Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «любит правду и суд», хотя «милости Господней полна земля» ( Пс.32:5 ); посему и говорит Пророк: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Видишь, как премудро оказывает Господь милость, не без суда милуя и не без милости судя, ибо «милостив Господь и праведен» ( Пс.114:5 ). Поэтому не станем обращать Его человеколюбие в предлог к нашей лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была пренебрегаема благость. Воссиявающий солнце наказывает и слепотою; Дающий дождь изливает и огонь. Одно свидетельствует о благости, другое о строгости. Проникнемся же или любовью, ради первой, или страхом, ради второй, чтобы нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева» ( Рим.2:4–5 ). Итак, невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и небезопасно пренебрегать чем бы то ни было из заповеданного (ибо страшное превозношение – поставлять себя судией Законодателя и одни Его законы избирать, а другие отвергать). Посему позаботимся, чтобы ничего из предписанного в законе Божием не осталось у нас без исполнения. Ибо если должен быть «совершен Божий человек», как сказано в Писании ( 2Тим.3:17 ), то совершенно необходимо через каждую заповедь быть уготованным «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), потому что, по глаголу Божию, хотя и чистое, но поврежденное не принимается в жертву Богу 743 . Сноски к статье 8 635 См.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 3//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 160; Правила, кратко изложенные, 162//Там же. Т. 2. С. 269; Правила, кратко изложенные, 163//Там же. С. 270; Правила, кратко изложенные, 175//Там же. С. 274; Правила, кратко изложенные, 176//Там же. С. 274. 670 В шестом псалме содержится молитва о помиловании: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

( «στι γρ τπος προσδοκωμνων δλωσις δι μιμσεως νδεικτικς τ μλλον προποφανων» (Basilius Μ. De spiritu sancto 14, 31:16–17). Cp. рус. пер: Василий Вел. О Святом Духе. 14, 31//ПТСО 3 (2012), 121.) 192 ( Ibid. Ср. рус. пер: Василий Вел. О Святом Духе. 14, 32//ПТСО 3 (2012), 122. Ср.: Enarratio in prophetam Isaiam 76.) 200 ( Basilius M. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) 1 (31,1081:21–23). См. рус. пер: Василий Вел. Правила, кратко изложенные. Вопр. 1//ПТСО 4 (2012), 225; De spiritu sancto 27, 68; Prologus 8 (de fide) 1.) 201 ( Basilius M. De spiritu sancto 27, 66. См. pyc. пер: Василий Вел. О Святом Духе. 27, 66//ПТСО 3 (2012), 154.) 204 ( Basilius M. De spiritu sancto 27, 66. См. рус. пер: Василий Вел. O Святом Духе. 27, 66//ПТСО 3 (2012), 154. Ср.: Enarratio in prophetam Isaiam 6.) 209 ( «...οχ μεταβολς στιν κ το χερονος πρς τ βλτιον, λλ συμπλρωσις το λεποντος κατ τν προσθκην τς γνσεως» (Basilius M. Epist. 223, 5). Cm.: Doerries H. De Spiritu Sancto. Der Beitrag des Basilius zum Abschlus des trinitarischen Dogmas. Göttingen, 1956. S. 124 etc.; Παπαδοπολαν Στ. Πατρες, αξησις τς κκλησας, γιον Πνεμα. θνα, 1975. Σ. 68 ξ.) 213 ( По данному вопросу см. особенно: Mendieta A., de. The «Unwritten» and «Secret» Apostolic Tradition in the Theological Thought of St. Basil of Cesarea. Edinburg, 1965.) 215 ( «Προστθεμεν τν περ τοτου [το γ. Πνεματος] λγον κολοθως τ τς Γραφς ννο, τι ς βαπτιζμεθα, οτω κα πιστεομεν, ς πιστεομεν οτω κα δοξολογομεν» (Basilius M. Epist. 159, 2; cp. Epist. 125, 3; De spiritu sancto 27, 67–68).) 216 ( «Πρς ψηλοτρας ννοιας ναβανειν δι το γρμματος» (Basilius Μ. Adversus Eunomium 1,14).) 220 ( Basilius M. Adversus Eunomium 2, 16. См. рус. пер: Василий Вел. Против Евномия. 2, 16//ПТСО 3 (2012), 230.) 222 ( Basilius M. De spiritu sancto 9, 22. См. рус. пер: Василий Вел. О Святом Духе. 9, 22//ПТСО 3 (2012), 114.) 228 ( «...στε ρμονως τ θε λγω ποτελεν κα οτως π τν θεωραν τν νοητν ναβναι» (Basilius M. Homiliae super Psalmos 32, 2).)