Рождество Пресвятой Богородицы: интересные факты Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась. 20 сентября, 2013 Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась. Рождество Пресвятой Богородицы: история Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова». Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась. В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?» В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии. Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Скачать epub pdf Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 1 сентября Тропарь, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Когда пришла полнота времени ( Гал. 4:4 ) и наступало давно ожидаемое исполнение Предвечного Совета Триипостасного Божества о явлении в мир Спасителя, Премудрость Божия избрала и предуготовила Пречистую Деву Марию, от Которой «без изменения воплотилось и родилось Слово Божие» 2 . «Когда время требовало положить конец обетованию, – говорит святой Андрей Критский , – смотри, что сделал Совершающий наше спасение, спасение нашего смешения! Он не отынуда принес для сего средство и не из другого существа сделал Себе орудие, но, взяв из той же самой персти и из той же самой, если можно сказать, закваски брение, построил Себе драгоценный и поистине неизреченного зодчества храм, и в сем храме Сам, как первый и единственный Первосвященник и Царь, домостроительно священносовершил примирение наше с Отцом Своим, пресущественно, но и существенно восприяв из человеческого существа все наше существо» 3 . Родителями Пресвятой Девы Богоматери были святые праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из славного рода Давидова, некогда царственного, но в течение веков утратившего свои права и при наставшем господстве иноплеменников окончательно слившегося с народом 4 . Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый и, подобно праотцам израильского народа, имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало святую чету между другими и соделало ее достойною особенной милости Божией. Вся жизнь святых Богоотцев – так называет Святая Церковь Иоакима и Анну в смысле предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа – была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближнему, так что, повинуясь влечению своего доброго сердца, они, обыкновенно, отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали на храм, а другую отдавали бедным. Исполняя все заповеди Ветхого Завета безупречно, они, по выражению церковной песни, и «в законной благодати были так праведны пред Богом, что удостоились породить младенца Богоданного» 5 . Они «кипели богатством добродетелей» 6 и нравственными качествами превосходили «всех вкупе родителей земных» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   Иоаким, богатый и праведный среди двенадцати колен Израилевых, принес дары свои Богу; но так как он был бездетен, то священники удалили его из храма, говоря: «не следует тебе принести их Богу, поелику ты не имеешь потомства во Израиле». Смущенный и одержимый скорбию Иоаким вышел из храма и на горе, в уединении, молясь Богу, с сокрушенным сердцем взывал, говоря: «Ты, Господи Сердцеведче, Творче видимого и невидимого, «простерший небо яко кожу» (Псал. 103:2), повелевший облакам производить дождь и собравший дуновения ветров, наполнивший море родами рыб и сушу безсловесными, производящий травы по лицу земли и украшающий деревья соответственною красотою! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия, «неми да будут устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением» (Псал. 30:18—19). Таковы были воззвания и стенания скорбной души Иоакима... Что же Анна? Усмотрев уединенное место в саду своем, она, как горлица пустынная, взывала к Творцу и Создателю: «Господь Саваоф, седящий на херувимех (Дан. 3:54) и славословимый от серафимов, — сотворивший рукою Твоею Адама и из ребра его создавший жену, и сочетавший двух во-едино (Быт. 3:24), — Аврааму рабу твоему давший сына Исаака, в старости и бесплодии Сарры, и соделавший его отцем множества народов, — одноименной и одноплеменной мне Анне даровавший, по молитве сына, прекраснейшего отрока Самуила! «Призри из дому святаго Твоего» (Вар. 2:16), Всевышний, и отыми от меня печаль безплодия, дабы рожденный от рабы Твоей отпрыск, мужеский-ли то, или женский, я принесла Тебе в дар, как благовонную жертву, как чистое приношение, как перворожденное агня, как нового Исаака». Когда Иоаким и Анна оба так взывали, явился им ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: «Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога». После сего благовестия Иоаким сошел с горы в радости и веселии сердца, и заматоревшая Анна, по прошествии девяти месяцев (как того требует природа человеческая), родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, Заступницу спасения мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Б. Праздники Православной церкви 1. День Рождества Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего И. Христа, родилась в уничиженном у иудеев галилейском городе Назарете, от праведных и целомудренных родителей Иоакима и Анны, имена которых сохранило предание. Епифаний (кипрский) говорит: «Иоаким значит приготовление для Господа, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, т. е. Пресвятая Дева Мария; Анна – благодать, потому что Иоаким и Анна получили благодать чрез зачатие от них благословенной Девы». «По отце Дева Мария происходила от рода царского, – по матери от архиерейского, и таким образом Она венчана славою и честию; славою, – как от корня царского прозябшая, честию, – яко от архиерейского племени израстшая». («Четь-Мин.» 8-го сен.). Дева Мария была единственная дочь Иоакима и Анны, рожденная ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию. «Пресв. Дева, говорит блаженный Иероним , названа Мариею, ибо так назвал Ее ангел, предвозвестивший родителям о Ее рождении». (Hieronym. De nativitate s. Mariae). «Мария или Мариам с еврейского языка, говорит св. Епифаний, значит Госпожа и надежда, ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков» 117 . 