29-го апреля 1850 года. 181 Достигши своей обители, встретила паки скорбь; но все это не без промысла Божия. Как по скорби надобно ожидать утешения, так и после утешения, которое здесь имела, надобно было ожидать скорби; но милостив Господь, и оная пройдет. Надобно злату искушаться в горниле, а нашему устроению в скорбях. Я получил письмо твое от 18 января. Недоумение твое состоит в принятии монахинь П. и C., кои просят тебя о сем, а ты полагаешься на меня, как я решу, а мне немало тесно отовсюду. Что тебе сказать, при таком громком шуме, об отвлечении тобою от игуменьи сестер к себе? Когда еще этих принять, то можешь ли понести молву и укоризны граждан? а дойдет и до начальства; да и как принять против упорного противления начальника? к тому же мать В. уже и просила о принятии, хотя и была во искушении, но сказанное слово назад не воротишь. Итак, я не могу собрать духу сказать: приими, и предать тебя на вящие скорби. Мне кажется, тебе себя устранить, не входить в это дело; а когда сама игуменья скажет: прими, тогда не надобно отказываться, или можно не принять; может быть, это покажется и скорбно для них, но что делать? можно ли против рожну прати? Когда откровение их тебе было тайно, то и не происходило крамолы; а теперь открыто и явно будет и не безопасно для тебя. Жаль и сестер; но они должны видеть невозможность дела сего, – и все равно скорби не избегнуть, и даже сугубой. И так предаться воле Божией, и повиниться кому предаст мать игуменья; а там уже совет иметь и на подчинение. Да избавит Господь вас от всех сетей вражиих. И. М. 27-го января 1851 года. 182 Скорбно и для меня видеть тебя изнемогающую в скорбях твоих. Помысли, что скорби твои промыслом Божиим устроились, хотя кажется и неправильно и через людей, но люди только орудие промысла Божия. Что ж мы должны тогда ли только терпеть, когда бываем в чем виновны? Нет! Надобно терпеть всё находящее, без чего мы не можем научиться терпению; а чего ради Бог попущает тебе скорби, это Ему единому известно. Может быть скудость дел наших восполняет Господь наведением скорбей, а в невинности твоей в сем совесть твоя тебя должна утешать. К укреплению твоему в скорбях, читай в отеческих книгах: у св. Марка Подвижника , у аввы Дорофея , у Петра Дамаскина , у св. Исаака Сирина много найдешь себе утешения в 20, 21, 34, 35, 36, 37, 51 главах. Также и другие отцы укрепляют нас. Кажущееся тебе бесчестие, по слову св. Марка Подвижника , послужит тебе наведением будущей славы Божией, а св. Писание говорит: егоже бο любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет ( Евр.12:6 ). Видишь, что ты не лишена милости Божией. Имевши скорби, смиряй себя и взывай к Нему в немощи своей: Он скоро пошлет тебе Свою помощь и утешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

30 " στε πντως, 6v λγω πντες, ε μ τν περινυμον τοτον θω τις γνοε κα τν πνυμον ατο Πτρον», §1: PS 5, p. 161, 11. 7–9; « γ δ, θατρον ερν, πρ παντς ουτινοσον κα τν ζ μν δι58; εχν τεθρρηκα βοθειαν», § 3: PS 5, p. 162,11.16–17. 32 [Этот город официально упоминается в арабских текстах как Sarra-man-raa на берегу реки Тигра (Тигриса) выше Багдада (Lake 1909, р. 14). В 836 г. он был заново отстроен халифом Muctasim " ом, стал столицей халифата Аббасидов и сохранял это положение до 892 г. (ср. Le Strangers 1900, pp. 13,314; Northedge 1995)]. 36 " Φωτκωμις«, §47: PS 5, p. 188, I. 23; cp. Lake 1909, p. 35, I. 38. Некоторые рукописи Жития, составленного Николаем (Mosq. Syn. 174, Vat.gr. 1190, Lavra 455. A 79), предлагают чтение » Φωκμις«, тогда как другие (Vatopedi 634 [а. 1422], Coislin 307 [а. 1552]) – чтение » Φωτκωμις«; ср. Papachryssanthou 1974, р. 39: п. 8. Очевидно, при работе над своим произведением Палама пользовался манускриптом, относящимся ко второй группе. 42 Ср. текст, озаглавленный Διγησις περ τς φζεως τς Θεοτκου ν τ γιωνμ ρει το θω, в рукописи cod. Xeropot. 175.2508, f . 344 v и в cod. Pantel. 813. 6320 (XVII в.), f . 88 r ; cp тж. cod. Pantel. 501. 6008 (XIX в.), p. 1: Διγησις περ το π ς λθεν ες γιον ρος Κυρα μν Θεοτκος σωματικς. 