166 В Почаевском служебнике 1755 указано содержать это последование, когда случится совершать Литургии в доме, который должен быть окроплён сею св. водою. 167 In andern Kirchen, welche nicht Kathedralen sind, schreiben die Regeln vor, die heilige Trapeza nicht zu entblössen. Der Priester nimmt nur das Endytion ab und fegt vom Hochtisch den Staub ab und reibt mit einem in reines Wasser getauchten Schwamm den heiligen Hochtisch kreuzförmig ab, und spricht das erste Gebet und die drei oben erwähnten Psalmen. Darauf nimmt er das heilige Oel, und salbt den heiligen Hochtisch an den Ecken kreuzförmig und besprengt den Hochtisch, den Altar und die ganze Kirche mit Weih wasser, dann legt er das Endytion auf die heilige Trapeza und besprengt es mit Weih wasser. Darauf spricht er das zweite Gebet und beräuchert die heilige Trapeza; dann dieEktenie: Erbarme dich unser... Die du geehrter bist... und Entlassung. 168 Аще где есть несоборныя церкви, то правила не повелевают Св. Престола развлачити, но разве иерей снимает покров, и спашет к престола порох (прах, пыль), и теплою водою омочив губу, отирает ею св. престол крестообразно. И по сем глаголет молитву первую и за нею следующие 3 псалма. И взимает св. масло, и мажет по углам св. престол крестообразно, покропляет же св. водою и св. престол, и олтарь весь, и церковь всю. И положит покров на св. престол и покропит св. водою, и глаголет молитву вторую, и покадит св. престол, и по сем ектения: Помилуй нас, Боже... Честнейшую херувим... и отпуст. 170 Es war in Russland auch Sitte, dass die Verbrüderten gegenseitig ihre Taufkreuze umtauschten, und bei entstehendem Zwiespalt die Kreuze zurückgaben (wie bei Aufhebung einer Verlobung die Ringe). 171 В России наблюдался также обычай, что вступающие в братский союз обменивались своими крестильными (нательными) крестами; при разрыве же дружбы – кресты возвращались друг другу обратно (подобно тому, как возвращаются кольца в случае разрыва обручения). 172 Der deutschen Uebersetzung liegt das Griechische Original zu Grunde (Goar, S. 614; Venet. Euchollogion, S. 328; Röm. Euchol. S. 317), welches bezüglich der Handlung in Einzelheiten vom Slawischen Text etwas verschieden ist, während das Gebet in beiden Texten übereinstimmt. 173 Славянский текст этого чина заимствован из Московск. Потребника 1623 г., стр. 423 и последующая. 174 Dieser Ritus bei Gründung einer Stadt bildet die natürliche Ergänzung zu den Riten bei Grundsteinlegung einer Kirche, eines Hauses, Anlegung eines Ofens, Brunnens u. s. w., und ist entnommen dem altslaw. Potrebnik mit Nomokanon (Moskau 1630, S. 338). 175 Чин и устав на основание городу составляет естественное дополнение к чинам на основание храма, дома, печи, на копание кладезя и пр. Заимствован здесь из Московск. Потребника с Номоканоном (1630 г., стр. 338). 178 Gebet aus einem Synodikon des XVI. Jahrhunderts, früher in der Sophien-Bibliothek zu Nowgorod und jetzt in der Bibliothek der geistlichen Akademie zu St. Petersburg, sub 1038.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Позднейшую западную переработку представляют окрыленные головки 71 . От основного образца бывали более и менее значительные отступления: на иконе Московск. Данилова монастыря обнаженная фигурка без трубы 72 , что, впрочем, икона легко могла утратить при реставрации; по двум ярославским подлинникам она благословляющая обеими руками 73 , – жест очень употребительный в иконографии и означающий преимущественно обращение с речью 74 ; на иконе Московск. Неопалимовской церкви и Девичьего монастыря ангелов ветра два: другой виден до пояса на заднем плане и обращен лицом к Богоматери; на первой иконе он ничего не имеет в руках, на второй