Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Святитель Афанасий Великий говорил: " Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа " . " Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу " , - говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу, " аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " . Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. Большую часть дней среды и пятницы в году (если они не приходятся на дни больших постов) разрешается сваренная растительная пища с елеем. В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается, и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом. Сплошные седмицы (седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы: 1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Во-вторых, нужда у православных самая крайняя, самая очевидная и постоянная – освящаться, порабощать и усмирять плоть. Для этой нужды Церковь и установила регулярные посты, и главнейшие из них (Великий Пост и посты в среду и пятницу) были установлены ещё в I веке самими Апостолами . В Постановлениях Апостольских прямо говорится о двух однодневных еженедельных постах для всех христиан: «Посты же ваши да не бывают вместе с лицемерами, которые постятся во второй и пятый день после субботы 320 . Вы поститесь или пять дней, или в среду и в пятницу : потому что в среду последовало осуждение Господа, когда Иуда обещал продать Его за деньги; а в пятницу Господь потерпел страдание на кресте при понтийском Пилате» (кн. 7/23); «...повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу , а остаток от пощения своего раздавать нищим»; « В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься , – в ту, потому что тогда Его предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал; а разрешать (т.е. прекращать) пост повелел Он в седьмой день, как пропоет петух, в самую же субботу повелел Он поститься не потому, что должно поститься в субботу, когда закончено творение, но потому, что должно поститься в ту только субботу, в которую Создатель был еще под землею 321 » (кн. 5/20, 15). В Дидахе 322 (8/1) говорится о том же: «Посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. фарисеями), ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой ». Воскресенье считался «первым днём недели» (см. Мк.16:2,9 ). Следовательно, четвертый и шестой день – это среда и пятница. В эти дни Апостолы заповедали христианам поститься. И дали они такую заповедь верующим, естественно, по внушению от Духа Святого, и, более того, по прямому повелению Самого Христа, что видно из вышеприведенной цитаты из «Постановлений Апостольских». И Православная Церковь до сего дня тщательно исполняет данное Христово повеление, переданное Церкви Апостолами! Как это поразительно! Протестанты ничего не знают ни о каком посте в среду и пятницу, а ведь данный обычай был у христиан с самых апостольских времён, с самого начала! Очередной раз хочется спросить протестантов: как же вы вернулись к жизни древней Церкви, что даже о постах, установленных Апостолами, ничего не знаете? Здесь важно отметить, что избрание среды и пятницы как дней поста имеет глубокий смысл, который заключается отнюдь не в том только, чтобы дни поста христиан не совпадали с постами фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

4) После первой и последней праздничной обедни бывает процессия и благословение народа св. Таинством, а потом эта Гостия потребляется на следующей обедни. 6) Праздник Св. имени Иисусова (Festum S. s. Nominis lesu) – во вторую неделю после Богоявления. Кроме сего, есть еще в западной Церкви местные праздники Господни, как-то: 1) Воспоминание молитвы Иисуса Христа на горе Элеонской – во вторник недели о блудном, (Septuagesima). 2) Торжественное воспоминание страдания Иисуса Христа –во вторник мясопустной недели (Sexagesima) 3) Служба терновому венцу Иисуса Христа в пятницу на первой недели Великого поста (quinquagesima). 4) Служба св. копию и гвоздям Иисуса Христа в пятницу на второй недели Великого поста и в пятницу недели Фоминой. 