В стране Богоизбранной, в незнатном городе Назарете, перед временем пришествия Спасителя в мир, жили благословенные праведники – старцы Иоаким и Анна. Дожили они до преклонной старости, а детей не имели. С усердием молились праведники Господу, просили Его даровать им детище, дали обещание посвятить его на служение Господу в храме Иерусалимском, и Господь внял их молитве, даровал им дочь Марию, ту самую, от которой ради нашего спасения воплотился Спаситель мира – Иисус Христос Сын Божий. Жила преблагословенная отроковица в доме своих родителей до трёхлетнего возраста. Когда же настало время исполнить данное Богу обещание, родители Её – радость свою, утеху старости, единственное детище – младенца Марию ведут в святыню народа Израильского – храм Иерусалимский, в тогдашнюю школу религиозно-нравственного воспитания, и здесь оставляют Её на жительство во славу Божью, где Она пребывает до 14-летнего возраста. Архиерей того лета Захария сделал вещь странную и для всех удивительную: он ввёл юную отроковицу в самую внутреннюю скинию, называемую Святое Святых, где назначил Ей место для молитвы. Сделал он это по таинственному внушению Божьему. Другим девам не только быть, но и близко подходить запрещено было к святилищу. Преблагословенная Дева, в начале жития своего в дому Господнем отдана была в обитель девиц, ибо церковь Иерусалимская, имела много обителей. В них жили особо девы, отданные родителями на воспитание и на служение Богу; особо помещались вдовицы, мужи назареи, странные и пришельцы, приходившие на поклонение издалека. Находясь под надзором дев, старших летами, искусных в Писании и рукоделии, Она и сама привыкала в чтении и изучении Св. Писания и во всяком женском рукоделии. Особенно любила она вышивать такие одежды, которые потребны были священниками во время служения их в храме. Приходя в возраст и укрепляясь духом, преуспевала Преблагословенная Дева и в подвижничестве, умножалась и молитва Её: целые ночи и большая часть дня заняты были у Неё возношением ума и сердца к Богу, пребыванием в храме на служения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

21 сентября православный мир отмечал праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Подробная статья о том, с чем связан этот праздник, размещена на сайте " Православной газеты " : " Пресвятая Матерь Божия родилась у родителей весьма почтенного возраста. Иоаким и Анна были праведны перед Богом, чисты сердцем, соблюдали заповеди Божии и всем были известны своим смирением и милосердием. Но прошло 50 лет их брачной жизни, а у них так и не было детей. Но Господь не оставил Своих избранников, уповающих на Него и не отчаивающихся в своем горе. Ангел Божий явился праведной Анне и возвестил чудесную весть: " Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и в семени твоем благословятся все народы земные. Имя твоей дочери будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру " . Дева Мария родилась в Назарете. " Сей день Господень, радуйтеся людие! " - воспевает в этот день Православная Церковь, выражая чувство благоговейной радости о рождении Той, Которая послужила великому делу спасения рода человеческого " . В статье рассказывается о том, что сразу после грехопадения Господь возвестил о спасении людей (Быт. 3,15), но Спаситель не приходил на землю более пяти тысяч лет. " Много было причин этому, но одной из главных была та, что во все это время не родилось столь чистой и достойной девы, которая могла бы восприять и носить в себе Невместимого Бога. Нужно было, чтобы род человеческий прошел долгий ряд испытаний в праотцах, патриархах, пророках, царях, чтобы могло явиться это чудо духовной, нравственной и телесной чистоты в развращенном роде человеческом. В рождении Девы Марии разрешилось не только неплодство праведных Иоакима и Анны, но и неплодство всего человеческого рода " , - говорится в статье. И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. " Слабые душой и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве... И вот такую заботливую Покровительницу, Мать, обнимающую в Своей любви всех и каждого, усердную Заступницу, неотступную Ходатаицу ныне даровал Господь земле в лице назаретской Девы, теперь окруженной на небесах славою Царицы Небесной. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor12.htm

