А Матерь Божия столь ко мне милостива не по моему достоинству. Ей, Царице небесной, угодно было послать мне Пречистую её икону ахтырскую, писанную в самое близкое время явления её 130 лет, в серебряно-позлащенной ризе, с жемчужным убрусом и короной из камней, где есть несколько и бриллиантиков, и теперь оной иконой велелепно украшается иконостас моей кельи, что меня много утешает. Икону сию принесла мне П. Н. с большим усердием и любовью, оной были благословлены к браку бабка её и мать. Недавно минуло два года вашему согласию, дай Бог, чтобы оное было прочно и спасительно вам навсегда, да благословит вас Господь. Многогрешный иеромонах Макарий. 21-е Февраля 1850 года. Письмо 25 Возлюбленные о Господе чада! Получил ваши письма, которые до глубины души меня тронули: к болезни М. М.... еще какие сильные были у вас это время потрясения, все это злокозненный враг восстаёт на вас и вооружается приловами, а вы, не имея сильнейшего оружия смирения, падаете под ударами его. Вы читаете, молитесь, по-видимому, внимаете, но до первой встречи, смутил помысел – и начали раздувать, не знаю уже, что вам и писать и как вас укреплять? Все одно и то же. Надобно бы понести немощи ближнего смирением и любовью, но у вас у обеих находятся оправдания, не успокаивающие вас, а разрушающие мир. Вижу, что враг сильно восстаёт на вас, но куда же деваться от его стрел разженных. Будьте мужественны, не упадайте духом: вы обе находитесь в борьбе страстей, прибегайте к Богу и к Матери Божией и не унывайте. За самоукорение ваше и понуждение, Бог подаст вам силу низложить козни вражии, и одержите победу, токмо укоряйте каждая себя, а не друг друга. Прочтите у св. Исаака Сирина в 35-м Слове: «Единою предавый за любовь души своея в добродетель, множицею попускаем бывает искушенным быти таковыми (скорбьми), и многа зла от всякого места оставляет возбуждатися нань, уязвляет их в тело их якоже Иова и проч. «Несть бо возможно егда путем правды ходим, не усрести нас сетованию и телу в недузех не болеги и болезнях и неизменну пребыти, аще в добродетели жити возлюбим»...«не подобает уклонитися от пути сего, но с радостью подъяти подобает без истязания, и благодарити Богови, яко посла ему благодать сию»,– и проч., о скорбех: «...аще приидут от человек, или от бесов, или от тела» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Тайно от сестры даваемое нуждающимся не может облегчить укоризн совести, но паче отяготит оную. Лучше с согласия дать, или отказать, чем избежишь лукавства и тайного мнения о мнимой своей добродетели. Сделать краткий очерк всей твоей жизни, ежели находишь нужным к успокоению твоей совести, я не отрицаю сего; – но буди на твоей воле. Да сохранится между вами мир, который будет вам споспешествовать на пути спасения, чему злокозненный враг много сопротивляется; но самоукорением, смирением и сознанием друг другу упраздняется; чего вам усердно желаю, многогрешный И.М. 4 октября 1850 года. 33 К той же. Кратко тебе скажу: не увлекайся в наслаждения духовные. Когда посетит Господь, – благодари; отъимет, – тоже благодари, и не малодушествуй, но смиряйся и считай себя недостойною духовного утешения, а при оных бойся обольщения и яко не по достоинству приемлешь оные. – Сети вражьи тонки и неудобно постигаемы; одно лишь смирение их избегает. И.