Эта партия была истинной виновницей развившихся в церкви смут и главной причиной созвания собора; поэтому и отцам собора естественно было заняться с самого начала обсуждением ее учения, потребовать от нее обяснений и отчета. Такой отчет представил собору глава этой партии – Евсевий никомидийский 113 в виде символа (πστεως διδασκαλα), заключавшего в себе радикальные формулы арианства. В нем значилось, что «Сын Божий – произведение и тварь», что было время, когда не было Сына, что Сын изменяем по существу и т. д. Но лишь только приступили к чтению этого символа, как оказалось, что изложенная в нем вера не нуждается ни в каком подробном рассмотрении. Подготовленные частными собраниями отцы собора единодушно отвергли его: они признали арианское учение противоречащим Писанию, исполненным лжи, вредным и безобразным и разорвали самый символ. Арианство, таким образом, было быстро и бесповоротно осуждено на соборе, и для отцов собора настало время выполнить другую положительную свою задачу. Раз технические выражения арианства они подвергли решительному осуждению, то им необходимо было теперь найти такие термины, которые в совершенстве излагали бы в себе церковное учение, но на пути к достижению этой важнейшей задачи они встретили ряд неожиданных трудностей, рассказ о которых составляет любопытнейшую страницу Афанасиева повествования о Никейских деяниях 114 . Сообразно настроению, преобладавшему среди членов собора, отцы начали свои изыскания тем, что остановились на выражениях, освященных древностью и прямо заимствованных из Св. Писания. Такая постановка на первый взгляд представлялась самою близкою и наиболее отвечающей цели, так как формулы арианского символа потому и вызвали негодование отцов, что они не имели себе аналогий в Св. Писании. Скоро, однако, обнаружилось, что этот полемический прием недостаточен, что он основывается в сущности на неясном понимании арианской позиции. Ариане не отвергали ни книг Св. Писания, ни тех мест, какие противники приводили в обличение их; они только толковали их по своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Троицу. Священник, выслушав это исповедание обращающегося: а) снова троекратно вопрошает его: «веруеши ли во Св. единосущную Троицу?», и получив троекратный утвердительный ответ, читает молитву; б) потом помазует обращающегося св. миром и читает другую молитву; в) наконец налагает на него небольшую епитимию. Проклятие еретиков по именам, изложенное в первой части, и вся вторая часть, излагающая молитвы и действия священника, заимствованы из греческого чина: «отречение еретиков Армян», который составлен в XII веке по случаю известных сношений православной церкви с армянской, на основании впрочем, в некоторых статьях, более древнего чина. Все остальное, заключающееся в первой части, взято из того же греческого чина и из обличительного слова на Армян Исаака кафоликоса, которое обыкновенно помещалось у Греков вслед за означенным чином 113 . След. «чин обращающимся от ересей», на который указывают защитники Стоглава, составлен собственно не в Греции, и не св. Отцами Церкви, а у нас в России, хотя и на основании греческих источников. Когда составлен? По всей вероятности не прежде, как или к концу XIV века или в XV 114 , когда в южных городах России начали селиться от моря хвалинского (каспийского) некоторые армяне (хвалисяне), для которых, судя по содержанию чина и заглавию, он преимущественно и написан 115 . Обращаясь, в частности, к правилу о двуперстии вместе с проклятием, помещенному в этом славянском чине, мы должны сказать, что оно, по самом точном изыскании, не находится ни в одном из греческих сочинений, из которых заимствован весь чин: не находится далее и вообще ни в каком чине Церкви восточной, кафолической. Значит, оно сочинение Русское. Мало того: сначала и у нас оно внесено в чин с мыслью православной и читалось: «иже не крестить (т.е. не благословляет) двема перстома, якоже и Христос, да будут прокляти» 116 . В таком виде оно ограждало именословное благословение наших пастырей, которое, в известном отношении, можно назвать и двуперстным; не без основания указывало на пример Христа Спасителя, о котором по крайней мере, несомненно известно, что Он благословлял, хотя и неизвестно с раздельностью, каким образом, и видимо направлено было против Латинян или их пастырей, благословляющих не по нашему, не двумя перстами, а целою рукою 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А лишающие себя святого причащения Тела и Крови Христовых, лишаются очищения грехов, посему и умирают во грехах. Вопрошающий. Что означает: