Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Воспитание детей: каким оно должно быть? Мысли на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 8-го сентября. «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея»   ( Лк. 10, 41–42 ) Одной из самых тяжелых проблем нашего больного времени для честных и порядочных родителей является воспитание детей, которое стало неимоверно-трудным потому, что детей, по какой-то указке «свыше», систематически развращают, воспитывая из них настоящих закоренелых преступников, для которых ничего не стоит не только обидеть, ограбить, но и убить человека. Празднуемый ныне 8-го сентября ст.ст. праздник Рождества Пресвятой Богородицы дает христианским родителям указующую нить, как надо правильно вести воспитание детей, чтобы избавить их от страшной участи пойти путем современной жуткой преступности. В этот день, как плод усиленных молитв родителей, родилась от неплодной прежде матери Анны Та Пречистая Дева, Которая, как достойнейший в мире сосуд, была избрана Господом для Своего вочеловечения. Долго молились Богу великие праведники Иоаким и Анна, умоляя Бога даровать им дитя, но молитва их не была услышана до тех пор, пока Анна не изрекла обещание, что рожденное ею дитя будет принесено в дар Богу. Едва Анна в молитве своей произнесла это обещание, как предстал пред нею Ангел Божий. «Молитва твоя услышана», сказал он, «воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, Которая будет выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение миру и наречется Она Мариею». Услышав эти слова, Анна, в великой радости, повторила свое обещание: «Жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение – пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое Имя Его во всю жизнь». Предсказание Ангела исполнилось, и праведная Анна исполнила свое обещание. У нее родилась дочь Мария, и она посвятила Ее на служение Богу. Проводя жизнь, достойную обета, жизнь, отрешенную от земной суеты, Дева Мария, высшим благом для Себя поставив общение с Богом и угождение Ему, сподобилась высшей благодати – стала Матерью Воплотившегося от Нее Господа, вознесена превыше всякой твари и сделалась честнейшей и славнейшей самих воинств ангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава V. Стенописи владимиро-суздальские Если во владимиро-суздальской архитектуре нельзя отрицать заметного сходства с архитектурою романскою, сложившеюся под влиянием Византии, если даже возможно было личное участие западноевропейцев в сооружении здешних храмов, то ничего подобного не могло быть по отношению к владимирским стенописям. Принцип византийско-русской иконографии, доколе он не был поколеблен, требовал, чтобы стенописи исполнены были лицом православным, знакомым с православною иератическою живописью. Даже в XVI-XVII вв., когда началось сильное вторжение западных элементов в русское искусство, и русское общество достаточно свыклось с ними, раздавались голоса, протестующие против «иконного воображения» неверных ляхов; сам патриарх Иоаким в эпоху полного ослабления древних иконографических традиций сильно, хотя и безуспешно, протестовал против печатных листов немецких, распространяемых лютеранами и писанных не с древних подлинников и без должного благоговения. Тем более в период владимиро-суздальский нельзя было и думать о том, чтобы поручить внутреннее убранство храма иноверцу. Стенописи исполнялись здесь отчасти греками, отчасти их учениками русскими; а потому и тип храмовой росписи здесь должен быть тот же византийско-русский. Церковь Покрова Пресв. Богородицы, на Нерли, близ Боголюбова монастыря, построенная Андреем Боголюбским в 1165 г., сохранила единственный след ее первоначальной византийской росписи в изображении Господа Вседержителя в куполе. Более обширные циклы изображений сохранились во владимирских соборах Дмитриевском и Успенском, хотя и здесь нет полных стенных росписей. От росписи Дмитриевского собора сохранилась часть изображения страшного суда, открытая при возобновлении собора в 1837–1844 гг. У западной стены, под хорами, изображение Богоматери, сидящей на троне и возле Нее ангел с жезлом. По соседству изображение Авраама, Исаака и Иакова, сидящих на престолах, и две группы праведных душ в виде детей; в недрах Авраама праведная душа в виде маленького человека в нимбе 193 и белой сорочке; в стороне благоразумный разбойник с крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Единственный ребенок вырастет эгоистом? Психолог и родители о рисках и преимуществах в воспитании одного ребенка 21 сентября, 2015 Психолог и родители о рисках и преимуществах в воспитании одного ребенка В православной среде привычно считать, что многодетность – путь к спасению, а если у родителей одно чадо в семье, то из него обязательно вырастет эгоист. Хотя Божественный пример семьи с одним ребенком: Богоматерь Мария, сам Иисус Христос – у нас всегда перед глазами. Но ведь это Писание… А какие риски и преимущества у единственного ребенка в семье сегодня? Об этом в праздник Рождества Пресвятой Богородицы опрос «Правмира». Единственный ребенок вырастет эгоистом? Психолог и родители рассуждают о рисках и преимуществах в воспитании одного ребенка. Воспитание: единственный ребенок вырастет эгоистом? 