Александр Соколов – тверской. Ферапонт, в монаш. Феодотий, Евдокимов – казанской. Даниил Пономарев – воронежской. Петр Виноградов – костромской. 15 Иван Васильевский – тверской. Андрей Любославский – рязанской. Алексей, в мон. Павел, Попов – вологодской. Яков Беневоленский – владимирской. Алексей Лавров – костромской. 20 Александр Воздвиженский – вифанской. Василий Взоров – владимирской. Андрей Боголюбов – рязанской. Виктор Рождественский – московской. С правом на получение степени магистра без повторения испытания по выслуге в духовно-училищном ведомстве двух лет с одобрением начальства. Стефан Орлин – той же. Кандидаты: 25 Никита Сретенский – тульской. Александр Успенский -Буданов – той же. Василий Богословский – вифанской. Михаил Зенкевич – могилевской. Кирилл Державин – калужской. 30 Алексей Викторов – орловской. Феодор Исполинов – вологодской. Яков Груздев – костромской. Иосиф Голубинский – тульской. Иван Островский – костромской. 35 Алексей Миловидов – вологодской. Гавриил Пернаткин – костромской. Феодор Никольский – тульской. Василий Кандорский – костромской. Феодор Остроумов – владимирской. 40 Иосиф Лебединский – полтавской. Александр Камышинский – воронежской. Николай Руднев – тульской. Петр Беневоленский – вифанской. Стефан Твердый – могилевской. 45 Виктор Всесвятский – калужской. Василий Никольский – вологодской. Димитрий Бакрадзе – тифлисской. Павел Щеглов – тульской. Петр Милованов – вифанской. 50 Иеромонах Парфений из болгар – кишиневской. Действительный студент: Николай Астров – ярославской. Осмнадцатого курса (1848–1852) Магистры: 1 Виктор Кудрявцев-Платонов – из черниговской Семинарии. Михаил Шавров – тверской. Николай Субботин – владимирской. Александр Ильинский – московской. 5 Михаил Середонин – тверской. Иван Поспелов – нижегородской. Иван Вениаминов – вифанской. Николай, в монаш. Никодим, Белокуров–той же. Евгений Сретенский – ярославской. 10 Николай Головщиков – той же. Димитрий Рождественский – калужской. Николай Волхонский – той же. Михаил Покровский – тульской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 180, 324, 483, 634, 894. Лит.: Никодим (Лебедев), архим. Описание иркутского Вознесенского первокл. муж. мон-ря, составленное на основании монастырских актов. СПб., 1840; Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Парфений (Попов), архиеп. Сведения об Иркутском отделении духовной миссии за 1866 г.//Тр. правосл. миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1: 1862-1867 гг. С. 250-316; Большаков Д. Краткий очерк правосл. миссионерства по Иркутской епархии с 1861 по 1873 гг.//Там же. 1884. Т. 2: 1868-1872 гг. С. 550-555; Мелетий (Якимов), еп. Иркутская духовная миссия в 1875 г.//Там же. 1885. Т. 3: 1873-1877 гг. С. 306-362; Корелин В., прот. Сведения об иркутском Знаменском жен. мон-ре, почерпнутые из описи означенного мон-ря, составленной в 1764 г.//Иркутские ЕВ. 1890. Приб. 14. С. 1-7; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12; Флоренсов В. Н., свящ. Из истории переводческого дела в Иркутской епархии. Иркутск, 1908; Иркутская летопись. Иркутск, 1911-1914. 2 т. (Тр. Вост.-Сиб. отд. РГО; 5, 8); Варфоломей (Городцов), архиеп. Сибирские святители-чудотворцы: Свт. Иннокентий, 1-й Иркутский еп.//ЖМП. 1948. 2. С. 31-39; 3. С. 26-30; он же. Свт. Софроний, еп. Иркутский. Из жизни епархий: Иркутская епархия//Там же. 1952. 12. С. 48; 1958. 7. С. 12; 1981. 2. С. 25; 1982. 5, 6, 10, 12; 1983. 9. С. 22; Просвирнин А., прот. Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//ЖМП. 1971. 9. С. 67-78; Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX в. Новосиб., 1974; Соколов Н., прот., Пивоваров Б., протодиак. Краткий очерк истории Иркутской епархии (в связи с 250-летием)//ЖМП. 1977. 12. С. 58-65; Серапион (Фадеев), архиеп. Празднование 250-летия Иркутской епархии//Там же. С. 10-13; Иркутские иконы: Кат./Сост., вступ. ст.: Т. А. Крючкова. М., 1991; Яковлев Г., свящ., Сирин А.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Архиепископ Парфений (Попов) управлял Иркутской епархией именно в те годы, когда в этом городе и подрастал Иннокентий. Мало сказать, что Владыка был знаком с его отцом, да, наверное, и со всей семьей купца М.А. Сибирякова. При его священноначалии Михаил Александрович Сибиряков являлся старостой Вознесенской церкви Вознесенского монастыря, в котором некогда жил святитель Иннокентий, и где покоились его мощи. В бытность архипастыря Парфения (умер он в 1873 г., когда Иннокентию было тринадцать лет) старанием купца Михаила Сибирякова была построена в Иркутске часовня в честь свт. Иннокентия Иркутского на том месте, где святой Иннокентий останавливался во время своих приездов из монастыря в Иркутск по церковным делам. Видно сам святитель Иннокентий Иркутский прислал на Афон архиепископа Парфения для закладки церкви во имя Святителя, да явится в будущем слава Божия на ученике Христа схимонахе Иннокентии (Сибирякове). Недавно удалось обнаружить содержание записи, оставленной епископом Александром Полтавским перед его отъездом с Афона. В ней мы встречаем глубокие благоговейные чувства, которые он испытал при расставании с афонскими иноками: «И если время все уносит, то дела живут вечно. Благословение и истинное благодарение с метанием приношу настоятелю… за молитвы, гостеприимство в течение двух с половиной месяцев, благожелания и дары… искренно преискренно благодарю, благодарю и не забуду… Отцы и братия! Прошу принять искренний мой архипастырский привет и любовь… Простите и благословите, дети Божией Матери!.. 1868 г. 27 июля. Суббота. Русский монастырь. Епископ Александр (бывший Полтавский)» c. 449–450]. Слова – «и если время все уносит, то дела живут вечно», – сказанные прозорливым архипастырем, можно было бы поставить эпиграфом ко всей этой книге. К моменту появления Иннокентия Сибирякова на Афоне, в Свято-Андреевском скиту были, строившийся в течение двадцати пяти лет да так и оставшийся едва поднятым над уровнем земли, собор во имя Андрея Первозванного и заложенный больничный корпус с церковью во имя святителя Иннокентия Иркутского. Попечением Иннокентия Михайловича Святая Гора получила дивной мощи и красоты Андреевский собор, самый крупный на Афоне, в Греции и на Балканах, рассчитанный на пять тысяч молящихся c. 32]. Строительство этого храма обошлось Свято-Андреевскому скиту почти в 2 млн. рублей в исчислении того времени c. 146]. Через три месяца после кончины о. Иннокентия, когда торжественно праздновалось десятилетие настоятельства архимандрита Иосифа, в поздравительной речи, обращенной к настоятелю, иеромонах Владимир сказал: «Пред началом постройки собора, вы не раз говаривали: «Только надо с помощью Божиею начать дело, а Матерь Божия поможет нам». И действительно, Пречистая Помощница беспомощных помогла вам, послав человека (блаженной памяти схимонаха Иннокентия Сибирякова), который дал нам необходимые на это богоугодное дело средства» c. 16].