очи Его яко пламень огнен? Отвещающий. Сим означается, что Христос зрит внутреннейшие помышления и чувствия наши, испытует наши сердца и утробы, якоже Сам ко ангелу Фиатирской Церкви глаголет: Аз есмь испытаяй сердца и утробы, и дам вам комуждо по делом вашим. Вопрошающий. Что означает: из уст Его меч обоюдуостр исходяй? Отвещающий. Мечем обоюду острым, исходящим из уст Христовых, означается проповедь евангельская, ее успех, сила и победа над миром. Так и апостол Павел мечем духовным называет именно глагол Божий: «восприимите меч духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф.6:17 ). И сам Господь ко ангелу Пергамской Церкви о имеющих николаитское учение глаголет: покайся, аще ли ни, прииду тебе скоро и брань сотворю с ними мечем уст моих. Вопрошающий. Объясни слова: лицо Его яко солнце сияет в силе своей. Отвещающий. О солнце пророк Давид глаголет: и той яко жених исходяй от чертога своего... и несть иже укрыется теплоты его. Посему солнечным сиянием лица Иисуса Христа означается не только светлость божества Его, но и теплота учения евангельского, всех верующих согревающая. Вопрошающий. Что означают слова: имам ключи ада и смерти? Отвещающий. Пророк Давид во псалме 114 глаголет: «Объяша мя болезни смертныя и беды адовы обретоша мя» ( Пс.114:3 ). Господь, обещавая Церкви своей неодоленность, глаголет: врата адова не одолеют ей. Вратами адовыми Господь именовал воздвизаемые от сатаны чрез язычников и еретиков гонения на Церковь , могущие сводити во ад, и все соблазны, которые наипаче в последнее время от антихриста на Церковь Христову воздвигнуты будут. Все сии ухищрения, воздвигаемые сатаной на Святую Церковь, одолеть Церковь, по обетованию Христову, не могут, и дабы кто не возомнил, что служители ада, елико хотят, толико и воздвизают на Святую Церковь свои ухищрения, ища ниспровергнуть ее, Господь разрушает таковое мнение сими глаголы: имам ключи ада и смерти, то есть смерть и ад не столько, сколько они хотят, изливают свою злобу на Церковь и чад ее, но елико Аз попущу им на умножение венцов верным, имущим пострадати от них, – на увенчание, а не на падение, якоже о том и апостол свидетельствует: «верен Бог, иже не оставит вас искусится паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести»( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

С. 19). Ср. в арамейском прототипе «Книги Еноха» по рукописям Кумрана, где сыны Божии отождествляются с падшим ангельским чином: «Их всех было двести, спустившихся во дни Йареда… (далее идёт перечисление имён ангелоначальников – авт.). Эти (две сотни) и их руководители [все взяли себе] жён из всех (тех женщин), которых они выбрали, и [они стали входить к ним и оскверняться с ними], и (они начали) обучать их (жён) колдовству и [чародейству…]. И они забеременели от них и породили [исполинов высотой в три тысячи локтей…» (Тантлевский–2000б. С. 112–114). Издатель и комментатор текста отмечает, что термин «сын Бога» в ветхозаветной традиции являлся одним из обозначений ангела в библейских текстах и позднейшей еврейской литературе (см.: Тантлевский–2000б. С. 73, 74, 114. Коммент. 30). Влияние этой древнеиудейской традиции, кроме цитированного Иоанна Малалы, испытали на себе Иустин Философ , Ириней, Климент Александрийский , Тертуллиан, которые восприняли легендарную версию о гигантах как детях ангелов и дочерей каинитов. Однако такие крупнейшие христианские авторитеты, как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский , Иероним и многие другие, однозначно трактовали «сынов Божиих» как сифитов (см.: ТБ. Т. 1. С. 45), а Августин по поводу «Книги Еноха» как источника ложных мнений о гигантах высказался следующим образом: «…писания, приводимые под его именем, которые содержат эти басни о гигантах, рассказывающие, что они не имели отцов из людей, справедливо от мудрых признаются подложными…» (Цит. по: Порфирьев–1872. С. 147). Поэтому, несмотря на многочисленные апокрифические включения, изложенные в Толковой Палее, версия происхождения гигантов и отличная от древнееврейской трактовка «сынов Божиих», с одной стороны, соответствует солидной христианской традиции, а с другой, учитывая, что в христианской традиции всё же были отклонения, даёт вполне соответствующую контексту антииудейской полемики трактовку вопроса. 411 История потопа воспроизводится в Палее в основном по Библии с дополнительными вариациями на библейскую тематику.