держит чашу, которая, по-видимому, никакого близкого отношения к олицетворению ветра не имеет, но может быть понята, если вспомнить, что Божией Матери служат 7 старейших ангелов («Небо новое»), между которыми числится Рафаил, врач недугов человеческих, изображающийся с алавастром в руках. Довольно странное уклонение от общепринятого типа находится на одной иконе села Баскак, Тверской губ.: во-первых, здесь ангел с надписью: «возводяй ветры от сокровищ своих» находится вверху, над главой Богоматери, где обыкновенно пишется херувим; во-вторых, в деснице у него белая ветвь, в шуйце сосуд с тремя расходящимися лучами 75 . Первый из этих атрибутов – ветвь, может быть, опять один из символических знаков, принадлежащих старшим ангелам, но также, хотя и с большею натяжкою, появление его возможно объяснить замеченным влиянием ветра на климатические перемены и отсюда на плодородие земли, подобно тому как в классической мифологии зефир изображался в мантии, наполненной цветами 76 . Что касается чаши с тремя лучами, то она служит заменою и довольно неудачною, несогласною с древними образцами, известной фигуры ветра; три луча означают выходящую из нее стихийную силу – прием весьма обычный и применяющийся на этой же иконе к изображениям снега, инея, мраза, росы. У Буслаева в Апокал. есть подобное же изобр. гласов Божиих, исходящих в виде трех лучей из труб 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

Капцова, Анна Михайловна, вдова потомственного поч. гражданина Карпова, А. Т., вдова Действ. Ст. Совет. Касимов, Ал-др Дим., Моск. свящ. Кедров, Виктор Иванов., свящ. Моск. Керенский, Алексей С., учит. Краснослоб. дух. училища Кириллов, Ал-др Вас., городск. голова г. Благовещенска Киятский, Мих. Яковл., кандид. М. Д. А. Климент, архимандрит, Настоятель Новоспасского Московского монастыря Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осип., проф. М. Д. А. Князев, Ник. Як., свящ., Смотрит. Ефремовск. дух. учил. Коновалов, Дм. Гр., доцент М. Д. А. Колосов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Косминков, Серг. Павл., свящ. Смотр. Холмск. д. учил. Коссин, Гавр. Яков., Моск. свящ. Костылев, И. М. —19— Красновский, Витал. Аникит., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крестианполь, Никанор Игнатьев., свящ. г. Каменца-Подольска Коротков, Сергей Николаевич Крашенинников, Сергей Семенович Крестовникова, Екатерина Иванов., вдова Мануф. Советника Кривошеин А. Королев, Иван Иванович Крылов, Сер. Васил., пом. биб. М. Д. А. Крылов, Ник. Еф. Кукин, Константин Кириллович, пот. почётн. гражд. Кунин, Алексей Алексеевич Кутецов, Ив. Павлов., пот. поч. гражд. Лабзов, Иосиф Глебович Лавров, Дмитр. Васильев., Смотр. Починк. дух. учил. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев Лебедев, Вас. Ив., Инспек. Олонецк. д. семинарии Лебедев, Ник. Констант., свящ. Моск. Липеровский, Николай Димитриев., свящ. Московск. Логинов, Андрей Семен., Моск. купец. Ливанский, Илия Васил., прот. г. Орла Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов, Николай Александров., свящ. Моск. Ленивов, Николай Андреевич Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Мазурин, Конст. Митрофанович, пот. почётн. гражд. Малиновский, Н. II., прот., ректор Подольской дух. семинарии Малютина, II. с-вей Т-во Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. —20— Марков, П. М., свящ. Московск. Марков, Сергий Мих., свящ. Моск. Масленников, Н. Ф. Модестов, Ник. Ал-дров., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Московск. и Колом., по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским“. Книга содержит в себе 406 страниц. Нет сомнения, что не все еще ученые творения м. Филарета такого именно рода извлечены из