Отец Иоаким никого из паломников уже не принимал, не вел с ними бесед. Он был настолько стар, что передвигался только с чужой помощью. Лена, как и другие, много слышала о нем, а кто-то из старших и бывал у него раньше. Лена – никогда. Но ей отрадно было и просто молиться в одном с ним монастыре, в одном с ним храме, на одной с ним земле. Отрадно знать, что ее немощную молитву подпирает молитва праведника. До всенощной оставалось еще около часа. Все сидели на неровно сложенных досках, прямо посередине монастырского двора, когда молодой монах подошел к руководительнице группы и что-то беззвучно сказал. Несколько вразнобой стоящих молодых берез, голуби под крышей, облака в квадрате неба над стенами монастыря – все будто замерло в ожидании. Лицо матушки Елены отобразило сначала удивление, потом радость. И все поняли, что попадут к старцу Иоакиму. Гуськом паломники шли ко входу в одно из старых зданий монастыря, боясь проронить хоть слово, но и не в силах не обмениваться ликующими взглядами. Лена волновалась. Она искала в душе тот единственный вопрос, ту единственную просьбу, которую в такой момент нужно обратить к Богу и попросить ответить ей через святого человека. Само собой всплыло перед глазами лицо Антона, шедшего где-то впереди, вместе с другими мужчинами. Они познакомились меньше года назад, и он звал ее замуж . Она не сомневалась в нем. Не сомневалась в том, что любит его. И что он любит ее. Не сомневалась, что оба они одинаково смотрят на веру, на брак, на детей. Им было интересно вместе. Но хотелось чего-то более веского. Разве любовь сроком в полгода и общие взгляды – этого достаточно, чтобы пройти вместе всю жизнь? Этого хватит для начала, а дальше? На много лет вперед? Хотелось Божиего благословения на этот брак, тогда – не страшно. И Лена стала шептать, одними губами, раз за разом: «Господи, молитвами старца Иоакима благослови меня на брак с рабом Божиим Антонием». На второй этаж вела довольно узкая лестница – деревянная, со скрипучими ступенями. Света почти не было. Лишь небольшие клочки вечереющего неба виднелись в пыльных оконцах под потолком. Непрерывным потоком по лестнице тек народ: справа – поднимались, слева – спускались. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой.

http://pravoslavie.ru/95067.html

Оцерковление – наше спасение. «Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище: людие веселитеся». (Стихира Входа во храм Пресв. Богородицы). «Днесь храм одушевленный и Великого Царя» – Пречистая Отроковица Мария – входит в храм Господень во Иерусалиме для того, чтобы «Тому (то есть, Господу) уготоватися в Божественное Жилище: людие веселитеся!» – так, радостно, призывая всех к веселию, поет Св. Церковь в день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемого 21 ноября по нашему православному календарю. Это было исполнение обета над Пречистой Отроковицей Марией – обета, который дали ее благочестивые родители св. праведные Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и глубоко скорбя об этом, они слезно молили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Богу. Молитва их была услышана. Господь даровал им дитя – Отроковицу Марию, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень. По особому откровению Божию, сам первосвященник Захария встретил Пречистую Отроковицу и ввел Ее во Святая-Святых, это таинственное обиталище славы Божией, куда и сам он мог входить лишь однажды в год, а более – никто из смертных. Сами Ангелы поразились необычайностью этого события, как поется об этом в праздничному песнопении: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая-Святых». Для чего все это было нужно? Для того, чтобы, воспитавшись во Святая-Святых, в этой таинственно-благодатной тишине храма, в постоянной ничем неразвлекаемой сердечной молитве, Она могла духовно созреть, дабы стать достойным сосудом воплощения Сына Божия – сделаться чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное рождение от Нее Божественного Искупителя Господа Иисуса Христа. Вот почему этот праздник считается преддверием праздника Рождества Христова, как бы открывая вход к нему, вследствие чего с этого дня мы на всех праздничных службах слышим радостное рождественское песнопение: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите». Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно говорится: «Днесь благоволения Божия предображение...  в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем  предвозвещает »...

