Носят с собой кифары потому, что не привыкли обращаться с оружием, да и страна их не знает железа, так что они проводят жизнь в мире и без вражды. Петь в сопровождении лир и трубить на трубах они не умеют. Ибо для кого неизвестно военное дело, для того, утверждали они, по справедливости приятной становится музыка. Царь же, по поводу сказанного, удивляясь этому народу, удостоил гостеприимства самих людей, к нему приведенных, и, выразив удивление к их высокому росту и могучему сложению, послал их в Ираклию 425 . Эта красивая картинка, идеализирующая образ жизни и нравы славян, мало подходит ко всей дошедшей до нас по другим источникам обстановке славянской политической жизни. В высшей степени важно было бы проследить происхождение этого рода сказаний о славянах, которые оказали свое влияние на характеристику древней славянской истории и первых историков чешских XVIII в. и, несомненно, влияли на постановку славянских воззрений у наших славянофилов. На самом деле сообщаемый у Феофилакта факт не может иметь реального значения. Как можно в VI в. путешествовать по Восточной Европе с кифарами или цитрами в руках? Мыслимы ли такие условия общественной жизни, какие нарисованы у Феофилакта? Но ясно, что существовали сказания о блаженных народах, живущих далеко на севере, у мифического Западного океана, которые прилагались к разным неизвестным народам и которые здесь приложены к славянам. К сожалению, подобные сказания остаются еще до сих пор не выясненными со стороны их происхождения и не поставленными в кадр тех народных сказаний, которые составляют продукт фантазии, а не реальной истории. В византийской хронике встречается несколько подобных частью фантастических, частью сентиментальных мотивов, относящихся как к славянской, так и к русской истории! В дальнейшем нам не раз придется нападать на них в своем изложении. По свидетельству всех почти историков, восьмилетнее правление Фоки (602–610) представляет собой самый худший период византийской истории, когда жестокие казни и бесчеловечное избиение всех подозрительных для Фоки родовитых людей, имевших связи с прежним правительством, составляли, по-видимому, одну из главных задач правительства. Если принять во внимание краткие погодные записи в главном источнике для этой эпохи, в «Пасхальной хронике», и в «Истории» Феофана, нельзя не вынести впечатления, что действительно в лице Фоки самые грубые инстинкты человечества нашли себе выражение. Царствование его, начавшееся истреблением всего мужского поколения Маврикия, продолжалось кровавой расправой со всеми подозрительными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

в хронике И. Малалы (от сотворения мира до смерти Юстиниана старшего), в хронике Пасхальной и в Летописях александрийского патриарха Евтихия (от начала мира до 940 г.). Из других сочинений в этом отношении весьма замечательно еще апокрифическое Слово, или Сказание Мефодия Патарского о том, что случилось от начала мира, и о том, что случится в последствии. 208 Оно не принадлежит св. Мефодию Патарскому ; в нем говорится о Византии и завоеваниях измаильтян, или сарацин и замечается, что святой земли доселе не могли покорить христиане да и никогда не могут покорить по развращению христианских нравов; этого не мог говорить св. Мефодий Патарский , который умер в 310 г. Предполагают, что слово написано св. Мефодием, патриархом Константинопольским, умершим в 846 г. (Истор. Учение об отцах Церкви том. I, стр. 177; том. III, стр. 303). В слове говорится о том, как возникли разные царства от начала мира, или от Адама, и сообщаются откровения, или предсказания о будущих событиях до последних времен мира, которыми считаются времена после седьмой тысячи от создания мира. В повествование о первых людях и первых временах мира внесено много апокрифических сказаний. «Адам и Ева , говорится в Слове Мефодия, когда вышли из рая, были девственниками. В 30-й год по выходе из рая они родили Каина и сестру его Калману; по прошествии еще 30-ти лет родили Авеля и сестру его Деввору. В 130-й год первой тысячи жизни Адама Каин убил брата своего Авеля; Адам и Ева плакали над ним 100 лет. В 230-й год первой тысячи родился Сиф, человек исполин (в слав. перев. щудовин), по подобию Адамову. По кончине Адама в 930 г. род Сифа отделился от рода Каинова. Род Сифа удалился на одну гору, находившуюся против рая; Каин со своими потомками поселился на поле Наид, на котором он совершил ненавистное братоубийство; сам он был убит Ламехом, который во время старости сделался слепым. После потопа в 700-й 3-й тысячи у Ноя родился сын Монитон (по латин. редакции: Ionithus, четвертый сын Ноя, по славян. рукоп. Моунит, Моунт).