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом, дерзнет совершить какую-либо священную службу, епископ ли по-прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон, таковому отнюдь не позволяется на другом соборе, ни надежду восстановления ни прежний чин иметь, ниже до принесения оправдания допущены быть. Но и все сообщающиеся с ним да будут отлучены от Церкви, и наипаче, когда зная осуждение, произнесенное против выше реченных, дерзнут иметь общение с ними. Правило 4. Того же собора отцы глаголют: Аще который пресвитер, или диакон, презрев своего епископа, отлучит сам себе от Церкви, и начнет творить особые собрания и поставит жертвенник, а призываемый епископом не покорится, не восхощет ему повиноваться, и, быть призываем единожды и дважды, не послушает: таковый да будет совершенно извержен из своего чина, и отнюдь не может до служения допущен быть, ниже паки восприять прежнюю свою честь. Аще же упорен будет, возмущая Церковь и воставая против нее: то яко мятежник да будет укрощаем внешней властью. Правило 5. Посмотрите на себя все вы, принимающие беглое духовенство, и ужаснитесь святых правил, на Соборах положенных, и устыдитесь святых отцов, которые написали и предали церковные чины и уставы. Все вы находитесь отлученными от святой Христовой Церкви; духовенство ваше все изверженное, a австрийское во все неосвященнное, но самозванцы и самочинники. Вот еще святые отцы святого поместного Собора карфагенского что пишут, против самочинников и беглых попов: Аще который епископ, или пресвитер примет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви; да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимся от правильного приговора своего епископа. Правило 9. Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшись надмением неким и гордостью, должным быть возомнить отдельно приносить Богу святые дары, или умыслить воздвигнуть иной олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковой да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер против епископа своего возгордясь, сотворит раскол: да будет анафема. Правило 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Блаженной памяти Император Николай Павлович, державный сын и ревностный защитник церкви православной, видя, что милосердие и снисхождение предшественников его к раскольникам, принесли один только вред церкви и государству; потому что раскол, вследствие дарованных свободы и прав отщепенцам, нисколько не умаляется, а напротив быстро распространяется, заражая собою чад церкви православной, а раскольники не перестают словесно и письменно всячески поносить господствующую церковь и самого государя, весьма справедливо отменил постановления, изданные Екатериной II и Александром I. – После 1812 года раскольники в Москве не ограничились двумя огромными кладбищами Преображенским и Рогожским, но стали везде устраивать моленныя, которых в обеих столицах появилось великое множество, обладая же огромными денежными средствами они, обольщая православных священников в бедных сельских приходах, сманивали их к себе. Большая часть беглецов священников, за особенное вознаграждение, решались на святотатство: похищали в покидаемых ими церквах освященные антиминсы, сосуды и древние иконы. Размножение молитвенных заведений раскольников в городах и селениях и даже целых монастырей раскольничьих, на соблазн православным, и их беззаконные действия относительно приобретения себе попов и древних икон из церквей православных, не могли не возбудить справедливого гнева правительства. Кроме того раскольники, не видя преследования за расхищение ими монастырей и храмов московских во время французского нашествия, безбоязненно стали украшать моленныя свои беззаконно и воровски приобретенными древними иконами, сим древним достоянием прадедов раскольников, как выражается г. защитник раскола, которые скоро узнаны были православными. Эти то самые иконы и были главной причиной преследования отщепенцев правительством: все моленныя и даже дома раскольников