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Похвальное слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Кто Сия проницающая аки утро ? ( Песн. 6:9 ). Ныне девственное торжество: девы, торжествуйте! Богоматерняя слава – матери, прославьте! Богоотеческое веселие – родители, веселитесь! Всемирная радость – все в мире да радуется! Вы, небесного священноначалия огнезрачные чины, вы, сладкогласные соловьи рая, воспойте сегодня неумолчными песнями рождество Девы! Радуйся ныне и ты, святейшая двоица, Богоотцы Иоаким и Анна. Не всегда одинаков вид неба: то оно покрывает свое ясное чело темными тучами, то опять показывается золотистое и светлое. Велика по истине была ваша печаль, велик и глубок ваш стыд пред людьми. Но, ведь, очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их ( Пс. 33:16 ). Ваша молитва услышана: вот какой радости и чести вы сегодня удостоились! Радости, – ибо у вас родилась Дщерь, Которая имеет соделаться обиталищем Божества и, как солнце, чистым престолом Царя славы; чести, – ибо вы удостоились войти в сродство с Самим Богом. И тогда как раньше вас поносили, как бесплодных и бездетных, теперь все почитают и уважают вас, как родителей Богоматери и всечистой девственной Дщери. А Ты, новорожденная Дщерь, богомудрая Мария, Которая должна родить Божественное Слово безначального Отца, породи ныне слово в устах моих, чтобы я мог по достоинству восхвалить Тебя. Как некогда Серафим взял щипцами уголь с жертвенника и, прикоснувшись к устам Исаии, очистил нечистый язык его – и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим ( Ис. 6:6 ). – Так и Ты, клеще таинственная, носящая таинственный уголь Спасителя мира, Который есть Ипостасная Премудрость Отца, прикоснувшись нечистым и скверным моим устам, умудри их, чтобы они могли сегодня из различных похвал сплести венец, достойный пречистой главы Твоей. Ты, с преблаженной краткостью в одном единственном слове включившая все красоты витийства, чудесным Своим всемогуществом дай силу моему голосу и голос моему неразвитому языку, чтобы я мог беспрепятственно славить честное и святое Твое рождество. Недалекий по образованию и слабый по природе, я при всем том осмеливаюсь прославлять Тебя, надеясь на теплое Твое заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду 3 декабря, 2017 Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2024 году 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2024 году — 4 декабря Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню. Это намерение Иоакима и Анны — посвятить свою дочь Богу — стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии. При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником. К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней — по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то — лишь однажды в год. Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.» Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц. Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.

http://pravmir.ru/prazdnik-vvedeniya-vo-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге " Необыкновенное путешествие Серафимы " " Горько признаваться, что отрок слабоват умом... " Рецензия на книгу для детей Тимофея Веронина " Необыкновенное путешествие Серафимы " Совсем недавно на прилавках православных магазинов и ярмарках появилась новая книга для детей Тимофея Веронина “Необыкновенное путешествие Серафимы”. Эта книга, великолепно изданная на прекрасной мелованной бумаге, снабженная яркими иллюстрациями, выпущена в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви и одобрена известным московским пастырем протоиереем Николаем Ведерниковым, слова которого приведены на оборотной стороне обложки. В частности, отец Николай отмечает, что “автор не отступает от церковного предания и вместе с тем использует образы, питающие воображение ребенка… Книга вписывается в миссионерское направление”. Но я уверен, что уважаемый отец Николай все-таки не нашел времени для более детального ознакомления с текстом этой повести, иначе он отказался бы от своего напутствия! Что же за новая повесть перед нами? Открываем книгу, и сразу попадаем в настоящий мир “православного фэнтэзи”, так популярного среди определенного круга православных читателей в наше время. И все бы вроде ничего, ведь мы привыкли уже к тому, что Архангелы разговаривают между собой, сидя на крышах домов и строя свои планы на страницах романа мастера жанра – известной современной писательницы, и различные чудеса и видения в современной православной прозе тоже вроде бы не новость, но в повести Тимофея Веронина героями стали библейские персонажи – Спаситель, Пресвятая Богородица, святые Богоотцы Иоаким и Анна, святой праведный Симеон Богоприимец, Апостол Иоанн Богослов, святая Мария Магдалина, а также преподобный Серафим Саровский и другие. И вроде бы, действительно, автор знакомит юных читателей с православными праздниками в легкой и непринужденной форме, форме сказочного путешествия на “острова праздников”. И информация о праздниках в книге, правда, присутствует. Но как она подается маленькому читателю? Главная героиня повести, девочка Фима, лично общается со святыми (даже со Спасителем и Пресвятой Богородицей), присутствует при важнейших событиях Евангельской истории, описанных автором так свободно и непринужденно, что просто диву даешься!

