«Благословен Бог» — частое в Ветхом Завете выражение и самое употребительное в богослужении и в житейском обиходе древнего еврея прославление Бога [ 34 ]. Но о том, насколько древне употребление этого выражения в качестве начального возгласа часов, вечерни и др. служб, нельзя сказать ничего с уверенностью, так как доныне не открыто полных рукописных Часословов общественного богослужения древнее XIII b. (келейные Часословы сохранились и в рукописях VIII–IX b.), да и эти Часословы не считают нужным (по самой задаче Часослова) указывать возглас священника. Служебники IX–XII b. (Евхологии) ограничиваются текстом молитв священника за вечерней и утреней. Впервые, по-видимому, в рукописях XIII b. ясно указывается возглас «Благословен Бог наш»; так, например, он указывается в Типиконе 1292 г. Сицилийского монастыря Мили по рукописи Ватиканской библ. в качестве возгласа для часов и утрени (в чине 1 седмицы поста), для вечерни же здесь возглас «Благословенно Царство» [ 35 ]. В Типик. грузинского Шиомгвимского монастыря XIII b. возглас «Благословен Бог наш» указывается для будничной утрени [ 36 ], а в Типик. Сев. собр. Моск. Рум. муз. для вечерни (л. 153 об.). Конечно, в древнейшее время начальный возглас для служб был, как и самые чины служб, различен в разных Церквах. Но замечательно, что уже «Завещание (Testamentum) Господа нашего Иисуса Христа», сирийский памятник III b., указывает возглас епископа пред утреней одинакового содержания с нынешним: «Слава Господу» [ 37 ]. Синайские подвижники VI b. начинали службу со «Слава Отцу…» (т. е. малым славословием) [ 38 ]. Греческий Часослов по чину лавры св. Саввы в рукописи Синайск. библ. VIII–IX b. начинает службы тоже «Слава Отцу…». (В последних двух случаях, может быть, указывается начало только для келейной службы). Коптский Часослов начинает службы «Во имя Отца…». Возглас «Благословен Бог наш», должно быть, составлен в подражание возгласу на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста «Благословенно Царство». Но относительно последнего возгласа тоже нельзя сказать, насколько он древний. Его имеют уже в нынешнем виде древнейшие списки этих литургий — Барбериновский VIII b. и Имп. публ. библ. (из коллекции еп. Порфирия Успенского) Но при Златоусте " предстоятель, входя в церковь (т. е. пред службой), говорил «мир всем» "  [ 39 ]. А древнейшие так называемые «апостольские» литургии: ап. Иакова, евангелиста Марка и др. — совершенно не имеют чего-либо соответствующего нынешнему торжественному возгласу предстоятеля пред службой [ 40 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В 1893 году он занимается в Константинополе и Афинах, на Афоне и путешествует по Италии, посетив Неаполь, Помпею, Рим (Барберинову библиотеку), Гротта-Феррату, Флоренцию, Турин, Милан, Венецию. Путешествие заканчивается Веной. В 1894 г. он работает в московских библиотеках. В 1896 г. опять Константинополь, Афины, Рим, потом Париж и не ожиданно Дрезден, где он нашел новый список Устава Великой церкви. 64 В 1897 г. Дмитриевский совершает путешествие в Трапезунт. В 1898 г. он еще раз посетил главнейшие книгохранилища Востока, за исключением Синая и Патмоса, сверяя корректурные листы «Евхология» с подлинниками. В этом же году он посетил Святую Гору в шестой раз. В 1903 году состоялось седьмое посещение Афона вместе с только что окончившим академию Л. Д. Никольским. 65 В 1910 году Дмитриевский еще раз побывал в Святогорских монастырях, состоя секретарем Православного Палестинского Общества. Во время путешествий и работ в библиотеках неутомимому путешественнику приходилось наталкиваться на многие трудности и испытывать неудобства своеобразных порядков в восточных книгохранилищах. 66 В частности, необходимо указать на трудные условия занятий в библиотеках некоторых Святогорских монастырей. О них не мало писали еп. Порфирий Успенский , архим. Антонин, проф. Н. В. Покровский , И. С. Пальмов 67 и др. И Дмитриевский испытал не мало «огорчений», особенно в свои первые поездки, вызванных недоброжелательным отношением греков к русским. 68 «В 1886 году летом», т. е. в первую поездку на Афон, в Иверском монастыре, писал он, «мы встретили такой недружелюбный прием, что для нас за целую неделю открыли один только раз библиотеку и притом не без брани уже лично по нашему адресу. В следующем году в Хиландаре… нам и спутнику нашему…, разболевшемуся от афонской изнурительной лихорадки, пришлось, благодаря невниманию братии, в течение почти двух суток сидеть без хлеба и питаться черствыми сухарями». 