4. Col. 528-532; Morin. 1942. P. 159-164). В этом трактате, направленном предположительно против «полупелагиан» ( Уивер. 2006. С. 280), К., отвечая на вопрос, если человеческие добродетели не предшествуют благодати, то почему благодать Божия дается одним и не дается другим, апеллирует к вере в справедливость Бога, решения Которого непостижимы ( Delage. 2010. P. 90). Экзегетические «Толкование на Апокалипсис» (Expositio in Apocalypsim; CPL, N 1016; PL. 35. Col. 2415-2452; Morin. 1942. P. 210-277) в 19 гомилиях, составленное после 510 г. ( Gryson. 2007. P. 348). Неполное, но подробное стих за стихом толкование Апокалипсиса. Считается, что толкование не представляет большого интереса и не имеет практического значения (L " Apocalypse expliquée par Césaire d " Arles. 1989. P. 26). Сочинение содержит фрагменты древних лат. переводов Апокалипсиса и составлено под влиянием древних комментариев, таких как комментарии Викторина Петавского и Тихония ( Барди. 2004. С. 304-305). Письма Сохранилась переписка К. с Римскими папами и с другими епископами по различным церковно-политическим вопросам (см.: Morin. 1942. P. 1-32). Среди этой переписки К. принадлежат: письмо еп. Рурицию Лиможскому (Ep. 3//Ibid. P. 6-7); прошение папе Симмаху (Ep. 7: Exemplum libelli petitorii//Ibid. P. 12), поданное в 513 г.; прошение папе Симмаху (Ep. 8: Exemplum libelli petitorii//Ibid. P. 13-14), поданное в 514 г. аббатом Эгидием и нотарием Мессианом. Среди соборных решений издано послание еп. Агрецию от имени Собора в Карпенторате 527 г. ( Morin. 1942. P. 65-66). Приписываемые В рукописной традиции К. приписывался ряд спорных и неподлинных сочинений. К ним относятся прежде всего нравственно-аскетические сочинения: «Первое послание к монахиням» (CPL, N 1010; PL. 67. Col. 1125-1128; Morin. 1942. P. 129-134), к-рое было составлено в VII в. (см.: Klingshirn. 1994. P. 77; Gryson. 2007. P. 349); «Послание увещательное к посвященной Богу деве» (Epistola hortatoria ad virginem Deo dicatam; CPL, N 1011; PL. 67.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Как свидетельствует монах-пустынник Меркурий, брат Виталий впоследствии без всякого лечения исцелился от своей долголетней болезни – обе каверны в легких зарубцевались. Видимо, над ним сбылось изречение Святых Отцов: «Кто себя не жалеет, того Бог пожалеет». Не щадя себя, день и ночь проводил он в беседе с пришедшими людьми, стараясь всем помочь, а главное – утешить. Всегда учил терпеть, смиряться, все принимать за волю Божию и всех любить. «Вы только позовите меня, и я приду», – говорил он пришедшим в пустыню паломникам. Они сердцем звали любимого брата, и он, словно слыша их, спешил на этот зов к Амткельскому озеру. Большинство из приезжавших к нему были женщины, и братия стала соблазняться, что он много общается с ними и слишком уж помогает приозерным монахиням. Имея сердце, исполненное любовью Божией, он не мог не помогать страждущим или матушкам-подвижницам, чьи хрупкие плечи несли все тяготы пустыннической жизни. А потому мало обращал внимания на искушения со стороны братии. Иинокиня Евфимия: «Я жила в пустыне вместе с матушкой Рахилью. Однажды, когда брат Виталий должен был к нам придти, матушка Рахиль, вспомнив, как