http://azbyka.ru/fiction/neobyknovennoe-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы, который раньше принадлежал Ее предкам и около которого находился дом Ее родителей. Она подолгу молилась там, где Господь Иисус Христос часто проводил ночи в молитве и откуда повели Его на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устрояемых апостолами в разных странах. И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земного странствования, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Богоматерь обрадовалась этой вести, так как это открывало Ей возможность снова видеться со Своим Сыном. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ею ап. Иоанну о том, что вскоре покинет этот мир, а потом уведомила об этом и своих близких. Ее родственник апостол Иаков (сын Иосифа от первого брака, называемый в Евангелиях “братом Господним ”), будучи епископом города Иерусалима, позаботился о том, чтобы прощание с Пресвятой Девой и ее похороны прошли достойным образом. К началу третьего дня дом Девы Марии наполнился Ее родственниками и близкими, которые не могли сдержать своих слез, предвидя скорую разлуку. К этому дню Промыслом Божиим из разных стран собрались апостолы, которые захотели попрощаться с Ней. Богоматерь в утешение плакавших обещала, что, предстоя Престолу Божию, Она будет молиться за них, а также за всех верующих, рассеянных по разным странам мира. Прощаясь со всеми, Она просила раздать бедным Свое небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2022 32 мин., 29.12.2022 Обложка : На уже вечереющей зимней деревенской улице вышедшая на прогулку тепло одетая девочка весело смеется и жмурится от летящих в лицо больших снежинок (Фото Елены Шумиловой). Сверху крупная белая надпись: ВЗДОБРИСЬ! Пролог : Виталий Каплан .« Последний день осени. Завтра зима. ..». Стихотворение. Фото Nathan Anderson/Unsplash//Фома. декабрь 2022. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. декабрь 2022. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 10 декабря. День иконы Божией Матери «Знамение». [... Дo XII века эта икона именовалась «Богоматерь Воплощение». Второе название — «Знамение», появилось именно на Руси при довольно трагичных обстоятельствах. B XII beke, во времена междоусобиц, суздальское войско осадило Великий Новгород. Новгородцы пошли крестным ходом с иконой Богородицы, чтобы установить ее на городской стене. Вражеская стрела попала в лик Пречистой. И тут случилось чудо: из глаз Богородицы истекли слезы и образ сам развернулся ликом в сторону города. Суздальцев, увидевших это, обуял ужас, они перебили друг друга. Таково было чудесное знамение Богоматери, в память о котором и установили празднование в честь этой иконы]. Ил.: Икона Богородицы «Знамение». Новгород, начало XVI b. — С.4; 4  декабря. Введение во храм Богородицы. [Когда Дева Мария родилась, Ее родители были уже в преклонных годах. В благодарность Богу за долгожданное дитя Иоаким и Анна пообещали посвятить свою дочь Господу. И вот, когда ей исполнилось три года, привели Деву Марию в храм. Там ее уже ждал первосвященник Захария, которому было откровение от Господа об этом событии. Он ввел Марию в Святая святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику. С той поры Богородица жила и служила в храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, пока не повзрослела и была обручена праведному Иосифу]. Ил.: Введение Богородицы во храм. Тимофей Нефф. 1846-1848. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Скачать epub pdf ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября/4 декабря) Тропарь (глас 4) Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Кондак (глас 4) Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий 34 , в IV веке – блаженный Иероним , а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские . На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время. Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока. Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета – быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы «священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и светозарное обиталище» 35 . Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили много свечей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Православное почитание Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Приснодева Мария есть безспорно наивысшее существо из всех сотворенных Богом разумных существ. Она несравненно выше всех наивысших чинов ангельских и всех самых святейших святых людей. Она – единственная из всех смертных прошла через смерть, воскресенье и преображение плоти и взята Своим Сыном и Спасителем мира на небо. Для осуществления тайны Боговоплощения Господу было угодно приуготовить Себе место – живой одухотворенный храм. Этим храмом избрал Он смиреннейшую, кротчайшую и чистейшую Деву Марию. Дева Мария – это лучший дар человечества Богу, лучший подарок от земли – небу. Отец Пресвятой Девы Марии – св. праведный Иоаким – происходил из царского рода (он вел свое происхождение от сына царя Давида – Нафана), а мать Ея, святая и праведная Анна, происходила из архиерейского рода (она была дочерью священника Матфана из племени Ааронова). Но знатность и духовность происхождения были лишь прекрасным фоном, на котором ярко сияли личныя безчисленныя добродетели свв. Богоотец Иоакима и Анны: целомудрие, смирение, кротость, чистота сердца, незлобивость, непоколебимая вера в Бога, неумирающая надежда на Него и глубокая любовь к Богу и ближним. Будучи бездетными до глубокой старости, они терпеливо и безропотно сносили всеобщее презрение и поношение и не отчаивались неотступно стучать, просить и молить Бога о даровании им дитяти. Рожденное чадо они обещали всецело посвятить Богу. Господь услышал молитвы дивных праведников и даровал им дочь. Вестник Господа, – Архангел Гавриил, принес с неба от Самого Триипостасного Бога имя Святой Деве – «Мария», что значит «госпожа». Пресвятая Дева и стала впоследствии Госпожей всего мира видимого и невидимого, людей и ангелов, Царицей земной и небесной, первой и наивысшей Властью после власти Господней. Свв. Богоотцы Иоаким и Анна, по рождестве Пресвятой Девы, выполнили свой обет и посвятили рожденное чадо Богу. С «тщательной осмотрительностью» (по словам св.  Димитрия Ростовского ) воспитали они младенца. В атмосфере постоянных молитв и славословия а благодарения Богу росла Пречистая Дева, дышала благоуханием окружающей Ее святости, всем существом своим приготовляясь к веливой, чудной благодатной тайне совершенно особенного, исключительного, непостижимого уму Богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября) Тропарь (глас 4) Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак (глас 4) Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский , а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским ; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты». Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» 5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова 6 , а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова 7 . «Пронареченная от родов древних» 8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога» 9 , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010