52 Эта переписка не была отмечена П. Христу, Житие §17: PS 5, р. 171, II. 20–23 ­­ §21: р. 240,II. 26–28; §18: PS 5, pp. 171, I. 24 – 172, I.1 ­­ §14, p. 237, II.18–24; p. 172, II. 5–12 ­­ §§15–16: p. 238, II.11–16; §19: p. 172, II.12–24 ­­ §17: pp. 238, I.23 – 239, I. 7; §§19–20: pp. 172, I. 25 – 173, I. 7 ­­ §§19–20: p. 240, II. 7–25. 53 Житие §17: p. 171, II. 20–23 ­­ Антирретик VII, IÏ PS 3, p. 492, II.10– 13; §18: pp. 171, I.24 – 172, I.1 ­­ p. 485, II. 5–11; §19: pp. 172, II.12–17 ­­ р. 487, II. 24–28; §19: p. 172, II.19–24 ­­ p. 488, II.1–7; §§19–20: pp. 172, I. 25 – 173, I. 7 ­­ pp. 491, I. 22 –492, I. 9. 54 Житие §17: p. 171, II. 20–23 ­­ Письма, §62: p. 226, II.17–20; §18: pp.171, I. 24 – 172, I.1 ­­ §54: pp. 221, I. 26 – 222, I. 2; §19: p. 172, II.12–17 ­­ §58:p. 223, II.16–19; §19: p. 172, II.19–24 ­­ §59: pp. 223, I. 24 – 224, I.1; §§19–20:pp. 172, I. 25 – 173, I.7 ­­ §62: pp. 225, I.20 – 226, I.16. Для удобства читателей приводим также следующие соответствия. Послание монахине Ксении §§54–62: PS 5, pp. 221, I. 26 – 226, I. 22 ­­ Антирретик VII, и, 34–37, 39–40: PS з, pp. 486, I. 5 – 489, I. 23; 491. I. 20 – 492, I.16. Послание §§54–55: pp. 221, I. 26 – 222, I.14 ­­ Полемические письма §14: pp. 237, I.18 – 238, I.7; §§58–59: рр. 223, I.14 – 224, I.21 ­­ §§17–18: pp. 238, I. 23 – 239, I.26; §62: pp. 225, I. 20 – 226, I. 22 ­­ §§19–21: pp. 240, I.7 – 241, I.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Всей душой и всем сердцем желаю, чтобы вы сколько-нибудь успокоились, а паче читая книгу аввы Дорофея , она так и кладет в сердце действие самоукорения, смирения и любви, а об этом надобно подумать, что сказал Господь: аще любовь имате между собой, то вси познают, яко Мои ученицы есте ( Ин. 13:35 ). И паки: заповедь новую даю вам, да любите друг друга, яко же возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин. 13:34 ). И паки: сия есть заповедь Моя, да любите друга друга ( Ин. 15:12 ), и еще: сия заповедаю вам, да любите друг друга ( Ин. 15:17 ). Вот сколько заповедей в одном только евангелисте, а все Евангелие дышит любовью Христовой и заповедью о ней. Чьи же мы ученицы? Христовы. Но Он сказал: тогда познают вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собой. Что о сем скажем? Кто же внушает нам противное воле Божией? Явно, что дьявол . Страшно сказать, что мы следуем его внушениям. О да избавит нас от сего премилосердый Господь! Вы знаете, что действие страстей наших подвизает дьявол, внушая противные помыслы друг на друга, подозрения и поречения, а это-то и разоряет любовь и согласие. Замечайте во всегдашних и вседневных своих действиях при возмущении сердца друг на друга, что вы делаете и предпринимаете. Стараетесь ли укротить бурю смирением и самоукорением? У вас этого нет – нет сознательного прости, которое водворяет мир и пожигает врага, а словооправдание, рвение и распри, а все это веселит врага и дает силу ему вливать яд в сердца наши и поедать труды ваши (31 глава св. Симеона), а 24 и 30 – о вреде прекословия, какой оное производит. Марка подвижника глава 90 о том, в каком мы находимся устроении противоестественном, а потому и греховном, и 209 глава, как низлагать восстающую вражду. Вы вышли из мира, паче же позваны Самим Богом, возлюбившим вас, искать спасения в обители, Он дал вам обильную изжить Слова Своего и отеческих боговдохновенных учений, открыл отчасти разум в оных, обеспечил внешнее ваше жительство. Что же мы воздаем Господеви о всех, яже воздал и воздаст нам! Не должны ли возлюбить Его всей душой нашей, всем сердцем и всем помышлением нашим и ближнего нашего, как самих себя? А любовь-то к Богу и заключается в любви к ближним ( 1Ин. 19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Дай Бог, чтобы этого более не случалось. Только вот что для меня сомнительно: ты говоришь 15 , чтобы не раздроблять помыслов и не говорить их; но что из этого произошло у вас? Я не принуждаю; но смотрите, не запала бы искра, могущая сделать пожар, а в другом смысле, охлаждение: скрой