69 «Перед тем за несколько дней в том же Иверском монастыре,– писал он,– был жестоко оскорблен приват-доцент Петербургского университета по кафедре новогреческого языка г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В действительности же «Слово» св. Проклу не принадлежит 47 . С другой стороны, еще Гоар, ознакомившись с большим количеством списков литургии Иоанна Златоуста , поражался разницей их содержания; по его собственным словам, его обнимал страх при мысли о трудоемкости работы по их сличению – он чувствовал себя не в силах их согласовать 48 . После него Ренодот, столкнувшись с этим же фактом, мог сказать только одно, что само по себе исключительное множество списков литургии с именем Златоуста свидетельствует, что всем им свойственна одна основа, которая принадлежала личному творчеству Иоанна Златоуста 49 . Позднее проф. Красносельцев на основе изучения различных списков литургии Иоанна Златоуста пришел к выводу, что труд Златоуста, как и Василия Великого , заключался не в установлении новых обрядовых форм литургии, а лишь в составлении новых евхаристических молитв, которые должны были быть читаемы по ходу уже существовавшего чина 50 . Это обстоятельство, между прочим, было одной из причин успешного распространения обеих литургий за пределами Константинопольского патриархата, так как их введение не вызывало коренной ломки существовавших там местных литургических традиций. В самом Константинополе главной, или основной, литургией довольно продолжительное время была литургия св. Василия. Молитвы Златоуста прилагались к чину литургии св. Василия и в известных случаях читались вместо молитв последнего. Поэтому сами константинопольцы смотрели на литургию Златоуста как на ту же самую Василиеву, в которой допускалась частичная замена отдельных молитв 51 . След такого положения вещей с литургией Иоанна Златоуста сохраняется еще в Барбериновском 52  и Севастьяновском 53  евхологионах, где общее количество молитв в литургии Златоуста значительно меньше, чем в литургии Василия Великого , и сама Златоустова литургия, следуя за Василиевой, не имеет впереди никакого надписания о принадлежности ее Златоусту. Состав евхаристических молитв Иоанна Златоуста , как видно из более ранних евхологионов – Барбериновского, Порфирьевского, Севастьяновского, – был меньше состава молитв литургии Василия Великого , и это обстоятельство в отдельных случаях вызывало дополнение недостающих молитв молитвами литургии Василия Великого , а за пределами Константинопольского патриархата – и молитвами литургий апостола Иакова и апостола Марка 54 . В свете сказанного становится понятным возникновение версии, будто Иоанн Златоуст сокращал литургию Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В древнейших евхологионах имеются лишь краткие указания о пении Серафимского гимна, иногда одним словом «Свят» (Барбериновский 77, литургия Василия Великого ) 307 , иногда же – «Свят, Свят, Свят» (Севастьяновский IX века 308 , Порфирьевский IX века 309 ). В Барбериновском же в литургии Иоанна Златоуста такое указание вообще отсутствует 310 , но это не значит, что гимна не произносили. Лаконичные указания можно назвать для литургических записей традиционными, так как этот гимн широко был известен в Церкви и употреблялся не только в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста . В Мессинском свитке литургии апостола Марка (983 года) Серафимский гимн представляет своеобразное соединение киддуша из книги пророка Исаии 311  с Трисвятым: «Святый Боже, Святый Крепкий Святый Бессмертный, Господь Саваоф! Полны небо и земля святыя славы Твоея» 312 . В Россанском кодексе ( ΧΙ– ΧΙΙ века) и в Ватиканском свитке (1207 года), в литургии апостола Марка: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полно небо и земля святыя славы Твоея» 313 . Но в том же Россанском кодексе, в литургии апостола Иакова: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полно небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних! Благословен Пришедший и Грядый во имя Господне. Осанна в вышних» 314 . В литургии апостолов Фаддея и Мария: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны небеса и земля славы Его» 315 . Гимн «Тебе поем» древний. В таком же изложении, в каком существует в наше время, он приводится в «Завещании» как ответ народа на доксологии, которыми епископ начинал предрассветную и утреннюю службы 316 . Но в том же «Завещании» употребление его на Евхаристии не указано 317 . Не говорится о нем и в Климентовой литургии 318 . Его нет в литургиях апостола Марка 319 , апостола Иакова 320 , апостолов Фаддея и Мария 321 , в анафорах Нестория 322  и Кирилла Александрийского 323 . В Барбериновском евхологионе он уже упоминается 324 . Гимн «Достойно есть» представляет сложение двух песнопений: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу», составленного на Афоне в 980 году 325 , и ирмоса 9-й песни трипеснца Великой Пятницы (творение Космы Маюмского, t после 743 года) «Честнейшую херувим» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

