22 Вот преемственный ряд Иркутских Иерархов: Инокентий Кульчицкий (святый) Епископ с 1727 по 1731 год. Иннокентий Нерунович, Епископ 1732–1747 г. Софроний Кристаллевский, Епископ 1753–1771 г. Михаил Миткевич, Епископ 1772–1789 г. Вениамин Багрянский, Епископ 1789–1814 г. Михаил Бурдуков, Архиепископ 1814–1830 г. Ириней Несторович, Архиепископ1830–1831 г. Мелентий Леонтовнч, Архиепископ 1831–1885 г. Иннокентий Александров, Епископ 1835–1838 г. Нил Исакович , Архиепископ 1838–1854 г. Афанасий Соколов, Архиепископ 1854–1857 г. Евсевий Орлинский , Архиепископ 1857–1860 г. Парфений Попов, Архиепископ, управляет Иркутскою Епархиею с 13 Сентября 1860 года. 23 В северной стене Спасского храма, вошедшей после, по пристроении придела, внутрь церковного здания, вложен камень c надгробною надписью, что 31-летняя супруга Измайлова Марья Федоровна скончалась в Иркутске 1726 года ночью на 25 число Марта. 24 Однакож в этом указе совсем не упоминается монастырь Селенгинский, и на представление Тобольского Митрополита об удержании сего монастыря за собою, не сказано ни да ни нет. 26 Со всех ставленных, и на заложение церквей, грамот, с переводных указов, с тяжебных дел, положена была пошлина в усиление способов содержания архиерейского приказа. Но святитель Иннокентий любил прощать ее. 27 Артемон Шляков, по его показанию, был служитель Белозерского Кириллова монастыря, в котором, по словам его, имел возраст и воспитание от младенчества; а в 1724 году отпущен был в сибирские города с пашпортом. 28 Из дел видно, что при вступлении в должность настоятеля Архимандрита Антония Платковского, в 1721 году, в Вознесенском монастыре было больше трех тысяч денег лежалых, да тысячи с полторы ходячих. И он все их израсходовал. 29 Не лишне знать тогдашние цены на припасы: коврига хлеба гривна; пуд сухарей 8 алтын 2 деньги (25 к); пуд ржаной муки 6 алт. 4 д. (20 к.); квасник 2 алт. (6 к.); пуд масла коровьего 1 р. пуд крупы ячной 10 алт. (30 к.); 60 сальных свеч 25 коп. 30 Прикидываясь пре послом таким невинным, и все слагая на недоброжелательство будто бы Святителя, Платковский конечно хорошо помним, что он уже неоднократно был требован по монастырским захватам в Иркутскую канцелярию по определению Св. Синод и по указанию Тобольских властей помимо Святителя, и что дела эти остаются не решенными единственно по его упорству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

238 Для сравнения приводим современное расписание блюд семинарского стола в великий пост. Дни Завтрак Понедельник Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, компот Винегрет Вторник Икра кетовая с хлебом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и огурцами, пончики с повидлом Вареники с картофелем.   Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша пшенная, кисель клюквенный Фаршированная щука с хреном и уксусом Четверг Лососина и варе картофель с маслом Суп перловый с грибами, рыбные котлеты с грибным соусом, саго с красным вином Холодный борщ с бычками и пироги с чечевицей Пятница Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, вишневый кисель Картофель жареная с огурцами Суббота Пироги с горохом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и капустой, компот из сухих фруктов Уха из бычков с фрикадельками и пироги с рисом Воскресенье Суши вермишелевый с грибами, рыба жареная с огурцами, александрийский пирог с повидлом Вареники с капустой 309 Журналы педагогич. собр. правл. сем.за 1874 – 75 уч. г. 1 и дела правл. сем. за тот же год 11. 411 Журн. правл. сем.за 1883–4 уч. г. 12 и 16. В должности инспектора одесской семинарии за время ее существования состояли следующие лица: Иером. Пантелеймон Помигуев (183: 8–1841), иером. Ионасаф Гапонов (1841– 1843), иером. Вениамин Суворов (184: 3–1846), иером. Геннадий Левитский (184: 6–1858), иером. Вениамин Быковский (185: 8–1864), свящ. Николай Неводчиков (186: 5–1868), свящ. Алексей Соловьев (1869–1887), Василий Анисимов (1884–1905), Яков Чредин (1905–1906), и Конст. Спасский (1906). 422 Приводим в хронологическом порядке список ректоров одесской дух.сем. за 75-летие ее существования. Архим. Порфирий Успенский (1838–1840), архим. Афанасий Соколов (1841), архим. Никодим Казанцев (1841–1845), архим. Израиль Лукин (1815–1848), архим. Парфений Попов (1848–1852), архим. Серафим Аретинский (1852–1858), архим. Феофилакт Праведников (1858–1864), прот. Мартирий Чемена (1868–1901), прот. Василий Флоровский (1901–1903), архим. Анатолий Каменский (1903–1906) и прот. Константин Бречкевич (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Когда обращается к православной церкви один из супругов, состоящих в граждански-законном (на основ. закона 1874 г.) браке, то ни о каком способе церковного освящения этого гражданского брака и речи быть не может: ибо другой супруг еще остается в расколе. 