докл. IX науч.-теорет. и метод. конф., организуемой кафедрой рус. лит. Московск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина 26–28 мая 1966 года. М., 1966. С. 21–22; 2) Об авторе «Хождения на Флорентийский собор» в 1439–1441 гг.//Литература Древней Руси и XVIII века. М., 1970. С. 228–300 (Учен. зап. Московск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 363); 3) «Хождение» неизвестного суздальца на Ферраро-Флорентийский собор 1436–1440-х годов//Вопросы русской литературы. М., 1970. С. 87–98 (Учен. зап. Московск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 389); 4) «Повесть об осьмом соборе» Симеона Суздальского и «Хождение на Ферраро-Флорентийский собор» неизвестного суздальца как литературные памятники середины XV века: (Текстология, идеологические тенденции и стилевое своеобразие): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1972. 16 с.; 5) История печатных и рукописных текстов «Хождения на Ферраро-Флорентийский собор»//Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 61–70; Прокофьев Н. И. 1) Язык жанра «хождение»: (К проблеме литературоведческого изучения языка древнерусских произведений)//Язык и стиль художественного произведения: Тез. докл. IX науч.-теорет. и метод. конф., организуемой кафедрой рус. лит. Московск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина 26–28 мая 1966 года. М., 1966. С. 18–20; 2) Русские хождения XII–XV вв.//Литература Древней Руси и XVIII века. М., 1970. С. 191–204 (Учен. зап. Московск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 363); Казакова Н. А. 1) «Хождение во Флоренцию» 1437–1440 гг.: (Списки и редакции)//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 73–94; 2) Отражение западной легенды о Понтии Пилате в «Хождении во Флоренцию» 1437–1440 гг.//Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 94–99 (совм. с Е. В. Мавлеевым); 3) Сказание о градех от Великаго Новаграда и до Рима//Памятники культуры. Новые открытия. 1975. М., 1976. С. 16–21; 4) Заметка о Риме русского путешественника середины XV в.//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 252–254; 5) Западная Европа в русской письменности XV–XVI веков: Из истории международных культурных связей России.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

К сему роспросу вместо иноземца Яна Пангоин кадашевец Ивашка Анисимов, но ево веленыо, руку приложил. Постановление о крещении Пангоина, 11 августа 1680 г. 188 года августа в 11 день. По указу великого государя послать его, Яганка, для крещения в православную христианскую веру в Патриарш розряд с памятью по указу. Память из Посольского приказа в Патриарший разряд, 12 августа 1680 г. 188 года августа в 12 день. В Розряд. Указал великий государь (полное) прислать в Посолской приказ к думному дьяку к Лариону Иванову с товарыщи дворянина или дьяка добра, [чтоб] быти ему у святые купели восприемником Галанские земли у иноземца у Ягана Пангоина. С оборотом; припись дьяка Василья Бобина. Память из Посольского приказа в Патриарш разряд, 18 августа 1680 г. Августа в 18 день. В Патриарш розряд. Указал великий государь (полное) крестить в православную христианскую веру Галанские земли иноземца Ягана Пангоина, а восприемником у него быть дьяку Емельяну Украинцову; а как тот иноземец будет крещен и подначалные дни отойдут, и о том отписать, и того иноземца прислать в Посолской приказ. С оборотом. Припись дьяка Василья Бобинина. Послана с толмачем с Юрьем Сухановым. Доклад о награде Пангоину за крещение, 31 августа 1680 г. В доклад. Указал великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, крестить в православную христианскую веру Галанские земли иноземца Ягана Пангоина, а в восприемниках быть у него от святой купели дьяку Емельяну Украинцову. А что ему за восприятие святого крещения дать великого государя жалованья и учинить поденного корму, о том великий государь что укажет. И выписано на пример: В прошлых во 186 и во 187 годех, которые крестилися в православную христианскую веру персидцких кунчин люди, и им дано великого государя жалованья за восприятие святого крещения по дорогам, по сукну доброму, денег по 10 рублев; да им же за выход по паре соболей, по 5 рублев пара, человеку. – Дороги и сукна из Казенного приказу, денги из Большого приходу, соболя из Сибирского приказу. – Поденного корму учинено им по 7 денег человеку на день. И посланы в Розряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарш боярин Борис Нелединский да дьяк Осип Еремеев сказал: во 166-м году на праздник ризы Господни патриарх Никон после поучения