Соседствовали с napфzhaмu, ассирийцами, мuдzhaмu, албанцами, иберийцами и каппадокийцами. Историческим древним zдpoм Армении cчumaemcz cebepo-bocmoчhaz часть Малой Азии (Артмана, по данным хеттских надписей XVІ–XV вв. до Распространились в горную Месопотамию и Восточную Армению (в VІІІ–VІІ вв. meppumopuz государства Урарту, во ІІ в. до Армении Великой). «Армина» древнегреческих источников. 569 Сикелы (Σικελο ) – народность, haceлzbшaz о. Сикелию (Σικελα, совр. Cuцuлuz), потомки сиканов (σικανο), древнейшего островного племени, давшего название острову. Считают, что єтнически єто известное античным источникам nлeмz zbлzemcz потомком nepeceлubшuxcz на остров иберов. 570 Норики – романизированное кельтское население римской провинции Норик в междуречье р. Драва и верховьев р. Дунай. С VI в. эта область, расположенная к северу от Иллирии, заселяется славянами, но никогда византийские источники не смешивали нориков со славянами. Отождествление нориков со славянами, по единодушному мнению исследователей, – вставка славяноязычного автора, которая, по одной версии, принадлежит Составителю Палеи, а по другой – славянскому источнику, который мог находится в распоряжении Составителя. В любом случае сходный в остальных пунктах с «Хроникой» Георгия Синкелла список народов нориков не упоминает, зато норики имеются в перечнях «Пасхальной Хроники», с которой у Палеи много совпадений в описании племён. Видимо, не без влияния «Пасхальной Хроники» норики поставлены в соответствующем «Хронике» Синкелла тексте на месте народа ηγνες . Можно предположить, что makaz подмена имеет какое-то отношение к древним npeдcmabлehuzм о дунайской прародине cлabzh, впрочем, убедительного paзъzchehuz єтого факта исследователи не предложили. Аналогичное отождествление нориков со cлabzhaмu есть в «Повести временных лет»: норици єже суть словене (ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 5). Совпадение дало основание говорить об обращении летописца и Cocmabumeлz Палеи к общему источнику и даже о заимствовании в Палею из летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Мы видели, каким образом Феофан впал в ошибку. Причиной этой ошибки была отчасти форма источника, которым пользовался летописец. Если мы сделаем вероятное предположение, что и за весь период, в который в его летописи наблюдается неправильное отношение индиктов и лет, он пользовался источниками, подобными по форме Пасхальной хронике, то придем к заключению, что в пяти отмеченных случаях он восстановил правильное отношение индиктов и лет по той же причине, по какой и нарушил его. Имея пред собою источники, излагающие события, начиная с января, Феофан, начинающий свои отделы рассказом о событиях с сентября, постоянно должен был быть настороже, чтобы форма записи источника не перешла в его летопись. Что осторожности у летописца, иногда не доставало, это ясно видно из отдела его хронографии под 709-м годом: указав дату 15-го августа 15-го индикта и тем, давая знать, что события, о которых рассказано в том же отделе пред этой датой, относятся к 717-му году, он чрез несколько строк называет сентябрь 1-го индикта и продолжает рассказ о событиях, по-видимому, до января 718-го года 374 . Этот пример показывает не только то, что Феофан под одним годом иногда рассказывает события двух индиктов, но и то, как он, освободившись от ошибки (709 г. 15 индикт=правильно), снова впадал в нее. Если таким образом Феофан был не достаточно осторожен при изменении формы записи о событиях в источниках в форму, принятую в его летописи, то, именно благодаря этой неосторожности, он легко мог иногда, как в пяти вышеуказанных случаях, восстановить правильное отношение индиктов и лет. Если, как то мы видели при анализе некоторых мест Пасхальной хроники, могло иногда случаться, что события известного года, которые записываемы были в источниках Феофана, падали на время только с сентября, то могло случиться также и то, что под известным годом в этих источниках отмечались события только первых восьми месяцев с января по сентябрь, и новый отдел начинался изображением события прямо с января. При некоторой невнимательности особенно в тех случаях, когда источники содержали мало хронологических пометок (а что источники Феофана давали таких пометок очень мало за 7-й и половину 8 вв., об этом легко судить по летописи, где за это время почти не встречается подробных хронологических обозначений), Феофану легко было события одного индикта приурочивать к двум годам своей эры, – а тогда правильное отношение индиктов и лет у него восстанавливалось; но затем, соединив события двух индиктов под одним годом (см. выше об отделе под 709-м годом), он снова впадал в свою обычную ошибку, которая окончательно прекратилась только под последним годом царствования Константина Копронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

