8-я молитва развивает прежнее прошение о принятии нашей молитвы, исчисляя и виды ее: моления, исповедания (может быть, указание на полиелейные псалмы), ночные службы — и просит о даровании веры, надежды и любви (положительная сторона испрошенного в прежней молитве отрицательного блага — прощения грехов), о благословении всех предприятий наших в близком уже дне и достижении его; возглас — с прославлением имени и Царства Божия,=на полиелее. 9-я молитва о достойном слушании Евангелия с прославлением Бога, как просвещения нашего (имеется в виду и близкий рассвет); тождественна с литургийной. 10-я молитва  — 50-го псалма — приспособляет его прошения к христианским потребностям (например: «благоволи приносити Тебе жертву правды и возношения во св. Твоих жертвенницех») с прославлением милости Божией (=возглас пред каноном, — развитие второй мысли в возгласе 5 молитвы). 11-я молитва  — хвалитных псалмов — просит Творца Ангелов с особым умилением («милися деем»), достигнутым всеми молитвами, принять наше славословие (предварение следующей молитвы), возносимое со всеми созданиями Божиими; возглас (=по 9 песни канона) присоединяет нашу молитву к ангельской хвале. 12-я молитва  — великого славословия, — повторяя его мысли, объединяет все прежние прошения: о прощении грехов, принятии молитвы, просвещении, очищении, исполнении заповедей («яко во дни благообразно ходяще» — наступивший рассвет) и вечной жизни; возглас — общее прославление Бога (возвращение к исходному пункту). История их Утренние молитвы, как и вечерние, некогда были размещены по целой службе. Но древнейшие из сохранившихся Евхологиев, каковы, например, Барбериновский VIII–IX b., Имп. Публ. библ. (из собр. еп. Порфирия) VIII–X b., Криптоферратский Виссарионов (Bessanonis) ок. IX b., с которым совпадает в отношении молитв Евх. Париж. национ. библ. Коаленев (Coislin) 1027 г., просто нумеруют утренние молитвы, указывая место в чине утрени только для 3–4 последних. Важно то, что эти Евхологии дают все нынешние молитвы, исключая, впрочем, 9-ю, и в нынешнем их порядке, чем позволяют судить о степени древности их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

957 Впервые его издал А.А. Дмитриевский по рукописи 10 в. из Патмосской библиотеки 266; известны списки Иерусалимской патриаршей библиотеки 40, написанный по указанию Константина Порфирогенета, и Дрезденской королевской библиотеки 104, оба – 10–11 вв. 959 Известны также Гроттаферратский типикон (11 в., с переработками конца 13 – начала 14 вв.), дошедший в рукописи 1300 г. АП7); южноитальянские и сицилийские типиконы двух редакций, в основе которых лежат Типикон монастыря Св. Николая в Калабрии (т.н. Николо–Касулянский монастырь) и Типикон монастыря Богородицы на р. Мили в Сицилии (близ Мессины); эти типиконы сохранились в рукописях с 12–13 до 17 в. в Ватиканской библиотеке в собрании Барберини, в bibliotheca Laurentiana во Флоренции и др.; Евергетйдский типикон 11–12 вв., сохранившийся в рукописи 12 в. библиотеки Афинского университета 788 (издан А.А. Дмитриевским , 1895). А.А. Дмитриевский издал также типиконы константинопольских монастырей Пантократора ИЗО г. (по рукописи 18 в. из школы Халки) и Св. Маманта 1159 г. (рукопись Парижской национальной библиотеки), малоазийского монастыря Богородицы «солнечных ступеней, т.