подверглись строгому осмотру; и где находили пропавшие древности, то их отбирали от похитителей, которых подвергали ответственности, а моленныя заведения вовсе уничтожали, осеквестрствовав в них все иконы, книги и прочие принадлежности. Теперь спрошу: справедливо ли г. автор «записки» ставит в укор правительству его распоряжение об отобрании у раскольников древней святыни, так нагло похищенной ими во время бедствия отечества? Да и сами раскольники не вправе раздражаться и отобрание у них украденного ими у православных, называть правом хищения сильнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

бывший епископ ПереславльЗалесский, начальник Китайской духовной миссии с 15.01.1727 27.11.1731 Иннокентий (Неронович), епископ рукоположен с 25.11.1732 26.07.1746 Софроний (Кристалевский), епископ, свт. рукоположен с 18.04.1753 30.03.1771 Михаил (Миткевич), епископ рукоположен с 02.08.1772 01.08.1789 Вениамин (Багрянский), епископ рукоположен с 09.12.1789 08.06.1814 Михаил (Бурдуков), епископ рукоположен с 18.10.1814 по 31.05.1815 переименован епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Иркутская, Нерчинская и Якутская С 31 мая 1816 года Имена Сведения Михаил (Бурдуков), епископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский 31.05.1816 года архиепископ с 22.08.1826 05.06.1830 Ириней, (Нестерович) архиепископ бывший епископ Пензенский и Саранский с 26.07.1830 по 28.06.1831 на покое; 18.05.1864 Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший епископ Харьковский Пермский и Екатеринбургский с 18.07.1831 по 22.06.1835 архиепископ Слободско-Украинский Иннокентий (Александров), епископ бывший епископ Слободской Украинский и Харьковский с 22.07.1835 по 23.04.1838 епископ Екатеринославский и Таганрогский бывший епископ Вятский и Слободской с 23.04.1838 архиепископ с 13.04.1840 по 24.12.1853 архиепископ Ярославский и Ростовский Афанасий (Соколов), архиепископ бывший епископ Томский и Енисейский с 24.12.1853 по 03.11.1856 архиепископ Казанский и Свияжский бывший епископ Самарский и Ставропольский с 03.11.1856 архиепископ с 23.03.1858 по 16.11.1859 переименован архиепископ Иркутский и Нерчинский Иркутская и Нерчинская С16 ноября 1859 года Имена Сведения бывший архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский с 16.11.1859 по 29.08.1860 архиепископ Могилёвский и Мстиславский Парфений (Попов), епископ бывший епископ Томский и Енисейский с 13.09.1860 архиепископ с 31.03.1863 21.01.1873 бывший епископ Камчатский, Курильский и Алеутский с 31.03. 1873 архиепископ с 16.04.1878 02.02.1892 Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ бывший еп, Енисейский и Красноярский с 28.03.1892 по 12.03.1894 переименован архиепископ Иркутский и Верхо-Ленский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1751 году преподавал грамматику и синтаксис, в 1753 – пиитику. В 1755 году по прошению уволен в Малороссию. Сергий Попов. Будучи студентом богословия, преподавал греческий язык в 1751 году: в 1753 году опредлен учителем риторики и продолжал учить греческому языку. Варлаам (Василий) Синьковский, из учителей высшего класса определен учителем риторики в июне 1759 года; пострижен в том же году. После префект и ректор. Петр (в монашестве Парфений) Постников. Еще до окончания курса в Троицкой семинарии, в 1752 году определен учителем фары и инфимы; в 1758 году учитель греческого и еврейского языков. Пострижен в 1758 году, и в 1761 и 2-м годах был учителем риторики и еврейского языка. После префект ректор. Иван Панов. Учитель и библиотекарь в 1758 году. Впоследствии перешел на должность приказного в лавре. Геннадий, учитель высшего класса в 1758; в 1761 году поступил в епархию Гедеона Псковского. Иосиф, из воспитанников Троицкой семинарии. По окончании философского курса, иеродиакон и учитель низшего класса в 1759 году, обязавшийся дослушать двухгодичный богословский курс. В 1764 году иеромонах и учитель риторики. В сем году отправлен в Париж для пребывания при русском резиденте. 