Чтобы увериться в том или другом, бросим взгляд на его проповеди , где богословие проступает как первоначальный текст полимпсеста. Прежде всего, обращает на себя внимание ряд характерных «филаретовских» (то есть отсылающих к учителю) тем, которые обнаруживают себя как очевидное и уже не требующее долгих доказательств основание. «Наименование имени, по первоначальному значению имени, не должно быть делом произвола; имя должно выражать свойства предмета, которому дается оно. Так нарекал имена первый невинный человек. Только грехом нарушился такой порядок; грех ослабил в человеке способность познавать внутренние свойства предметов и тем лишил его возможности нарекать имена, соответствующие сущности предметов. Но чего сам не может более человек, то совершает Дух благодати, наставляющий на всякую истину; сей Дух нарекал знаменитым людям царства Божия имена, открывающие людям особенное значение, особенные свойства сих лиц» 15 – вот в несколько строк изложенное учение Филарета (старшего) о имени. 16 «Благословен Господь Бог , дарующий храм свой человекам. Бог вездесущ, Он не имеет нужды в храме. Для Него весь мир – храм, да и тот мал. Но человек ограничен; для ограниченного нужно ограниченное явление славы Божией. Тогда как Бог везде с человеком, человеку нельзя быть везде с Богом. Итак, для человека нужен Божий храм. Бог вездесущий есть и Бог благий. По благости своей Он снисходит к нуждам человека, снисходит и к нужде в храме; благоволит быть храму, дарует ему и благодать особенного присутствия Своего» 17 – вот точно так же сокращенное учение Московского святителя о храме. Вот узнаваемое слово о Богородице: «Если евангелисты говорят о св. Деве как о исполненной самого глубокого смирения, то не говорят ли они тем самым, что вся слава дщери Царевой внутрь, что величие Ее духа тем особенно велико, что оно скрывалось в глубине духа?» 18 Вот о царе: «По учению откровения лицо царя есть лицо неприкосновенное. Не прикасайтеся помазанным моим ( Пс.114:5 ). Итак, вот величие, на которое возводит христианское учение царей и власти. Вот опоры, на которых оно утверждает престолы царей и права правителей». 19 А вот о крестной любви: «Там, где, казалось, действует только суд Божий, страшный для целой вселенной, там, где небо казалось до того разгневанным на землю, что не давало ответа даже на глас Сына Божия, там открывается любовь – любовь, которой еще не было примера. Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что самые страсти выполняли то самое, чего хотела любовь небесная, любовь Сына Божия». 20

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Легаты оставались в К-поле до 10 июля 520 г., наблюдая за подписанием «формулы Гормизда» всеми епископами империи. В этот период в К-поле возникло дело монахов Максенция и Леонтия из пров. М. Скифия (совр. Добруджа), предложивших для примирения сторонников Халкидонского Собора и монофизитов христологическую формулу «един от Святой Троицы пострадал во плоти» (лат. unus ex Trinitate passus est carne; греч. να τς Τριδος πεπονθναι σαρκ). Формула была объявлена еретической монахами к-польского мон-ря акимитов , а легатами признана излишней по причине ее отсутствия в определениях Халкидонского Собора. Не добившись ее принятия в К-поле, скифские монахи направились в Рим. В послании Г. племянник имп. Юстина Юстиниан (впосл. император) предупредил папу об их отбытии и признал, что изложенная монахами формула может быть полезной для примирения противоборствующих партий. В Риме скифские монахи проповедовали свое учение перед народом и сенатом, но Г. отказался сформулировать свое отношение к их формуле. В авг. 520 г. скифские монахи отбыли в К-поль, не дожидаясь возвращения в Рим легатов. После смерти патриарха Иоанна 25 февр. 520 г. в К-поле был рукоположен его преемник Епифаний , направивший 9 июля того же года Г. послание, заверявшее его единство с Римской Церковью. В ответ Г. выразил недоумение, что патриарх известил его о своем вступлении на престол лишь через 4 с половиной месяца (Ibid. N 205). Одновременно с патриаршим посланием Г. были переданы письма императора, императрицы, Юстиниана и др. Император и Юстиниан поставили папу в известность об отказе мн. епископов Понта, Азии и Востока анафематствовать преемников Акакия и бывших с ними в общении епископов и просили Г. изменить «libellus», ограничившись анафематствованием одного Акакия. В ответе Г., данном в марте 521 г. после повторного напоминания со стороны Юстиниана, подчеркивалось, что папа не допустит отклонения от позиции Римского престола (Ibid. N 236-238). Г. погребен в соборе св. Петра. Его сын, папа Сильверий, написал эпитафию (Poetae latini aevi Carolini/Ed. E. Dümmler. B., 1881. Vol. 1. P. 114), в к-рой Г. приписывается восстановление правосл. иерархии в Африке после смерти арианского вандальского кор. Трасамунда (523).