е. обличений» (τν Ηλον Βωμν τοι Ελεγμν; по Патмосской рукописи) и др. Среди поздневизантийских типиков интересен устав Михаила 8 Палеолога для монастыря Св. Димитрия, содержащий также автобиографию императора. Важную историко–литургическую информацию содержат также рукопись Александрийской патриаршей библиотеки 14 в. 144, Евхологий Синайской библиотеки 956, 958 (10 в.), 962 (11–12 вв.), Парижской национальной библиотеки 1027 г. 213 и др. 960 Более или менее полные записи Типиконов по чину лавры Св. Саввы («по обычаю Палестинских монастырей» или «по «Иерусалимскому уставу») доходят от 11 в., начиная с Тактикона (Устава) Никона Черногорца, написанного в духе Иерусалимского устава, разысканного им где–то «у Спаса в Лаодикии». Помимо базовой, Иерусалимской, возникают региональные редакции Иерусалимского устава: Синайская, малоазийская, Трапезундская (в Ватопедских Типиконах 1346, 1405, 1446 гг.). С 12 в. Иерусалимский устав проникает в Константинополь – в виде ктиторского Типикона императрицы Ирины, супруги Алексея Комнина, данного ею монастырю Богородицы Благодатной (издал Минь с подлинной рукописи), – и на Афон, дав начало особому Святогорскому уставу (где Иерусалимский устав соединяется с некоторыми особенностями ранее принятого на Афоне Студийского устава). Образцом Святогорских уставов является Великий синаксарий Афоно–Иверской лавры 11 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B диссертации проф. прот. Орлова о литургии святого Василия Великого приведены все эти молитвы Порфириевского служебника Интересно, каково разнообразие этих молитв. Всего их 27: На Сретение, На Богоявление, На мясопуст, На первую неделю поста, На вторую неделю поста, На третью неделю поста, На четвертую неделю поста, На пятую неделю поста, На шестую неделю поста, На Великий Четверг, На Пасху, На Антипасху, На праздники, На Рождество Христово, Молитва без указания дня, На Успение, -20. Четыре молитвы без указания дней, Молитва Святого Василия, Еще одна на Успение, Еще одна на Рождество Христово, На Благовещение, На Вознесение, На Пятидесятницу, На день преподобного Лазаря. B этих молитвах раскрывается значение каждого праздника, его богословские особенности, и по глубине мыслей они служили весьма назидательным средством для просвещения молящихся в духе православной церковности. Еп. Порфирий спрашивает: " Значит, заамвонные молитвы весьма древни? Да! Потому что и Евхологий-то мой очень древен. а можно ли возобновить чтение оных молитв в наши дни? Не только можно, но и надобно бы, потому что в них назидательно объясняются сущности праздников " B большинстве молитв, содержащихся в кодексе еп. Порфирия, можно найти те же мысли, что вошли и в нашу современную заамвонную молитву, а именно: о спасении царя, о мире, о сохранении священников и народа в благоговении и т.д. Не все они в одинаковой мере содержательны и назидательны, но в некоторых из них находятся мысли очень ценные, касающиеся празднуемого события или времени года. Во многих из них перефразируется дневное Евангелие, или же развивается какая-либо мысль из него. Хороши молитвы на недели Великого поста. Так например, на первую неделю: " ...Сними с нас всякое фарисейское лицемерие во время поста, удали иудейскую угрюмость (σκυθρωπτητα), воздержническую спесь отгони, всякое деяние самозапрещения и болтливость и помышление... " На вторую неделю: " ...Сними с нас оружие тьмы и укрась оружием света Твоего; даруй нам воздержность нелицемерную, молитву незаметную, но более приятную Тебе, милостыню нетщеславную и угодную для Тебя.… " На Великий Четверг молитва представляет почти парафраз известного тропаря " Егда славнии ученицы... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Mansi – «Amplissima Collectio Concil». 16. Paris et Leipzig. 1902 an., p. 313 Е. 81 См. κολουθ α το μεγλου κα γγελικο σχ ματος по евхологию XV в. Иерусалимской патриаршей библ. 73 (274) в «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» проф. А. А. Дмитриевского , т. II. Киев. 1901 г., с. 514: Κα λαβ ν τ ποστολικν, λγει δελφς μν δενα λαμβνει τ ποστολικν πγγελμα το εαγγελ ου τς ερ νης, κ. τ. λ. 82 «Menologium Graecorum jussu Basilii Imperatoris Greace olim editum», pars secunda. Urbini. MDCCXXVII, р. 116 et. р. 24. Акад. Голубинский находит сходство скуфеек свт. Афанасия и Кирилла Александрийских с «женскими повойниками или чепцами». «Ист. Рус. Церкви», т. I, вторая полов. тома, с. 271, примеч. 