Письмо 45 Поздравляю тебя со всеми твоими о Христе сёстрами с наступившим сим новым годом; да подаст вам Господь новые силы к борению противу мысленных врагов наших: мира, плоти и диавола, тоже самое и страстей; и мир Божий да водворяется в вас богатно. В первых скажу о твоих немощах (коих я и сам преисполнен). Благо нам, яко смиряет нас Господь ( Пс.118:71 ), не попуская возлетать в высоту мнимых исправлений, да не вознесшеся, низвержение постраждем. Но хоть бы во смирении, зрением наших грехов, и о них болезнованием, посетил нас Господь, и избавил от врагов и страстей наших. Но часто бывает, что как завалится глаз бревном, то и видим сучки в других; пусть, хотя и досаждают они нам, но должно разуметь, что не сами собою, а попущением Божиим, и суть орудия правды и промысла Божия. Бог действует нам неведомо, в ином по благоволению, а в другом по попущению. Ты же, еще ничего не видя, убоялась будущей скорби, могущей быть чрез N; а не случается ли противное: от кого не чаешь, – получаешь, и на кого надеешься, обманываешься. Все это от нас сокрыто; тогда же, когда надобно чему быть, то Бог тебя и наставит, что делать; только ищи от Него вразумления и помощи; хотя бы что и противное произошло, но может в пользу обратиться; судеб Твоих, Господи, бездна многа ( Пс.35:7 )! Я не жалею о том, что не угодил моими письмами мати У. В–не. Она сама виновата; она должна была бы подобно тебе, продиктовать мне, что к ней отвечать, и мне стоило только бы переписать, да подписать, тогда бы и довольна была; а когда о чём с верою вопрошать, то надобно и принимать с тою же верою, хотя я сего и недостоин, чему более и приписываю её оскорбление; и за сие, что она не хочет ко мне писать, нимало на неё не оскорбляюсь. На тебя же я не оскорбляюсь, что ты мне диктуешь, как к тебе, или к ней писать о поездке вашей; но исполнить сего не могу, а предоставляю воле Божией; как Ему угодно, так и да сотворит, и устроит; и верно лучше будет наших умствований. О её же устроении надобно пожалеть, которое, может быть, и переменится на лучшее с течением времени и попущения искушений, что даже видно и из трёх твоих писем: во всех разные устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1177. Пимен (Извеков), патр. Московский и всея Руси. Указ 1613 от 16 ноября 1979 г.: [О временном управлении Корсунской епархией митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету]//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 95. 1178. Кончина архиеп. Фотия (Тапиро), бывшего экзарха Московского Патриархата в Западной Европе (20 авг. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1952. 12. С. 3. Приходское духовенство (в алфавите имен) Булгаков С. Н., прот. – см. 1749 и ИУ. Ковалевский Е., прот. – см. также ИУ. 1179. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Сообщение...: [По делу прот. Евграфа Ковалевского]//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 121–122. 1180. Заседание Священного Синода от 25 марта 1953 г.: Журн. 5: [По делу прот. Евграфа Ковалевского]//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 122–124. 1181. Николай (Ярушевич) , митр. Крутицкий и Коломенский. Из письма.: [По делу прот. Евграфа Ковалевского]//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 125–126. 1182. Кончина прот. Николая МАЛОЛЕТЕНКОВА (f 13 апр. 1953 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 120. Прот. Н. Малолетенков – выпускник Св.-Сергиевского Правосл. богосл. ин-та, настоятель храма в Гренобле. 1183. Шпортак Ф., прот. Перенесение нетленного тела прот. Алексия МЕДВЕДКОВА из гор. Южин в С.-Женевьев-де-Буа//ВРЗЕПЭ. 1957. 27. С. 186–188. Канонизация прот. Алексия Медведкова состоялась в мае 2004 г. в Париже (КНП). Палашковский В., свящ. – см. также ИУ. 1184. Успенский Л. А. Памяти о. Всеволода Палашков-ского: [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1978. 97/100. С. 69–70. 1185. Вопросы и ответы: [О запрещении в священнослужении о. Василия Тимофеева]//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 35. 1186. Кончина прот. Александра ТУРИНЦЕВА: [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 100. 1187. Памяти прот. Филиппа ШПОРТАКА//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 157–158. Монашество (в алфавите имен) Афанасий (Нечаев) , архим. – см. также ИУ. 1188. Антоний (Блум), митр. Сурожский Об архим. Афанасии (Нечаеве) //ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 147–156. 