ему трудно будет идти по речке, а потом еще подыматься на такую гору, решила за него помолиться и начала делать земные поклоны. И вот приходит к вечеру брат Виталий и говорит: «Спаси, Господи, мать Рахиль, что положила за меня 35 поклонов». Ну откуда он мог это узнать? Она даже сама не считала их, а клала поклоны по желанию души. А вот еще случай. Пошли мы однажды в Азанту за мукой, взяли ношу и возвращаемся в келию. Я же подслеповата, да еще самочувствие было плохое – иду медленно. Брат Виталий и говорит нам: “Вы не спешите, а я пойду вперед». И пошел. Сам принес нам в келию муку, по-быстрому на соде испек тоненькие лепешки и пошел нам навстречу. Встретил нас около креста на дереве, накормил теплыми лепешками, которые принес за пазухой, и мы с новыми силами продолжили свой путь, а до келии от этого места нужно было еще идти часа три. Пришел он однажды к матушке З., а она была больна и не могла стирать. Так он все ей перестирал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Римма 27 февраля 2014, 14:07 Димочка, для меня это был повод еще раз насладиться Вашим непередаваемым и только Вам свойственным стилем письма. Жалко только, что это Бисер перед свиньями. Удачи!!!!!!!! mila379 27 февраля 2014, 13:42 Елене Шиловской. Простите, что назвала Вас другим именем. У меня нет принципиальной задачи кого-то здесь оскорбить. И вообще, смотрю, что споры разгораются, агрессия усиливается. Давайте прекратим бессмысленные споры. Большинство читателей на этом сайте - люди религиозные, а значит, должны понимать, что самое главное в жизни - оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. Банально и пафосно звучит, но чистые сердца и добрые души ещё никто не отменял. Расскажу быль. В казахской степи зимой 1948 года замерзала русская девочка, которая отправилась из интерната на выходные дни к маме( папа -русский инженер на Калыме, мама врач в ссылке). Солнце давно село, мороз крепчал и девочка уже начинала засыпать ... В это время на лошади по степи ехал дед, казах. Девочку почувствовала лошадь, а дед подобрал замёрзшего ребёнка, привёз к себе домой. Вместе с женой они " реанимировали " девочку, а уж потом отвезли к матери. Впоследствии эта девочка стала монахиней Варварой, всегда помнившей поступок казахов- стариков, она молилась за них. Я рассказала историю о своей свекрови, царство ей небесное. Eduard Shpak 27 февраля 2014, 01:50 " Потомственные рабы " не раз в своей истории " потомственным господам " рога обламывали. И ещё обломают если понадобится Руслан 27 февраля 2014, 01:27 Я татарин. Родился и живу в Удмуртии,в Ижевске. Очень стыдно за таких вот... представителей. Думаю у него самого у предков рыльце в пушку. У меня оба деда фронтовики. Наверно потому, что не крымские татары. Zarina Calikova 26 февраля 2014, 23:35 Как обидно слышать такие слова да еще от татар которые были батраками Монгол .Вот я Осетинка но душой русская и мне больно смотреть на то что происходит на Украине и я думаю когда русский народ проснется, когда перестанет позволять вытирать о себя ноги тем кого кормит .Понятно что нам православным надо учится терпению но ведь и защищать свой дом надо а дом наш потихоньку тлеет и скоро начнет гореть и это факт.