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАСТРИДИЯ († не позднее нач. VII в.), прп. (пам. 24 нояб.). В кон. XII в. 2 связанных между собой рассказа из «Луга духовного» Иоанна Мосха были включены в состав учительного раздела древнерус. Пролога: одна история (под 24 нояб.) встречается только в пространной редакции, вторая (под 7 февр.) - в краткой и пространной редакциях. В древнерусском переводе действующим лицом обоих рассказов является некая М., тогда как в тексте Иоанна Мосха подвижница не названа по имени. Л. В. Прокопенко предположила, что составитель учительного раздела Пролога принял за имя собственное греч. слово μονστρια (монашка), которое в обоих случаях использует Иоанн Мосх ( Прокопенко. 2010. С. 231). При этом в Синайском патерике (старослав. перевод «Луга духовного») и в «Лимонисе» (древнерус. переработка Синайского патерика 2-й пол. XI в.) фигурирует «манастрия» (Синайский патерик. М., 1967. С. 114-116; РГБ. Троиц. 37. Л. 204 об.- 205, нач. XV в.) или «монострия» (Синайский патерик. М., 1967. С. 284-286). В 60-й гл. «Луга духовного» повествуется о том, как в Александрии одна благочестивая девица вела монашеский образ жизни, уединившись в своем доме и проводя время в заботе о душе, в посте, молитве и бдении. Кроме того, она подавала много милостыни. Враг рода человеческого, чтобы помешать ее богоугодным делам, сделал так, что в нее страстно влюбился один юноша. Он поджидал святую за дверью, следовал за ней, когда та шла в храм, иногда приближался и смущал ее любовными речами. Однажды дева позвала к себе юношу и спросила, чем же она так привлекает его. Юноша ответил, что был очарован ее глазами. Та тотчас же взяла челнок, которым ткала, и выколола себе очи. Юноша ужаснулся, а затем, поняв, что св. дева совершила это ради его спасения от соблазна, раскаялся и удалился в скит, где стал строгим подвижником. Девица же окончила свое житие, работая во имя Господа ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 60//PG. 87. Col. 2912-2913 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 76-77)). В русской агиографической традиции героиня этой истории, получившая имя Мастридия, впоследствии была включена в состав святых. В ВМЧ под 24 нояб. рассказ о М. занимает 2-ю позицию, т. е. перемещен в житийный раздел (ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3263-2364). Статус М. как святой РПЦ был закреплен краткой житийной заметкой о ней в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 463 об.) и проложным рассказом в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Нояб. С. 698-699).

http://pravenc.ru/text/2562554.html

Симеон Солунский , т. 2, стр. 15, гл. 9: «Он (Бог), чтобы соделать нас совершенными, какими создал, еще и воскресит умерших и восставит тела, с которыми мы жили и действовали, дабы мы восприяли воздаяние по делам». Макарий Египетский , духовные беседы, бес. 15. § 10, стр. 114–115: «Вопрос: в воскресение все ли члены будут воскрешены? Ответ: Богу все не трудно. Таково и обетование Его. Но человеческой немощи и человеческому рассудку кажется сие как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как бы иное какое-то естество... неподобное земле, и сотворил многие роды естеств, как то волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, влас не погибнет ( Лк.21:18 ), и все соделается световидным... но не разрешится и не сделается огнем, так что не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел – Павлом и Филипп – Филиппом». 4) Старообрядцы обвиняют православную церковь в непоклоннической ереси, будто бы в прав. церкви поклоны оставлены. Разбор: Это обвинение несправедливое, потому что непоклонническая ересь заключалась в следующем: «Ересь девятдесят первая не коленопоклонницы. Сии на всякое время молитв своих колену не хотят поклонити, но стояще присно молитвы своя творят» (Никон Черногорец, сл. 57, л. 481). А наша церковь о поклонах учит так: Деяние Московск. соб. 1667 г. л. 17 об. 18: «Еще же и поклоны в церкви подобает творити чином, в начале вхождения яко же обычай таже благоговейно стояти и безмятежно: егда убо удобное время есть и устав, еже поклоны творити: тогда да поклонятися всем вкупе: согласию бо быти во святей церкви лепо есть». Читать далее Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке/Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, XVII, с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Составленные о. Леонидом записки о. Илариона всем членам Синода и графу Толстому очень понравились, и граф Толстой желал бы издать их, но они еще не возвращены преосвященным Саратовским Иоанникием (Горским), которому они сообщены, чтоб он дополнил и сам принял к сведению изложенное в них 113 . О. Леонид с большой похвалой отзывался о калужском инспекторе