http://pravenc.ru/text/166221.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Постараемся беспрестанно от земли подыматься к небу и, по Иерониму, беспрестанно возрастать в добродетели (Иерон. T.VII, с.303); к сему много будет помогать нам память того, что отечество наше на Небесах, что во всех делах наших мы дадим отчет Господу, что во всех предприятиях мы имеем нужду в Его благословении и помощи. Христианина все зовет к Богу: встречает ли его скорбь, – она возбуждает в нем воздыхание ко Господу: скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах ( Пс.114:3 ); ниспосылается ли ему радость и счастие, – он восходит к Богу, принося Ему мысленную жертву благодарности: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми; Тебе пожру жертву хвалы, и имя Господне призову ( Пс.115:8 ); грех ли уязвляет душу, – где искать врачевства? Должно опять обратиться к Богу: Исцели мя Господи, яко душа моя смятеся зело ( Пс.6:3,4 ); видит ли страдания ближнего, приходя к нему для посещения, – он уже приходит к Самому Господу, но еще более восходит к Господу, когда приносит усердную молитву о страждущем. Сие постоянное восхождение еще открытее совершается, когда христианин приходит к богослужению в храм Божий, здесь он стоит как бы в преддверии того града, в котором свет и питание есть Сам Агнец, Господь Иисус Христос; здесь человек соединяется с ликами Ангелов, предстоящих Господу; здесь предвкушает ту Святую манну, которая уготовляет верующих в жизнь будущую. Дорога к Горнему Иерусалиму идет через юдоль Плача. Все нас отрывает от Господа, и скорбь, и счастье, и земная жизнь, и увеселение, и, наконец, грех, который, как бы с самой вершины Сиона отбрасывает нас опять в глубину Мертвого моря; беспрестанно дух, который не терпит нашего сближения с Господом, останавливает и ослабляет усилия души нашей, перебивает наши мирные, небесные помыслы помыслами суетными, земными и дерзкими. В этом случае, конечно, потребны молитва , усилие, слезы, воздыхание, глубокое чувство сокрушения. Тот недалеко уйдет на святом пути восхождения, кто будет равнодушно предаваться житейским заботам; кто, полюбив мирские увеселения, вместо богослужения спешит на торг, на распутия мира, вместо храма будет ходить на зрелища, будет спокойно спать, когда Церковь зовет его бодрствовать, пресыщаться, когда она возвещает пост и говение, веселиться, когда надо сокрушаться о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Опыт прошлого должен указать нам путь в будущем. Единство Востока и Запада невозможно вне общего исповедания веры, за которое боролась Византийская церковь , бывшая при этом готовой признать и соблюдать первенство «ветхого Рима» и допускать широкую терминологическую свободу в области богословия. В вопросе об исхождении самым большим препятствием поэтому являются постановления соборов Лионского и Флорентийского, установивших в качестве догмата не только одностороннюю терминологию, но формулу sicut ab ипо principio [как от единого начала], предполагающую принятие всей метафизики блж. Августина, несовместимой с учением греческих отцов. У истоков спора о Filioque Одна из ранних статей о. Иоанна, написанная в Париже по-русски. Опубл. в: ПМ. Вып. 9.1953. С. 114–137. Публикуется с некоторыми уточнениями. Латинские цитаты даны в переводе Ю. С. Терентьева. 387 Джон (1703–1791) – английский пастырь и проповедник, один из основателей методизма – течения в Англиканской церкви, получившего официальный статус после его смерти. Вдохновленный идеями Фомы Кемпийского, Уэсли в 1729 г. вместе с братом и университетскими друзьями основал в Оксфорде «Общество для чтения Библии, молитвы и добрых дел» – ядро будущих методистов. Большое влияние на мировоззрение Уэсли оказала встреча с Моравскими братьями – протестантской общиной, хранящей суровые традиции религиозной революции Яна Гуса, – как в повседневной жизни (суровая аскеза), так и в