В другие же дни, т. е. в понедельник, среду и пятницу, совсем не нужно есть вареного и пить вина, но вкушать только квашеное сочиво, немного фруктов, замоченный укроп с хинином. Если же случится праздник Обретения главы святого Иоанна Предтечи или святых сорока мучеников, пусть будет вам разрешено есть кальмары и два блюда с маслом, вино большой красовулей, за исключением всей первой седмицы, а также среды и пятницы. Рыбу совсем не едим. Праздник же Благовещения пусть по возможности светло празднуется. И рыбу можете есть, если этот праздник не случится в среду и пятницу, и вино пить большой чашей, причем и на следующий день можете есть то, что останется от вчерашней трапезы. Ешьте и пейте вино, пусть не пропускается рыба и два блюда с маслом ради окончания праздника, как и в дни отдания других святых праздников, как уже сказано, едим рыбу. Если же будет пятница, среда или понедельник, или Страстная седмица, тогда едим осьминогов, чтобы иметь утешение ради праздника, ибо в три дня этой седмицы, т. е. в понедельник, среду и пятницу, надо поститься точно так же, как и на первой седмице поста, — с квашеным сочивом и сырой зеленью. Если найдутся и фрукты, то ешьте их и будьте удовлетворены. Пейте же замоченный укроп с хинином. Если выше указанный праздник падет на Великий Четверг, на Великую Пятницу или на саму Великую Субботу, то пусть пища и питие будут у вас, как во дни отдания. В Великую Пятницу совсем не должно есть вареного, но ешьте квашеное сочиво и какую–либо сырую зелень и фрукты, а питием вам пусть будет укроп с хинином. А в Святую Субботу пусть отступит всякое попечение о еде и трапезе. Пусть будет только омовение уст перед церковью по обычаю. Проводите так святые Великие посты, а попечение о немощных возлагаю на игумена. Скажем здесь и о посте святых Апостолов. После окончания всех служб, часов и Божественной Литургии, когда наступит седьмой час, как указывает синаксарий, приглашает вас трапеза, как было описано выше. Тогда ешьте только два блюда с маслом, кроме среды и пятницы, ибо в эти дни совсем не вкушаем с маслом, а также не пьем вина. Во вторник и четверг едим кальмаров, а в субботу и воскресенье — рыбу, а питие пьем великой чашей. А на

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

По Трисвятом: – в храме Господском: тропарь храма (в среду и пятницу тропарь храма опускается), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу сначала поется тропарь дня, затем – тропарь храма), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропарь храма 412 , тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...» (см. Типикон, главу 52-ю). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь 1-го святого (дважды); «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого. Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, канон 1-го святого из Минеи на 4, канон 2-го святого из Минеи на 4 (2-й канон Октоиха не поется). Катавасия – ирмос канона 2-го святого; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого 413 . По 9-й песни: – если в Минее есть два светильна (каждому из святых), то следует читать эксапостиларий Октоиха (в четверг – два эксапостилария 414 ), светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду или пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»); – если в Минее только один светилен, то читается эксапостиларий Октоиха (в четверг – два); «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляются толченые ядра грецких орехов. Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это не обязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед. Как поститься в среду и пятницу Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его. Святой Афанасий Великий говорил: " Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа " . Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: " Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " . Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. На утреннем богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестив о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений евангельских, называемых Страстными Евангелиями. Чтение 12-ти Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания апостольского. О чтении 12-ти Страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например, знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, — именно, в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, — говорил святой Иоанн Дамаскин в Великую Пятницу, — собрались послушать о Кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя». Чтения Страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешанного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Сплошные седмицы (седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы: 1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения. 2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи. 5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Как проводить дни масленицы Последняя приготовительная к святой Четыредесятнице неделя называется сырною, а в просторечии - масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты, а предписывается молочная, сырная пища. Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, " дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста " . В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Что приготовить на масленицу