83 «Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 года, иждивением члена-учредителя Общества любителей древней письменности Тимофея Саввича Морозова». СПб. 1880. Авторы «Описания славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» прот. А. В. Горский и К. И. Невоструев , сообщая сведения об «Изборнике» и описывая миниатюры его, не называют святителей поименно, см. отдел второй «Описания», М. 1859 г., с. 368. А. И. Успенский считает святителя в скуфейке за Василия Великого , см. «Очерки по истории русского искусства». Т. I. «Русская живопись до XV в. включительно», М. 1910 г., с. 196. Но это едва ли правильно. Василия В. в скуфейке не изображали. «По «Ерминиям», в скуфейке изображался только свт. Кирилл Александрийский , см. епископа Порфирия – «Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701–1733 года» в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1868 г., т. IV, с. 360: «Святой Кирилл Александрийский , с проседью в длинной раздвоенной бороде, в кресчатой скуфье на голове». В издании проф. Д. Айналова и Е. Редина: «Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастырь» (Харьков, 1899 г.), свт. Кирилл дважды представлен в белой сетчатой скуфейке, в какой он якобы изображен на фресках XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII b. иногда и «Мир всем», причем первое произносится, как и в Римской Церкви, иногда диаконом [ 407 ]. Из восточных литургий, литургия ап. Иакова наполнена, особенно в позднейших своих списках, приветствием «Мир всем», иногда «Мир ти»; в частности, имеет это приветствие и пред прокимном; притом в древнейшем ее списке на этом последнем месте только один этот возглас [ 408 ]. И возглас «Вонмем» уже IV b. застает в богослужебном употреблении (см. Вступит. гл., с. 170). Ему соответствует в мозарабской литургии «Молчание храните» (Silentium facite) пред Апостолом [ 409 ]. Но пред прокимном он появляется только в позднейших списках литургии ап. Иакова; зато в литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, начиная с древнейших (VIII–X b.) списков, в двойном виде, хотя не во всех ркп. есть, и далеко не во всех в двойном виде [ 410 ]. Что же касается возгласа «Премудрость», то его не имеет александрийская литургия, имеющая Мир всем и Вонмем, не имеет и древнейший список литургии ап. Иакова (впрочем, пред Символом веры: «В премудрости Божией вонмем»), а пред прокимном его имеет только позднейший список литургии ап. Иакова [ 411 ], имеют все списки, начиная с VIII-X b., литургии Василия Великого. Замечательно, что об этих возгласах пред прокимном на вечерне совершенно не упоминают рукописи Типикона и нынешний Служебник, как и старообрядческий устав. Они указаны только в «Чине» патр. Филофея в том же виде, как в нынешнем Типиконе, — следовательно, заимствованы оттуда; Симеон Солунский на песненной вечерне не упоминает этих возгласов, а на обыкновенной указывает: «Диакон говорит: Премудрость, а архиерей, севши, преподает мир» [ 412 ]. Отсюда видно, что прокимен полагалось выслушивать сидя, как и следующее за ним чтение, но не всем, а только священникам на горнем месте. Греч. Евхологий Имп. Публ. библ. собр. еп. Порфирия VIII–X b. в чине литургии Василия Великого говорит о пении прокимна: «И обратившись (иерей) говорит: Вонмем. Мир всем; и тотчас садится и говорит: Премудрость; и певец: Псалом Давидов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  3. В одном арабском переводе литургии святого Иоанна Златоуста (1612 года) при благословении Чаши добавлены слова «а еже в Чаши Сей честную Кровь Господа и Бога Иисуса Христа, излиянную за живот мира. » [ 576 ] Ясно, что и в данном случае налицо метатеза из литургии святого Василия в тексте литургии Златоуста. Подобным образом такого рода добавления и