М. 20 января 1853 года. 34 Достопочтеннейшая о Господе мать N! Два письма твои получил от 13-го января и от 18-го Февраля; в первом, описывая кратко нравственное опустошение в обители, изъявляешь свою скорбь, и что должна смотреть на все обстоятельства сквозь пальцы; а во втором пишешь, что возложенная на тебя обязанность не позволяет смотреть сквозь пальцы, но строго предписано наблюдать за нравственностью монашествующих и всех прочих, живущих в вашей обители. Ты определена в должность казначеи, и это неожиданное обстоятельство вас очень удивило. Конечно это сделано по рекомендации м. игуменьи: видно она надеется видеть в тебе хорошую помощницу в смотрении за нравственностью сестер; и ты должна оправдать это на деле, при благом твоем произволении. Но надобно помнить, что Господь заповедал: «иже аще хощет в вас вящший быти, да будет всех последний и всем слуга» ( Мф.20:26 ; Мк.9:35 ) и в ином месте есть слово Писания: елико велик ecu, толика смиряйся. ( Сир.3:18 ); и не употреблять власти своей в пищу честолюбию, не возноситься. Необходимо на пути сем встретятся и скорби, но за любовь к ближним и к пользе их определи себя на терпение, как ты пишешь, с самоотвержением; и к ненавидящим тебя старайся отмщевать любовью, и смирением, и побеждать их оными.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Желаю, чтобы мирно проводили святые дни праздника и встретили новый год благоговейно. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 24 декабря 1846 года. 119 «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». ( Ефес.6:12 ); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим ( 2Кор.10:4 ), о коих также пишет св. Апостол; «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Ефес.6:13 ), и проч. Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в уготование благовествования мира, восприять щит веры, в немже возможно все стрелы разжженныя лукавого угасить и шлем спасения восприять и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Ефес.6:12–17 ). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеяннием; а что брань сия необходима, для хотящих спастись, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир.2:1 ), и проч. А какого бы рода ни последовали искушения, как надобно укреплять себя в оных, прочти у св. Макария египетского в 7 слове, 13, 14, 15, 16 и 17, так же у св. Исаака Сирина слова: 34, 35, 36 и 37 и в 51 слове часть, и у св. аввы Дорофея . Видишь, что хотящим спастись неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших: которые нас борят и побеждают через наши же страсти; что вижу и в твоем устроении, описанном тобою. Зависть и ненависть, мучащие тебя, не суть вновь родившиеся, но крывшиеся в сердце твоем тайно страсти; а случаем раздражённые и обличенные. По учению св. аввы Дорофея , подобно «как вредные произрастения во время зимы кроются в земле, и никто не видит и не знает об них; а когда весенняя влага и теплота воздуха коснется их, они произрастают, и могут свободно исторгаться; так и страсти наши, о них же Псаломник пишет: внегда прозябóша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яки да потребятся в век века ( Пс.91:8 ); т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Кстати, поздравляю тебя и с прошедшим твоим Ангелом. Молитвами её да сподобит тебя Господь улучить царство небесное. И. М. 19 января 1845 года. 35 Как ожидал, так и получил твое письмо о приезде в С-к. Слава Богу, что благополучно окончилось твое путешествие; а раньше и нельзя было приехать по такой погоде и дороге. Теперь отдыхай. А радость твоя и утешение от того происходит, что находишься на своем месте, где благоволил Господь даровать тебе место для приобретения будущей жизни; о чем и должно иметь всегдашнее попечение, не дерзая и не отчаиваясь отнюдь, аще что-либо и случится благое, или злое. В обоих надобно благоразумною быть и смиренно проходить время. Для С-и большою пользою послужила твоя отлучка; она искусом познала уединение, что оно есть ещё не её меры; и, может быть, во многом увидела свою немощь, оттого она была тебе и рада. Дай Бог , чтобы всегдашний мир был между вами. Ей нужно обучение к отсечению своей воли и разума, и тебя это не повредит, когда будешь давать