3) Когда же оба раскольники – супруги, состоящие в браке, записанном в полицейскую метрическую книгу, присоединяются к православной церкви, то вопрос о способе освящения их брака может быть решаем не одинаково, а именно: во 1-х или: α´) по строгой точности канонического права, или же β´) снисходительно. Рассуждая строго канонически, каждый раскольничий брак, как не имеющий церковного освящения, должен получить оное через совершение полного церковного венчания. Но каноническое право и современная церковная практика допускают и снисходительное к немощной совести обращающихся отношение. В этом случае допустимо следующее разнообразие в способах действования церкви: α´) Браки раскольников, венчанные по чину древне-православному в раскольнических часовнях, могут быть оставляемы в полной силе без совершения над ними какого-либо священнодействия. β´) Браки беспоповцев независимо от того вписаны или не вписаны они в полицейскую метрическую книгу должны быть венчаны или полным чином (браки федосеевцев) или каким-либо сокращенным (браки поморцев) – навершением. γ´) Если обращающиеся к церкви оба супруга из бесповщинского толка не пожелают освятить своего брака, записанного в метрическую полицейскую книгу: то церковь должна отнестись к их браку, только как по терпимому гражданским законом сожитию и отнюдь не удостаивать мужа, состоящего в таком сожитии, какой-либо священной степени. Такова общая схема нашей статьи, или тезисы в ней рассматриваемые. —128— Они явились у нас результатом довольно внимательного и усиленного анализа текста рассматриваемого закона, мнений высказанных в судебных речах по поводу процесса Парфенова и компетентных толкований этого закона, уже изданных в печати. Не претендуя на научную основательность аргументации этих тезисов (ибо мы писали не ученую диссертацию, а только журнальную статью) мы однако же считали себя вправе приписывать им ясность, точность и строгую логическую последовательность и на этом основании утешали себя надеждой, что наша статья принесет некоторую пользу нашим читателям и может быть обратит на себя благосклонное внимание даже лиц компетентных в решении юридических вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

49 Парфений (Попов), архиепископ Иркутский, воронежец родом, начал духовно-учебную службу в Орловской семинарии... В 1852–4 гг. был ректором Казанской академии, въ 1854–1860 гг. Томским епископом, въ 1860–1873 г. занимал Иркутскую кафедру. В русской церковной истории известен как прекрасный миссионер, обративпнй ко Христу тысячи инородцев. 50 В 1685 г. Албазин, русский городок на Амуре, был разорен китайцами и часть русских была уведена в Пекин, где населила слободу Русская сотня, а часть побита. 51 Ипп. Ирин. Завалишин, брат декабриста, тоже сосланный в Сибирь, но не по политическому делу, автор описания Зап. Сибири. В Казанской губернии у него были родные. 52 Мих. Сем. Корсаков, генерал-губернатор в Сибири (1862–1871). В ознаменование его сочувственного отношения к интересам миссии одно селение в Кударинском ведомстве, образовавшееся из новокрещеных, получило название Корсаковскаго. 54 Вероятно, разумеется Николай Поминов, рясофорный послушник (после монах Иннокентий), поступивший в миссию в 1864 г. и умерший в 1884 г. Нижепоименованные о.о. Павел и Мисаил неизвестны. 58 Н. Болдонов, студент Иркутской семинарии, учитель бурятского языка в Иркут. дух. училище, автор Русско-бурятскаго букваря (1866). После он преподавал закон Божий при Балаганской степной думе (1873). 59 Акакий, в миру – Артемий Левицкий, студент ветеринарного отделения Московской медицинской академии, привезенный в Алтайскую миссию ее основателем архим. Макарием Глухаревым и умерший в сане игумена в 1874 г. 65 Архив Св. Синода, дело 1868 года за 762 («О пререканиях членов Алтайской духовной миссии с Миссионерским Обществом»), т. II, лл. 203–218. Копия. При переписке с нее приходилось некоторые слова вставлять и исправлять по догадке. 69 Степан Иванович – отец архим. Владимира, бывший причетник Донской епархии, после священник Улалинской женской общины на Алтае († 1875). Афанасий Григорьевич Мальков, скоро после того попечитель Алтайской миссии. 71 Напеч. в «Христианском чтении», 1864, II, 129–138, в «Ирк.