5) Служба св. плащанице Иисуса Христа в пятницу на четвертой недели Великого поста. 6) Служба пяти язвам Иисуса Христа в пятницу на четвертой недели Великого поста. 7) Служба честнейшей крови Иисуса Христа в пятницу на пятой недели Великого поста. 8) Праздник св. сердца Иисусова после отдания праздника Тела Господня или в первое воскресенье июля. 9) Праздник св. Искупителя в третье воскресенья июля или 25 сентября. Праздники Богородичные общие в Церкви западной с Восточною суть: а) Зачатие Пресвятой Богородицы (Concepmio В. Mariae Virginis). Римская Церковь празднует память сего события 8 декабря, Галликанская во второе воскресенье Рождественского поста (Aduentus), Восточная 9 декабря. Это зачатие западная Церковь называет нескверным (immaculata) в том смысле, что Пресвятая Дева Мария родилась без первородного греха. Напротив, Восточная Церковь , хотя и называет Богородицу нескверною (παναχpανθος), однако же не соединяет с этим словом такого значения, какое усвояют ему паписты. И весьма справедливо, потому что а) никто из священных писателей не говорит, что Пресвятая Мария зачалась подобно Иисусу Христу от Духа Свята; б) мысль о зачатии Богородицы без первородного греха не известна была на Востоке до тех пор, пока не возник на западе (в XV веке) жаркий спор об этом между Францисканами и Доминиканцами; в) напротив того и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

2. Почему мы постимся в эти два дня? Пост среды был установлен в па­мять совета иудеев, собранного в этот день с целью разработать план ареста и вынесения смертного приговора Господу: Тогда [за два дня до последней земной Пасхи Господа] собрались первосвященники и книжники и ста­рейшины народа во двор первосвященника по имени Каиафа, и положили в совете взятъ Иисуса хитростью и убитъ ( Мф.26:3–4 ). В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят. 3. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней. Так, Апостольские постановления указывают: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате». Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. во время Максиминова гонения: «Никто да не укоряет нас за соб­людение среды и пятницы, в которые справедливо заповедано нам поститься по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас». 4. Из сказанного следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. 69 Апостольское правило предусматривает извержение из сана для клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу. 5. Как мы должны поститься в среду и пятницу? Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. Для первых христиан пост среды и пятницы – как и Великой Четыредесятницы – означал сухоядение. А сухоядение, по словам святого Никодима Святогорца , заключается в том, чтобы есть один раз в день в девятом часу после восхода солнца без растительного масла и вина. Итак, если точно следовать церков­ным правилам о посте среды и пятницы, то мы не должны вкушать растительного масла. Как же бесчестят эти дни те христиане, которые едят мясо! И как далеко от правил находятся те, которые позволяют себе масло и при этом полагают, что они постятся!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Позвольте, Милостивый Государь и Архипастырь, при настоящем случае поднесть мне маленький труд, который еще не был особо издан. – Таблицу древних русских княжеств нашего западного края. Думаю теперь ее пополнить галицкою и венгерскою Русью. Мне будет дорог Ваш просвещенный взгляд и на мою лепту для пользы общей. Убедительно испрашивая Ваших святых молитв и благословения, с отличным высокопочтением и искреннею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства Милостивого Государя и Архипастыря всепокорнейший слуга К. Сербинович С.-Петербург. 2 августа 1867 г. XLVI. Письмо епископа тульского Алексия Еп. Алексий, в мире Руфин Иван. Ржаницын, сын протоиерея вологодск. ей., обучался сначала в вологодск. семин., затем в московск, академии; 1837 г. нояб. 12 – пострижен, 13 нояб. – иеродиак.; 1838 г. июня 29 – иером., 22 авг. – инспект. московск. семин.. 