Слово архиепископа кишиневского Анастасия, произнесенное в Московском Успенском Соборе при поставлении на патриарший престол митрополита Тихона, 21 ноября 1917 года Источник Скачать epub pdf «Веселится ныне церковь Божия, зря, как Богоизбранная Отроковица входит в храм Господень, благодать совводящи». Ликуют ныне и радуются сугубою радостью православные русские люди, видя, как предводимый самою Пречистою в Ея храм входит Святитель великий, предобразуя нам благоволение Божие. Со светильниками и божественными песньми праведные Иоаким и Анна и с ними девственный лик ввели в храм Иерусалимский чистую Деву, чтобы уневестить Ее Небесному Жениху. В блистании священных огней, с пении и лики, поистине, как жениха церковного, ввел Священный Собор в дом Богородицы богоизбранного патриарха, чтобы обручить его с первосвятительским престолом и со всею Церковью Российскою. В самое Святая Святых древняго храма вступила ныне Пречистая Богоматерь. Не во Святое-ли Святых Русской земли вошел и наш нареченный Первосвятитель, когда вступил под сень величайшей святыни Русского народа: здесь все проникнуто благоуханием святыни, здесь, в доме Пречистой, искони было средоточие благоговейных помыслов, молитв и обетов православных русских людей; на этом благодатном месте святая Русь издревле соприкасалась с небом и ея живые земные строители таинственным союзом соединялись с ея небесными печальниками и заступниками. От собора этих святых предстоятелей за Русь и поставляется ныне новый светильник Церкви; от их благодатной руки изливается сугубое благословение на главу нового первоиерарха, как миро на главу Аароню. Сама Пречистая Матерь Божия от Своея чудныя иконы вручила ему жребий его высокого служения и соделала его стражем Своего Дома и всего православного достояния русской земли. Великий первопрестольник Российский Святитель Петр простирает ему свой жезл, процветший благодатью, чтобы ныне, когда раздирается хитон русской церкви, когда раздираются ризы русской державы и об одежде ея мещут жребий, он, наш новый первостоятель, собрал этим свяшенным жезлом расточенное, соединиль разстоящееся, подражая самому блаженному строителю и собирателю древней Руси, святому Петру и единоправным ему святителям Алексию и Ионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf Предлагаем вашему вниманию еще одну ранее не издававшуюся проповедь Батюшки в день Успения Пресвятой Богородицы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие мои, други наши! «Придите всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем». Сегодня Пресвятая наша Матерь Царица Небесная созвала нас славить Ее  божественное преставление и воспевать Ее, благословенную от всех родов человеческих во веки веков. День сей особый, ибо только со дня Своего Успения по духу святыни Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы. Земная жизнь Божией Матери сокровенна, но беспримерный, неповторимый подвиг Ее жизни обручил творение с Творцом, человека с Богом. Господь – Сын Божий и Сын человеческий, Ее Сын прошел путь человеческой жизни от рождения до смерти, воскрес и восшел туда, где был первее, возведя Собой в Царство Небесное к Престолу Божию и плоть человеческую. А вслед за Ним, Своим Сыном, взошла к Триипостасному Божеству и тоже с плотию Дщерь человеческая Пресвятая Мария. Ее Успение явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным. Воспоминания о Деве Марии в Священном Писании крайне скудны, но таинственная тень Ее жизни высвечивается жизнью тех, с кем рядом идет по ней Она. Ее родители Иоаким и Анна еще вне христианства, еще подзаконные, но они так верили Богу, что это вменилось им в праведность. Они жили верой и молитвой, неся до глубокой старости скорбь о бездетности и боль поруганий. Теперь мы назвали бы это крестоношением. И Божие благословение на рождение дщери, вопреки законам естества, увенчало их подвиг. Дщерь – плод их молитвы и праведности – унаследовала от родителей их праведность, но и по естеству общий всем земнородным первородный грех. Она вполне и всецело дщерь рода человеческого от зачатия и рождения до смерти. Обет же, данный родителями Богу, привел Ее, трехлетнюю юницу Марию, в храм Божий «воспитатися от Святая святых ». Первосвященник Захария, исполняя таинственное Божие веление, на удивление всех вводит Ее  туда, куда и сам то входит лишь единожды в год. И опять покров тайны на время скрывает Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/1320003.html

Точка призыва Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1–8 декабря. - Введение во храм Богородицы. – Взрыв в Ессентуках. – Истерическая любовь к олигархам. – Выборы головой. – Призыв митрополита Лавра. – Раскольники и медиапсихоз. – Ситуация в Прибалтике. – Свобода от «проклятых вопросов». – Культура как творение духа. – Православность вместо православия. На прошлой неделе Православная Церковь отметила один из великих двунадесятых праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Накануне праздника Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт «Русская линия» . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником. Как сообщает сайт «Вестей» , «утренние торжественные богослужения пройдут во всех православных храмах, в том числе и в Успенском соборе московского Кремля». А сайт «Newsru.com» в своей информации рассказывает о том, историческом событии, которое легло в основу праздника: «В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны, но, получив свыше обетование о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. … Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм, где совершался обряд, предписанный Законом. Введение Девы Марии во храм было совершено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года. Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочь на первую ступень храма, Анна сказала: «Иди к Тому, кто даровал мне тебя». Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высоким ступеням храма и была принята первосвященником, который ввел ее даже во «Святая Святых». Как отмечает сайт «НТВ» , «упоминания о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского».