1189. Кончина архим. Варсануфия [Толстухина], настоятеля Воскресенского храма в Рабате, Марокко (27 февр. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1952. 9. С. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В другом месте старица Прасковья Ивановна повествует: «У вас канавку вырыть надо! – раз так-то заботливо говорит мне батюшка Серафим. – Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не перелезут!» «На что, – говорю, – батюшка? Нам ограда бы лучше!» «Глупая, глупая! – говорит. – На что канавку? Когда век-то кончится, сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!» Старица Домна Фоминична (монахиня Дорофея, тетрадь 6, рассказ 35) говорит, что еще мирскою она была на Пасху в Сарове у батюшки. Благословив ее, он послал жить к своим дивеевским девушкам на мельницу, говоря: «Во, матушка, скажу я тебе, какая будет у нас там радость! Земля будет у нас своя, и канавку оброем мы кругом обители! А когда мы ее оброем, будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать будут у вас на исцеление, и будет нам она вместо золота! Потому радость-то такая, что эту самую землю-то, матушка, ведь Сама Царица Небесная избрала и нам исходатайствовала! В обитель мою много отослал я разных семян моим девушкам, также и много цветов; посеют они их и будут питать те семена, а цветы утешать, и не о чем унывать вам будет!» Старица Феодосия Васильевна сообщила следующее (тетрадь 6, рассказ 56): «Страдая падучею болезнью, пришла я к батюшке Серафиму, он и говорит мне: «Ступай, радость моя, в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что когда и Антихрист-то придет, то канавка эта не допустит его туда!» «Батюшка, – говорю я ему, – я ведь больна, вот так-то и так-то!» Выслушав, взял он меня за плечи и, нагнув главу мою, прочитал молитву. Тут же почувствовав себя совершенно здоровой, я поступила в обитель, и болезнь не возвращалась ко мне уже более никогда». Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает рассказ о том, как о. Серафим сам ночью начал рыть канавку (тетрадь 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

210(218). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, до сентября (?) 244(252). К епископам Понтийской области 48(52). К монахиням 233(241). К Евсевию, епископу Самосатскому 238(246). К жителям Никополя 239(247). К причту в Никополе 249(257). К монахам, притесняемым арианами 376, конец года 236(244). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях 237(245). К Феофилу, епископу 250(258). К Епифанию, епископу 376 или 377 242(250). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях 47(51). К Воспорию, епископу 376 или 377, зима или начало 377 209(217). К Амфилохию, о правилах 377, январь 243(251). К евсеянам 377, начало года 255(263). К западным 256(264). К Варсе, епископу Едессы, находящемуся в изгнании 257(265). К Евлогию, Александру и Арпократиону, епископам египетским, находящимся в изгнании 252(260). К Оптиму, епископу 253(261). К жителям Сизополя 254(262). К Урвикию, монаху 377 или 378, зима 258(266). К Петру, архиепископу Александрийскому 259(267). К Варсе, епископу Едессы, находящемуся в изгнании 260(268). К Евсевию, живущему в изгнании 188(196). К Авургию 378, после 9 августа 261(269). К супруге военачальника Аринфея, утешительное трудно датируемые 5. К Нектарию 6. К Нектариевой супруге 11. Без надписи 12. К Олимпию 13. К Олимпию 23. К настоятелю монахов 35. Без надписи 36. Без надписи 37. Без надписи 84(88). Без надписи 89(93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении 102(106). К воину 112(116). К Фирмину 119(124). К Феодору 137(142). К сборщику общественных денег при областных правителях 138(143). К другому сборщику общественных денег 139(144). К одному из начальников 146(151). К Евстафию, первому врачу 166(173). К Феодоре, монахине 201(209). Защитительное, без надписи 241(249). Без надписи 263(271). КЕвсевию, другу 265(273). Без надписи 267(275). Без надписи 268(276). К великому Арматию 278(286). К смотрителю над тюрьмами 284(292). К Палладию 285(293). К Юлиану 286(294). К Фисту и Магну 287(295). К монашествующим 288(296). К одной вдове 289(297). К одной вдове 290(298). К одному благочестивому человеку

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