[великий (миротворный) круг], рус. название полного пасхального цикла в 532 года. Известен также под изопсефическим названием БЛЦБ (сумма числовых значений этих букв равна 532). По истечении И. В., представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христ. Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и правосл. пасхалии, повторяются в том же порядке. Составление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь И. В., а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл, после к-рого требуются поправки, связанные с високосными годами). Согласно «Пасхальной хронике», нек-рые малограмотные христиане ошибочно считали 95-летние таблицы циклическими и неверно рассчитывали полнолуния, «служа посмешищем иудеям, язычникам и еретикам» (Chron. Pasch. P. 19-20). Одну из таких таблиц, приписываемую свт. Кириллу Александрийскому и охватывающую 437-531 гг., продолжил Дионисий Малый , сместив момент отсчета времени с эры Диоклетиана на «годы Господа нашего Иисуса Христа» и положив т. о. начало совр. летосчислению. Полные 532-летние таблицы И. В. на основе разных типов 19-летнего лунно-солнечного цикла составляли Анниан Александрийский (ок. 400; на 172 г. до Р. Х.- 360 г. по Р. Х.), Викторий Аквитанский (ок. 457; на 28-560), Эас Александрийский (ок. 562; на 553-1084), Анания Ширакаци (в 667; на 553-1084), Беда Достопочтенный (в 725; на 532-1063) и др. Нумерация годов в таких таблицах иногда ложилась в основу систем летосчисления (так, годы пасхалии Анании соответствуют «большой» арм. эре, а пасхалии Беды - эре Дионисия). Рус. таблицы полной, 532-летней пасхалии сохранились с XIV в. (древнейшая ркп.: ГИМ. Син. 325. Л. 192 об.- Романова. 2002. С. 67-70), хотя «великий круг» был хорошо известен уже Кирику Новгородцу в XII в. ( Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси. М., 2007. С. 323). Большинство пасхалистических расчетов производилось в средние века с помощью кратких справочных таблиц («колес», «кругов», «рук» и проч.).

http://pravenc.ru/text/389571.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕСТИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Доместик (греч. δομστικος от лат. domesticus - " домашний, " " домочадец " ) - титул, происходящий из Римской империи . Светское употребление В Римской империи титул доместика имел ряд использований. Личные помощники под именем доместиков стали назначаться военачальниками и наместниками провинций со времен Константия II (324-361). Доместик был сначала частным свободным по рождению лицом, сопровождавшим своего начальника, а со времени Валентиниана I он переводится на государственное жалованье . Доместики были у всех командиров, начиная с ранга трибуна . В конце IV века эта римская традиция доместиков сталкивается с германской традицией содержать небольшую дружину из верных воинов, которые связаны с вождем узами личной верности. По этому принципу формируется ряд отрядов (схол) императорской гвардии под названием доместиков. Со временем, когда императоры прекратили лично воевать, они превратились в церемониальные войска, а затем - в офицерский или чиновнический чин. Так, под 624 годом упоминается великий доместик , высокий чиновник отправленный с дипломатической миссией к персам . В VIII - X веках доместиками назывались командиры тагм (например, доместик схол); а также офицеры в войсках фем. Великий доместик стал главой правительства. Церковное употребление Из светского обихода титул доместика вошел и в церковный обиход империи. Доместиком богоугодных заведений называли управляющего императорскими монастырями, странноприимными домами и т. п. Доместиками стали называть и главных уставщиков и запевал церковных хоров - в этом смысле этот титул и распространился в Православной Церкви и бытует до сих пор. Подробнее см. головщик . Использованные материалы   Согласно работе Шувалов, П. В., Секрет армии Юстиниана.   По Пасхальной хронике. Редакция текста от: 17.03.2010 22:17:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14697.html