миссионерстве. Активная проповедническая деятельность Уэсли в Англии и Америке привела к созданию самостоятельных религиозных обществ по образцу монашеских братств. Уэсли считается центральной фигурой евангельского пробуждения XVIII в., вдохновителем ривайвелизма – движения, ориентированного на «оживление» церкви, ее морального и духовного усовершенствования. В своей богословской доктрине, изложенной в проповедях и трактатах, Уэсли придерживался идеи, что воля Бога направлена на то, чтобы действием Святого Духа изменить греховную человеческую природу. Изменение – это процесс, включающий действие оправдывающей (предварительной) и освящающей (последующей) благодати, которая отождествляется им с работой Святого Духа. Главную роль в его теологии играет сам длительный процесс движения к совершенству, почерпнутый им у Макария Египетского и Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Подобное учение о власти римского епископа, по Коппу, не может быть признано истинным и 1) потому, что «сам Христос» в многочисленных местах ( Мф. 20:2527; 23:812 ; Ин. 15:18; 14:6 ; Мф. 28:20 ; Ин. 14:26; 16:13 ) «запретил своим апостолам стремиться к такому господству в церкви, какое усвояют себе папы в силу новых вероопределений», каковое запрещение имеет тем большее значение, что «признанное от Христа непозволительным для Его первых учеников»... тем «менее позволительно для Его позднейших последователей, как уступающих по силе веры и любви Его первым ученикам», и 2) потому, что «места христианского Откровения, на которых Ватиканским собором утверждается учение о папской власти ( Мф. 16:16 ; Ин. 21:15 ; Лк. 20:31 ), не имеют отношения к преемникам св. Петра, являются ли последние достойными или недостойными людьми, так как эти места имеют личный характер: относятся к отдельным событиям из жизни св. Петра»... Все сказанное, по мнению Коппа, имеет тем большее значение, что утверждаемое папистами понимание приведенных мест Св. Писания не согласуется с теми основоначалами, которые «самою (римскою) церковью выставляются как руководственные начала при истолковании Св. Писания». Именно по определению собора Тридентского и вероизложению Пия IV Св. Писание должно быть понимаемо в таком смысле, какой за ним утверждала и утверждает церковь и как его понимали отцы церкви в их совокупности, соответственно существующему в древней церкви принципу предания, изложенному первоначально в 440 г. Викентием Лиринским и засвидетельствованному св. Иринеем Лионским и Тертуллианом , по коему (принципу) «истинно кафолическим учением должно быть признано лишь такое учение, которое ведет свое начало от Христа и апостолов и в которое веровали всегда, всюду и все». В полное противоречие этому древнему принципу ни один отец церкви, по Коппу, не излагал мест св. Писания в том смысле, что апостолу Петру усвоены господство и непогрешимое учительство в церкви, которые за сим должны от него перейти к епископам Рима как его преемникам. 114

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Во всех остальных случаях о нем должно твердо помнить. Раз основная дневная утреня заупокойная и предназначается для поминовения вместе со всеми и НАШИХ усопших сродников, зачем совершать в один церковный день другую заупокойную же утреню, хотя бы и несколько измененную и сокращенную? Поминовение во вселенские субботы имеет самостоятельное значение и находится в тесной, неразрывной связи с воспоминаниями следующих воскресных дней. Усиленные же заупокойные моления в субботы Великого Поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни поста литургического поминовения. Самые молитвословия в субботы Великого Поста, за исключением двух тропарей на каждой песне утреннего четверопеснца триоди, не нарочито для сих суббот составленные, а берутся из субботней службы октоиха рядового гласа. Прославление случившихся в эти субботы святых минеи не отменяется, и рядом с