один помысел, он и другой удержит, a после трудно приняться за откровение. Говоришь: исключаешь то, когда поступили в обитель, были как дети; а теперь будто пришли в совершенство? где же оно, когда мира нет? Может быть, я и ошибаюсь, яко человек, простите, я вас не нужу, оставляю на волю вашу. Я не сердцеведец; что знаю, о том и рассуждаю, а чего нет, и дела нет. Это похоже на прелесть, что я мню, будто могу рассуждать; далеко, далеко до сего, хотя бы зрети свои грехи и недостоинство, оно-то и причина вашего устроения. Мне нужно почитывать почаще 8-е слово св. Симеона Нового Богослова : кто может принимать чужие помыслы. Горе мне грешному! На днях я читал книгу св. Максима о любви, какие там есть крупицы злата дорогие; почитай ее и обрящешь их, и они тебе годятся на пищу и учреждения души. Я некоторые малые тебе указую, ты сама найдешь больше: 3-я сотница: главы 73, 90; 4-я сотница: главы 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 и 38 и много прочих найдется. Заканчиваю почту, писем ныне что-то особо много накопилось, а еще больше лежат; не знаю, когда я расплачусь с долгами. А пора, пора оставить и сколько-нибудь попещись о своей душе, безвестен конец! Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. Макарий. 5 января 1857 года. 282 Поздравляю тебя, любимое о Христе чадо, с нынешним торжественным праздником и с завтрашним днем твоего Ангела. Мира и здравия тебе желаю и утешения духовного! Назад тому десять лет, в день твоего рождения, я подарил тебе иконочку – Спаситель взял овечку на рамо Свое, – и вот Он сие все время, взяв тебя от мира, привел в обитель и несет ко Отцу, соделовая твое спасение судьбами, нам непостижимыми. Тридцать лет твоей жизни совершилось; да несет Он и еще, сколько Ему угодно, пока достигнешь многовожделеваемого спасения, вразумляя, укрепляя, наказуя и утешая Своим любвеобильным Отеческим духовным утешением и просвещением! Слава многому Его милосердию и щедротам! будем благодарить Его о всём.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Кассиана к Леонтину игумену). Да упремудрит тебя Господь, когда оставивши свой разум, а последуешь опытным. И. М. 10 февраля 1851 года. 365 Достопочтеннейшая о Господе мать Р. и мать У! За немощь сил моих, не могу писать вам каждой особо, а купно обеих благодарю за писание и за изъявленное в оных расположение к моей худости; а еще бы более вы оную доказали ко мне, когда бы постарались исполнением того, о чем много мы беседовали, т.е. о спасении душ наших, которое совершается в главных двух пунктах: любви и смирении; а без них никакие наши подвиги и пожертвования не могут нас воспользовать. Много, много о сем мы читали и говорили, надобно же и делом сего коснуться; послушайте Господа, Он говорит: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте? аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Ежели мы не хотим быть Его учениками, то чьи же будем? От Него даруется мир и спокойствие; а от противного вражда и смущение, от чего да избавит вас Господь. И. М. 10 июля 1851 года. 366 Достопочтеннейшая о Господе мать У.! Ты, страдая томительною скукою и тоскою, думаешь избавиться ohoq, поехав к родным. Нет, сим не избавишься, а только на малое время, может быть, рассеешься, и паки то же постигать будет; да не только здесь, но и там. Прочти то письмо, которое я писал прошедшею зимою к матери C., от чего происходит скука и томительная тоска, и увидишь, чем приобретается спокойствие. Мы думаем найти спокойствие в удалении от себя всего того, что нас оскорбляет, но, напротив, оно находится в удалении нашем от мира и страстей: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, от которых и прочие страсти рождаются и борют нас. Но мы должны им противиться и терпеть скорбь. А как мы нимало им не противимся, а всегда более действуем по страсти, и вместо того, чтобы смириться, еще более самолюбие и гордость умножаются; и в мнимых наших скорбях, вместо того, чтобы винить себя, обвиняем ближних; и думая ратовать их, ратуем противу себя; и как мы не несем