(501–502), речь к Стилихону – 535–602. 498 Cod. Theod. 9,40,17. Указ этот дошел с датой 17 января 399 г.; очевидно, дата ошибочна, и Моммзен в своем издании поставил знак вопроса. Seeck (Pauly-Wissowa. Realencyelopadiederclassischen Alterumwissenschaft, III, 1146) предлагает поправить дату на 17 августа и подтверждает эту поправку весьма вескими соображениями. 504 Очевидно, то была та церковь , которую патриарх Иоанн предоставил православным готам. Событие это Пасхальная хроника помещает на 12 число июля. – По словам Синезия, погибло около одной пятой части всей готской силы. 505 Феодорит – 5 ,33 – говорит об этом посольстве как о состоявшемся и поминает о большом почтении, которое оказал Гайна Иоанну. А Симеон Метафраст идет еще дальше и подробно рассказывает, как Гайна и его дети падали к ногам Иоанна. В соответствии с таким приемом Иоанна у Гайны, в житии утверждается, будто Гайна вернулся к покорности императору и только потом уже опять забунтовал. Vita Johan. С. 29 (P. G. 114). 506 Фравита оставался язычником, и ввиду его честной службы ему было разрешено жениться на христианке. 509 Zosim.5,22. В Пасхальной хронике (стр. 567), указан день, когда в Константинополь была прислана голова Гайны: 3-й день до январских нон, т. е. третье число января. Но эта дата вызывает сомнение, так как битва на море записана под 23 декабря, т. е. промежуток оказывается слишком малым. Clinton (Fasti Hell. s. a. 400) – делал поправку в тексте хроники, и битву относил на 14 декабря, а прибытие головы Гайиы в столицу – на 11 января. В хронике Марцеллина (Chron. min. II. 66) смерть Гайиы отнесена к февралю месяцу 401 года, и эта датировка является более вероятной. Сократ, Созомен и Иоаин Антиохийский не знают об участии Ульдиса в гибели Гайны и приписывают его поражение римским войскам, настигшим его во Фракии. Имя Ульдис обличает тюркскую народность, и слово это значит звезда. Wirth. Gesch. Asiens. P. 212. 511 Сведения об отношениях и поведении обоих братьев даны Синезием в иносказательной форме в трактате: De providentia, I–II (P.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

1 шт 2350.00  p уб. 2 шт 4700.00  p уб. 3 шт 7050.00  p уб. 54-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает серию статей на букву " П " . Том предваряет статья о епископе Коломенском и Каширском Павле, единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершает статья о Пасхальной хронике, византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах 7 в. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 55-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Пасхальных спорах, дискуссиях о дате празднования Воскресения Иисуса Христа, и завершает статья о Петре Дамаскине, православном подвижнике 12 в., авторе корпуса аскетических сочинений. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 56-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья об известном католическом богослове Петре Дамиани, одном из самых плодовитых писателей своего времени, и завершает статья о повечерии, службе в начале ночи. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 57-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Погановской иконе Божьей Матери и завершает статья о журнале " Православное обозрение " . Значительную часть тома занимают статьи о Покровских монастырях.  1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 58-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Православном Богословском институте прп. Сергия Радонежского и завершает статья о Псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 59-й том «Православной энциклопедии». Том завершает публикацию статей на букву «П» и начинает публикацию материалов на букву «Р».  1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт

http://pravenc.ru/shop/

по Р. Хр.: Flavius Caesarius. Nonius Atticus Maximus), что, очевидно, нельзя понимать позднее, чем 29 год по Р. Хр.; Сульпиций Север, Chronica II, 27 (401 г.): «Ирода 18-е», в консульство Fufius Geminus u Rubellius Geminus», где дата Ирода, должно быть, взята из Иеронимовой версии (378 г.) «Хроники» Евсевия; Августин, De civ. Dei XVIII, 54: «в консульство двух Геминов, 25 марта»; Проспер Аквитанский, Ghronicon (433 г.; Chronica minora, изд. Mommsen I, II, стр. 409) различает: quidam ferunt, т.е. хронологию Иеронима, от usitatior traditio: Тиверия 15-й, в консульство двух Gemini. Таким обр., западная церковь , – несмотря на авторитет Иеронимовой «Хроники», за столетие 350–450, – все еще держалась традиционной даты для Распятия – 29-й год по Р. Хр. γ) I. Из несогласных с этою датой замечаний, древнейшим после Флегонта, – не считая указаний Ипполита на 18-й год, так как он оставил его, – является опять же указание в языческом сочинении «Деяния Пилата» Феотекна. Евсевий (Ц. И. I, 9) видел достаточное доказательство подделки в том, что эти «Деяния» относят Распятие к 4-му консульству Тиверия, потому что это событие упадает только на 7 год его царствования (21 г. по Р. Хр.), а Пилат не мог даже прибыть в Иудею до 12-го года (Тивериева царствования). Но Липсиус (1. с., стр. 31) отмечает, что следующее ближайшее консульство Тиверия в 31 г. по Р. Хр., хотя у Евсевия считается 5-м, на самом деле есть 4-е по Fasti Idatiani (общая первооснова консульских списков Епифания и в «Пасхальной хронике»), так что Феотекн мог, отсылая к 4-му консульству Тиверия, иметь в виду не 21-й, а 31-й год по Р. Хр. II) О «Хронике» Евсевия, как в оригинале, mak u III) в Иеронимовой версии сделано замечание в речи о свидетельстве Флегонта (стр. 80–82), а о последователях ее нет нужды говорить. IV) Епифаний (376 г.; Haer. LI, 22–25) полностью выписывает имена консулов от его даты для Рождества, января 2-го года до Р. Хр., до его даты для Крещения ноября 28-го г. по Р. Хр. 29 . Сверх сего, общественное служение продолжается у него два полных консульства, одно двух Gemini, второе: Rufus u Rubellio, u kohчaemcя только в 3-е, Vinicins " a u Longinus Cassius " a.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LIV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 54-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает серию статей на букву " П " . Том предваряет статья о епископе Коломенском и Каширском Павле, единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершает статья о Пасхальной хронике, византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах 7 в. Том во многом можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, прав. Павле Таганрогском, прп. пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о сщмч. Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю и сщмч. Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности, о прп. Паисии Галичском, прп. Паисии (Величковском), известном писателе и переводчике, прп. Паисии Угличском, юродивом прп. Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике прп. Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе прп. Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из больших статей тома посвящена памяти вмч. Никомидийского Пантелеймона.

http://pravenc.ru/shop/2472208/

Еще более неблагоприятную для Н. интерпретацию его деятельности дает в своей «Церковной истории» Евагрий Схоластик († после 594), опиравшийся при изложении несторианского спора на значительное число источников. Основную причину конфликта между свт. Кириллом Александрийским и Н. Евагрий усматривает в том, что последний отверг имя Богородица, принимаемое множеством отцов Церкви, и ввел вместо него иное - Христородица (Χριστοτκος). Повествование о начале конфликта предваряют многочисленные риторические обличения Н. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 2-3). Затем Евагрий детально описал ход Эфесского Собора и события, последовавшие за ним, в т. ч. примирение со свт. Кириллом Иоанна I , архиеп. Антиохийского († 441/2), возглавлявшего сторонников Н. из числа «восточных», т. е. епископов диоцеза Восток (Ibid. 4-6). «Церковная история» Евагрия содержит подробные сведения о пребывании Н. в ссылке, извлеченные в т. ч. из двух его произведений: «книги Нестория, которая содержит историю случившегося с ним» и «другого сочинения, составленного в форме диалога» (Ibid. 7). В литературе эти произведения отождествляются соответственно с 1-й Апологией, или «Историей», и со 2-й Апологией (см.: Abramowski. 1963. S. 13-15). Сведения о деятельности Н. и о его осуждении также содержатся в визант. исторических сочинениях VII-XII вв.: Пасхальной хронике (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 581-582), «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 88-92), «Краткой хронике» Георгия Амартола ( Georg. Mon. Chron. Vol. 2. P. 605-606), «Историческом синопсисе» Георгия Кедрина ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 592-595). Словарь X в. Суда , одним из источников которого была «Церковная история» Сократа Схоластика, приводит краткую информацию о Н., его учение передано в упрощенной и неточной форме (Suda. N 260). Точка зрения зап. авторов на учение и деятельность Н. отражена в «Краткой истории несториан и евтихиан», составленной диак. Либератом Карфагенским († после 566). Либерат резко отрицательно относился к осуждению «Трех Глав» , т. е. личности Феодора , еп. Мопсуестийского († 428), а также сочинений Феодорита , еп. Кирского († ок. 460), и Ивы , еп. Эдесского († 457), богословие которых рассматривалось имп. св. Юстинианом I (527-565) как близкое к несторианству, и считал процесс против них проявлением другой не менее опасной ереси - евтихианства (см. в ст. Монофизитство ). Христологическое учение «Трех Глав» четко отделяется в «Краткой истории...» от несторианства, к-рому дана негативная оценка. Опираясь на деяния III Вселенского Собора, доступные для него в лат. версии, а также на «Трехчастную церковную историю» Епифания Схоластика , Либерат приводит весьма подробные сведения о конфликте Н. со свт. Кириллом и св. Келестином I , папой Римским (422-432), о ходе Эфесского Собора и непосредственно последовавших за ним событиях ( Liberat. Breviar. 1-10//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 98-111).