Сохранилась также рукопись IX в., вероятно из г. Мец, с первоначальной редакцией «Хроники» (Berlin. Staatsbibl. Phillipps. 1828). Текст «Хроники» по этому списку впервые был издан в 1615 г. в Риме, однако наибольшее распространение получило издание Ж. Сирмона (1619), в к-ром была сделана попытка реконструировать утраченные фрагменты текста. Критическое издание «Хроники» осуществил Т. Моммзен (MGH. AA. T. 11. P. 3-36). Из средневек. авторов о «Хронике» И. упоминают Сигиберт из Жамблу и мон. Теодор, составитель «Annales Polidenses» (XII в.). В берлинской рукописи за текстом «Хроники» И. следуют консульские списки, к-рые, по мнению Сирмона, также были составлены хронистом. Эта гипотеза была принята Моммзеном, к-рый издал эти списки под заглавием «Константинопольская консулярия» (Consularia Constantinopolitana). В списках сохранились датировки по испан. эре, что свидетельствует об их испан. происхождении. Вначале они представляют собой простой перечень консулов от Брута и Коллатина (509 до Р. Х.), далее появляются краткие записи о важнейших событиях в истории Рима. С 330 г. больше внимания уделяется событиям в К-поле, с 395 г. начинается пространная хроника с консульской датировкой, к-рая обрывается на 468 г. (2-е консульство имп. Прокопия Анфимия). Ряд признаков указывает на то, что этот текст является результатом переработки офиц. источника. В его основе лежат различные рим. консульские списки, на основе к-рых была составлена т. н. Хронография 354 г. В кон. IV в. они подверглись ревизии в К-поле и получили офиц. статус. К-польская редакция списков была привезена на Запад, вероятно в 393-395 гг., т. к. до 395 г. консульский список И. полностью совпадает с офиц. греч. перечнем, вошедшим в «Пасхальную хронику». Соч.: Hydatius Lemicus. Continuatio Chronicorum Hieronymianorum ad a. CCCCLXVIII/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 3-36; Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV cum additamento Hydatii ad a. CCCCLXVIII/Ed. T. Mommsen//Ibid. T. 9. P. 196-249; Burgess R. W., ed.

http://pravenc.ru/text/293539.html

Он считает его «Церковную Историю» образцовою и для нашего времени и хвалит его прагматизм, при помощи которого он устанавливает неразрывную связь между давно прошедшим и настоящим 12 . Первое место между этими источниками занимает πομνματα, т. е. «Достопамятности» 15 , в пяти книгах, Игизиппа, жившего во втором веке. Игизиппа, который был древнейшим писателем, обладавшим значительными историческими сведениями, но труд его не дошел до нас 16 . Вообще об Игизиппе мы знаем очень мало. Все наши сведения об этом писателе и его труде ограничиваются тем, что говорит об Игизиппе Евсевий и что сообщают нам о нем же те выдержки, какие делает из его труда опять Евсевий 17 . Этих выдержек довольно, но они все же дают мало определенных сведений о рассматриваемом лице. Вот все, что мы знаем о жизни Игизиппа: знаем, когда он жил. Он сам дает понять, что в его время установлены были и совершались религиозные игры и празднества в честь обоготворенного Антиноя, фаворита императора Адриана (Евсев. IV, 8), а так как Антиной умер в 132 году и так как по этому то случаю и были вышеуказанные игры и празднества, то очевидно Игизипп родился ранее этого случая и во время празднеств в честь Антиноя был уже взрослым мальчиком, далее из Евсевия, приводящего цитаты из Игизиппа (IV, II, IV, 22), видно, что Игизипп приехал в Рим, когда Аникита сделался Римским епископом, т. е. после 155 года; последним Римским епископом, о котором Игизипп упоминает в своих «Достопамятностях» (ibid.) был Елевферий, вступивший на кафедру в 173 году. Можно соглашаться с одним древним известием, записанным в Пасхальной хронике 18 , что умер Игизипп после 180 года 19 . Из вышеприведенных сведений об Игизиппе открывается, что самым замечательным фактом в его жизни было путешествие в Рим, совершенное им после 150 года, но откуда он отправился, из какой страны, на это может быть дан ответ лишь вероятный: должно быть, из Палестины. Во время путешествия Игизипп останавливался в Коринфе и долго жил в Риме (Евсев. IV, 22). В этих местах он встречался со многими епископами и вел с ними беседы, но какая была цель его путешествия, это остается неразгаданным. Так как Игизипп упоминает в своем труде Римского епископа Елевферия, последним из числа тех Римских епископов, о которых он знал, то нужно думать, что во времена правления этого епископа он и составил свои πομνματα, т. е. в конце своей жизни, около 180 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