полезные советы, и в чем-нибудь, по её неопытности, ее останавливать. Между тем и сама нисходи умом в глубину смирения; и когда будут тебя укорять старчеством, то самая укоризна послужит тебе врачевством. Мир тебе и Божие благословение и всей вашей келье. Многогрешный И. М. 24 марта 1845 года. 36 Точно три помысла вражеские, на которые ты сделала приличный отпор; но и я нечто присовокуплю: 1-е, питавши тщеславие, когда говоришь, имей самоукорение за самый оный помысел; и то, что мы – каждый из нас – должен искать пользы не своей токмо, но и ближнего; и больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). 2-е, ощутивши возмущение, не пострадала падения, но паче познала свою немощь, которая невольно велит смириться и иметь предосторожность. О 3-м Сам Сердцеведец Бог да известит тебя, что оный есть злобный и обольстительный, смутительный. И да проженет Господь от тебя все подобные не благосозидательные прилоги вражии. Посуди же, ежели дать ей свободу лезть на небо без толку, и ты будешь молчать, смотря на это и соблюдая мнимую свою пользу: что из того выйдет? Напротив в пользе ближнего соблюдается и наша польза. Ты даешь совет, а не старчески повелеваешь, и не берешь сего на себя, а я тебя к оному не понуждаю, и ее отвращаю. При случившейся теперешней с нею бури, что бы она делала без поддержания и когда бы ты молчала?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Послушай о пользе искушений св. Исаака Сирина в 35 слове: «по искушении пребывающи никогда же попущяются от промысла прийти в руци бесов; паче же, аще ноги братий лобызают и покрывают вины их, и сокрывают их яко же своя». В 36 слове: «весть Господь, яко несть мощно в покои телесном сущим, пребыти в любви Его, и сего ради возбранил их от покоя и сласти его». В 37 слове: «всяк сын необучен не приемлет богатства дому отца своего, во еже помощися от него. Сего ради прочее, первее искушает Бог и томит, таже показует дарование. Несть иже во время обучения не скорбит, и несть кто, ему же не горько бывает время, в няже ядом напояется искушений». Рассмотря сие, уразумей, что попущение искушений от любви Божией бывает, и с благодарением приемли. Впредь же будь поосмотрительнее в словах и не вдруг откровенно доверяй что всем; и проси о сем Бога, да даст тебе разум о всем. – В принятии же вещей без великой нужды отрицайся и остерегайся, а паче, когда уже произошло от сего значительное смущение, потому что не можешь быть покойна. Наше спасение в сострадании ближним содеевается по возможности сил; а выше сил ниже Бог требует. Совершенно тебе развязаться нельзя, но будь равнодушнее в их объяснениях и не заискивай их, т. е. не ходи к ним без крайней нужды, – а чтобы всяк, кто имеет нужду, сам искал тебя и со смирением; но памятуя и свои немощи, неси и других, и прощай ближним согрешения. Что ж касается до испытующих об тебе, об иноверстве, – в этом будь спокойна, имея незазорную совесть в исповедании православной веры и содержания всех церковных постановлений; то хотя бы и стали испытывать, Бог тебя вразумит, как отвещати, по слову Самого Господа: «егда же приведут вы пред цари и владыки, не пецытеся, како или что отвещаете, Святый бо Дух научит вы в той час, еже подобает рещи» ( Мф.10:18 ). Премилосердный Господь да укрепит тебя и вразумит и да даст мир душевный. И. М. 7-го февраля 1834 года. 399 Трогательно для нас слышать о бывших между вами, мнящимися быть в единодушии, различных потрясениях, от козней вражиих происшедших; но когда стоишь утвержденною на камене веры и взирать будешь на Начальника веры и Совершителя Иисуса, пострадавшего за нас, то никакие колебания не низвратят тебя, а паче когда все творить будем со смирением, удаляя мысль свою от зазрения других, искушаемых общим врагом нашим. Сама на себе искусила: во время приражения к тебе сестры В. Г-ны с сильными выговорами получала внутреннюю свободу; а когда зазрела другую, что пострадала?