1 декаб. – магистр; 1843 г. февр. 8 – рект. москов. семин. и настоят. Заиконоспасск. м., 14 февр. – архим.; 14 марта 1847 г. – рект. москов. акад.; 25 авг. 1853 г. – еп. дмитровский, хиротон. 20 сент.; 20 июля 1857 г. – еп. тульский; 29 авг. 1860 г. – еп. таврический; 28 нояб. 1867 г. – архиеп. рязанский; 9 сент. 1876 г. – архиеп. тверский. Сконч. 9 июня 1877 г. CCLXXXII Высокопреосвященнейший Владыко, Благодетельнейший Отец мой и Архипастырь. И еще о мне поскорбите и пожалейте: от графа Александра Петровича 31 вчера получил я письмо, которое привело мне на память совет благоразумия: не всякому слуху верь, – и отеческое наставление Вашей мудрости: да творит дело по возможному разумению и по совести, и положит его к стопам Господа. Впрочем, из письма видно, что и Александр Петрович добр, как христианин. Жаль только, что он рассуждает о награде, (которой, без сомнения, мне заслужить некогда), а не о поддержке, которая по обстоятельствам нужна. Видно Господь научает меня терпению и смирению. Спокойно и со благодарением Господу внимаю, и всю надежду в дальнейшем действовании среди несмирной паствы, на Него возлагаю. Не могу ли научиться побеждать терпением, и равнодушно бороться с затруднениями? Одного боюсь: скоро киевский владыка 32 будет заседать в Св. Синоде 33 , Вашему Высокопреосвященству опять дает Господь труд, приучать к делам нового викария 34 . И двенадцатый 35 да будет не последний, хотя и прочный более предшественника 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

171 Дм. Цветаев. Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках. Москва, 1885. Прилож., стр. 39. Из Московск. Главн. Архива Мин. Иностр. Дел, л. 539. 175 Это видно из древних требников и кормчих нашей Церкви, сохранившихся от XIV–XVII вв., в которых заключаются чины присоединения к православию различных неправославных. Еп. Сергий. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь . Вятка. 1894, стр. 112–113. 176 «Если кто-либо из крещённых в латинскую веру захочет присоединиться к нам: пусть ходит в церковь семь дней; а ты сперва нареки ему имя, потом совершай над ним четыре молитвы на день, повторяя каждую по десяти раз; мяса же и молока не давай ему, как оглашенному. В осьмой день пусть вымоется и придёт к тебе, а ты сотвори ему молитвы по обычаю, облеки его в чистые одежды, или пусть сам облечётся, надень на него христианские ризы и венец: тогда намажь его св. миром и дай ему свечу. На литургии дашь ему причастие и так держи его, как и новокрещённого, если можно, до осьмого дня. А в тот день отнюдь не разрешай его, но смотри, каков будет человек. В Цареграде (присоединённый к православию) стоит только в лентии, когда мажут его миром. Маслом же не должно мазать». Макарий. Т. III, стр. 225–226. 177 Таинство крещения иногда совершалось у нас через обливание. Против этого восставал и собор Владимирский, и митрополиты Киприан и Фотий, и предписывали, чтобы крещение совершаемо было непременно через троекратное погружение с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь». Владимирский собор 1274 г., между прочим, предписал: «Более да не обливают никого, но да погружают, ибо, – говорит он, – нигде не предписано обливание, но погружение в особо назначенном на то сосуде». Е. Голубинский . История русской церкви. Т. II. Чтения в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских при Московск. Унив. Кн. 192. 1900 г., стр. 74. Митрополит Киприан писал псковитянам: «А что вы доныне крещали детей, держа в руках и поливая сверху водою, то это крещение не правое; вот я посылаю вам крещение правое, точное; по нему поступайте сами и другими всем приказывайте, чтобы также поступали».