изменения встречаются, например, и в одной рукописной весьма старой глаголической литургии, приводимой еп. Порфирием Успенским и датируемой им второй, если не первой половиной Х века, a именно: «Пакы приносимъ Тебе словесную сию безкровную службу и молим-тися, и мольбы деемъ, и просимъ, и Тебе ся молимъ: посли Духъ Твой Святый на ны и предльлежащяя дары сия: …сътвори оубо хлебъ съ драгое Тело Христа Твоего. Преложи Духомъ Святым Твоим. Аминь. A еже въ чаши сеи драгую Крьвь Христа Твоего. Преложи Духом Святым Твоим. Аминь. Еже излияся мирскаго ради спасения, въ жизнь вечную. Аминь. Яко быти приемлющим в бодрость души, въ оставление грехов, въ причастие Святаго Твоего Духа…» [ 577 ] Как видно, все эти интерполяции характера незначительного. Они не могут отразиться на смысле освятительных слов. 2. Изменения в рубриках. Обычно в древнейших кодексах, в которых рубрики чрезвычайно лаконичны, содержится краткое замечание: σφραγζει λγων μυστικς [запечатлевает, говоря тайно] или κα σφραγζοντ για δρα, λγει [запечатлевая Святые Дары, говорит]. В древнейших манускриптах (Барбериновском, Росанском, Севастиановском) диакон никак не участвует в моменте освящения Даров. Порфириевский Евхологий предоставляет ему сказать «аминь» после освящения дискоса и то же по освящении Чаши. Московский синодальный кодекс 381, относимый к концу XIII или началу XIV века, предоставляет диакону сказать один раз υλγησαν, δσποτα, τ για δρα [благослови, владыко, Святыя Дары]. Другие кодексы того же времени (Есфигменский Илитарий 1270года и Тактикон царя Иоанна Кантакузена) не содержат никаких рубрик о диаконе. В Филофеевских «уставах» диакон действует уже более заметно. Он обращается к священнику со словами Ελγησον, δσποτα [благослови, владыко] или το Κυρου δεηθμεν [Господу помолимся] и заключает после каждого благословения словом «аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

А. – Евхологии, содержащие полный суточный круг Песненного последования 1 . Барберини 336 (VIII-IX вв.) стр. 156–170 433 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «(Молитва 1 антифона) Тритоекти – совершаемой 434 в святых постях ». Схема (см. полный текст с. 223и сл.): Молитва « Мол. 1 антифона, и т.д. » Мол. «Мол. 2 антифона». Мол. «Мол. 3 антифона». Мол. « Мол. после входа с ектенией (синапти) диакона». Мол. «Мол. оглашенных после чтений и Господи помилуй ». Мол. «Мол. за тех, кот. приготовляются ко святому просвещению ». Мол. « 1-ая мол. верных». Мол. «2-ая мол. верных». Мол. «3-ья мол, или отпуст (аполусис) ». Мол. «И когда диакон говорит: Главы нашя..., священник молится: ... ». После мол. «народ: Аминь. Диакон: С миром илыдите». 2 . Ленингр. 226 ( Порфирий Успенский) (X в.) лист 61–65об. 435 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: « Тритонекти (так), совершаемая в постах». Содержание: как Барб. 336, исключая: Мол. «мол. после входа, с синаптической молитвой диакона; священник молится так: » 3 . Гроттаферр. Г β VII (X в.) л. 45 сл. 436 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «Тритоекти, совершаемая в постах». Содержание: Одни молитвы и Следует крещение. 4 . Севастьянов 474 (Гос. Библ. Лен. в Москве, гр. 27) ( Χ– ΧΙ вв.) л. 105об-109 437 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «Тритоекти». Содержание: Мол. (неполная) до (отсутствуют листы). Мол. «Мол. оглашенных Тритоекти». 