IV. ВВОД ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, едина в женах благословенная чистая, приводится в храм законный жити во святых, и радуются с нею Иоаким и Анна духом, и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его». (Служба 21 Нояб. на вел. веч. ст. 2, на Господи воззвах). В Божественном деле нашего спасения всё было облачено в тайну, и эта тайна, сокровенная от век и от родов в Боге, благовествованием Святого Духа была возвещена сначала на земле в Церкви Божьей, а отсюда уже сделалась известной началам и властям небесным, явив собою многоразличную премудрость Божью. Ангелы и Пророки в недоумении испытывали эту тайну,– но не могли проникнуть её. Таким сокровенным характером запечатлено было и посвящение Марии на служение Богу, при введении Её во храм. Она – плод пламенных молитв и долгих ожиданий, дитя некогда царственного рода – при достижении лишь трёхлетнего возраста, должна была, по обету родителей, оставить кров родной и на чужих руках жить при храме, в подвигах молитвы и труда. Ни естественная привязанность родительского сердца, ни страх, внушаемый слабостью возраста и пола, ни тяжесть собственного одиночества в летах глубокой старости,– ничто не поколебало решимости Иоакима и Анны. Но что же это? Есть ли это только дар Богу от бесплодных родителей за отнятие «поношения бесчадства»? Благочестивая ли только твёрдость исполнения однажды данного и запечатлённого клятвой обета, или жертва Богу, по примеру жертв праотцов? Нет. Это тайна, в которой Господь, «хотя сказати народам Свое спасение, неискусобрачную ныне от человек прият, знамение примирения и обновления». Но то, что предопределено было в предвечном совете Божества, не могло скоро совершиться на земле, которая, в лице дщерей своих, долго ещё не представляла достойного чертога для воплощения Бога, и поэтому тайна соединения человека с Богом отлагалась, в продолжение веков, до времён будущих. И вот, наконец, Бог избирает праведных Иоакима и Анну, и от них происходит та «Жена», которая достойна была принять и свято сохранить высочайшую тайну воплощения Божьего! Вхождением Своим во внутреннее святилище Богоотроковица положила начало приведения к Богу всех других сынов и дщерей человеческих: «совет предвечный предвечного Бога во исполнение грядет, предгрядущей Ей воспитатися во Святая святых – в жилище Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы 26 Жизнь Пресвятой Девы в доме Её родителей и при храме иерусалимском, как образец для христиан в деле воспитания детей Введение в храм Пресвятой Богородицы празднуем, братья. Событие это весьма важное: в храме Божием Пресвятая Дева воспиталась и приготовилась к высокому своему назначению – быть Матерью Господа. Вот как это было: Пресвятая Дева была плодом усердных молитв престарелых и праведных родителей Её – Иоакима и Анны. Они, дожив до старости, не имели детей и горячо просили Господа Бога снять с них поношение бесчадия, обещая, если Бог даст им дитя, посвятить его Богу. По молитве их дал им Господь Бог Дщерь – Марию. Три первых года она жила с родителями в Назарете; затем, согласно обещанию, они отвели Её в храм Иерусалимский на воспитание и в служение Богу. День введения в храм Девы Марии для Её праведных родителей был великим семейным праздником. Для этого торжества они пригласили к себе своих родных и знакомых; собрали подруг – сверстниц своей богодарованной Дщери, и все вместе проводили Её из Назарета в храм Иерусалимский. Церковное предание так описывает это шествие: впереди шли, одетые по праздничному, подруги – сверстницы Девы Марии, попарно, с зажжёнными свечами; за ними – праведные Иоаким и Анна вели Дщерь свою – трёхлетнюю Отроковицу, одетую великолепно, по-царски; позади их шли родные и знакомые. Шествие сопровождалось пением духовных песней – псалмов. Вместе с голосами человеческими слышны были в воздухе голоса ангельские, прославлявшее трёхлетнюю Отроковицу, шедшую во храм. Перед самыми храмом Она оставила всех, сопровождавших Её, и Сама, без видимой сторонней помощи, взошла на верхнюю ступень лестницы, ведущей во храм. Здесь вышел к Ней на встречу сам первосвященник и ввёл Её в главную часть храма – во Святая Святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника, который только однажды в год входил в эту часть храма. Пресвятая Дева поселилась при храме в одном из притворов храма. Здесь Она жила более десяти лети. Под руководством других благочестивых жен и дев, проживавших при храме на служении Богу, Она обучилась здесь чтению священных книг и рукоделию. Для молитвы ежедневно Она ходила во Святая Святых. Живя при храме, Пресвятая