Вопрос: 1.Прочел книгу старообрядческого начетчика и писателя Ф.Е.Мельникова " Блуждающее богословие " . Очень аргументированная и цельная книга. Иной раз кажется, что возразить просто нечего. 2. Слышал, что в МДА в качестве полемики предлагают именно эту работу, но так никто не решился. Это правда? Скажите, есть ли отповедь данной работе Мельникова со стороны нашей Церкви? Отвечает священник Афанасий Гумеров : 1. Автор представляет свою книгу как «обзор веро­учения господствующей церкви». Читатель ожидает встретить разбор трудов наших известных и самых авторитетных богословов «господствущей Церкви»: Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, Филарета (Гумилевского); академистов – протоиерея А.В.Горского, М.Д.Муретова, В.В.Болотова, И.В.Попова, Н.Н. Глубоковского и др. Вместо этого Мельников в колоссальном массиве публикаций более чем за 200 лет (в периодике и отдельных изданиях) находит высказывания различных авторов, многих из которых богословами назвать трудно. Для критики богословия «господствующей Церкви» Ф.Мельников привлекает также высказывания светских публицистов (Ю.Самарина, М.Меньшикова, Л.Тихомирова). Вчитываясь в книгу, начинаешь замечать, что обвинения делаются совершенно голословно. Так автор приводит мнение прот. А.Лебедева, что святитель Димитрий Ростовский держался догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Сам Ф.Мельников почему-то непосредственно к творениям святителя не обращается, что совершенно не корректно с точки зрения культуры полемики. В творениях святителя мы находим совсем другие воззрения. В Слове на Рождество Богородицы он пишет: «Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства. О сем святый Дамаскин, обращаясь к святым праведным Богоотцам, говорит так: «о блаженные супруги, Иоаким и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: от плод их познаете их. Вы устроили свою жизнь, как благоугодно Богу и как достойно сие Рожденной от вас…». Сими словами святый Дамаскин ясно показывает, от каких родителей рождена Божия Матерь, из сколь драгоценных веществ устроена палата Царя Небесного». В житии святых прав. Иоакима и Анны святитель говорит: «Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы (9 сент.). Где же здесь латинский догмат?

http://pravoslavie.ru/6301.html

Поучение в день Рождества Пресвятой Богородицы Ныне у нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник этот поучителен для отцов и матерей, поучителен он и для наших сыновей и дочерей. Вспомните, други мои, кто были родители Пресвятой Девы Марии, и кто была Она Сама – дочь их? Родители Ее Иоаким и Анна были люди праведные и всегда чтили Бога. Они чтили Его и своими усердными молитвами, чтили Его и добрыми делами. Много прожили они на свете, дожили уже и до старости, но, к великой горести своей, не имели детей, о чем они, как люди, скорбели и горевали. Долго и усердно молили они Бога, чтобы он послал им дитя на утешение. И вот Господь услыхал их молитву и послал им дочь Марию. Престарелые родители радовались – не нарадовались, и благодарили Бога за дарованную им дочь. И не одни только Иоаким и Анна радовались о рождении своей дочери. Пресвятая Дева Мария рождением своим принесла великую радость и всему роду человеческому; ибо от Нее воплотился Господь наш Иисус Христос – наша вечная радость. Из сего, други мои, должны мы научиться, что благочестивым и добрым родителям посылает Господь умных и добрых детей. Всякое древо доброе, сказал Господь, плоды добры творит (Мф. 7:17). И это справедливо. Почитают родители Бога, боятся прогневить Его худым словом, худым делом, – таковы и дети от них рождаются: и дети их бывают богобоязненны и в душе своей имеют Божий страх. Благочестие родителей переходит и на их детей. Трудолюбивы и богомольны родители, – и дети их приучаются к труду и молитве. Хорошо родители обходятся с людьми, почтительно и уважительно, – таковы и дети их бывают, и они, по примеру и наставлению своих родителей, почитают старших, уважают начальствующих. Такие дети вырастают на радость, не только своим отцам и матерям, они вырастают и людям на радость, церкви на утешение, царю и отечеству на пользу. Такие дети, как добрые христиане, и сами бывают добрыми отцами и матерями, умными хозяевами, верными воинами, добрыми и справедливыми начальниками. От того на таких детях и на их отцах и матерях почивает благословение Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