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сердечно мне жаль, что... подверглась болезням душевным и теперь врачуется сильным лекарством.... Вы же скорбяще, но не стужайте си, не малодушествуйте, входите в рассмотрение немощей свои, и теките во смирение. Сколько нас поучает св. Исаак Сирин пользе, происходящей от искушений, довольно о сём знаете, но к возбуждению себя и укреплению советую прочитать в его словах 5, 34, 35, 36, 37, 49, 57 и проч., и когда хотите – по указанию алфавитному. Не ужасайтесь скорбей – сего спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них, мы вольных трудов не несем, то Бог невольными к Себе привлекает. Прочтите в Классах от 126 слова до конца. О немирстве вашем пишете, что «волной находит», тут-то надобно и остерегаться, беречься, страхом Божиим и смирением ограждать себя и к любви привлекаться. Очень жаль тебя, М. М., что ты крепко пострадала, старайся понуждать себя сколько можно к терпению и благодарению и покорности воле Божией. Этот невольный крест послан тебе от человеколюбивого Господа, да терпкими уязвлениями болезни плоти очистится душа и вечно будет наслаждаться блаженства. Кто знает, долго ли еще проживем? Да я слышу от многих отзывы, что в нынешние смутные времена блаженными считают отошедших отсюда в вечность, а паче еще в вере, в покаянии и в надежде на заслуги Спасителя нашего и на неизреченное Его милосердие, то и не должно бояться смерти, как будто уничтожающей наше бытие. Нет, мы смертью только совлекаемся брения и входим в духовную сферу, в область духа, о коем нам возвещает св. Писание ( Ин. 14, 2, 3 ). А ты, М. А., во время своей раздражительности старайся уничтожать себя и помнить мирное устроение, как оное всем сладко и приятно, яко дар Божий, и тем успокаивай болящую: при её немощах не умножай болезни её телесной и своей – душевной, вси есмы немощны и имеем нужду друг в друге, а что творим для ближнего, Бог приемлет на себя. Будьте здоровы, мирны и спокойны, встречайте пост благоговейно, провождайте душеспасительно. Остаюсь многогрешный иеромонах Макарий. 25 февраля 1856 года. Письмо 127

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты говоришь, что никого нет обличающих тебя о грехах; но неужели уже и совесть молчит пред тобою? Нет, старайся видеть свои немощи и грехи, проси и сестру не оставлять тебя обличениями; ваш такой путь теперешней вашей жизни; впрочем не печалься, найдутся люди, и пошлет Бог к твоему испытанию, только принимай с самоукорением, а не с самооправданием. Мир вам! Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный Иеромонах Макарий. 29 января 1849 года. 157 Кажется в прошедшем письме писал я тебе о монашестве твоем, и теперь мало скажу: да будет принятие оного тебе не на тщеславие, или гордость, или возношение, а паче на смирение, и кротость, и терпение. С.... же сохраняйте между собою равенство, имея каждая последность; помня слова Спасителя: «иже хощет в вас быти первый, да будет всех последний» ( Мф.20:27 ; Мк.9:35 ). Монашество есть образ смирения и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять; а Господь силен тебя укрепить. – К утрени не ходить без нужды не советую; в лености надобно себя понудить, в болезни дело другое; это по снисхождению к вам сказано в утешение: – спи. Дай только повод себе, то и покажется покой телесный; другие не ходят по нужде, работают, – тем и живут, а у вас, благодарение Господу, есть чем жить. Будьте мирны и спокойны, и считайте себя последнейшими всех, то хотя и укоризну примите, считайте достойными себя того. Остаюсь желатель вашего спасения, поручая вас покрову