Дева, вместе и возрастом преуспевала в благочестии. Все время Она проводила в труде, чтении Слова Божья и молитве. Так Она провела время до 14 года, на каковом году Она оставила храм, и, по закону Иудейскому, обручена была праведному Иосифу – 80-тилетнему старцу и переселилась в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Упоминание об этом событии сохранилось в Священном Предании Церкви: установлен праздник в память посвящения Пречистой Девы на служение Богу, чудесного введения Ее в Иерусалимский Храм — во Святая святых, куда мог входить только первосвященник, и то лишь однажды в год. К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело пятнадцать высоких ступеней. Поставленная матерью на первую ступень, Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища. Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в одном из песнопений праздника, «зряще удивишася, како Дева вниде во Святая святых». Этот праздник приходится на Рождественский пост, когда всё наполнено ожиданием рождения Богомладенца. И не случайно, конечно же, именно в это время мы вспоминаем о маленькой девочке Марии, Которая уже в младенчестве приуготовляется к тому, что должно будет случиться в Вифлееме. Дева Мария посвящается своими благочестивыми родителями на служение Богу от рождения, а Ее введение во храм, где Она будет жить до того времени, как войдет в дом праведного Иосифа Обручника и станет затем Матерью Господа, совершается в возрасте трех лет. Она Сама входит на ступени Храма — так символически полагается начало совсем иных отношений человека и Бога. Так, возможно, начинается и сам Новый Завет. Всякий раз, когда приходит время этого праздника, я думаю о Ее родителях. А еще почему-то вспоминаю слова праведного Иова: Господь дал, Господь и взял (Иов 1, 21). Но только сейчас эти слова наполнены иным смыслом. Отходит что-то ветхое, меняются отношения, и здесь уже не просто «Господь взял», а «Господь дал, и я отдаю Богу». Почему же праведный Иов? Почему такая аналогия? Но ведь Иоаким и его супруга Анна тоже были праведны. Разве не терпели они поношения, как некогда ветхозаветный праведник терпел страшную болезнь и скорби, разве не были унижены своей бездетностью и одинокой старостью, которые в этом обществе считались проклятьем, разве не взывали к Богу и не ждали с терпением ответа от Него? Их долгий и нелегкий путь к родительству действительно, хоть и отдаленно, напоминает подвиг терпения Иова — путь тяжелый, где так легко оступиться и оставить надежду.

http://pravoslavie.ru/99093.html

× Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат . Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ 5 святынь Особо почитаемая православная святыня - место упокоения родителей Богородицы Иоакима и Анны. Паломничества в это место не прекращается круглый год. Сразу же после празднования Рождества Пресвятой Богородицы, 22 сентября, в православии чествуют святых праведных богоотцов Иоакима и Анны. Именно эта супружеская чета произвела на свет Деву Марию. «Богоотцами» их называют потому, что они являлись прямыми предками Иисуса Христа, и были похоронены в одной гробнице со своей дочерью. Мать Богородицы была одной из дочерей священника Матфана, который происходил из колена Левина (род Аарона). Что касается ее отца, то его генеалогическое древо произрастало из колена Иудина (род Давида). Проживали супруги в городе Назарете, что находится в Галилейской области. Каждый год они жертвовали часть своего дохода в Иерусалимский храм и беднякам. Однако, не смотря на это, Господь не был к ним милостив. До самой старости чета не имела детей, о чем сильно скорбела. Бесплодие в то время считалось Божьей карой, поэтому муж с женой в своих молитвах постоянно просили Господа простить им все их грехи. Однажды, во время одного праздника жители Иерусалима понесли в храм свои дары Богу. Священник принял все подношения, кроме тех, что принес Иоаким. Причиной этому была его бездетность, а, следовательно, и господня немилость. Это очень огорчило святого. В отчаянии он изучил свою родословную и выяснил, что все мужчины в ней имели потомство. А сразу после этого, ничего не говоря жене, ушел в пустыню, где в течение сорока дней молил Бога послать в его семью ребенка. В свою очередь Анна винила именно себя в бесплодии. Как-то, гуляя в лесу, она заметила на лавровом дереве гнездо с птенцами. Женщина тут же принялась плакать и молить Всевышнего о том, чтобы он даровал ей младенца.