20. Получение 1-ой книги писем старца Макария 21. Через письма старца Макария многие познакомятся со Священным Писанием и книгами св. отцев. Словом Божиим соблазнятся многие 22. День Ангела покойного старца Макария. О вреде пересуд, отягощающих совесть человека. Лучше не исполнить дело служения, чем отступить от заповеди Божией - любви к ближнему 23. О начале печатания писем старца Макария к монахиням 24. Если начало дела было причиною смущения, то ничего доброго из этого дела не получится 25. Старайтесь не таить немирствие, а объяснением уничтожать козни вражие. Когда в чем погрешите, укоряйте себя и не входите в дальнейшие пересуды. Господь силен воздать вам милостию Своею 26. Живя вместе, нельзя избежать столкновений. Кто может похвалиться добродетелями? " Возраст мужа не в числе лет исчисляется. " Господь знает нужды наши и всегда есть благовременный помощник в скорбях 27. " Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит " 28. Всякому бывает свое и в свое время. Причиною скорбей бывает наше устроение. Когда ищем в сердце оправдание, то больше страдаем, а при укорении себя скорее успокаиваемся. Бог силен устроить полезное о нас 29. Кончина о. архимандрита и избрание настоятеля обители 30. Старайтесь не слышать о том, что делается вне келии вашей 31. О принятии в келию новой монахини 32. Кто что сеет, то и пожинает 33. Поминать на проскомидии души усопших, не принадлежавших к нашей Церкви, не должно 34. В обители все принимает прежний порядок вещей   Письма 1867 - 1873 гг. 35. Иди среднею стезею: " Умеренному деланию цены несть " (Исаак Сирин). Не грех ли давать советы другим? 36. Сердцем начальницы Бог владеет. Послушание следует проходить со страхом Божиим. Скорби суть порождения собственных наших страстей и попускаются к нашей пользе 37. Святые угодники Божии, когда избирались на высшие степени, смущались и считали себя того недостойными. Понуждать надо себя всегда. Следует с благодарением принимать мантию. Без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Очень рад, что тебе удалось побывать на главных праздничных службах; грустно, конечно, что служба в банке препятствует Кире бывать в церкви в рабочие дни, но что поделать: слава Богу, что ему удается ходить в церковь хотя бы по воскресеньям и что у него есть к тому сердечное желание; а Господь смотрит на сердце, на внутреннее произволение, а не на внешнее его выполнение (когда это не в нашей воле). Здесь мы избалованы церковными службами и как бы погружены в эту атмосферу церковности, а потому мало её замечаем и даже, увы, недостаточно ценим. Но когда случается побывать в миру то начинаешь ощущать, какого источника благодати мы лишаемся без церкви! «Путь к спасению» вышлю, как только получу деньги. Вышлю тебе также и жизнеописание Божией Матери. Отдельной платы за эту книгу не надо, вполне достаточно, если ты вышлешь деньги за кресты (да и то если тебе это не трудно). Мне кажется, что ты поступила правильно, поселившись вместе с Кирой 70  и оставив Обитель Нечаянной Радости. Жить тебе там было не по силам (а значит, и не в пользу), а монахини из тебя всё равно не вышло бы – в твоём возрасте слишком трудно полагать начало. В древности, правда, были тому примеры. Так, преподобный Павел Препростый пошёл в монахи 66 лет и быстро достиг великой святости, так что по силе чудотворений превосходил самого Великого Антония, учеником которого был. Но это особые благодатные случаи, им подражать неразумно (по словам преподобного Иоанна Лествичника ), а общий опыт нашего времени показывает, что людям, перешедшим известный возраст, почти невозможно стать монахами. Вот почему в некоторых греческих монастырях Святой Горы существует правило не принимать никого свыше 35 лет. Очень рад был от тебя слышать, что в Обители Нечаянной Радости ведётся строгая жизнь. Частичка мощей Святого Великомученика Пантелеймона (о которой ты пишешь) пожертвована Карпатской Православной Миссии нашим Монастырём в 1931 году (игумену о. Серафиму Иванову, приезжавшему к нам тогда на Пасху). О православном движении на Карпатах я хорошо осведомлён, ибо в нашем монастыре живёт 21 монах из Карпатской Руси. Они бывшие униаты, много пострадавшие за Православие и непризнание унии. Все они сравнительно молодые люди (26–40 лет), из крестьян, очень ревностные православные и хорошие монахи. К нам они поступили в 1922–28 гг. и продолжали бы поступать и сейчас, если бы греческое правительство не запретило бы им этого. Им просто отказывают в визе! А помимо их поступления в Монастырь почти никого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Скорби