Несколько монахинь созданного старцем Зосимой монас­тыря после его закрытия стали окормляться у о. Игнатия. Они передали ему свя­тыни их обители: прижизненный портрет старца Зосимы, четки его ближайших учениц монахинь Веры и Маргариты и ту самую стволинку. 30 Имя в крещении близкой духовной дочери старца — монахини Игнатии. См. о ней Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь… От публикатора, сс. 114–116; Монахиня Игнатия (Петровская). Слово о старчестве. От публикатора//Альфа и Омега. 1996, 2/3 (9/10), сс. 165–166. 31 О. Игнатий в заключении продолжает свое самообразование. В книгах по психиатрии он, вероятно, надеется почерпнуть сведения о психических анома­лиях, распространенных среди окружающих его уголовников. Из “Экономиче­ской географии” он черпает информацию о месте своего пребывания — Мордов­ской области. В других письмах упоминаются книги по истории и этнографии (Тейлор), а также специальные работы о путях распространения инфекционных заболеваний (вокруг старца — много больных туберкулезом). 32 Ср.: “Где сброшу с себя это тело? Где встречу свой конец? Какая земля, какая страннолюбивая могила укроет меня в себе? Кто положит перст на мои померкающия очи? Благочестивый ли и друг Христов, или один из зловерных?” [Свт. Григорий Богослов] К себе самому в вопросах и ответах//Творения иже во Святых Отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольскаго. В 4 тт. М., 1844–1851. Т. 4, сс. 326–327. 34 То есть с Рождеством Христовым. Далее о. Игнатий точно воспроизводит ирмос 3 песни второго канона на Рождество, расширяя и дополняя его своими вставками. 35 К этому месту приписка о. Игнатия: “Дело рук р Б Влади­мира, лишеннаго ног (парализованнаго) для приветствия лишеннаго рук и ног недостойнаго отца в го — шепотом певшаго для него всю Светлую Утреню в 15 палате больницы Бут изолятора. Делано спичкой”. К письму приложен рисунок яичка с буквами “ХВ” на нем. Под ним надпись: “Свето­носная ночь Великой Пасхи (15/IV 35 г.)”. 37 Архиепископ Варфоломей был расстрелян 10 июля 1935 г.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

26 Устные воспоминания прихожанки Высоко-Петровского монастыря монахини Серафимы (Кавелиной; 29 В основе настоящего раздела — доклад автора на II Меневских чтениях, посвящённых теме “Православная педагогика” и проходивших 9–11 сентября 2007 г. в Сергиевом Посаде по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 31 Протоиерей Александр Мень. Вспоминаю 60-е годы…//Александр Мень. О себе… Воспоминания, интервью, беседы, письма. М., 2007. С. 101–102. 32 См., например, подборку материалов в книге: “Пока свободою горим…” (О молодёжном антисталинском движении конца 40-х — начала 50-х годов). М., 2004. 35 Отметим, что семейная аскетика оказалась не единственной слаборазработанной областью православного аскетического предания. Ряд современных монашествующих авторов указывает, например, на отсутствие у классических авторов развернутого богословия и аскетики творчества, творческой деятельности человека. См. Архимандрит Софроний (Сахаров). Беседа с семьёй//Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию. Эссекс–Москва, 1997. С. 28–30; Схимонахиня Игнатия. Пути творчества. Служение слову//Альфа и Омега. 2006. 3(47). С. 324–325. 36 См., например, Иеромонах Софроний (Сахаров). О благодати и о рождаемом ею догматическом сознании//Иеромонах Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Paris, 1952. С. 81–84. 37 После выхода на открытое служение в 1990 г. священник Глеб Каледа занимал пост заведующего сектором в Синодальном отделе по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви. Как сотрудник отдела в конце 1993–1994 гг. он написал большую докладную записку, посвящённую актуальным проблемам православного воспитания. См. Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. С. 382–409, ср. Там же. С. 717. Это его итоговый текст по педагогической проблематике, однако мы не будем анализировать его в настоящей статье, так как он принадлежит другой эпохе. 39 Каледа Л. В. Воспоминания об отце Глебе//Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. С. 251; Ефимов Г. Б. Памяти отца Глеба//Там же.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные. Прочти у св. Исаака Сирина слова: 34, 35, 36, 37, 51 и 79. Да подаст тебе Господь укрепление и утешение в скорбях твоих, усердно желаю сего, многогрешный И.