Пермские и Соликамские (с 1885 г.): Ефрем Розанов 1883–1888. Владимир Никольский 1888 –1892. Петр Лосев 1892–1902. Иоанн Алексеев 1902–1905 40 . Никанор Надежин 1905–1908. Палладий Добронравов 1908. Подольская, учр. в 1795 г. Кафедра в Каменец-Подольске Архиепископы Подольские и Брацлавское (до 1799 г. „Брацлавские и Подольские“): Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819. Еп. до 1801. Антоний Соколов 1819–1821. Ксенофонт Троепольский 1821–1832. Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841. Арсений Москвин 1841–1848. Елпидифор Бенедиктов 1848–1851. Еп. Евсевий Ильинский 1851–1858. Еп. Иринарх Попов 1858–1863. Леонтий Лебединский 1863–1874. Еп. до 1873. Епископы: Феогиост Лебедев II 1874–1878. Маркелл Попел 1878–1882. Викторин Любимов 1882. Иустин Охотин 1882–1887. Донат (Бабинский) Соколов 1887–1890. Димитрий Самбикин 1890–1896. Ириней Орда 1896–1900. Христофор Смирнов 1900–1903. Климент Верниковекий 1903–1904. Парфений Левицкий 1904–1908. Серафим Голубятников 1908. Балтское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Каменец-Подольске): Феогност Лебедев II 1867–1870. Вениамин Павлов 1870–1879. Ианнуарий Попов 1879–1883. Иосиф Баженов 1884–1886. Анатолий Станкевич 1886–1887. Димитрий Самбикин 1887–1890. Акакий Заклинский 1891–1891. Николай Адоратский 1891–1895. Иоаким Левицкий 1895–1897. Менандр Созонтьев 1897–1902. Кирион Садзагелов 1902–1903. Тихон Василевский 1903–1905. Димитрий кн. Абашидзе 1905–1906. Никон Безсонов 1906–1909. Амвросий Гудко 1909. Полоцкая, учр. в 1104 г. 41 Епископы (в Полоцке): Мина 1104–1116. Илия 1120–1128. Косиа (грек) 1143–1156. Дионисий 1167–1183. Николай 1183. Каллист Владимир; упом. 121S. Алексий; упом. 1231. Симеон I; упом. 1260–1271. Иаков; упом. 1300. Григорий I; упом. 1331. Архиепископы: Феодосий 1391; упом. до 1415. Фотий 1415. Симеон II; около 1450–1456. Полоцкие и Витебские: Каллист II 1458–1459. Симеон III; до 1481. Иона Глезна; до 1492. Лука 1492–1504. Евфимий Окушкович-Босский 1504–1512. Симеон IV; упом. 1513. Иосиф Русин 1516–1523. Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Рукописи и печатные материалы «Дело митрополита Сергия». Собрание рукописей. 124 документа. 403 страницы. Проф. И. М. Андреев. Епископ Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере. («Православный Путь». Церк.-богосл.-философ, сборник. 1951 г. стр. 61–70). Исповедник о. Феодор Андреев. Протоиерей Сергий Тихомиров и иерей Николай Прозоров. Матушка Мария Гатчинская. Проф. С. Нестеров. Серафим, Архиепископ Угличский, Амвросий, епископ Сарапульский. Свяшенник о. Феодор Гидаспов. Исповедник о. Феодор Андреев. Протоиерей Сергий Тихомиров и иерей Николай Прозоров. Протоиерей о. Михаил Тихомиров и его однодельцы. Протоиерей о. Михаил Чельцов и его однодельцы. Новомученики в Раифе избиенные. Священномученики Зилантова монастыря. Проф. А. И. Иванов . Общие сведения о Казанском округе. Об епископате и духовенстве разных областей. Пр. А. С. Никодим, епископ Белгородский. Мария Дмитриевна Кияновская. Протоиерей о. Алескей Попов. Священник о. Константин Ефремов. Священник о. Иоанн Тимофеев. Протоиерей о. Филарет. Павел Николаевич Попов. Схимонахиня Пелагия. Мелхиседек, Митрополит Минский и Белорусский. Епископ Феодосий (Вашницев). Леонтий, еп. Чилийский и Перуанский. Епископы Парфений. Аркадий (Остальский) , Максим (Руберовский), Митрополит Константин, Архиепископ Пахомий и др. епнскопы и духовенство Украинского экзархата и разных областей. Св. С. Б. Евсевий, епископ Ейский. Епископ Феофил. Епископ Памфил. Духовенство Кубанской епархии. Архимандрит Дамаскин. Прот. Д. Чубов. Духовенство Кубанской