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Но тогда как же нужно представлять себе источники, в которых содержались материалы для хронологии каталогов? – Этими источниками нужно признать городские официальные записи, в роде наших календарей, только составлявшихся не для одного года. Один из образчиков таких записей представляет собою – Пасхальная хроника в последней части ее, обнимающей царствование Ираклия. Ее хронологический остов в целом есть воспроизведение формы официальных календарей, а помещенные в конце ее письма Ираклия с поля военных действий, заметки о событиях в семье царствующего дома, о разных современных выдающихся происшествиях и пр. следует признать частью самых этих календарей. Когда именно получили начало подобные записи, определить довольно трудно. Но на основании уже изданных источников можно судить, что они существовали во времена Константина Великого 413 и с тех пор велись непрерывно. Если принять за несомненное, что конец Пасхальной хроники – есть часть самых официальных записей 414 , то в виду помещенных в нем очень точных заметок о времени правления патриархов Кириака, Фомы 1-го и Сергия (о чем выше) мы можем признать, что такие записи могли служить самым лучшим источником для составления каталогов патриархов. К сожалению, эту мысль можно подтвердить только немногими примерами, потому что в Пасхальной хронике мы находим заметки только о трех патриархах нашего периода. Для патриарха Фомы 1-го почти во всех каталогах стоит 3 г. 2 м. Обращаясь к Пасхальной хронике, мы видим, что такая дата Фомы в каталогах вычислена на основании этой именно или ей подобной хроники: Фома рукоположен января 23-го в 5-й год Ираклия и умер 20-го марта в 8-й год того же императора, что составляет действительно три года и почти ровно два месяца 415 . Относительно хронографии преемника Фомы Серия нужно сказать тоже самое: ниже мы увидим, что смерть этого патриарха нужно приурочить к началу декабря 638 года; временем вступления его на кафедру в хрониках считается 18-е апреля 610 г.; отсюда Серий правил 28 лет, 7 месяцев и несколько дней; и в каталогах мы находим именно эти цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

См.: Contra Apionem. I. 129. 179 Вслед за Дюканжем Л. Диндорф и затем издатель Греческой Патрологии, начиная с этого места, приводят примечания о разночтениях в кодексе Holstenii. Мы отказываемся от этой традиции, поскольку определено, что этим кодексом был экземпляр неудачного издания Радера с пометками библиотекаря о разночтениях с единственной рукописью «Пасхальной хроники» (См.: Mercati G. A Study of the Paschal Chronicle//The Journal of Theological Studies. 1906. 7. p. 397–412; Conybeare Fred. C. The Codex of the Paschal Chronicle used by Holstein//Ibidem. P. 392–397). 180 Епифаний Кипрский написал направленные против ересей сочинения «Анкорат» (Якорь) и «Панарий» (Аптека, ящик с лекарствами), последнее более известно под названием «Против ересей» (376–377 г.). Они были изданы Петавием и переиздавались в PG. Т. 41–43. 185 Здесь автор цитирует так называемые псевдо-Климентины (Clementina=Clementines), группу памятников раннехристианской письменности, связанных по своему содержанию и происхождению с именем св. Климента Римского (I в.). Важнейшую их часть составляют «Гомилии» (Homilii) и «Встречи» (Recognitiones), где рассказывается о легендарных путешествиях св. Петра вместе с Климентом Римским . 190 Жители города Гафаона, который принадлежал евеям из ханаанского племени. Гаваонитяне обманом заключили союз с Иисусом Навином. Он был вынужден, чтобы не нарушать клятву, пощадить их город, но за обман он повелел им рубить дрова и носить воду для «дома Бога». Септуагинта ( Нав. 9:23 ) дает чтение: «для меня и для дома Бога моего» (Ср.: Нав. 9 ). 193 Весь текст о ересях является цитатой из Епифания (Epiphanius Наег. 1, п. 4) (Ducangii nota 15), а в архетипе «Пасхальной хронике» был схолией (См.: Mercati G. A Study of the Paschal Chronicle... P. 402). 195 Этого Каинана вопреки достоверности еврейского кодекса как иудеев, так и самаритян между Арфаксадом и Салой вставили 70 старцев в Септуагинту. Это отмечает Евсевий и Скалигер в Пролегоменах к его изданию, последний также настаивает на извлечении 130 лет, которые вставлены в греческий Ветхий Завет , чтобы эпоха от Адама до Христа составляла правильные 5370 лет (Ducangii nota 17). О современной интерпретации места Каинана в еврейской генеалогии патриархов и в христианской хронике см.: Adler W. Time Immemorial... P. 197–198.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