М. 20 октября 1852 года. 31 Достопочтеннейшая о Господе N. N! Ты пишешь ко мне, что в одной брани против обители, получила умиротворение, а другая (плотская) лютее восстала; и ты говоришь, что не имеешь оружия, чем противиться оной, не можешь ни поститься, ни смириться, ни молиться. Ну так что ж делать? А без брани так же быть опасно, пока мы не смиримся; отъими брани, – впадаешь в гордость, которая паче всех грехов может погубить человека. Прочти у св. Иоанна Лествичника , в степени о рассуждении, что иногда все пороки от нас отходят, оставляя один – гордость, который и один может погубить душу. И потому, видя в себе брань, надобно подвизаться и невольно смиряться при побеждении; каяться, а не смущаться. В той же степени есть: «с умножением браней, умножаются и венцы: неуязвляемый от супостатов не получит никакого венца, а кто от случающихся падений не упадает духом (не малодушествует), того восхвалят Ангелы, как храброго воина. У св. Исаака Сирина , в 78-м слове написано: «егда обрящеши мир неизменный, тогда убойся» и проч. Да прочти у св. Ионнна Лествичника, конец 13-й степени; и сколько можно укрепляй себя во бранях и смиряйся. Хорошо, что ты познала, что спокойствие, на которое ты опиралась в мире, непрочно и ненадежно. И при том и то знай, что ты, живя в монастыре, находишься на поприще брани, как духовный воин, и раны приемлешь, и венцов сподобляешься; а удаляясь с сего поприща, уже не имеешь и брани, и мнишь иметь спокойствие, но ложно, ибо оно скоро может превратиться в свирепую бурю. Итак, благодари Бога, призвавшего тебя на сей путь, и обучающего во бранях. Забыл еще сказать тебе: прочти у Иоанна Карпафейского 10 и 18 главу, а у Диадоха 99 гл., оные послужат тебе к укреплению. Прошу помолиться и о мне грешном И.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

О житии монахов 18. Весьма монахом праздным быти да не попускают настоятели, избирая всегда дело некое. А добре бы в монастырях завести художества: на пример, дело столярное и иконное и прочее, что не противно монашеству; а монахиням пряжу, шитье и плетение кружев и прочего. 25. Пища и питие и одеяние всем в равенстве да будет... 27. В монастырех подобает общему житию быти, по правилом Святых Отец, аще бо не общая жития будут, всяк повлечет потребная врознь. 28. Вся бываемые доходы из монастырских вотчин, и даваемая от боголюбцов и церковные доходы приимать в едино определенное место, и из того употребляти на вся церковные и монастырские и братские потребы... 29. Никому в монастыре чужих денег и пожитков не держати кроме книг... И аще у кого что явно или тайно держимо обрящется, тое да возмется в монастырскую казну. 30. Монахом из монастыря в монастырь преходити, разве благословных вин, и то с отпуском настоятелей, на письме являемом...; мнози же непострижени, в монашеский образ облекшеся, ходят. От сих вся злая на соблазн многим бывают, и всякому монастырскому благообразию и церковному благочинию и монашескому благоговению весьма на поругание. 31. Монахом во грады и веси, кроме общие потребы, не исходити из монастыря. Исходить же на сие определенным по общему избранию, и за нуждою не без подорожной, от настоятеля данной. 34. Жен в келлии настоятелю и братии никогда же не попускать, разве гостиной келлии, и то не наедине, но при благоговейных монахах, кие на сие определены будут. И тако всякий зазор и укоризна, бываемая от иноземцов и своих, весьма искоренится, кроме же сего убежати того невозможно. 35. По всем монастырям монахов учить подобает, не точию да читают писания, но и да разумеют. А на сие учинить собственно келлию, и монахов приставить на сие избранных... 36. Монахом никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток советных, без собственного ведения настоятеля, под жестоким на теле наказанием, никому не писать, и грамоток, кроме позволения настоятеля, не принимать, и по духовным и гражданским регулам чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от настоятеля для общедуховной пользы позволится. И того над монахи прилежно надзирать; понеже ничто так монашеского безмолвия не разоряет, как суетные их и тщетные письма. А ежели которому брату случится настоящая письма потреба, и тому писать в трапезе из общей чернильницы и на бумаге общей, за собственным настоятеля своего позволением, а самовольно того не дерзать, под жестоким наказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она говорит о ненависти к власти, но не вообще, а за то, что власть гонит Церковь и веру Божию, не судит то, что принадлежит «области кесаря», а ревнует о Церкви. И святые древних времен обличали императоров за гонения на христиан и ненавидели гонителей богоугодной ненавистью, скорбя об их погибающих душах. Иначе и быть не может. Она убеждена, что эта власть ненадолго – так и оказалось, только не в масштабе человеческой жизни. Многие называли имена своих знакомых монахинь, в ответ на вопрос следователя – не как врагов государственной власти, а только как своих знакомых, и это еще не предательство, ведь закон не запрещал водить знакомство с монахинями. Но часто это могло послужить невольным доносом. Зная об этом, сильная духом Елизавета Орлова не называет никого, кроме двух уже арестованных. К чему же призывала эта «террористка» и «погромщица»? Сплотиться вокруг расстреливаемой, страдающей Православной Церкви. «Пусть будем нам, грешным, образцом их подвиг духовный, твердая вера во Христа, – писала Анна Александровна Митрофанова еще в 1977 году, когда и помыслить нельзя было, что мы станем свидетелями торжества прославления святых новомучеников и исповедников Российских. – Господи, дай нам хоть с горчичное зерно такой непоколебимой веры... Верю, не оставит нас Владыка без помощи. И новый сонм мучеников, пострадавших за Христа, будет вместе с нами молиться за всех православных христиан и за святую Русь. Сколько было гонений за веру Христову, и всегда торжествовала Церковь . С нами Бог . Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» 35 . Благодатное место 36 Когда еще игумения Олимпиада жила под Редкином, к ней стали приезжать многие сестры. Душевнобольная монахиня Рафаила даже жила некоторое время у нее. К этому времени (1934 – 1936) относятся дошедшие до нас письма матушке епископа Германа и архиепископа Варлаама. Письма обоих владык, бывших опытными наставниками, глубоко понимавших законы духовной жизни, матушка берегла, и потом они получили хождение в церковном самиздате.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Повести об Акакие, авве Кире и об Антиохе показывлют пользу, какую они получили от терпения скорбей; и что оные были и есть в монастырях. Св. авва Дорофей , ко еже терпети искушения, ясно показывает, что посылаются оные промыслом Божиим. Св. Петр Дамаскин в 1-й книге: «по сих седми деяниях телесных подобает имети терпение во всех приключающихся, яже попустит Бог, к познанию, искусу и уведению нашея немощи и ниже дерзати, ниже отчаиватися, аще что-либо приключится ему благое или злое.» От 2-й книги, слово 5-е о терпении. Слово 10-е: «истинно смиренномудрствуяй никогда же престает себе укоряти, аще бы и весь мир его ратовал и безчествовал. Смирение рождается от разума, разум же рождается от искушений, от многих бо искушешй и сих терпения бывает всяк искусен, а от сего познавает свою немощь и Божию силу.» Св. Исаака Сирина слова 34, 35, 36 и 37 показуют необходимый путь скорбей хотящим идти путем спасения. Слово 57-е: «егда хощеши начало сотворити добра делания, прежде уготови себе ко искушениям, находящим на тя, обычай бо есть врагу, когда увидит кого с горячею верою наченша благое жительство, преусретати его различными и страшными искушениями, дабы отсюду в страх пришед устыдился от доброго произволения. A сие попущаемо ему бывает от Бога.» Подобное есть и в 58-м слове. Есть много у св. Марка Подвижника , Симеона Нового Богослова , и других святых, о необходимости скорбей ищущим спасения, но я тебе от многих малое показал, что ты и прежде знала, но из памяти выпустила, и как видно, желаешь только покоя, и говоришь: «не воображала, чтобы в монастыре могли быть такие скорби.» Как же это судить? Ежели бы ты воображала, то и не пошла бы в монастырь? Отдай от себя эту мысль, и предайся воле Божией, пусть будет так, как Ему угодно, токмо твердо веруй, что никакая скорбь не может прийти без Его попущения. В нетерпении же скорбей надобно себя винить за наше малодушие, а не скорби, кои нам спасение устраивают. Пишешь паки: «эта скорбь превышает мои силы и я совершенно упала духом, даже ужасаюсь на будущее время, ибо с самого поступления моего не было радостного дня, а одна скорбь меняет другую».