епархии. Дополнения и поправки. Протопресвитер А. Шабашев. Священник Д. Алферов. Протоиерей Н. Шабашев. Протопресвитер А. Рымаренко. Монах о. Викентий. Архимандрит Димитрий. О Киевском духовенстве. Поправки и дополнения к 1-му тому. Архимандрит Илия (Апостолов). Никон, Епископ Белгородский. Епископ Павлин. Духовенство гор. Феодосии. Прот. Г. Шорец. Иван Ефимович Татаринцев. Схиепископ Макарий («Русская жизнь» 19 апр. 1944.). Иеромонах Нектарий. Игумен о. Варсонофий и организация тайной церкви. Другие дополнения и материалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Хотя раскольникам и дозволены были гражданскою властью беглые попы, покинувшие своих епископов, не совершив никакого преступления; то это сделано было по милосердию и отеческому снисхождению к несчастным отщепенцам блаженной памяти Императором Александром Павловичем, в тех видах, что раскольники, видя милость Его, мало по малу покинут свое заблуждение; при чем предполагалось, может быть, что и самые попы будут способствовать к этому обращению. В этом распоряжении видно только одно милосердие Монарха, потому что это дозволение и не преследование беглых попов противно не только законам церковным и правилам апостольским и соборным, и постановлениям святых отец, но и законам государственным, которые преследуют и подвергают наказанию простого бродягу и тех, кто укрывает его. Как же не преследовать человека присяжного? Потому что священники пред посвящением принимают присягу служить честно и верно святой церкви и быть в повиновении своему епископу. Сверх того многие из беглых попов оказывались святотатцами, похищая из церквей своих освященные антиминсы и святое миро. По законам же церковным и всем правилам, как я уже выше доказал, беглые от своих епископов иереи и диаконы, лишались чрез бегство свое всякого права совершать божественную службу и таинства; следовательно, все их священнодействия были беззаконны и ничтожны, потому что совершались без благодати Святаго Духа. Точно также совершенно ничтожны дары, антиминсы и миро, присылаемые из Белой Криницы; попы же и архиереи Бело-Криницкого происхождения суть ничто иное, как самозванцы, простолюдины, как происшедшие от гнилого корня беглого, подсудимого, запрещенного митрополита грека Амвросия, изверженного патриархом и собором со всеми, кого дерзнул он рукоположить беззаконно. Защитник раскола пишет: «Последователи поповщины, строго преданные старине и русской народности, исполняют все постановляя православной церкви, относящиеся до частного быта». По русской пословице «ржаная каша сама себя хвалит» последователи поповщины, должно быть, насказали Бог знает что о своем частном житье-бытье автору «записки», что он так утвердительно отзывается о них с похвалою о частном или домашнем быте их.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Чтобы не загромождать жизнеописание Местоблюстителя, мы даем здесь краткий обзор «дела», по которому он был арестован и которое касалось не одного владыки Петра, но и всей Русской Церкви. 11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении церкви от государства приняла решение ускорить раскол в Церкви. Для ГПУ это означало – арест церковного управления, всех тех, кто мог возглавить Русскую Православную Церковь и кто воспротивился бы проводимой государством антицерковной политике. Список таких лиц был составлен, и ГПУ приготовилось к арестам. 19 ноября были арестованы епископы Гурий (Степанов), Прокопий (Титов) и Иоасаф (Удалов). 