О влиянии хроники на ватиканскую редакцию говорит, по-видимому, и следующая подробность: поэтому повествованию (сар. 11), Траян находится еще под сильным впечатлением мученической кончины св. Игнатия, когда в Рим приходит доклад Плиния, и в рескрипте императора повествователь усматривает чувство удивления героизму антиохийского епископа. В «истории» говорится о Плинии без всякого, хотя бы внешнего, соотношения с Игнатием; в «хронике» это непреднамеренное «post hoc» существует. VI Ι. Остается третья дата ватиканской редакции, самым точным образом указывающая на 104 год: это имена kohcyлob. Hu Colberminum hu Vaticanum не могли заимствовать консульских имен у Евсевия: ни в истории, ни в хронике он не считает по консулам. Следовательно мы имеем дело с самостоятельной справкой в fasti или в другом аналогичном памятнике. Автор Colbertini просто приискал 10-й год Траяна: автор Vaticani или сам попытался «пояснить» Евсевия или напал на чужой опыт поправки. Смысл и происхождение странной даты в ватиканской редакции разгадан Цаном 449 , и мы можем лишь прибавить три штриха. Цан указал на связь начальных слов ватиканского мученичества с показанием Urucunna (Euseb. н.е. III, 32), что Симеон иерусалииский пострадал « π Τραανο κασαρος κα  πατιχο  ττχο». – Эта зависимость несомненно существует. а) Характерно уже и то, что титул « χασαρος» только на первой строке Vaticani и встречается. Далее автор не употребляет его хотя бы для разнообразия и до десяти раз повторяет:   βασιλε. Нет слова κασαρ и в Colbertinum. б) Полные имена консулов 104 г. дает ефесская надпись:  Σξτ  ττ Σουβουραν τ  β, Μρχ  σιν Μαρκλλ  πτοις. Обыкновенно консулы называются только по последним именам (cognomina): «при Субуране и Маркелле». Автор мученичества отступил от этой практики, но лишь на половину: второе имя (nomen) второго консула его не интересует, и оно опущено; но имя «Аттий» имеет для нашего агиографа притягательную силу. в) Дата 104-й год «первоначально относился не к Игнатию, а к Симеону иерусалимскому« 450 . Ясное указание на это сохранила «пасхальная хроника», составленная около 628 г. В ней под 8 годом Траяна=Олимп. 221,1=105 г. по Р. Хр. читаем:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

П.В. Кузенков: Пасхальная хроника/Пер. с греч., вступ. ст., коммент. Л. А. Самуткиной. — СПб.: Алетейя, 2004. — («Византийская библиотека. Источники»). 11 декабря 2005 г. 14:40 Публикация переводов византийских исторических сочинений всегда признавалась одной из важных задач отечественной науки. Уместно напомнить, что впервые целенаправленная работа в этом направлении была начата в 1860 г. при Санкт-Петербургской Духовной Академии. В рамках серии «Византийские историки, переведенные с греческого» до 1917 г. успело выйти значительное число переводов, некоторые из которых были переизданы уже в наши дни. Отрадно наблюдать, как добрые традиции находят продолжение на новом уровне, отвечающем требованиям современной науки. В ряду византийских источников жанр всемирной хроники занимает особое место. Помимо собственно информации об истории современных автору событий такие произведения были призваны дать читателю картину всей истории человечества. Зародившись в эллинистическое время, этот жанр приобрел особое значение именно в христианскую эпоху, когда впервые были сформулированы богословские принципы новой историософии, основанной на осознании общности судеб всего человечества. Таким образом, всемирная история отныне представала не просто описанием прошлого с целью накопления опыта, но и величественной панорамой, в которой взгляд богослова усматривал отражение Божественного домостроительства Спасения. В этой связи понятна та тесная взаимосвязь истории и богословия, которая характерна для христианских всемирных хроник, начиная с Юлия Африкана и Ипполита Римского и кончая поздними византийскими авторами. Особое место в этом ряду принадлежит «Пасхальной хронике», впервые появляющейся в комментированном переводе на европейский язык. Это сочинение, сохранившееся в единственной рукописи, было окончено около 630 г., в переломную эпоху в истории не только Византии, но и всего христианского мира. Как известно, в это время, при Императоре Ираклии, Византийская империя в трудной борьбе с зороастрийским Ираном оказалась на грани гибели, но в итоге выстояла и одержала блестящую победу. Честной Крест Господень был торжественно возвращен из персидского плена в Иерусалим. Именно на повествовании об этих событиях и оканчивается «Пасхальная хроника».