еп.вед.»,1864, 14, в отднльных изданиях 1865 и 1882 гг., в Зап. Мисс. Общ., II, в «Трудах прав. Миссий вост. Сибири», I, 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 августа 1901 г. по болезненному состоянию пострижен в мантию схимонахом Парфением (Гвоздевым) в келлии Благовещения Пресвятой Богородицы [см., напр.: определение Свят. Синода от 13–20 нюня 1903 г. за 2668, о включении келлии Благовещения Пресвят. Богородицы на Афоне в число келлий, коим воспрещено высылать пожертвования (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1903, д. 2178, л. 37–38); определение Свят. Синода от 22 ноября-19 декабря 1907 г. за 7719. по ходатайству старцев Афонских келлий: Трех Святителей, Игнатия Богоносца . Введения во храм Пресвятыя Богородицы и Благовещения Пресвятыя Богородицы, о снятии с них запрещения высылать на их имя денежные пожертвования (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1907, д. 2342, л. 1–10)]. В тот же день Серафим (Уствольский) покидает Афон. 28 августа 1901 г. является в Дамаске к патриарху Антиохийскому Мелетию , с чьего разрешения 31 того же августа в Бейрутском соборе Георгия Победоносца сослужит на обедне чередному священнику. В первой декаде сентября четыре раза принимает участие в литургиях в Вифлееме, Галилее, в храме Воскресения Христова (где по благословению патриарха Иерусалимского Дамиана разрешено паломникам в священном сане, не имеющим при себе удостоверяющих личность документов, один раз сослужить при Боговосприяшем Гробе), также в русской церкви на Елеонской горе с ведома начальника Иерусалимской духовной миссии архимандрита Александра (Головина). В сентябре 1901 года возвращается в Хутынский монастырь; 27 того же сентября запрещён в священнослужении преосвящ. Новгородским Гурием. Согласно определению Свят. Синода от 16 ноября 7 декабря 1901 г. за 4698, по делу о бывшем священнике Стефане Уствольском, принявшем пострижение в монашество и восстановленном в сане на Афоне, за свои противоканонические деяния помещён в больницу Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря для испытания психического здоровья [РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1901. д. 2141. л. 87]. С 1766 года душевнобольные, которым по незначительности их проступков и прегрешений оказывалось снисхождение, помещались в лазарет Спасо-Евфимиева монастыря, а преступившие закон содержались в арестантском отделении монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

7 ноября 1858 года от Тихвинского Антониева Дымского монастыря было получено в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет новое прошение рассмотреть службу и акафист прп. Антонию Дымскому. Дальнейших подробностей дела не знаем. В 1864 году дело об акафисте увенчалось успехом. Встречавшиеся затруднения были устранены. От 12 августа 1864 года за 3535 последовал Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ Святейшего Синода о рукописи «Служба преподобному и богоносному отцу нашему Антонию, Дымской обители начальнику, вместе с акафистом». В указе сказано, что в обстоятельства сего дела входил рапорт преосвященного митрополита Исидора от 19 июля за 2474, которым преосвященный свидетельствовал, что служба и акафист составлены благоприлично, с обстоятельствами жизни преподобного сообразно и для чтущих память его назидательно, а потому могут быть одобрены к напечатанию. Святейший Синод согласно с мнением преосвященного митрополита Исидора службу с акафистом прп. Антонию, Дымской обители начальнику, разрешил к напечатанию. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету послан от 12 августа 1864 года за 3535 172 . 40 Акафист свт. Тихону, епископу Воронежскому 20 июня 1861 года Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом была одобрена представленная статским советником Николаем Васильевичем Елагиным служба свт. Тихону, епископу Воронежскому; 21/22 июня того же года она была разрешена к напечатанию Святейшим Синодом 173 . С 17 марта 1864 года возникает в Св. Синоде дело об акафисте святителю. Поступает донесение Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета от 15 марта за 240 с рукописью, содержащей акафист свт. Воронежскому Тихону. И вносится рапорт митрополита Киевского Арсения также с предложением рукописного «Акафиста святителю Христову Тихону», «составленного Киево-Фроловского Девичьего монастыря казначеей, монахиней Парфенией, сочинительницей службы свв. просветителям славян Кириллу и Мефодию». При докладе Синоду упомянутых донесения и рапорта митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор заявил, что к нему в разное время и от различных лиц поступили еще акафисты тому же свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