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Довольно подробно также говорит Василий Великий и о том, в чем состоит обет отречения от мира и как нужно выполнять его. «…Совершенное отречение, — говорит он, — состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже и к самой жизни и иметь в себе «осуждение смерти.., да не на ся надеющеся будем» ( 2Кор.1:9 ). Начинается же оно отчуждением внешнего, как то: имения, суетной славы, привычек жизни, пристрастия к неполезному, что показали нам примером своим святые ученики Господни Иаков и Иоанн, оставившие отца своего Зеведея и самый корабль, доставлявший все средства к поддержанию жизни; также и Матфей, воставший с мытницы и последовавший за Господом, не только оставив выгоды своего промысла, но и презрев опасности, какие должны были постигнуть его и его домашних от начальства за оставление неоконченными счетов по сбору пошлин» 109 . А насколько обязателен должен быть этот обет для иноков, насколько тщательно они должны были соблюдать его, это показывает святой отец в своих заключительных словах по данному поводу: «И если не преуспеем в нем [то есть в отречении от мира], нельзя нам приступить к жизни по Евангелию Христову. Ибо сокрушение сердца, смирение в образе мыслей, освобождение от гнева, скорби, забот, коротко сказать — от пагубных страстей, могут ли иметь место при богатстве, житейских попечениях, пристрастиях и привычке к другим?» 110 Много и других предписаний, по другим вопросам, можно встретить в уставе Василия Великого, которых нет в уставе св. Пахомия. Таковы, например, предписания, относящиеся к вступлению в монастырь: надобно ли оставлять в монастыре рабов, убежавших от своих господ; как надобно принимать обязавшихся супружеством 111  и т. п. Или предписания, касающиеся душевного расположения иноков и их внутреннего состояния, как то: о любви к Богу и ближнему, о страхе Божием 112 , о благоразумии, о вере и надежде, о смиренномудрии 113  и другие. Кроме того, Василий Великий делает разъяснение различных пороков, тех или других душевных свойств и качеств, указывает средства, как избавиться от различных недостатков и греховных наклонностей, и т. п. В особенности много подобных разъяснений и наставлений мы находим в его «Правилах, кратко изложенных». Здесь он дает ответы, например, на такие вопросы: что такое клевета, укоризна? что такое самолюбие? какое различие между яростью, гневом и досадою? что такое нечистота и распутство? как можно не приходить в гнев? как избежать страсти человекоугодия? как можно дойти до ненависти ко грехам? 114  и др.

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

138 . Господь рассердился на трех царей за их пренебрежение к святому Иову, но предпочел простить их ради друга, чтобы благодаря дружбе свершилось отпущение грехов. Иов попросил, и Господь простил 655 . Так дружба принесла пользу тем, кому нанесло вред высокомерие. 139 . Это все я изложил вам, чада мои, чтобы вы сохранили это в ваших душах, а принесет ли это вам какую-нибудь пользу, вы убедитесь сами. Во всяком случае, я даю вам множество примеров, и почти все они из жизни наших отцов. Также в этих трех книгах содержится множество изречений, и если мой слог не очень изящен, однако же древняя история, кратко изложенная здесь, будет для вас весьма поучительна. Индекс имен и географических названий к трактату «Об обязанностях» Аарон библ. – 1. 80; 2. 11; 3. 79, 92, 94, 101 Авель библ. – 1. 202 Авенир библ. – 2. 33; 3. 34 Авесса библ. – 1. 21; 3. 33 Авессалом библ. – 2. 114 Авигея библ. – 1.94 Авирон библ. – 3. 79 Авраам библ. – 1. 57, 66, 107, 109, 117, 118, 205; 2. 20, 74, 100, 104, 107 Агния мц. – 1. 204 Адам библ. – 1. 134 Анания библ. – 1. 146; 3. 74 Антиох – 1. 197, 199, 202; 2. 145 Анхус библ. – 1. 214 Аристотель – 1. 31, 48, 50, 180; 2.4,6 Архит – 1. 94 Ахав библ. – 2. 17 Ахан библ. – 2. 129, 130 Ахимелех библ. – 3. 75, 124 Валаам библ. – 2. 130 Валак библ. – 2. 130 Варнава ап. – 2. 100 Вениамин библ. – 3. 111, 114, 116, 117 Вефиль – 3. 120 Гедеон (Иероваал) библ. – 1. 175, 196 Гелвуйские горы – 3. 61 Герилл – 2.4 Гет библ. – 3. 67 Гива – 3. 114 Гиг – 3. 30, 35 Гиезий библ. – 1. 140 Голиаф библ. – 1. 177 Горгий – 1. 197 Давид библ. – 1. 2, 6, 9, 10, 21, 23, 31,34, 94, 95, 114, 118, 133, 167, 171, 175, 177, 214, 221, 236–238, 245, 246; 2. 6, 20, 32, 33–36, 38,43,94, 114, 115; 3. 1, 2, 33, 34, 66, 75, 132 Далила библ. – 2. 131 Даниил библ. – 1. 178; 2. 11, 48, 55–58; 3. 12 Дафан библ. – 3. 79 Димитрий – 1. 200 Диодор – 2.4 Дионисий – 3. 80 Доик библ. – 3. 75 Ева библ. – 1. 7, 169 Евномий – 1. 117 Египет – 1. 107, 250; 2. 54, 74, 79, 81; 3. 12, 92, 93 Елеазар (Маккавей) – 1. 198, 199

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