философии; автор 2-го раздела по мировоззрению весьма близок к Клименту Александрийскому и защищает концепцию христ. гносиса (нельзя исключать, что автором 2-го раздела был учитель Климента Пантен, однако его нельзя признать автором основного раздела). Современник апологетов свт. Мелитон , еп. Сардский (II в.), согласно источникам, также был автором апологии, однако он занимает особое положение среди христ. писателей 2-й пол. II в. как вслед. жанрового разнообразия приписываемых ему в церковной традиции сочинений (по большей части в наст. время утраченных), так и вслед. его статуса епископа и церковного учителя, который адресовал сочинения не только язычникам, но и христианам (см.: СДХА. С. 426-431). Сохранившееся соч. «О Пасхе», датируемое периодом между 160 и 170, представляет свт. Мелитона как продолжателя традиции мужей апостольских и одного из основоположников нового вида христ. лит-ры - проповеди богословско-экзегетического характера. Христологическое употребление слова λγος встречается в соч. «О Пасхе» в контексте противопоставления и последующего согласования Закона и Слова (Логоса), т. е. ВЗ и НЗ. От утверждения: «Ветхий Закон, но новое Слово» ( Melito. Pasch. 4. 21-22; здесь и далее нумерация строк по: SC. T. 123) свт. Мелитон переходит к тезису о превращении Закона в Слово: «Закон стал Словом и Ветхий - Новым» (Ibid. 7. 45-46), а затем предлагает обоснование смысла этого превращения, говоря, что Сын Божий «есть всё: поскольку Он судит - Закон; поскольку учит - Слово» (Ibid. 9. 59-61). Свт. Мелитон использовал наименование Л. по отношению к Иисусу Христу не только в функциональном, но и в богословско-философском смысле. Так, в сохранившемся в «Пасхальной хронике» фрагменте апологетического сочинения свт. Мелитон заявляет, что христиане почитают «Единого Бога, Который прежде всего и над всем, и Его Христа, Который есть Слово Бога (το Χριστο ατο ντος θεο λγου), сущее прежде веков» ( Idem. Fragm. 2). В фрагментарно сохранившемся сир. переводе соч. «О вере» содержится утверждение, что Господь Иисус Христос есть «Ум совершенный (    ), Слово Бога (    ), рожденное прежде денницы, Творец всего, Создатель человека, Тот, Кто был все во всем» ( Idem.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

Согласно Филону Александрийскому, имя Енос означает « ...надежда» (Det. 138). 172 Глагол πικαλεσθαι можно трактовать не только как gen. medium, но и как gen. passivum. В этом случае перевод будет другим: Он надеялся быть названным именем Господа Бога. Отсюда появилось еще одно толкование слов «сыны Бога», по которому Енос и его поколение были сынами Богов. Подробнее см.: Adler W. Time Immemorial... P. 115–117. В «Пасхальной хронике» глагол πικαλω в этом фрагменте встречается трижды, из которых одна форма ( πικαλισμενοι) однозначно gen. medium, из чего следует, что автор придерживался традиционной трактовки слова. 176 Здесь автор «Пасхальной хроники» излагает в искаженном виде евгемеристическую интерпретацию шестой главы Книги Бытие, согласно которой первые вавилонские (халдейские) цари отождествлялись с родителями гигантов – и значит, существовала цивилизация до потопа. В. Эдле предлагает свое объяснение тому, почему Аноним не различал гигантов и их родителей: по более ранней версии первые цари Халдеи были потомками допотопных гигантов, а значит, последние и должны быть, согласно новой интерпретации Книги Бытие, первыми допотопными царями (Adler W. Time Immémorial... P. 127–128). 177 Вавилонский жрец III в. до н. э. Берос написал на греческом языке «Вавилонскую хронику», которую начал со сказания о творении мира, о всемирном потопе и мифических царях древности. Babiloniaca сохранилась в виде извлечений у античных и христианских авторов. Собрание этих фрагментов можно найти в FHG V. 2. Р. 495–510. Христианские хронисты упоминают Аполлодора, известного в науке как псевдо-Аполлодор, как автора-посредника (См.: Apollodors Chronik. Eine Sammlungder Fragmente/Ed. von Félix Jacoby. Berlin, 1902. S. 397–399). 178 Иудей Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 97) написал на греческом языке сочинения «Иудейские древности», «Иудейская война», «Против Апиона». Уже Дюканж заметил, что эти слова взяты не из Lib. I Antiquitates, а из сочинения «Против Апиона» (Contra Apionem L. I. P. 1043) (Ducangii nota 8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