говорил всем людям в слух: отселе де я вам не буду патриарх. Патриарши же дьяки: Иван Калитин, Парфеней Иванов, Иван Щепоткин сказали: во 166-м году июля в 10 день на праздник ризы Господни в соборной церкви Никон патриарх чел поучение и после поучения говорил, что патриаршеский свой престол он оставляет и отселе де вам не буду патриарх. Из них же 2 человека в речах своих пополнили: Один сказал, что патриарх святительской посох поставил на патриаршеском месте и пошел из соборной церкви на Воскресенское подворье. А другой сказал, что отселе патриархом Московским зватися не буду. Патриарш же дьяк Денис Дятловский сказал: слышал де он от своей братьи патриарших домовых людей, что Никон патриарх после поучения говорил: отселе де вам не буду патриарх, а он, Денис, в тот день в соборе не был. Патриарш подьякон Матвей Кузмин сказал: как де патриарх поучение чел, и он в то время был в ризнице и от патриарха никаких речей не слыхал, а сказывал де ему Матвею подьякон же Иван Тверитин в тот же день в соборной церкви в обедню, что патриарх патриаршество оставляет, а он де Иван слышал от него патриарха у правила и посылал де его Ивана патриарх купить ключку. А Иван Тверетин сказал: про отшествие Никона патриарха он Иван Матвею сказывал и ключку патриарху купил он Иван. Патриарши ж певчие и подьяки: Иван Тверетинов, Денис Федоров, Исак Андронников, Федор Кузмин, Василей Кононов, Игнатей Симон Федоров, Дмитрий Ярославец, Василей Новгородец, Иван Логинов, Федор Трофимов, Павел Иванов, Филимон Максимов, Матвей Степанов, Дмитрий Леонтьев, всего 15 человек, сказали: во 166-м году июля в 10 день на праздник ризы Господни патриарх Никон после Литургии чел поучение и говорил: отселе де я вам не буду патриарх. Филимон же в речах своих пополнил: говорил де патриарх, что и не хощу зватися патриархом. Патриарши ж певчие сказали: Федор Костянтинов сказал: патриарх Никон после заамвонной молитвы, не отпустя Литургии, чел поучение и после поучения говорил: уже де я к тому вам не буду учитель и не буду называтися патриархом Московским, и посох поставил сам на патриарше место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

– «сражались, и были убиты» (2:154; 3:169, 195; 4:74), – «сражаются на пути Аллаха, убивают и бывают убиты» (9:111), – «были убиты [“в бою”] или умерли [“на своих ложах”]» (3:157; 22:58). Коран следует понимать в свете хадисов. Из проведенного обзора хадисов о шахидах можно заключить следующее: К шахидам причисляются мусульмане, как мужчины, так и женщины, погибшие или умершие по разным причинам, которых насчитывают до двадцати видов (смерть на войне, от несчастного случая, от болезней, смерть женщины при родах и т. п.). Награда воина-шахида Одни авторы утверждают, что наивысшая награда после смерти ждет не любого шахида, а только воина, погибшего в сражении на пути Аллаха . Другие авторы считают, что «степень в Раю у всех шахидов (в т. ч. не воинов. –  В.Н. ), возможно, разная, но это не конкретизировано в достоверных хадисах» . Величайшим шахидом станет человек, который обличит Лжеца (ад-Даджжала, Антихриста) и будет им убит . О грехах воина-шахида Обычно воина, погибшего в сражении «на пути Аллаха», люди считают шахидом, однако тот, кто ранее «украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя» после смерти «не получает полноценную награду» шахида . По одному из хадисов, украденный трофей даже ввергает погибшего воина в [адский] огонь . По одним хадисам воину «прощаются его грехи с первой пролившейся кровью» , ибо «меч уничтожает грехи» и вводит в рай . Однако «меч не уничтожает лицемерия»   и потому мунафик (лицемер), который   «сражался ради Аллаха и был убит будет в Аду» . По другим хадисам воину простятся все грехи  при условии , что его «убьют на пути Аллаха в то время», когда он будет «проявлять терпение, надеяться на награду Аллаха и идти вперед, а не отступать», за исключением неоплаченного долга  или вообще «попранных прав других рабов» Аллаха . В то же время хадисы утверждают, что долг умершего берет на себя сам пророк, т. е. он возмещается за счет общественных средств  (байт аль-малъ) . Об истинных намерениях погибшего воина «На пути Аллаха находится тот, кто сражается ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха”». Поэтому не служат Аллаху те, кто сражаются ради военной добычи или напоказ . Смерть в бою ради тщеславия (славы человеческой) не считается заслугой перед Аллахом, Который осудит такого воина в Огонь . В общем случае люди могут ошибаться, считая погибшего воина шахидом, не зная о нем того, что знает Аллах .