http://pravenc.ru/text/Несторий.html

Долгое время собравшиеся не могли принять решения, пока двое из них, успокоив других, не удалились. Проснувшись, воин не захотел продолжать свое путешествие и в следующую ночь вновь остался в той же церкви. Он увидел, как двое ушедших мужей вернулись к остальным и объявили, что Юлиан убит ( Sozom. Hist. eccl. VI 2). Возможно, сюжет об убийстве нечестивого императора был заимствован из греч. Жития свт. Василия Великого (1-я четв. V в.), которое сохранилось в арм. переложении Фавста Бузанда ( Peeters P. Un miracle des SS. Serge et Théodore et la vie de S. Basile dans Fauste Byzance//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 65-88). В нем речь идет об имп. Валенте , приверженце арианства : один из придворных императора видел во сне огромное собрание мучеников, двое из к-рых - Сергий и Феодор покинули собрание, чтобы избавить землю от императора. На следующий день, уснув на том же месте, придворный увидел вернувшихся мучеников, к-рые объявили, что Валент побежден ( Binon. 1937. P. 17). По мнению Бинона, обе легенды о смерти императоров Валента и Юлиана были созданы параллельно приблизительно в одно время в Каппадокии и восходят к одному прототипу (Ibid. P. 18). После отождествления в сир. традиции М. с одним из Севастийских мучеников версия о том, что именно он поразил копьем нечестивого императора, стала распространяться на Востоке, а затем и на Западе. Иоанн Малала, рассказывая в «Хронографии» эпизод из жизни свт. Василия Великого, повествует, что в ночь, когда умер Юлиан Отступник, святитель видел отверстые небеса и Христа на троне, Который громким голосом повелел М., стоявшему рядом в сверкающих доспехах, пойти и убить нечестивого императора - врага христиан. Мученик удалился, а через нек-рое время вернулся и объявил, что у Юлиана перерезано горло ( Ioan. Malal. Chron. P. 333-334). Это сказание повторяется в Пасхальной хронике (нач. VII в.: Chron. Pasch. Vol. 1. P. 552) и в Хронике Иоанна , еп. Никиуского ( вскоре после 700 г.; Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Его «власть» признана несколько поздно: когда сам Георгий уже «состарелся». И сам патриарх (liqa-pâpâs) оставил за ним его полномочия по возвращении своем (если под «патриархом» разуметь Кира), или же в свою очередь признал его полномочия (если под «патриархом» разумеется Пирр константинопольский 72 . Но мотив, которым руководствуется в своих отношениях к Георгию «Анастасий господин», выражен довольно своеобразно: «Ибо он [конечно Георгий] получил назначение [на кафедру александрийскую] от Ираклия нового». В хронике, рр. 459. 215. 216, «Ираклием новым» (hrqâl hadis) два раза назван несомненно Ираклий II «Ираклона». Но едва ли можно сомневаться и в том, что на александрийскую кафедру Георгия назначил не Ираклона. Предполагать, что вместо «Ираклия нового» в хронике следует читать: «Ираклия старшего», было бы тем более ненаучно, что нет никаких оснований видеть в Анастасии поклонника Ираклия I. Но припомним, что император Константин назывался " Ηρκλειος Νος Κωνσταντνος. Иоанн может быть пользовался александрийскою официальною записью о назначении Георгия и – введен в заблуждение 73 полным именем назначившего императора. В 501 г. римский клир и сенаторы, во время пререканий между антипапами Симмахом и Лаврентием, просили короля остготского Теодориха – в виду предстоящих пасхальных празднеств назначить в Рим епископа-визитатора 74 . С подобною же просьбою, может быть, обратились к августу Константину и александрийцы, когда им стало известно, что папа Кир уже сослан, – сослан, разумеется, без церковного суда, без низложения с кафедры. Георгий, πρην александрийский, был словно создан для того, чтобы выручить правительство из затруднения, в какое ставила его не вдовствующая кафедра св. евангелиста Марка, оказавшаяся без патриарха. Если бы Кира постигла опала не пред самою смертью Ираклия I, а годом или двумя ранее, то конечно Георгий получил бы назначение еще от Ираклия I, не от «Ираклия Нового Константина». И если Анастасий господин действительно ради «Ираклия нового» чтил Георгия, это показывает только, что praefectus augustalis Aegypti охотнее поклонялся светилу восходящему, чем заходящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

