Р.Ф. Тафт Хронологический список рукописей Следующий список содержит византийские богослужебные рукописи и редакции ЗЛАТ, ВАС, диатаксисы и архиератиконы, изученные в процессе настоящего исследования. Рукописи, отмеченные крестом (+), были прочитаны в оригинале или в микрофильме даже в том случае, если дается ссылка на публикацию источника. Другие списки были изучены по различным изданиям. Византийские литургические рукописи, упоминаемые во вторичных источниках, списках других богослужебных книг (типиконов, паремийников) и манускрипты, которые не имеют прямого отношения к византийской божественной литургии, но упоминаемые в нашем исследовании в целях сравнения (напр., списки ИАК, ПЕТР, грузинской ПРЕЖД или службы суточного круга) не включены в данный список, но перечислены в последующем Указателе рукописей. Если нет особых указаний, значит рукопись содержит ЗЛАТ (или ЗЛАТ и ВАС). Манускрипты или издания, которые приводят ВАС (диатаксисы и т. п.), но не ЗЛАТ, отмечены даже в случае тех изданий, где рукопись сама по себе могла содержать ЗЛАТ. За исключением Евхология епископа Порфирия Успенского (Ленинград/Петербург 226), синайской рукописи Ленинград/Петербург 44 и Ленинград/Петербург 423, которые ныне обладают современными ленинградскими шифрами, мы посчитали более уместным для настоящего исследования воспользоваться старыми русскими дореволюционными шифрами. Благодаря этому читатель легко сможет их найти в опубликованных источниках. Насколько нам удалось установить, российские собрания, упомянутые в нашем исследовании ныне находятся в следующих библиотеках СССР: 1669 I. ГПБ Императорская Публичная библиотека, Санкт-Петербург → Государственная Публичная Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград → Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург (РНБ): Собрания Императорской Публичной библиотеки; Общества любителей древней письменности; Петербуржской Духовной академии (за исключением 120 относительно недавних рукописей, переданных в библиотеку Московской Духовной академии), в т. ч. фонды Софийской соборной библиотеки (Новгород) и Александро-Невской лавры; собрания епископа Порфирия Успенского , Ф. А. Толстого, А. А. Дмитриевского (за исключением нескольких рукописей, переданных в Библиотеку Ленинградского отделения АН СССР (РАН), А. Пападопуло-Керамевса ; собрания Новгородской семинарии, Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Евхологий Евхологий – соединение Служебника с Требником, является одною из древнейших богослужебных книг греческой церкви. Его прототипом можно считать собрание молитв Серапиона, епископа Тмуитского, IV в. (изданы проф. Дмитриевским), и более обширное собрание молитв и последований в VIII кн. Апостольских Постановлений. В ней мы находим чин литургии, молитвы крещения, миропомазания, посвящения в разные степени клира, погребения умерших, утренние и вечерние молитвы священника и несколько молитв на разные случаи. В VII в. сборники этого рода были уже известны под именем Е. и заключали в себе такого рода молитвы, как, напр., над давшим обещание и не исполнившим его. Так, в 141 ответе Анастасия Синаита прямо говорится, что в Е. находилась молитва , которою священник разрешает связавшего себя клятвою. От VIII–IX в. сохранились уже рукописные Е.; ими являются Е. из собрания преосвященного Порфирия Успенского , вывезенный им с Синая, и Е. Барбериновой библиотеки в Венеции, изданный Гоаром в 1547 г. Е. пр. Порфирия состоит из следующих статей: литургий Василия Великого , Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров с присоединением 27 заамвонных молитв на праздники и нарочитые дни; вечерних и утренних молитв священника в теперешнем их составе и особых молитв суточных служб так называемого трехантифонного состава; чина крещения младенцев с заклинательными молитвами, чина крещения и миропомазания в великую субботу, чина освящения воды накануне Богоявления, чин бракосочетания, ряда молитв требничного круга, заклинаний над больными и бесноватыми под именем Василия Великого и Златоуста, краткого месяцеслова, начиная с 4 декабря, с указанием чтений из Апостола на главные праздничные дни по Минее и Триоди. Е. Барбериновой библиотеки, рукопись унициального письма, в 562 стр., 7 1 / 4 дюймов в длину и 5 дюймов ширины, близко подходит по своему составу к Е. пр. Порфирия. Он содержит литургии В. Великого, Златоуста и преждеосвященных даров, молитвы вечерни, полунощницы, утрени и хвалитные псалмы, чины крещения, освящения воды, мира, храмов, чины хиротоний, пострижения в монахи, обручения и брака и, кроме того, множество молитв на разные случаи, молитвы пред трапезою и после нее, молитвы хотящим плыти, во время бездождия, молитвы над больным, на освящение елея для болящего, молитвы над оскверненною пищею, об одержимых демонами, молитвы при пострижении волос младенца, на братотворение и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II патриарх Александрийский (1308-1354/55, по Дж. Федальто, 1316?-1354?). В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов время его Патриаршества приходится на 1268-1300 гг. ( Порфирий (Успенский). Алекс. патриархия. С. 8. 79), что скорее всего неверно. В. Грюмель и Ж. Насралла датируют его избрание на кафедру 1315 г. Во время Патриаршества Г. положение правосл. Церкви в Египте было тяжелым. После своего избрания он отправил послание патриарху К-польскому Иоанну XIII Глике. Это послание было опубликовано Ф. Миклошичем и Й. Мюллером вместе с ответным письмом К-польского патриарха, пригласившего его приехать в К-поль ( Miklosich, M üller. Vol. 1. P. 20-25). По мнению Насраллы, Г., приняв приглашение, остался в К-поле, однако Халил Самир считает, что Г. жил в Каире, о чем свидетельствует араб. рукопись Синайского мон-ря (Sinait. Агав. 102), переписанная иеродиак. Сабой Ясой в 1320 г. в Каире. По мнению Халила Самира, Г. скопировал греко-араб. Евхологий (Sinait. Агав. 102), к-рый подарил ц. Мар-Саба, находившейся в порту Александрии. Особенностью этой рукописи является служба на освящение нильской воды, совершаемая в субботу перед праздником Пятидесятницы (Fol. 127v - 175v). Греч. текст Евхология был издан А. А. Дмитриевским (1901) и М. Блэком (1938), палестино-арам.- Г. Мерголиутом (1896), араб. текст остается неизданным (см. ст. Водоосвящение). Рукопись Sinait. Агав. 258 свидетельствует, что Г. хорошо писал как по-арабски, так и по-гречески. Он начал перевод на арабский с греческого Иерусалимского устава, но завершить его не смог (перевод устава завершил некий Абу-ль-Фатх в 1335). Из араб. рукописи 1594-1595 гг. (Mar Elias Shuwayya Manuscript 30) известно, что Г. также назвали Григорием ас-Синаити. Можно предположить, что Г. был монахом Синайского мон-ря, что в свою очередь объясняет находки там его рукописей. Под именем Григория, патриарха Александрийского, сохранилось послание (написанное ямбическим стихом) к Феодору, еп. Месопотамии Сирийской, не соблюдавшему Господских и Богородичных праздников, дней памяти апостолов и св. Иоанна Крестителя и употреблявшему мясо по средам и пятницам. Однако неясно, принадлежит ли оно Г. или написано его преемником - Григорием III .