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

За исключением поименованных провинций, во всех остальных странах христианского мира господствовала иная практика, обыкновенно называемая западной, хотя ей следовали и многие восточные Церкви, например, палестинские, финикийские, понтийские и Церкви, находившиеся в Осроене. 677 Подобно квартодециманам, все остальные христиане желали, чтобы дни, посвященные воспоминанию смерти и воскресения Христа, праздновались как можно ближе к тому времени года и месяца, когда Христос действительно умер и воскрес. Но вместе с тем они считали необходимым праздновать смерть и воскресение Господа в те именно дни недели, когда произошли эти события. Поэтому и у них исходным пунктом при определении дня празднования Пасхи было 14 число нисана. Если это число падало на пятницу, то и они вместе с квартодециманами посвящали эту пятницу воспоминанию смерти Спасителя, а следующий за этой пятницей воскресный день – торжественному празднованию воскресения Христова. В этом случае практика квартодециман отличалась от общецерковной практики лишь тем, что квартодецимане уже в пятницу оставляли пост, тогда как западные христиане и большая часть восточных Церквей, считая день смерти Господа печальным торжеством, продолжали пост до дня воскресения Христова и только в этот день совершали торжественную пасхальную литургию и оставляли пост. Но разности между практикой квартодециман и практикой остальных христиан значительно увеличивались в тех чаще повторявшихся случаях, когда 14 нисана падало не на пятницу, а на какой-либо другой день недели. В противоположность квартодециманам, западные христиане в этих случаях посвящали воспоминанию смерти Христа следующую за 14 нисана пятницу, а Светлое Воскресение Христово праздновали в первый воскресный день, следующий за этой пятницей. В конце II в. разности эти обратили на себя общее внимание и привели к попыткам их устранения, так как, по замечанию св. Иринея, соблюдение обычая квартодециман должно было казаться весьма странным для тех, которые не соблюдали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу – тропари: «Ангельский собор удивися...». В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды в чин выноса совершается так, как и в праздник Воздвижения) – вынос Креста, произносится «Премудрость, прости» перед царскими вратами. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему...», читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Мк., зач. 37). Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопоклонной Неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу – по отпусте часов 147 . Поклонение Кресту в понедельник в среду: на 1-м часе, во время чтения Богородична: «Что тя наречем...», из алтаря царскими врагами выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды: «Кресту Твоему...». То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: «Приидите, вернии...». После поклонения чтец читает Трисвятое и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются 148 . На всех часах и изобразительных: кондак «Не ктому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди. (См. Типикон. В Неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу). В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице...», открываются царские врата, и иерей с кадилом и диакон со свечей выходят ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест, и, в предшествии диакона с кадилом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на Престоле и кадит его крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

подтверждает прежнее постановление: «дъякону нелзе проскомисати, слуга бо есть попу, а не ровень» 8 , чем ясно указывает на то, что прежний обычай продолжал сохранять свою силу в практике. Обычай этот явился к нам несомненно из Византии вместе с уставом церкви константинопольской 9 и особенно прочно утвердился в практике новгородской церкви, которая оказала широкое гостеприимство этому Типикону. За византийское происхождение рассматриваемого нами обычия говорит, между прочим, и тот любопытный факт, что на вопрос сарайскаго епископа Феогноста: «Аще будут попове мнози и диякони, подобает ли игуменом проскомисати, или ни»? собор константинопольский 12 августа 1276 года дает ответ в духе византийской практики: «Аще будеть старейший игумен, да посылаеш диакона, аще ли епископ будет с ними наслужбе, да проскомисают вси» 10 . Прекратит свое существование этот обычай на востоке в 14 веке. 11 Из поучения к новгородскому духовенству (1395 г) митрополита Киприана и из послания митрополита Фотия от 12 августа 1419 г. к псковскому духовенству мы видим, что оба эти митрополита запрещают совершение литургий в среду и пятницу сырной недели и в пятницу великую. «А в среду масленыя недели и в пятницу, говорить митрополит Киприан, никакоя службы, но толко часы с вечернею; такоже и в великую пятницу по томужь» 12 . «А еже в среду и в пяток сырныя недели», пишет по тому же поводу в Псков митрополит Фотий, «не прияхом ниже в Палестине, ни в Святой Горе, ниже в царствующим Цариграде не прияхом в сия дни, рекше среду и пяток сырныя недели, ниже свершеную литургию, ниже прежесвященную стваряти; подобне же и наипаче в пяток великый распятия Христова не прияхом ни свершену литургию, ни прежесвященную» 13 . Ссылку митрополита Фотия в данном случае на практику «царствующего Царьграда» нужно понимать в том смысле, что обычай совершать литургию преждеосвященных даров в среду и пяток сырной недели и в великую пятницу, ко времени митрополита Фотия, под влиянием устава иерусалимского, вышел даже из практики и великой константинопольской церкви, чему подтверждение можно находить в постановлениях собора константинопольскаго 1276 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