http://radonezh.ru/2023/04/24/nemychenko...

Того ж дни овошново ряду торговому человеку Васке Исаеву за стопу бумаги, что взята в патриарш в Казеной приказ на книги, рубль, дано.   (Л. 569) [qqqq] На лошадиную и на животную покупку, что покупают в патриарховы в дворцовые села [rrrr] ,(Л. 577) [ssss] на железо, и на уголье, и на иные росходы кузнешные Сентября в 4 де[нь] кузнецу Ондрюшке Иванову на наем на ярыжново в год против прошлаго 1639/40 году рубль шестьнатцет алтын четыре денги, дано. Взял сам, приказал казначей. Октября в 15 де[нь] кузнецу Кирюшке Григореву за уголье два алтына, дано. Делал кочергу под патриархову под заднюю келью. Октября в 5 де[нь] железново ряду торговому человеку Ивашку Дееву за сто гвоздей кружалных восмь алтын две денги. Да за пятдесят гвоздей тесовых восмь денег. И всего десят алтын четыре денги, дано. Гвозди взяты в село Троецкое. (Л. 577 об.) Октября в 21 де[нь] кузнецу Кирюшке Григореву за уголье десят денег, дано. Делал в хлебню к чепи два ошейника да звено новое. Октября в 30 де[нь] кузнецу Кирюшке Григореву на уголье десят алтын, дано. Ковать стоялым болшим лошедям. Ноября в 3 де[нь] железново ряду тоговому человеку Ивашку Дееву за заслон железной полтина, дано. Куплен в скатерную полату. Ноября в 16 де[нь] кузнецу Кирюшке Григореву за мех уголья двесят денег, дано. Ковал мехи в Макаревскую полату к оконной двери, да восмь прутиков к окончинам к соловетцким в паперть. (Л. 578) Ноября в 19 де[нь] железново ряду торговому человеку Ивашку Овдокимову за дело сковород железных за одну болшую, а за другую поменши одиннатцат алтын четыре денги [tttt] . Декабря в 20 де[нь] железново ряду Ивашку Овдокимову за дватцет батогов железа рубль [uuuu] . Взято железо на потковы, чем поткавыват лошади патриарши болшие. Да за две сковороды болших одиннатцать алтын четыре денги. Обоево рубль одинатцать алтын четыре денги, дано. Взято железо в Казеной приказ для дворовых росходов, а сковороды в село Троецкое к трубам на покрышки. (Л. 578 об.) Генваря в 17 де[нь] по приказу казначея старца Перфиря да дьяка Григоря Одинцова взято в торгу в железном ряду в патриарш в Казеной приказ для всяких домовых кузнечных дел у торгового человека у Ивашка Овдокимова две свяски железа, в свяске по дватцати батогов, за свяску по рублю. Итого два рубли, дано.