5 . Гроттаферр. Г β 1 (Виссарион) ( ΧΙ– Χ1 Ι в.) л. 1–5 (бывш. 33–37) 438 : Место: После неизданной молитвы «в сосудохранилище» 439 и перед Вечерней. Заглавие: «Тритоекти». Содержание: Как Барб. 336, исключая: После Мол. «мол. сугубого моления» 440 =как Барб. 336 после Евангелия в Литургиях Василия Вел. и Златоуста. Мол. «мол. о готовящихся ко святому просвещению. Следует знать, что, начиная со среды средней седмицы Поста до всей Великой (недели), после диаконских ектений о оглашенных, возглашаются другие диаконские ектении о готовящихся к святому просвещению. И священник молится: ... » Мол. «Мол. отпуста... Народ: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) Св. Епифания Кипрского вторая книга об ересях (из журнала «Творения св. отцов в русском переводе», год 22-й, кн. 5 и 6. М. 1865); – лл. 74–84. β) « ποσημεωσις χρονογραφικ (из рукописи 835 года вышеупомянутого евангелия); – лл. 86–89. γ) Из Панфекта, хранящегося в библиотеке свято-гробского монастыря в Иерусалиме. – Хронологический перечень событий хронографического характера на греческом языке (лл. 89 б –91). δ) Рассуждение о «годе Рождества Христова» (лл. 94–95). ε) Замечания о египетских и римских месяцесловах (лл. 96–102). ζ) Рассуждение о календаре (лл. 104–106). κ) » Μηνολγια παλαι. Древние месяцесловы, извлеченные из рукописей, хранящихся в библиотеках на Синае, Сионе и Афоне " (лл.109–153). Здесь приведены следующие месяцесловы: а) из пергам. рукописи VII (Х?) в. Евхология, писанного каким- то Николаем (об этом см. у преосвящ. Порфирия Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. II, 1. Киев 1877, стр. 456; кроме того об этой рукописи см. Отчет Публ. Библ. за 1883, стр. 85–88); рукопись принадлежала о. Порфирию (л. 109), b) из золотописного евангелия Χ-XI в., хранящегося в Синайском монастыре (Gardthausen, Catalogus codicum graecorum Sinaiticorum. Oxonii. 1886, стр. 40–41, 204; Кондаков, Путешествие на Синай в 1881 году. Одесса 1882, стр. 129–132), с) из синайского рукописного на пергамене в 4-ку евангелия, X века, списанного со старого иерусалимского кодекса (лл. 112–123); d) из такой же рукописи того же века (лл. 124–129); е) параллельно 2 месяцеслова: один по рукописи X века Паримейника из книги Бытия и Пророков в солунском монастыре Влантион (Чауш), а другой по такой же рукописи 1054 г., принадлежавшей преосвящ. Порфирию из Богородичного монастыря Каламина (Отчет Публичной Библиотеки за 1883 г., стр. 81), f) «Месяцеслов, приложенный к рукописному греческому евангелию, написанному на пергамене, в XI веке, и хранящемуся в доме митрополита Вифлеемского», – выписки на 5-ти листках из записной книжки (лл. 133–138), и затем следует самый месяцеслов (лл. 141–153). λ) Греческое рукописное евангелие, принадлежащее Предтеченской церкви г. Керчи (лл. 154–165), с приведением месяцеслова, в котором указываются дни евангельских чтений. – Статья эта написана не о. Порфирием, а А.К. в Симферополе, в 1878 г., и списана, несомненно, с печатного издания. μ) Календарные таблицы, заимствованные из сочинений разных лиц (лл. 167–170): a) Calendrier assyro-chaldéen, b) Attische Monate und Feste, с) Французские таблицы месяцев у разных народов. ν) Месяцы еврейские (лл. 171–172). ξ) Calendrier romain pour la lecture des auteurs latins, bulles, diplomes et autres actes (лл. 173–175).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Арабское письмо двух рук. Арабский текст писан черными и красными чернилами. На стр. 84 и 93 изложено академиком бароном В.Р. Розеном содержание вкратце 2-х статей книги. По своему содержанию, эта книга представляет сборник, состоящий из следующих 5-ти статей 70 : I. а) стр. 1–42: Список рукописей и печатных книг, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на горе Синае: Этот список приводится здесь в полном виде. Систематический обзор упомянутых 319 сочинений, заключающихся в 582 томах: 1: Шестоднев Василия Великого . – 2. 6. 7: Пятокнижие. – 3: » Προφητολγιον« (?). – 4: Жизнь Авраама. – 5. 11: Исаия. – 8. 10. 12–16: Пророки. – 17–36: Псалтирь. – 37–90: Евангелия. – (66. 76) 91–107: Послания и Деяния Апостольские. – 108: «Книга Рождества Христова» (Evangelium infantiae?). – 109: «Книга чудес Христовых». – 110–133: Требники, Евхологии, Триоди, Молитвенники, и т.п. – (63. 