175 Относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей Греческих, Южнославянских и Древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в XVIII веке (позже 1695 года, когда наш Церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики Восточных Церквей. В Церквах Греческих и Болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют: «Тебе одеющагося...». После чтения: «Ныне отпущаеши...» и по «Отче наш» поются тропари, и бывает обычный отпуст вечерни. 176 Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храмана понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия – на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля). 177 Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого ), на «Господи, воззвах...» поются стихиры дня и праздника. Паремии – дня и три праздника. Далее – литургия св. Василия Великого , как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В составе Кормчих Чудовской и др., более поздних редакций сохранилось «Правило» М. (окружное послание?), посвященное дисциплинарным вопросам (нач.: «Благословение Максима, митрополита всея Руси, к всем христианом правоверным»). В нем святитель прежде всего напоминает о необходимости соблюдения поста в среду и пятницу («пяток»); скоромными являются пасхальная седмица, неделя после дня Св. Троицы («но и в сю среду и пяток, иже ли суть благочьстивии от человек, сии не ядять мяса, аще ли ядят сии, несть удръжанно» - ПДРКП. Стб. 139), перед началом Петровского поста. Если день св. апостолов Петра и Павла придется на среду или пятницу, «не достоить христианом мяс ясти, но праздновати святыи день и ясти рыбу» (Там же. Стб. 140). 1 авг. «не ясти мяса, в который день причтется, не ясти ни рыбы», если праздник Успения Пресв. Богородицы придется на среду или пятницу, «не ясти мяса, но Пресвятыя ради Богородиця ямы рыбу» (Там же); мясо предписывалось не есть и в праздник Преображения Господня, на какой бы день он ни пришелся. С началом Рождественского поста на праздник ап. Филиппа, если это будет среда или пятница, «не подобно ясти мяс християном»; в рождественский сочельник мясо и рыбу не едят, после Рождества Христова вкушается мясо «и до Васильева дни» (1 янв.). Если крещенский сочельник придется на субботу или воскресенье, то «по службе Иоанна Златоустаго, хлеб и вино да ядять дондеже по вечерни». На праздник Крещения и в среду и в пятницу «подобает ясти мясо», «в иную среду и пятницу не ясти мяса и до недели, иже пред мясопусты, и сию всю неделю неудръжанно ясти мясо про ересь арьменьскую» (Там же. Стб. 141-142). В заключительной части «Правила» М. обращается к теме церковного освящения брака, считая его необходимым, поскольку «жена спасения ради человечьскаго бысть». В данной части «Правила» отражен тот факт, что церковное таинство Брака обычно игнорировалось в массе рус. населения. М. призывает священников: «...аще и старии суть и младии, да венчяются в церкви» (Там же. Стб. 142). Е. Е. Голубинский предполагал, что последняя часть «Правила», посвященная христ. браку, не принадлежит М., а дописана «каким-нибудь безграмотным писцом по какой-нибудь случайной причине» ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Пол. 1. С. 93-94), однако для таких сомнений никаких серьезных оснований, ни исторических, ни текстологических, не имеется. Как отметил Г. М. Прохоров , «написано Правило простым языком, без цитат Св. Писания и риторических оборотов» ( Прохоров. 1987. С. 254). Почитание

http://pravenc.ru/text/2561548.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010