http://sedmitza.ru/text/3569893.html

Того ж дни по приказу казначея старца Перфиря да дьяка Григоря Одинцова патриаршу кузнецу Ондрюшке Иванову на уголье на патриарши на всякие домовые кузнечные дела взята впред протии прошлого 1639/40 году два рубли осмнатцат алтын, дано. А пятнатцат алтын ему, Ондрюшке, зачтены, что даваны на уголье же кузнецу Кирюшке Григореву.   (Л. 585) [vvvv] На патриархов столовой обиход и на иные сушилные росходы Сентября в 8 де[нь] по патрирахову указу калашнику Мишке Дуткову за два хлеба пшенишных, да за две солонки двацет один алтын две денги, дано. А те хлебы поднесены государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии в селе Коломенском на новоселье. Октября в 5 де[нь] по росписи клюшнику Василю Тверитину за столовой обиход за фунт перцу двенатцет алтын две денги, за грибы три алтына, за рыбу свежую пескар два алтына, за хрен две денги, за три стерледи свежих две гривны, за два фунта ягод изюму винных пят алтын. От пробою от чети (Л. 585 об.) масла конопляново пят алтын, за траву, что куплено в патриарш в квас и в капусту соленую, шесть алтын, за хрен же четыре денги. И всего рубль семь алтын четыре денги, дано. Ноября в 8 де[нь] по росписи Василю Тверитину за покупку за пуд хмелю дватцат алтын, за свежую рыбу за пескиш [wwww] два алтына две денги, за хрен две денги, извощиком провозу от мяса шесть денег, за травы мяту в патриархов квасок два алтына за свечи салные шесть денег. Всего дватцат семь алтын, дано. Ноября в 12 де[нь] по памяти за приписью дьяка Федора Торопова с Костромы старосте (Л. 586) поповскому троетцкому попу Василю за рыбу свежую, что он купил в прошлом во 1639/40 году к празнику к Успеневу дни и тое рыбу прислал к Москве в патриарш Дворцовой приказ, за четыре рыбыцы белые, за двенатцеть стерлядей головных, за пятнатцат стерледей подголовных, за трицат стерледей ушных пятнатцат рублев шестьнатцат алтын четыре денги. Да от тое ж рыбы от Костромы до Москвы извощиком провозу три рубли. Обоево осмьнатцать рублев шестьнатцат алтын четыре денги, дано. В памяти число 8-е.

http://sedmitza.ru/text/3569893.html

Как же, спрашивается, смотрит русское общество на м. Филарета? Оно смотрит на него с различных точек зрения. Так, одни видят в м. Филарете глубокого знатока Священного Писания и православной веры. Об этом говорят нам такие сочинения, читанные во время торжественного заседания по поводу столетнего юбилея и затем помещенные во втором сборнике, изданном по этому поводу Моск. Общ. Люб. Дух. Просвещ., а также вышедшие отдельно: 1) „Митрополит Филарет, как автор Начертания Церковно-библейской истории“, проф. A. П. Смирнова 96 ; 2) „Митрополит Филарет, как истолкователь Священного Писания“, Н. Троицкого 97 ; 3) „Митрополит Филарет, как обличитель вольномыслия“, Архимандрита (впоследствии Епископа) Иосифа 98 ; 4) „О подвигах Филарета, Митроп. Московск., в деле перевода библии на русский язык“. Историко-критическое исследование. Проф. И. Н. Корсунского 99 ; 4) „Филарет, Митроп. Московск., в своих катехизисах“. Его же 100 . К указанным сочинениям близко примыкает сочинение студента Московск. Дух. Акад. 70 курса выпуска 1915 года, Гавриила Покровского, писанное им на ученую степень кандидата богословия, под заглавием: „Филарет, Мит- —50— рополит Московский, как библеист-историк“ 101 . К этому же разряду сочинений о м. Филарете нужно присоединить и такие сочинения, которые изображают его, как учителя православной веры и нравственности христианской и которые писались студентами духовных академий на ученые степени кандидатов и магистров богословия. Таковы, напр., сочинения: a) А. Городкова: „Догматическое богословие по сочинениям м. Филарета“ и б) Г. Вышеславцева: „Нравственное богословие по сочинениям м. Филарета“, составленное главным образом на основании слов и речей его. Другие видят в м. Филарете преимущественно духовного