архимандрите Агапите, что я передам Филиппову. Филиппов находит возможным перевести его в Санкт-Петербург, но предварительно желает знать о нем Ваше мнение, милостивый батюшка. Граф Толстой очень желает, чтобы П. Н. Глебов перешел к нему. Я видел Павла Николаевича, но не решился ему сказать об этом. За прерванный перевод Преподобного Орсисия с помощью Божиею надеюсь приняться с будущей недели. Графиня Александра Сергеевна Панина (урожденная Толстая, не графиня, а просто) на себя досадует и горюет, что, не сообщив Вам своего адреса, лишила себя счастья и утешения получить Ваше письмо. На будущей неделе она будет в Москве, где живет на Никитской в собственном доме. Т. И. Филиппов и Д. А. Кавелин (который собирается сам писать к Вам) свидетельствуют Вам свое почтение и просят Вашего благословения и святых молитв. Глеб выздоравливает. На этой неделе хотелось бы мне поговеть и, если Бог даст, приобщиться Святых Таин в субботу. Помолитесь, батюшка, чтоб сие свершилось во исцеление души и тела меня, недостойного. Если брат мой Максим будет у Вас, я радуюсь за него и поручаю его Вашей отеческой любви. Припадая к ногам Вашим, прошу Вашего прощения и отеческого благословения и поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. На Литейной, в Доме Духовного Ведомства Православного Исповедания 30. Санкт-Петербург, 4 февраля 1858 г. 14 114 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Прежде всего, скажу тебе радостную весть: брат твой Максим Карлович теперь сын нашей Православной Церкви. Ты давно сего желал, и вот Бог тебя утешил. 8 числа февраля в субботу он присоединен к нашей Церкви, а 9 числа сподобился приобщения Святых Христовых Таин, и все это в нашем скитском храме было, и с большим чувством радости принимал это священносовершение над ним, утешаем благодатью Святого Духа. Ты уже, верно, получил письмо его о сем событии. Он поехал от нас того ж 9 числа час пополудни на Москву, где не будет никому показываться, кроме Натальи Петровны, и поедет в Саратов. Слава и благодарение Господу, просветившему разум и сердце его познанием истины, и да утвердится он в твердом исповедании нашей веры. Да прольет Господь свет сей и на прочих членов твоего рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Семьдесят толков он называет «мудрыми мужами» 109 . Иисуса Христа Иустин называет за Его «мудрость» достойным Сыном Божиим 110 . В одном месте Иустин говорит, что «духа мудрости» имел Соломон, разума и совета – Даниил, силы и благочестия – Моисей, страха Божия и ведения – Исаия. К этому Иустин прибавляет: «и другие подобным же образом, каждый – или одну силу, или попеременно, то одну, то другую» 111 . Эти слова имеют некоторое отдаленное сходство со словами апост. Павла 1Кор. 12:7 . Феофил Антиохийский в письме к Автолику людьми «вдохновенными и умудренными Богом» называет пророков, которые передавали людям мудрость от Бога и, обладая сами ею, говорили о сотворении мира и обо всем остальном, предсказывали голод, войны и проч. 112 . На основании изложенного, можно точнее определить и выражение «слово мудрости». Иустин под ним разумеет слова Притч. 8:21 113 . Этим выражением обозначается вообще такая речь, которая искуснее, чем речь простая, обыкновенная, будет ли это искусство выражаться в мудрых указаниях, пригодных для практической деятельности, или в наилучшем освещении предмета, или, наконец, в художественном сочетании отдельных слов и мыслей. В 8 стихе под словом мудрости апостол разумеет, конечно, в строгом смысле религиозную речь, в которой видны проблески мудрости, т.е. такую, которая, отличаясь обычными свойствами искусной, ораторской речи, еще глубоко проникает в богословские тайны и раскрывает их, а равно и дает практические указания, имеющие особенную ценность для жизни б) Слово знания В противоположность «мудрости», словом «знание» обозначается обыкновенно знание приобретенное. Мудрость преподается непосредственно Св. Духом, который есть не только посредник, но и виновник этого дара 114 . Знание приобретается самим человеком при содействии Св. Духа. Конечно, и знание, как и мудрость, есть дар Св. Духа. Различие в том, что мудрость преподается, знание приобретается трудом. Если знание истинно, то оно приобретается в согласии с волею и святостью (κατ) Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Несмотря на видимое стремление старокатоликов к Православию, в СПбДА преобладало реальное отношение к этому процессу, который был еще далек от того, чтобы принести видимые плоды. И хотя с 1873 г., после того как старокатолики прислали в Отдел ОЛДП перечень