добровольно никаких скорбей, а отражаем их: то Бог и посылает другого рода скорбь, – тоску и томление духа, чтобы смирились и искали от Него помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но не все же, живущие в мире такого мнения, а только те, кои духом мира водятся и мирская мудрствуют, хотя же мы и стоим на правом пути и понимаем отчасти, но должны смирить себя за скудость дел наших, уповать же токмо на милосердие Божие о спасении нашем. А Он силен и их спасти, приведя в разум истинный. – Что же мы живем плохо и неостро – и подвижно, то о сем да не возмалодушествуем, но, по словам старца Василия в предисловии на Нила Сорского , «навершим смирением» и пр. Говоришь, бывает тебе нередко тяжело; да разве в мире живущим и легче бывает? Ты сама отчасти испытала; а кто так устраивает? Бог, хотящий нам спастись и в разум истины прийти. Тебе пришлись по сердцу слова Ставрофилии: – прочти и у св. Исаака в 35-ом слове во 2-ом отделении: «несть бо возможно, егда путём правды ходим, не усрести нас сетованию, и телу в недузех не болети и болезнях» и пр. – и от сего прими укрепление к терпению твоему. – Мир тебе! Чего остаюсь усердный желатель многогрешный И. Макарий. 29 января 1849. 253 О тяжести твоей я уже давно тебе написал, теперь не буду повторять; а может быть в течение сего времени и не было оной, или было, да легче. Только паки подтверждаю – не унывай, а доблественно терпи, призывая в помощь Господа и Пречистую Его Матерь. После бывшего тебе утешения последовал и мятеж; ты еще не можешь удержать первого во смирении, и потому потребен огнь, да попалит хврастие тщеславное и останется пепел смирения; во время наведения предполагай, что пройдет, и надеждою укрепляй себя. Не думай о себе, что по отвращению (от тебя Бога) бывает твоя мрачность, ибо проблески бывают и утешения, я тебе о сем писал. А помыслы, наводящие тебе смущение, точно суть от врага. Добротолюбие читай и на деятельную часть подвизайся к исполнению заповедей Божиих, высота и чистота коих невольно заставляют нас смирить наше мудрование, а паче видя в себе воюющие страсти; и когда ведет тебя чтение к самоукорению и смирению, то благ плод принесет, а когда только будем читать, чтобы знать и наострить ум знанием, то вместо пользы вред может быть. – Смущающий тебя помысел от чего происходит, рассмотри? конечно найдешь урок гордости, а не смирению; а когда же может она успокоится? противитесь дияволу, и бежит от вас ( Иак.4:7 ). Один прилог помысла не вредит, и борьба также, a соглашение с оным вредно. – Ты сомневаешься, что заказная молитва не доходна к Богу, от небрежения священствующего; совсем нет, Бог приемлет жертву приносящего сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ), и Господь призирает на молитвы смиренных, и не уничижит моления их ( Пс.101:18 ); а священник есть совершитель и посредник, за небрежение его он сам даст ответ. А иначе как бы совершалось таинство Евхаристии, покаяния и прочие, гораздо более и важнее нежели приношение молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но оставь все это; будь уверена, что ни мало на тебя не оскорбился: ежели ты на меня скорбела, и хотя бы совсем оставила – я считаю себя того достойным; но как ты в оном сознаешь свою немощь, раскаеваешься и просишь писать к тебе – я и исполняю это, как послушание, простираю руку мою; и когда твое сердце расположено к принятию с верою, то и я верую, что Бог пошлет слово к твоему вразумлению и укреплению. В последнем твоем письме ты пишешь, что не можешь внимать себе от многих скопившихся тебе скорбных приключений, и от внутреннего душащего тебя креста. Слово о внимании, часто и в первых письмах твоих воспоминала, и что прежде больше внимала себе; а, кажется, ты сим только себя обольщала, считая себя за внимающую; а ежели от сего что-нибудь и исправляла, то в оном полагала свое спасение. Это не есть истинное внимание, ибо оно не принесло никакого плода смирения, а без сего последнего никакие наши добродетели, хотя бы они и действительно были, не благоугодны Богу; так как