оратора и проповедника и церковного администратора и судью. Этот взгляд отразился, напр., в сочинении проф. Моск. Дух. Акад., H. А. Заозерского под заглавием: Митрополит Филарет, как администратор и судья в Московской епархии“ 102 и в сочинении проф. той же Академии И. Н. Корсунского : „Обзор проповеднической деятельности Митрополита Филарета: Петербургский и Московский периоды этой деятельности“ 103 . К первому из указанных сочинений близко примыкает сочинение студента Моск. Дух. Акад. Д. Наумова: „Каноническая деятельность Митроп. Филарета“; а ко второму – сочинение студента той же Академии, 68 курса, выпуска 1913 года, Ивана Глинского, на тему: „Филарет Митрополит Московский, как проповедник“ 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—52— Митроп. Московск., во время неурожая, постигшего Россию в 1833–34 г.г. и в 1839–40 г.г. прошлого столетия“ 109 ; 4) „Деятельность Филарета, Митр. Моск., против раскола“, соч. студ. Моск. Дух. Акад. А. Я. Зыкова 110 ; 5) „Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях“. И. А. (ныне епископа Тихвинского Алексия, в мире Симанского) 111 . К этого же рода сочинениям о м. Филарете нужно отнести также и следующие сочинения: а) „Государственное учение Филарета, Митроп. Московского“. В. Н. (Владимира Назаревского). М. 1888 г., изд. третье – вновь дополненное; б) „Монархическое учение Филарета, Митроп. Московск.“ М. 1907 г. К сочинениям, имеющим отношение к храмовой богослужебной обстановке в деле служения м. Филарета в Московской епархии, нужно отнести, без сомнения, сочинение, вышедшее в 1904 году в Москве, под заглавием: „Записки П. С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, Митр. Московск., о служениях последнего в Москве и в Московской епархии“. Правда, это сочинение представляет собой простую и безыскусственную запись, сделанную когда-то на память ее автором, без всякой, по-видимому, предвзятой цели; но они – эти записки – тщательно обработанные нами и снабженные в достаточном количестве примечаниями, тем не менее, „представляют значительный интерес в церковно-богослужебном и в церковно-археологическом отношении“, как это и отмечено было нами в предисловии к означенной книге. Нельзя не указать здесь, кстати, как на значительный пробел и недостаток в ряду ученых сочинений, освещающих величавую личность м. Филарета, на такое сочинение, какое затрагивало бы его отношение к церковной археологии. Мнения, суждения и разные заметки, рассеянные преимущественно в письмах и резолюциях покойного Святителя, много, думаем, дали бы материала, и притом богатого и ценного, любителю и специалисту церковной археологии, если бы он пожелал исследовать эту науч- —53— ную область. Еще более нельзя не пожалеть, что в нашей литературе до сих пор замечается отсутствие такого сочинения, которое бы изображало собою пастырскую деятельность покойного Святителя во всем ее полном и подробном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общ. Люб. Дух. Просвещ., а также вышедшие отдельно: 1) «Митрополит Филарет, как автор Начертания Церковно-библейской истории», проф. A. П. Смирнова 12 ; 2) «Митрополит Филарет, как истолкователь Священного Писания», Н. Троицкого 13 ; 3) «Митрополит Филарет, как обличитель вольномыслия», Архимандрита (впоследствии Епископа) Иосифа 14 ; 4) «О подвигах Филарета, Митроп. Московск., в деле перевода библии на русский язык». Историко-критическое исследование. Проф. И. Н. Корсунского 15 ; 4) «Филарет, Митроп. Московск., в своих катехизисах». Его же 16 . К указанным сочинениям близко примыкает сочинение студента Московск. Дух. Акад. 70 курса выпуска 1915 года, Гавриила Покровского, писанное им на ученую степень кандидата богословия, под заглавием: «Филарет, Митрополит Московский, как библеист-историк» 17 . К этому же разряду сочинений о м. Филарете нужно присоединить и такие сочинения, которые изображают