http://pravoslavie.ru/68689.html

Так и следует с каждым обращаться иначе, как кому полезно, то есть: этот да проводит жизнь в радости добродетелей; а другой, часто вразумляемый, в горечи богооставленности проливая слезы, этим привлекается к спасению. Один – увеселяется всегдашним успехом в достижении согласного с его желаниями и намерением, беспрепятственно совершая путь временной жизни, а другой, при тысяче преткновений, скорбей и печалей, воспримет освобождение, как избавление от зол. Ибо и я, как обращающий внимание на сокровенное, знаю, что каждому дано будет сообразное с пользой души. 109. Никандру, столпнику Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор. 10:18 ) и: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет ( Лк. 14:11 ). Но ты, не преуспев ни в одном похвальном деле и вознёсши себя на высокий столп, хочешь достигнуть величайших похвал. Будь внимателен к себе, чтобы тебе, которого здесь без меры хвалят тленные люди, к сожалению, вопреки упованиям не назвал окаянным нетленный Бог, из-за того, что здесь ты упивался человеческим восхищением. 110. Ему же Ни с чем несообразно – телом находиться на высоком столпе у всех на виду и в славе, а помыслами увлекаться долу, не желая и подумать о чем-либо достойном небесного, и во все дни с удовольствием беседовать с женщинами. Прежде ты обращал свою речь лишь к мужам, а теперь по большей части принимаешь женщин. И как вынесен приговор змею: ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей ( Быт. 3:14 ), так, смотри, чтобы и на тебе не исполнился этот приговор, поскольку ты пресмыкаешься по земле мыслью и питаешься земными речами. Ничто так не пригибает к земле, как пресмыкающееся по земле тщеславие. 111. Монахине Феодосии Хочешь или не хочешь, но по телу ты женщина. Поэтому перестань учить в церкви: ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор. 14:35 ). Хотя бы ты тысячекратно утверждаешь, что стала далека от свойственного женам состояния, утвердившись в девстве, стала тверже мужей. 112. Монаху Феофилу Не будем переходить с места на место без разбора, как случилось, но с терпением стоять на молитве, как сказал святой Моисей израильтянам: Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне ( Исх. 14:13 ). 113. Деве Анастасии

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Собрание писем М. было издано в 1862-1863 гг. в 6 томах при активном участии братьев Киреевских. По выходе первых 2 томов игум. Антоний (Бочков), хорошо знавший М., отметил, что старец редко «выставлял себя учителем, а только благим советником», осторожно сверялся с обстоятельствами жизни, «устроением» и «возрастом вопрошавших». Письма М. «могут быть названы часами, по которым и во утро, и в полдень, и нощию можно поверять жизнь всякому монаху и монахине» (Жизнеописание. 1997. С. 205-206). И хотя в 6-томное собрание писем не вошли мн. послания, это издание стало поистине памятником духовной эпистолярной лит-ры. В приложении ко 2-му тому были опубликованы 2 статьи старца - «Увещание к живущим в монастырях не уклоняться от монашеского образа и не искать оного» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 3) и «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву» ((Там же. Ед. хр. 4; Ф. 214. Опт-409); посвящено составленной иером. Арсением (Троепольским) «Памяти о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника сибирских лесов» (см.: Символ. П., 1994. 32. С. 279-340)), а также выписки «О смирении. Собрано от Святого Писания: Сколь нужно для нас смирение» (Собр. писем. 