http://elitsy.ru/holy/temple/25862/

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...    Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.    Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.    Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.    Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.    Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.    Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.    С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 1. Отец Иоаким из Скита Святой Анны Между небом и землей существует одно место, которое вот уже более тысячи лет занимает исключительное положение. Там даже земля и воздух заключают в себе нечто особенное, а жизнь не подчиняется общим законам человеческой истории. Этот край населен людьми, которые не нашли удовлетворения в том, что мог им предложить мир, ибо они с величайшей и необыкновенной жаждой искали нечто, лежащее за пределами материи и привычной области чувств, – нечто такое, чего нет на земле. Вот почему они пришли туда, где кончается земля и начинается небо, – на Афон. Здесь эти люди ценой лишений и настойчивых усилий нашли то, чего искали. Когда же они обрели желаемое, то решили уже не расставаться со своим драгоценным открытием до конца жизни, ибо воистину сделались обладателями частицы неба. Здесь, ощутив биение пульса новой жизни, они впервые вкусили будущего блаженства. Сопричастность вечному заставляет трепетать их души, – она, словно неиссякаемый источник, дает им опору и утешение в суровой, подчас тяжелой жизни на Святой Горе. Вызывают восхищение образы подвижников, которые подвизались на афонской земле ради завоевания венцов вечности. Возникает непреодолимое внутреннее побуждение передать это свое восхищение тем, кто не имел счастья лично знать этих людей. Книга «Образы современных святогорцев» стремится поведать свету о некоторых из доселе безвестных подвижниках духа, просиявших на Афоне в XX веке. Некоторые из них оставались там до конца своей жизни, другие же после многолетних духовных трудов были призваны нести служение посреди мира. Однако все они явились для того, чтобы убедить современного человека, что никогда, даже и в наше время, Церковь не испытывала недостатка в подвижниках великой духовной брани. В то же время этот труд является плодом глубокого уважения пишущего эти строки к святым и смиренным людям, которые оказали и оказывают ему огромную и неоценимую помощь. Сейчас, когда пред нами первая часть книги, только любимые и незабываемые образы этих подвижников укрепляют автора и дают ему утешение, хотя сами они и находятся далеко от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Аще корень свят, то и ветви», говорит Апостол ( Рим.11:16 ). Св. Церковь торжествует ныне день рождения Пресвятой Богородицы от святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Оба они происходили от знатного рода – старец Иоаким в колене Иудином имел родоначальника царя Давида, а благочестивая супруга его, Анна, была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова. Незадолго до Рождества Христова жили Богоотцы в обетованной земле, в городе Назарете, отстоящем на три дня пути от Иерусалима, городе бедном, незнатном и маловажном, так что Евреи не ожидали из него ничего особенного и говорили: «из Назарета может ли что добро быти?» ( Ин.1:46 ). А между тем здесь, по воле Божией, последовало рождение Пресвятой Богородицы, пребывание ее в доме Иосифа, Благовещение о пришествии Спасителя в мир, здесь провел Богочеловек первые тридцать лет своей земной жизни, так что это был как бы отечественный город Его, от которого усвоялось Спасителю мира название Назарянина. Незнатный до Рождества Пресвятой Богородицы какими-либо важными историческими событиями – Назарет пред очами Господа прославлялся великими делами благочестия и милости Св. Богоотец Иоакима и Анны, вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним, – изобилуя