http://pravenc.ru/text/166707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХОЛОГИЙ [греч. Εχολϒιον], собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг. Содержание Е.- молитвы чина Божественной литургии и чинов др. таинств и треб . Наименование «Е.» (распространенное не только в греч. традиции, но и в ряде ориентальных, напр. коптской) обычно также применяется и к сборникам, не содержащим текстов евхаристической литургии (слав. Требник), тогда как сборники, содержащие тексты литургии, но без чинопоследований др. таинств, могут обозначаться как Литургиарий, или Литургикон (слав. Служебник), и т. п. Эквивалентом Е. в лат. традиции является Сакраментарий . Наиболее ранние сохранившиеся Е.- Барселонский папирус (P. Monts. Roca inv. 154b-157b, IV в.) и Серапиона Евхологий (Ath. Laur. 149. Fol. 1-24v, XI в.) - были составлены в IV в. и относятся к егип. традиции (см. ст. Александрийское богослужение ). Древнейшая сохранившаяся рукопись к-польского Е. (см. ст. Византийское богослужение ) - Vat. Barber. 336, кон. VIII в. (содержащиеся здесь чины имеют к-польскую основу, но отражают влияния нек-польских традиций; см. Барберини Евхологий ), палестинского Е. (см. ст. Иерусалимское богослужение ) - Sinait. МГ. 53, VIII-IX вв. (ркп. не опубл. и не исследована). Начиная с IX в. известно множество рукописей визант. Е.; то или иное их количество имеется в каждом заметном собрании греч. рукописей. Особой известностью пользуются к-польские Виссариона Евхологий (Crypt. Γ. β. I, основной текст - ок. 1020 г.) и Стратигия Евхологий (Paris. Coislin. 213, 1027 г.), периферийные (имеющие к-польскую основу, но отражающие нек-польские влияния) Порфирия Успенского Евхологий (РНБ. Греч. 226, X в.), Севастьянова Евхологий (РГБ. Греч. 474, XI в.), целый ряд Е. из б-к Синая (напр., Sinait. gr. 959, XI в.), Гроттаферраты (напр., Crypt. Γ. β. VII, X в.) и др. Слово «Е.» фигурирует и в наименовании одной из древнейших сохранившихся слав. рукописей, Синайского глаголического Евхология (Sinait. slav. 37, X-XI вв.; в первоначальный состав рукописи нек-рые исследователи также предлагают включать глаголические Синайский Служебник и Синайский Миссал ), но это наименование является условным и в самой рукописи не содержится; в последующей слав. традиции термин «Е.» распространен мало, хотя и встречается в некоторых поздних рукописях и изданиях (самоназванием ранних рукописей Служебника - напр., РНБ. О. п. I. 5, 1-я пол.- сер. XIV в.,- также иногда является слав. пер. слова «Е.»:  ); в слав. традиции Е. соответствуют Служебник и Требник .

http://pravenc.ru/text/187952.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс; араб.      ], ставропигиальный Антиохийской Православной Церкви. Расположен у дер. Эш-Шувайр, в хребте Ливан на высоте 1500 м, в 31 км к востоку от Бейрута. Время основания обители неизвестно, однако с большой долей вероятности может быть отнесено к XVI-XVII вв. Самое раннее упоминание об И. п. м. содержится в Евхологии 1654 г., переписанном по заказу его настоятеля свящ. Ханны. Видимо, из этой обители происходил иером. Макарий, возведенный в нач. 80-х гг. XVII в. на митрополичью кафедру Бейрута. В 1728 г. мон-рь посетил известный рус. паломник-путешественник В. Г. Григорович-Барский . По его отзыву, И. п. м. был мал и тесен, однако хорошо подходил для иноческого уединения. Монахи занимались шелководством, имели сады и виноградники. Колофоны рукописей, хранящихся в мон-ре, содержат имена некоторых настоятелей обители, в частности свящ. Софрония ас-Сайкали из Бейрута, к-рый в 50-70-х гг. XVIII в. пожертвовал в монастырскую б-ку значительное число книг. Григорович-Барский в 1728 г. застал в мон-ре 5 или 6 насельников, архим. Порфирий (Успенский) в 40-х гг. XIX в.- 8 монахов и столько же трудников. В кон. XIX в. численность монахов оставалась почти без изменений. В XIX в. Эш-Шувайр стал популярным горным курортом, где проводили лето многие христ. семьи из Бейрута и иностранцы, жившие в Ливане. После разорения патриаршей резиденции во время Дамасской резни 1860 г. в мон-ре недолго пребывал Антиохийский патриарх Иерофей . И. п. м. посещал российский дипломат и писатель К. М. Базили (40-е гг. XIX в.), а также востоковеды А. Е. Крымский (1897) и И. Ю. Крачковский (1908), оставившие колоритные описания монастырского быта и народных гуляний под мон-рем в праздник прор. Илии. В нач. 10-х гг. XX в., в момент наибольшего сближения Антиохийского Патриархата с Россией, обсуждался вопрос о передаче мон-ря во владение русским монахам афонской Крестовоздвиженской келлии.