ваши и для меня скорбны, не знаю, какое подать вам утешение! Читайте святые книги, св. Марка подвижника главы, и проч., все возбудится сердце к мужеству и терпению, и Господь Сам излиет на него бальзам утешения. Приближающийся праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа желаю вам встретить радостно, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Эфес. 5, 19), при торжественном пении девственных ликов славить и благодарить Господа ангельской песнью: Слава в вышних Богу и на земле мир ( Лук. 2, 14 ). Мир сей да пребывает и с вами всегда! Поздравляю вас с оным великим праздником. Особого у нас ничего нет, все то же, здоровьем я не похвалюсь и не пожалуюсь, что-то ни то ни сё, в духовном же устроении нищ и убог есмь аз ( Пс. 85, 1 )! Нечем похвалиться, токмо немощами моими, от лености происходящими, а смирения не имею, другим же предлагаю о снискании оного. Е... благодарю, что она пришла в разум истинный и старается вам служить, сим она себе соделывает спасение: что делаем для ближних, то Господь приемлет на Себя. Если М. Т. у вас, то посылаю ей мое благословение на мирное жительство с вами. Будьте мирны и здоровы! Остаюсь многогрешный и. Макарий. 21-е декабря 1853 года. Письмо 82 Вижу, что скорби вас постоянно посещают. Конечно, из этого можно заключить, что вы не забыты у Бога, и Он посещает вас жезлом отеческой любви, а когда будет воля Его, то пошлет и избытие и дарует утешение. Пишете, что утешаетесь моими письмами, но ведь это утешение должно служить вам уготованием к предлежащим, аще будет воля Божия, скорбям. Вы читаете, что «путь Божий крест повседневен есть» и что «от того познаваем есть человек, яко промышляем есть от Бога, егда пошлет ему присно печали» и пр.(св. Исаака сл. 35). Это должно вас поддерживать и одушевлять, но милостив Господь, Он посылает по силе, а видя немощь вашу, подаст свободу и утешит обеими судьбами. 24 декабря, половина двенадцатого вечера. Благовестят ко всенощной, сейчас идем. Господи, благослови славити Тя, Владыку нашего, родшагося на спасение наше! Поздравляю вас с сим великим праздником: да подаст вам Господь утешение душевное и сподобит в мире и спокойствии провождать святые дни сии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мы не ссорились ни с той, ни с другой стороной, которая была и за и против. Но я лично воздержалась быть на отпевании. Теперь я жалею, что не была, так как чувствуешь, что его в живых быть не может, учитывая все обстоятельства: его возраст, все переживания. На днях некоторые монахини уехали к Вл[адыке] Мануилу. Мы через них просили Владыку похлопотать через Москву о получении точных сведений. Некоторых людей, я слышала, просьбу удовлетворяли, сообщали, жив или умер и когда. Еще недавно я узнала, что наш батюшка последнее время служил в Белорецке, откуда и был взят в 37 г. У нас в Чкалове он был в последний раз в 34–35 г., если мне не изменяет память. Я сама слышала (только говорил не мне) от одного диакона, по сообщению какого-то священника, близкого о. Алексию, его давно нет в живых. Опять все только слухи. Конечно, я и все мы виноваты в нерадении: нужно было добиваться так или иначе о получении точных сведений об о. Алексии. А мы заняты своими делами, скорбями. Ну, как будто все, что я хотела Вам, Владыко, написать об о. Алексии. Если что-нибудь узнаем более точное, обязательно сообщим Вам. Простите, простите, что утруждаю Вас своим длинным письмом. Но хотелось бы написать немного о себе. Получив Ваше теплое письмо, появилось большое желание побеседовать с Вами. Мы, особенно я, как овцы, не имеющие пастыря. Хотя пастыри и есть, но руководителя постоянного нет. Были и после батюшки пастыри по духу, но как будто они убираются с пути. Вот В[ладыка] Ман[уил] и др[угие] подобные. Меня этот вопрос мучит, почему так, да и много есть других сомнений. Но не смею Вас беспокоить. Просим Ваших молитв. Хотелось бы укрепить свою веру. Слаба она, ск[олько] раз колеблется. Воскресение мертвых смущает, как оно будет. Остаюсь. Храни Вас Господи. Клавдия Щ[ербакова]. Может быть, когда-нибудь, Владыко, будете иметь возможность мне ответить хоть немножко, буду бесконечно благодарна. Напоминаю адрес: г. Чкалов област[ной]. Улица Карла Маркса д. 54. Щербаковой Кл[авдии] Ник[олаевне]. Владыко! Мы, дух[овные] дети о. Алексия, просим Вас сообщить, получаете ли Вы пенсию от патриархии, простите Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Читать