_____________________ 114 Повидпмому Лаиш был колонией финикийского Цидона. 519 Вся изложенная история наглядно показывает, что память о Ягвэ и религиозная потребность служить ему живо сохранилась в разбросанных коленах Израилевых, и если удовлетворение этой потребности происходило в неправильных и диких формах, то это зависело главным образом от общественного безначалия, от отсутствия национального единства и общего организованного управления. «Не было в те дни царя во Израиле» и всякий делал, что ему было угодно, — удовлетворял своим потребностям как и чем мог. Несмотря на это безначалие, на это отсутствие внешнего единства и необходимых средств для правильной национальной жизни, народ Израильский сохранил в себе внутреннюю силу нравственного чувства и глубокое сознание своей солидарности. Следующая страшная и вместе с тем трогательная история, заканчивающая книгу Судей, служит ярким подтверждением сказанному. IX. «И было во дни оны, и Царя не было во Израиле, и был муж Левит поселенец в предгорьях горы Эфремовой, и взял себе жену — наложницу из Вифлеема Иудина. И соблудила у него наложница его и отошла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудин и была там в продолжение четырех месяцев. И встал муж ее и пошел за нею, чтобы говорить ей по сердцу и вернуть ее, — и отрок его с ним и пара ослов; и ввела она его в дом отца своего, и увидел его отец молодой женщины и обрадовался приходу его. И заставил его тесть его, отец молодой женщины, гостить у него три дня, и ели и пили и ночевали там. И было на четвертый день: встали они утром, и поднялся он идти; и сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце свое куском хлеба и потом пойдете. И сели они и ели оба вместе и пили; и сказал отец молодой женщины мужу: ну теперь останься ночевать и ублажай сердце свое. И встал муж, чтобы идти, но принудил его тесть его, и остался он и ночевал там. И поднялся утром на пятый день, чтобы идти; и сказал отец молодой женщины: подкрепи теперь сердце твое и будем прохлаждаться до склона дня; и ели они оба. И встал муж, чтобы идти, — он и наложница его и отрок его. И сказал ему тесть его, отец молодой женщины: вот теперь склоняется день к вечеру, — переночуйте-ка, вот

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

154 См. Дни Богослужения Правосл. Кафол. Вост. Церкви, lIpomouep. Дебольского. Т. 1. стр. 113–114. 156 И первосвященника 3ахарии не упоминается в «Древностях» Иосифа Флавия. Вероятно и 3ахария был только саганом или другим сановником из членов «священнического совета». См. выше примечание об Иссахаре. 157 Д. Б. стр. 121. Столь необычное введение Пресвятой Девы Марии в само Святая Святых Церковь поныне прославляет в своем песнопении: «Ангелы, вхождение Пречистой зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во святая святых» (канон, п. 9, 21 ноября). 164 По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей одно место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, так, как бы Он находился при них неотлучно и Своим пречистым телом; а после стола возносили этот хлеб, называемый Господнею частью, славя великое Имя Пресвятой Троицы (в этом обыкновении Апостолов имеет свое начало и наш теперешний обычай готовить Св. Артос в день Пасхи). Имея вышеозначенный обычай, Апостолы и на третий день после Успения Богоматери, по окончании своей трапезы, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный; но, как только они намеревались произнести свою обычную на этот раз молитву: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», то внезапно услышали горе – хвалебное пение Ангелов и увидали Пресвятую Деву на небесах „живу (т.е. с Ея пречистым телом), со множеством ангелов стоящую и неизреченную славою осиеваемую, яже и рече к ним: радуйтесь (Четьи – Минеи, 15 Августа). Это явление Богоматери открыло Апостолам тайну необретения тела Ея во гробе, т.е. что Она взята наконец на небо вместе с телом, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем Панагии, – причем вместо: «Господи, Иисусе Христе», возглашали: «Пресвятая Богородице, помогай нам», – как и ныне поется: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» См. обо всем изложенном нами о Пресвятой Деве Марии в книге Дебольского – Дни Богослуж. Т. I. 168 Еще яснее о предании Спасителя, а именно за тридцать сребреников, предсказано у пророка Захарии: и скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось ее в церковное хранилище – отличная цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в сокровищницу дома Господня ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Поэтому говорит: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100:1). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Видишь ли, как рассудительно употребляет милость? Не без суда милует и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114:5). Поэтому не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была презираема благость. Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое — строгость; или за первое будем любить, или за последнее страшиться, чтобы и нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева...» (Рим. 2:4—5). Итак, поскольку невозможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божиею, и не безопасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного (ибо ужасно превозношение — поставлять себя судьями Законодателя, и одни законы Его избирать, а другие отвергать); то мы, подвижники благочестия, предпочетшие жизнь безмолвную и безмятежную, как споспешествующую к соблюдению евангельских догматов, сообща позаботимся и порассудим, как сделать, чтобы ничего из предписанного не осталось у нас без исполнения? Ибо, если должен быть «совершен Божий человек» , как написано (2 Тим. 3:17), и как доказало слово в изложенном ранее этого; то по всей необходимости надобно ему, посредством всякой заповеди, быть уготованным «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13); потому что и по закону Божию, хотя и чистое, но поврежденное, не приемлется в жертву Богу. Поэтому, в чем каждый почитает себя неопытным, то пусть и предложит на общее рассмотрение; потому что при трудолюбивом исследовании многих удобнее найдется сокровенное, если только Бог, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, дарует нам найти искомое, по научению и напоминанию Святого Духа (Иоан.14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Цифры указаны в соответствии с принятой нумерацией глав приводимых произведений. 51 Древний патерик, изложенный по главам. Изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, 1899. 71 Святой Анастасий Синайский говорит: «Слёзы бывают естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слёзы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или ради какого-либо вожделения бесовского. Бывают слёзы от пьянства и многосочной пищи. Но бывают слёзы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. В сих последних слезах, если мы помедлим и поболезнуем, то они обращаются в духовные слёзы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, ради утешения, просвещения и радования о Святом Духе» (Беседа на 6-й псалом). 73 Невоздержанием в пище и питии иссушаются слёзы, а мнением о своем плаче и о своих слезах зарождаются в них мутная тина тщеславия и уродливые гады возношения и гордости. 74 ANTIOXOY TOY ЕК ГAЛATIAΣ MONAXOY THΣ ЛАУРАΣ TOY AГIOY ΣABBA ПАΝДЕКТНΣ TΩN ΘЕОППЕУΣТΩП ГРАФΩП. ΘEΣΣAЛONIKH, 1991. Σ.218–219/Пер. П.К. Доброцветова. 81 Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача [покаянного], в месте предназначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе [праведники]; явится им Бог богов на Сионе ( Пс.83:6–8 ). 83 Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе патрологии. 92 Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле... Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс.101:5–8, 10 ). 103 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения ( Пс.114:6–8 ). 116 Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его ( Иер.46:27 ). Читать далее Источник: Путь слёз : По творениям святого Симеона Нового Богослова : Святые отцы о плаче и сокрушении/Архим. Епифаний (Евфивулос) ; [ред.-сост. П. Доброцветов ; пер. с греч. А. Никифоровой]. - Москва : Паломник, 2012. - 220, с., л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Для специалиста-расколоведа рассмотренная глава не скажет чего-то нового; но в качестве трактата, рассчитанного на более широкий круг читателей, она имеет несомненную ценность. До сих пор материалом для исследования г. Лысогорского служили почти исключительно печатные источники, в отношении которых задача исследователя не осложнялась значительными трудностями отыскания их и введение в научный оборот. Только в самом конце II главы (стр.111–112) встречается несколько указаний на сохранившиеся в архивных документах свидетельства касательно значения «Увещания» для обращения раскольников. Начиная с III главы и до конца книги автору, наоборот, приходится иметь дело если не исключительно, то главным образом с рукописными архивными источниками, мало или совсем неизвестными прежним исследователям