Божиему; многогрешный Иер. Макарий 1 Февраля 1849 года. 158 В случившемся между вами смущении, вы обе неправы; ты, желая остановить ее не ходить к больной, могла бы любовно сказать, а не с иронией; но когда вы обе сознали свои вины и успокоились, то и я не буду распространять о сей материи; только замечу, чтобы впредь быть осторожными, и видеть козни вражии, силящиеся расторгнуть ваш союз о Господе оправданием; – самоукорение и смирение все козни вражии низлагает. Не знаю, когда у вас будет пострижение? но я еще не могу тебя поздравить, не получа извещения. Очень рад, что твои родители приняли извещение о твоем пострижении с христианским чувством; а ты проси Господа, да поможет Он тебе оправдать на деле принятие сего образа благочестием и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты скорбишь, что нет покоя от молвы и встречающихся скорбей; куда ж от них деваться? Пройди весь мир, везде они усрящут: не та, так другая, не внешние, так внутренние; а мы должны есмы, и должны нести яко свои оброки, веруя, что Бог посылает всякий крест, как внешний, так и внутренний. Ты жалуешься, что тебя снедает тоска и грусть, а это-то и есть внутренний твой духовный крест; разве ты одна только подвержена такому томлению? Как древние, так и нынешние искатели спасения подвергаются такому испытанию: мрак, томность, безотчетная грусть и тоска; всем сим испытуется любовь наша к Богу: терпим ли великодушно даруемый крест? А между тем сим самым восполняются недостатки наших деланий и подвигов, и приводит нас к смирению. Возьми у А-ки мой патеричок, и прочти в конце оного выписки из книги Фомы Кемпийского, – те статьи, на коих поставлены крестики. Верую, что Господь подаст тебе утешение. Расположенные же к тебе, по духу о Христе, сестры сами дадут ответ Богу, когда не будут исполнять по преданию отцов наших. Они должны иметь три сия: веру извещеную, чистое откровение и совершенное повиновение; а ты говори должное; преслушают, – не смущайся, по учению св. Марка, оным; я к тебе о сем неоднократно писал. Конечно, неприятно будет, ежели чрез отказ сестрам A. и A. Ш., выйдут они из обители; но впрочем, выгоды себе никакой не получат, ни по душе, ни по телу. Надобно еще им потерпеть; может быть, с принятием монашеского образа приобретут несколько смирения и придут в разум истинный. Так же и внешние оскорбления надобно принимать с таким разумом, что Господь употребляет людей сих орудием в деле нашего спасения. Прочти у св. Исаака слова 34, 35, 36 и 37: там много найдешь к своему укреплению, а главное – прибегай к твердыне, к смирению: оно все силы сопротивного истребляет и подает успокоение. Да подаст Господь тебе укрепление и утешение. И. М. 2 февраля 1849 года. 287 Читая письмо твое о скорбях твоих, сердечно о тебе сожалею, что ты в оных малодушествуешь. Будь великодушна и наблюдай за своею совестию; когда она тебя не изобличает виновною, то и скорбь понести спокойнее. Матери Р. я говорил и писал, чтобы она довольствовалась покоем своей кельи, пеклась о душе своей, и не входила бы в дела монастырские, до неё не касающиеся; но что ж делать, когда она сама на себя навлекает бесполезные скорби и даже грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