1862. Ч. 2. С. 345-399). «Предостережение...» было издано отдельно в 1908 г. Прп. Макарий Оптинский. Фрагмент надгробной иконы в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) Прп. Макарий Оптинский. Фрагмент надгробной иконы в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) Письма и тематические выдержки из писем М. печатались в ж. «Домашняя беседа» (1861. Вып. 30. С. 590-591; 1874. Вып. 11, 13-18, 20-24, 26, 29, 31-32, 35-37, 52). Во 2-й пол. XIX в. в обители готовилось переиздание собрания писем старца. В 1880 г. был переиздан 1-й том «Писем к мирским особам» с приложением алфавитного указателя. О работе над письмами свидетельствуют архивные материалы. Сохранилась роспись 1-го тома - «Указатель мыслей и предметов, упоминаемых в письмах о. Макария к мирским особам, и указатели имен, книг и статей, упоминаемых в тех же письмах» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 45. Ед. хр. 7). В 1892 г. был составлен «Алфавитно-предметный указатель к 1-му тому собрания писем Макария (Иванова)» (Там же. К. 40. Ед. хр. 13, 61 л.). Позднее по тому же принципу был составлен «Алфавитный указатель ко 2-му тому собрания писем Макария (Иванова)» (Там же. К. 40. Ед. хр. 12, 130 л.).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

В день твоего Ангела, вместо подарка, пишу к тебе обличение, и посмотрю, от какого ты числа: от премудрых или от злых? Как говорит Премудрость: не обличай злых, да не возненавидят тебя: обличай премудра, и возлюбит тя ( Притч.9:8 ). Ты выставляешь еще свои лета, – «не по летам моим»: это бы надобно тебя смирить ещё, а ты ставишь в оправдание; в таких зрелых летах и уже столько времени занимаясь чтением и писанием отеческих книг, не могла стяжать ни малейшего плода. А что от нас требуется: чтение ли только одно и писание? – Это посев без плода. Обратись же к отеческим учениям, которые ты так ревностно стяживала и сама писала: может ли кто-нибудь без попущения промысла Божия тебя оскорбить: Илии Екдика главы 30, 31. 32, 33, 34., св. Исаака Сирина сл. 34, 35, 36, 37 и 51., св. Симеона Нового Богослова гл. 31., Марка Подвижника гл, 209, аввы Дорофея : «о еже себе укорити, а не ближнего», св. Зосимы «беседы», св. Петра Дамаскина в 9-ом слове «о деве»; а у св. Варсонофия во многих местах найдешь: «имей себя под всею тварию». Прочитай со вниманием сии главы, и посмотри на свое устроение, кого должно больше винить? Не понесла обиды, зазри же себя, а не оскорбившую, бывшую причиною тебе пользы, и тогда мало-помалу укротится дымящаяся ярость. Ведь она не вложила в тебя эту страсть, а только показала смотрением Божиим. А где же заповедь: любите враги ваша ( Мф.5:44 )? – и как молитву можем читать: « остави нам долги наша », когда сами не оставляем должником нашим? Мать игуменья весьма благоразумно поступила: поболезновав о тебе, оставила без мщения за тебя; – понятно, она не одних дворянок мать, но и всех; и я знаю, что её сердцу очень было тяжко видеть тебя в таком горьком устроении. У меня и заочно, по получении твоего письма, – горестью и жалостью о тебе поразилось сердце; и даже похоже, что плод твоего безмолвия принес таковые плоды; о нем же пишет св. Лествичник: «безмолвие неискусных удавляет». Желаю, чтобы письмо сие нашло тебя успокоившуюся от смущения и познавшую свою немощь. Искушение сие должно послужить тебе впредь уроком.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы, кажется, веруете, что без попущения Божия ничтоже может с нами случиться, но и в сем случае повелел Бог ей тебя пощелкать, но ты не приняла со смирением, а сама отщелкала и не восхотела быть участницей тернового венца за слово оскорбительное без предварившей от тебя причины. Конечно, это немощь твоя и гордость. В безумии моем не перестаю вас учить или паче напоминать вам то, что вы сами довольно знаете. Касательно ваших скорбей прочтите у св. Исаака в 35 слове на 178 стр., чтобы не уклоняться от скорбей, но считать оные посланной от Бога благодатью, и «иначе несть возможно облагодетельствовану быти от Бога, хотящему быти с ним, разве точию навести на него искушения за истину». Не хотите ли вы себе «особенный путь устроити и нестрадательне шествовати в нем? Путь Божий крест есть повседневен. Но и от сего познавается, яко от «Бога промышляем есть (человек), егда пошлет ему присно печали». Сл. 36, стр. 176 и 37 сл. все. Нельзя не чувствовать скорби, 179 стр.