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сегодня прощенный день, прошу простить меня, М. А. и М. М., в моих винах перед вами, и я вас во всем, в чем передо мной виновны, прощаю. Настает спасительная седмица первая поста, слава Богу, а то уже и «разрешение на вся» надоело, как пишет св. Димитрий. Какая прекрасная проповедь его на нынешний день, он предлагает хорошую трапезу и питие духовное, а соли и забыли? Говорит, но и соль нашел. 27 февраля. Поздравляю нас с началом поста, нынче встали к утрени в 5 часов, слава Богу, легко, пища и на ум нейдет, не так как прошедшие дни отдавали дань сырной недели по обычаю, а не по должному и установленному правилу. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, «поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви», затворяйте двери кельи от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Особого ничего не могу вам сказать, а в духовном деле скуден, сами богаты отеческими книгами, питайте души ваши, а глада бойтесь, о коем писано: после глад на землю, не глад хлеба, но глад слышания слова Господня ( Амос. 8, 11 ). Но кажется это до вас не касается, когда будете прилежать избирая, благую часть Марии предпочитая Марфиной. Испрашивая на всех вас Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный иеромонах Макарий. 3 марта 1856 года. Письмо 128 Ты, М. М., при воспоминании о смерти смущаешься, посмотри у св. Исаака Сирина в 38 слове, какое имеет различие страх смерти, и вообще, память смертная полезна, ей удерживаемся от грехов. Этот путь необходим для всех нас, сколько тут ни живи, а все надобно на время душе от тела разлучиться, дабы после совокупиться навеки. Это непостижимое для нас таинство, предадим себя в волю Божию, будем каяться и жалеть о грехах ваших, а Он силен помиловать и простить грехи наши. 25 марта. «Днесь спасения нашего главизна» (тропарь Благовещения), с коим поздравляю вас, матери М. и А., и желаю, чтобы спасительное воспоминание сего великого таинства Благовещения о воплощении Бога Слова нашего ради спасения, принесло в сердцах ваших плод благодарения и сознания своей худости и смиряться научило. Как не удивиться высокому смирению пречистой и Преблагословенной Девы Марии, Она одна только нашлась достойной послужить столь великому таинству – искуплению всего человечества, и столько имела смирения, что, услыша благовестие о воплощении от Неё Сына Божия, сказала: се раба Господня ( Лк. 1, 38 ), но уже пронареченная Матерь Бога Слова (31, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

усердно вписано. 290 То есть у владыки Варфоломея. 291 побольше вписано. 292 Здесь и далее – конец страницы в письмах, публикуемых по оригиналу. 293 В Оренбурге в ссылке в это время находился зосимовский старец Иннокентий. См. гл. «Зосимова пустынь и старчество». 294 Все это – соузники. 295 Имеется в виду игумен Митрофан, старец Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского монастыря. См. гл. «Зосимова пустынь и старчество». 296 Александра Васильевна (ниже: Саша) – одна из старших сестер. См. о ней Монашество последних времен. – С. 99–100. Не все письма о. Игнатий отправлял по адресу монахини Евпраксии. На почтовых карточках (конверты не сохранились) встречается и адрес В. Д. Малахова (см. ниже). 297 Матерью здесь названа монахиня Евпраксия. 298 роятно вписано. 299 Статьи 20 пункт ж) и 35, 36 УК РСФСР предусматривали в качестве «меры социальной защиты» «удаление из пределов РСФСР или из пределов отдельных местностей». Обычно, осужденный не имел права жить в ряде крупных городов. См.: Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1935 года. М., 1935. – С. 9, 13–14. 300 Епископ Алексий (Виктор Михайлович Сергеев; по воспоминаниям прихожан Петровского монастыря, сыграл роковую роль в жизни их общины. Рукоположен во епископа 20 мая 1935 г. в храме Рождества Богородицы в Путинках. См. П. У. Архиепископ Алексий. [Некролог]//Журнал Московской Патриархии. 1968. 6. – С. 31–32; Монахиня Игнатия. Высоко-Петровский монастырь... – С. 125 и там же прим. 1; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. – С. 721. 301 То есть митру, то есть сан архимандрита. Игумен Митрофан, старец Высоко-Петровского монастыря, отказываясь от этого сана, сказал владыке Варфоломею: «Нет уж, Владыко, ты на меня эту шапку не надевай» (сообщено О. А. Кавелиной). 302 Об оо. Никите и Зосиме см. гл. «Зосимова пустынь и старчество». 303 и проч. вписано. Далее дописывания и надстрочные пометы о. Игнатия оговариваются только в письме 95 и в том случае, если это необходимо для понимания смысла письма. 304