5) Судьбы учеников В случае открытия вакансии священнослужительских в отчинных селах лавры, Учрежденный собор обыкновенно относился в семинарскую контору с предложением, не пожелает ли кто из учеников поступить на известную вакансию. Желающие, по представлению собора, утверждались архимандритом лавры, и, по увольнении от семинарии с аттестатом, отправлялись в ту епархию, к которой принадлежало известное село 54 . Начальство лавры обыкновенно употребляло свое ходатайство об определении их на священнические и диаконские места в тех епархиях, откуда они поступили; а указом св. Синода 1758 года поставлено было даже в обязанность преосвященным тех епархий, где были отчины лавры, никого не определять на священ- нослужительские места в лаврския селы без ведома " настоятелей лавры 55 (с). Что касается до тех учеников, которые поступали из мест, неподведомственных лавре, то они по окончании курса учения возвращаемы были в свои епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

(В оргигинале 2 стр. пропущены) На содержание миссий Тобольской епархии было ассигновано до 5.200 рублей. д) Чукотская миссия Якутской епархии В пределах Якутской епархии находится Чукотская миссия, в трех тысячах верст от Якутска, действующая среди инородцев-чукчей. Деятельность этой миссии распространяется на северо-восточную часть азиатского материка, начиная от реки Индигирки до Шелагского мыса и далее к Берингову проливу, в пределах Колымского и частью Верхоянского округов. Миссия имеет три стана: 1) Чаунский, район которого, простираясь от реки Колымы до Шелагского мыса и далее к Берингову проливу, занимает пространство в длину приблизительно 550 верст, а в ширину 200 верст и граничит к востоку с Яканом, к югу – отрогом хребта, отделяющего Чаунскую покатость от Анадырской, к западу Нижне-Колымским приходом, а к северу Ледовитым океаном;. 2) Эламбальский, к юго-западу от Нижне-Колымска, по рекам Большому и Малому Анюю и Омолону к Гижигинскому тракту и 3) Алазейский или Сен-Кельский, между реками Колымой и Индигиркой. Миссия состояла из шести лиц: начальника миссии, двух миссионеров и трех псаломщиков. Начальник миссии иеромонах Виктор, заведуя Чуанским станом, имеет постоянное местопребывание в Нижне-Колымске. Другой миссионер-священник Михаил Петелин, заведуя Эламбальским станом, проживает к юго-западу от Нижне-Колымска, в 150 верстах от него, в местности под названием «Пятистенная», по реке Большому Анюю. Третий миссионер иеромонах Венедикт, заведуя Алазейским или Сен-Кельским станом, проживал в последнее время при упраздненной Ожогинской церкви при реке Индигирке. Из этих мест своего пребывания как начальник миссии, так и миссионеры, предпринимали отдаленные и продолжительный путешествия к чукчам своих районов. При этом им приходилось преодолевать в пути всевозможные трудности и лишения. Всех присоединенных к православию было около 160 человек. Кроме чукчей, в Якутской епархии есть немало и других инородцев: тунгусов, ламутов, юкагиров, кочующих по громадным пространствам. Для удовлетворения духовных нужд у этих инородцев, которые ранее, в разное время, были крещены, в названной епархии существуют четыре так называемых походных священника, имеющие в своем заведывании весьма обширные территории. Священник Якутского округа Иоанн Попов , в течение 1897 г. для исправления христианских треб среди тунгусов и якутов проехал 2.465 верст. Другой священник Якутского округа иеромонах Парфений в 1896 году пробыл в пути 75 суток и сделал 2.148 вер., при чем пришлось ему провести 18 ночей под открытым небом, в снегу, при морозе в 40° и 50«. е) Камчатская духовная миссия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В отделе проводились общие собрания и собрания по секциям. На них обсуждались: программа по Закону Божию в различных учебных заведениях; вопросы, касавшиеся необходимого объема знаний по предмету, особенностей изучения церковнослав. языка, системы отметок, выставлявшихся ученикам, и условий приема экзаменов; поведение