В мрачные минуты надобно иметь самоукорение и смирение, считая себя того достойными, и подавшими к сему повод нашею гордостию. Искус покажет, что делать; уединиться на время можно, излить пред Богом свою душу; а сообщества не бегать; рукоделье развлекает. Когда нет внешних крестов, то надобно же иметь внутренний. Благодать Божия весть, что, кому и когда полезно послать на пользу. Буди имя Господне благословенно во веки! Будь мирна, покойна и здорова, сего желает тебе И. М. 16 марта 1848 года. 130 Поздравляю тебя с праздником Вознесения Господня. Мир вам и здравие да подаст Господь. На большие ваши письма я отвечал вам, поскорбел о вас, и сколько мог, писал к утешению, но что мои слова? Бог нам прибежище и сила, помошник в скорбех, обретших ны зело ( Пс.45:2 ). К Нему прибегайте, и к Пречистой Матери Божией, заступнице нашей, Царице небесной. Она ходатаица нашего спасения. Вас обеих еще новая посетила скорбь, болезнь...., что делать? умудряйтесь в таких недоумениях, и научайтесь искусу, и сами можете чем-нибудь заняться; тем более будете ценить прислугу вашу, и смирять себя, – что вы без оной никуда не годитесь. Очень жалею и об вас и об ней. Да подаст Господь ей здравия и вам сим утешение. Неспособность твоя к уборке келейных твоих вещей невольно должна тебя смирять, и в других твоих, буде есть какие, дарованиях не вознозиться; от сестры совет принимай со смирением, любовью и благодарностью, а в случае, что в ней заметишь, так же с любовью и смирением можешь напомнить; и исполнится на вас, слово Писания: брата от брата помогаемь, яко град тверд и огражден ( Притч.18:19 ). Описываемые тобою твои немощи душевные показывают тебе, что ты далека еще от исправления: смирением, самоукорением и всегдашним понуждением с помощью Божией исправляются дела наши. И любовь к.... противными случаями будет искушаться и утверждаться; о чем я обеим вам многократно говорил. Не надейся и не обольщайся, чтобы ты что могла стяжать; а паче когда мнишь, то и нет оного. Да не будет у вас старшей, но каждая считай себя меньшею; и ежели ты хлопочешь по хозяйству, то считай себя слугою, и благодари Бога, что Он сподобляет тебя послужить ближним; Господь сказал: «кто хощет быти в вас вящший, да будет всем слуга, всех меньший и всех последний ( Мк.10:43, 9:35 . Мф. 23:11 ). И паки: не прииде, да послужат Ему, но да послужит ( Мк.10:45 ). Твое и мое , паки повторяю вам, да не будет между вами; когда мы намерены предать всех себя любви ближнего за общее спасение; то что же стоит все, вне нас находящееся? Когда есть борьба, надобно иметь и сопротивление, где покажется явление нашей немощи, и в самом падении надобно иметь скорое восстание, и смирять себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

См. Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913 (переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М. – Рига, 1995). Монахиня Игнатия пользовалась машинописной копией писем И. И. Троицкого (они перепечатаны в два зеленых блокнота, скрепленных проволочной «спиралью»), сделанной для отца Игнатия (Лебедева). – Сост. 183 Игумения Арсения (Себрякова; происходила из дворян Донской области, в 1850 г. поступила в Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь. Пострижена в 1859 г. и тогда же обрела духовную наставницу – схимонахиню Ардалиону. Настоятельницей обители назначена в 1864 г. – Сост. 184 См.: Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. М., 1913 (переиздание: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994; М., 1998). О ней см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Июль. М., 1909. – С. 413–435 (переиздание: Козельск, 1994). 185 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Собрание писем. Отделение второе. М., 1862; Иеросхимонах Макарий Оптинский. Письма к благочестивой христианке. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911. 186 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Письма к благочестивой христианке. – С. 20–21. 187 Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 2. Сергиев Посад, 1908. – С. 92–93. 188 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Письма к благочестивой христианке. – С. 73. 189 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Собрание писем. – С. 35. 190 Там же. – С. 85. 191 Там же. – С. 58. 192 Там же. – С. 192. 193 Там же. – С. 197. 194 Там же. – С. 474. 195 Там же. – С. 478. 196 Там же. – С. 479. 197