догматических и главных обрядовых особенностей, отличающих Западную Церковь от Православной, было положено довольно прочное основание для обсуждения условий соединения старокатоликов с Православной Церковью, все же, как отмечалось в «Церковном вестнике», «попытки к какому-нибудь примирению или соглашению православного учения с несуществующим пока единогласным старокатолическим учением должны быть признаны еще преждевременными» 112 . Члены богословской комиссии Отдела ОЛДП привлекали к разработке старокатолической тематики наиболее способных выпускников СПбДА. Их кандидатские работы написаны на достаточно высоком уровне; таковы, например: «Современное старокатолическое движение и его отношение к Православию» (1874), «Критический разбор догматического и канонического учения старокатоликов» и «Старокатолическое движение, его задачи и надежды» (1884). Как известно, на Боннской конференции 1875 г. одной из основных обсуждавшихся тем был вопрос о Филиокве. Этот важный в старокатолической догматике вопрос стал предметом исследований выпускников СПбДА. Так, в 1879 г. магистерскую работу «Учение св. Иоанна Дамаскина об исхождении Святого Духа, изложенное в связи с тезисами Боннской конференции 1875 года» успешно защитил выпускник СПбДА – преподаватель Литовской Духовной Семинарии Η. М. Богородский 113 . Оппонентами были профессора СПбДА А. Л. Катанский и И. Т. Осинин. В ходе защиты несколько замечаний сделал ректор СПбДА протоиерей И. Л. Янышев, для которого тема диссертации имела особый интерес, поскольку он был деятельным участником встреч со старокатоликами 114 . Дальнейшее освещение вопрос о Филиокве получил в трудах профессоров СПбДА В. В. Болотова и А. Л. Катанского , которые вошли в состав комиссии по подготовке диалога со старокатоликами, учрежденной согласно указу Св. Синода от 15 декабря 1892 г. 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В канонах на предпразднства Богородичных праздников: Рождества Пресвятой Богородицы и Введения Ее во храм, Преподобный, воспевая, предпразднуя праздник, неукоснительно вместе с тем думает о человеке. “Родися днесь мост, — в глубокой думе изрекает он в каноне на предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы, — преводящ к свету человечество, лествица небесная, гора Божия явственнейшая Богородица Дева, Юже ублажаем” 114 . В девятой песни преподобный Иосиф еще раз закрепляет эту мысль: “Днесь земля ликует, — повествует он, — новое бо небо виде в немже вселився плотию, небес превыше возведет человеки” 115 . Небо новое  — рождающаяся Матерь Божия, но и людей возведет Рождшийся из Нее — превыше небес . Та же сокровенная и глубокая мысль о людях, о спасении их обнаруживается у преподобного Иосифа Песнописца и в его каноне на предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы (и именно в 9-й песни, акростих которой свидетельствует о принадлежности канона преподобному Иосифу). “Се Божия гора святая со свещами светлыми внутрь во святая шествует, — утверждает Преподобный в этой песни, — от Нея же камень отсечется человеки же самыя соделает храмы и честная обителища” 116 . Эти храмы из естества человеческого соделает Тот, Кто, как камень , отсечется от естества Девы. Но люди уже присутствуют на торжественном входе Пречистой во храм, и преподобный Иосиф показывает, что и само великое таинство Ее вхождения во Святая святых происходит ради них: во святая шествует , да че­ло­ве­ки соделаются храмами. Та же мысль владеет Преподобным в его каноне на положение честного пояса Пресвятой Богородицы (31 августа), когда в девятой песни он так заканчивает один из ее тропарей: “Вся земля ликует и почитает Тя, радости неизглаголанныя исполнившую человечество” 117 . Земля, по преподобному Иосифу, ликует тогда, когда радости исполняется и все человечество . Изложенное в данном разделе, наряду с приведенной нами отдельно проповедью покаяния, является как бы центральным во всем творчестве преподобного Песнописца. Тревога за человека, его мрачный грех, удаляющий от Бога, призыв к спасительному самовоззрению и покаянию перед Содетелем всяческих завершается для него тем, что он указывает на спасительные таинства веры Христовой, всегда находя в них место пришедшему к Богу, смирившемуся и сознавшему свою неправду человеку. Это по преимуществу и составляет основное содержание трудов преподобного Иосифа наряду с отмеченной нами выше углубленной его работой над формой изложения истин христианства, почему каноны преподобного Песнописца представляют большую ценность и как произведения слова.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010