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

1855 г., II, стр. 299). В Киеве доселе есть фамилия Савичей, считающих себя родственниками святителя. Туптало, кажется, личное прозвание Саввы: Святитель повсюду подписывался Савичем, а не Тупталой, и так называется в грамотах. Что Савва Туптало был шляхетского роду, видно по его часто встречающемуся портрету: на нем находим герб – дворянский красный щит, с изображением вроде греческой дельты и с крестом на верху («Достопамятности Москвы». Тромонина, М. 1845, стр. 32, «Киевск. Стар». 1882, VII, отдельное изд. портрета пр. Лебединцева, 1881 г. и др.). То же изображение на печати собственноручного письма св. Дмитрия у ризничего Ростов. Яковл. монастыря о. Гавриила. В Синод. рук. 1061, л. 35, записан род святителя Дмитрия, митрополита Ростовского: Саввы, Марии, Григория, Параскевы, Марии, Михаила, иеромонаха Феофана, Параскевы, Феодосии, монаха Иллариона, монахини Александры, монаха Афанасия, иеродьякона Пармена. 12 Прил. 1. В Соч. I, 458, Воеводина (!), что заставило автора соч. «Св. Дмитрий», М. 1849, стр. 1 говорить об отношениях Радзивилов к Макарову etc. Ср. Белоз. " Южн. лет.», стр. 22 и 64. 13 «Киев. Стар.», 1882, VII, 196. Завещание Параскевы, там же VIII, 383. Никольский монастырь был расположен вблизи Киевск. Кирилловского. 14 Боплан, «Описание Украины», Спб., 1832, стр. 3–4. Вид Киевской лавры на гравюре 1651 года в «Памятниках», изд. Киевск. комм. для разб. др. актов, т. I, К. 1848, приложение. 15 «Сборник материалов для исторической топографии Киева» К. 1874, стр. 73 и 86. Travels of Macarius by Paul of Aleppo, 3, VI, 13 и сл. 17 «Киев. Стар.», 1882, VIII, 383, «Киев. Епарх. Вед.», 1868 г., 16, стр. 609; Петров, " Опис. рук. церк. музея Киев. дух. акад.», К. 1875, I, 185–186. Этот дом, принадлежавший когда то полковнику Чесноку, уцелел доселе. «Киев. Стар.» 1882, III стр. 196. Он одноэтажный, каменный, со сводами. Другие сведения были помещены в 3935 «Нового Времени» от 11 февраля 1887 г. Исследователи русской старины на днях открыли в Киеве трехэтажный дом, первым владельцем которого был отец св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1956. P. 91). Однако, по-видимому, не все последователи П. были настроены миролюбиво: вскоре после Собора в Диосполе в находившийся в Вифлееме мон-рь блж. Иеронима и в женский мон-рь, где настоятельницей была прп. Евстохия, духовная дочь блж. Иеронима, ворвалась толпа разъяренных людей, которые поджигали здания, жестоко избивали монахинь и монахов; один из монахов скончался от побоев. Блж. Иероним и прп. Евстохия едва сумели спастись, укрывшись в укрепленной башне. Никто точно не знал, кем были нападавшие, однако вскоре прошел слух, что это сторонники П., мстящие блж. Иерониму и его близким за критику (см.: Aug. De gest. Pelag. 35. 66; Plinval. 1943. P. 306-308; Kelly. 1975. P. 322). Слух о том, что это было дело рук самого П., дошел даже до Иннокентия I, еп. Римского (см. его письма блж. Иерониму и архиеп. Иоанну Иерусалимскому: Hieron. Ep. 136-137). Эти события нанесли значительный ущерб авторитету П.; еще более сильным ударом для него стали решения прошедших в 416-417 гг. в Карфагене и Риме церковных Соборов. Новый этап борьбы с П. и его сторонниками в Сев. Африке был связан прежде всего с отказом блж. Августина признать решение Собора в Диосполе об оправдании П. Вскоре после Собора, не позднее весны 416 г., П. переслал блж. Августину небольшое сочинение, к-рое последний упоминает под заглавием «Защитительная записка» (Chartula defensionis). В нем П. заявлял о своем несогласии со взглядами Целестия, однако не анафематствовал их прямо. Блж. Августин увидел в этом стремление П. отказаться от произнесенных в Диосполе анафем (см.: Aug. De gest. Pelag. 32. 57 - 33. 58; Idem. Ep. 2, 4). В письме Иоанну, архиеп. Иерусалимскому, блж. Августин, сопоставляя высказывания П. в «Защитительной записке» и в соч. «О природе», обвинял П. в том, что тот в Диосполе лукаво отказался признать своими те мнения, к-рые ранее высказывал (см.: Idem. Ep. 179). Блж. Августин просил также прислать ему официальные деяния Собора в Диосполе для их сопоставления с теми сведениями о ходе и результатах Собора, которые распространял П.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010