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели. Ты пишешь, М. М., что находишь утешение у преп. Илии Экдика, да как и не утешаться? Словеса Духа Святого питают душу и услаждают сердце. Потрясающие вас скорби отозвались и на мое грубое сердце состраданием и соболезнованием о вас, одно только то укрепляет меня, и вам оное предлагаю, что ничтоже от скорбных не может приключиться нам без попущения Божия, а где есть Его воля, то все ко благу нашему устрояется. Господь нам предрек, что в мире скорби будем ( Ин. 16, 33 ), и св. Апостолы учили, что многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), и паки егоже бо любит Господь, наказует, бьет же всякого сына, егоже приемлет ( Евр. 12, 6 ). Мы сами себя ни к чему не понудим к скорбному, а все хочется пожить поотраднее, поспокойнее, а от сего собор страстей входит в убогую нашу душу и разбойничьим образом расхищает все её сокровища. А когда посетит нас Господь скорбями, то невольно сердце смиряется, и страсти отбегают. Для лучшего же себя укрепления в скорбных случаях читайте отеческие книги, сбирайте мед духовный с цветоносного их учения и питайте огорченные сердца ваши, возводитесь упованием на Бога и на всесильный Его промысл, желающий вашего спасения , просите помощи от Господа и заступления Матери Божией, не вините никого других, ибо они суть орудие Божие, обвиняйте себя и ставьте причиной свое нерадение и бесплодие душевное, и притом имея вся благая к телесному прожитию. Сколько могу припомнить, укажу вам что прочитать: в Добротолюбии у Марка подвижника много находится глав о терпении, и его же в классах сопротивословие к диканику, у Иоанна Карпафийского послание к индийским инокам, у аввы Дорофея наказание о терпении искушений, у св. Исаака Сирина слова 34, 35, 36, 37, 51 и проч. по каталогу, а потом сами, что можете припомнить. Господь близ вас есть и смотрит на ваш подвиг, помогает и утешает. Подал вам слово к укреплению, желал бы чем и на деле утешить, но возможно ли это? Не знаю, что и делать, а очень скорбно за вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

2071. Там же. Наличие в обвинительном заключении информации о том, что имяславцы якобы находились в связи с митрополитом Антонием (Храповицким), наиболее ярым противником имяславия, лишний раз подтверждает тот факт, что обвинение было от начала до конца сфабрикованным. 2072. Чинякова Г. П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М., 1996. С. 24; Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток… С. 56. 2073. Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики российские. Т. 2. Джор–данвилль, 1957. С. 248. О П. Григоровиче см. также в: Забытые страницы русского имяславия. С. 11–12. 2074. Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток… С. 12. 2075. ПоловневИ. Страна Псху. Сухум, 1931. С. 25. 2076. Там же. С. 86. 2077. Там же. С. 84. 2078. цит по:«Свете тихий». Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Том 1. М, 1996. С. 486. 2079. Вменихомся яко овцы заколения. — Православная Абхазия 21, май 1996 г. С. 4–5. 2080. Половнев И. Страна Псху. С. 84. 2081. Чинякова Г. П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). С. 24. 2082. Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899–1930). — Человек 5, 1991. С. 112. 2083. Названо по имени бывшего Ленинградского митрополита Иосифа (Петровых), расстрелянного в 1937 году. Об этом движении см.: Штровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно–церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 217–242. 2084. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 233. 2085. См.: Андроник (Трубачев), игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 8; Андроник (Трубачев), игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. С. 35. 2086. См.: ПолищукЕ. Михаил Александрович Новоселов и его»Письма к друзьям». В кн.: Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. LI.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

