком монастыре в Румынии мощей преподобного Паисия Величковского и сообщил, что по договоренности с Синодом Румынской Православной Церкви частица мощей выдающегося подвижника в ноябре этого года будет передана на родину преподобного — в г. Полтаву. Как сообщил владыка, Синод Румынской Церкви определил, что мощи преподобного Паисия не будут раздаваться различным храмам и монастырям, однако сделал исключение для Полтавской епархии , дабы и на родине преподобного пребывала частица его мощей.

http://patriarchia.ru/db/text/4614999.ht...

Тем не менее, владыка решил, что мне нужно заниматься изданием православной газеты «Приморье» и я, под руководством владыки, начал ее редактировать. И по сей день занимаюсь этим. Так началось мое церковное служение, мое миссионерское, просветительское служение Церкви Христовой на земле Приморья. Некоторое время оно было в мирском чине, затем я принял монашеский постриг и начал учебу в Москве, в Православном Свято-Тихоновском богословском институте . Окончил его в 2004 году, защитил диплом, после этого остался в аспирантуре, начал писать кандидатскую работу по богословию на тему «Становление Православной Церкви в Приморье в середине XIX-haчaлe XX века». Защитился в прошлом году, получил кандидатскую степень. Помимо газеты, миссионерства, владыка благословил преподавать в духовном училище, в Дальневосточном государственном университете на отделении теологии и религиоведения. — А до того, как состоялась Ваша хиротония, где Вы служили? — Я долго был старшим священником Марфо-Мариинского женского монастыря, который расположен в пригороде Владивостока, и одновременно выполнял функцию духовника. Служил на приходе порядка 10 лет. Это уютное место с историческими православными корнями. Нынешняя Марфо-Мариинская обитель находится на месте бывшего архиерейского подворья, которое была основано, кстати, епископом Владивостокским и Камчатским Евсевием в 1902 году. Сохранилась б о льшая часть здания. Кроме колокольни сохранились некоторые постройки. На базе этого подворья, возвращенного Церкви в 1985 году, образовалась женская монашеская община, где мне довелось трудиться и молиться, окормлять паломников. — Как и когда Вы стали епископом? — В прошлом году, 7 декабря, у меня была хиротония, состоялась в Краснодаре — или Екатеринодаре по историческому названию. Скажу честно: к этому шагу я не был готов, боялся, что мне могут предложить стать епископом. Но так Господь благословил. Святейший Патриарх, узнав о моей кандидатуре, перед заседанием Синода пригласил меня на собеседование, где впервые прозвучало, что меня могут избрать архиереем Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1656952...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010