http://pravenc.ru/text/389261.html

Илитон Илитон (от ελο – свертываю) – название четырехугольного плата, сделанного из тонкой льняной или шелковой материи, полагаемого на престол и предназначенного, по современной богослужебной практике, для завертывания антиминса. Прототип илитона можно видеть в тех льняных покровах, которые, по свидетельству Оптата Милевийского, полагались на престол, «так что при совершении таинств можно было касаться только покрова, а не самого дерева» (De schism. Dodat., lib. VI). Как эти покровы означали, по словам Исидора Пелусиота , плащаницу, которою Иосиф Аримафейский обвил тело Христово при погребении (письмо к комиту Дорофею), так точно и илитон, сообразно с древнейшим упоминанием о нем в толковании на литургию Иоанна Постника (ум. 595), знаменует плащаницу, которою обвито было тело Господне Иосифом и Никодимом (Красносельцев, Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библ., стр. 309–10). Современное употребление илитона возможно не ранее появление антиминса, т. е. не ранее VIII ст. (см. сл. Антиминс), на что, по-видимому, указывают встречающиеся в литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста по Барберинову Евхологию VIII–IX в. замечания: «молитва верных первая по распростертии илитона» (Собрание древних литургий, вып. II, стр. 61, 122, – ср. литургию И. Златоуста по списку преосвященного Порфирия IX–X в., Красносельцев, Сведения, стр. 288). По современному пониманию илитон знаменует не только плащаницу, но и пелены, которыми был повит родившийся Спаситель. На это указывает читаемая при его благословении молитва: «Господи Иисусс Христе Боже наш... изволивый спасения ради нашего от Пречистыя Девы воплотитися и по рождестве пеленами повит быти и в яслех положитися... паки божественное благословение... на илитон сей». А. Петровский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ III Патриарх Александрийский (не ранее 1391/92 - не позднее 1396). О личности Н. и об обстоятельствах его правления практически ничего не известно. Т. н. Дионисиевский каталог - список Александрийских патриархов, составленный в сер. XIX в., относит начало Патриаршества Н. к 1389 г. и исчисляет его срок 9 годами ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8). Позднейшие ученые (В. Грюмель, Ж. Насралла) принимали эти даты, признавая, впрочем, их условность. Колофон одной из греч. рукописей Екатерины великомученицы монастыря на Синае (Sinait. gr. 669; см.: Gardthausen V. Catalogus codicum graecorum sinaiticorum. Oxonii, 1886. P. 153), в котором содержится последнее упоминание о предшественнике Н. Марке IV, относящееся к 6900 г. от Сотворения мира (1391/92 г. по Р. Х.), позволяет скорректировать датировку начала Патриаршества Н. Известен греко-араб. Евхологий XIV в. с включенным в него для поминовения именем Александрийского патриарха Николая - видимо, речь идет именно о Н. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 328). В отличие от глав ближневост. Церквей кон. XIII - 3-й четв. XIV в., подолгу живших в К-поле, Н., вступив на Патриарший престол, по всей видимости, оставался в Египте, что отражает заметное ослабление связей между Византией и правосл. Востоком, начавшееся в это время. Сохранилось послание К-польского патриарха Антония IV от 3 янв. 1397 г. к его Иерусалимскому собрату Дорофею I , в к-ром Антоний сообщает о дошедшем до него известии о кончине Александрийского патриарха (т. е. Н.) и просит Дорофея прояснить вопрос об избрании нового предстоятеля Александрийской Церкви (RegPatr, N 3036). Т. о., окончание Патриаршества Н. можно достаточно уверенно отнести к 1396 г. Лит.: Grumel. Chronologie. P. 444; Wirth P. Zur Chronologie der Melchitenpatriarchen Markos IV. und Nikolaos III. von Alexandreia//OS. 1962. Bd. 11. S. 193-195; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58; PLP, N 20518; Pahlitzsch J. Networks of Greek Orthodox Monks and Clerics between Byzantium and Mamluk Syria and Egypt//Everything is on the Move: The Mamluk Empire as a Node in (Trans-)Regional Networks/Ed. S. Conermann. Bonn, 2014. P. 127-144. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2566044.html