– «несть иже во время»..., а в 51 слове, стр. 257 – «которые при виде жезла искушений смирятся, скоро получают избытие от оных». А когда во время скорби не обвиняем себя, а других, то еще более скорби умножаются и отягощаются на тех. Это я напомнил вам потому, что вижу вас отягощающихся в скорбных нашествиях, дабы оным себя укрепляли, но, может быть, в настоящее время и миновались оные скорби, или при получении сего письма вы найдетесь вне оных, чего усердно вам и желаю по немощи вашей. Нимало не удивляюсь, что М. N. видит себя в таком благом устроении. Если бы она читала отеческие книги, то, конечно, познавала бы свои недостатки и немощи, а вам больше можно удивляться, что вы и читаете, и пишете, а на деле не понимаете, и не смиряетесь, от того и скорби наши отягчаются. Попустил Бог М. Т. поболеть, вы за ней ходите с большим трудом и состраданием, но и думаете о сем, что добро творите, а за то и попускается на вас искушение со стороны укоризны и досады. Окончу письмо мое напоминанием слов Спасителя нашего: аще любовь имате между собой, о сем разумеют вси яко Мои ученицы есте ( Ин. 13, 35 ), когда же нет любви, чьи же ученицы? Да даст вам Господь чувство истинного разума, не в словеси токмо, но в сердце глубоко вкорененно... Смирение и любовь утверждает и укрепляет. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный и. М. 15-го марта 1855 года. Письмо 115

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сами прочтите (Сл. 35 ). В 36-м слове к концу: «...не благоволил бо есть Бог, да упокоятся возлюбленнии Его, дóндеже суть в телеси, но паче восхоте быти тем в скорби, в тяготе, в трудех и во оскудениях, и наготе и уединении и потребе, и недузе и уничижении, и проч., далее : «нецыи от них в вольных скорбех суть, ини во трудех страстей своих». Видите из сего, что ищущим спасения неминуемы скорби , и заметьте, труд страстей своих, не малый есть подвиг, в коем вы теперь и находитесь. Вышедшему теперь между вами смущению вы обе виновны, не смиряясь и не неся одна другой немощи, а зазирая друг друга. Отныне же да поможет вам Господь твердо стати против стрел вражьих, всегда себя укоряя и считая достойными быть уничижения и презрения. Верую, что мир водворится между вами. Настала сырная неделя, бестолковая, многие ее не хвалят, а невольно влекутся исполнять её закон, у нас, хотя и не в такой мере, но все излишнее утешение в пище, но за то она предвестница Св. поста, врачевства душевного, когда будем нести себя повоздержаннее теперь, то приятнее и легче пост встретим. Да сохранит вас Господь! Имейте мир и любовь с собой и со всеми. И. М. 1-е марта 1850 года. Письмо 26 5-е марта, вечер. Нынче прощеный день! Да будет между вами мир и согласие навсегда. Я полагаю, ежели что и было от страстей ваших какое немирствие, то, вступая на поприще Св. поста, верно, оное силой Божией через ваше самоукорение и смирение разрушено! Мир вам! И я вас во всем прощаю, и мне прошу христианского прощения, аще в чем погрешил перед вами. 6-е марта, утро. Слава Богу, вступили в поприще Св. поста, пришед от утрени в 8 часов, хочу написать к вам несколько строк и, поздравя вас с постом, пожелать вам проводить оный мирно, спокойно и душеспасительно, во здравии душевном и телесном. 21-е марта. Поздравляю вас с радостным праздником Благовещения Пресвятые Богородицы, да утешит вас Царица небесная в светлый сей её праздник духовным утешением. После сего тотчас получил ваше письмо и многие другие. Скорбно было читать о потрясениях ваших, но, видно, Богу угодно обучать вас искусом в терпении в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Хорошо прочесть вам в книги св. Варсонофия ответы к Андрею, где он жалуется на оскорбляющего его служащего ему брата; – это будет в первой четверти всей книги, где он пишет, что брата ратует враг, досаждать ему и проч. В последних строках пишет она, что Ф., прося прощения, горькими слезами обливается; по этому видно, жалеет о своем дурном устроении. Что делать? по отгнании её, может быть, и лучше исправится. Господь да вразумит вас и наставит на всякую истину. 22 апреля 1852 г. 193 Вижу, что твои скорби умножаются, но знаю и то, что оные попускаются промыслом Божиим к испытанию твоему; и, конечно, выше меры не пошлет Господь тебе оных. Пусть называют сектою, которой не бывало и не будет между нами; пусть считают себя обиженными, сами составили в уме своем оное; а что хотят все быть правы, пусть будут правы. А тебе, ежели будет не вместимо, можешь дать место гневу, уступить другим казначейство, и быть в числе рядовых, внимая своему спасению; а скорби все не избежишь, – в сих то и соделывается спасение. 