20 ноября арестовали епископа Никона (Дегтяренко) – его, впрочем, отпустили, выяснив, что он отрицательно относится к Местоблюстителю. Основные аресты пришлись на 30 ноября. В этот день в Даниловом монастыре были арестованы епископы Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Пахомий (Кедров), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов), архимандрит Сретенского монастыря Серафим (Крутень). Были арестованы священники Николай Семеняко, Николай Покровский, Василий Скворцов, Иоанн Скворцов, Константин Скворцов, Сергий Сидоров, диакон Михаил Шик, псаломщик Иоанн Попов, Александр Самарин, бывший одно время до революции обер-прокурором Святейшего Синода, Петр Истомин, бывший помощник обер-прокурора Синода и из церковной интеллигенции – Феодор Челищев, Константин Виноградов, Владимир Токаревский, князь Иоанн Мещерский. Остальных доарестовывали потом. 2 декабря был арестован член церковного совета Сретенского монастыря, человек, близкий к епископу Борису (Рукину). Он показал, будто арестованный ранее псаломщик Иоанн Попов собирался отравить епископа Бориса. ГПУ ухватилось за эту версию, усилило допросы, но все оказалось выдумкой. Епископ Борис, однако, не любивший митрополита Петра, стал подтверждать легенду ГПУ – будто Патриарх Тихон писал письмо за границу с благословением на царство Романовым и будто митрополит Петр при этом присутствовал и даже настаивал на посылке такого письма эмигрантам. Чекист Дерибас спросил епископа Бориса – откуда он все это знает, тот стал смутно ссылаться на рассказы об этом митрополита Серафима (Александрова). Митрополит Серафим, однако, этой легенды не подтвердил и при очной ставке с епископом Борисом отверг ее категорически.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

07.10.1862 12.04.1872 25.03.1874 11.01.1880 Ефрем Рязанов 11.01.1880 09.03.1885 09.03.1885 16.12.1889 Авраамий Летницкий 16.12.1889 17.07.1893 17.07.1893 04.10.1897 Св. Агафангел Преображенский 04.10.1897 29.01.1910 Антоний IV Каржавин 18.03.1910 17.04.1912 Евсевий Гроздов 01.05.1912 15.05.1912 17.04.1912 04.10.1913 Алексий Молчанов 02.11.1913 08.03.1917 08.03.1917 16(29)06.1918 ранее 01(14)09.1921 1922(?) 12(25)08.1923 21.03(03.04)1930 Артемий Ильинский 14(27)03.1934 01(14)05.1934 Алексий II Кузнецов 25.04(08.05)1935 04.1937 12(25)01.1990 07(20)07.1990 Антоний V Черемисов 07(20)07.1990 12(25)10.1990 14(27)10.1990 21.10(03.11)1990 22.10(04.11)1990 Тобольская, обн. Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Тобольск (Тобольская губерния, Тюменская область). Упразднена в 1932 г. Именовалась: Тобольская и всея Сибири. Викарная кафедра: Курганская. 1922 19.12.1922(01.01.1923) 09.1923 09.1923 08(21)02.1924 08(21)02.1924 17(30)09.1924 Александр Филиппов Даниил Громовенко 16(29)06.1926 06.1928 08.1928 Николай Русанов 26.07(08.08)1928 21.07(03.08)1932 Токийская (см. Японская Православная автономная церковь ) Томская Основана 22.04.1832 (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 138; выделена из Тобольской епархии). Упразднена в 1937 г. (1956 г. ?) Возобновлена 24.04(07.05)1991. Новосибирское викариатство. Постановлением Св. Синода от 24.09(07.10)1995 выделена из Новосибирской в самостоятельную епархию, но постановление не было реализовано до 20.09(03.10)1997. Именовалась: Томская и Енисейская; с 25.05.1861 – Томская и Семипалатинская; с 18.02.1895 – Томская и Барнаульская; с 17.10.1908 – Томская и Алтайская; с 24.09(07.10)1995 – Томская и Асинская. Викарные кафедры: Бийская, Барнаульская, Тайгинская, Кузнецкая. 12.08.1834 10.06.1841 25.06.1841 24.12.1853 Афанасий Соколов 14.03.1854 13.09.1860 Парфений Попов 13.09.1860 14.11.1864 10.01.1865 24.11.1866 12.03.1867 21.08.1868 21.08.1868 08.10.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1044 Журн. Мин. Нар. Просвещ. 