828 Дату 18 ноября называет сам епископ Иоасаф в анкете арестованного. – см. Архив КГБ РТ, д. 2–18199, т. 1, л. 249об. Дату 19 ноября называет иеромонах Дама­скин. – см. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч. С. 490. 831 Арестованные были осуждены: кто – к трем годам концлагерей (епископы Амвросий (Полянский), Прокопий (Титов), священник Петр Шипков, псалом­щик Иоанн Попов , бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода Петр Истомин), кто – к трем годам ссылки в Казахстан и Зырянский край (епископы Тихон (Шарапов), Николай (Добронравов) , Дамаскин (Цедрик), Гурий (Степанов) , Иоасаф (Удалов), Парфений (Брянских), Пахомий (Кедров), священники Николай По­кровский, Василий Скворцов, Константин Скворцов , священник Иоанн Сквор­цов, бывший обер-прокурор Александр Самарин, миряне Владимир Токаревский, Кирилл Матвеев, Федор Челищев), кто – к ссылке на два года (епископ Герман (Ряшенцев), священник Николай Семеняко, диакон Михаил Шик, миряне Лев Хреновский, Иоанн Мещерский), кто – к условной высылке в Зырянский край на 2 года (Константин Виноградов), кто – к лишению прав проживания в шести крупных городах с областями (бывший обер-прокурор Владимир Саблер, известный дореволюционный дипломат Павел Мансуров). – см. Дамаскин (Ор­ловский), иером. Указ, соч. – С. 491. 837 Именно как «отказ» рассматривали многие иерархи «молчание» митропо­лита Сергия на просьбу митрополита Кирилла направить их переписку на суж­дение митрополита Петра. 843 Помимо епископа Иоасафа были привлечены: Скворцов Александр Яков­левич, 1885 г. р., уроженец с. Нурбаш, ТАССР, отбывающий срок наказания; Са­пожников Николай Петрович , 1891 г. р.; Бойчук Андрей Николаевич, 1884 г. р., уроженец дер. Скришили (Польша); Савинский Константин Софронович, 1882 г. р., уроженец Сниткеево, б. Подольской губернии; Егоров Лев Михайлович, 1889 г. р., уроженец Ленинграда; Тумбасов Александр Иванович , 1902 г. р., уроженец Яранска; Юшков Савелий Семенович, 1882 г. р., урож. с. Казанцево, быв. Засибкрая; Цивилева Варвара Панфиловна, 1902 г. р., урож. г. Минусинска, монахиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

83 . Узнавши, что друзья мои, отец Иоанн и Анатолий, живут в Саратовской губернии, в Иргизских монастырях, хотя не имея ни одной копейки денег, чрез Самару прибыл к ним, и много друг другу радовались, что увиделись нечаянно. Вот через 20 лет опять увидел Иргизские монастыри, но только уже не в таком виде, как прежде были, – не стало беглых попов, а все законное священство. Погостив там шесть недель, я начальниками был выгнан, что сказал правду, что в Афоне молятся в три перста. Оттуда чрез Хвалын, Сызрань и Симбирск опять возвратился в Казань. Здесь, в Консистории узнав, что нашего монастыря сборщику, монаху Иерению, Святейший Синод выдал книгу для сбора, я очень был рад хотя бы послужить сборщику для обители и отправился в Санкт-Петербург, хотя денег нет ни копейки, чрез Нижний Новгород, Владимир, Москву, Тверь, Новгород, прибыл в Санкт-Петербург, еще в первый раз, как в темный лес, но однако отыскал своего сборщика, который был в Афоне близкий друг; но он принял меня очень холодно, даже и огорчил. Я что буду делать: есть нечего, жить негде, дела никакого нет – пошел на Малую Охту, в часовню Валаамского монастыря, и спросил: «Нельзя ли попасть на Валаам?» Старцы отправили меня с попутчиками туда, и в Великом посте прибыл я в монастырь и постился там шесть недель до весны. Спаси, Господи, игумена Дамаскина – принял меня очень ласково и успокоил меня, и даже упрашивал меня остаться навсегда у них жить. Я сказал, что послан за послушание; на Валаам приехал по льду, а с Валаама – в лодке, на берег, а потом пеший 250 верст по Финляндии и по пути заходил на Коневец; там погостил четыре дня. Валаам мне лучше показался: больше благочиния и построже живут. Потом прибыл в Санкт-Петербург, а оттуда сел на тихвинку и поехал водою до Казани, чрез города Ладогу, Тихвин и Устюжну, по рекам Сясе, Горюне, Сомине и Мологе, города Мологу, Рыбинск, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и прибыл в Казань. Здесь бумаги и книга сборная из Афонской Горы меня дожидались. Я, получив, был утешен этим и, по благословению преосвященного Владимира, посбирал для Горы Афонской. Насбирав 100 руб. серебром, отослал в монастырь, а сам отправился опять в Санкт-Петербург для получения законной книги из Святейшего Синода и потом до Нижнего по воде, а до Москвы – на конях; здесь я вознамерился побывать в Сергиевой Троицкой Лавре и поклониться святым мощам преподобного Сергия. Еще дотоле в Лавре не бывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