29 апреля 1852 года. 194 Ты пишешь о многообразных своих скорбях, да куда же от них деваться? Прочти св. Исаака Сирина в 21-м слове, о пользе оных и в 34, 35, 36 и 37, когда можешь от них освободиться, то делай; но, видно, есть воля Божия, спасающая тебя сим крестным путем от многих других напастей душетленных; подвигов нет, то скорби вместо их вменятся. – Ты через послушание стоишь на кресте, самой сходить опасно; а столкнут, то и хорошо. Но впрочем, всего лучше положиться на Бога и предаться Его святой воле: Он лучше нас знает, что кому нужно и полезно послать, – неужели Он не силен освободить тебя от скорбей? Но мы не постигаем Его отеческого о нас промысла, на какой конец сие творит; только вера может нас успокоить, и через то стяжаваем плод терпения. О пении же, когда ты находишь нужным оное поддержать, а не оставлять на дьячков, – то и поддерживай, как и было; а скорбь во всяком благом деле неизбежна. 3 июня 1852 года. 195 На три твои письма отвечаю. Особенного ничего нет, и все одно и тоже – скорби, встречающиеся ежедневно, то от чужих, то от ближних, то от своего устроения, а все попущено ко благу и ко уведению своей немощи и к стяжанию плода терпения, – есть и от сострадания о ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

13 апреля 1833 года. 391 Почтеннейшие о Христе сестры, мать О. и П.! Слава Богу, что удостоилась ты, мать О., причастия святых Таин; да будет сие тебе во исцеление души и тела; хотя с понуждением, но должно было себя смирить, и всегда бы так подобало иметь себя: землю и пепел и худшу всех, тогда бы и мир Божий с нами водворялся; – и помнить должника, коему Господь отпустил тьму талантов, а он своему должнику и ста пенязей не отпустил, что за сие пострадал ( Мф.18:35 )? Так же и в других случаях старайтесь носить друг друга тяготы; a в случае поползновений, не закосневать и не малодушествовать; но прибегайте с покаянием к Богу и ближнему, прежде себя внутренне обвинив. Сие пишу обеим вам тако поступати и приходящим к тебе сестрам внушати, дабы не имели враждебного залога к враждующим на вас и на них, и не произносили бы словом или делом, подавая какой вид противный, и тем более на вас и на себя восставляя их; но яко благодетелей вменять их и посланных от Бога к показанию нашего устроения, дабы, аще хощем, и исправилися бы. Да просветит Господь Бог ваш ум и сердце и укрепит творить волю Его святую; и мир Свой да подаст вам, молитвами батюшки отца Л.; и да простит вся согрешения ваша. 17 августа 1833 года. 392 Весьма болезную о сем, что у вас бывают нередко душевные неустроения; все это от несамоукорения с обеих сторон. Хотя ты бываешь и расстроена другими, а на сестре опирается твое смущение; когда нужно что сказать ей, хотя за сестер, или в другом чем, – лучше во время смущения перемолчать, а во время мира сказать. – больше пользы и себе и ей будет: а в смущении сказанное больше рождает свары и немирствия. С И. А-ною старайся так же умиротвориться; ведь она тебе сестра, да ещё немощная духом и телом. Бога ради несите немощи друг друга и низлагайте вражии коварства; не утешайте его вашим расстройством; при помощи Божией, поучайтесь в книжечках святых отцов и начало полагайте к созиданию. Я весьма болю о вашем расстройстве. Да простит вас Господь и да даст мир и любовь между собою. Касательно прочих сестер – я о сем вещи не имам: когда приедет батюшка, проси его со смирением; ежели свободит, аз тя не понуждаю, равно и на них сея обязанности не накладываю. Они сами должны знать, если ощущают пользу, – да ищут и держатся лучшего. А ты, при Божьей помощи, за молитвами батюшки, что Бог вложит в сердце твое, не отрекись сказать слово, хотя бы и для себя было в тягость: «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин.15:13 ) и любовь покрывает множество грехов ( 1Пет.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010