http://patriarchia.ru/db/text/67586.html

325 Пелопоннес – мифологическая страна фригийца Пелопса, там правили его потомки Атрей и Агамемнон, иначе «Остров Пелопа», южная полуостровная часть Балканского полуострова, ныне Морея. Пелопоннес не был исторической областью. В более поздней редакции «Хроники» Ипполита о Пелопоннесе написано (Н2 § 84): « Πελληνς, καλεται Πελοπννησος» (Пелленида, которую называют Пелопоннесом). Город Пеллена находится в Лаконии. Таким образом, можно предположить, что Пелопоннес – это Лакония. 326 Конъектура Ducangii, хотя Ипполит, Синкелл и Логофет, «Пасхальная хроника» дают: Ακαρνα (Акарния). Кедрин дает правильное чтение – Ακαρνανα. Акарнания – горная область в центральной Элладе с рекой Ахелой, по которой проходила граница с Этолией. 327 Эпир – страна в северной Греции, граничащая с Акарнанией, Этолией, Фессалией и Македонией. В Римской империи на рубеже IV–V вв. были провинции Эпир Новый и Эпир Старый в диоцезе Македония. 328 На протяжении античности разные области носили название Иллирии. Первоначально так называлась область средней части Адриатического побережья совр. северной Албании. Позднее – название северо-запада Балканского полуострова от побережья Адриатики до Моравии и от Эпира до среднего течения Дуная. С 168 г. до н. э. появляется провинция Иллирия, которая была поделена позднее на Нижнюю Иллирию (Illiricum inferius), называемую также Паннонией, и Верхнюю (Illiricum superius) со вторым названием Далмация. Как таможенная зона Иллирия включала также Рецию, Норик, Мезию и Дакию. 329 Казалось бы, слово ενταϑα (здесь) неуместно, однако в «Хронике» Ипполита в списке стран последней стоит «Испания Великая», которая в дальнем приближении находится близ Британнских островов. 332 Острова Эгейского моря Родос, Хиос, Лесбос образуют Спорады (букв.: рассеянные), т. е. острова, которые не входят в группу островов в том же море, называемую Киклады (букв.: кругообразно расположенные). Киклады образуют круг, центром которого является остров Делос. 333 Кифера – остров в Средиземном море, расположенный к югу от Пелопоннеса против мыса Малея. Дюканж указывает на разночтения (Ducangii nota 88).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

168 К западу от города на недалеком расстоянии упиралась в море Долгая стена. План места см. В статье Schuchardt " a. Die Anastasius-Mauer bei Constantinopel. – Jahrburch d. d. Arch. Inst. XVI (1901) 107–122. 173 Лопарев.Старое известие о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании, применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. Виз. Врем., II (1895), 581–628. На эту статью ответил и опроверг ее выводы и толкования акад. Васильевский в статье: «Авары, а не русские; Феодор, а не Георгий». Ib. III (1896), 83–124. 175 Ложное представление, будто Халкидон оставался со времени занятия его Шахином в руках персов, ввел в науку Гиббон. Его повторил акад. Успенский. Ук. соч. 686. 177 Подробный критический разбор свидетельств предания о войне Ираклия с персами представил Gerland в своей статье: Die persischen Feldzüge des Kaisers Heracleios, помещенной в 3 томе Byzantinische Zeitschrift, 350–373. Придав безусловную веру хронологической схеме, как она дана в Пасхальной Хронике, он допускал в компании Ираклия перерыв на 623–624 гг., вопреки той последовательности, какую имеют события у Феофана. Аргументация Герланда покорила и такого проницательного и глубокого критика, каким был покойный проф. В. В. Болотов. В своей неоконченной работе по хронологическим вопросам времен Ираклия, которая увидела свет уже после смерти автора на страницах Византийского Временника: К истории императора Ираклия (XIV, 68–124), Болотов во всем согласился с Герландом, кроме одного пункта, который Герланд считал ясным без детального рассмотрения, а именно: дата возвращения Ираклия в Константинополь. Pernice в своей монографии Imperatore Eraclio, переработав самостоятельно материал, отверг построения Герланда  и признал правильной последовательность событий, как она дана у Феофана. Свои возражения он изложил в специальном экскурсе в конце книги (Appendix II, 310– 316). Английский ученый Norman Baynes в специальном этюде: The date of the Avar surprise, Byz. Zeitsch., XXI, 110–128, блистательно доказал, что в тексте рукописи Пасхальной Хроники, по которому сделано Боннское издание, произошла перестановка листов, благодаря чему эпизод с нашествием аваров на Константинополь попал не в тот год, в каком он на самом деле совершился, и