28 Эти письма, цитированные нами выше, не опубликованы и сохранились заботами преданного Владыке Сергию человека, последовавшего за ним в Вену и в Берлин, Сергея Александровича Маллоя, трудам которого мы также обязаны сбором материалов, вошедших в сборник Памяти Владыки Сергия Пражского. 29 Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский (в миру Феодосии Никифорович Могилевский) родился в 1874 г. в семье священника церкви села Комиссаровка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Окончил Екатеринославскую Духовную семинарию и стал работать учителем церковной школы. В 1903 г. поступает послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и принимает монашеский постриг с именем Николая. В 1905 г. инок Николай рукоположен в иеродиакона, а через четыре месяца в сан иеромонаха. В 1907 г. поступает в Московскую Духовную академию, которую оканчивает со званием магистранта. Занимает должность инспектора Полтавской Духовной семинарии в сане игумена, а затем ректора Черниговской семинарии в сане архимандрита. В 1919 г. состоялась хиротония архим. Николая во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В последующие годы епископ Николай занимал кафедры Каширскую Тульской епархии, Тульскую, Орловскую. Из г. Орла начался его долгий путь по сталинским лагерям и ссылкам. С 1945 по 1955 гг. – архипастырь на Казахстанской кафедре. Канонизирован в 2000 г. 34 Монахиня Сергия (Людмила Кирилловна Чернецкая; † 16.01.1969), келейница архиепископа Сергия (Королева) , погребена на Арском кладбище г. Казани за алтарем церкви Ярославских Чудотворцев, сразу же за могилой Владыки. 35 Нина Михайловна Штауде (1888–1980). Родилась в Петербурге. Окончила Высшие женские курсы. Вся ее жизнь была посвящена педагогической и научной работе в области астрофизики и геофизики, математики. В течение восьми лет находилась в тюрьмах и ссылках. В 1920-е годы была духовным чадом ленинградского священника Виктора Островидова, в ссылке в Рыбинске общалась с известной старицей Ксенией. Приехав в Алма-Ату для работы в Академии наук, встретила Владыку Николая, который познакомил ее с архимандритом Исаакием. С 1947 года – духовное чадо отца Исаакия. Ее записи и стенограммы проповедей дают возможность восстановить жизнеописание Владыки Николая и архимандрита Исаакия. До самой смерти – она умерла в возрасте 92-х лет – монахиня Нина была келейницей отца Исаакия и жила с ним в одном доме. У нее была маленькая келья, где стояла железная кровать, столик, книжный шкаф. Будучи в преклонном возрасте она собрала и систематизировала огромный материал о проповеднической деятельности митрополита Николая и архимандрита Исаакия в Алма-Ате и Ельце. Свой архив она передала на хранение в архив Ленинградского отделения АН СССР с условием открыть доступ к нему в 2000 году. К 100-летию Н.М. Штауде Пулковская обсерватория выпустила книгу о ее жизни и деятельности, ученых трудах и открытиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бог везде, а с Ним и радость, Был бы Он в душе твоей, Не оставит Он пришельца В чуждой дальней стороне вот главное настроение, которое игумения Олимпиада хранила во всех испытаниях. 523 См. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина... Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911 (репр. М., 1998), Слово 35, с. 152–153 (далее страницы указаны по этому изданию). Цитаты святых отцов, приводимые Владыкой, иногда не совпадают буквально (возможно, выписки сделаны им из другого издания или сознательно упрощены), но никогда при этом он не допускал искажения смысла. 525 Богодухновенное наставление христианское. Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 1. Киев, 1824, с. 139. 528 Из возгласа архиерея в чине хиротонии во диакона, священника и епископа при возложении рук («Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, проручествует...»). 534 Образ Божией Матери «Скоропослушница», подаренный иноками афонского Пантелеймонова монастыря в благословение вновь открытой Акатовской обители в 1891 году, особенно почитался в монастыре, перед ним ежедневно читался акафист. После разорения храма в 1929 году какой-то безбожник из окрестных деревень унес икону и устроил из нее коровьи ясли. По-видимому, слух об этом дошел до матушки Олимпиады, и она послала в деревню одну из сестер с поручением выкупить икону. В марте 1944 чтимый образ Богоматери, к великой радости игумении и сестер, был привезен на санках в село Новое. Сохраненная во время гонений, ныне эта икона, особенно любимая прихожанами, находится в Крестовоздвиженской церкви села Новое. 535 Душевнобольная монахиня Рафаила. (Примеч. публикатора писем в «Вестнике РСХД».) Монахиня Рафаила (в мире Агриппина Чижова, из крестьян Тульской губернии) поступила в Акатовский монастырь, как и сама игумения Олимпиада, в двадцать с небольшим лет и подвизалась в нем до его закрытия. 551 Об авве Пимене, 81. – Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1999, с. 390. 560