В других дошедших до нас памятниках II и III в. имя Аполлинария не упоминается. Евсевий несколько раз говорит о литературной деятельности Аполлинария (Hist. eccl. IV, 21; 26.1; 27). Он называет его вместе с Мелитоном, епископом Сард, и причисляет к тем писателям, произведения которых, дошедшие до него, содержат «заключенное ими в письмена православие апостольского Предания и святой веры» [(Hist. eccl. IV, 21)]. В другом месте (IV, 26.1) он пишет: «В это время особенно славились Мелитон, епископ сардийской Церкви, и Аполлинарий, епископ Церкви иерапольской, которые – каждый особо – царствовавшему в то время и упомянутому нами римскому императору (Марку Аврелию) подносили речи в защиту нашей веры». Обобщая имеющиеся у него сведения о произведениях Аполлинария, Евсевий пишет: «Из сочинений Аполлинария, которых много сохранилось у многих, до нас дошли следующие: слово к вышеупомянутому императору, пять книг «Против эллинов», первая и вторая книга «Об истине» 494 , [первая и вторая книга «Против иудеев " ] 495  и сочинения, писанные им впоследствии против фригийской ереси, которая спустя немного времени произвела сильное волнение, а тогда едва возникала, потому что тогда Монтан со своими ложными пророчицами только полагал начало своему превратному учению» (Hist. eccl. IV, 27). Когда написаны эти произведения Аполлинария? В «Хронике» (ad an. Abrah. 2187) Евсевий упоминает о епископе Аполлинарии в одиннадцатый год царствования Марка Аврелия 496 , и, вероятно, эту дату он взял из произведений самого Аполлинария, и именно из апологии, – если так, то должно признать, что апология написана в 172 г., что согласно и с другим указанием Евсевия, что апология обращена к одному императору Марку Аврелию, который царствовал без соправителя в 169 – 176/177 гг. Что касается пяти книг «Против эллинов» и двух книг «Об истине», то о времени происхождения их ничего нельзя сказать даже предположительно. Автор Chronicon paschale (VII в.) знает такое произведение Аполлинария, о котором не упоминает и Евсевий, именно – сочинение Шр1 του πσχα (PG 92. Col. 80–81). Сам Евсевий дает ясно понять, что его перечисление произведений Аполлинария не отличается полнотой (Hist. eccl. IV, 27), а потому умолчание его о названном сочинении не может служить доказательством против подлинности его. Напротив, представляется весьма вероятным, что Аполлинарий письменно изложил свое мнение по вопросу о праздновании Пасхи, который в то время так волновал малоазийских христиан. Автор «Пасхальной хроники» приводит из этого сочинения два места, из которых, по-видимому, можно заключить, что Аполлинарий был противником малоазийской или квартодециманской практики 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

709 Пребывание императрицы в Антиохии ознаменовалось разными щедротами на общую пользу. Укреплены были стены города, сооружена новая большая базилика, расширены и украшены общественные бани, пользование которыми вошло, как воздействие Рима, во всеобщий ежедневный обиход. 710 Из Антиохии Евдокия проехала в Иерусалим и провела там восемь месяцев. Живо интересуясь всем, она изучала тамошнее монашество, представлявшее большое разнообразие в строе подвижнической жизни, строила сама общежития и лавры, т. е. монастыри из широко раскинутых и уединенных келий, занималась делами благотворительности. 711 Проведя более года в этом путешествии, Евдокия вернулась назад в столицу и привезла с собой священные реликвии в виде мощей (439 г.). Отношения между нею и Пульхерией никогда не были близки, а теперь началась взаимная вражда. Являясь соправительницей Феодосия, Пульхерия имела своего препозита и соответственный штат. Тайное недоброжелательство разжигали интриганы. 712 При дворе боролись разные влияния, и наиболее сильным лицом при императоре стал евнух Хрисафий. Он сумел при содействии Евдокии устранить Пульхерию, 713 которая вынуждена была отказаться от соправительства, отослала брату своего препозита и удалилась в Евдом, где и жила затем во дворце, строго соблюдая данный ею монашеский обет, в полном отстранении от государственного управления. 714 Евдокия стала теперь свободнее и заняла, по-видимому, более влиятельное положение. Но в 440 году случилось одно мелкое событие, которое имело самые тяжкие последствия. Наиболее подробный рассказ об этом сохранился у Малалы и в Пасхальной хронике . 715 Однажды, когда император в день Богоявления отправился из дворца, чтобы идти в храм, один простой человек (πνης) принес ему фригийское яблоко невероятно больших размеров. Феодосий по-царски вознаградил принесшего, выдав ему 150 номизм, а самое яблоко отослал жене. Друг детства императора Павлин, неразлучный спутник его жизни, занимавший пост магистра оффиций, жил всегда во дворце и имел свободный доступ как к Феодосию, так и Евдокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010