Не удалось извлечь искомое из базы (((

Л. 114 об.) В 1091 г. при непосредственном участии И. произошли обретение мощей прп. Феодосия Печерского и перенос их в Успенский собор. «Игумен и черноризцы, свет створше, реша: «Не добро есть лежати отцю нашему Феодосьеви кроме манастыря и церкви своея»». За 3 дня до праздника Успения Пресв. Богородицы игумен повелел «рушити, кде лежать мощи». Придя к автору летописного рассказа об этом событии, И. вместе с ним отправился в пещеру, где был погребен прп. Феодосий (традиционно автором данного летописного повествования считался прп. Нестор , но после исследования Ю. А. Артамонова есть основания полагать, что это был неизвестный по имени книжник, работавший над Начальным сводом; см.: Артамонов Ю. А. Жизнь и подвиги преп. Антония Печерского: Факты и вымыслы//От Др. Руси к России нового времени: Сб. ст. к 70-летию А. Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 379-395). В пещере они наметили место поиска мощей и втайне от братии (кроме 2 привлеченных к делу иноков) начали раскопки. Когда мощи были обретены нетленными, И. с неск. монахами вынесли их из пещеры. 14 авг. состоялось перенесение мощей прп. Феодосия в Успенский собор с участием епископов, игуменов, монахов, белого духовенства и мирян (митрополичья кафедра в это время была вакантна). К 1089-1094 гг. относятся события, изложенные в патериковом «Слове о блаженем Агапите лечци». От черниговского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха к И. пришел посланец с просьбой отпустить к тяжелобольному князю знаменитого лекаря прп. Агапита, врача безмездного . Игумен повелел монаху идти в Чернигов, однако тот не хотел покидать мон-рь, ссылаясь на данный обет. «Принужден же быв игуменом», прп. Агапит послал князю «зелие от своея яди», от к-рого тот исцелился. Приехав в мон-рь, кн. Владимир не смог найти прп. Агапита, который, избегая славы, скрылся от него. Тогда князь отдал предназначенные для преподобного дары И. Не сумевший вылечить князя врач-армянин, придя после смерти прп. Агапита в мон-рь к И., отрекся от «арменской веры» и принял постриг (Древнерусские патерики.