При аббате Гизульфе был перестроен также нагорный монастырь, центром к-рого стала ц. св. Иоанна ( Leclercq. 1934. Col. 2458). Согласно «Хронике Кассинского монастыря», Гизульф расширил и украсил «церковь, в которой было погребено тело блаженного аббата Бенедикта». На месте старого монастырского оратория (15,25×7,6 м) была возведена 3-нефная базилика с трансептом (длина 30-40 м, ширина ок. 17 м; см.: Pantoni. 1939; Idem. 1973. P. 148-150; Carbonara. 1979). Над алтарем св. Бенедикта был установлен серебряный киворий, а др. алтари украсили серебряными антепендиями или заалтарными образами (tabulis argenteis - Chronica monasterii Casinensis. I 18). Церковь св. Мартина, которая ранее была главным храмом верхнего мон-ря, вероятно, не перестраивалась (небольшая одноапсидная базилика известна по раскопкам XIX в.; см.: Morin. 1908. P. 279-303). Нек-рые сведения о храмах аббатства сохранились в описаниях богослужебных обычаев М.-К. Аббат Теодомар упоминает «большой монастырь» Спасителя и верхний монастырь «у св. Бенедикта», где обычно хоронили монахов (CCM. T. 1. P. 135). Согласно «Хронике Кассинского монастыря», в портике ц. св. Мартина были погребены аббаты Петронакс, Оптат, Грациан и Теодомар; впосл. настоятелей хоронили у стен ц. св. Иоанна (св. Бенедикта). К VIII в. относятся самые ранние погребения в верхнем мон-ре, обнаруженные при раскопках (1951). В «Ordo Casinensis II», ранняя версия к-рого предположительно относится к посл. четв. VIII в., названы церкви Спасителя, св. Бенедикта и св. Петра; во 2-й редакции, составленной, вероятно, при аббате Бертарии, упоминаются также церкви св. Мартина и арх. Михаила (в атриуме базилики нижнего мон-ря). Среди важнейших праздников были дни освящения ц. св. Бенедикта в верхнем мон-ре и церквей Спасителя и Пресв. Девы Марии в нижней обители (Ibid. P. 113-123). Большинство монахов проводили 40-дневный пост в верхнем мон-ре и спускались с горы во вторник пасхальной недели. Богослужение этого праздника отличалось особой торжественностью, братия считала, что у них «едва ли бывают более радостные дни». Монахи с песнопениями спускались к подножию горы, где встречались с теми монахами, к-рые не покидали нижний мон-рь. Затем совершалась процессия с Евангелием, крестами и реликвиями святых в ц. св. Петра. Там к монахам присоединялись насельники «почти всех... целл», относившихся к М.-К. После мессы монахи направлялись на праздничную трапезу в нижний мон-рь (Ibid. P. 130-131; о строительстве в мон-ре в VIII-IX вв. подробнее см.: Pantoni A. Abati costruttori da Petronace a Bertario//Montecassino. 1987. P. 215-231; Marazzi F. Montecassino e S. Vincenzo al Volturno: Ragionamenti sui criteri progettuali dei «grandi monasteri» fra VIII e IX secolo//Sodalitas. 2016. T. 1. P. 619-645). Сохранение бенедиктинской традиции

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Да и язык Малалы мог показаться читателю XII века уже несколько старомодным. Потому вполне естественно, что произведение сирийца, сделав свое дело, пришло в забвенье и больше не переписывалось; в то время как мы обладаем бесчисленным количеством рукописей Феофана, Георгия Монаха, 3онары, Манасса, Глики и других хронистов IX–XII столетий, Малала сохранился только в одном единственном экземпляре, в Оксфорде (Cod. Bodl. Baroccianus 128, XII века). К сожалению рукопись эта содержит лишь сокращенную редакцию. Это уже установлено; насколько, однако, эта редакция уклоняется в частностях от первоначального текста, это еще недостаточно выяснено. Как кажется, редактор не с одинаковым вниманием относился ко всем частям; в первых 17 книгах он ограничился, вероятно, редкими пропусками да стилистическими упрощениями; в 18-й книге он произвел более обширные сокращения. Некоторые пропуски произошли от неряшливости переписчика (вследствие одинаковых окончаний и т. п.). Первая книга, начало второй и конец последней утеряны, так как выпали листы; на пробел в оригинале оксфордской рукописи указывает отсутствие отрывка политической истории 96 от смерти Каракаллы (217 г. по P. X.) до вступления на престол Валериана (253 г. по P. X.). Факт, что оксфордская рукопись представляет собою сокращенную редакцию оригинала, выяснился всецело из сравнения с тускуланскими фрагментами, с частями Малалы в пасхальной хронике и у Феофана, с изданными Моммсеном в Hermes 6, 362 сл. константиновскими эксцерптами περ πιβουλν и с славянскими обработками. Этими-то, а также другими позднейшими трудами и эксцерптами следует пользоваться и для восстановления первоначального текста. Так, первая книга, отсутствующая в оксфордской рукописи, почти целиком восстановляется на основании эксцерптов из Cod. Paris. 1336 (Cramer Ап. Paris. 2, 231 сл.), фрагментов из Cod. Paris. 1630, изданного A. Wirth " ом Cod. Paris. Suppl. gr. 682 X века и отрывков Малалы, легко обнаруживаемых в пасхальной хронике. Особенно важен Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010