в) Евхологий патриаршей иерусалимской библиотеки XIV в. в чине патриаршего служения содержит этот тропарь Проф. Киевской Дух. Академии А. Дмитриевский, основательно и критически изучивший все рукописные Евхологии в библиотеках православного Востока, не согласен с объяснением еп. Порфирия (Успенского) о внесении этого тропаря Патриархом Филофеем. Рассуждения еп. Порфирия о " Синтагматионе " Александрийского Патриарха Герасима им не приемлются. Дмитриевский авторитетно заявляет, что в Евхологиях каирской библиотеки XIV и XV веков тропаря 3-го часа нет. Он также утверждает, что тропаря нет и в киприановских текстах литургии. По его мнению, тропарь этот " с XVI века распространился через венецианские издания по всему Востоку и оттуда легко мог попасть в XVII веке на страницы упомянутого Синтагматиона " Эти замечания, в сущности, мало меняют дело. Проф. Дмитриевский так же, как и еп. Порфирий, прекрасно знает, что тропарь 3-го часа в моменте эпиклезы есть позднейшая интерполяция. Работы этого ученого только подтверждают наблюдения и мнения нашего прославленного епископа-востоковеда. Расхождения между ними не в сути дела, а в том, что не " Синтагматион " явился каналом, через который тропарь распространился, а более ранние рукописи. Таким образом, этот тропарь вносится в чин Златоустовой литургии в последний период ее развития. Эта интерполяция совершилась, несомненно, с полемическим намерением, чтобы ярче подчеркнуть православный взгляд на эпиклезу в пику латинскому. Первый раз в полемике этот вопрос был поднят 9 июня 1439 г. на Флорентийском соборе. Как апологеты латинского взгляда особенно выдвинулись доминиканский богослов Иоанн Турекремата и " кардинал " Виссарион Никейский. В 1552 г. доминиканец Амвросий Катарини в специальном трактате занимался вопросом: „какими словами Христос совершил Таинство Евхаристии " . В 1570 г. после Тридентского собора буллой папы Пия V латинское мнение было провозглашено официально. Как отражение и протест против этого, явилось православное противодействие в нашем литургическом богословии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

в исследовании С. Муретова – С. 5). Но наиболее устойчива та дата, которую мы здесь указали. Большинство ученых признает Барберинов Евхологий несколько древнее Афонского Евхология Порфирия Успенского . Но профессор М. И. Орлов поступает как раз наоборот, отдавая явное предпочтение последнему и относя его не позже, как к концу VIII века. – Профессор Орлов. Литургия святого Василия Великого . С. X-XI, LXV-LXVI. 50 Duchesne. Op. cit. P. 430: «La messe nuptiale se rencontre dans tous les sacramentaires romains». Хотя в примечании к данному месту автор делает исключение для галльских служебников, где такой специальной мессы не имеется, но есть зато особое benedictio thalami super nubentes. Not. 2. 52 Существование таких «месс за умерших» (missa pro defunctis) удостоверено бунзеновским изданием одной из них, по сан-галльскому списку, помещенному в «Собрании древних Литургий» (IV, 58). А тремя страницами ниже в том же «Собрании» устанавливается и более общее положение, что древняя Церковь широко практиковала обычай приспособлять основный текст Литургии к различным дням церковного года, равно как и к частным обстоятельствам, вызывавшим самое совершение Евхаристии – С. 88. 55 Там же. С. 96. Еще яснее параллелизм этих двух молитв типа Hanc igitur в самоподлиннике, где он доходит почти до буквального сходства терминологии. Брачная молитва: Hanc igitur oblationem famulae tuae illius, quam tibi offerimus pro famula tua illa, quaesumus, Domine, placatus aspicias... Обычная: Hanc igitur oblationem servitutis nostrae sed et cunctae familiae tuae, quaesumus, Domine, ut placatus accipias… 64 О velatio conjugalis говорится в письме папы Сириция († 385) к некоему Himer’y, а в одном из писем святого Амвросия Медиоланского (f 397) упоминается о velamine sacerdotali et benedictione. См. у Duchesn’a. Op. cit. P. 432. 