А мы теперь не имеем и епископа у себя. И евреи читают свои книги древние, самые те, которые написал святой Моисей и прочие Пророки, или лучше сказать, которые предал Сам Бог; но ничтоже их пользуют те книги, когда они распяли Самого Сына Божия, Которого предсказали все пророки, но еще и большее приимут наказание: ибо не познавый волю Господина своего, хотя и не сотворит, наказан будет, но меньше; а познавый волю Господина своего, и не сотворивый, наказан будет больше. Так и нам что пользуют книги Патриарха Иосифа и прочих Патриархов, что мы их читаем, когда мы находимся вне Святой Восточной Соборной Апостольской Христовой Церкви, и отверглись и отступили от всех четырех Вселенских Восточных Патриархов, и от всех митрополитов, архиепископов и епископов? Мы их читаем только на большее себе осуждение. He только мы не имеем патриарха, но ниже митрополита, ниже епископа, a только и имеем одних попов, и то беглых. Поэтому вера наша не древняя, и не та, в которой спаслись святые отцы: ибо все они спаслись во единой Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви, с патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами. Мы же теперь всей этой благодати лишены и чужды, и погибаем, как заблуждшия овцы, не имуще себе ни пастырей, ни учителей; а только скрываются у нас беглые волки, которые поядают души наши. Поэтому вера наша не старая и не Христова, и не та, которую проповедовали святые апостолы, потому что они когда проповедовали, то повсюду поставляли епископов, и препоручали им пасти Церковь Божию, и вручали им словесных овец, – и не та, которую утвердили святые отцы на седьми Вселенских Соборах, потому что на Соборах присутствовали патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы; но вера наша новая и нововыдуманная простыми мужиками и монахами, и уложенная в Стародубских слободах на Ветке, от чего и называется наша секта или согласие ветковским. И даже мы все еще этим хвалимся и величаемся, что наша вера ветковская и на ветке утвержденная. Вот, возлюбленные, какая наша церковь , – не соборная и не апостольская и не Христова, а ветковская.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

А придет какой-нибудь незванный и непосланный простолюдин, старик или старуха, то все слушают их, и все готовы за ними в явную погибель; это уже какая-то диавольская вражья злоба, или уже за грехи Божие попущение на мир. Однакож далеко оставивши Поморские ответы, опять возвратимся к ним. Следующим ответом Андрей Денисов дерзнет отвергать самую величайшую Божественную тайну – причащение тела и крови Христовой. Этот еретик даже не устрашился словес самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ибо сам Спаситель сказал утвердительно и повелительно: аминь амин глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. ядый мою плот и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво. (Иоанна зачало 23). И паки глаголет: Ядый мою плоть и пияй мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. (Зачало 24). Вот заповедь Христа, Спасителя нашего, непреложная. Дважды Он сказал, аминь, аминь, то есть слово Его истинно: небо и земля мимо идут, слова же Господа никогда не прейдут. Всех этих угроз не побоялся Андрей Денисов, и начал учить и утверждать, что не нужно причастие, можно и без него спастись . 16. О тайне евхаристии Вопрос 104. Святую Евхаристию где емлете? И бываете ли причастники тайны сей, и от кого посвященного причащаетеся? Или так без причащения тела и крови Христовой помираете; зане Церквей и попов у вас нет? И аще есть, скажите, где церковь и кто поп? Ответ 104. 1) Христос Спаситель наш пречистыми усты своими глаголет: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. (Иоанна зачало 24). Сия словеса Христа Бога нашего, елико всякого достовернства и благоговейного почитания достойна суть, толико и прилежного во тщании исполнения требовательна, во еже всякому всегда причастнику быти животворящия плоти Христовой и крови Господней, во освящение души и тела, в наследие живота вечного. 2) О чесом вси верующие Христу, а наипаче усердствующии спастись, присно являют огнепальное желание Божественных тайн причащатися.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010