и при лишении любви, другие добродетели не принесут никакой пользы. Советую тебе испытать себя внимательно, имела ли ты, при внимании твоем, попечение о сих двух добродетелях: любви и смирении? А когда нет, то в чем же и о чем ты имела над собою внимание? Ты имеешь довольно отеческих книг, которые поучают нас, как при борьбе со страстями противиться им, а при побеждении познавать свою немощь и смиряться; и что скорби для нас необходимы, ибо чрез них мы приходим в истинный разум и что оные постигают нас не иначе, как попущением Божиим, по мере нашего устроения к пользе нашей; когда же мы обвиняем в оных наших ближних, а не себя в том, что не понесли их, то оные еще больше умножаются и тягостнее бывают. Я скажу тебе о сем некоторые, немногие места, а ты сама потрудись и более испытать в писаниях отеческих, и верно найдешь недостатки в себе, а не в других, которые хотя и действительно нас оскорбляют, но они суть только орудия промысла Божия, действующего в деле нашего спасения. У св. Марка подвижника (в Добротол.) в первых главах (прочти) 42, 43, 44, 45, 46, 56, 57, 65, 66, 67, 88, 113, 114, 115, 143 и 156, во вторых: 47, 48, 56, 65, 66, 68, 82, 124, 127, 134, 137, 139, 141, 150, 154, 155, 157, 169, 171, 197, 200, 202, 209. Его же в книге Восторгн. класы стр. 132, с 10 строки снизу; и 133 стр, св. аввы Дорофея , «поучение о еже терпети искушения.» У св. Исаака Сирина сл. 34, 35, 36, 37, 51. Есть много у св. Иоанна Лествичника , у преподобного Зосима и у св. Петра Дамаскина и у проч. Но когда внимательно будешь поучаться в сих, то и оных довлеет тебе и получишь великую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Помолись о мне, да вижду мои грехи. Не могу понять пути о. И-ия, но кажется, он находится вне пути смирения, и много срящет искушений. Помоги ему, Господи, познать себя и не винить никого в своих скорбях: потому что наносящие нам оные суть орудия промысла Божия, действующие в деле нашего спасения. Прочти ему у св. Исаака в 51 слове статью, как избавляемся скоро от скорби, и как оные сами на себя привлекаем и отягощаемся, там же слова 34, 35 36 и 37. Многогрешный И. М. 21 февраля 1848 г. 281 Описываешь скорбь о отходящих сестрах, и страх о себе, аще потребуют к отчету, с чем явиться? Когда имеем такой страх, то душа возбуждается к покаянию и смирению, и нимало не надеясь на свои подвиги и труды, возвергает все упование свое на заслуги Спасителя нашего и на неизреченное Божие милосердие; на чем же нам больше остановиться и куда прибегнуть? Пишешь, что теперь тоска твоя и рвение против прежнего утроились. Против рвения надобно подвизаться, так как это состоит в нашем устроении, самоукорением, смирением, никого не зазирать, считать себя последнею из всех; то и тоска умалится и пройдет: она есть плод нашего делания. Это устроение не есть тоска, но какое-то томное, мрачное и безотрадное: оно попускается и к духовному ращению. Когда терпим благодарно, видя себя и ставя причиною свою гордость, и считая себя достойною сего томления, а не утешения, тогда пошлет Бог и отраду, когда на это будет воля Его святая. 16 июля 1848 года. 282 Очень жаль, что тебе наносят смущение сестрицы твои Щ-ны, и ты чувствуешь от капризов их тягость. Напрасно ты боишься объяснять м. игуменье свои немощи чрез них: ты не их охуждаешь, а себя; а что придется об них упомянуть, это не служит к их пороку: мы все находимся в борьбе, и падаем, и восстаем. Благодарю тебя, что ты участвуешь в сестрах N. и N.; по неопытности их в постройке, давала совет, и впредь прошу не оставить оных, и в случае чего, предостеречь; сами за собою не могут видеть, а со стороны виднее: они будут благодарны и я. Нам не должно чуждаться друг друга; мы все одного Отца небесного дети, и в одной купели крестились, у всех одна заповедь о любви, не только к ближним, но и к врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты писала в прежних письмах о оскорблении на мать за делаемые тебе от неё замечания равно и на меня за сие же. Если оные тебе полезны и правильны, то не надобно их отвергать, хотя и кажется больно, по тщеславию твоему и гордости; а если находишь, что они излишни и неполезны, а что и сама ты знаешь: то имеешь волю сказать, чтобы не трогали тебя; но я не ручаюсь за пользу; может ли оная быть от молчания? Конечно ты понимаешь, что этим показуется болезнь твоя сердечная и гнилое устроение и ты лучше бы желала не иметь оных (т.