66 Duchesne. La benediction nuptiale a lieu apres le Pater, avant la fraction du pain. Р. 431. Не о том ли свидетельствует и возглас «Преждеосвященная святая святым», существовавший в чинах древнего венчания? – Συμεν Θεσσαλ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В Порфирьевском же евхологионе дана еще молитва кадила, что указывает на завершение протесиса каждением приготовленных даров: «Кадило приносим пред Тобою, Господи Боже наш, егоже нриняв, Владыко, в воню благоухания духовнаго на святый Твой npeI юбесный, мысленный и духовный жертвенник, ниспосли нам милости Твоя благая и даруй нам, рабам Твоим, сия, призывающим имя » I ное. Яко освятися и прославися» 359 . Богословская значимость молитв протесиса, в которых Христос именуется «Небесным хлебом» ( Ин. 6, 32 и 33), «Хлебом жизни» ( Ин. 6, 35 и 48), «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира» (И н. 1,29), превышает значимость гимна «Единородный Сыне», представляющего собой перифраз 2, 3 и 4-го членов Символа веры . Поэтому гимн в конечном итоге был перенесен ко второму антифону, а в некоторых случаях вовсе опускался, будучи заменяем тропарем праздника. Адаптированный в христологическом значении 6-й стих 94-го псалма «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» завершался молитвенным обращением «Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: „Аллилуиа«»; причем «Аллилуиа» была не троекратной, а однократной, чем подчеркивалось значение Евхаристии как трапезы Господней, установленной на Тайной вечере для спасения человечества через страдания Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому же ни в уставе Великой церкви 360 , ни в типиконе Евергетидского монастыря, который составлялся на основе устава Великой церкви, нигде не указан в неделю Пятидесятницы припев «Спаси ны, Утешителю благий, поющия ти: „Аллилуиа» " 361 . Третий антифон во всех случаях завершался пением тропаря праздника, а на воскресной литургии или на литургии в малый праздник заключительным тропарем служил гимн «Единородный Сыне». С отнесением же этого гимна на «Славу» второго антифона третий завершали воскресным тропарем, а в седмичный день – тропарем святого. При совпадении празднуемого святого с воскресным днем пели два тропаря. Два тропаря пели еще в том случае, когда в службе празднуемого святого имелись два тропаря. В этом случае второй тропарь пели на «Слава, и ныне». (Такой случай см. выше, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В Страстную Пятницу отпущен «до суда» епископ Григорий, наместник Лавры, пользующийся большою популярностью в городе, как замечательный проповедник, – из казанских питомцев, молодой человек 56 . Воротился из ссылки епископ Иннокентий (из Соловков?) 57 , и с ним несколько других архимандритов и иеромонахов, усердных работников Церкви Христовой. Живая Церковь злобствует, покинутая народом даже в Казанском и Исаакиевском соборах, и в своем органе клевещет и инсинуирует на всех и вся, не стесняется обнародовать фальшивые документы и духовное завещание патриарха Тихона... Торжествует, приобретая в свою чреду Зарина, Белоликова 58 и Вашего гомилета 59 ... Слухи носятся, что строят ковы против Скабаллановича... Сильный натиск был на меня со стороны Титлинова, пр. Раевского, ректора Института их 60 , и на митр. Арсения, обещали золотые горы и всякие блага в сей жизни и будущей, но я соблазнам не поддался. Работать для Вселенского собора было согласился, но имею теперь точные сведения из Иерусалима, что Собора не будет (это желание обновленцев). В Иерусалиме патриарх Дамиан смещен, и на место его избран бывший Вселенский Патриарх Мелетий, прогрессист. Наша Иерусалимская миссия в бедственном положении от долгов архимандрита Леонида 61 . Русские благодушествуют. Τοπικ по ошибке попала к Вам. Пришлю при оказии. Сам веду большую критическую работу об Евхологии Гоара и читаю рефераты в Академии наук с большим успехом об Обряднике Константина Порфирородного. Ваш А. Дмитриевский . Публикуется по: ИР НБУВ. Ф. 162. Ед. хр. 407. Л. 66 об. На бланке Палестинского общества. 11 Протоиерей Иоанн Корольков – А. А. Дмитриевскому 26 мая/8 июня 1925 г. Понедельник Св. Духа Возлюбленнейший о Господе собрат, дорогой, незабвенный сотоварищ, приснопамятный для всех киевлян Алексей Афанасьевич! Приношу Вам самую глубочайшую благодарность за Ваше милое, содержательное письмо (от 25 апр.) с большим волнением я прочел Ваше доброе воспоминание о незабвенной моей супруге; не забывайте ее в Ваших святых молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во всяком случае, св. Василий несомненно с большим вниманием относился к богослужебным порядкам. Трудно сказать, насколько можно усваивать ему чин Литургии, известной под его именем, особенно в сохранившемся до нас виде. Но