http://pravenc.ru/text/468993.html

114. Что означает слово епархия в правилах, см. выше стр.248 и сл. 115. Упом. соч., р.249 Правило 20. Клирикам, определенным к церкви, не позволительно, как уже мы постановили, определятися к церкви иного града: но должны быти довольными тою, в которой началено удостоены служения, за исключением тех токмо, кои, лишась отечества своего, по нужде пришли в другую церковь. Аще же который епископ, после определения сего, приимет клирика принадлежащего другому епископу: то суждено нами быти вне общения церковного и приятому, и приявшему, доколе перешедший клирик не возвратится во свою церковь. (Ап. 15; I всел. 15, 16; IV всел. 5, 10, 23; трул. 17, 18; антиох. 3; сердик. 15, 16; карф. 54, 90). Это правило определяет, чтобы клирик не смел оставлять церковь, на службу которой назначен, и переходить к другой, если только внешние обстоятельства к тому его не вынудят, а именно, если область, в которой находится его цврковь, не захвачена неприятелем, так что он силою обстоятельств принужден свою церковь оставить и к другой перейти. Клирик, нарушивший настоящее определение, наказывается отлучением от церковного общения, т.е. высшим наказанием, определенным для священнослужителей (ο), и не только он, а и епископ, принявший его; причем это наказание, для того и другого, продолжается до тех пор, пока клирик не вернется к месту своего служения, или подлежащий епископ не согласится отпустить " перешедшего " клирика. Подобно 3 и 4 правилам, и это правило издано по предложению императора Маркиана. А с каким благородством сделал он это предложение собору, как высоко он ставил власть собора епископов, наконец, как он считал собор единственно компетентным решать церковные дела, - мы уже видели О том, что клирики должны оставаться при своих церквах, что не должны переходить на службу к другим церквам, или одновременно числиться в клире двух церквей, собор уже издал два правила: 5 и 10, что и подчеркивает словами: " как уже мы постановили " ( ε). Уважая предложение императора, отцы теперь упоминают еще раз об изданных предписаниях, узаконяют самое предложение и в тех же самых выражениях, в каких, по распоряжению императора, прочитано было Вероникианом на 6-м заседании Побуждением к узаконению этого предложения со стороны отцев могли послужить: 1) почтение к внесшему предложение, обнаружившему этим свою любовь к церкви и заботы о ней; и 2) то, что этим несколько дополнялись прежние, содержащиеся в 5 и 10 правилах, определения. Правило 5-е общего характера и воспрещает самовольный переход епископа или клирика от одной церкви к другой; правило 10-е говорит только о клириках, переходящих к другой церкви из честолюбия, а это воспрещает всякий переход клирика от одной церкви к другой, исключая только случаи, когда он принужден так поступить вследствие политических, от него независящих, обстоятельств. В виду такого содержания, правило это можно считать дополнением правил 5 и 10 этого собора и повторением 14 и 15 пр. св. Апостолов, 15 и 16 пр. I вселенского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Определили: Ведомость напечатать вместе с журналами Совета. —38— XIV. Записки – профессора П. Казанского и доцента А. Шостьина о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю И. Колосову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XV. Прошение священника Георгиевской, на Всполье, близ Кудрина, церкви Сергия Садковского: „Представляя при сём составленную мною книгу под заглавием: „Артемий, игумен Троицкий“ на соискание степени магистра богословия, покорнейше прошу дать делу надлежащее движение“. XVI. Прошение профессорского стипендиата при Московской Академии Михаила Тареева : „Прилагая при сём моё сочинение на тему: „Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религий и христианской церкви“, – покорнейше прошу Совет Академии принять это соискание в качестве диссертации на соискание степени магистра богословия“. Определили: Сочинение священника Сергия Садковского передать для рассмотрения ординарному профессору Евгению Голубинскому , а профессорского стипендиата Михаила Тареева – доценту Митрофану Муретову . XVII. Отношение Ректора Императорского Казанского Университета от 5 февраля сего года за 412: „Препровождая при сём один экземпляр объявления о конкурсе для замещения в Казанском Университете должности лектора английского языка, имею честь покорнейше просить Совет Академии о приведении в известность г.г. преподавателей Академии о настоящем конкурсе“. Определили: Изложенное в отношении г. Ректора Казанского Университета привести в исполнение. XVIII. Отношения: а) Правления Черниговской духовной семинарии от 28 января за 40, б) Совета С.-Петербургской духовной Академии от 7 февраля за 114, в) Учреждённого собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры от 10 февраля за 172 и г) Ректора Воронежской духовной семинарии от 20 февраля за 525, при коих препровождены в Совет Академии разные книги и рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Краткое понятие о временах судей израильских. § 62 – Избрание Саула на царство и отвержение его Богом. § § 66–68. – Победа Давида над Голиафом. § 71. – Воцарение Давида; устройство им новой скинии и перенесение в нее ковчега завета. § § 73–74. – Мудрость Соломона, построение им храма Иерусалимского. § § 78–79. – Разделение Израильтян на два царства и падение того и другого. § § 80–82. – Понятие о пророках. § 84. – События из жизни пророков: Илии § § 85–80 – Елисея. § § 90–94. – Даниила. § § 97–101. – Рождение Предтечи. – § § 110. 113. Благовещение Пресвятой Девы. § 111. Рождество Иисуса Христа. § 114. – Поклонение волхвов. – Сретение Господа Симеоном и Анною во храме. § 119 – Крещение Иисуса Христа. § 123. – Преображение Господне. § 177. – Избрание апостолов. § 126. – Понятие о притчах, притча о милосердом Самарянине. § § 149. 152. – О чудесах Христовых. § 127. – Укрощение бури. 168. – Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. § 169. – Воскрешение Лазаря. § 178. – Вход Господень в Иерусалим. § 179. – Тайная вечеря. § 181. – Предательство Иуды. § 180. – Страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение Иисуса Христа. § § 182–190. 197. – Сошествие Св. Духа на Апостолов. § 198. Примечание. В программе приготовительного класса, утвержденной в 1890 г. оставлен почти тот же материал, который был и в программе 1872 г., исключены лишь молитвы: утренняя – «К Тебе, Владыко, человеколюбче», и вечерняя – «Господи, Боже наш, еже согреших», и это сделано потому, что выбор их в число других утренних и вечерних молитв представляется совершенно произвольным, а в видах сближения учащихся с церковью желательно, чтобы они не позволяли себе произвола в чтении молитв и не ограничивались только изучением той или другой молитвы к экзамену, а читали их по определенному чину, сокращенно изложенному именно для учащихся в так называемом «Учебном Часослове». По сему сокращенному чину, молитвы сии читаются в пансионах под наблюдением воспитателей и, где и когда это возможно, законоучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