архивов. Многие еще хранятся в них, а многие, может быть, и погибли. Во всяком случае они до сих пор не перестают появляться еще в свет в наших журналах, каковы напр., „Заметки и письма“ м. Филарета, помещенные в „Богословском Вестнике“ за 1916 г., октябрь-декабрь. —45— Что касается писем м. Филарета, то они сохранились и дошли до нас в большом количестве. Переписка его с разными лицами была огромная и продолжалась, можно сказать, во всю его жизнь. Из писем покойного святителя Филарета, писанных им к разным лицам и помещавшихся потом в разных периодических журналах, вышли отдельными изданиями, в виде целых книг и мелких брошюр, между прочим, следующие письма его: Письма к Архиепископу Гавриилу. „Чтения в Общ. Ист. и Древн. Российск.“ 1868 г.; 2) Переписка Филарета с A. Н. Муравьевым. Киев. 1869 г.; 3) Письма к Епископу Дмитровскому Иннокентию. „Прибавления к творениям св. Отец“. 1871, 1872, 1886 г.г.; 4) Письма к наместнику Лавры, Архимандриту Антонию, 4 тома. Москва. 1877–1884 гг.; 5) Письма к родным. 1882 г.; 6) Письма к Архиепископу Тверскому Алексию. М. 1883 г.; 7) Письма к Филарету Черниговскому . „Приб. к твор. св. отец“. 1883 г.; 8) Письма к разным лицам, сообщенные Архимандритом Григорием и напечатанные им в журнале Общ. Ист. и Древн. Российск. при Московск. Унив. 1880 г.; 9) Письма к Григорию, Митроп. Новгородск. и С.-Петербургск., вышедшие под общим заглавием: „Материалы для истории Русской Церкви“; 10) Письма к Виталию, Епископу Дмитровскому. “Православное обозрение“. 1887 г.; 11) Письма к Евлампию (Пятницкому) , бывшему инспектором Моск. Дух. Акад. и ректором Вифанск. Дух. Семин. „Чтения в Общ. Л. Д. Пр.“: 12) Письма к Иннокентию Алеутскому, „Русский Архив“; 13) Письма к духовным лицам. Тверь. 1888 г.; 14) Письма к разным лицам. Тверь. 1888 г.; 15) Письма к Леониду, Еп. Дмитровскому. 1883 г.; 16) Письма к Высочайшим Особам и разным другим лицам. 1888 г.; 17) Письма к игумении Сергии. Тверь. 1890 г.; 18) Письма Ф., изд. Публичной Библиотеки. СПБ. 1891 г.; 19) Письма к С. Д. Нечаеву. СПБ. 1895 г. В последнее, сравнительно близкое к нам, время вышли отдельным изданием письма м. Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Точно также и резолюции почившего Святителя, печатавшиеся в прежнее время преимущественно в „Душеполезном Чтении“, а также в других духовных журналах,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

47 Малый Катехизис был перепечатан несколько раз: в Почаеве в 1782, 1783 и 1785 гг., в Супрасле в 1788 г. и в Пруссии, не известно когда (Родос. Опис. старопеч. кн., стр. 235). 52 Москвитянин 1845 г., 12, стр. 158; сн. Матер. для ист. раск., изд. Брат. св. Петра митр. 1, 155. 54 Дементьев. Критич. разб. так называем. Кн. о вере. стр. 17–13; Матер. для ист. раск. VI, 143. 56 Лучшие издания Стоглава – это Казанское (1862 г.) и Брат. св. Петра митр. (1891 г.); последнее напеч. по списку 16 в.; но старообрядцы в беседах с православ. ссылаются на Кажанчиковское издание (1863 г.). 58 Миниатюрами называются мелкие изображения, иногда раскрашенные, находящиеся в рукописных книгах, а политипажами – изображения, воспроизведенные печатным способом и бывающие только в печатных книгах. 59 Книга Хрисовул, т. е. грамота с золотою печатью, была издана Константин. собором 1593 г., подписана всеми восточными патриархами и прислана в Москву царю Феодору Иоанновичу и патр. Иову. Подлинник её хранится в Московск. Синод. библиотеке под 198, а точный снимок символа, находящегося здесь, приложен к Деянию собора 1654 г., изданному Братством св. Петра митр. (л. 6 об.). 61 Подлинник этого Номоканона хранится в библиотеке Московск. Синод. типографии под 454, а снимок с листа, на котором сделаны поправки, приложен к сочинению иером. Филарета «Чин литургии св. И. Златоустого по изложению староп. служебников». Москва, 1876. 