и теперь впервые вводимыми в научный оборот. Широта пользования ими возрастает с каждой следующей главой, и соответственно этому растет интерес самого исследования. Главы третья (стр. 114–143) и четвертая (стр. 144–287) по содержанию и задачам своим очень близки: та и другая изображают пастырскую деятельность Платона против раскола, с той лишь разницей, что в одной речь идет о проявлениях этой деятельности, падающих на годы служения названного иерарха в сане архиепископа Тверского, а в другой дается обзор аналогичных мероприятий за время пребывания его на московской кафедре. В том и другом периоде общий характер отношения Платона к расколу и его последователем остается, по наблюдениям исследователя, один и тот же, хотя размеры применения подсказываемых им мероприятий и не одинаковы: «Противораскольничья деятельность Платона в Твери по отношению к подобной же деятельности его в Москве в некоторых пунктах представляется как бы не вполне развитою и законченною программой» (стр. 116). Такое соотношение между двумя периодами деятельности, помимо сравнительной малочисленности и в то время старообрядцев в Тверской епархии, достаточно объясняется тем, что время пребывания здесь архиеп. Платона было весьма непродолжительно: «пожалованный» (стр. 114) саном архиеп. Тверского в конце 1770г., он уже в январе 1775г. был перемещен на московскую кафедру, да и в этот, сравнительно небольшой промежуток между указанными датами большую часть времени провел не на месте своего архипастырского служения, а в Петербурге, по должности законоучителя цесаревича Павла. Руководясь изложенными соображениями, г. Лысогорский в III главе своего исследования находит «естественным ограничиться преимущественно одним изложением» противораскольнической деятельности Платона в Тверской епархии, отлагая общую оценку ее до следующей главы, рассказывающей о том периоде этой деятельности, когда она, при изменившейся внешней обстановке, развернулась более широко и полно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

В нижегородско-благовещенском кондакаре встречается значительное число песнопений с греческим текстом. Последние вполне соответствуют своему назначению, почему их текст изложен не греческими буквами, а славянскими. Кое-что там вдвойне, т. е. изложено и по-славянски, и в греческом подлиннике, под славянскими буквами. Таков ипакой на Воздвижение честного креста. Вот начало греческого текста: «Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον, δο γρ προσκονομεν» и т.д.; по-славянски: «Дьнесь пророческое сбыться слово, се бо покланяемся» и т. д. 43 (л. 84). Замечательно, что как большие, так и малые кондакарные знамена, которые стоят над греческим текстом, почти одни и те же; первая же строка у обоих совершенно одна о та же в том, что касается до комбинаций знамеъ. Далее они несколько отступают друг от друга, но это объясняется тем, что каждое переведенное слово с греческого на славянский не соответствует по числу слогов греческому слову, что и заставляет переводчика то пропускать некоторые знамена, когда переведенное слово окажется коротким, то дополнять лишние стоги надлежащими знаками, впрочем, не новыми, а наличными. Такое свидетельство, воспользуемся выражением Ряжского, «явный признак не только близости, но и тожества кондакарных мелодий с мелодиями греческих подлинников». Греческих песнопений в этом кондакаре масса. Их можно найти на листах: 84, 114, 115, 116, 117, 118, 120, 121 и т. д. На 118 л. замечательно «Слава и ныне». Оно написано пополам – по-славянски и по-гречески, а именно: " слава Отцу и Сыну, ке агио Пневмати». Далее, на листах:83, 86, 91, 92, 93, 94, 107, 108. 109, 110, 111, 112, из, 114 и т. д. встречаются так называемые византийскими певцами энихимата, апихимата и епихимата, т. е. припевы в роде: агиа, не агие, нана, неанес, ане, анес, нанагиа, ананагиа, не леге, ипе и т. д. Здесь протяжные напевы, изложенные кондакарными знаками, а так как припевы имеют особое назначение, то и писаны киноварью. Это их назначение заключается в том, что певец, прежде чем начнет исполнять мелодию данного песнопения, должен предварительно руководиться тем запевом, по гласу которого изложено данное песнопение. Он, говоря иными словами, вводит певца в тот лад, в котором будет исполнено данное песнопение. Упоминаемые здесь припевы сохранились даже до настоящего времени в греческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010