далее Розовый зефир Наталья Лосева «Позвонил из хосписа папа Миши, сказал, что им там очень понравилось…» — я всматриваюсь в слова письма из закрытой волонтерской рассылки и понимаю, что сразу не могу ни выстроить, ни вместить их смысл. Я знаю историю: как искали деньги на лечение мальчика и нашли, как появилась надежда и радость, как достойно держались родители, и бабушка продавала на лекарства  дом (но что дом, когда — внук). Потом состояние Миши ухудшилось, и никто не хотел и не смел верить, даже самые опытные из волонтеров…   Читать далее Последний русский европеец Алексий Второй Андрей Золотов Конечно, мы понимали, что он не вечен и с тревогой думали в последние годы о том дне, когда он уйдет от нас… Но когда этот день настал и, не дожив нескольких месяцев до своего 80-летия, патриарх Алексий скончался, в это оказалось почти невозможно поверить. Ведь он был с нами все эти 18 лет, когда Россия была на крутом повороте, а Русская Православная Церковь возвращалась среди нас из небытия. Читать далее Любовь кипрского священника и надежда русского села Андрей Золотов Протоиерей Савва Михаилидис – священник русскоязычного прихода Кипрской Православной Церкви на окраине Лимассола – учился русскому языку и литературе во Франции в 70е годы прошлого века у монахини Серафимы (Антонины Михайловны) Осоргиной, которая выросла здесь, в Сергиевском, как тогда называлась эта усадьба. Сегодня 63-летний отец Савва пытается сделать невозможное – начать восстановление разрушенной Покровской церкви в Кольцово в память о своей любимой учительнице. Читать далее Убийство о.Даниила Сысоева: помолчим от удивления Андрей Золотов Перед лицом святости и вечности трудно сказать что-нибудь внятное журналистским языком. Да и вообще общественно-политическим. Потому что слишком много в них удивительного и непонятного. Можно узнать и сообщить еще какие-то детали убийства 35-летнего священника-миссионера Даниила Сысоева. Можно узнать мнение о нем его прихожан и близких. Можно указать перстом на предполагаемых убийц, за которыми вырисовывается опасная и наглая сила, и грозно завопить «Доколе!». Можно призывать к сдержанности в интересах общественного спокойствия. Все это будет весьма правильно и оправданно.

http://pravmir.ru/10-luchshix-tekstov-ri...

3.5 27. Смирение – основание монашеской жизни 3.6 28. Пасхальное ободрение малодушной 3.7 29. Смена скорбей и радостей в жизни неизбежна 3.8 30. Иноку неполезно жить в покое 3.9 31. Должно собирать помыслы в терпении 3.10 32. О молитве Иисусовой, ея действии и плодах 3.11 33. Чем больнее скорби, тем целительнее 3.12 34. Не ищи дружбы 3.13 35. Земные скорби вознаградятся 3.14 36. Должно поклоняться Отцу духом и истиною 3.15 37. Читать книги монаху полезно 3.16 38. Не обольщайся мнимым смирением 3.17 39. Чаще размышляй о будущем блаженстве и будущей муке 4 Письма к Н. З. 4.1 40. В искушениях укорим себя 4.2 41. Печальная история П-ской регентши 4.3 42. Поумневши, стала говорить о смерти 4.4 43. Искушения для спасения 4.5 44. Распознавай искушения 4.6 45. Жди будущей славы, безконечной жизни 4.7 46. О праздновании разумном 4.8 47. Разумей кому служишь! 5 Письма к Д. 5.1 48. Как вести себя инокине 5.2 49. Не временной, но вечной радости ищи – Христа 5.3 50. Не прельщайся соблазнами мира, помня вечную славу будущей жизни 5.4 51. Живи по Божьему и спасешься 5.5 52. Терпи неудобства помещения 5.6 53. Не ищи новаго местопребывания. Отчего скучно 5.7 54. Монахиня – невеста Христа – Сына Божия 5.8 55. Терпи скорби за Сладчайшаго Иисуса 5.9 56. Злопамятствовать не боишься 5.10 57. Старец не забудет 5.11 58. Монашеская жизнь самая сладостная! 5.12 59. Молиться можно всегда 5.13 60. Как жить 6 Письма к Е. К. 6.1 61. Не монашеское дело заботиться о мирских 6.2 62. Ходи на откровение 6.3 63. Враг ничего не сделает, если мы сами не согласимся с ним 6.4 64. В день Пасхи все должны радоваться 6.5 65. О том, что доверять свою душу можно только опытному старцу 6.6 66. Будь милостива к ближним и не зазирай их 6.7 67. Скорби пройдут 6.8 68. Надо терпеть 6.9 69. Держись откровения 7 Письма к Е. К. 7.1 70. Наша родина – небесный Иерусалим 7.2 71. Отчаяние – смертный грех 7.3 72. Как свято праздновать 7.4 73. Секрет спасения – в терпении 7.5 74. Зачем идут в монастырь? 8 Письма к А. К. 8.1 75. Благодари Бога, что не богата. Как надо держать себя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010