вряд ли можно сомневаться, что в основе этого чина лежит «чиноположение» св. Василия. Трулльский собор во всяком случае прямо ссылается на св. Василия, который «письменно предал нам таинственное священнодействие» (правило 32). Древнейшую запись чина св. Василия мы имеем в греческом евхологии VIII века из собрания епископа Порфирия (в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке). При всей своей богословской и литературной одаренности св. Василий не был писателем по призванию и не был систематиком в богословии. Очень немногое написал он без внешних практических поводов и целей. Отчасти это связано, конечно, с тем, что ему пришлось жить в трудные и беспокойные годы и всю жизнь бороться, — и не только словом, но и делом, — делом прежде и больше всего. Тем не менее, его литературное наследие довольно велико. Прежде всего нужно назвать его догматико-полемические труды. Во-первых, книги «против Евномия», опровержение недошедшей до нас «Апологии» Евномия, составленное в 363 или 364 году. В сохранившихся списках этого сочинения св. Василия считается пять книг, но две последние, несомненно, не принадлежат ему, и, к тому же, это только собрание заметок для спора, а не связное рассуждение. По-видимому, они принадлежат Дидиму. Во-вторых, сюда относится обширное догматическое послание к Амфилохию Иконийскому «О Духе Святом» (около 375 г.). Указанная бл. Августином книга Св. Василия «против манихеев» не сохранилась. Другие творения Василия Великого имеют гомилетический характер. Прежде всего — его беседы на Шестоднев (Быт. 1:1–26), сказанные, по-видимому, во дни поста. Св. Василий дает буквальное и реалистическое толкование библейского рассказа. Затем нужно назвать 13 бесед на отдельные псалмы, здесь, напротив, он пользуется аллегорическим методом. Сюда же примыкают двадцать одна беседа на различные темы, — среди них нужно назвать беседы: «на упивающихся», «на гневливых», «против ростовщиков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Возвращаемся (к рассказу). [В воскресенье Самаряныни мы отправились, по приглашению патриарха, в собор, чтобы присутствовать при посвящении кир Иосифа, архиепископа Астраханского. Сердца наши горели желанием видеть это прекрасное зрелище, и – хвала Богу! – по круговороте времени, наконец выпало нам на долю это счастье. Пока патриархи облачались, устлали коврами большой, высокий помост и поставили на него три кресла: для царя и для двух патриархов. От царского кресла до алтарных дверей разостлали красное сукно, а поверх его розовый бархата, чтобы царь ступал на него; а под креслами патриархов разостлали фиолетовое сукно, а поверх его синий бархат. Халдеи в длинных красных кафтанах, с широкими рукавами, с длинными палками в руках и в высоких красных колпаках, стояли, в числе шести, кругом амвона. Мы уже раньше упоминали, что при посвящении епископа их бывает, обыкновенно, четверо; при посвящении архиепископа шестеро; при посвящении митрополита – восемь, а при посвящении патриарха – двенадцать; но не знаем, как объяснить цель этого. Патриархи вышли из алтаря) и сели на свои кресла. Пришел царь и, приложившись, к иконам, направился к патриархам, которые сошли преподать ему благословение, после чего он поднялся и сел на кресло рядом с ними. Он был в короне, в царском одеянии и порфире и сидел по правую руку. Тогда архидьякон, со своими товарищами, вышел вперед и, вызывая архиереев, архимандритов и священников подвое, делал с ними метания 670 пред царем и патриархами. Архиереи рассаживались на уступах помоста с каждой стороны, до самого нижнего, по своим степеням; а архимандриты в митрах сели на креслах по обеим сторонам хороса. Вывели лицо, назначенное к посвящению, в облачении и митре: он был архимандритом одного монастыря в Астрахани. Поклонившись дважды царю и патриархам, как сделали другие, он стал перед ними поодаль, лицом к западу, и начал читать грамоту, данную ему жителями его области, а также произнес громким голосом исповедание соборов и символ веры , как это установлено в Евхологии, поминая имена царя и патриарха со многими хвалами. Они слушали его, сидя, по когда он начал читать символ «Верую во единого Бога», они поднялись и стояли. Кончив, он взошел к патриарху, и тот прочел над ним положенные молитвы и благословил его. По заключении этой церемонии, патриарх сошел к своему месту, и начали часы и обедню. При Трисвятом было совершено обычным образом посвящение архиепископа. Ему вручили Евангелие, он пошел и поднес его царю приложиться, а потом всем служащим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010