1857, II, стр. 269. Заводы на Невье и на Тагиле у Магнитной горы отданы Демидову 5 марта 1702 г. (Спасский, Жизнеописание А. Н. Демидова, Саб. 1833, стр. 10). Икона кажется, эта, хранится и доселе в церкви Нижнего Тагила (Попов, Великопермская епархия. Пермь 1879, стр. 82). 1045 Труды Киевск. Дух. Акад. 1864, III, стр. 259. О споре этом вспоминает святитель и в письме к Яворскому 1707 года: «Помню некогда в Преображенском Талицкий спорил с Вашим Преосвященством о летах» (соч. I, 497). Письмо это по автографу будет приведено ниже 1046 Яросл. Епарх. Вед. 1761, 17, стр. 164. Москвит. 1858, 11, стр. 77, в описи имущества св. Димитрия: «крест с чепью золотые с мощьми в средине и по сторонам камени яхонты, изумруды и лалы – жалованье В. Г. благовернаго царевича и великаго князя Алексея Петровича всея России». У нас в приложении. 1048 Это могло быть или в июле или вернее в октябре: Петр с 7 июля по 1 октября в Москве не был. Житие стр. 31. 1050 Так не позже 1688 года Димитрий отметил у себя: «Житие Саввы Сербскаго , списано Доментианом, а з него писал отец Филофей Лещинский сокращенне и не весма разсмотрителне (Синод. рук. 146, л. 257) 4 марта 1705 года Филофей прислал в дар Димитрию Лествицу (Горский, Опис. рук. син. биб. II, 3). О св. Марии Магдалине от преосвященнаго Сибирскаго сентембриа 21 1706 года (Син. рук. 472, л. 250), О Филофее см. Дух. Христ. 1864 и 1864 май июнь, стр. 267. 1051 Сам чин в рукоп. Синодальн. 430, л. 49. Собственноручная подпись святителя Димитрия гласит: «Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский сие обещанное написание от наместника иеромонаха Филофея, ныне избраннаго митрополита богоспасаемых градов Сибири и Тобольска, слышах в святеи соборней церкве и свидетельствовах в подписах е своею рукою». Подпись указана нам синодальным ризничим о. архимандритом Владимиром. О Парфении Небозе см. ниже. 1052 Медь из Ростовской епархии привезли в Москву в конце мая 1701 г. По указу полученному в Углицкой воеводской канцелярии имал оную медь Ростовскаго архиерейскаго дома дьяк Иван Семенов – всего 356 пудов, 19 фунтов, 2 золотника (Яросл. Епарх. вед. 1867, 10, стр. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13.000 руб. Перевозка в монастырь стоила до – 5.000 – 7.500 руб. Заплачено с торгов за все строения – 2500 – 5.500 руб. 7.500 Чистой прибыли за уплатой всех расходов – 5.500 руб. 41 Парфений Попов: 1835 года магистр VII кл. Киевской Академии; 1836 – священник; 1840 протоиерей; 1841 – пострижен; 1844 – ректор Орловской семинарии; 1845 – Харьковской семинарии; 1848 – Херсонской семинарии; 1852 – Казанской семинарии; 1854 марта 14 – епископ Томский; 1860 сентября 13 – Иркутский; 1863 марта 31 – архиепископ; 1873 январь †. 42 Ефрем Рязанов: 1841 года магистр XIV кл. Петербургской Академии; 1841 –инспектор Волынской семинарии; 1845–49 –священник-протоиерей; 1852 – пострижен; 1852–57 – ректор Волынской и Рязанской семинарий; 1871 марта 7 – викарий Березовский, 1874 – епископ Тобольский; 1880 – Курский. 43 По нездоровью своему отец Пимен просил, чтобы ему дали помощника как благочинному всех общежительных монастырей Московской епархии, и представлял в таковые бывшего Угрешского казначея, в то время уже архимандрита, Сергия, настоятеля Ново-Голутвина монастыря, им преобразованного в общежитие. 44 Графиня А.С. Панина, рожд. Толстая, жена графа Александра Никитича, она имела двух дочерей: старшая, Софья Александровна, за князем Григорием Алексеевичем Щербатовым; младшая (в письме упоминаемая), Мария Александровна, за князем Н.П.Мещерским, в то время бывшим попечителем Московского учебного округа. 