заупокойными песнопениями октоиха и триоди поются и песнопения минеи в честь празднуемого в тот день святого, причем последние преимуществуют пред первыми 111 . Если же в одну из этих трех суббот случится праздник Благовещения или храма, или даже только полиелей, отдание или предпразднество Благовещения, заупокойная служба отменяется совсем и не переносится на ин день, так как в Великом Посте больше и некуда переносить поминальную службу. Лишь триодный четверопеснец субботы с его заупокойными тропарями поется на повечерии в тот же день 112 или напереди 113 , а рядовой заупокойный канон октоиха совсем опускается. СУББОТЫ МАЛЫХ ПОСТОВ 13-я глава Типикона, излагающая субботнюю службу, «егда поется аллилуйя», имеет в виду, конечно, прежде всего субботы малых постов. Как известно, в посты Рождественский, Апостольский и Успенский, если в седмичные дни, кроме субботы, случится малый святой 114 , должна совершаться служба со аллилуйей, имеющая значительное сходство со службой великопостной, с отменой даже литургии. Если же память такого малого святого в названные посты случается в субботу, то в таком случае должна быть также совершаема служба со аллилуйей, но субботняя, изложенная в указанной 13-й главе Типикона 115 , подобная заупокойной службе трех великопостных поминальных суббот.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Окончательное спасение наступит после незаслуженных страданий раба (52:1353:12). С помощью самого сильного из всех встречающихся в Библии высказываний об искупительном страдании, Исайя объявляет о намерении Бога возложить грех всех людей на одного человека. Через покорного, презренного раба/агнца придет примирение с Богом. Христиане видят в этом рабе Мессию, Христа, ибо никто другой не в состоянии выполнить эту миссию. Через этого страдальца придет новый Божий «завет мира», который умножит Израиль, допустив в его ряды другие народы (54:110). Этот раздел завершается одним из самых сильных призывов Библии: приглашением на пир к богатствам, которые Бог безвозмездно предлагает каждому (глава 55). Божьи планы выходят за рамки человеческого понимания, но каждый из нас все же способен радоваться великодушному святому дару. И даже природа с радостью примет этот дар (см. также Псалмы 9597). Главы 5666. Книга пророка Исайи завершается повторением тем, уже поднятых в первых 39 главах. Благословения спасения, изложенные в главах 4055, не изменят основополагающих законов о взаимоотношениях с Богом. Израилю нужно стремиться к праведной жизни, чтобы свидетельствовать о Божьей славе. Греховность человека требует постоянной дисциплины. Если этот раздел был посвящен вернувшимся из плена иудеям, то он означает только одно: в их жизни мало что изменилось. Дар Божий не дает им право игнорировать обязанности накладываемые заветом. Божьи предостережения Израилю составлены в виде двух блоков: 56:157:13 и 58:159:14. Из этих строк следует, что соблюдение субботы все еще важно (56:2.6), идолопоклонство также непозволительно (57:113), соблюдение религиозных обрядов не должно ставиться выше соблюдения справедливости (глава 58), грех и беззаконие препятствуют праведности и справедливости (59:114), а непослушание влечет за собой Божий суд (63:1014, 64:5Ь12). Эти отрывки – мрачное напоминание о том, что в этом веке человечество все еще остается пойманным в силки грехопадения. Выход из создавшегося положения приходит к Исайе во время видения нового неба и новой земли (65:1725).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