http://pravoslavie.ru/4866.html

Узнать и понять Россию Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 20 – 27 сентября. - Рождество Богородицы. – Программа Собора. – Духовное преображение. - Поправки в закон о земле. – Беслан, ислам и покаяние. – Помешательство по-польски. – Татарстан и Крым. – Кришнаитская ложь и запугивание. – Образования нет и не будет. – Два интервью. – Праведный Симеон Верхотруский. Во вторник прошлой недели, 21 сентября, Православная Церковь праздновала один из почитаемых двунадесятых праздников - Рождество Пресвятой Богородицы. «Церковь свидетельствует, что рождество Девы Марии принесло радость не только праведным Иоакиму и Анне, долго и терпеливо ожидавшим благословения Божия, а «всей вселенней», и объясняет причину этой всеобщей радости: «Из Тебе бо, - то есть от Пресвятой Девы, - воссия Солнце Правды Христос Бог наш», - пишет об этом днем «Православная газета» . Кратко об истории праздника рассказывается в сообщении на сайте «Newsru.com»: «Дева Мария была рождена по особому обетованию Бога, данного Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. … Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, на служение Богу в храме. Молитвы Иоакима и Анны были услышаны Богом, и архангел Гавриил возвестил им, что у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру». Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы относятся ко второй половине V века. Примерно в это же время праздник был включен в церковный календарь. РИА «Новости» в информации, посвященной празднику , сообщает: «Христиане верят, что Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства дьяволу, что это радостное событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни». Праздник Рождества Богородицы занимает особое место в истории России – «ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом. В память об этом событии в Москве основан Рождественский монастырь», - отмечается в сообщении НТВ . Также скупое сообщение о великом христианском празднике публикуют «Вести» и «Страна. Ru » .

http://pravoslavie.ru/4906.html

Девятый день. Поуч. 2-ое. Св. праведные богоотцы Иоаким и Анна. (Уроки из их жизни: а) благочестие не мешает семейной жизни, б) христиане не должны чуждаться семейной жизни и в) страшиться многочадия). I. Перенесемся, христиане, мыслию нашею за 19 почти веков назад, к тем временам ветхозаветной истории, когда народ все более и более терял свою независимость и самостоятельность и когда наступало время совершиться делу спасения рода человеческого чрез единородного Сына Божия Иисуса Христа, воплотившегося от Духа Свята и преблагословенные Девы Марии. В те дни в бедном городке галилейском Назарете жила благочестивая чета Иоаким и Анна. Эти смиренные назаретяне не были ничем знамениты во Израили, не отличались от простых жителей Назарета никакими особенными преимуществами внешними. Однако, не знатные в очах человеческих, Иоаким и Анна были велики пред Богом своею верою и благочестием; не славные богатством тлеющим, они были богаты праведною жизнию и добродетелями. Скромная, трудолюбивая, богобоязненная жизнь доставляла им не только честное довольство, а и некоторый избыток, который давал им возможность делать более дел благочестия и человеколюбия, нежели сколько требовал самый закон. Св. Иоаким имел обычай весь плод трудов своих разделять на три части: одну посвящал Богу в жертвах и приношениях алтарю Господню вместо требуемой законом десятины, другую раздавал бедным и убогим и только третью часть оставлял на содержание своего дома. Уже это одно ставило его неизмеримо, выше тех, славившихся во Израили праведников, которые исправно платили десятину и оставляли важнейшее закона – милость и правду, – которые от великих сокровищ своих подавали лепты среди торжищ «да видимы будут человеки» и в то же время поядали дома вдовиц. Но вся высота внутреннего благочестия праведной четы, их чистоты и святости, их духовного совершенства в вере и упования на Бога открылась впоследствии, когда угодно было Господу явить всему миру великое их предназначение. Казалось, ничто не должно было возмущать мирной, благословенной, всем довольной жизни благочестивых супругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поучение 1-ое. Праздник зачатия св. Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. (О верности обетам, даваемым Богу вообще и в особенности о верности христиан обетам крещения). I. Святые и праведные Иоаким и Анна, ныне ублажаемые, дожили до глубокой старости, не имея детей. Оба они были весьма благочестивые и богобоязненные, но Господу угодно было укреплять их веру и терпение огорчением безчадия, чтобы впоследствии явить им величайшую Свою милость и соделать их орудиями Своего домостроительства. Благочестивые супруги дожили до глубокой старости, однако не теряли надежды и веры во всемогущую силу Божию, способную разрешить их неплодство. Они постились и пламенно молились Господу снять с них поношение, обещаясь посвятить рожденное у них дитя на служение Господу. Особенный случай усилил их скорбь о безчадии и вместе с этим молитву Господу о снятии с них поношения. В один из великих праздников Иоаким пришел в Иерусалим с своею обычною жертвою, но за безчадие был устранен от принесения жертвы, доколе не приступили к жертвеннику израильтяне, имевшие детей. Огорченный этим до глубины души, праведный Иоаким не хотел возвращаться домой, но удалился в горы, где паслись его стада, и там проводил время в посте и молитве Господу о разрешении их неплодства. О том же слезно просила Господа и супруга его Анна, услышавшая о том, что случилось с Иоакимом в Иерусалиме. Господь услышал молитву праведников. Однажды, когда праведная Анна была погружена в свои тяжелыя думы, ей предстал ангел с следующими словами: «Анна! услышана молитва твоя: ты родишь Преблагословенную дщерь Марию, от Коей произойдет спасение всему миру». Тою же вестию обрадован был и праведный Иоаким: явившийся ему ангел повелел ему идти в Иерусалим, где, в знамение неложности Божественного обетования, он должен был встретить у златых ворот храма свою супругу. Ангельская весть не замедлила исполниться: Господь даровал Иоакиму и Анне Пречистую дщерь Марию, соделавшуюся одушевленным храмом Божиим. Все старания благочестивых родителей теперь устремились к тому, чтобы Богодарованное им дитя от дня рождения сохранить в чистоте и нравственном совершенстве. Древнее предание повествует, что святые Иоаким и Анна допускали к благословенной дщери своей только чистых и непорочных еврейских девиц. Три года они воспитывали Пренепорочную Деву Марию дома, а потом, исполняя данное ими Богу обещание, отвели Ее на жительство в иерусалимский храм. Здесь, вдали от суеты мирской, Пречистая Мария и приготовлялась к великому жребию соделаться Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иоаким, богатый и праведный среди двенадцати колен Израилевых, принес дары свои Богу; но так как он был бездетен, то священники не приняли их, говоря: „не следует тебе принести дары Богу, поскольку ты не имеешь потомства во Израиле». Смущенный и удручаемый скорбью, Иоаким вышел из храма, и, возшедши на одну гору, в уединении молясь Богу, с сокрушенным сердцем взывал, говоря: „Ты, Господи Сердцеведче, Творче всего видимого и невидимого, простерший небо яко кожу ( Пс. 103:2 )! Словом Своим сотворивший солнце для светения днем и луну со звездами для светения ночью, повелевший облакам производить дождь и собравший дуновения ветров, наполнивший море родами рыб, населивший землю бессловесными, зверями и птицами и питающий их по Своему усмотрению, произращающий на земле траву и украшающий деревья свойственными каждому из них цветами! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия, да будут немы устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением« ( Пс. 30:18, 19 ). Таковы были воззвания праведника, таковы были мольбы праотца, таковы стенания прискорбной души Иоакима... Что же Анна? Ведь хорошо вспомнить и ее вещания. Согласно живя с мужем своим с цветущей молодости своей почти до старости, она во все время была бесплодна. В отсутствие мужа сия праведница, как любящая уединение горлица, взывала к Творцу и Создателю: „Господь Саваоф, седяший на херувимех ( Дан. 3:54 ), дориносимый тьмами тем ангелов, славословимый тысячами тысяч воинств небесных и песнословимый от серафимов, сотворивший рукою Твоею Адама, вдунувший в него жизнь живоносным повелением Своим и из ребра его создавший жену, и сочетавший двух во-едино ( Быт. 2:24 ), – Аврааму рабу Твоему давший сына Исаака, во дни старости его при бесплодии Сарры, и соделавший его отцом множества народов, – одноименной и одноплеменной мне Анне даровавший, по молитве сына, прекраснейшего и святого отрока Самуила! Призри из дому святаго Твоего ( Варух. 2:16 ), Всевышний, и отверзи утробу мою для чадородия, отгони от меня печаль о бесплодии моем и расторгни узы бесчадия моего, да плод, имеющий родиться от рабы Твоей, мужеский или женский, принесу Тебе в дар, как благовонный фимиам, как чистое приношение, как драгоценный дар, как священное пожертвование, как божественное жилище, как непорочную агницу или как первородного агнца, как нового Исаака». Когда Иоаким и Анна оба так взывали, явился им ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: „Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога“. После сего благовестия Иоаким сошел с горы в радости и веселии сердца, и заматоревшая Анна, сверх чаяния, оказалась плодородною и по прошествии девяти месяцев (как того требует природа человеческая) родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, ходатаицу о спасении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

587 год до н.э. Иерусалим разрушен вавилонской армией (2 Царств 25; Иеремии 39). Два последних десятилетия, начиная с 609 года, на маленькое государство Иудею и ее столицу Иерусалим обрушился целый ряд страшных потрясений. Праведный царь Иосия, который за короткий срок пребывания на троне, привел государство к независимости и процветанию, был убит в сражении с египтянами у Мсгиддо в 609 году до н.э. ( 4Цар.23:2830 ). В мгновение Иудея потеряла независимость, наметился общий спад. Египтяне сместили с трона наследника и сына Иосии, Иоахаза, наложили на страну дань, и посадили на престол марионеточного царя, другого сына Иосии, Елиакима, которому дали имя Иоаким (609598 гг. до н.э.). За время правления Иоакима Вавилон распространил господство на всю территорию Месопотамии. В 605 году Навуходоносор разбил египетскую армию при Каркемише и распространил свое влияние на территорию Палестины. В 601 году, в очередном сражении египетская армия одержала верх над вавилонским войском, и Иоаким обратился к Египту за помощью и восстал против вавилонского господства ( 4Цар.24:1 ). В 598 году вавилонский царь Навуходоносор вернулся в Иудею. Иоаким умер за три месяца до падения Иерусалима (возможно, по дороге в плен? 2Пар.36:6 ), а на трон был возведен его сын, восемнадцатилетний Иехония. К несчастью Иехония был взят в плен и пробыл в вавилонской тюрьме 37 лет ( 4Цар.24:1012, 25:27 ). Навуходоносор забрал с собой в Вавилон трофеи и тысячи ведущих граждан страны, включая Иезекииля ( 4Цар.24:1314:16 ), а на трон посадил своего марионеточного царя, дядю Иехонии, Маттафию, которому дал новое имя Седекия. Седекия был слабым монархом, его легко могла склонить на свою сторону любая политическая партия Иерусалима. Его быстро убедили восстать против Вавилона, и, несмотря на предупреждения Иеремии, он согласился. На этот раз в 58887 годах Навуходоносор пришел, чтобы отомстить и разрушить Иерусалим и храм. Он вновь пленил большое число местных жителей, и на этот раз оставил в земле только беднейших из народа. Некогда любимый город и избранный Богом народ были теперь оставлены и разорены. По словам Иеремии и других пророков, так Бог осудил Иудею за отступничество и неповиновение. В этой атмосфере кризиса, разрухи и потери Божьего расположения и был написан Плач Иеремии. Иудея потеряла свой храм, царя и землю. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010