63 В церкви собеседования могут быть открываемы в том лишь случае, когда есть полная надежда, что собравшиеся на беседу старообрядцы не причинят оскорбления святыне храма (Утвер. Св. Син., по опред. от 25 мая 1888 г. за 1116, прав. об устр. мис., прав. 14). 64 Некоторые миссионеры заранее объявляют темы для бесед; но раскольнические совопросники большею частью уклоняются от них. Настаивать на этих темах, конечно, следует, но если и совопросники и присутствующие старообрядцы будут настаивать на своем предмете беседы, который их более интересует, то следует удовлетворить их желание – иначе можно только повредить делу миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Порфирия (лл. 28–33). В начале ее он записал: «Не знаю: чья записка эта, Андрея Муравьева, или кого-либо другого. Сочинитель ее не написал бы того, что и что написал, если бы приходил в монастырь не для соглядатайства, а для богомолья, как приходят простолюдины» (л. 28). ξ) Печатное сербское объявление о подписке на книгу: « Први славенски састанак (сезд) пригодом народописне изложбе у Москви 1867 года » ( sic ); – л. 35. о) Записка о главных прнчинах происходившего в 1869 г. в недрах англо-американской церкви движения к единению с восточной православной церковью в связи с указанием на прежние попытки и стремления этого рода, составленная комиссией, назначенной для обсуждения послания американских епископов к обер-прокурору св. синода графу Толстому (лл. 36–51). За этим до конца сборника идут следующие печатные статьи: α) Школьная латинско-греческая песня: Regulae vita. – Καννες βου, напечатанная на отдельном листе в киево-печерской типографии в 1836 г., с разрешения киевской семинарии ректора, архимандрита Иеремии. Песня эта читается так: Vivo honeste, Sanus eris. Bibe modeste. Ζθι κοσμως, ‘ Yγεις σ Πθι μετρως. Adhibe curam, Dives eris. Serva mensuram, ‘ παμελο, φνεις σ Μτρον λο Sis puræ mentis, Bonus eris. Et abstinentis, Νει μφνως, γαθς σ ‘A= γε σωφρνως Parco peccanti, Pius eris. Da supplicanti, ‘A= φες τ πτασστ, " Οικτρμων Δς τ προσατ, Libellos lege, Prudens eris. Quod sapis, tege, ‘ ς βφλους βλπε, Συνετς σ. ο δας, σκπε, Peccantes puni, Iustus eris. Iratos uni, Πταβτας κολζων, Δκαιος σ. Χλους ενζον, Dei sis cultor, Probus eris, Criminis ultor, θε λατρεων, Δκιμος σ. λιτρος παιδεων, Amicos fove, Gratus eris. Rixas non move, Φλους μν πθει ‘ υχαρις σ. ‘ Ερεις δ πθει, Vitam due mitem, Felix eris. Fugito litem, Πρως νχου. Εδαμων σ. Δικν πχου, De hoc memento, Morieris. Quod in momento, ‘Ae συνρα, Πντως τιθν ξ. ‘O τι ν ρ, λβιος ε χραδ ς νοερν κτος θε θνοις: β) «Заметки и выписки из газет» (лл. 57–60) М. Погодина, из Московск. Ведомостей 1863 г., 168, где говорится о Прохорове и его изданиях, а затем о невском кладбище. γ) «Сельская библиотека в селе Зименках, близ города Шуи, в Ковровском уезде», – воззвание Λ.И. Чихачева (лл. 61–62) . 5) 3 стихотворения: «Север, запад, юг», Θ. Миллера, «Песнь победы (перевод с сербск.)» и «Восстание христиан» (лл. 63–64), из Московск. Ведомостей 1886 г., 28 и 30. ε) Πργραμμα τν τησων ξετσεων τς πατριαρχικς τν Ιεροσολμων σχολς. ζ) Хронологическое православных сербских архиереев последование – печатная раскрашенная таблица в виде родословного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вернуться 114 Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. Прот. Георгий Нейфах. М.: Правило веры, 2005.