2. Введение пресвятой Девы Марии во храм Пресвятая Дева введена была в храм в трехлетнем возрасте для того, чтобы воспитатися Господу. Ее благочестивые родители Иоаким и Анна, вводя Ее во храм, исполняли, вместе с тем, обет, данный ими во время бездетности. Сопровождали пресвятую Отроковицу, происходившую из царского рода, при шествии во храм, сверстницы и другие девы, во исполнение пророчества псалмопевца: приведутся царю девы вслед ее (Псал. XLIV, 15), неся зажженные свечи. Св. церковь верует, что и горнего Иерусалима граждане, по выражению Четьих-Миней, именно святые ангелы с удивлением созерцали преславное введение пречистой Девы: ангели вхождение Пречистой видевше удивишася, поет она в 9 песни канона. В храм иерусалимский, созданный Соломоном и после плена вавилонского возобновленный Зоровавелем, вели 15 ступеней; на каждой из этих ступеней воспевался один псалом священниками и левитами, входившими в храм для служения Богу. Праведные родители пренепорочной Отроковицы, дойдя до храма, поставили Ее на первой ступени, а Она Сама быстро поднялась, без всякой сторонней поддержки, по прочим ступеням и на верхней ступени остановилась. Укрепляла Ее невидимая Божия сила, показуя, сколь велика Она будет, когда придет в совершенный возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ Когда у вас будут дети и вы увидите, что кто-то из них упал в грязь, то как вы поступите? Поверьте, что уж своих-то детей вы будете любить. И даже если ребенку не избежать шлепка, все равно вы его поднимете и очистите. Точно так и грехи человечества – это грязь, в которую люди упали, но которая неспособна затмить собой милосердие Божие. Любовь Господа безгранична, и поэтому положение падшего человечества не может быть безысходным. Каким же образом Создатель решил спасти людей? А какое событие положило начало новому летосчислению? – Рождество Христово. Для спасения человека Бог Сам стал человеком. Рождение Пречистой Минуло несколько тысячелетий со дня потери человеком Рая, прежде чем на земле совершилась тайна спасения. Среди всего человечества Господь избрал праведный род, ведший начало от Авраама. Именно в этом роде и должен был осуществиться замысел Божий. При этом послужить в полноте воле Господа мог только тот, кто был ближе всех к Богу. Таковой оказалась Пресвятая Дева Мария. Ее родители – Иоаким и Анна – были бесплодны до преклонного возраста. В те далекие времена иудеи надеялись, что хотя бы в своих потомках они станут участниками царства Спасителя. Бесплодие считалось тяжким наказанием, а кто не имел детей, тот находился в глубоком презрении у окружающих. Иоаким и Анна были праведны и много скорбели о собственном бесчадии. Но они верили Богу, много молились и обещали посвятить того, кто родится, именно Ему. Наконец Господь за терпение, надежду и любовь праведников подает им Дочь. По указанию ангела Ей было дано имя Мария, что значит «Госпожа». Почему же была избрана Дева Мария? «Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют – доброе или худое, святое или грешное, ангела или демона, – то и останется», – говорил святитель Димитрии Ростовский (†1709). Иоаким и Анна увидели в ребенке бесценный Божий дар и с первых дней жизни Дочери воспитывали Ее по заповедям Господа. Когда Марии исполнилось три года, родители, согласно данному обещанию, отвели Ее в Иерусалимский храм. Там Ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых. При храме Она помогала служителям алтаря, много молилась, читала Священное Писание, строго соблюдала пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Двадцать первый день. Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий, б) должны твердо хранить данные обеты и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет). I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, достигнув преклонных лет, еще не имели детей и молили Господа о разрешении их неплодства, причем дали обет посвятить на служение Богу дитя свое, если оно им будет даровано. Господь услышал их молитву; у них родилась дочь, Пресвятая Дева Мария. Когда Ей исполиилось три года, Ея родители, исполняя обещание, данное Богу, привели Ее в храм иерусалимский с тем, чтобы Она постоянно находилась при нем. Это-то приведение или введение в храм Богородицы воспоминает св. церковь , установившая праздновать это событие 21-го ноября. Древнее церковное предание рассказывает следующее о введении во храм Пресвятой Девы. Иоаким и Анна перед выступлением из Назарета собрали к себе своих родственников и друзей; шествие открывали юные девы со светильниками и пением; они шли пред Марией, которую вели Ея родители; таким образом совершен был весь путь из Назарета до храма, иерусалимского. Здесь их встретили первосвященник и священники с молитвами и пением. Когда подошли к храму, то святую Деву поставили на первую ступень церковного крыльца, и Она, к удивлению всех присутствовавших, никем не поддерживаемая, взошла твердо на все 15 ступеней и остановилась на верхней. Святая Отроковица, Которая соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, по внушению Божию, вошла не только в святилище, но и в святое святых, то есть в то отделение храма, куда закон запрещал входить не только женщинам, но и священникам, и куда мог вступать только первосвященник, и то однажды в год, для принесения очистительной жертвы за народ. Из этого необычайного события все усмотрели, что Пресвятая Дева Господом предназначена к чему-то высокому. Иоаким и Анна, по принесении даров и жертв Богу и по получении благословения священников, возвратились в Назарет, а святая Дева осталась при храме. Здесь в особых помещениях жили