наставников и меры взыскания к ученикам; положение законоучителей в светских учебных заведениях; религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения; взаимоотношения семьи и школы и т. д. По предложению министра народного просвещения Н. П. Боголепова отдел участвовал в работе созданной в 1900 г. Комиссии по реформе учебно-воспитательного дела в России. Члены отдела проводили открытые уроки с последующим всесторонним обсуждением и отработкой методик преподавания. Среди сотрудников отдела - прот. А. Г. Полотебнов (председатель в 1899-1905), прот. Н. П. Добронравов (впосл. архиепископ сщмч. Николай (Добронравов)), священники Д. Д. Виноградов, И. В. Левитский, С. Н. Орлов, Н. Г. Попов (председатель с 1909), П. В. Успенский, диак. Ф. Н. Цветков. В 1900 г. в составе ОЛДП был образован Комитет внебогослужебных собеседований. Члены ОЛДП начали проводить внебогослужебные собеседования в Епархиальной б-ке еще в 1866 г. по подготовленной программе, однако после 1873 г. собеседования прекратились. Возобновлены они были в 1879-1880 гг., сначала только в Епархиальной б-ке, а с 1882 г. стали проводиться еще и в 11 храмах. Комитет возглавляли викарии Московских митрополитов, в т. ч. еп. Можайский Парфений (Левицкий; 1900-1904), еп. Серпуховской (впосл. архиепископ) Никон (Рождественский; 1904-1906), еп. Можайский Серафим (Голубятников), еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский). В 1900 г. в состав комитета вошли: прот. И. Д. Петропавловский, прот. В. С. Марков, свящ. И. Ф. Мансветов, свящ. Н. А. Колосов. К 1903 г. насчитывалось уже 66 мест, где с сентября до Недели Всех Святых по воскресеньям, а иногда и по праздничным дням проводились собеседования. На них велись беседы об основных истинах Православия, читали и объясняли Свящ.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

В Святейшем Синоде 7 августа 1833 года за 30 состоялось по прошению Желябужского определение: «Рукопись означенного акафиста отослать к Преосвященному Владимирскому при указе с тем, чтобы по надлежащем рассмотрении оной и соображении с имеющимися в Успенском девичьем монастыре рукописными сведениями о св. мученике Авраамии представил в Св. Синод свое мнение». 13 октября того же года за 4471 преосвященный Парфений, епископ Владимирский и Суздальский, писал Синоду, что во исполнение указа Святейшего Синода от 28 августа, при котором препровождена рукопись акафиста, составленная коллежским асессором Михаилом Желябужским по случаю исцеления его при мощах св. мученика Авраамия, почивающих в г. Владимире, он доносит следующее: «Начав читать рукописный акафист, я нашел сходство с представленным в марте месяце сего же года ко мне акафистом от уроженца владимирского, Калужской семинарии ректора, архимандрита Владимира и препровожденным от меня в библиотеку Успенского монастыря; по истребовании и сличении рукописи акафиста, сочиненного архимандритом Владимиром, с рукописью г-на Желябужского ни малейшей не оказалось разницы. Для удостоверения, кто сочинитель рукописи, я сносился с калужским ректором, архимандритом Владимиром, и получил от него следующий отзыв: что «действительно покойный Желябужский, еще при жизни своей, в 1830 году видевшись со мной и разговорившись о мощах святого угодника Авраамия, рассказал мне, как он получил исцеление от болезни молитвами его. В то же время он просил меня издать в свет написанный мной акафист в честь упомянутого угодника Божия с тем, чтобы присовокупить к сему акафисту и молитву, им самим написанную. Поскольку в сей молитве я нашел весьма много галлицизма и с тем вместе открыл ему, что мое было обещание написать сей акафист не с тем, чтобы печатать его, то он просил его у меня для списания. В сем прошении я не мог отказать ему, как благочестивому старцу, особенно чтущему угодника Божия Авраамия и на себе чудотворную помощь его, и ту самую рукопись, которую некогда представлял Вам, давал ему, и которую он мне возвратил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010