12) Получены письменные сведения от достоверных лиц, жителей посада Лужков и Воронка, что проживающий там священник Георгий Масляев, находящийся в запрещении от московского духовного совета, священнодействовал в посадах черниговской губернии, и в 1864 году повенчал в посаде Воронке брак лиц, состоящих в четырехстепенном крестном родстве, принадлежащих к обществу города Обаяни, по фамилии Варваровых. О рассмотрении их родства представлялось обаянским попечителем еще до совергашения брака духовному совету, и на основании изложения в Кормч. на лист. 541 на оборот. и 543, брак сей был воспрещен, о чем предписано было от духовного совета 12 февр. 1864 года за 26. Но священник Георгий, не смотря на это, осмелился оный брак повенчать. Получив о сем донесение от того же попечителя, и усматривая, что оный священник за совершение беззаконного брака, по узаконоположению, изложенному на 560 листе Кормчей, подлежит извержению, духовный совет впредь до надлежащего о нем соборного суда, наложил на священника Георгия запрещение от всякого священнодействия с тем, чтобы он отправлялся к своему епископу, и там ожидал конечного о себе распоряжения, о чем и послано было ему предписание 13-го августа того же года, за 114. Объясните, действительно ли вы этого священника, состоящего в правильном запрещении, и подлежащего извержению, разрешили? В правилах так сказано: перв. вселен. соб. прав. 5-е: «своими епископы отлучении, инеми да не будут прияты»; Карфагенского собора прав. 62. «Причетник епископа своего судом осужден быв, ни от кого же не имать отпущения». Антиох. соб. прав. 6-е. «Отлученного причетника... ин епископ не может разрешити». Зонар прав. 164. – «Подобает связавшему разрешити. Аще иный свяжет, а другий не разрешает; Христос не разделился». Итак изложив все сие, освященный собор предлагает на каждый пункт учинить надлежащее объяснение в вышесказанный срок, и оное доставить на собор чрез попечителей старообрядческого Рогожского кладбища; так как и сие наше предложение посылается к вам чрез них же; на тот предмет чтобы быть уверенным в действительном вам оного доставлении. На подлинном подписано тако:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

81 О деятельности преосвящ. Платона на Рижской кафедре и о борьбе его с немцами см. подробную и обстоятельную статью А. Князева , под заглавием: «Псковская и Рижская епархия под управлением преосвящ. Платона (Городецкого) », – в Христ. Чт. 1878 г., январь–февраль, стр. 114–252. Впрочем, виновниками удаления архиеп. Платона (в 1867 г.) из Риги были сколько немцы, коих он сильно раздражил своими окружными посланиями, переведенными на немецкий язык, столько же, или, еще более, тогдашний генерал губернатор прибалтийских губерний граф Шувалов, как это известно из всеподданнейшей за­писки сего последнего, изложенной в V вып. сочинения Ю. Самарина: «Окраины России», стр.67–73, Берлин, 1875 г. Неудовольствия между архиепископом и генерал-губернатором происходили из-за неисполнения православным духовенством рижской епархии закона 15-го марта 1865 года об отмене в Прибалтийских губерниях предбрачных подписок при смешанных браках о крещении детей рожденных от этих браков в Православие. 88 Историч. сведения о примечат. местах в Белоруссии. Без-Корниловича, Спб. 1855 г., стр. 116 и сл. 94 Первая православная церковь в м. Бешенковичах заложена в бытность Петра I помещиком Казимиром Огинским: но в 1723 г. иезуит ксендз Гинторф выгнал из церкви иеромонаха, все пожитки у него отнял, а церковь обратил в Униатскую, за что православные жители подавали жалобу Петру. Без-Корниловича, «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии. Спб., 1855, стр.115, примечание. 97 Вот какой отзыв о Потапове сделан профессором Спб.. Д. Акад. М. Кояловичем: «Начальник (северо-западного) края, несчастный Потапов, потом, как известно даже из газет, страдавший умственным расстройством, мало того, что открыто заявлял свое неверие в русскую честность и благородство, с одной паней молился в костеле и в костеле давал ей клятву в своей верности. Латиняне высоко подняли голову» и пр. (Церк. Вестн. 1880 г. стр. 5) 103 †20 мая 1868 г. См. о нем статью: «Памяти о. архим. Иннокентия» в Правосл. Собеседнике 1868 г. ч. 2-я, стр. 254–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010