его, как учителя православной веры и нравственности христианской и которые писались студентами духовных академий на ученые степени кандидатов и магистров богословия. Таковы, напр., сочинения: a) А. Городкова: «Догматическое богословие по сочинениям м. Филарета» и б) Г. Вышеславцева: «Нравственное богословие по сочинениям м. Филарета», составленное главным образом на основании слов и речей его. Другие видят в м. Филарете преимущественно духовного оратора и проповедника и церковного администратора и судью. Этот взгляд отразился, напр., в сочинении проф. Моск. Дух. Акад., H. А. Заозерского под заглавием: «Митрополит Филарет, как администратор и судья в Московской епархии» 18 и в сочинении проф. той же Академии И. Н. Корсунского : «Обзор проповеднической деятельности Митрополита Филарета: Петербургский и Московский периоды этой деятельности» 19 . К первому из указанных сочинений близко примыкает сочинение студента Моск. Дух. Акад. Д. Наумова: «Каноническая деятельность Митроп. Филарета»; а ко второму – сочинение студента той же Академии, 68 курса, выпуска 1913 года, Ивана Глинского, на тему: «Филарет Митрополит Московский, как проповедник» 20 . Некоторые же, преимущественно из светских лиц, взгляды которых нашли себе место в светских журналах и газетах, видят в м. Филарете чисто гражданского или, лучше сказать, государственного деятеля, видят в нем многоученого мужа и талантливого писателя, видят в нем больше светского сановника в рясе и, притом, с внешней формально-служебной стороны его деятельности, нежели духовного пастыря, в строгом смысле этого слова, – пастыря, преследующего духовные интересы своей паствы и заботящегося о духовном благе своих пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

И дело. Руки виноваты, зачем брали, а не другая часть тела. Как бы то ни было, только с этих пор робость, которая и без того была неразлучна с ним, увеличилась еще больше. Может, это самое происшествие было причиной и тому, что он не имел никогда желания вступить в штатскую службу, видя на опыте, что лихоимцам не всегда удается хоронить концы. Было уже ему без малого четырнадцать лет, когда перешел он во второй класс, где вместо сокращен катехизиса и четырех правил арифметики, принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби. Но увидевши, что чем дальше в лес, тем больше дров, и получивши известие, Через неделю после получения этого письма, Иван Федорович написал такой ответ: «Милостивая государыня, тетушка Василиса Кашпоровна! Много благодарю вас за присылку белья. Особенно карпетки у меня очень старые, что денщик штопал четыре раза и очень от того стали узкие. Насчет вашего мнения о моей службе я совершенно согласен с вами и третьего дня подал отставку. И как только получу увольнение, то найму извозчика. Прежней вашей комиссии насчет семян пшеницы сибирской арнаутки не мог исполнить: во всей Могилевской губернии нет такой. Свиней же здесь кормят большей частью брагой, подмешивая немного выигравшегося пива. После двухнедельной езды Иван Федорович достигнул деревушки, находившейся в ста верстах от Гадяча. Это было в пятни . Было уже довольно поздно, когда он взъехал с кабиткою и с жидом на постоялый двор. Этот постоялый двор ничем не отличался от других, находившихся по небольшим деревушкам. В них обыкновенно с большим усердием потчивают путешественника сеном и овсом, как будто бы он был почтовая лошадь. Но если бы он захотел позавтракать, как обыкновенно завтракают люди, то сохранял бы в ненарушимости свой аппетит до другого случая. Иван Федорович, зная всё это, запасся заблаговременно двумя пребольшими вязками бубликов и колбасою и, спросивши рюмку водки, в которой не бывает недостатка ни в одном постоялых дворов, начал свой ужин, усевшись на лавке перед дубовым столом, неподвижно вкопанным в глиняный пол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010