45 Князь Долгоруков, московский генерал-губернатор, который очень любил угрешские сухари из черного братского хлеба, в особенности вкусного на Угреше. Впоследствии отец Пимен на первой седмице великой четыредесятницы всегда посылал как преосвященному, так и князю, горячие просфоры и черные сухари. 46 По совету преосвященного при посредничестве отца Пимена было пожертвовано одной благочестивой вдовицей (Безсоновой) 300 руб. для написания на полотне 35 икон для семи бедных церквей в Черногории. 48 На Угреше были открыты для братии классы: несколько раз в неделю им преподавали катехизис и Священную Историю. Преподавателями были отец Досифей Байков и Вонифатий Юркевич (брат бывшего профессора Московского университета), доныне еще на Угреше в сане иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

162 По новому Уставу назначено: по Русскому языку и Славянскому – в 1-м кл. 10-ть уроков, в остальных классах по 3 урока, – всего 19 уроков; по Греческому и Латинскому в 1-м кл. преподавание вовсе не назначено, – а в следующих трех классах – назначено по 5–6-ти, всего по 16 уроков по тому и другому. 163 В § 73 нового Устава сказано: «в первый класс училища поступают дети, обученные читать по-русски и славянски, и писать по прописям, знающие общеупотребительный молитвы, Символ Веры , заповеди и по Арифметике – первые два действия и таблицу умножения». 164 Эти циркулярные предписания преосв. Антония были, почти точь-в-точь, те же, какие давались им в Смоленской епархии. А чтобы получить понятие о их значении и результатах, довольно привести только эти напр. слова из речи бывшего о. Ректора Смоленской Семинарии Архим. Павла при прощании с преосв. Антонием: «Обращённые тобою и к родителям настоятельные требования употребить все усилия к надлежащему приготовлению детей для поступления их в училища несомненным служат средством и ручательством к большему развитию питомцев в дальнейшем их образовании и, с тем вместе, ко многому облегчению самих наставников в деле успешного преподавания». 167 В один недавний праздник пишущий сам имел утешение участвовать в служении Литургии, совершённой высокопр. Палладием, Архиепископом Казанским. При этом случае и высказаны были мною начальству и г. храмоздателю, изложенные здесь, сведения и к этому присовокуплено было, в смысле благоподобающего совета, чтобы и на заупокойных возношениях поминались нераздельно имена и Антония – Архиепископа и Митрополита Филарета в схимонасех Феодосия. 171 Григорий (Миткевич), впоследствии бывший Архиепископ Калужский; Парфений (Попов), бывший Архиепископ Иркутский. 174 Это присоединение палицы было, в некоторой степени, самопроизвольным и даже рискованным делом со стороны преосв. Антония, что сознавал он и сам, потому что дарование палицы всякому Протоиерею, даже и кафедральному, в степенях наград для белого духовенства, имеет положительное значение отдельной высшей награды и не иначе, как по определению св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

1930,  февраль – направлен в Красноярск, где арестован, допрошен и сослан в Туруханский край 1933,15 ноября – получил паспорт на год; избрал место проживания г. Гжатск 1934,  январь – поселяется в г. Гжатске, восстановил письменное общение с епископами Афанасием (Сахаровым) , Дамаскиным (Цедриком), Парфением (Брянских), Серафимом (Самойловичем) 1934, январь (?) – будучи проездом в Москве посетил митрополита Сергия (Страгородского) 1934,20 января и 27 февраля – епископ Елабужский Палладий (Шерстенников) посещал митрополита Кирилла «для переговоров» и с предложением «принести покаяние» 1934, весна – митрополита Кирилла посетили епископ Афанасий (Сахаров) , профессор