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приписки внизу страницы. К письму был приложен не дошедший до нас рисунок яичка с буквами ХВ на нем и надписью под ним: ночь Великой Пасхи (15/IV 35 г.)». 332 Содержание сна неизвестно. 333 Ср. воспоминания монахини Игнатии: « сестры владели еще одной малюсенькой комнаткой Туда, в эту горенку, к окошку прилетали кормиться сизые голуби “Ты на маленького их похожа”, – сказал батюшка м Варсонофии после пострига, указывая на голубиных птенцов» (ср.: Монашество последних времен. – С. 97). Монахиня Евпраксия жила недалеко от Высоко-Петровского монастыря (Печатников пер., д. 3, кв. 26; сейчас – нежилое чердачное помещение) вместе с монахиней Евфросинией (до 1930 г.) и монахиней Ксенией (см. ниже). С 1927 г., по благословению о. Игнатия, в ее доме сосредотачивается жизнь его тайной монашеской общины. Здесь читалась служба и монашеское правило, здесь о. Игнатий совершал тайные постриги, здесь сестры находили духовный приют и телесный отдых, сюда приходили они для обсуждения возникавших вопросов. Здесь в кругу духовных сестер читались письма о. Игнатия из заключения. Сам старец называл дом монахини Евпраксии «скитом» и благословил его иконой Божией Матери Знамение. Монахиня Евпраксия планировала переселиться, опасаясь посещений епископа Алексия. 334 Низ листа оторван. На обороте – заявление начальнику санотделения, по которому датируется письмо. 335 То есть ‘с таким обвинением, как у него, долго находятся в тюрьме без приговора’, так как следствие идет долго. Судя по воспоминаниям, то, что владыка Варфоломей обвинялся в «контрреволюционной деятельности и связи с заграницей», было известно членам его общины. Архиепископ Варфоломей был расстрелян 10 июля 1935 г. Возможно, об этом монахиня Евпраксия говорила старцу при свидании. Ср. прим. к письму 1. 336 Монахиня Ксения 1893–†1979) – духовная дочь о. Игнатия, певчая левого хора Высоко-Петровского монастыря. Монахини Евпраксия и Ксения – первые тайные постриженницы о. Игнатия. 337 Имеется в виду: Осипов В. П., проф. Руководство по психиатрии. М.–Л., 1931. – 596 стр. 338

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Там же. Наличие в обвинительном заключении информации о том, что имяславцы якобы находились в связи с митрополитом Антонием (Храповицким), наиболее ярым противником имяславия, лишний раз подтверждает тот факт, что обвинение было от начала до конца сфабрикованным. 2072 Чинякова Г. П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М., 1996. С. 24; Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток… С. 56. 2073 Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики российские. Т. 2. Джор–данвилль, 1957. С. 248. О П. Григоровиче см. также в: Забытые страницы русского имяславия. С. 11–12. 2074 Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток… С. 12. 2075 ПоловневИ. Страна Псху. Сухум, 1931. С. 25. 2076 Там же. С. 86. 2077 Там же. С. 84. 2078 цит по:«Свете тихий». Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Том 1. М, 1996. С. 486. 2079 Вменихомся яко овцы заколения. — Православная Абхазия 21, май 1996 г. С. 4–5. 2080 Половнев И. Страна Псху. С. 84. 2081 Чинякова Г. П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). С. 24. 2082 Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899–1930). — Человек 5, 1991. С. 112. 2083 Названо по имени бывшего Ленинградского митрополита Иосифа (Петровых), расстрелянного в 1937 году. Об этом движении см.: Штровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно–церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 217–242. 2084 Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 233. 2085 См.: Андроник (Трубачев), игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 8; Андроник (Трубачев), игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. С. 35. 2086 См.: ПолищукЕ. Михаил Александрович Новоселов и его»Письма к друзьям». В кн.: Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. LI. 2087

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