преподобный Неофит, затворник Кипрский Содержание    Благослови, отче!    1. Цветок является началом всякого плода; и это — совершенно очевидно; Рождество же Богоданной и предвозвещенной Богом Пречистой и Всенепорочной Марии Приснодевы является началом нашего спасения: и это — совершенно ясно. Сей Праздник сегодня мы, радуясь, достодолжно совершаем. Потому что, дабы по причине Ее целый круг лета (года) был благословен, вот, Она родилась в настоящем месяце, который — первый в году; почила же бессмертным сном в последний месяц (август), дабы, сущие между ними, десять месяцев, объявши в круг, благословить Своим Рождеством и Своим живоносным Успением, о котором теперь не время говорить, а — когда наступит время Ее святого Успения. Ныне же мы приступили к краткому рассуждению о святом Ее Рождестве, и столько имеем поведать о Ней, сколько благодать Ее, простираясь, внушит нам слово.    2. Родители Сей Богоотроковицы были Иоаким и Анна, из рода Давида Царя, из племени Иуды, хранители Закона и тщательные соблюдатели Божиих заповедей, весьма богатые имуществом, еще более богатые добродетелью, в отношении которой их вдохновил Бог, — но — бедные бесчадием, по причине уз неплодства блаженной Анны. Вот, из-за этого часто им приходилось терпеть поношения со стороны сынов Израилевых; приносили же они Богу свои жертвы вдвойне; но и сященники, принимавшие эти дары, дерзали поносить их за то, что они не имели семени во Израиле. Посему праведный Иоаким, весьма страдая и устраняясь от всякого общения с людьми, удалился в пустынное место и, постившись сорок дней, в плаче и в посте умолял Бога, и — «возьми от меня Господи, — говорил он, — возьми от меня поношение бесчадства и презрения, и соблаговоли, Господи, даровать мне прекрасное семя (чадо), и я опять воздам его (возвращу его), Владыко, Твоей Святыне».    Вот, таким образом Праведник, моля Божию милость, получил желанное; потому что, по слову Писания: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их» (Пс.33:18). И, вот, в силу этого, Господь тотчас же услышал его, так что чрез семя (чадо) Его совершилась прежде веков пророченная сокровенная Тайна. Поэтому и Ангел Божий, посланный к Иоакиму, сказал ему: «Господь услышал молитву твою, и зачнет Анна, жена твоя, и во всей вселенной твое Семя прославится».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3689...

протоиерей Михаил Браверман Зачатие Пресвятой Богородицы Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог. Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна. Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [ Быт. 12:3 ]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [ Лк. 1:6–7 ]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой. И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного. Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [ Гал. 3:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Иже в законней благодати праведни бывше,/Младенца богоданнаго породиша нам Иоаким и Анна./Темже днесь светло торжествует,/весело празднующи, Божественная Церковь, честную вашу память,/славящи Бога,//воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове. Перевод: Благодатно пребывая праведными в Законе, Младенца данного Богом породили нам Иоаким и Анна. Потому сегодня светло торжествует, радостно празднуя, Божественная Церковь, почитаемую память вашу, прославляя Бога, воздвигшего рог спасения нашего в доме Давида ( Пс.17:3 ). Кондак, глас 2 Радуется ныне Анна,/неплодства разрешившися соуз,/и питает Пречистую,/созывающи вся воспети/Даровавшаго от чрева ея человеком//едину Матерь и Неискусомужную. Перевод: Радуется сегодня Анна, освободившись от уз бесплодия, и питает Пречистую, созывая всех воспеть Даровавшего из чрева ее всем людям единственную Мать, мужа не Познавшую. Молитва 1я Аудио: О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pra...

Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа Неделя святых праотец – празднование Православной Церкви в честь святых праведников Ветхого Завета. Празднуется в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа. К праотцам относятся библейские патриархи, пророки, праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви по крайней мере со второй половины IV века, оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с Иерусалимской Церковью. По некоторым свидетельствам, перед Рождеством Христовым была в свое время установлена память лишь Авраама, Исаака и Иакова, но ныне имеется два особых празднования ветхозаветным святым – Неделя святых праотцев (всех ветхозаветных праведников) и Неделя святых отцов (предков Иисуса Христа по плоти). Поминовение ветхозаветных святых в чине литургии засвидетельствовано уже в тайноводственных словах св. Кирилла Иерусалимского, который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству». В нынешней практике Церкви оно имеется в ходатайственной молитве перед причастием в Литургии Василия Великого: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-nede...