д. 6 Подобные же добавления получил в рукописи Святогробской Константинопольской библ. 1584 г. отделенный от литургии чин венчания рукоп. Синайской библ. 1153 г. 7 . Сложившаяся после отделения брака от литургии, вторая половина чина венчания позднее по времени своего появления первой 8 . По указанию известных уже рукописей Синайской библ. и лавры Афанасия Афонского эта последняя успела сформироваться в период совместного совершения брака и евхаристии. Правда, древнейшее изложение ее состава встречается в тех памятниках, в которых венчание отделено от литургии. Таковы евхологии Барберинов VIII–IX в., преосвященного Порфирия Успенского IX в. и рукоп. Синайской библ. IX–X в. 9 . Это же обстоятельство может дать место предположению, что и первая часть брака образовалась после превращения его в самостоятельное последование. Но так как вторая часть венчания представлена перечисленными памятниками в том самом виде, который она имеет в рукоп. Синайской библ. 1153 года т. е. за время совместного совершения брака и литургии, то само собой понятно, что и возникновение первой относится к тому же самому периоду. Кроме того, основные ее элементы известны из отеческой письменности до IX в. 10 , следовательно, по времени появления древнее отделение брака от литургии. Причины неодновременного развития составных частей венчального чина, – более раннего первой и более позднего второй, заключаются в способе его соединения с литургией. Как видно из рукописей Синайской библ. 1153 г. и лавры Афанасия Афонского XV в. первая часть брака совершалась перед литургией 11 , благодаря чему являлась полная возможность внесения в ее состав различных молитвословий и действий, не исключая чтения апостола и евангелия, без нарушения порядка и течения евхаристии. Вторая часть венчания могла начаться только после причащения, так как в нем принимали участие новобрачные. И в этом – причина ее первоначальной неразвитости: представлялось делом в полном смысле немыслимым соединять венчальные молитвословия и действия с заключительными после причащения молитвами литургии. И насколько сильно сознавалась невозможность подобного совмещения, об этом достаточно ясно свидетельствует чин венчания по рукоп. Синайской библ. 1153 г. Его несложные заключительные действия, – преподнесение брачующимся общей чаши и отпуст, имеют место по окончании литургии 12 , но не после причащения в порядке ее совершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Однако, от этого последнего желания скоро пришлось отказаться: не было приноровленного к православному русскому храму Служебника, не говоря о еще большем затруднении в отношении пения. Была сознана, таким образом, вся крайняя нужда православной русской церкви в издании евхологического текста, начиная научно-критическим. Стала предноситься уму столь широкая программа по первоначальной неосведомленности в деле. Питая в себе мысль о критическом издании, пришлось впервые познакомиться с греческими рукописями и между ними с Евхологионом еп. Порфирия, хранящимся в Императорской Публичной Библиотеке, – с рукописью древнейшею и лучшею из всех евхологических рукописей, как после стало видно из одновременного штудирования монографических работ по литургике и частичных изданий текста. Осваиваясь с этим Евхологионом с возможною обстоятельности, копируя его до последней черты и предполагая, именно, его основой будущего цельного издания, прежний переводчик к концу своей работы испытал то же, что бывает с путником, у которого цель пути сначала мелькала пред самыми глазами, но потом сразу унеслась на огромную даль, как только дорога незаметно поднялась на гору. Весь критический процесс работы, предполагавшейся сначала в широких рамках всего Евхологиона, пришлось теперь произвести только в отношении литургии Василия Великого , которою рукопись начинается, – литургии самой основной в так называемом Константинопольском обряде. С таким же расчетом были детально изучены все известные по каталогам греческие рукописи Петербурга и Москвы, большое число рукописей славянских, в тех же городах и длинный ряд печатных и описанных текстов. В результате текст литургии Василия Великого был шаг за шагом проконтролирован на протяжении от VIII до XIX века включительно и были составлены Критические заметки по источникам, стоящим вне этой литургии. Обработанный текст предлагается в настоящем издании, а Критические заметки остались в рукописи, так как первый потребовал для своего напечатания огромных материальных затрат, увеличивать которые было невозможно частному лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010