лишь по ошибке занесен под 623 годом, вытеснив другое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Помимо этого, из заметок, которые делались в рассматриваемых записях о патриархах столицы, очень легко объяснить и все другие особенности каталогов. Там, почти во всех из них обыкновенно сообщается о должностях, которые проходили патриархи до возведения в этот сан. И эти сообщения каталогов, например, о патриархах Кириаке, Фоме и Сергие, совершенно тождественны с подобными же заметками о тех же патриархах в хронике Пасхальной 416 . Также указания, например, в каталоге Никифора Каллиста, что известный патриарх возведен или умер при таком то императоре, – весьма естественно могли переходить в каталоги все из тех же официальных записей. Словом, все особенности каталогов, как таких, легко объяснить на основании тех сведений, которые сообщались о патриархах столицы, как это можно видеть из Пасхальной хроники, в этих записях. Именно поэтому мы и думаем, что каталоги составлялись на основании таких записей, и отказываемся признать удачной гипотезу Фишера об образовании их из диптихов. Сущность дела, конечно, не в этой разнице предположений нашего и Фишера, а в разнице выводов, которые должны получиться от того или иного взгляда на образование каталогов. Несколько ниже мы увидим, какие искажения происходили при переписывании каталогов. Если допустить с Фишером, что каталоги получили свое начало с первой половины 6 го века и тут же потеряли связь с своим первоисточником, так что каждый составитель каталога ограничивал свое составление только перепиской уже прежних каталогов и присоединением новых имен до своего времени, не проверяя списываемой части каталога по первоисточникам, то придется показания каталогов признать почти не заслуживающими никакой веры. При нашем же взгляде на источники каталогов результат получается совершенно иной: составитель, обращаясь к древним современным записям, мог воспроизводить хронологию патриархов давно умерших так же точно и верно, как это сделал бы и их современник. Конечно, мы не считаем такими точными и верными существующие теперь каталоги, но причина их разногласий и ошибок это уже другое дело; мы всецело ее видим в небрежности переписчиков, а не в том, что в ошибки впадали самые составители каталогов (о чем ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Благочестивое настроение тех времен признавало в землетрясениях проявление гнева Божьего за грехи мира, и все население города с императором и знатью во главе совершало всенародные процессии и моления с пением псалмов среди развалин. Император не облекался в свои великолепные одежды и шел в простом платье и босой в толпе молящихся. Дни землетрясений заносились в святцы на вечное поминование их крестным ходом и всенародными молениями. В Пасхальной Хронике от последних лет правления Феодосия отмечены два таких дня: 6 ноября и 26 января. Первый отнесен к землетрясению 447 года, второй – 450. 916 В одном древнем списке служб Константинопольской церкви относительно землетрясения 26 января сохранено сообщение, что оно случилось в воскресенье в 9 часов утра. 917 Но воскресенье приходилось на 26 января именно в 447 году. Таким образом, можно допустить, что в записях Пасхальной Хроники оба землетрясения перепутаны, и дата одного попала на место даты другого. Посещали столицу империи и другие бедствия. Так, под 431 годом записано у хронистов о волнении, которое вызвал голод. Когда Феодосий направлялся к хлебным магазинам, разъяренная толпа бросала в него камнями. 918 Несколько раз занесены в хроники за время правления Феодосия заметки о больших пожарах, причинявших страшные бедствия. В августе 433 года пожар, свирепствовавший два дня, истребил значительную часть города, причем сгорели хлебные магазины и бани, носившие имя Ахилла. 919 Только десять лет спустя удалось отстроить это общественное сооружение и предоставить его вновь для пользования населению. В 448 году был большой пожар, в котором сгорели Троадские портики. Их отстроил префект Антиох. 920 Стихийные бедствия, посещавшие время от времени столицу империи, требовали деятельной помощи от правительства. Соперничество партий на ипподроме обходилось при Феодосии довольно мирно, и только под 445 годом отмечено кровавое столкновение. В тот же год был мор на людей и скот, а в следующем году голод и, как его последствие, моровая язва, открывшаяся вновь после землетрясения 447 года. 921

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010