35 Синод. перевод: …прелюбодействовал… — Ред. 36 Так цитирует святитель Феолипт. Синод. перевод: …всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной. — Ред. 37 Псалтырь занимал исключительное место в жизни древних иноков, являясь, среди прочего, мощным оружием в духовной брани и в борьбе со страстями. Подробно см. Spidlik Th., Tenace M., Cemus R. Questions monastiques en Orient. Roma, 1999. P. 192–194. Êíèãà ïñàëìîâ “âðà÷óåò è çàñòàðåëûå ðàíû äóøè è íåäàâíî óÿçâëåííîìó ïîäàåò ñêîðîå èñöåëåíèå, è áîëåçíåííîå âîçñòàâëÿåò, è íåïîâðåæäåííîå ïîääåðæèâàåò; âîîáùå æå, ñêîëüêî ìîæíî, èñòðåáëÿåò ñòðàñòè, êàêèå â æèçíè ÷åëîâå÷åñêîé ïîä ðàçíûìè âèäàìè ãîñïîäñòâóþò íàä äóøàìè”. À ïîýòîìó “ïñàëîì — óáåæèùå îò äåìîíîâ, âñòóïëåíèå ïîä çàùèòó Àíãåëîâ”. — Òâîðåíèÿ èæå âî ñâÿòûõ îòöà íàøåãî Âàñèëèÿ Âåëèêîãî Àðõèåïèñêîïà Êåñàðèè Êàïïàäîêèéñêîé. ×. I. C. 155–156. 38 Святитель оказался прав в этом предчувствии: вскоре после написания этого своего последнего письма он отошел ко Господу. 39 Приводится церковнославянский перевод как более точно отражающий греческий текст. В Синодальном переводе: Терпением вашим спасайте души ваши. 40 Святитель Феолипт использует весьма редкий в аскетической терминологии термин  ‘îòâðàòèòåëüíîñòü, îòâðàùåíèå, òÿãîñòíîñòü, íåïðèÿòíîå îùóùåíèå, íåñíîñíîñòü’. Ìûñëü åãî äîñòàòî÷íî ïðîçðà÷íà: óìèðàþùåìó óæå â òÿãîñòü òî, ÷òî êîãäà-òî (â ïîðó þíîñòè, çðåëîñòè è, âîîáùå, â ïåðèîäû çäîðового состояния тела) приносило приятные телесные ощущения и доставляло плотское удовольствие, например, какая-нибудь вкусная еда и т. д. Но именно тогда и обнаруживается противоразумность упоения телесными радостями , òî åñòü íå ñîîòâåòñòâèå ýòîãî óïîåíèÿ âûñøåìó Áîæåñòâåнному Закону , èëè Ëîãîñó, òî åñòü Ñëîâó Áîæèåìó. 41   Святитель Феолипт исходит из того тезиса, что жизнь добродетельная есть жизнь сообразная с Разумом, то есть Логосом. Кардинальное отличие этого тезиса от аналогичного стоического положения было проведено уже в древнехристианской письменности, например, у святителя Климента Александрийского ( Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим // Ïðèáàâëåíèÿ ê èçäàíèþ òâîðåíèé ñâÿòûõ îòöîâ â ðóññêîì ïереводе. 1890. Ч. 45. С. 174–175).

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

46 2 апреля 1911 монахиня Мария писала: «Я надеюсь, за любовь его ко Христу и работу над собой, чтоб жить по Евангелию, – Он, милосердный, не оттолкнет его от Себя!» (Там же. С. 247). 48 «Семья писателя оценивала своё право издавать по всему миру его сочинения и пользоваться доходом от этих изданий в сумму 10 млн золотых рублей» («Стой в завете своём...». М., 2004. С. 26–27). Изд-во «Просвещение» предлагало за Собрание сочинений Л. Толстого миллион. По завещанию, авторские права на все его произведения перешли к дочери – А. Л. Толстой, т. о. жена и сыновья на гонорары претендовать не могли. Близкий друг и единомышленник Владимир Григорьевич Чертков (1854–1936) в 1909 отказался стать юридическим наследником. 49 Цитируемое обвинение подписал Александр Андреевич Берс, брат С. А. Толстой (Новое время. 1911. 28 января). 51 Свенцицкий основывался на газетных сообщениях, искажавших текст прощального письма. Ср.: «...я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни» (Толстой. 84, 404); и годом раньше: «Хочется уединения, удалиться от суеты мирской, как буддийские старики делают» (Маковицкий Д. У Толстого, 1904–1910. Кн. 4. М., 1979. С. 35). 53 «При вести о смерти Толстого вся Россия преклонилась перед ним как перед исповедником и мучеником христианства – и это несмотря на его собственное заявление, что вера в Христа как Сына Божьего есть не что иное, как кощунство» (Степун Ф. Религиозная трагедия Льва Толстого (1922)//РеС. 468). 54 «Бегство Толстого из мира есть единственное реальное поучение его нам. Но куда из мира уйдёшь, если нет катакомбы. Но нет: катакомба есть у каждого из нас: её нужно только сознать, расширить, превратить в место встречи» (Белый А. Лев Толстой и культура (1912)//РеС. 599). 56 Ср.: «...он оказал и оказывает положительное влияние в смысле общего пробуждения религиозных запросов. Оно уподобляется в этом смысле влиянию тех мыслителей древности, которые были «детоводителями ко Христу " » (Булгаков С. Указ. соч.//РеС. 410).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010