– С. 49. Вернуться 115 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С.455. Вернуться 116 Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. Прот. Георгий Нейфах. М.: Правило веры, 2005. – С. 59. Вернуться 117 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – в 5 кн. Ч. 4: Беседы. – Репр. воспр. Изд. 1846. – М.: Паломник, 1993. – С. 404. Вернуться 118 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – в 5 кн. Ч. 4: Беседы. – Репр. воспр. Изд. 1846. – М.: Паломник, 1993. – С. 406. Вернуться 119 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С. 344. Вернуться 120 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С. 345. Вернуться 121 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С. 351. Вернуться 123 Амвросий Медиоланский. О покаянии. О надежде воскресения. – Репр. изд. 1894. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. – С. 304. Вернуться 124 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. – Репр. изд. – М.: Сибирская благозвонница, 2008. – С. 678. Вернуться 126 Избранные творения/Свт. Григорий Нисский, сост. диак. Александр Гумеров. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – С. 383. Вернуться 127 Послания к Автолику/Феофил, еп. Антиохийский. – М.: Рус. Ист. – филол. шк. «Слово», 2000. – С. 60.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

113 В правилах, составленных греческими архиереями на соборе против патр. Никона 1660 г., приведено послание 3-го Вселенского собора к живущим в Памфилии о Евстафии, епископе Памфилийском, который, оставив епархию, удалился на безмолвие и тем временем другой на его место рукоположен был; по правилам же, который епископ оставит церковь , лишается епископства и священства. Евстафий неутешно плакал о том и, подчиняясь соборному постановлению, не искал возвращения ему епархии, но обратился к собору с мольбою сохранить ему только сан епископа. Собор, снисходя на просьбу Евстафия и в уважение к его благочестию, сохранил ему сан епископа с правом для причащения св. Тайн входить «внутрь жертвенника», оставив на волю местного епископа разрешить или запретить Евстафию священнодействие и рукоположение. 114 Особое объяснение греческих архиереев, призванных на собор против Никона 1660 г., поданное царю Алексею Михайловичу. 115 В «Истории России» Соловьева, т. XI, стр. 269, это обстоятельство, довольно важное, выпущено. 117 Соборн. постановл. Московск. собора о низложении патр. Никона (Госуд. Арх., дело патр. Никона). 118 Соборн. постановл. Московск. собора о низложении патр. Никона (Госуд. Арх., дело патр. Никона). 119 Житие патр. Никона, опис. находившимся при нем клириком, стр. 60. – Подл. расспр. речи дьякона Феодосия, им подписанные. (Госуд. арх., дело патр. Никона). 130 Госуд. Арх. в делах Тайн. Прик. грамота иерусал. патр. Досифея к царю Алексею Михайловичу о прощении митр. Паисия Лигарида. 133 Грамота Иерусал. патр. Досифея к царю Алексею Михайловичу 1669 г. (Госуд. Арх. в дел. Тайн. Приказа). 135 Письмо Паисия Лигарида к царю Алексею Михайловичу с пометою: переведено 29 мая (170) 1662 г., подписано званием митрополита Иерусалимского, все же прочие подписаны званием митрополита Газского. 136 Грамота патр. Иерусал. Досифея к царю А. М. 13 ноября 1669 г. (Госуд. Арх. в дел. Тайн. Приказа). 137 Грамота патр. Иерусал. Досифея к царю А. М. 13 ноября 1669 г. (Госуд. Арх. в дел. Тайн. Приказа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Владимирский, Пав. Сер., действит. ст. сов. Воздвиженский, Дмитрий Мих., свящ. Моск. Воронец, Евстафий Ник. потом. дворянин Глаголев, Серг. Серг., э.-орд. проф. Моск. дух. акад . Голубинский, Евг. Евсигн., заслужен. орд. проф. Моск. дух. академии Грузов, Сергей Феодорович Дружинин, Ник. Ник., Моск. купец Ильинский, Ал-др Симеонов., протопресв. Больш. Успен. Собора в Москве Исаев, Ив. Петр., секретарь Университета св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Карякин, Мих. Иван., Моск. купец Касицын, Дим. Феодор., прот. Моск. Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. Копьев, Ник. Ал-др., прот. Моск. Кротков, Феофил. Ив., пр. Моск. Лебедев, Ал-ей Петров., проф. Московск. Университ. Лепешкина, Агриппина Ник., вдова статск. сов. Машкина, Екат. Мих., вдова коллежск. сов. Модестов, Мих. Васильев., Москов. свящ. Модест архимандрит Монина, Анна Александров., вдова пот. почет. гражд. Морковин, Иоан. Михайл. свящ. инсп. Ржевск. Епарх. женск. училища Мошкин, Афан. Александр., Московский купец Нечаев, Дим. Степан., кол. асессор Никольская, Екат. Гаврилов., вдова прот. в г. Симб-ке Орлов, Ник. Алексеевич, священник Московский Павлов Иван Иванович, преподаватель Архангельского Епархиал. женск. училища Пашкевич, Мих. Павлович, инспект. Тверск. дух. сем. Первухин, Григ. Петр., каф. прот. г. Твери Растеряева, Варв. Гав. жена Московского купца Ржаницын, Алексей Руфов., статский советник Романовский, Петр Васил. Репин, Иоанн Иоаким., пот. почетный гражданин Самарин, Дим. Феодорович, потомств. дворянин Сахаров, Петр Николаевич прот. Московский Свербеев, Мих. Дим., состоящей при Обер-прокур. Святейшего Синода Сергий архимандрит, состоящий при Русской миссии в Японии Скворцов, Павел Арсен., регент Московск. хора Смирнов, Иоан. Алексеевич, прот. Московский Смирнов, Петр Алексеев., прот., председ. Учебн. ком. при Святейшем Синоде Смирнов, Петр Алексеевич, прот. Московский —17— 90. Соколов, Алексей Иванович, кафедр. прот. Московский Соловьев, Иван Иванович, потомственный гражданин Соловьев, Павел Антонов., священник Моск. епархии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же сочинении несколько далее встречаем следующие строки: «...всякий тео-моралистический принцип шел... впереди факта и теоретически, так сказать, – de jure, – определял и оформлял собою этот факт»... Присланный Подольской сем. в начале своей работы пишет: «величественное, вдохновенное и прекрасное христианское богослужение, священная лирика которого так мощно действует на религиозно-настроенную душу и которым так восхищаются иностранцы, представляет собою, можно сказать, идеальное выражение сущности христианской религии, ее природы, ее характера». В сочинении волонтера Вологодск. сем. встречаем период, который, начинаясь в конце первой страницы, кончается далеко не в самом верху третьей. В этом же сочинении употреблены выражения: «лейт-мотив» (стр. 4) и «до зде» (стр. 5), заимствованный автором из совершенно разнородных источников, но одинаково неуместные в письменной работе на приемных испытаниях. В частности, можно отметить небрежность и невнимательность многих авторов при цитации текстов Писания и вообще при ссылках на него. Волонтер Московск. сем. влагает в уста Спасителя следующие слова: «Мною закон и пророцы висят»; по замечанию волонтера Волынск. сем., «Ветхий Завет называется в Священном Писании «сенью грядущих благ» и «зерцалом гаданья»; он же пишет: «Православная Церковь заимствовала из Ветхого Завета в Свое Церковно-общественное Богослужение «вся, яже к назиданию, животу и благочестию»; у волонтера Костр. сем. читаем: «закон был для нас путеводителем ко Христу —554— Гaл. III, 24 ». Волонтер Симб. сем. пишет: «в молитвословиях... таинства брака испрашивается брачущимся чадородие, на подобие чадородия Иакова и Ревекки»; по мнению волонтера Кишин. сем., Самуил был первосвященником. Замечено в некоторых сочинениях подобное же отношение к церковному уставу и богослужебным книгам. По замечанию одного из волонтеров Московск. сем., утреннее богослужение оканчивается чтением только псалма 100-го; он же полагает, что в состав шестопсалмия входят псалмы 6 и 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010