101. В неделю 25-ю по Пятидесятнице Ныне у нас великий праздник, христиане, в честь и славу Богоотроковицы – Всецарицы Богородицы, которую праведные родители по трехлетнем возрасте привели во храм; привели, потому что обещали посвятить ее Богу, и принесли Ему в дар то, что от Него получили; привели ее трехлетнюю – в честь пресвятой Троицы и в знаменование трех отроков в пещи неопалимых; привели тогда, когда дитя особенно доставляет утешение своим родителям, привели, дабы сохранить от мирских нравов; привели, ибо знали, предузревали в ней сосуд избранный, село невместимого Бога. Чему доброму мы можем научиться из сего события и праздника Всецарицы Богородицы? Не дерзаем в лице приснодевы отроковицы слабым разумом погружаться в неизмеримое море тмочисленных таинств, наполняющих и окружающих сие Богоустроенное событие, – мы земля, а Она небо, мы тьма, наполненная грехами, а Она свет, освещаемый немерцающим Солнцем – Христом Богом. Родители Богоотроковицы просили у Бога дара – чадо, и получили, потому что обещали отдать оный Богу же. Проси и ты, христианин, себе какого-либо дара, и ты получишь; но только тогда, когда обещаешь оный воздать Богу. Праведные Иоаким и Анна – что обещали Богу, то исполнили. Мы, по безрассудству, многое нечто иногда обещаем, особенно когда впадаем в беду: но часто Бога обманываем, и через то самое обманываемся сами, – более теряем того, что выпрашиваем и не исполняем обещанного. Они принесли дар Богу, приведя отроковицу во храм Божий; потому что нет на свете другого лучшего места, как храм Божий – из храма своего, из своего дома, куда Господь сам собрал все свои благодатные дары и где всякая благодатная, земная жертва освящается, – из храма только Господь принимает всякую жертву, всякое приношение. Церковь Божия есть тот же рай на земле, как бы некими древами небесными насажденный и наполненный ароматами богоблагодатными. Тут Христос-Бог на жертвеннике, тут сияющее духовное, богоблагодатное солнце, просвещающее умы – слово Божие, или св. Евангелие, – тут в ликах все святые – друзья Божии и невидимые ангелы, – тут древо жизни – крест Христов, тут царство истины, тут правда и мир, тут небо новое и земля новая: не сюда ли все мы спасающиеся, должны и сами ходить и детей водить? Мир – огромная больница, поле мертвецов, поприще грешников, царство невидимых бесов, соблазняющих и искушающих человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

144. На память Саввы освященного Истинный христианин есть истинный монах. Что требуется от монаха, чего не требовалось бы от христианина? Для монаха нужна пустыня. Для истинного христианина весь мир – пустыня: отечество – пустыня, город – пустыня, общество – пустыня, семейство – пустыня и душа, пустыня, в которой он должен бояться страстей, как лютых зверей. Истинный христианин всецело живет во Христе и со Христом. Он людей бегает, как монах роскошных столов, как монах нарядов, как монах мягкого одра, как монах. Монах старается умертвить страсти, а христианин истинный станет ли возбуждать страсти? Не должен ли христианин быть нестяжателен или нищий духом? Не должен ли он быть целомудрен, как праведные Авраам и Сарра, которых посетила святая Троица, как праведные Иоаким и Анна, родители Божией Матери, как Захарий и Елисавета, родители св. Предтечи и Крестителя Иоанна? Истинный христианин, как и монах, не пойдет в нетрезвый дом на гульбище. Не указывайте мне на строгость монашеских правил, они обязательны для всех по уставу Святой Церкви. Монах не вступает в брак, а ты, христианин, имеющий супругу, по словам апостола, должен быть «женящеся, яко не женящеся» 164 , т. е. женатый, но как бы не имеющий жены. Супруга дается человеку для того, чтобы она была ему уздой против похоти плоти, ограждением и охранением его целомудрия, а не для того, чтобы супруги оба утопали в благе похотей плотских. Монаху запрещается заниматься торговлей. Истинному христианину апостол Павел повелевает быть «купующим, якоже не требующим» 165 , т. е. быть совершенно бескорыстным в делах торговли. От монаха требуется постоянная молитва . А не всем ли христианам апостол сказал: «непрестанно молитеся» 166 . Но если ты истинный христианин, то молитва непрестанно должна быть на устах твоих. Мысль о Боге – непрестанная, беседа в сердце – неумолкаемая. Да и что значат слова Господа: кто «хочет душу свою спасти, погубит ю» 167 ? Эти слова означают то, что истинный христианин должен быть мертв для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией 22 декабря. ПРАВМИР. Церковь празднует зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Многие иконы, посвященные Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. «Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную». Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 сентября, 2021 18 ноября, 2019 16 ноября, 2019 13 ноября, 2019 31 октября, 2019 25 августа, 2019 24 августа, 2019 22 июня, 2019 4 мая, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-zach...

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами 22 декабря. ПРАВМИР. Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галилеи. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную. Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2023 19 августа, 2023 19 августа, 2022 17 декабря, 2021 13 декабря, 2021 14 октября, 2021 6 апреля, 2021 18 января, 2021 6 июня, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-zach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010