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Как ждали Ее родители – праведные Иоаким и Анна рождения ребенка, сколько сносили поношений и оскорблений, ведь в древней Иудее бесчадие считалось проклятием Божьим! И вот Анне, возносившей молитвы Богу, явился Ангел и сообщил, что станет она родительницей Дочери. И что же Анна, услышав радостную весть, приготовилась раствориться в долгожданном чаде? Нет, она сказала иначе: «Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни». Когда Марии исполнилось три года, родители отдали ее в храм. Возможно, им это было не совсем просто сделать, хотелось постоянно быть с любимым ребенком – поздним, единственным, – лелеять и баловать его. Только если бы они поступали именно так, человеческая история, скорее всего, пошла бы по другому пути. «Все чаянья родителей» Регина Енакаева , руководитель филиала Московской службы психологической помощи в Троицком и Новомосковском округе г. Москвы, кандидат психологических наук, семейный психолог: – Единственный ребенок нередко становится неким переходным звеном между родителями, часто через него мама с папой выясняют отношения, выражают недовольство друг другом. Ребенок фактически несет нагрузку взрослого человека, потому что, может быть, он в спорах и не участвует, но всё равно его роль в качестве примирителя или, наоборот, судьи одного из родителей очень мешает. Ребенку она не свойственна. Впрочем, такая роль «переходного звена» бывает и у детей, которых в семье много.

http://pravmir.ru/edinstvennyiy-rebenok-...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единственная проповедь 21 сентября - Рождество Богородицы 20.09.2011 454 Время на чтение 4 минуты МОЛИТВА Не оставь меня в час нужды, Светлая Дева Мария, Не оставь меня в час вражды, Не покинь меня в скорби И в радости не покинь. К Помощнице скорой Шагаю в песках пустынь, По улицам миллионных, Одетых в смог городов, Среди коробок бетонных И смрадных морских портов, Средь смокингов, лимузинов, Дворцов, зловонных трущоб... Гайд-парк, бульвар Капуцинов, Район московских «хрущоб», Литейный... К дверям собора Приближусь - среди святынь, Помощница скорая, Рабы своей не покинь! Наталия КАРПОВА, СПб, убита 5.02.1995 Если бы мне поручили произнести проповедь... Между прочим, был в древности такой обычай в египетских монастырях: собиралась изредка братия, приглашала какого-нибудь мирянина и просила его произнести слово поучения. Кем были древние египетские монахи? Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего православного монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам простого мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень полезен. Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить о Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде двунадесятых праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет меня. Что же именно? Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались бездетными. Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных семей, и вовсе не все они выбрали такую участь по доброй воле. Приглядитесь к этим семьям: они, конечно, своё горе напоказ не выставляют, но живёт оно в них, живёт... И даже не горе, а чувство вины. Именно вины, - хотя, казалось бы, в чём люди провинились?.. Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и размножайтесь!» - и этот завет остался в генах наших как непреложный закон. И если человек хоть немного, да старается жить по-Божески, то и к голосу этого закона он не может не прислушиваться. Надо иметь детей - это не только радость, но и долг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялась интронизация Предстоятеля Чешской Церкви Прибывшую на торжества делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Иларион 10.02.2014 465 Время на чтение 3 минуты Вчера, 9 февраля, в Александро-Невском кафедральном соборе Прешова состоялась интронизация Блаженнейшего Митрополита Ростислава - нового Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии , сообщает Патриархия.ru. За Божественной литургией Митрополиту Ростиславу сослужили представители Поместных Православных Церквей, а также архиепископ Пражский и Чешских земель Иоаким, архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий, духовенство Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В торжествах интронизации также участвовала делегация Русской Православной Церкви. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, которого сопровождали настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и сотрудник ОВЦС А.А.Ершов. В торжествах также приняли участие архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор, епископ Львовский и Галицкий Филарет, клирики Мукачевско-Ужгородской и других епархий Московского Патриархата. Антиохийский Патриархат представлял архиепископ Филиппопольский Нифон, Польскую Православную Церковь - епископ Горлицкий Паисий, Православную Церковь в Америке - архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский Вениамин и настоятель Подворья Православной Церкви в Америке в Москве архимандрит Александр (Пихач). В алтаре молился игумен монастыря святого праведного Иоанна Русского Кассандрийской митрополии Элладской Православной Церкви архимандрит Тимофей. На богослужении также присутствовали представители государственной власти Словацкой Республики, в числе гостей были аккредитованные в Словакии иностранные дипломаты, в том числе посол Российской Федерации П.М.Кузнецов.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/10/so...