356 „Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелевает ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет 17 и метаний по вся дни 100, сухо ядуще среду и пяток. Прощай же сих да будет проклят». 357 Несогласия изложенных решений в св. синоде по одному и тому же случаю объясняются в значительной степени личными отношениями и разностью церковно-политических направлений, существовавшими в 1726–1730 гг. между членами св. синода. Архиепископы Феофан и Феофилакт были приверженцы церковной реформы, произведенной Петром I, а архиепископ Георгий и митрополит Игнатий думали о восстановлении прежнего устройства русской церкви. Вследствие таких отношений между членами св. синода, затруднительны были между ними прения при обсуждении дел. По всей вероятности, преосвященный Георгий, подобно митрополиту Игнатию, согласился бы с доводами преосвященного Феофана по делу Ликанорова, если бы мог поддерживать с ним личные отношения и разговоры. 359 Епископ Филофей, родом грек, бывший митрополитом охридским и халкидонским, управлял смоленскою епархиею в 1721–1727 гг.; „во время управления его, вероятно, от незнания обычаев, происходили, как видно из дел архива (смоленской консистории), многие беспорядки»; по увольнении от епархии, он жил в московском греческом монастыре. См. „Историко-статистическое описание смоленской епархии». С.-Пб. 1854, стр. 99. 360 Управлял смоленскою епархиею в 1728–1762 гг. Очерк его управления см. в „Историко-статистическом опис. смоленской епархии», стр. 99–114. 361 Указ объявлен через синодального секретаря Михаила Дудина, который был призываем в совет и получил приказание донести о поручении, ему данном, св. синоду. В св. синоде определено: „по тому приказанию исполнение учинить неотложно». 363 Смоленским духовным приказом и епископом Гедеоном найдено: из 38-ми браков, о которых было следовано, два были заключены между сводными свойственниками 3-й степени, один в 4-ой степени свойства, пять – в 5-й степени свойства двухродного и трехродного, шестнадцать – в 6-й степени тех же видов свойства, четыре – в 7-й, два – в 8-й и один в 9-й, шесть – в духовном родстве 3-ей и 4-й степеней и один – 2-й степени (муж и жена до своего брака воспринимали одного младенца).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

6) Ссылка. Сему наказанию подвергаемы были преимущественно ересеначальники с их главными сообщниками, и вожди ересей, т. е. епископы и клирики еретические. Прежде всех были осуждены на заточение вожди раскола Донатова императором Константином Великим . Государь сей, желая воссоединить раскольников с Церковью, от которой они отпали незадолго до него, созывал несколько Соборов (в Риме 313 г., в Арле 314 г.), и употреблял другие меры к примирению: но все было напрасно. Тогда, чтобы наказать виновных и упорных вождей раскола и избавить Церковь африканскую от новых смут, которые они могли произвести, Константин решился на указанную строгую меру 114 . Впоследствии они подвергаемы были тому же наказанию императорами Константом и Гонорием. Возвращенные из ссылки самим же Константином, донатисты начали совращать православных не только прельщением, но и прямо насилием, и простерли свои неистовства до того, что наполнили ужасом всю Африку. Чтобы удержать их, преемник Константинов, Констант сначала испытал кроткие меры, отправил в Африку двух своих сановников. Но когда мирным предложениям сих уполномоченных донатисты противопоставили открытый мятеж, тогда Констант, по примеру отца своего, повелел послать в ссылку виновников всех бедствий Церкви – предводителей раскола. Из этого изгнания они снова возвратились при Юлиане, и опять начали продолжать свои прежние дела. Закоснение во зле сделало их еще более упорными врагами мира, как это показали они своим поведением на соборе Карфагенском, и после него. Быв обличены и посрамлены, они не поспешили принести раскаяние, но только усилили свое ожесточение против Церкви. Посему император Гонорий предписал: «причетники, диаконы и зловреднейшие пресвитеры донатистов да будут удалены с земли африканской, которую они осквернили святотатственным обрядом (перекрещивания), и сосланы в заточение по одному, каждый в свою страну» 115 . После вождей раскола Донатова, Константин Великий подверг ссылке Ария с его сообщниками. Император еще на со6оре Никейском объявил, что всякий противящийся догматам веры, как нарушитель божественных определений, будет наказан ссылкой 116 . Когда Арий и его единомышленники действительно воспротивились принять изложенные Собором догматы веры, Константин привел в исполнение свою угрозу. Сосланы были: сам Арий, низложенные епископы – Евсевий никомидийский, Феогнис никейский, Феопа мармарикский и Секунд птоломаидский; диакон александрийский Евзой, и еще некоторые из друзей Ария в Александрии 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Скачать epub pdf Память святого священномученика Феогена, епископа Парийского Память 2 января Святой священномученик Феоген был епископом в городе Парии 110 . Взятый при Ликинии 111 во Фригии 112 воинами, он был принуждаем трибуном 113 Заликинтием к военной службе; но, по причине сопротивления, повешен на четырех столбах и подвергнут жестокому биению палками. Святой мужественно переносил мучения и при этом предсказал опциону 114 и трибуну сокрушение голеней, а Ликинию поражение. После того Феогена заключили в темницу, находясь в которой святой отвергал всякую пищу. Когда донесли о нем Ликинию, последний приказал бросить его в море. Тогда святой, испросив у исполнителей казни времени на молитву, стал, обратившись к востоку, и, подняв руки горе, молился в продолжение трех часов. Во время молитвы он был озарен необычайным светом так, что исполнители казни – корабельщики и некоторые воины – обратились к христианской вере. Так священномученик Феоген предал святую душу свою Господу, потопленный в глубине морской 115 . Впоследствии христиане достали тело его из воды и погребли близ городских стен. При мощах святого Феогена совершалось много чудес, и истекали исцеления от различных болезней. 110 Парий – город при Геллеспонте (Дарданелах), в Мизии, северо-западной провинции Малой Азии, между Лампсаком и Кизиком. 112 Фригия – большая область Малой Азии, обнимала первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того – позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта; таким образом, г. Парий причислялся в IV в. также к Фригии с 304–320 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010