богатством вещественным, они ежегодно отделяли две трети своих доходов, одну – на Божий храм, а другую – бедным и странникам. Неотступно следуя всем правилам Закона Божьего, они, как исповедует Св. Церковь , и в законной благодати были так праведны пред Богом, что удостоились в преклонных летах породить младенца Богоданного – радость и спасение всему человечеству. А это значит, что чистотой и святостью они превосходили всех, чаявших тогда утехи израилевой. Иначе и быть не могло, ибо надлежало родиться от них Пресвятой Деве Марии, честнейшей херувимов, славнейшей без сравнения серафимов, родиться от таких праведников, которые могли бы оправдать на себе апостольское изречение: «аще корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). Мы и видим в Пресвятом младенце, Деве Марии, дитя прекраснейшее, святейшее с самой колыбели ее: небесный блеск выражался в Ее чистых глазах, божественный мир почивал на Ее блаженном лице. Все видевшие это дитя восхищались Им, радовались Им; им думалось, что они видят пред собою ангела, а не человека. Но гораздо прекраснее была, душа Ее. С первых дней она была подобна небесным духам и возбуждала в них радость о красоте будущей царицы небесной. И эту красоту душевную Мария навсегда сохранила, ни одно дыхание греха никогда не осквернило Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

блаж. Косма Веститор Скачать epub pdf Благослови, отче! 1 Вчерашнее торжество Рождества Богородицы прославляло нам благозвучными песнями праздник всемирной радости, а сегодняшний день приносит благодарение родителям Богородицы, произведшим на свет начаток спасения всех. Поэтому торжество дочери есть торжество родителей. Ибо как славою матери прославляется вместе и дитя, так и похвалою дитяти восхваляется вместе и мать. Итак, вчерашний день был чуден в очах наших ( Псал. 117:23 ), а сегоднишний есть радостная память праведных с похвалами ( Прит. 10:7 ). В древния времена был праведный муж из колена Иудина; имя ему Иоаким. Это был муж? славный святостию и справедливостию; муж, замечательный благородством и богатством; муж, искренно благочестивый в принесении жертв; муж, во всем благоугодный Богу; муж желаний, происходящих от Святого Духа. Он был бездетен и сильно желал иметь дитя; но родил невесту Святого Духа. Он был счастливейший человек; ибо Бог услышал молитвы его так, что даровал ему Ту, которая более всех селений Иакова ( Псал. 86:2 ), а лучше сказать дочь, по справедливости высшую всех небесных и земных созданий. У него была благочестивая жена; имя ея Анна. И она была из царственного колена Иудина; ибо вела род свой от Давида. Это была женщина, воздерживающаяся от всякого зла; женщина, верно следовавшая мужу своему во всем, относящемся к богоугождению; женщина, постоянно участвовавшая в молитвах, пощениях и щедрых приношениям своего мужа в храме Божием; женщина, старавшаяся всегда быть подобною мужу своему по кротости душевной и по воздержанию телесному. Как творение Божие из ребра мужа, она сохранила кость мужа неповрежденною, т. е. сохранила любовь к нему, из любви к Богу, ненарушимою. Анна жила не на пагубу мужа, как Ева, но явила себя помощницею ему как в совершении добрых дел, так и в молитвах, ежедневно изливаемых к Богу. Оба эти супруга с одинаковым усердием предавались молитве о даровании им дитяти, желали и ожидали его с такою же надеждою, с какою земледелец с женою своею, обработав поле и посеяв на нем семена, желает и ожидает получить чрез молитву обильный плод. Анна жила с мужем своим не как Ева с Адамом , но как [подруга] его в делах богоугодных, как сотрудница его в благодеяниях духовных, и, как совершенно добрая часть мужа, принесла ему превосходный плод брачного сожития. Именно: Ева чрез плод от древа причинила миру почаль, а жена Иоакима Анна чрез плод от чрева доставила Создателю радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010