девы, посвящавшие себя на служение Богу, и вдовицы. Вскоре сюда же переселилась к дочери овдовевшая Анна, которая не долго жила после своего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Новый Завет Рождение Божией Матери Очень, очень долго, на протяжении тысяч лет, ждали люди, чтобы явился Спаситель, Которого Бог обещал первым людям, Адаму и Еве. Многие пророки возвещали о Нем, но люди часто не понимали их слов и думали, что те говорят о каком-то земном царе. Но вот, наконец, наступило время, когда должен был родиться на земле Спаситель наш – Господь Иисус Христос. Недалеко от города Иерусалима жили тогда муж с женою, преклонного возраста. Звали их Иоаким и Анна. Были они людьми очень добрыми, хорошими, жили дружно, любили Бога и всегда молились Ему. Одно было только у них горе, не было у Иоакима и Анны детей. А в те времена люди думали, что, если нет в семье детей, это наказанье Божие за что-нибудь плохое. Иоаким и Анна дожили до старости и все же не оставляли надежды на то, что Бог даст им ребенка. Горько плакала Анна, глядя как птичка кормит своего птенчика. И дала она обещание Господу, что, если будет у нее дитя, то посвятит его на служение Богу. Услышал Господь молитвы праведных Иоакима и Анны. Именно их Он избрал родителями Пречистой Девы. Велика была радость Иоакима и Анны, когда, наконец, у них родилась девочка. Назвали они ее Марией. И росла Дева им на радость – доброй, умной и прекрасной. В те времена детство было короче, чем теперь. Замуж выходили и женились лет четырнадцати, а младенчество кончалось всего в три года. Когда вышла Мария из младенческого возраста, вспомнила Анна о своем обещании и решила его исполнить, – посвятить дочь свою Богу и отдать Ее на воспитание при храме. Прекрасен был Иерусалимский храм, торжественны и праздничны богослужения в нем. При храме жили не только священники, но и праведные женщины, которые заботились о его чистоте и благолепии. А еще, они воспитывали и обучали девочек. К ним и привели Марию Ее родители. С Нею шли Ее подруги, держа в руках зажженные свечи. Толпа народа собралась посмотреть на торжественную процессию. При входе в храм было пятнадцать ступеней. Когда священники поднимались по ним, хор пел молитвы. Иоаким и Анна поставили маленькую Марию на первую ступеньку, и вдруг, Она сама, без всякой помощи, поднялась по пятнадцати высоким ступеням. А наверху, ждал Ее Первосвященник. Он взял Ее за руку и ввел в храм, сначала в ту часть, где стояли все молящиеся, а потом в самую святую часть храма, в «Святое Святых», куда сам он входил только раз в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Новый завет Рождество Пресвятой Девы Марии В город Назарет жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и дожили до глубокой старости, а детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь даровал им сына или дочь, и дали обещание: если родится у них дитя, посвятить его на служение Богу при храме. Бог услышал их молитву; у них родилась дочь, которую они назвали Мариею. Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив (уничтожив) смерть, дарова нам живот вечный (жизнь вечную). Введение во храм Пресвятой Девы Марии Когда Деве Марии исполнилось три года Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в храм иерусалимский. Первосвященник встретил Пресвятую Деву при дверях храма, благословил Ее и, по внушению Духа Святаго, ввел во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, Ей по закону нельзя было оставаться при храме, а следовало возвратиться к родителям, или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обет остаться девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он звботился о Ней, как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете; он был человек небогатый и занимался плотничеством. Тропарь праздника: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение! ( Сегодня предвести благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы ей громко воскликнем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя!). Благовещение Божией Матери (25 марта). Посещение Ею праведной Елисаветы

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. 20 сентября, 2005 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Житие Пресвятой Богородицы Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка – «от Назарета может ли что добро быти», — говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий Пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, — тогда иудеи с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами. В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

С. Снессорева Глава II Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, лежащем на откосе горы, на три дня расстояния от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка, как Назарет. «От Назарета может ли что добро быти», – говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки царя Давида теряли мало-помалу свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло всё отличие царского племени и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешёл к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, – тогда иудеи сознали, что седмицы Данииловы приходят к концу, и с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами. В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшею дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна; у Софии была дочь Елисавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди его, и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним: ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам; остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были счастливы, но бесчадие преисполняло скорбью их сердца: по понятиям того времени, бесчадие считалось бесславием и тяжёлым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обещанного Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010