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Введением Пречистой Девы Марии во Храм, после долгого ожидания обетования, начинается новое время, когда Сын Божий через Нее воспримет человеческую природу. Бог действует по благодати, не по хотению плоти и крови, как говорит Писание (Ин. 1, 13). С самого начала вера Пресвятой Девы — не просто плод человеческих усилий, но стяжание благодати и милости Божией, совершающей «вся во всех». Пречистая Отроковица — образ человеческого существа, которого коснулась благодать Божия и которое принимает этот дар с изумлением и благодарностью. Это становится основанием его жизни среди мрака земного существования. Все святые — свидетели побеждающей благодати Божией. Мы знаем это чудо победы благодати в конкретных личностях человеческой истории. И эти ступеньки Иерусалимского Храма — не есть ли образ того, как человечество шло в течение долгих веков к встрече с Богом? Святые праведные Иоаким и Анна — неслучайно их имена всегда звучат на отпусте — как бы от лица всех ищущих Бога людей передают свою Дщерь священнику для духовного воспитания. Свое единственное, драгоценнейшее Чадо — дар Божий за их деннонощные молитвы в течение всей жизни — они смиренно возвращают Богу. В доме Господнем, где Пресвятая Отроковица будет возрастать, Она будет иметь возможность принять сокровище Предания Давидова, которое передавалось от поколения к поколению. Придет время, когда от Нее в свою очередь будет учиться по человечеству Христос. Из Ее Материнских уст Богомладенец будет слушать с великим благоговением первые молитвы, которым Она будет учить Его, как только Он начнет произносить первые слова. Какое богатство любви будет исходить из Ее сердца, исполненного благодати! Задумаемся сегодня, как мы участвуем в жизни святого человечества. Мы также приняли несомненный дар веры от многих наших предков, которые хранили его и передавали как сокровище из рода в род. И мы имеем радостный долг сохранить это достояние, чтобы передать его другим. В наше время, когда идет открытая война против Церкви и против семьи, мы должны изо всех сил беречь и стараться умножить то, что нам дано. Замысел врага рода человеческого очевиден: создать разрыв между поколениями в надежде, что старое поколение вымрет, а новое удастся растлить. Мы должны сделать все, чтобы наша Церковь сохранила в неповрежденности тайны веры: «золото получил, золото передай». И чтобы присутствовал в наших христианских семьях дух молитвы и любви.

http://moral.ru/svyaz/

Отделение II. Слова на Богородичные праздники 1. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. (Первое) Ропот на горькую участь Не чаеми, но не отчаяваеми. ( 2Кор. 4:8 ) Праведные Иоаким и Анна, пятьдесят лет проживши в супружестве, еще не имели детей. Это их сокрушало; ибо у евреев безчадие считалось наказанием Божиим, бесчестием, предметом поношения. Посему, и достигши старости, они не преставали скорбеть о том, что бездетны. Однажды Анна вышла в сад; севши, она глубоко вздохнула и, возводя свои слезные очи на небо, увидела на дереве птичье гнездо с молодыми птенцами. Это нанесло новую рану ее сердцу, и она горько воскликнула: «Господи, Господи! Вот и птицы небесные детьми утешаются; я только грешная лишена сего утешения». Но в своей безнадежной скорби, она не предалась отчаянию и изливала свою душу пред Богом: «Адонаи Саваоф! Ты безчадия веси поношение; Сам убо болезнь сердца моего разреши, и хляби утробныя разверзи, и неплодную плодоносну покажи». Когда она так продолжала молиться, явился ей ангел и сказал: «Услышана, Анно, молитва твоя; слезы же твои пред Бога внидоша, и се родиши Дщерь преблагословенную» Тогда же явился ангел и ее молившемуся мужу Иоакиму и возвестил ему ту же радость. Сей Дщери преблагословенной рождество мы ныне светло празднуем. Люди в несчастиях (а кто счастлив на земле?), в затруднительных обстоятельствах, при безуспешности своих ожиданий и желаний, расположены бывают сравнивать себя с бессловесными животными. Твари Божии не знают уныния; беззаботно ходят, летают, ни сеют, ни жнут, и однако же насыщаются, ибо Отец небесный питает их ( Мф. 6:26 ); сообразно с своими наклонностями каждая наслаждается жизнью, и всякое дыхание хвалит Создателя. Приходит женщина к Господу и вопиет об исцелении дочери, причем даже на положение псов указывает, как на завидное: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих ( Мф. 15:27 ). Звери имеют логовища и птицы небесные гнезда, а иной нищий скитается, не имея, подобно обнищавшему нас ради Сыну человеческому, где главу подклонити ( Лк. 9:58; 16:20 ). И сколько между нами таких, которые воздыхают о горькой своей доле и недовольны своим состоянием!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010