е. смущения от замечаний) и стала бы жить самомнением и самонадеянием, то не было бы тебе и смущения; это хорошо по нашему самолюбию: но какая была бы польза? И надежда спасения? Прочти у св. Ильи Экдика глав. 30, 31,32, 33, 34, 35 и 36, Симеона Нового Богослова гл. 31, Марка подвижника гл. 209. Не пишу тебе подробности оных, сама прочтешь; только все они исполнены пользы и приличны к твоему устроению. Св. Симеон в 31 гл. пишет, что «когда кто безчевствуемый и уничижаемый, и зело болезнуяй о сем, познаваем есть, яко древнего змия обносить в недрах.» Видишь, какая ясная истина! Надобно же его изгонять, а то знакомство с ним поведет к худшему. Тебе больно принимать от.... обличения или замечания, несогласные с твоим разумом: «неужели же она лучше меня? И умнее меня? Меня в мире все хвалили и отдавали преимущество и любили»; тебе приносятся эти помыслы; что ж, какой же плод принесли в последствии тебе сии похвалы? Они тебя надмили; – но .... шла другим путем, тернистым, ее не любили, бранили, наказывали, нечем было потщеславиться и вознестись, и сим самым сердце её обрабатывалось и прояснялся ум; конечно она еще не бесстрастна; и не смиренна. Это сравнение верно тебе не покажется, но я показал тебе, откуда происходит твоя болезнь, – от предваривших похвал. Горький пример видим на ....; ее все хвалили, и ублажали, «хороша, умна» и проч., она все принимала, как и сама говорит, за истину, и думала, что живет внимательно; а обличить было некому. Избави Боже всякого человека от сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты пишешь o сборе, и по прежним предположениям он должен пасть на тебя; нечего делать, но только надобно просить уволить от казначейской должности; ибо, отлучась на долгое время, все равно будет кто-нибудь заведывать оною. И в сем должна быть тверже и мужественнее, но наперед помолясь ко Господу и Матери Божией, прося помощи и воли Божией в сем деле. Представить можно игуменье, какая от тебя польза, что ни в чем не имеет с тобою совета, ни согласия на устройство чего-либо лучшего в обители, порядка, и проч.; а когда будет другая по сердцу её, то и ей будет приятно и покойнее; но да будет во всем этом воля Божия на тебе! 26 апр. 1853 года. 208 Читал твой журнал и видел что довольно было тебе скорбей. Слава Богу! Когда будешь считать себя достойною оных, то получишь облегчение и освобождение. То время было самое воспоминание страстей Христовых, которые Он терпел нашего ради спасения, то нам ли уклоняться скорбей, за грехи наши посылаемых? Господь воскрес, вошел во славу Свою и нас да воскресит от страстей наших терпением скорбей. Молись за оскорбляющих тебя. 5 мая 1853 года. 209 Во всех твоих письмах видны скорби, то от того, то от другого. Конечно, это такой путь; по слову св. Исаака Сирина : «путь Божий есть крест повседневен, и от века и от родов крестом наступается стезя его» (Исаака сл. 35 стр. 172.). Чем спастись? Подвигов больших не имеем, о посте не спрашивай, а о смирении и говорить нечего. Святой Лествичник и святой Петр Дамаскин пишут, что «скорбей порождение есть смирение, а смирения порождение есть разум истинный». Хотя и неправедно на тебя нападают и оскорбляют, а ты старайся винить себя, а не их, ибо они суть орудие промысла Божия, посланное тебе к испытанию. От сего удобнее понесешь скорби и получишь утешение; обвиняй себя и тем, что не имеешь любви к скорбящим, а заповедь велит и врагов любить. 6 июня 1853 года. Принимать сестер тебе можно; ведь они ищут спасения; а кто скорбит за это, не по разуму скорбит, и препятствуя, врагу помогает, который ненавидит даже и гласа утверждения. 210

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010