    Василий Кесарийский. Письмо CCXXXIV (К Амфилохию), 6, 1—3 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Там же. 6, 22—23 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо LII (К монахиням), 3, 1—6 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо ССХ (К неокесарийским ученым), 5, 25—28 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Евстафий (ок. 300—377 или 380) — епископ Севастии (ок. 357), митрополит Римской Армении. «Подписаться» Василий Великий убеждал его под Никейским Символом веры. — Прим. пер.    Т. е. от «этих слов». — Прим. пер.    Т. е. отцы I Вселенского собора. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Василия: «...Он не из сущности, но... (οτε κ τς οσας, λλ)». — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо CXXV (Исповедание веры), 1, 16—42 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XX, PG 35 1072 14—20. — Прим. отв. ред.    Там же. PG 35 1072 42—1073 8. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Григория: «...в этих именах и подлежащих... (ν τε νμασι κα πραγμασιν)». — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XLII, PG 36 476 44—477 5. — Прим. отв. ред.    В дореволюционном русском переводе Слов свт. Григория — «озаряйтесь» (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск; Москва, 2000. С. 651 [Перв. изд.: М., 1851]). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXXIX. PG 36 345 39—45. — Прим. отв. ред.    Выражение «различие как в природном качестве» является философским термином. — Прим. пер.    См.: «Эпикур учил ... что целое имеет бытие самопроизвольно (ζ ατοματισμο εναι τ λα)» (Епифаний. Панарион, Ересь 6 (8) (эпикурейцы) I, 186, 12—14 [Holl]). Видимо, именно свидетельство свт. Епифания явилось в данном случае источником для прп. Максима. — Прим. отв. ред.    Об адопцианистском понимании Христа в манихействе см.: Кефалайа, I, 12; о докетическом — см.: Епифаний. Панарион. Ересь 46 (66) (против манихеев), III, 27, 2—11 [Holl]. О пересечениях между манихейскими представлениями о Христе и соответствующими представлениями, распространенными в христианских еретических учениях см.: Lyman R. Arians and manichees on Christ/The Journal of Theological Studies. 40, 1989. P. 493—503. — Прим. отв. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Аминь.    Максим употребляет этот странный титул, чтобы подчеркнуть, что не признаёт правление Мартины законным. — Прим. пер.    «Те, кто их совращал» — в греческом тексте здесь однозначно мужской род. По-видимому, кроме монахинь-еретичек, были ещё некие еретики — вероятно, их учители. — Прим. пер.    «...Он тех из упомянутых женщин, что проживали... распределил...; а тех, что были под началом матери Иоаннии... вернул всем, как мужчинам, так и женщинам, их монастыри» — я сохранил при переводе неправильность конструкции, так как она не мешает пониманию. — Прим. пер.    Acta conciliorum oecumenicorum Ed. E. Schwartz. Berlin, 1927—1929 [далее — АСО]. T. 1. V. 1. Part 6. P. 42, line 34—37 (Schwartz). — Прим. отв. ред.     АСО. T. 1. V. 1. Part 7. Р. 40, line 7—10 (Schwartz). — Прим. отв. ред.    В издании Миня — видимо, ошибочно — здесь дается указание на Слово XXX (О богословии IV) свт. Григория Богослова. Однако в данном случае в качестве источника более подходит Слово 31 (О богословии 5) свт. Григория. — Прим. отв. ред.     АСО. Т. 1. V. 1. Part 4. Р. 35, line 10—14 (Schwartz). Указанное послание имеется в русском издании Деяний соборов: Памятная записка архиепископа Кирилла пресвитеру Евлогию, находящемуся в Константинополе/Деяния Вселенских соборов: В 4 т. СПб., 1996 [Репринт, с изд.: Казань, 1916]. Т. 2. С. 159—161. — Прим. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу. АСО. T. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 18—22 (Schwartz). —Прим. ред.    Источник цитаты неясен. — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово II (Об удалении в Понт) [в русс. пер. Слово III], PG 35 432 31. — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXX (О богословии IV), PG 36 113 4446 ­ VII, 10—11 (Barbel). — Прим. отв. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу, АСО. Т. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 8—9 (Schwartz). — Прим. отв. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу. АСО. T. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 14 (Schwartz). —Прим. ред. Письмо XIII. Краткое слово к иллюстрию Петру против учения С...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010