64) 134–149: Творения Иоанна Златоуста . – 150–152: Творения Иоанна Дамаскина . – 153–155: Писания аввы Дорофея – 156–159: Творения Григория Назианзена . – 160–163: Творения Исаака Сирина . – 164: История Агапия Мамбиджского. – 167–172: Творения Ефрема Сирина . – 173–188: Лествица и другие творения Иоанна Лествичника . – 189–197: Пандекты и другие сочинения монаха Антиоха из лавры св. Саввы. – 198–200: Книга Варлаама и Иоасафа. – 201–204: Апостольские и соборный постановления. – 205–206: Писания аввы Макария. – 207–209: «Умственный Рай ». – 210. 211: «Книга (зрелости?) наставника и ученика». – 212. 213: «Книга Параклитик ( Παρακλητικ)». – 165. 166. 214–275: Жития святых в писания отцов церкви. – 277–285: Месяцесловы. – 286–296: Сборники разного содержания. – (10.) 297–310: Синаксарий. – 311–315: Исторические сочинения. – 316–319: Философия, медицина и астрономия. Между вышеприведенными названиями 110 на коптском языке, 130 и 287 (?) на сирийском, и 17, 34, 43, 100, 106, 113 и 122 на греческом языке; 33, 57, 74, 82, 113 и 114 – печатные издания. b) стр. 43–45: Приветственное слово архим. Порфирию, сказанное в 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Библиотека синайского монастыря, если и не оправдывает преувеличенных о ней представлений европейских учёных, всё же должна считаться по справедливости одной из богатейших в мире. Правда, в синайском монастыре археолог-палеограф уже не отыщет ныне в хламе кодекс Евангелия V в., подобно г. Тишендорфу, хотя отыскание отрывков и более раннего времени вещь вполне возможная, или, с благословения великомученицы Екатерины, не возьмёт с чердаков монастырских, подобно покойному преосв. Порфирию Успенскому , евхологий X века 30 , но к его услугам синайские сокровищницы дадут ныне в общей сложности более 3.000 рукописей на разных языках. Количество одних греческих рукописей превышает две тысячи, и многие из них, помимо содержания, имеют громадный художественный интерес, благодаря тем многочисленным миниатюрам самой изящной работы, какие в них имеются. В частности, для меня синайская библиотека дала такое количество богослужебных рукописей, какого я не встречал в других восточных библиотеках, да едва ли когда-нибудь встречу потом. Достаточно сказать, что в синайской библиотеке хранится до 55 экземпляров рукописных евхологиев, начиная с VIII–IX в. вплоть до XVII столетия. Между евхологиями есть бомбицинный евхологий 973 с датой 1153 года, что составляет пока единственную в учёном мире редкость. Между Орологиями имеется один 863, VIII–IX в. с заглавием: «ρολγιον κατ τν καννα τς λαρας το γιου πατρς μν Σαββα». Весьма много интересных в научном отношении рукописей встречается и в других отделах, которые, нужно прибавить, обнимают собой практику церквей иерусалимской, александрийской, константинопольской и местную синайскую. Пользуясь своим счастливым положением, в котором, благодаря трудности путей сообщения и отдалённости расстояния от цивилизованного мира Синайского монастыря, мне едва ли когда-нибудь придётся быть ещё раз, и, сознавая указанные выше интерес в учёном мире к этой библиотеке и действительное важное научное значение рукописей этого монастыря, я решился уделить из своего кратковременного заграничного путешествия большую часть времени и отказаться от предположенного на месте своей службы плана путешествия на запад, в полной уверенности, что моё ближайшее начальство не поставит мне в вину этого отступления и в будущем предоставить возможность и «недоконченная исправить». Чтение рукописей, на что мною употреблялось ежедневно 8 или 10 часов в сутки, и обстоятельное описание весьма многочисленных икон монастырских (511 экземпляров), развешанных на стенах главного храма и многочисленных параклисов, заняло почти четыре месяца. С Синая я выехал 30 числа июня месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010