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Скачать epub pdf Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Св. Александр Невский непосредственно после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного предстательства пред Богом. Но только на Московском соборе в 1547 году положено было «петь и праздновать повсюду» новому чудотворцу. В рукописной книге Иосифова Волоколамского монастыря Карамзин нашел следующее известие: «В лето 7055 (1547), месяца февраля 26, преосвященный Макарий митрополит, с семью епископами: Ростовским и Ярославским Алексеем, Суздальским и Тарусским Ионою, Рязанским и Муромским Ионою, Тверским Акакием, Коломенским и Каширским Феодосием, Сарским и Подонским Саввою, Пермским и Вологодским Киприаном, с честными архимандритами и честными игуменами, со всем освященным собором установили есмя ныне праздновати новым чудотворцам», – в том числе и св. Александру Невскому. В том же XVI столетии составлена и служба св. Александру. В описании славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: «Служба благоверному князю Александру Невскому, 23 ноября. Сотворено иноком Михаилом тоя обители, идеже блаженного тело лежит», т. е. Рождественской обители во Владимире. 234, л. 402, стр. 133. Другая служба приписывается Викентию, архимандриту Рождественского монастыря. Списки: Буслаевск. XVIII в. Выголексинск. библиотеки – 79, XVI в.; 82, XVIII в. Кирилло-Белозерск. монастыря, в СПб. дух. акад. XVII в. В библ. Моск. дух. акад. 382 (Волокол.) XVI в. Московск. епарх. библ. 181 ( К.И. Невоструева ) XVI в. 65 (Вознес.) XVII в. Новгородск. Соф. соб. 1409, XVI в. Румянц. муз. 397. Библиот. Серг. лавры. 619, XVI в. 622–624, XVI–XVII вв. 503, 626, XVII в. Московск. синод. 234. СПб. синод. 155, л. 68, XVII в. Моск. синод. типогр. 269, 336, 337, XVII в. У Н.С. Тихонрав. два списка XVII в. (Источники русской агиографии. СПб. 1882. Н. Барсуков). Первый канон начинается: «Приимша в своем сердцы, блаже, твою благодать духовную». Второй: «Тебе в чудесех славна». Служба на перенесение св. мощей в СПб. на 30 августа составлена в XVIII в. Кроме того – «Акафист св. благоверному вел. кн. Александру Невскому, в иноцех Алексию». Славянск. полууставом. СПб. синод. типогр. 1881 г., т. 1, 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В «уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московск. Успенском соборе» (ок. 1634): ноября «в 23 день князю Александру Невскому трезвон средней бывал, а 139-го, для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу Минею-Четью, а по утру сосуды золотые да шанданы оловянные» (Тимофеев, «Русск. Ист. Библиот.,» III, 36). Об изображениях св. Александра на иконах в «Иконописном подлиннике» под 23 ноября: «Подобием: брада аки козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист». Первый храм на Руси во имя св. Александра Невского воздвигнут был патриархом Филаретом Никитичем около 1630 года в Московск. Кремле над Тайницкими воротами, как видно из дел патриаршего приказа. 1630 года, июля 7, по указу патриарха, «впервые» выдано на молебен двум священникам и диакону 8 алтын и 2 деньги. Вот, между прочим, некоторые подробности о внутреннем убранстве первого на Руси Александро-Невского собора: Евангелие «поволакивал бархатом червчатым» переплетчик Петр Ермолаев. «Знаменил», т. е. золотил евангелистов и крест знаменщик Петр Матвеев. За киот и образ св. Александра Невского, для ношения в крестных ходах, заплочено иконнику Ондрюшке Ондрееву 16 алтын 4 деньги. За медное кадило заплочено 2 рубля 3 алтын 2 деньги. Над царскими вратами поставлены были образа: Всемилостивого Спаса, Знамения, Пречистые Одигитрии, Пречистые Владимирские, Страстотерпца Феодора и преп. Михаила Малеина. Писаны иконописцем Назарием Истоминым. Протопоп собора с причтом на «праздник св. Александра Невского» ходил к патриарху со св. водою два раза в год: в августе и в ноябре. Петр I сочетался 27 января 1689 года первым браком с Евдокией Феодоровной Лопухиной. Первенец – сын, родившийся 1691 года 3 окт., назван был Александром, в честь св. Александра Невского. В расходной книге казенного приказа значится, что по случаю семейной радости соборному при храме св. Александра Невского протопопу Симеону выдано сукна кармазину 5 арш., священникам: Поликарпу, Иоанну и диакону Иоанну сукна полукармазину по 5 арш., дьячку Егорке, пономарю Андрюшке, сторожу Ивашке, просвирнице Прасковьице сукна «анбургского» по 5 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010