И. В. Попов 1934,8  июля – распоряжение ОГПУ об аресте митрополита Кирилла 1934,14 июля – арестован 1934,  2 декабря – осужден Особым совещанием при НКВД СССР, приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, считая с 14 июля 1934 года 1935,  январь (?) – встреча с епископом Евгением (Кобрановым) в камере Алма-Атинской тюрьмы 1935,  январь (?) – 1937, июль – проживал в ссылке в пос. Яны-Курган Яны-Курганского района Южно-Казахстанской области 1936,  осень – обращения к митрополиту Кириллу ссыльных епископов из числа «непоминающих» вступить в права местоблюстителя в связи с объявлением о смерти митрополита Петра (в действительности остававшегося в живых до 10 октября 1937 года); в результате переписки митрополит Иосиф (Петровых) , архиепископ Прокопий (Титовым), архиепископ Серафим (Самойлович) и др. высказались за признание митрополита Кирилла главой Русской Церкви и патриаршим местоблюстителем 1937,  январь – началось письменное общение с проживавшим в Чимкенте митрополитом Иосифом (Петровых) 1937,7 июля – арестован в Яны-Кургане по обвинению в «участии в контрреволюционной подпольной организации церковников», заключен в Чимкентскую тюрьму 1937,19 ноября – осужден тройкой при УНКВД КазССР по Южно-Казахстанской области, приговорен к расстрелу 1937, 20 ноября – расстрелян в Лисьем овраге под г. Чимкент вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым) Архивные источники и литература

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 марта – Избран почетным членом Орловского церковного историко-археологического общества. 29 апреля – Утвержден епископом Тульским и Белевским Парфением (Левицким) в звании действительного члена Тульской епархиальной палаты древностей. 5 мая – Избран в действительные члены Императорского общества преподобного Нестора Летописца при Университете св. Владимира в Киеве. 6 мая – Награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 1 октября – Избран членом Комитета по устройству и упрочению существования православной домовой церкви в Биаррице в виду ее предстоящего трехлетия; настоятелем этой церкви был племянник Глубоковского протоиерей Н. В. Попов. 2 октября – Избран и 4 октября утвержден митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) почетным членом Церковного исторического и археологического общества при КДА. 10 ноября – Избран действительным членом Тульской губернской ученой архивной комиссии. Декабрь – Включен в состав Исполнительного комитета по созыву Международного исторического съезда в С.-Петербурге в 1918 г. Опубликовал 5 статей об архиепископе Смарагде (Крыжановском), в «Колоколе» – статью по «делу А. Ющинского»; в «Церковном вестнике» – заметку о IV Велеградском съезде и рецензию на книгу профессора А. А. Цагарели по грузинскому церковному вопросу. 1914 Между 10 января и 18 июня 1915 – Работал над статьей «О втором послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам». Между 24 и 28 февраля – По просьбе академика А. С. Лаппо-Данилевского подготовил справку о 35 церковно-исторических и церковно-археологических обществах из 60, существующих (по подсчетам Глубоковского) в России. 10 апреля, 7 июня – Работал над статьей «По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К. П. Победоносцеву ». 5 июня – Избран почетным членом МДА, 24 июля утвержден Св. Синодом указом за 12991. Между 6 и 24 июня – Вышла книга «Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский († 1863, XI, 11): его жизнь и деятельность» (СПб., 1914). 6 июня – Избран и 24 июля утвержден указом Св. Синода за 12288 почетным членом КДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010